Научная статья на тему 'Инновации в сфере образования'

Инновации в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
487
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / НОВОВВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахметвалеева Э. М., Муллагаяова Г. С.

В статье поднимается вопрос о важности и необходимости инноваций и нововведений в процессе обучения. То, как эти инновации решают проблемы в образовании и что привносят в дисциплины. Рассматривается вопрос о важности профессии учителя в современно информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в сфере образования»

12. Косорукова, Е. А. Роль информационной компетенции при формировании квалифицированного специалиста [Текст] / Е. А. Косорукова // Вестник Калужского университета. Научный журнал. - 2013. - N 3-4. - С. 98-100.

13. Мачула В.Г. Excel 2007. Расчеты и анализ. - Р-на-Д.: Феникс,

14. Микуза Б., Гаращенко А. Экономические и финансовые расчеты в Excel. - СПб.: Питер, 2012.

15. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. - 8-e изд., стер. - М.: Академия, 2010.

Интернет-ресурсы

16. Электронный ресурс: MS Office 2007 Электронный видео учебник. Форма доступа: http:// gigasize.ru.

17. Электронный ресурс: Российское образование. Федеральный портал. Форма доступа: http:// www.edu.ru/fasi.

18. Электронный ресурс: Лаборатория виртуальной учебной литературы. Форма доступа: http:// www. gaudeamus. omskcity .com.

УДК 159.95

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ

РАБОТЫ НА УРОКАХ ВОКАЛА

Хомаковская Н.В., 2017 г.

ГБОУ ДО Дворец творчества Пушкинского района, Санкт-Петербург

Аннотация: в методической разработке автором предлагается алгоритм урока, направленный на совершенствование навыков и умений постановки голоса.

Ключевые слова: постановка голоса, дыхание, дикция.

Цель: Улучшение качества вокального звучания путем систематической работы над постановкой голосового аппарата.

Задачи:

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата;

- обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке;

- создать условия для развития у обучающихся вокальных навыков в процессе обучения;

- создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;

- повышение уровня самооценки , стремление к самоусовершенствованию и творческой самореализации;

- стимулирование творческого поиска учащегося в создании интерпретации произведения.

Ход урока:

1.Дыхание.

Каждый свой урок я начинаю с постановки дыхания. Необходимо уделить данному разделу особое внимание.

Дыхание - это основа пения, без дыхания вы не сможете спеть ни одной ноты. Дыхание -это важно. Развивая дыхание, мы закладываем фундамент к нашему вокальному успеху.

Что такое певческое дыхание?

Певческое дыхание - это более активная работа дыхательных мышц. При обычном разговоре мы задействуем их по минимуму. Нам не нужно больше воздуха, чтобы петь, но нам нужно энергично и продуктивно управлять тем воздухом который у нас уже есть. Поэтому нам

необходимо развить и активизировать наши вокальные мышцы с помощью упражнений которые мы сейчас вам продемонстрируем.

Я рекомендую начинать каждое занятие с этих упражнений. Это поможет почувствовать намного больше свободы в пении во время репетиций.(Приложение №1).

Сейчас мы поговорим о диафрагмальном дыхании, я покажу, как развить активную работу мышц диафрагмы, которая поможет нам петь на «опоре». Попросту говоря, вокальная опора - это значит, что развив и правильно скоординировав наш дыхательный аппарат, мы обеспечиваем себе достаточный запас воздуха, на который мы бы могли опереться во время исполнения партии любой сложности.

Для начала попробуем проверить работу дыхательных мышц. Приведу такой пример, часто по телевидению мы видим состязания спортсменов. Выходит штангист берет штангу и поднимает ее, он опирается на воздух, который у него в легких, т.е. наша певческая опора должна осуществляться на стесненный в легких воздух. Мы поем не просто на выдохе мы его выжимаем. Наши легкие уподобляются мехам, как в гармошке. Меха растягиваем - воздух берем, сжимаем - идет звук. Мы поём на сжатом воздухе, если этого нет, опора будет осуществляться на голосовые связки.

Петь на дыхании - это петь на воздухе, петь воздух, т.е. воздух должен исполнять роль смычка на связках.

- ( С уч-ся.) И так, положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, что - бы дыхание было более интенсивным , согрейте им руки. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит, вы пользуетесь самым не традиционным видом дыхания - ключичным.

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, где и как напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины (поясницы), живот подается вперед. Итак, положите руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение наклонив корпус вперёд и положив руки в область поясницы.

На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе - выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.)

- Следующие упражнение «собачка». Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку, расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите чтобы плечи не поднимались. Диафрагмальное дыхание должно быть доведено до автоматизма.

11.Артикуляция и дикция.

Следующим этапом нашего занятия является работа над артикуляцией. Для начала давайте определимся, что такое артикуляция . Артикуляция - это работа органов речи, необходимая для произношения звуков речи.

Важным условием вокального пения является подвижность артикуляционного аппарата. Что такое артикуляционный аппарат? Артикуляционным аппаратом называют, орган который участвует в образовании речи. Это губы, язык, нижнее нёбо. Для пения очень важно чтобы кончик языка был подвижным, чтобы были активные губы, чтобы нижняя челюсть была свободной, а мягкое нёбо имело положение приподнято вытянутое.

В связи с этим существует комплекс упражнений для тренировки артикуляционного аппарата (Приложение№2). Как я уже говорила для пения важно, чтобы нёбо было имело положение приподнято вытянутое. Для этого сделаем следующие упражнение:

- Представьте, что вы зеваете, но рот при этом не открываете, почувствуйте положение зевка.

- Рот закрыт, а мы мысленно проговариваем звуки «а, э, у.».

После того как мы разогрели артикуляционный аппарат, переходим к работе над дикцией, для этого используем скороговорки .

С начало проговариваем скороговорки в медленном темпе, затем постепенно ускоряя (Приложение№3).

Важно не просто пробалтывать скороговорку, а произносить её в определённом настроении, с определенной эмоцией:

- Представьте, что за вами кто - то гонится - «От топота копыт пыль по полю летит»,

- Или произнесите её радостно - «От топота копыт пыль по полю летит!»

- Можно произнести с удивлением.

Так же тренировки артикуляционного аппарата и дикции посвящены упражнения, которые так же развивают вокальную технику и подвижность голоса.

Упражнения за инструментом используем пять ступеней лада:

1. Ми - ку, ми - ку.

2. Зи - ма, зи - ма.

3. Тра - ля - ля.

4. Лёли - ля , лё - ли.

Последние упражнение развивает подвижность кончика языка, необходимо следить за чёткостью и внятностью произношения. Конечно же данные упражнения исполняются с начало в медленном темпе, а затем после отработки произношения темп ускоряется.

Ш.Распевание. Певческая установка.

Теперь, когда мы познакомились с основами правильного пения - диафрагмальным дыханием, свободой артикуляционного аппарата, с четкой и ясной дикцией; можно перейти непосредственно к упражнениям на формирование певческой установки у вокалиста, певца.

Распевание у певца - это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы которые в дальнейшей работе будут участвовать при разучивании или исполнении произведений.

Вокальные упражнения которые я бы хотела продемонстрировать сейчас направленны не только на разогрев голосового аппарата, но и на озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, на верную атаку и фокусировку звука, на сглаживание межрегистрового порога. В данной работе я основывалась на фонопедический метод В.В.Емельянова. Для данного вида работы я отобрала определенный комплекс упражнений.

Грудной режим:

- 1. Имитация звука «Р» вибрацией губ. Обратите внимание на то, чтобы имитировалась комбинация согласных «ДБР», т.е. звонких, а не глухих «ТПР». Рекомендуется добиваться звучного, энергичного тона.

Рекомендуется контролировать расширения глотки (раздувание), ощущение вибрации в области трахеи и лицевых костей, ощущение активной работы дыхания и отражения этой работы на мышцах стенки живота, боках, спине.

- 2. Перевод вибрации губ в гласный «Ы» должен производится без перерыва звучания, только за счет размыкания губ и мягкого выдвижения челюсти вперед.

Внимательно следим за формой гласного, чтобы «Ы» не превращалась в «Э». Главное задание второго упр. - гласный «Ы» должен звучать значительно тише вибрации губ, а энергия тела должна оставаться неизменной.

- 3. Данное упражнение отличается от второго только соотнашением времени звучания вибрации губ и гласного «Ы».

- 4. Исполняем в медленном темпе на опоре (на устойчивом дыхании) поем не раскачивая тон опираясь на диафрагму.

- 5. «Пульсирующее упражнение». Подготовительный этап, ставим левую руку на талию, правую положим на живот, произносим звук «К», контролируя одновременное расширение боков и выдвижение вперед стенки живота, как реакцию нашей мускулатуры на работу органов дыхания во время звукопроизношения. Затем повторить данное упражнение на звук «Г» - предыхательный. И только после этого работаем с инструментом.

Внимание концентрируем на пульсации в нижней части туловища вплоть до промежности. - 6. Данное упражнение направленно на формирование механизма «прикрытия» или «нейтрального» гласного. При произношении звука «И» необходимо следить за поднятием мягкого нёба, так называемого «зевка».

Следующим этапом нашей работы в классе на уроке вокала является исполнение попевок на переход из грудного в фальцетный режим:

- 1. Исполнение интервала (октавы, децимы) вибрацией губ.

-2. Исполнение интервала (октавы, децимы) вибрацией губ по два раза на одном выдохе с переводом в гласный «Ы», исполняемый на интервалах через регистровый порог. На гласный «Ы» в фальцетном регистре рот раскрыт максимально.

- З.Цель данного упражнения, исполнение интервалов через регистровый порог с постепенным сужением интервалов от октавы до секунды. Исходное положение язык плоский и расслабленный лежит на нижней губе. В исходном положении на гласном «А» издается «штро -бас», он переводится без перерыва в грудной регистр, которым исполняется восходящая попевка, с пятой ступени попевки делается восходыщее глисандо, во время которого срабатывает регистровый порог, переводящий гортань в фольцетный регистр. Все упражнения исполняются в одном движении и на одном выдохе, без пауз и цезур.

Последний завершающий этап в работе на уроке пения относится к упражнениям в фальцетном режиме. Исполнение этого комплекса упражнений полностью совпадает с комплексом упражнений в грудном регистре. Исходная тональность та же Лб - ёигг, ниже этой тональности петь упражнение не рекомендуется, т. к. возникает опасность путаницы регистров и исполнение упражнений грудным регистром выше первого ограничения. Единственное отличие выполнения упражнений в фальцетном режиме от грудного, является максимальное опускание нижней челюсти при переводе на гласный «Ы». Круговым движением вперед - вниз при этом открывая нижние и верхние резцы. Контролируем неизменное звучание голоса и активную работу дыхания.

Выполнять упражнение можно сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь, либо стоя не сутулясь и смотреть прямо перед собой. Следите за дыханием, для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора, следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности.

_Так же в свою работу на уроке пения я рекомендую включать упражнения способствующие развитию чувства строя в процессе пения. Для этого я советую к основным вышеперечисленным упражнениям, на разогрев голосового аппарата, добавить пение: гамм, интервалов, аккордов, т.е. упражнения которые целиком сосредоточены на интонации.

Интонирование ступеней лада, основывается на разделение их на устойчивые и не устойчивые. В связи с выше сказанном я бы хотела предложить следующие упражнение .Мы споем разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Так же в качестве ежедневных упражнений для развития голоса я рекомендую вокализы Николо Ваккаи - в них собраны все виды интервалов:

- гаммы C - durr, терции G - durr, кварты A - durr, квинты Es - durr, сексты A - durr, септимы C - durr, октавы C - durr и в заключении «Ведение к руладам» G - durr.

Вокализ - это пьеса для голоса без слов, состоящая из гласных звуков. Вокализы необходимы для развития голоса и освоения различных технических приемов. Сейчас мы продемонстрируем только некоторые из них (Приложение№4). Исполняем сначала сольфеджируя затем поем на звук «У».

- Гамма C - durr

- квинты Es - durr

- октавы C - durr

- ведение к руладам G - durr.

Все выше перечисленные вокализы требуют точного попадания на звуки лада. Данный вид упражнений помогает в дальнейшей работе вокалиста над произведениями.

IV. Заключение.

Данный комплекс предлагаемых мною упражнений, связанный с постановкой певческого дыхания, певческого голоса на уроках вокала, не только могут способствовать развитию вокальных трудностей, но и развивает в учащихся выносливость, силу воли, уверенность в своих способностях умение обдуманно пользоваться своим голосом.

Данные методические рекомендации могут послужить помощью для педагогов -вокалистов, как в индивидуальной работе с обучающимся так и в групповых занятиях с хором.

Все упражнения составлены по принципу «от простого - к сложному», с четко прописанными рекомендациями к исполнению. Я считаю, что стабильность и систематичность выполнения данного комплекса упражнений способствует скорейшему достижению поставленной исполнительской цели в конкретных вокальных произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.