ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
А. П. Тряпицына,
заведующая кафедрой педагогики
ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
Важнейшей задачей приоритетного национального проекта «Образование» является инициирование инновационной активности, направленной на решение стратегических задач модернизации отечественной системы образования, что должно привести к системной реформе образования.
Какие же инновации в педагогическом образовании необходимо иметь в виду в первую очередь?
1. Поскольку во всех документах последнего времени говорится о необходимости повышения качества человеческого капитала и, соответственно, конкурентоспособности страны путем развития системы непрерывного образования, то, очевидно, прежде всего мы должны иметь в виду инновации, содействующие образованию и развитию личности — основной составляющей человеческого капитала. В национальном проекте отчетливо обозначен механизм выявления таких инноваций в образовании: механизм внешней оценки деятельности образовательных учреждений на основе анализа достигнутых результатов, оценки, в центре которой в качестве достигнутого результата рассматриваются достижения ученика, студента.
Анализируя достигнутые учеником, студентом результаты, мы можем выявить те образовательные инновации, те модели, технологии обучения и ресурсы, которые способствуют положительной динамике достижений обучающихся.
Сегодня в центре внимания педагогического образования прежде всего должны находиться модели и технологии подготовки студентов, которые позволят приобрести и «прожить» опыт современного образования, ориентированного на развитие человеческого капитала. Прежде всего это модели и технологии многоуровневого педагогического образования.
2. Известно, что реализация национального проекта предполагает общественную экспертизу заявок. Убеждена, что процедуры общественной экспертизы, отражающие все возрастающее участие общества в управлении образованием, успешны в том случае, если участники проекта готовы к такой экспертизе; если в педагогическом вузе созданы условия для приобретения преподавателями и студентами опыта публичной внешней оценки.
А возможна ли общественная экспертиза в педагогическом вузе?
В нашем университете в настоящее время складывается опыт общественной аттестации кафедр, преподавателей. Такую практику можно рассматривать как своеобразное средство разработки новых и корректировки имеющихся показателей рейтинга вузов, конкурсного отбора преподавателей.
Критерии внешней оценки, как правило, заданы в официальных документах, но при определении программы развития конкретного вуза, для более точного определения достижений и нерешенных проблем, имеющегося инновационного потенциала вуза возникает необходимость разработки дополнительных показателей, например: активность различных подразделений в реализации программы развития вуза, эффективность использования имеющихся ресурсов, целостность информационного обеспечения образовательных программ, насыщенность образовательной среды и другие.
Субъектами общественной аттестации являются студенты, преподаватели других кафедр, различные службы университета, факультеты, учреждения региональной системы образования, представители вузов-партнеров. При этом оценивается качество подготовки студентов; качество подготовки профессорско-преподавательского состава на семинарах по повышению квалификации; результаты НИР; роль кафедры в реализации программы развития университета, инновационная и общественно-профессио-нальная активность кафедры; качество научно-мето-дического сопровождения региональных образовательных систем разного уровня и др.
Особый интерес для педагогических вузов представляет процедура экспертизы профессиональной деятельности учителей. Известно, что во многих развитых странах сегодня наблюдается тенденция повышения требований, предъявляемых учителю, которые становятся содержательно более разнообразными, соответствующими изменениям, происходящим в обществе. Даже при недостатке учительских кадров на работу в школу принимается тот, кто успешно и в полном объеме прошел процедуру приема, аттестации, сертификации.
Инновации в педагогическом образовании.
Такую процедуру можно назвать экзаменом на должность учителя. Как правило, такие экзамены состоят из трех частей: собственно экзаменов, интервью и практических заданий.
• Экзамены, как правило, состоят из письменного педагогического теста (теория и методика обучения) и теста по базовому предмету. Педагогическая часть спроектирована как тест множественного выбора ответов и нацелена на оценку общих знаний в области образования. Основная часть предполагает написание ограниченного по объему эссе в рамках поставленных вопросов и нацелена на оценку знаний, как общих (в области образования), так и специфических (в области преподаваемого предмета). Тесты направлены на выявление способности применить соответствующе знания для составления плана и подготовки программ обучения, проектировать и реали-зовывать процесс обучения, эффективно взаимодействовать с учениками, а также на понимание необходимости совместной работы с другими учителями школы и представителями локального сообщества для установления продуктивного партнерства.
• Интервью, эссе, ориентированные на выявление личностных качеств соискателей и ценностно-рефлексивное осмысление собственного опыта. Интервью предполагает оценку устной коммуникации, понимания и устного выражения, что невозможно проверить письменным тестом. В эссе необходимо представить педагогическое кредо, педагогическую позицию и собственные достижения. При этом оценивается также способность выражать мысли логично и системно.
• Тестирование практических умений предполагает проведение мини-преподавания и позволяет адекватно оценить преподавательские способности.
Изучение «учительских материалов», научно-методическая поддержка учителей — участников проекта позволяет не только познакомиться с лучшими образцами современной педагогической деятельности, но может стать источником разработки нового поколения образовательных и профессиональных стандартов, разработки современных процедур промежуточной и итоговой аттестации студентов.
В нашем университете нет опыта проведения экзамена на должность доцента, профессора. Возможно, экзамен и не нужен. Но есть опыт создания профессиональных портфолио преподавателей, и этот опыт свидетельствует о том, что представление профессиональных портфолио позволяет выявить возможности и сильные стороны каждого преподавателя, вовремя оказать поддержку в развитии его горизонтальной профессиональной карьеры.
Итак, в педагогическом вузе должны быть созданы условия для приобретения преподавателями и студентами опыта публичной внешней оценки.
3. Известно, что сегодняшние инновации в ближайшем будущем должны стать привычными нормами деятельности. Но для распространения инноваций необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение.
Какое учебно-методическое обеспечение сегодня предлагают педагогические вузы школам, самой системе педагогического образования?
Проведенное в нашем университете совместно с издательством «Просвещение» исследование показало, что современные учебники и учебно-методические материалы далеко не всегда соответствуют ожиданиям учеников, учителей, студентов.
В ходе исследования был разработан новый формат современного учебника, варианты УМК, структура и содержание ИОС. Думается, что под эгидой УМО педагогические вузы могли бы взять на себя разработку комплектов учебной литературы по образовательным областям школьного учебного плана, направлениям педагогического образования, в котором все издания выдержаны в общей логике; все издания, входящие в комплект, взаимно дополняют друг друга; во всех изданиях прослеживается дидактическая преемственность; во всех учебниках имеется современный аппарат ориентировки, включающий задания на самостоятельный поиск информации из разных источников, использование ресурсов ИОС школы, района, города; задания, ориентированные на применение знаний, формирование ключевых компе-тентностей.
Особое место среди нового учебно-методического обеспечения должны занять издания, раскрывающие пути решения основных задач модернизации образования. Например, Герценовский университет сегодня может предложить для школы пакет материалов «Профильная школа»: 15 модульных программ повышения квалификации учителей, 13 модульных программ подготовки учителей профильной школы в педагогическом вузе, 13 пособий для школьников, 10 методических рекомендаций по различным аспектам профильного обучения, 15 программ элективных курсов, 7 УМК (в том числе включающие CD, DVD) и др.; для вузов: коллективные монографии «Компе-тентностный подход в педагогическом образовании», «Подготовка и аттестация кадров высшей квалификации в области гуманитарных и общественных наук: анализ опыта университетов Европы и России»; научно-методические пособия «Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса», «Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент»; методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации «Российский вуз в европейском образовательном пространстве».
Таким образом, можно сделать следующий вывод: внимание педагогических вузов должно быть обращено на активизацию работы по созданию нового поколения учебно-методического обеспечения, отличительной особенностью которого является его нацеленность на использование современных, в том числе и информационных, технологий, построение иного взаимодействия учитель — ученик, организацию и в школе, и в вузе нелинейного образовательного процесса.
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
4. В последние годы мы все стали свидетелями существенных изменений профессиональной деятельности преподавателей вуза.
Для нас привычными стали роли тьютора, консультанта, разработчика. Но самое главное — в последние годы преподаватели разных факультетов стали работать в команде, учась друг у друга, работая в единой логике, осваивая имеющиеся и создавая
новые инновации. Это можно рассматривать и как сверхзадачу, и как важнейший результат всех инновационных преобразований, поскольку возникают ситуации сопричастности к решению поставленных задач, создаются условия, при которых преподаватель вуза становится не сторонним наблюдателем, но активным участником образовательной политики государства.
О. В. Акулова,
начальник учебно-методического управления
ИННОВАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ НЕЛИНЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Образовательные инновации, направленные на реализацию идей Болонского процесса, обычно связывают с переходом на систему зачетных баллов и на балльно-рейтинговую систему оценки. Между тем такое понимание идей Болонского процесса является достаточно формализованным.
Если иметь в виду ведущие идеи, зафиксированные в Болонской декларации, то следует говорить о выборе и свободе, развитии личности в образовании. Совершенно очевидно, что для реализации этих идей необходимы системные изменения целей, содержания, процесса и результатов образования на всех ступенях многоуровневой системы подготовки педагогических кадров. Среди них важным инновационным изменением является переход от линейной системы обучения к нелинейной.
Линейная система обучения предполагает, что обучающиеся изучают дисциплины образовательной профессиональной программы строго последовательно, в установленном объеме, в определенные сроки, в соответствии с логикой обучения.
Нелинейная система обучения — это такой способ организации учебного процесса, который предоставляет обучающимся возможность индивидуально планировать последовательность образовательного процесса. Это процесс, в котором студент имеет возможность сам выстраивать свой образовательный маршрут.
В Герценовском университете нелинейное обучение реализуется различными способами. Так, для студентов возможны несколько уровней выбора.
Первый уровень — выбор образовательной программы (бакалавр, магистр, специалист). Студенты имеют право выстраивать свой образовательный маршрут по различным траекториям (бакалавриат плюс специалитет, бакалавриат плюс магистратура, только бакалавриат). Подчеркну, что образование в многоуровневой системе характеризуется максимальной преемственностью образовательных программ различных ступеней, их взаимной проницаемо -стью, так называемой беступиковостью, гарантирует возможность и доступность продолжения образования, т. е. ведет к реальному обеспечению непрерывности образования.
Второй уровень — выбор профиля или специализации внутри выбранной образовательной программы.
Третий уровень — выбор дисциплин. Нелинейная организация учебного процесса обеспечивается сочетанием в учебных планах дисциплин групп «А», «В» и «С», которые и создают предпосылки для «нелинейности». Группа «А» — дисциплины, которые изучаются обязательно и строго последовательно во времени. Группа «В» — дисциплины, которые изучаются обязательно, но не последовательно. Группа «С» — дисциплины, которые студент изучает по своему выбору.
Набор дисциплин, входящих в ту или иную группу, определяется спецификой образовательной программы. Обязательные дисциплины федерального и национально-регионального компонентов входят в группу «А» либо группу «В». В группу «С» входят дисциплины по выбору студента, набор которых устанавливается вузом или факультетом. Как правило, предметы, включенные в группу «С», выбираются вузом. В Герценовском университете студентам предлагаются дисциплины по выбору по всем циклам, причем в выборе участвуют студенты всех факультетов. Другой вариант решения проблемы — факультативы, которые предлагаются студентам на факультетах.
Четвертый уровень выбора связан с системой дополнительного образования. Чем более развита в университете система дополнительного образования, тем больше свободы выбора имеется у студентов. Например, в университете есть всевозможные программы дополнительного образования, связанные с изучением языка. Можно пройти выбранный курс и получить сертификаты различного уровня. Наконец, есть возможность участвовать во всевозможных конкурсах (например «Моя инициатива в образовании»), в международных и российских семинарах и конференциях, что позволяет студентам усвоить дополнительные навыки и знания.
Важным этапом реализации нелинейного обучения является учебно-методическое обеспечение, сопровождающее выбор студента.
Как один из вариантов такого обеспечения может рассматриваться информационный пакет студента. Информационный пакет представляет собой каталог