Научная статья на тему 'Инновационная активность предприятий Российской Федерации'

Инновационная активность предприятий Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1225
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / ИНДИКАТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / INNOVATIONS / INNOVATION ACTIVITIES / INNOVATION ACTIVITY OF ENTERPRISES / INDICATORS OF INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Нина Анатольевна

Рассмотрены понятия инновационной деятельности, инновационной активности страны и предприятий. Проведен анализ данных статистики. Выявлены проблемы в области индикаторов инновационной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative performance of companies in the Russian Federation

The paper discusses the concepts of innovation, innovation activities of the country and enterprises. Statistic figures are analysed and the problems of ​​indicators of innovation activity are revealed.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность предприятий Российской Федерации»

УДК 334.7: 001.895 (470)

Н.А. Кузнецова

Пермский государственный технический университет

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены понятия инновационной деятельности, инновационной активности страны и предприятий. Проведен анализ данных статистики. Выявлены проблемы в области индикаторов инновационной активности.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная активность организаций, индикаторы инновационной активности.

На сегодняшний день развитие инноваций является важной задачей государственного уровня. Уровень развития страны теперь оценивается и по степени применения и внедрения инноваций, делая страну конкурентоспособной на внешнем рынке. При этом инновации не возникают сами по себе. Они становятся результатом инновационной деятельности предприятий. Однако любая деятельность бывает активной и пассивной. Если предприятие ведет инновационную деятельность, можно ли назвать его инновационным? Если предприятие инновационно активное, то по каким индикаторам это можно отследить? Для ответа на эти вопросы необходимо более детально рассмотреть сущность инноваций и инновационной деятельности.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам [7].

По мнению В.И. Винокурова [4], инновационная деятельность - вид деятельности по воспроизводству поисковых, фундаментальных (необходимой части) и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта.

В методологических пояснениях в Госкомстате [1] под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности.

В «Руководстве Осло» [4] под инновационной деятельностью понимается деятельность, которая охватывает все те научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие мероприятия, включая инвестиции в новые знания, которые фактически или по замыслу ведут к появлению технологически новых или усовершенствованных продуктов либо процессов.

Таким образом, несмотря на многообразие трактовок, для инновационной деятельности характерно наличие в деятельности предприятия новых или усовершенствованных товаров, внедренных на рынок, организационных, финансовых и коммерческих процессов, ведущих к появлению новых или усовершенствованных продуктов или процессов.

При этом подходы к понятию «инновационная деятельность» в России и Европе существенно отличаются. Разная трактовка инноваций и деятельности, связанной с ними, приводит к проблеме оценки инновационной деятельности разными странами.

Понятие инновационной деятельности неразрывно связано с понятием инновационной активности. В российской статистике инновационная активность организации характеризует степень участия организации в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени [1].

В Евросоюзе существует система оценки инновационной активности стран, входящих в ЕС. Система оценки была разработана в 2001 году. Методология «European Innovation Scoreboard» (EIS) или Европейское табло новшества включает в себя расчет 29 индикаторов, по которым оцениваются страны ЕС. Все государства, входящие в ЕС, делятся на 4 группы по инновационному развитию:

1) лидеры новшества;

2) последователи новшества;

3) умеренные новаторы;

4) захватывающие страны.

В ежегодных отчетах EIS представлен итоговый индекс новшества (Summary Innovation Index - SII), рассчитанный из 29 индикаторов. Измерения, используемые для индикаторов, включают в себя:

• инструменты реализации - человеческие ресурсы, финансы и поддержка;

• деятельность фирм - инвестиции фирм, инновации и предпринимательство, пропускные способности;

• продукция - новаторы, экономический эффект.

Данные измерения формируют ядро европейского табло новшества. Каждое измерение включает в себя несколько индикаторов. Финансы и поддержка, например, включают в себя такие показатели:

1) расходы на исследования и разработки в % к ВВП;

2) процент венчурного капитала к ВВП;

3) частные кредиты;

4) процент широкополосного доступа фирм к общему числу фирм [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в странах ЕС существуют показатели для определения степени национальной инновационной активности.

Теперь рассмотрим, по каким показателям оценивается инновационная активность предприятий в России. Сведем данные по показателям в таблицу и определим каждую из составляющих.

Научные исследования и инновации в России в 2006-2009 годы [1]

Показатель Годы

2006 2007 2008 2009

Число организаций, всего 4 506 607 4 674 896 4 771 904 4 907 753

Число организаций, выполнявших исследования и разработки 3622 3957 3666 3536

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел. 807 066 801 135 761 252 742 433

Внутренние затраты на исследования и разработки, тыс. руб. 288 805 212 371 080 327 431 073 185 485 834 338

Число созданных передовых производственных технологий 735 780 787 789

Инновационная активность организаций, % 9,9 10,0 9,4 9,3

Затраты на технологические инновации, млн руб. 211 392,7 234 057,7 307 186,9 399 122,0

Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. 777 458,1 958 928,7 1 103 365,5 934 589,0

Объем инновационных товаров, работ, услуг, % от общего объема отгруженных товаров, работ, услуг 4,7 4,6 5,0 4,5

Внутренние затраты на исследования и разработки - выраженные в денежной форме фактические затраты на выполнение научных исследований и разработок на территории страны (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом). Их оценка базируется на статистическом учете затрат на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций в течение отчетного года независимо от источника финансирования.

Передовые производственные технологии - технологические процессы, машины, аппараты, оборудование и приборы, основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютера и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции.

Технологические инновации - деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а так-

же значительных технологических усовершенствовании в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.

Инновационные товары, работы, услуги - товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разноИ степени технологическим изменениям.

Уровень инновационной активности организаций определяется как отношение числа организации, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за оп-ределенныИ период времени организации в стране, регионе, по виду экономической деятельности и т.д.

При этом данных о том, сколько организации было обследовано за ана-лизируемыи период, нет.

Рис. Динамика затрат на инновации и объема инноваций

По данным таблицы и рисунка видно, что несмотря на рост внутренних затрат на исследования и разработки, численность персонала, занятого этими исследованиями, снижается. Затраты на технологические инновации растут, но при этом снижается количество организаций, выполняющих исследования и разработки, сокращается объем инновационных товаров, работ, услуг. А рост затрат на технологические инновации и внутренних затрат на исследования и разработки приводит к снижению объема инновационных товаров, работ, услуг.

Используя данные таблицы, можно найти долю организаций, выполнявших исследования и разработки в общем количестве организаций в процентах. Так, в 2006 году эта доля составляет 0,080 %, в 2007 - 0,085 %, в 2008 - 0,077 %, в 2009 - 0,072 %. Таким образом, получаем, что организа-

циИ, занимающихся исследованиями и разработками в РоссиИскоИ Федерации, очень и очень мало.

Что касается оценки инновационноИ активности регионов, то и здесь существует проблема оценки. В России с 2006 года работает Национальная ассоциация инновациИ и развития технологиИ (НАИРИТ). Целью НАИРИТ является формирование в РФ социальноИ, экономическоИ, технологическоИ и политическоИ среды и способствующих развитию и совершенствованию отрасли информационных технологиИ. Одна из задач НАИРИТ - организация эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с россиИскими и зарубежными ассоциациями, фондами и компаниями, занятыми в области информационных технологиИ и венчурного инвестирования.

В 2009 году НАИРИТ подвела итоги «Рейтинга инновационноИ активности регионов», целью которого является определение регионов, достигших наилучших результатов в области развития науки и инновационноИ сферы, а также для получения объективноИ картины состояния сферы инновациИ в России.

Все регионы были поделены на 5 групп по степени инновационноИ активности:

1. Лидеры инновационноИ активности.

2. Регионы с высокоИ инновационноИ активностью.

3. Регионы со среднеИ инновационноИ активностью.

4. Регионы с низкоИ инновационноИ активностью.

5. Отстающие.

Методология реИтинга была разработана НАИРИТ на основе методики ведущего мирового аналога БК. Анализ инновационноИ активности регионов базируется на системе количественных инновационных индикаторов, которая аналогична Б18 для оценки уровня инновационного развития европеИских стран, но адаптирована с учетом национальноИ специфики и возможностеИ по поиску различных статистических данных.

Рассматриваемые в рамках реИтинга инновационноИ активности регионов критерии, разделены на 3 основные группы, соответствующие основным сегментам инновационного развития:

• среда для развития инновациИ;

• производство и использование инновациИ;

• правовая среда.

Для составления реИтинга использовалась информация из следующих источников:

• анкетирование участников реИтинга с целью получения наиболее точных и актуальных данных;

• отчеты федеральноИ службы государственноИ статистики, министерства регионального развития, собственные аналитические материалы НАИРИТ, ин-

формация с официальных региональных порталов по инновационноИ деятельности [6].

Несмотря на большое количество организациИ в Пермском крае, занимающихся поддержкоИ инновациИ (Министерство промышленности, инновациИ и науки Пермского края, Департамент промышленноИ политики, инвестициИ и предпринимательства администрации города Перми, Агентство содеИствия инвестициям Пермского края и др.), инновационная деятельность в Пермском крае недостаточно хорошо развита. По данным НАИРИТ, ПермскиИ краИ относится к региону со среднеИ инновационноИ активностью. Лидерами инновационноИ активности являются Москва и Санкт-Петербург, что, может быть, обусловлено вливанием огромных денежных ресурсов в данные регионы.

Однако данных о том, какие именно критерии оценки инновационноИ активности вошли в расчет показателя, в НАРИТ нет. Инновационная активность страны напрямую зависит от инновационноИ активности предприятиИ, входящих в нее.

В Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) [2] есть только единственная для заполнения строка «Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские работы». Но форма № 5 не является обязательноИ для заполнения.

В Росстате есть формы, которые заполняют предприятия различных от-раслеИ. Согласно Указаниям по заполнению формы [3] инновационно активная организация - это организация, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т.е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменения. Форма № 4-инновационная имеет такие строки для заполнения, как:

• объем инновационных товаров, работ, услуг за отчетныИ период;

• среднесписочная численность работников, занимающихся НИОКР;

• инвестиции в основноИ капитал за отчетныИ год;

• затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации по видам инновационноИ деятельности и другие строки.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Во-первых, трактовки «инновациИ», «инновационноИ деятельности» в России и странах ЕС существенно отличаются, что приводит к разным показателям оценки инновационноИ деятельности и инновационноИ активности организациИ. Во-вторых, в России, как на национальном, так и на региональ-

ном уровнях отсутствует информация о том, как рассчитываются показатели инновационной активности и сколько предприятий было обследовано. В-третьих, до сих пор не существует таких индикаторов, которые позволяли бы отнести какое-либо предприятие к инновационному. Какой объем инновационных товаров, работ, услуг должен быть, чтобы предприятие N называлось инновационным? Какая должна быть среднесписочная численность работников, занимающихся HИOKP на предприятии N? Ответа на эти вопросы пока, увы, нет.

Список литературы

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009 год [Электронный ресурс] / Федер. служба гос. статистики. - URL: http: //www. gks.ru/bgd/regl/b09_14p/Main.htm (дата обращения: 10.01.2011).

2. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № б) [Электронный ресурс]: приказ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» (в ред. от 08.11.2010). - Доступ из справ.-правовой системы «KонсультантПлюс». -URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=107973

3. Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 4-инновационная [Электронный ресурс]: приказ от 06.10.2010 № 30З «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за занятостью населения и деятельностью, осуществляемой в сфере образования, науки и инноваций» (с изм., внесенными приказом Росстата от 29.10.2010 № 378). - Доступ из справ.-правовой системы «KонсультантПлюс». - URL: http: // base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; п=10З874

4. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Инновации. - 200З. - № 4. - URL: http: //innov.eltech.ru/lnnovation/innov.html (дата обращения: 10.01.2011).

З. Европейское табло новшества. - URL: http: //innovus.biz/media/uploads/ resources/4European-Innovation-Scoreboard-2009.pdf (дата обращения: 10.01.2011).

6. Шциональная ассоциация инноваций и развития информационных технологий. Офиц. сайт: - URL: http: //www.nair-it.ru/news/18.03.2010/13S (дата обращения: 10.01.2011).

7. Статистика науки и инноваций: крат. терминолог. словарь / Центр иссл. и статистики науки MHT РФ. - М., 1998.

Получено 16.02.2011

N.A. Kuznetsova

Perm State Technical University

INNOVATIVE PERFORMANCE OF COMPANIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper discusses the concepts of innovation, innovation activities of the country and enterprises. Statistic figures are analysed and the problems of indicators of innovation activity are revealed.

Keywords: innovations, innovation activities, innovation activity of enterprises, indicators of innovation activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.