Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
инновации / инновационный менеджмент / инновационная деятельность / инновационные процессы / innovations / innovative management / innovative activity / innovative processes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Д. В.

В наше время, когда глобализация и научно-технический прогресс идут полным ходом, успешная работа компании во многом зависит от создания инновационного продукта. Он должен соответствовать актуальным требованиям. Инновационная деятельность — это непрерывный процесс, который помогает организации, получившей конкурентные преимущества, сохранять и преумножать их. Без постоянного внедрения инноваций компания не сможет развиваться в условиях современной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITIES ORGANIZATIONS AND ITS ELEMENTS

In our time, when globalization and scientific and technological progress are in full swing, the successful operation of a company largely depends on the creation of an innovative product. It must meet current requirements. Innovative activity is a continuous process that helps an organization that has received competitive advantages to maintain and increase them. Without constant implementation of innovations, a company will not be able to develop in the conditions of modern competition.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ»

УДК 338

Иванова Д.В.

студент

Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I (г. Санкт-Петербург, Россия)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация: в наше время, когда глобализация и научно-технический прогресс идут полным ходом, успешная работа компании во многом зависит от создания инновационного продукта. Он должен соответствовать актуальным требованиям. Инновационная деятельность — это непрерывный процесс, который помогает организации, получившей конкурентные преимущества, сохранять и преумножать их. Без постоянного внедрения инноваций компания не сможет развиваться в условиях современной конкуренции.

Ключевые слова: инновации, инновационный менеджмент, инновационная деятельность, инновационные процессы.

В этой статье обсуждается важность внедрения инноваций в деятельность современных организаций. Инновационная деятельность и инновационный менеджмент представляют собой сложные структуры, которые включают множество компонентов и зависят от различных факторов.

Давайте подробнее рассмотрим, что такое инновация. Инновация — это результат инновационной деятельности, который воплощается в форме нового продукта, услуги, технологии или организационно-экономической системы. Она имеет очевидные качественные преимущества, которые проявляются в процессе проектирования, изготовления, продажи, использования и переработки товаров. Инновация предоставляет большую экономическую (например, снижение

издержек, увеличение прибыли) или социальную выгоду по сравнению с предыдущим продуктом или услугой [2, с. 141].

Потребность в инновационном развитии компаний предъявляет новые требования к организации, структуре и методам управленческой деятельности. Внедрение и наладка инновационной деятельности на предприятии предполагает использование системы мер, нацеленных на комбинацию всех его структурных элементов в общем процессе управления инновациями.

Внедрение системы инновационного менеджмента в компании позволяет перейти к более совершенным методам организации работы, что способствует увеличению производственных возможностей предприятия. Инновационная деятельность свидетельствует об активном развитии компании как в экономическом, так и в организационном плане.

Чтобы успешно вести хозяйственную деятельность, необходимо скоординировать её ключевые компоненты, то есть организовать их логично и рационально (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Основные элементы организации хозяйственной деятельности предприятия.

Чтобы внедрить систему инновационного менеджмента на предприятии, нужно принять особые правила и меры. Они помогут рационально использовать все ресурсы в ходе управления инновационными процессами [1, с. 94].

Обычно в инновационной деятельности компании выделяют такие основные компоненты:

определение целей управления,

разработка стратегии,

подготовка программы управления,

составление плана инноваций,

выбор методов управления,

распределение задач по выполнению программы,

организация контроля за выполнением программы,

оценка и анализ эффективности управления,

регулирование процессов реализации инновационной деятельности. Установление целей управления инновационными процессами в значительной степени сопряжено с выработкой единых целей хозяйственной деятельности, в том числе повышения прибыли, увеличение рыночного охвата, выход на новые рынки, развитие ассортимента, повышения уровня имиджа компании и т. д. Успехи, которые достигаются при достижении целей компании в значительной степени определяются условиями, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Условия, определяющие инновационную деятельность компании.

Группа факте ров Перечень факторов

Внутренние - ресурсы [материальные и финансовые); - техника; - технология; - организация; - управление, - кадровый потенциал; - маркетинг; - научный потенциал; - восприимчивость и нововведения; - сопротивление нововведениям; - отраслевая принадлежность предприятия; - степень самостоятельное"! и предприятия; - форма собственности; - размер предприятия

Внешние Факторы прямого воздействия: - потребители: - конкуренты; - рыночная инфраструктура: - бюджетная и налоговая системы; - государственная инновационная политика: - законодательное обеспечение инновационной деятельности: научный потенциал страны - (региона}; - уровень инновационной культуры населения; - защита и охрана интеллектуальной - собственности.

Факторы косвенного воздействия!: - состояние макроэкономики: - обеспеченность природными ресурсами; - социально-демографическая политика; - международное научно-техническое сотрудничество; - политическая ситуация: таможенная политика.

На основе установленных целей и стратегии инновационной политики определяются основные задачи в области развития инноваций в компании. Эти задачи решаются в рамках программы управления инновационной деятельностью.

Помимо определения целей и стратегий, инновационный менеджмент включает:

составление списка инновационных исследований, которые будут использоваться в коммерческих целях в период осуществления инновационной деятельности,

разработку основных характеристик инновационного развития (включая эффективность и экономическую целесообразность),

определение источников и порядка финансирования инновационной деятельности в соответствии с разработанным планом,

создание концепции управления инновационным развитием в рамках инновационного менеджмента,

установление принципов правового и административного взаимодействия между участниками и партнёрами в процессе инновационной деятельности.

Составление плана инноваций предполагает разработку долго-, средне-и краткосрочных планов компании, что потребует постоянного контроля, корректировки и согласования планов. Основные правила, которые необходимо соблюдать при организации инновационной деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2. Правила планирования при организации инновационной

деятельности.

Правила Содержание

Научная обоснованность Учёт законов и тенденций научно-технического и экономического развития, объективных условий и специфически* характеристик конкретных инновационных процессов.

Доминирование Стратегически* аспектов Долгосрочный характер процессов создании инноваций и длительность их жизненного цикла вынуждает для обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта ориентироваться на долгосрочные (стратегические) задачи.

Комплексность планирования Системная уэяэкэ пианов всех инновационны* проектов

Бюджетная сбалансированность планов Все составляющие плана должны соответствовать по бюджетным расходам источникам их финансирования, что исключает рассогласование финансовых возможностей выполнения отдельных составляющих лла-нов-

Гибкость и эластичность планирования Динамичоская реакция планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов.

Непрерывность Преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; постоянная доработка планов расчётов в соответствии с изменяющимися условиями и возникающими отклонениями.

Технологические приёмы, применяемые в инновационном менеджменте, обусловливаются необходимостью поиска новых методик в комбинации с требованиями быстрого и эластичного внедрения результатов в процесс производства [4, с. 203].

За координацию работ по реализации программы инновационной деятельности отвечает функция согласования инновационных процессов и всех компонентов системы инновационного менеджмента.

Эффективная организация инновационной деятельности имеет ключевое значение на этапе подготовки к созданию и внедрению инноваций различных масштабов.

Грамотный контроль за выполнением программы инновационной деятельности предполагает мониторинг качества выполнения инновационных процессов в контрольных точках, которые определяются на каждом этапе реализации проекта [2, с.178].

На основе этих данных проводится анализ выполнения плана инновационной программы и даётся оценка эффективности инновационного менеджмента. Рассматривая и оценивая эффективность управления инновационными процессами как масштабным и многоаспектным явлением,

необходимо также учитывать затраты и последствия, не поддающиеся денежной оценке. (общественные, общественно-политические и т. д.) [3, с. 220].

В условиях современной конкуренции успех компании зависит от её способности быстро и гибко адаптироваться к изменениям в экономике. Важно своевременно корректировать текущие стратегии и разрабатывать новые, которые помогут достичь долгосрочных конкурентных преимуществ.

Отечественные предприятия в своей инновационной деятельности должны следовать трём основным направлениям:

Использовать мировые разработки, покупая лицензии, технологии и готовые конструкторские решения и адаптируя их под свои производственные условия.

Проводить собственные исследования и разработки с привлечением экспертов из различных отделов, главного конструктора, главного технолога и производственных подразделений, а также специализированных организаций.

Поддерживать сотрудничество с научно-исследовательскими институтами как академического, так и отраслевого профиля. Это может быть реализовано через заключение договоров на проведение исследований или привлечение специалистов из этих учреждений к разработке технической документации для инновационного проекта предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев, А.А. Инновационная экономика. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Люберцы: Юрайт, 2016. - 247 с;

2. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие, 3-е изд. М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 384 с;

3. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016. 292 а;

4. Федотенков Д. Г., Падалко А. А. Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона // Молодой ученый. - 2014. -№ 3. - с. 565-572;

5. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум. 3-е изд., пер. и доп. Люберцы: Юрайт, 2016. - 326 c

Ivanova D.V.

St. Petersburg State University of Railway Engineering Emperor Alexander I

(St. Petersburg, Russia)

INNOVATIVE ACTIVITIES ORGANIZATIONS AND ITS ELEMENTS

Abstract: in our time, when globalization and scientific and technological progress are in full swing, the successful operation of a company largely depends on the creation of an innovative product. It must meet current requirements. Innovative activity is a continuous process that helps an organization that has received competitive advantages to maintain and increase them. Without constant implementation of innovations, a company will not be able to develop in the conditions of modern competition.

Keywords: innovations, innovative management, innovative activity, innovative processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.