ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
S
К <
т О
СП £
« о
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
К. С. Альсеитов,
преподаватель специальных дисциплин, Костанайский политехнический высший колледж
He?ii?i свздер: инновацияльщ эрекет, v^sipemmmmmep, оза оцы-ту, кэаби цуз^ретттк, инновагщ-ялыц элеует
Ключевые слова: инновагцюнная деятельность, компетенции, опережающее обучение, профессиональная компетентность, инновационный потенциал.
Keywords: innovative activity, competences, advancing training, professional competence, innovative potential.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ацдатпа
Бул макала мекеменщ ерекшелтн жэне студент пен окытушыныц шыгармашылыгыныц барын-ша кеп дамуына мумкшдш беретш, инновацияльщ куз1ретп кэслби бииктипкп жасаушы ретшде калып-тастыратын, колледждеп инновацияльщ эрекеттщ манызын ашады. Макал ада «инновацияльщ эрекет» угымына аньщтама бершш, студенттердщ инновацияльщ эрекетш жогарылату амалдары айкындапган. Шыгармашыльщ амал талдауы жэне колледж ок;ы-тушыларыныц кэс1би-педагогикальщ бшштштнщ даму мэселес1 сипатталган.
Аннотация
В этой статье раскрываются особенности организации и содержания инновационной деятельности в колледже, способствующей развитию творческих способностей студентов и преподавателей, формированию инновационных компетенций. Дано определение инструментов инновационной деятельности, повышающих инновационную активность. Проанализированы теоретические подходы к проблеме педагогической компетенции преподавателей колледжа.
Annotation
This article reveals the features of the organization and content of the innovative activity at the college, which promotes the ultimate development of creative abilities of students and teachers, and formation of innovative competences. The definition of "innovative activity", the tools rising students' innovative activity are given, theoretical approaches to the professional-pedagogical competence of college teachers are described.
Реформирование среднего профессионального образования включает проведение структурно-содержательной модернизации профессионального обра-
4В
зования в направлении удовлетворения потребностей личности и рынка труда, оптимизацию содержания профессионального образования, его организационных форм и технологий, развертывание системы социального партнерства с бизнесом и работодателями.
Современный рынок труда требует от выпускника колледжа не только выполнения традиционных профессиональных обязанностей, но и формирование у обучающихся новых компетенций: готовность к происходящим переменам, неопределенному будущему, самостоятельности в принятии адекватных решений в нестандартных ситуациях, переоценке ценностей. Подготовка подобного специалиста возможна при изменении системы среднего профессионального образования.
В последнее время появились научные работы, посвященные организации и содержанию инновационной деятельности педагога; разрабатываются теоретические основы исследований с точки зрения системного, компетентностного, личност-но-деятельностного подходов. Среди инновационных процессов реформирования технического образования необходимо отметить преобразование методологического знания, предполагающего полипа-радигмальность, выступающей как методологическое основание инноваций, направленных на построение индивидуально-образовательного процесса, ассимилируя системный, компетентностный, синергетический, личностно-деятельност-ный подходы в процессе обучения студентов колледжа.
Инновационная деятельность колледжа в качестве фактора развития профессионально-педагогической компетентности обусловлена модернизацией образования, проявляющейся в диверсификации, интеграции уровней профессионального образования, переходе его на модель опережающего обучения [1, 14- 27].
Основным приоритетом среднего специального образования становится подготовка личности специалиста компетент-
ного, мобильного, способного не только адаптироваться в современной системе образования, но и творчески участвовать в ее развитии, разрабатывать, осваивать и использовать инновационные проекты.
Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, сущностных аспектов целеполагания и целеосуществления, выхода за пределы традиционной исполнительской деятельности преподавателя и смены ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности [2, с.З].
В то же время, как показывает анализ повседневной практики, значительная часть преподавателей средних учебных заведений продолжают работать в рамках знаниевой парадигмы образования, когда технологическая подготовка будущих специалистов ориентирована на достижение результата при реализации отдельного алгоритма действий.
Преподаватели часто действуют стереотипно в силу сложившихся традиций, выполняя инструментальную роль, не включившись в инновационную деятельность, так как ранее перед педагогом ставились более узкие задачи и направленность их определялась конкретным (нормативным) профессионализмом [2, с.23]. У большей части преподавателей не сформирована потребность в изучении и применении бегаем
того педагогического опыта, отсутствуют ¡^ умения и навыки в его анализе и отборе. ® В связи с этим актуализируется проблема § развития профессионально-педагогиче- <? ской компетентности педагога колледжа, ^ которая, на наш взгляд, может быть разре- ^ шена в результате включения преподавате- ^ лей в инновационную педагогическую дея- ^ тельность. д
Анализ теоретических подходов разви- и тия профессионально-педагогической ком- к петентности и сопоставление их с реальной Щ практикой педагогической деятельности, а § также с потребностями социально-педаго- ® гической ситуации позволили исследовате-
в; х х
<с
т
о
СП
я
ш О в; х
1-ч
о ч о
X X ш Е-
к
в; К
Рч
о
ш Е-
лям выявить ряд противоречии, с чем мы согласны:
• между традиционным уровнем реализации деятельности преподавателя и динамикой профессиональных задач колледжа как инновационной образовательной системы;
• между требованием активного участия преподавателей в инновационной деятельности и недостаточной их подготовленностью к этому компоненту педагогической деятельности;
• между изменившимися требованиями к выпускникам колледжей и традиционной системой подготовки студентов к профессиональной деятельности;
• между возрастанием социальной значимости взаимосвязи процесса инновационной деятельности и развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей колледжа и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы создания условий эффективной организации этого процесса [2, с.5].
В тоже время практическая организация осуществления инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования представлена на страницах научных изданий недостаточно, что объясняется низким уровнем развития данной деятельности в колледже. Таким образом, различное понимание образования в инновационном пространстве Казахстана открывает множество направлений для его исследования.
Инновационная деятельность педагога, по мнению специалистов, предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций:
• научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
• проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных усло-
виях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
• образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Инновационная деятельность педагогов колледжа рассматривается как фактор развития их профессиональной компетентности, которая определяется как интегральная многоуровневая характеристика профессиональных и личностных качеств педагога, совокупности знаний, умений, опыта, обусловливающих результативную профессиональную деятельность. Инновационная деятельность основана на осмыслении своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. п. [3, с.29- 35].
Инновационная деятельность зависит от инновационного потенциала личности педагога, который определяется творческой способностью генерировать и продуцировать новые представления и идеи; открытостью новому и готовностью совершенствовать свою деятельность; развитием инновационного мышления и формированием инновационного поведения.
Инновационная деятельность преподавателей колледжа предполагает внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, обучение студентов методам творческой деятельности, приемам научно-обоснованной организации труда, навыкам самостоятель-
ной работы, которые способствуют самореализации студентов, созданию ситуации открытости и успеха. Для повышения творческого потенциала студента необходимо использовать на занятиях проектную технологию, технологии проблемного и дея-тельностного обучения, способствующие активному участию студентов в учебном процессе, созданию атмосферы сопереживания и сотрудничества, организации совместной творческой деятельности в процессе освоения инновационных технологий. Использование разных видов учебной деятельности (создание презентаций, выполнение лабораторных работ в виртуальной лаборатории, видеоконференции, виртуальные экскурсии и т.п.) позволяет студентам самостоятельно получать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Таким образом, инновационная деятельность как фактор формирования профессиональной компетентности выпускника колледжа отражает уровень его способности к эффективной теоретико-практической подготовке будущих специалистов и степень готовности к профессиональному развитию в современных условиях. Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать в инновационной деятельности барьеры [4,с. 36-45].
Креативность проявляется в творческой деятельности, ее протекании и результатах. Творческая деятельность - это создание нового, такого, чего раньше никогда не было. Существуют разные виды творчества и достаточно большое количество классификаций этих видов. Одна из классификаций делит творчество на научное, художественное и техническое. Исходя из того, что все люди разные, обладают своим особым набором качеств, черт, задатков, способностей, необходимо создать условия для проявления всего того положительного,
что заложено природой, и развито самим человеком в процессе занятий интересной для него деятельностью. Таким образом, включая студента в тот вид творческой деятельности, который представляет для него некоторую значимость, будут созданы условия для развития, как самой деятельности, так и креативного потенциала обучающегося [5,с. 112-118].
Инновационная деятельность колледжа - это особый вид творческой деятельности, которая направлена на обновление системы образования. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта. Осмысление осуществляется при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики. По видам деятельности инновации делятся на содержательные и управленческие.
Чтобы студенты с готовностью, желанием относились к инновациям необходимо готовить их к инновационной деятельности уже в колледже. Тем более что в настоящее время молодежь все чаще стремится выбирать такой стиль обучения, где адекватным образом может реализоваться личностный потенциал. Наиболее популярными становятся образовательные технологии, при ко- К торых есть большие возможности для фор- <С мирования самостоятельной творческой О личности. Молодые люди в целом более ^ подвижны, восприимчивы ко всему ново- о му и интересному, их легче настроить на Щ принятие изменений, их жизнь есть нечто ^ непознанное и многообещающее. §
Предлагая студенту колледжа сознатель- ^ но совершенствовать какой-либо один или несколько видов творческой деятельности, К создаются благоприятные условия для фор- §
»-. Рн
мирования креативной личности. Креатив- о ная личность будет стремиться изменить и н усовершенствовать окружающую действи-
4Ш
тельность доступными для нее средствами. Студент, отдающий предпочтение техническому творчеству, скорее всего, будет усовершенствовать различные технические средства обучения, создавать новые пособия, приборы и оборудование. Студент с научным складом ума и приверженностью к научному творчеству внесет ощутимый вклад в развитие содержательных и управленческих инноваций.
Преподавателями нашего колледжей применяется технология использования творческой деятельности в качестве средства повышения инновационной деятельности студентов. Данная технология включает следующие этапы:
• создается рабочая группа из активистов и творческих людей, готовая к сотрудничеству и креативному взаимодействию;
• разрабатывается программа развития творческой деятельности студентов с учетом требований акмеологического, системного, культурологического подхода к организации образовательного процесса;
• определяются условия, при которых в различные виды творческой деятельности вовлекаются все заинтересованные участники образовательного процесса (администрация, преподаватели, студенты, технический персонал, родители и т.д.);
• создаются условия для успешного осуществления разнообразных видов творчества (как на территории колледжа, так и за его пределами);
К • устанавливаются связи и организует-<С ся взаимодействие с творческими людьми О города;
^ • организуется группа из студентов, увез лекающихся педагогическими инновация-Щ ми, которая становится генератором идей и ^ разного рода предложений; § • организуются диспуты, конференции, ра на которых предложенные генераторами идеи подвергаться всестороннему обсуж-К дению (не только студентами, но и пригла-§ шенными слушателями - педагогами дру-
Рч
гих образовательных учреждений и т.д.);
• интересные и одобренные специалистами предложения студентов тщательно разрабатываются и проверяются на практике;
• создаются собственные СМИ (газета, журнал, радиожурнал, телевещание в зависимости от возможностей колледжа);
• все результаты творчества по всем его видам (фотографии, рисунки, литературные произведения, достижения в области других видов деятельности и творчества, интересные рефераты, статьи по актуальным проблемам и т.д.) отмечаются, предаются гласности через СМИ колледжа;
• за активность, интересные работы, достигнутые результаты, по разным видам творческой деятельности, отличившиеся в течение года студенты, награждаются грамотами, дипломами и другими поощрениями (в зависимости от возможностей колледжа).
ЛИТЕРАТУРА
1. Современная концепция профессионального обучения URL//http //swapke. Info
2. КуриловаЛ.М. Инновационная деятельность преподавателей педагогического колледжа как фактор развития их профессионально - педагогической компетентности : автореф.дис. канд. пед. наук: 13.00.08/JI.M. Курилова. - Ярославль, 2003. -23с.
3. Григорьева С.Г Формирование ино-вационной культуры учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. докт. пед. наук: 13.00.08/С.Г. Григорьева,-М., 2011 -264с..
4. Сенькин Е.Г. Охрана труда в пищевой промышленност: учебник для техникумов лёгкой промышлености. /Е.Г. Сенькин. - 2-е изд. перераб. и доп.. - М.:Легкая и пищевая промышленность, -1981,- 248с.
5. Беляков Г.И., Охрана труда./ Г.И. Беляков. - М, Агропромиздат, - 2003,- 572с..