УДК 368.025.46
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
© О.Н. Селюгина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проанализированы проблемы развития строительных организаций в аспекте инновационной деятельности. Показана актуальность инновационных процессов в строительной организации; изучены факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций; исследована инновационная активность организаций. Отмечена необходимость формирования инновационной среды на предприятии. Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: инновационная деятельность; инновационная активность; инновационный процесс; инновационная среда.
INNOVATION AS A KEY FACTOR OF CONSTRUCTION ORGANIZATION DEVELOPMENT O.N. Selyugina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article analyzes the development problems of construction companies in terms of innovation. It shows the relevance of innovation processes in construction organizations, studies the factors limiting production activities of construction companies as well as innovative activities of organizations. The necessity of forming an innovative environment in the companies is emphasized. 3 figures. 1 table. 10 sources.
Key words: innovation; innovative activity; innovation process; innovative environment.
Инновационный процесс как форма развития субъектов предпринимательства является распространенным явлением в век новых технологий. Организации любой отрасли используют внедрение инноваций в качестве способа повышения конкурентных преимуществ, снижения затратной составляющей деятельности и, как следствие, повышения рентабельности предприятия.
Строительная отрасль является одной из самых значимых отраслей экономики страны. Использование новых технологий, усовершенствованных способов управления в строительстве создает основу для внедрения и развития инновационных процессов в данной отрасли. Грамотный выбор инновационной модели развития строительной компании способствует повышению эффективности и усилению лидерских позиций на рынке строительных услуг, развитию экономики страны в целом.
Термин инновация на законодательном уровне -это «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях». В соответствии с этим под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновационных проектов, а
также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее функционирования [1].
По данным Федеральной службы государственной статистики факторами, ограничивающим производственную деятельность строительных организаций, являются (рис. 1):
- высокий уровень налогов;
- конкуренция со стороны других строительных фирм;
- неплатежеспособность заказчиков;
- высокая стоимость материалов, конструкций и изделий;
- недостаток квалифицированных рабочих;
- недостаток заказов на работы;
- высокий процент коммерческого кредита;
- погодные условия;
- нехватка и изношенность машин и механизмов.
Факторы, ограничивающие продвижение инновационной деятельности в строительных организациях, можно разделить на три группы (рис. 2):
1. Экономические: недостаток собственного капитала, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, низкий платежеспособный спрос, высокие издержки на нововведения, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости и др.
2. Производственные: низкий инновационный потенциал организации, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации о новых техно-
1Селюгина Олеся Николаевна, ассистент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: (8S52) 60490S, e-mail: [email protected]
Selyugina Olesya, Assistant Professor of the Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (8S52) 60490S, e-mail: [email protected]
логиях, рынках сбыта, невосприимчивость организации к нововведениям, недостаток возможностей для кооперирования с другими организациями, предприятиями и научными организациями.
3. Прочие: низкий спрос на инновационную продукцию со стороны потребителей, недостаточность законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, неопределенность сроков инновационного процесса, неразвитость инновационной инфраструктуры, рынка технологий.
Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций, такие как конкуренция со стороны других строительных фирм, вы-
сокая стоимость материалов, конструкций, изделий, недостаток квалифицированных рабочих, недостаток заказов на работы и пр., представляется возможным регулировать посредством внедрения инновационных процессов, повышения инновационной активности строительных организаций. Инновационная активность - комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы. Она включает степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества. В таблице представлена инновационная активность организаций различных субъектов Российской Федерации.
Высокий уровень нэпэгао Кс:ч жу рвнцин сот ораны дру| их ст[кзи гел 1ьны;:
11аш1ишжнсЕ1июОнис1ь ланаачиюив Оысокая стоимость материалов, конструкций, изделий Нндоствгтпк НЕЯпифицтлранянны]! райпчик Недостаток -заказов на работы Ьисокий процент иоммсрчсс юга кредита Псгрднис услооия Нехняткя н изношенность машин и мрглнипмпн
■ 1 чзартпл £014г.
□ 1 аартал 2013г.
22
.16 " 16
т
и 11 "о
ГТз
1
30
~27
I 25 □ 20
10
20
30
зя
45
40
50
Рис. 1. Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций
Рис. 2. Факторы, ограничивающие продвижение инновационной деятельности в строительных организациях
Инновационная активность организаций по субъектам Российской Федерации
Субъект Российской Федерации Год
2009 2010 2011 2012 2013
Российская Федерация 9,3 9,5 10,4 10,3 10,1
Центральный федеральный округ 8,8 8,6 10,2 10,9 10,7
Белгородская область 11,1 10,9 12,2 9,2 9,6
Брянская область 7,9 8,8 9,6 8,9 7,8
Владимирская область 10,2 9,5 10,8 12,8 10,7
Воронежская область 8,6 8,6 9,2 9,0 10,0
Ивановская область 5,7 5,8 5,1 8,5 8,4
Калужская область 7,9 8,3 7,9 10,6 10,9
Костромская область 8,0 8,5 9,1 6,0 7,0
Курская область 8,6 7,1 13,7 13,0 10,7
Липецкая область 9,9 8,9 10,0 14,1 17,5
Московская область 6,8 6,7 8,1 8,5 8,4
Орловская область 14,2 11,5 10,7 10,1 8,4
Рязанская область 6,6 7,0 8,4 11,0 11,4
Смоленская область 7,9 5,5 6,6 6,7 6,6
Тамбовская область 9,4 8,2 5,9 8,5 8,8
Тверская область 4,4 5,1 7,8 9,3 9,2
Тульская область 9,3 10,5 11,0 13,1 12,9
Ярославская область 9,5 10,0 12,0 12,3 11,0
г. Москва 14,1 13,3 18,6 18,6 18,3
Северо-Западный федеральный округ 9,5 9,4 11,2 11,0 10,7
Республика Карелия 5,3 6,6 9,2 10,9 8,1
Республика Коми 6,3 7,5 6,1 7,6 8,8
Архангельская область 8,8 9,0 9,3 8,2 5,4
в том числе Ненецкий автономный округ 13,5 5,3 11,4 10,5 6,3
Архангельская область без АО - - - - 5,3
Вологодская область 7,6 7,4 9,3 7,3 7,8
Калининградская область 5,5 3,2 3,3 5,1 5,1
Ленинградская область 8,6 9,4 9,1 10,1 10,5
Мурманская область 7,6 9,7 8,5 9,0 13,5
Новгородская область 9,7 8,7 7,5 7,5 6,6
Псковская область 8,7 9,6 10,0 8,1 7,3
г. Санкт-Петербург 14,0 13,0 18,9 18,8 18,0
Южный федеральный округ 7,2 7,5 6,5 7,4 7,2
Республика Адыгея 9,1 10,0 9,7 6,8 10,4
Республика Калмыкия - - 1,1 1,2 4,8
Краснодарский край 5,4 6,2 6,1 7,4 5,6
Астраханская область 9,9 12,8 5,2 5,8 9,0
Волгоградская область 8,4 8,4 7,9 7,1 8,1
Ростовская область 7,8 7,3 6,6 8,7 7,7
Северо-Кавказский федеральный округ 5,8 6,2 5,2 6,4 5,9
Республика Дагестан 7,9 6,7 2,9 6,5 10,3
Республика Ингушетия - - 5,9 - -
Кабардино-Балкарская Республика 6,2 8,3 9,9 9,4 9,3
Карачаево-Черкесская Республика 5,6 4,3 4,3 2,8 2,7
Республика Северная Осетия - Алания 5,5 7,7 5,4 4,5 5,3
Чеченская Республика - 0,8 0,8 - -
Ставропольский край 7,3 7,2 5,8 8,8 8,1
Приволжский федеральный округ 12,8 12,3 12,7 11,9 11,7
Республика Башкортостан 13,4 11,1 13,5 13,1 12,3
Республика Марий Эл 6,9 7,9 8,6 10,6 8,8
Республика Мордовия 10,6 9,4 12,4 13,1 16,9
Республика Татарстан 14,5 14,9 18,1 19,1 21,0
Удмуртская Республика 11,9 11,6 15,1 13,0 10,3
Чувашская Республика 14,1 15,7 15,2 20,9 18,8
Пермский край 23,7 21,3 13,6 14,1 11,4
Кировская область 7,5 7,4 8,5 8,7 9,1
Нижегородская область 18,4 17,7 17,7 14,7 15,4
Оренбургская область 15,2 14,4 15,2 12,7 12,5
Пензенская область 8,2 9,2 11,0 11,4 15,6
Самарская область 12,3 12,1 9,8 6,3 5,4
Саратовская область 7,3 6,4 5,5 7,0 6,4
Ульяновская область 7,5 7,6 8,0 6,3 7,1
Уральский федеральный округ 10,2 11,5 11,5 10,6 9,6
Курганская область 10,9 12,4 13,1 9,2 8,3
Свердловская область 12,9 15,0 13,6 13,3 11,5
Тюменская область 7,5 9,8 9,8 8,2 8,1
в том числе:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 7,0 7,5 8,2 6,1 6,6
Ямало-Ненецкий автономный округ 6,4 10,9 10,1 7,6 5,1
Тюменская область без АО - - - - 11,5
Челябинская область 11,3 9,9 10,9 11,5 9,8
Сибирский федеральный округ 7,3 8,2 8,8 8,5 9,1
Республика Алтай 5,5 6,5 22,1 18,5 19,4
Республика Бурятия 6,0 11,0 11,8 10,2 6,7
Республика Тыва 12,5 13,0 6,8 4,5 3,3
Республика Хакасия 5,3 5,4 5,6 6,8 9,1
Алтайский край 7,6 8,2 11,0 10,5 11,3
Забайкальский край 4,4 6,7 4,0 2,3 2,2
Красноярский край 12,2 10,0 10,2 9,5 11,2
Иркутская область 7,5 8,7 6,5 6,9 8,7
Кемеровская область 4,8 5,9 6,4 6,1 4,6
Новосибирская область 5,6 5,5 8,2 8,6 9,9
Омская область 6,0 7,3 7,1 8,2 8,3
Томская область 15,3 18,4 15,7 11,4 14,6
Дальневосточный федеральный округ 8,3 8,6 11,2 10,8 9,5
Республика Саха (Якутия) 4,6 7,4 8,1 6,7 7,9
Камчатский край 8,5 9,6 21,8 23,5 14,3
Приморский край 9,4 7,9 11,5 11,7 9,4
Хабаровский край 11,1 11,1 15,5 13,6 11,6
Амурская область 6,2 5,9 7,1 7,8 6,4
Магаданская область 33,3 34,3 33,6 24,6 24,6
Сахалинская область 3,0 3,1 4,3 3,7 3,4
Еврейская автономная область 6,2 10,5 5,0 9,0 6,3
Чукотский автономный округ 11,1 12,5 12,5 17,9 25,0
Рис. 3. Типы инноваций в строительной отрасли
Различают следующие общие типы инноваций, которые применяются в том числе и в строительной отрасли: технологические (процессные, продуктовые), маркетинговые, организационные, экологические, стратегические, управленческие (рис. 3).
Строительная отрасль, являясь одной из самых консервативных, в тоже время определяет огромный потенциал для внедрения инновационных процессов и использования инновационных ресурсов. В целом поле для внедрения инноваций в строительную от-
расль можно разбить на несколько сегментов:
1. Производство и использование высокотехнологичных строительных материалов.
2. Улучшение методов монтажных работ.
3. Улучшение технологий строительства.
4. Улучшение методов отделочных работ.
5. Улучшение методов ремонтных и реставрационных работ.
6. Улучшение архитектурных решений.
7. Улучшение проектирования.
8. Повышение производительности труда.
9. Улучшение системы управления строительным процессом и организацией в целом и пр.
Роль инноваций в строительных организациях достаточно велика. Инновационная деятельность направлена прежде всего на усиление конкурентных преимуществ за счет использования высокотехнологичных материалов и средств производства. Кроме того, готовая инновационная продукция, выпускаемая
строительными организациями, обладает улучшенными потребительскими свойствами в наибольшей степени. Все вышеперечисленное напрямую влияет на прибыльность предприятий строительного комплекса, поэтому создание необходимых условий для формирования инновационной среды на предприятии является основой практической реализации инноваций и эффективного развития предприятия.
Статья поступила 10.03.2014 г.
Библиографический список
1. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014 г.) // Консультант Плюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149218
2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / ред. кол. Л.И. Абалкин [и др.]; сост. Ю.В. Яковец. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. 767 с.
3. Матвеева М.В. Идентификация современной модели экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 41. С. 15-20.
4. Мончев Н. Разработки и нововведения / пер с болг. М.: Прогресс, 1978. 160 с.
5. Пешков А.В., Сидоренко В.И. К вопросу инвестиционного обеспечения жилищного строительства // Вестник экономической интеграции. 2012. № 4. С. 162-171.
6. Пешков В.В., Токарева К.А. Управление развитием недви-
жимости: Инновационный подход // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2. С. 28-34.
7. Пешкова М.В. Опыт практической реализации инновационных подходов повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности инвестиционно-строительных проектов в аспекте проблем землепользования // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2 (3). С. 35-41.
8. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 456 с.
9. Peshkov V., Kasyanchik P. Problems of the investment and con-struction sector development in conditions of the national economy moderniza-tion // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis -XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 50-53.
10. Yaskova N., Matveeva Maria. Innovative focus of the investment activity within the modernization of the national economy // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis - XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 42-45.
УДК 69/338.46
АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ ЭНЕРГОСЕРВИСА
© С.Е. Суходаева1, М.Ю. Толстой2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Дан обзор социально-экономических моделей в области государственно-частного партнерства. На их основе авторами разработана модель взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства в вопросах повышения энергоэффективности в учреждениях образования. Предложена концепция, в основе которой лежит энергосервисный контракт. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 13 назв.
Ключевые слова: энергосбережение; государственно-частное партнерство; модель; энергосервис.
ANALYSIS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP MODELS BY EXAMPLE OF POWER SERVICE S.E. Sukhodaeva, M.Yu. Tolstoy
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia
Having reviewed social and economic models in the field of state-private partnership the authors develop an interaction model of the subjects of state-private partnership in the questions of increasing energy efficiency in educational institutions, and propose a conception based on a power service contract. 1 figure. 2 tables. 13 sources.
Key words: energy saving; state-private partnership; model; power service.
1Суходаева Светлана Евгеньевна, магистрант, тел.: 89500923733, e-mail: [email protected] Sukhodaeva Svetlana, Master's Degree student, tel.: 89500923733, e-mail: [email protected]
2Толстой Михаил Юрьевич, кандидат технических наук, профессор, зав. кафедрой инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения, тел.: (3952) 405609, e-mail: [email protected]
Tolstoy Mikhail, Candidate of technical sciences, Professor, Head of the Department of Engineering Communications and Life Support Systems, tel.: (3952) 405609, e-mail: [email protected]