Научная статья на тему 'Инновации в организации и механизмах управления высокотехнологичным предприятием'

Инновации в организации и механизмах управления высокотехнологичным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрченко Е. В.

Статья посвящена вопросам исследования влияния интеллектуальной собственности (ИС) и нематериальных активов (НМА) на формирование стоимости предприятий. На основе исследования динамики бизнес-процессов в группах компаний определяются принципы управления инвестициями в наукоемкие процессы. Рассматривается управление хозяйственным и коммерческим оборотом ИС и НМА высокотехнологичных предприятий. Проводится сравнительный анализ существующих методов оценки ИС и НМА, исследуются проблемы ценообразования и качества в инновационном бизнесе в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в организации и механизмах управления высокотехнологичным предприятием»

РЕГУЛИРОВАНИЕ I Качество управления

т

Инновации в организации и механизмах управления высокотехнологичным

ПРЕДПРИЯТИЕМ

Е.В. ЮРЧЕНКО,

генеральный директор ОАО «Связьинвест»

Статья посвящена вопросам исследования влияния интеллектуальной собственности (ИС) и нематериальных активов (НМА) на формирование стоимости предприятий. На основе исследования динамики бизнес-процессов в группах компаний определяются принципы управления инвестициями в наукоемкие процессы. Рассматривается управление хозяйственным и коммерческим оборотом ИС и НМА высокотехнологичных предприятий. Проводится сравнительный анализ существующих методов оценки ИС и НМА, исследуются проблемы ценообразования и качества в инновационном бизнесе в условиях рыночной экономики

овые технологии и иннова-

|ционные продукты стимулируют всю систему потребления страны, придавая импульс развития сектору спроса и предложения. Чем больше инновационных товаров потребляет рынок, тем больше экономятся исходные ресурсы. В этом состоит сущность стратегии активной экономии: «чтобы больше потреблять, нужно рационально экономить». Рациональная экономия означает такую технологию потребления исходного продукта, когда на единицу полезного потребления приходится меньшая величина исходного продукта, что можно достичь только благодаря инновационным технологиям.

Новизна, конкурентоспособность технологий и продукции имеют решающее значение для обеспечения успеха предприятия на рынке и роста стоимости его активов. От новизны, конкурентоспособности и эффективности новых продуктов напрямую зависят цены и объемы продаж. Однако многие механизмы рыночной экономики еще не созданы, а условия справедливой конкуренции и формирования равновесных цен нарушаются неконтролируемой монополией некоторых предприятий. Все это приводит к тому, что

18 Век Качества N° 6

прогрессивные, активные стратегии развития используются ограниченно, а стратегии выживания и адаптации преобладают.

В этих условиях многие отечественные предприятия предпочитают реализовывать стратегию развития на основе импорта новой технологии, оборудования, машин, приборов и др. Так, в последние годы на-

блюдается тенденция увеличения доли импорта машин, оборудования и транспортных средств: 2004 г. -35%, 2005 г. - 39%, 2006 г . - 51%, 2007 г. - 54%. Ежегодно растет и импорт вычислительной техники: 2004 г. -59%, 2005 г. - 40%, 2006 г. - 54%, 2007-2008 гг. - 22%. Тем самым технологическая рента, присущая инновационным решениям, достается

Схема формирования идентификационных и оценочных показателей

? - множество всех показателей; Р1 - множество идентификационных показателей;

Р2 - множество показателей качества объекта; Р3 - множество экономических показателей

Идентификационные показатели

Оценочные показатели

их иностранным разработчикам, производителям техники и оборудования. Причины, по которым российские предприятия предпочитают импортировать технологии и технику вместо приобретения отечественных аналогов и размещения заказов на разработку новых образцов, многообразны. Но в любом случае главной причиной возросшего импорта является общая низкая конкурентоспособность отечественной инновационной сферы. Это обусловлено высокой стоимостью и продолжительностью отечественных НИОКР, рисками, невысоким качеством и неконкурентоспособно-стью предлагаемых инновационных решений и др.

Оценка конкурентных преимуществ продукции

Потенциал конкурентоспособности продукции товаропроизводителей сложно точно измерить, но это приходится делать как потребителям, так и производителям. Причем такие оценки имеют вполне конкретное и широкое применение - на их основе принимаются важные экономические решения по производству и приобретению продукции. Также важно иметь объективные оценки конкурентоспособности на отраслевом и федеральном уровнях, чтобы способствовать их росту прямыми (федеральные и отраслевые программы) и косвенными методами регулирования (налоговые скидки, таможенное регулирование, льготные кредиты).

Конкурентное превосходство -это наличие преимущества (предпочтения) одного объекта над другим по всем сравниваемым параметрам.

Сравниваемые промышленные объекты оцениваются вектором (множеством) параметров, которые делятся на три группы, характеризующие:

РЕГУЛИРОВАНИЕ I Качество управления Порядок оценки конкурентных преимуществ

1.

Сбор исходной Определение Количественные Определение

информации об состава (качественные) конкурентных

объекте, его аналогах показателей, оценки преимуществ

и условиях —► характеризующих —► показателей —► объекта нал

эксплуатации конкурентоспособ- ГГ: объектами-

(лоименения) ность объекта ^ аналогами [ л

Прогнозирование

перспективных

вариантов

объектов

Количественная оценка конкурентных^ преимуществ

Оценка ожидаемой доли рынка в соответствии с конкурентными преимуществами

©

1) назначение объекта;

2) качественные свойства;

3) ценовые (экономические) характеристики. На рис. 1 приведена схема идентификации и оценки показателей.

В номенклатуру оценочных показателей во избежание повторного учета одних и тех же свойств оцениваемой продукции не следует включать показатели, функционально связанные с уже включенными в нее показателями.

Предлагается следующая общая постановка задачи оценки конкурентоспособности:

1) имеется множество сравниваемых объектов {О} = {Оі, О2, ..., Ом};

2) каждый Oi объект характеризуется одним и тем же перечнем (вектором) показателей {f} = {fl, f2, ..., fn}, то есть V Oie З {O} {f} = {fii, fi2, ..., fin}, где fij - соответствует значению i-го показателя для j-го объекта;

3) все показатели измеряются в номинальных, порядковых или количественных шкалах и приведены к виду улучшаемых.

Порядок оценки конкурентных преимуществ сравниваемых объектов представлен на рис. 2.

Формирование количественных оценок потенциала конкурентоспособности основывается на разных предпосылках. Возможны три подхода: аналитический, статистический и экспертный.

В общем виде потенциал конкурентоспособности объекта определяется как функция многих переменных:

F = F{f„f2

(1)

Часто при выборе какого-либо продукта из множества аналогов употребляется термин «оптимальное соотношение цены и качества», что может означать снижение качества продукта в обмен на уступку в цене, когда худший продукт продается за меньшую цену. Количественно оценить соотношение цены и качества можно следующим образом. Во-первых, показатели подмножества используются только для оценки соответствия анализируемого объекта ус-

Способы свертки показателей, характеризующих конкурентоспособность объектов

Рис. 2

Название группы Решающее правило выбора Способ свертки показателей, отражающих

потребителей продукта решающее правило

Лидеры - «продвинутые» «Приоритет качества над экономическими показателями»; Адаптивно-статистический подход к определению

потребители «Качество любой ценой»; «Все показатели продукта весовых коэффициентов в функции свертки

одинаково важны, а их значения должны стремиться

к эталонным (максимальным) значениям»

Потребители-«середняки» «Наилучшее соотношение цены и качества»; Отношение произведения индексов показателей

«Мы не настолько богаты, чтобы покупать качества к цене либо к полным затратам на исполь-

дешевые вещи» зование продукта в рамках полного жизненного цикла

Потребители-«аутсайдеры» «Худший продукт за меньшую цену»; Отношение произведения индексов показателей

«Уступка в качестве за выигрыш в цене» качества к цене, либо аддитивные функции свертки

с использованием экспертных оценок приоритета

цены над качеством при гарантированном

соответствии требованиям к назначению объекта

РЕГУЛИРОВАНИЕ I Качество управления

ловиям его назначения. Во-вторых, показатели качества, входящие в подмножество, считаются обязательными при оценке совокупного качества, что можно представить в виде мультипликативно-степенной зависимости:

е-е<^)-п</;>*', и

где hg - показатель степени для Г^^ха-рактеристики, все показатели качества нормированы к наихудшему уровню, то есть

— г2

г 2 р

I ’ -г в *= ' 2

чип

В-третьих, влияние цены и качества на потенциал конкурентоспособности оценивается так, что качество прямо пропорционально конкурентоспособности, а цена обратно пропорциональна.

В таблице представлены способы свертки показателей, характеризующих конкурентоспособность объектов.

Механизмы взаимодействия высокотехнологичных предприятий с банковскими структурами

При определении инвестиционной политики, как правило, учитываются: состояние рынка продукции, производимой предприятием, объем ее реализации, качество и цена этой продукции; финансово-экономическое положение предприятия; технический уровень производства предприятия, наличие у него незавершенного строительства и неустановленного оборудования; сочетание собственных и заемных ресурсов предприятия; возможность получения предприятием оборудования по лизингу; финансовые условия инвестирования на рынке капиталов; льготы, получаемые инвестором от государства; коммерческая и бюджетная эффективность инвестиционных мероприятий, осуществляемых с участием предприятия; условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.

Из анализа наукоемкого бизнеса следует, что возможность оптимизации бизнес-процесса с целью достижения максимального объема продаж может достигаться путем минимизации риска бизнеса. Более того, минимизация риска в случае перехода предприятия в предбанкротное состояние возможна при условии применения технологии защиты контролируемого сектора товарного рынка портфелями исключительных прав. Таким образом, стабильный бизнес характеризуется минимальными рисками; риски бизнеса высокотехнологичных компаний существенным образом возрастают в режи-

Век Качества < 6

Основные методы оценки стоимости предприятия

Имущественный

ПОДХОД

Доходный подход

Метод

Метод чистых капитализации денежных потоков

активов

Метод «затрат на создание»

Метод

дисконтирован ия денежных потоков

Метод капитализации избыточного дохода по материальным

Метод оценки на основе модели опционного ценообразования Блека-Скоулза

Рыночный подход

Метод сделок (метод рынка слияний и поглощений)

Правила «большого пальца» (метод «стандартных» формул)

Метод компаний-аналогов

ме перехода фирм из одной группы в другую в рамках эволюционного процесса; риски бизнеса высокотехнологичных компаний существенным образом возрастают при реализации инвестиционного проекта.

Приведенный анализ позволяет определить рентабельность портфеля исключительных прав в виде выражения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пип(тск)

(5,)

(3)

где Спип(тек) (80 - текущая стоимость портфеля исключительных прав; Бпип - доля дохода, полученная за счет портфеля исключительных прав.

Таким образом, рентабельность НМА, а также рентабельность портфеля исключительных прав зависит соответственно от стоимости НМА и портфеля исключительных прав, влияющих на стоимость высокотехнологичных предприятий.

Оценить средний коэффициент рентабельности для разработчиков научно-технической продукции, предназначенной для п предприятий-потребителей, можно следующим выражением:

10), (4)

где х - общая прибыль; п - количество потребителей; Ъ - затраты; Р - величина экономического результата; АР - прирост конечного экономического результата; ТоГ - согласованный срок окупаемости; т -количество исполнителей; - отношение доли затрат к общим затратам; в - индекс системного риска.

Предложенная методология является базой для выработки решений, принимаемых на согласованной основе разработчиками, изготовителями и заказчиками научно-тех-

нической продукции, наряду с приведенными формализованными экономическими оценками вероятностного характера, исходными данными и различными неформальными соображениями.

Управление хозяйственным и коммерческим оборотом

ИС и нМа

Управление ИС включает в себя полный цикл процесса принятия решений и предполагает предварительное формирование требований для ее создания. Только при достижении определенного уровня новизны, удовлетворяющего внешним требованиям и достаточного для патентования в соответствии с действующим законодательством, может производиться оценка ИС. Установление правообладателя (собственника) позволяет разработать концепции эффективного управления ИС, включая способы, инструменты и механизмы оценки, порядок коммерциализации и введения в оборот ИС.

Выделяется несколько уровней технологий, согласно которым необходимы следующие действия по конкретизации или развитию новизны. Для того чтобы уровень новизны был четко выражен в форме ноу-хау, необходимы дополнительные исследования. Следующие дополнительные исследования проводятся для перевода ноу-хау на уровень патентной защиты, при этом, если имеются признаки элементов новизны, которая не улучшает продукт, то требуются дополнительные целевые исследования. При наличии некоторых признаков новизны, которые хотя и улучшают продукт, но оставляют его менее привлекательным, чем аналоги, необходима его доработка с учетом рынка. Когда уровень новизны существенно превышает уровень аналогов, можно осуществлять патентование и коммерциализацию продукта. Когда новизны вполне достаточно для патентования и включения в

РЕГУЛИРОВАНИЕ I Качество управления

оборот НМА, возможно проводить патентование и включение в оборот. Наконец, когда уровень новизны подтвержден патентом, требуется оперативная коммерциализация ИС. В том случае, когда новый продукт уникален, необходимо патентование и проведение рыночного исследования на предмет его востребованности в существующих или новых технологиях потребления.

Анализ и оценка уровня новизны позволяют ответить на принципиальные (в первую очередь для инвестора) вопросы: возможно ли патентование, и патентоспособна ли технология.

Если присутствующая новизна обладает маркетинговым потенциалом, то необходимо установить, насколько предприятие готово защищать новые НМА и ИС, которые имеют стоимость и которыми нужно управлять и принимать соответствующие решения. Оценить уровень готовности предприятия к инновационным решениям в области создания и управления ИС можно с использованием следующих подходов: ^ предприятие имеет лишь теоретическое представление о системе управления ИС и НМА - требуются дополнительные консультации специалистов по управлению ИС и НМА;

^ предприятие имеет относительно современную систему создания и управления ИС и НМА -необходима помощь патентных экспертов и центров по коммерциализации технологий;

^ предприятие имеет конкурентоспособную систему создания и управления ИС и НМА - необходима помощь центров, занимающихся коммерциализацией технологий по введению ИС и НМА в оборот;

^ предприятие не располагает достаточными знаниями по созданию системы управления ИС и НМА - целесообразно создание юридического бюро и подключение к надежным источникам финансового и административного содействия в области управления ИС и НМА.

В созданной системе управления ИС и НМА необходимо применять приоритетные способы использования конкурентных преимуществ ИС и НМА (включение патента/ноу-хау в НМА предприятия с последующим внедрением в производство; поиск промышленных партнеров; создание отдельной инновационной компании с подготовкой бизнес-плана; проведение переговоров по привлечению инвесторов; лицензирование; продажа патента и др.).

Комплексный подход к созданию собственной системы управления

с с с.

Порядок оценки, проведенной методом дисконтирования денежных потоков

І. Гікішіенне информационного запрос* на нрсніріїиіне заказчику

1. Подбор и анализ отраслевой информации

• Общсописательная информация:

• Ретроспективная финансовая отчётность;

• Информации по коммерческой сфере деятельности предприятия;

• Структура себестоимости продукции;

• Отношения с кредиторами и акционерами:

• Прогнозные производственные, финансовые и экономические показатели деятельности;

• Основные юридические документы.

• Копия проведенных ранее оценок стоимости предприятия, инвестиционных меморандумов, бизнес-планов и тп

2. Первичный анализ предоставленных документов, выбор общей схемы оценки, составление уточняющих

^ Гг

3. Осмій р объекта оценки.

проведение интервью с

менеджментом (Шіцепсе прелприяіии ііис

4. Аналні собранной информации

/ і V

5. Пост роение расчсіной модели.

• Номенклатура ТП, производственно-технологическая схема выпуска ТП:

• Состояние ОФ;

• Неопе рационные, избыточные/не; и к: I а к»чн ыс операционные активы:

• Рстроспскивная фттотч£тность;

• Себестоимость основных видов ТП;

• Перечень выплачиваемых налогов;

• Условия по привлеченным заемным средствам:

• Составление планов производства, реализации и инвестиций;

• Расчет ожидаемой величины затрат на производство, реализацию и осуществление управленческих функций;

• Составление прогнозного отчёта о прибылях и убытках;

• Составления нрогаозного баланса;

• Составление прогнозного отчета о движении денежных средств;

• Расчет опенки стоимости.

ИС и НМА на предприятии является необходимым, но не всегда достаточным (из-за воздействия внешних факторов) условием ее эффективного функционирования.

Оценка ИС и НМА

В профессиональной практике принято разбивать все известные методы оценки стоимости предприятий на три группы-подхода: имущественный, доходный и рыночный. Применение различных методов и подходов определения стоимости позволяет установить множество различных оценок стоимости. Однако международные стандарты оценки не требуют обязательного применения всех подходов (методов) в каждом отдельном задании на оценку.

Классификация основных методов оценки стоимости предприятия приведена на рис. 3.

На рис. 4 представлен порядок оценки стоимости предприятий, имеющих НМА, с использованием метода дисконтирования денежных потоков. По сравнению с другими подходами этот подход и метод поз-

воляют повысить стоимость высокотехнологичных предприятий

Созданный на предприятиях обобщенный алгоритм оценки ИС и НМА позволяет им: защитить свой бизнес; извлечь из созданных объектов исключительных прав доход; выпускать конкурентоспособную продукцию и конкурировать с аналогичными предприятиями на товарном рынке.

Выводы

ИС является инновационным продуктом и представляет собой информационно-логический результат инновационно-инвестиционного процесса, проекта как системы создания знаний и превращения их в деньги. Коммерциализация как система имеет огромное значение для укрепления конкурентоспособности на микро- и макроуровнях, начиная от уровня компании, кластера, региона до уровня сообществ, государств, глобальных объединений.

Если у предприятия отсутствуют НМА, то это означает, что рассматриваемое предприятие не в состоя-

Ноябрь-декабрь 2009 г.

РЕГУЛИРОВАНИЕ I Качество управления

нии выпускать конкурентоспособную продукцию, не способно обеспечить высокоэффективную защиту своего бизнеса и не имеет обоснованного права претендовать на крупные инвестиции в развитие наукоемких технологий.

Роль ИС состоит в том, что она становится важнейшим элементом корпоративного менеджмента. Менеджеры ИС призваны помочь аккумулировать действующий портфель корпоративной ИС в целях его эффективного оборота (использования): при слияниях компаний; при поглощении; при создании совместных предприятий; при заключении договоров о сотрудничестве в сфере НИОКР; при заключении лицензионных соглашений; при создании стратегических отраслевых кластеров; при выработке стратегии развития компании; при открытии новых технологических рынков; при разведке кросс-лицензионных возможностей; при заключении партнерства по совместному (долевому) управлению СП.

Стратегия ценообразования в условиях рыночной экономики формируется с учетом условий рынка и для каждой фазы ПЖЦ продукта имеет собственную качественную характеристику. Так, на начало фазы «освое-

ние в производстве», особенно для наукоемких продуктов с коротким жизненным циклом (компьютеры, некоторые виды ТНП и др.), нередко цена на новый продукт устанавливается ниже себестоимости, а затем уже повышается. На фазе «удержания рынка», как правило, цена постоянно растет, но темпы ее роста подчиняются определенной стратегии фирмы-производителя. В конце этой фазы цена достигает максимального уровня и на последующей фазе происходит ее снижение даже при возможном росте потребительских свойств. Критическим значением для прекращения выпуска служит достижение минимально допустимого уровня доходности продукта.

Большое значение для принятия решений, адекватных условиям рынка и конкуренции, имеет прогнозирование динамики затрат, доходов и прибыли. Успешное завершение базового инновационного проекта создает предпосылки для принятия решения о массовом производстве конечного результата - нового продукта. Для инновационных проектов величина затрат непрерывно возрастает на каждой стадии, достигая обычно максимума на стыке двух проектов -базового инновационного и инвестиционного. Наоборот, для фаз освое-

ния и распространения уровень затрат последовательно снижается.

На высокотехнологичных, конкурентоспособных предприятиях уровень НМА составляет до 70% стоимости хозяйствующего субъекта. В РФ таких предприятий единицы. НМА вносят существенный вклад в циклическое изменение стоимости предприятия в зависимости от стадии его развития и определяют заметную долю в стоимости их при инновационно-инвестиционном процессе: «первоначальная стоимость + инвестиции + инновации ^ новая стоимость».

Новые технологии и инновационные продукты стимулируют всю систему потребления страны, придавая импульс развития сектору спроса и предложения. Чем больше инновационных товаров потребляет рынок, тем больше экономятся исходные ресурсы. В этом состоит сущность стратегии активной экономии: «чтобы больше потреблять, нужно рационально экономить». Рациональная экономия означает такую технологию потребления исходного продукта, когда на единицу полезного потребления используется меньшая величина исходного продукта, что можно достичь только благодаря инновационным технологиям.

ХРОНИКА I Новости компаний

22

Корпорация ЮНИ отметила 18-летие и подвела предварительные итоги года

6 декабря 2009 г. Корпорации ЮНИ исполнилось 18 лет. Почти два десятилетия компания является признанным профессионалом в области системной интеграции, надежным партнером российских и западных производителей оборудования.

С момента основания Корпорация ЮНИ всегда идет в ногу со временем: осваиваются технологии и новые подходы к эффективному решению задач клиентов, повышается квалификация специалистов. Кризисный год позволил, применив накопленные знания, освоить новые пути развития бизнеса. В портфель решений компании добавлены новые услуги, современные сервисы. Расширилось сотрудничество с ведущими производителями и поставщиками решений, включая такие компании как Check Point, RAD Data Communications, Ciena, Knurr и IBM. He оставлено без внимания и сотрудничество с Cisco Systems: в этом году Корпорация ЮНИ подтвердила статус Премьер-партнера компании Cisco (Cisco Systems Premier Certified Partner). B 2009 г. в число партнеров Корпорации ЮНИ вошла и компания Avaya.

За прошедший год Корпорация ЮНИ осуществила множество крупных проектов. Среди них выделяется проект по строительству центра обработки данных

Век Качества N° 6

(ЦOД) для одного из крупнейших операторов связи московского региона OAO «Комкор» (торговая марка «^кадо Телеком»). Это пример проекта, в котором использовались неординарные технические решения и подходы, что стало гарантией надежной эксплуатации комплекса ЦOД в дальнейшем. Структурированная кабельная система (С КС) нового телекоммуникационного комплекса ЦOД OAO «Комкор» стала крупнейшей инсталляцией компании Panduit в 200В г. (за ее создание Корпорации «IOH№ присуждена почетная премия «За самый масштабный проект» от компании Panduit).

B проекте по обеспечению защиты от внутренних угроз для центрального офиса AФК «Система» были выбраны эффективные решения Cisco Systems. Специалисты Корпорации ЮHИ провели аудит системы клиента и внедрили комплексную систему внутренней безопасности, которая послужила оптимальным решением для обеспечения защиты.

Для одного из крупнейших заводов «ЮМК-Сталь» произведена установка систем технологического телевидения. Завершено несколько проектов по модернизации телекоммуникационной и инженерной систем на других производствах этого конгломерата.

В результате победы в открытом тендере, проведенном Пенсионным фондом РФ в феврале 2009 г., Корпорация

ЮНИ разработала функциональные требования и технические характеристики для корпоративной системы передачи данных (КСПД) Пенсионного фонда РФ. Комплексные работы над проектом продолжались с февраля по июль 2009 г. и были завершены в августе 2009 г. В ходе работ были проведены исследования текущего состояния региональных и окружных узлов КСПД ПФР в 7 федеральных округах России, в их числе 82 региональных объекта ПФР. Специалистами Корпорации ЮНИ были проведены исследования текущего состояния региональных и окружных узлов КСПД ПФР в различных городах России, предложены рекомендации и планы дальнейшего развития КСПД ПФР.

За прошедший год Корпорация продолжила сотрудничество со многими крупнейшими российскими компаниями. В новое здание компании ЗАО «Сирена-Трэвел» переведен центр обработки данных (ЦОД). Продолжалось сотрудничество с ФСК РАО «ЕЭС России». На предприятиях введено в эксплуатацию более 20 объектов. Для компании ОАО «Корссис» специалисты Корпорации провели модернизацию существующей оптоволоконной структуры сети на основе CWDM-оборудования компании Ciena. Введена в эксплуатацию сеть из 22 узлов. J

www.uni.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.