ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
31 (88) - 2010
инновации в общем образовании
российской федерации*
(интернет-интервью в информационном агентстве «гарант» с директором департамента общего образования министерства образования и науки рф е. л. низиенко)
17 сентября в Информационном агентстве «ГАРАНТ» состоялось интернет-интервью с директором Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Е. Л. Низиенко. Были рассмотрены проблемы нового учебного года — очередного этапа на пути детей к взрослению, открытию новых знаний. Не секрет, что от сегодняшних школьников зависит будущее нашей страны. Поэтому особенно важно, что ожидает школьников в новом учебном году, как будут решаться актуальные проблемы общеобразовательных учреждений, какие определены задачи и приоритеты совершенствования учебно-воспитательного процесса.
URL: http://www. garant. ru/action/interview/277315/
— Елена Леонидовна, возглавляемый Вами департамент совсем недавно был образован в структуре Министерства образования и науки Российской Федерации. Расскажите, пожалуйста, о его первоочередных задачах на ближайшую перспективу.
— Действительно, Департамент общего образования Министерства образования и науки РФ создан совсем недавно — около четырех месяцев назад. Но это не означает, что в структуре министерства ранее никто не занимался общим образованием. Существовал Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России, который объединял в себе дошкольное, общее и профессиональное образование.
В последнее время очень большое внимание уделяется системе общего образования. Обсуждение этих вопросов проводится на самом высоком уровне.
Именно в системе общего образования кристаллизуется человеческий капитал, который потом становится основой для становления инновационной экономики. В связи с тем, что такое большое значение придается сейчас системе
* Публикуется в сокращении.
общего образования, и был создан Департамент общего образования Минобрнауки России. Надо сказать, что в департаменте общего образования сконцентрированы не только вопросы школьного образования, но и дошкольного. Это вопросы, связанные с одаренными детьми, с кадетским, казачьим образованием, с этнокультурным компонентом в системе образования. Поскольку именно общее образование выступает заказчиком в системе профессионального педагогического образования, департамент также работает с педагогическими вузами, с системой дополнительного педагогического образования.
Таким образом, основными задачами, функциями департамента являются выработка и реализация государственной политики во взаимодействии с регионами в системе дошкольного, общего и профессионального педагогического образования.
— Сейчас в средствах массовой информации опубликована информация о том, что на новый образовательный стандарт с этого учебного года перешли начальные классы 97 школ, а обязательный всеобщий переход отложен до 1 сентября 2011 г. Елена Леонидовна, для чего это сделано и как изменится жизнь учеников тех школ, которые уже сейчас начинают обучаться по новому образовательному стандарту?
— В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» новый стандарт вводится с 1 сентября 2011 г. Но есть школы, которые считают себя абсолютно готовыми к введению нового стандарта в первых классах, поэтому было принято решение уже с этого года обучать ребятишек по новым стандартам. Всего в этом году в России насчитывается 1 млн 430 тыс. первоклассников, а на новые стандарты сейчас перешли порядка 200 тыс. детей-первоклассников. Что это означает? Раньше в стандарте конкретно прописывалось, что школьник должен изучить по каждому из предметов. Например, в 10-м классе по лите-
ратуре он должен изучить роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и т. д. Ровно в таком стиле и был прописан стандарт.
Сейчас стандарт имеет совсем другой вид. Он состоит из трех групп требований. Первая группа — требования к результатам. В рамках действующего стандарта всегда говорили о том, что должен быть получен определенный предметный результат. Ребенок должен научиться писать, считать, читать и т. д. Теперь в требованиях к результатам прописывается не только предметный результат, но и результат, связанный с личностным развитием школьника, с некоторыми надпредметными навыками, которые должны быть сформированы. Эти две группы результатов для стандарта являются совершенно новыми. Вторая группа требований — требования к структуре образовательной программы. В этой части стандарта прописано, из каких частей должна состоять образовательная программа школы, что должны в себе содержать эти части. В связи с этим школа уже самостоятельно разрабатывает свою образовательную программу с учетом потребностей той части населения, которая в этой школе учит своих детей.
Третья часть стандарта абсолютно инновационная для стандарта. Это четко сформированные требования к условиям реализации программы. Раньше всегда говорили, что ученик должен освоить предмет, учитель должен выдать определенный результат. Но никогда не говорили о том, в каких условиях это должно происходить. А ведь это очень важно, потому что если не созданы соответствующие условия, то каким бы талантливым ни был учитель или каким бы способным ни был ученик, требуемого результата все равно достичь невозможно. Поэтому в стандарте есть требования к кадровым условиям, т. е. какого качества, уровня, какой квалификации должны быть учителя для того, чтобы достичь этих результатов. Также требования предъявляются к финансовым условиям, каким должно быть финансовое обеспечение, чтобы могли быть получены соответствующие результаты; к материально-техническим, т. е. какой должна быть материальная база учреждения для того, чтобы этот результат был получен. И в этом смысле стандарт получил новую область применения, нового адресата. Если раньше стандарт был адресован преимущественно школе и учителю, то теперь — учредителю, т. е. муниципалитету, который обязан создать школе такие условия. В этом и заключается новизна стандарта.
И первопроходцами на сегодняшний день являются школы, решившие, что у них есть соответс-
твующие кадры для получения такого результата, который заложен в стандарте начального образования, имеются соответствующие материально-технические, финансовые условия, образовательная программа, направленная на достижение результата, заложенного в стандарте. Они с 1 сентября 2010 г., раньше других на один год, перешли на новый стандарт.
— Расскажите, пожалуйста, появились ли в новом учебном году какие-либо новые школьные предметы, и какие именно?
— В новом учебном 2010/11 г. появился не новый предмет, а дополнительный час по физкультуре. Физическая культура с этого учебного года будет преподаваться в объеме трех часов в неделю, а не двух часов, как было ранее. Других новых предметов в федеральном компоненте не появилось. Вполне возможно, что какие-то новые предметы вводят регионы России.
— В связи с переходом на новые стандарты обучения, какие требования будут предъявляться к правилам экспертизы учебников? Каким стандартам они должны будут соответствовать?
— Очень хороший и правильный вопрос, потому что учебник является условием, необходимым для достижения результата. Как и 100 лет назад, до сих пор идут споры о том, в какой степени учебник должен использоваться в учебном процессе. Традиционно сложилось, что учебник — это практически основное средство обучения в нашей школе. В связи с появлением нового стандарта, в связи с тем, что меняется ситуация, информатизация достигла очень высокого уровня, в том числе и в системе образования, появились новые требования к учебнику. Он обязательно должен иметь электронное приложение. Но даже не это главное. Главное, что в новом стандарте заложены требования к межпредметным навыкам. Ребенок должен уметь анализировать информацию, уметь ее найти, отсортировать. В каждом учебнике по каждому предмету должна быть установлена взаимосвязь с другим предметом не только по вертикали — русский язык в первом классе взаимосвязан с русским языком в четвертом классе, но и по горизонтали — русский язык должен быть взаимосвязан со всеми остальными предметами, чтобы этот надпредметный, метапредметный навык был сформирован у ученика. Это очень сложная задача. И если в экспертизе учебников в соответствии с действующим стандартом говорили об учебнике как о единице, о предметной линии учебников, т. е. учебника одного автора, одной концепции, допустим с первого по четвертый классы, то здесь
- 3
уже говорим о системе учебников. На экспертизу издательствами и разработчиками представляется система учебников. Допустим, полный комплект учебников с первого по четвертый классы по всем основным предметам учебного плана. В связи с этим перед разработчиками стоит очень сложная задача, поэтому им по разным причинам приходится объединяться для того, чтобы выстроить эту единую систему.
Очень сложная ситуация сложилась с экспертизой системы учебников, потому что провести экспертизу системы учебников гораздо сложнее, чем одного конкретного, отдельно взятого учебника.
В связи с этим появилось новое положение об экспертизе учебников под новый стандарт. Ключевая инновация заключается в том, что если раньше экспертные организации, проводящие экспертизу учебников, определялись Федеральным советом по учебникам Минобрнауки России, то теперь в положении четко определено, что данная функция реализуется академиями наук, в уставах которых такая функция закреплена Правительством РФ, прежде всего — это Российская академия наук и Российская академия образования.
— Как известно, на сегодняшний день в нескольких субъектах Федерации в экспериментальном режиме осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Елена Леонидовна, что это за субъекты ? Не планируется ли расширение географии эксперимента по преподаванию данной дисциплины? В каких классах и кто будет вести новые дисциплины? О чем будут рассказывать на занятиях по светской этике?
— С этого года в России стартовал эксперимент по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики». Это культурологический курс, рассчитанный пока на учеников четвертых и пятых классов. Он изучается в последней четверти четвертого класса и в первой четверти пятого класса. В рамках этого курса ученик может выбрать из шести разных предметов наиболее интересный и подходящий для себя: «Основы православной культуры», «Основы буддизма», «Основы ислама», «Основы иудаизма», «Мировые религии» и «Светскую этику».
Здесь закладывается основа духовно-нравственного воспитания, и выбрать не просто. Но, тем не менее, все с этим успешно справились. В четвертую четверть прошлого учебного года в 19 регионах России этот курс был апробирован. Пока рано говорить о каких-то его результатах, потому что итоги будут подводиться по окончании всего
4 -
цикла, т. е. по окончании первой четверти этого учебного года, когда четвертый и пятый классы полностью завершат цикл. Но по первым социологическим исследованиям уже можно сказать, что этот курс позитивно воспринимается всеми его участниками. Появились регионы, изъявившие желание присоединиться к эксперименту. Дальнейшая судьба преподавания этого предмета будет решаться по окончании эксперимента. Будет ли он распространен на другие субъекты РФ, будет ли он модернизирован внутри школы, будет ли распространен на старшую ступень или начальную школу, это все решится по итогам эксперимента.
Что касается светской этики, то на данном уроке преподаются основы нравственных, моральных отношений в обществе, в семье — такие простые вещи, про которые забывали рассказывать детям. Ребята выходили из школ с хорошими знаниями, умненькие, хорошенькие, красивенькие, но как построить отношения в семье, в коллективе и в обществе в целом, они не всегда знали. Новый курс призван устранить эти пробелы.
Этот предмет преподают школьные учителя разных предметов: истории, литературы и даже биологии. Все они прошли специальную подготовку. Начиная эксперимент по основам религиозных культур и светской этики, была усовершенствована система повышения квалификации. Необходимо было подготовить достаточно большое количество учителей, сделать это качественно и в очень короткое время. Поэтому впервые в системе повышения квалификации был применен следующий подход: вначале готовили тьюторов, т. е. из регионов приглашали людей, которые после прохождения курсов проводили уже свои курсы повышения квалификации в регионе. Таким образом, за небольшой период времени удалось качественно подготовить учителей к преподаванию курса. Понятно, что опыт оказался позитивным, который и дальше будем развивать. Сейчас таким же образом начали готовить педагогов по другим предметам.
— После принятия федерального закона, разделяющего бюджетные учреждения на казенные, бюджетные и автономные, учителей и родителей шокировала новость о том, что возможен переход к платному среднему образованию. СМИ пестрили предполагаемыми схемами платного образования. Так, например, ученик утром приходит на первые три урока общеобразовательного минимума, которые полностью оплачиваются государством, после обеда он может выбирать уроки по душе и по кошельку: хоть музыка, хоть рисование. Как же соблюдается Конституция РФ в этом случае, которая закрепля-
ет право гражданина на всеобщее бесплатное среднее образование?
— Действительно, Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» вызвал очень мощный резонанс, стали говорить о платном образовании и т. д. Видимо, этот закон трудно воспринимается, потому что родители, учителя не могут, прочитав его, осмыслить. Это многостраничный труд отсылочного характера. Например, в Трудовом кодексе РФ, в статье такой-то, слово такое-то заменить словом таким-то, абзац такой-то читать в такой-то редакции. Чтобы прочитать этот закон и осмыслить, нужно обложиться огромным количеством других законов и понять, что вообще меняется. И из-за этого многие не смогли его прочитать, поэтому толковали не закон, а обсуждали то, как его воспринимают. А про что на самом деле этот закон? Он закрепил то, что уже сложилось в системе образования, во всяком случае, в системе общего образования. Министерством образования и науки РФ реализовывались комплексные проекты модернизации образования, реализовывали в течение пяти лет приоритетный национальный проект «Образование». Давали школам средства, и они самостоятельно их расходовали. Это было впервые. Лучшим инновационным школам стали давать гранд в размере 1 млн руб., и у них возникли трудности — как его потратить. Не было навыка самостоятельно принимать решение о направлениях расходования средств. В течение пяти лет этот навык появился во многих школах. Была оказана поддержка около 9 тыс. школ. Все они были готовы самостоятельно планировать свою финансово-хозяйственную деятельность. Но существующее законодательство это делать не позволяло, потому что существовала жесткая смета.
Вот ситуация, о которой часто говорят директора школ. Сейчас идут программы энергоэффективности, энергосбережения, многие руководители, рационально их используя, соблюдая культуру работы с этим ресурсом, сэкономили средства. И у них есть куда эти средства потратить, они бы и новые учебники купили, и мебель обновили, программы какие-то купили для работы в школе, но сэкономленные деньги все равно должны отдать в бюджет. Вторая ситуация, которую этот закон поправил, следующая. Директор школы и общественный совет считают, что нужно закупить новые учебники, новые словари для библиотеки, а у него в смете этого нет, но зато ему не нужны парты, а
на парты у него как раз деньги запланированы. Так вот он, чтобы перенести денежки с одной статьи на другую снова этот круг проходит через учредителя, через местный законодательный орган, а там решают, стоит ли это делать или не стоит. Третья ситуация тоже из практики. На конец года на счету учреждения остались неизрасходованные деньги. Что делает директор школы? Директор бежит в конце декабря по магазинам и экстренно что-то начинает закупать. Потому что он знает, если у него на счетах останутся деньги, то они будут возвращены в бюджет.
Что будет в ситуации с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3. Появятся три типа учреждений: казенные, бюджетные, автономные. Решение будет принимать учредитель, какое учреждение, к какому типу отнести. Казенные учреждения останутся также на смете. В законе прописано, какие учреждения должны быть казенными обязательно. Когда учредитель будет принимать решение, к этим учреждениям, например, будут отнесены малокомплектные школы, которые невозможно финансировать по нормативу, они должны финансироваться по фактическим затратам, и они останутся также на смете, под жестким контролем. Бюджетные учреждения получат большую свободу, они будут финансироваться по нормативу, на одного ученика на уровне региона определяется норматив, например, 40 000 руб. Этот норматив умножается на количество учеников и эта сумма отдается учреждению просто общим объемом. И тогда школьный совет, директор снова составляют смету, сами ее делают, сами ее утверждают. Сами вольны со статьи на статью деньги двигать. И все, что от платных услуг они получают, тоже расходуют самостоятельно. Появилась возможность самостоятельно распоряжаться средствами и эффективно их расходовать. Все это работает на качество образования.
Кроме того, на основе модельных методик вводится новая система оплаты труда. Это также повышает качество образования. Этот закон, с одной стороны, учреждению дает свободу, с другой стороны, повышает ответственность. Все счета, все финансовые схемы, все абсолютно прозрачны, размещены на сайте учреждения, и все их могут видеть. Что дает этот закон родителям и детям? Детям, конечно, повышение качества образования за счет тех механизмов, о которых уже было сказано. Учителям дается возможность повысить оплату своего труда и работать в более хороших условиях, участвовать в определении этих условий, в формировании этих условий. Родителям он дает
- 5
прозрачность в расходовании ресурсов и понимание того, чему и как учат ребенка, сколько на это тратят, насколько эффективно это расходуется, что получит ребенок, насколько качественное образование в результате получит ребенок. У автономных учреждений будет еще больше свободы, они могут размещать в коммерческих банках средства, они могут брать кредиты и т. д. Но при этом отменяется субсидиарная ответственность руководителя.
Что касается разговоров о том, что образование с введением закона станет платным, такого не может быть, потому что учреждение будет финансироваться на основе государственного или муниципального задания. Основой муниципального задания является федеральный общеобразовательный стандарт. Стандарт, который сейчас действует, жестко закрепляет определенный перечень предметов и определенное количество часов по каждому предмету, общее количество часов. Стандарт, который принимаем сейчас, т. е. новый стандарт, предусматривает то же самое количество часов, но плюс еще 10 ч в неделю на внеурочную деятельность. И все это количество часов будет финансироваться из бюджета. То есть все предметы, которые есть сейчас, в том объеме, в котором есть сейчас, плюс 10 ч внеурочной работы, все это будет для всех школьников бесплатно. Гарантией тому является федеральный государственный образовательный стандарт. Поэтому волнение людей, связанное с тем, что образование станет платным, беспочвенно. Во-первых, право оказания платных услуг школой закреплено Законом РФ «Об образовании», который вступил в силу в 1992 г., т. е. платные услуги уже реализуются. Думается, что хорошие руководители уже весь ресурс на оказание платных услуг исчерпали. Поэтому если и будет в каких-то школах увеличиваться количество платных услуг, это никак не скажется на финансировании стандарта. Во-вторых, родитель сам принимает решение, идти ли его ребенку изучать, к примеру, четвертый иностранный язык за дополнительную плату или нет.
— Недавно в СМИ прочитали о том, что для привлечения в школы молодых специалистов Ми-нобрнауки России, согласно запросам регионов, утвердило перечень из 1000вакансий на ближайшие два года. Любой молодой специалист может заработать 250 000руб. в год. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой инициативе, какие требования в данном случае будут предъявляться к кандидатам?
— Эта инициатива впервые прозвучала на заседании оргкомитета по проведению Года учителя в октябре 2009 г. С чем это было связано? Обсуждали
6 -
вопрос о том, почему молодые учителя не идут в школы, особенно не едут в отдаленные школы, в сельскую местность. Стали обсуждать причины этого явления. Думали, что все дело в зарплате, но, оказывается, не только в ней. На первом месте стоит опасение молодого специалиста, связанное с невозможностью обеспечить себе нормальное жилье на новом месте работы, отсутствием полной нагрузки, что он не сможет приехать к родителям, к друзьям во время проведения отпуска. Как решить эту проблему? Было принято решение представить гранты для 1 000 молодых специалистов, которые закончили вузы в 2009—2010 гг., в течение двух лет по 250 000 руб. ежегодно. Ими могли быть не обязательно выпускники педагогических вузов, ими могут быть выпускники классических университетов. Эти средства они могут расходовать по своему усмотрению на оборудование рабочего места, на обустройство жилья, на проезд к месту отпуска и т. д. Отобрали 1 000 вакансий, разместили их на сайте. Конечно, к вакансиям предъявлялись определенные требования. Первое требование — это полная нагрузка для молодого специалиста. Второе требование — это обязательное участие субъекта РФ в обустройстве этого специалиста. Как правило, регионы обязуются обеспечить этих специалистов жильем. Нельзя сказать, что это будет обязательно квартира, там есть и общежития, там есть и дома с печным отоплением, но жилье предоставляется всем 1 000 выпускникам. С другой стороны, были предъявлены требования и к выпускникам. Он должен иметь хороший диплом, с хорошими и отличными оценками, должен быть готов переехать в сельскую местность, в отдаленный регион, он должен принять на себя обязательства, отработать там не менее пяти лет, для северных территорий — это три-четыре года с учетом условий. И сейчас эта программа запущена, она только начала работать. В течение месяца после опубликования перечня вакансий было закрыто 50 % этих вакансий. Уже есть хорошие и интересные примеры, есть семейные пары, которые приехали после вуза работать вместе. Есть примеры, когда из больших городов едут в сельские отдаленные территории. Понятно, что только предоставление такого гранта не сможет сделать человека хорошим учителем. Здесь, конечно, школа, коллектив, директор школы обязательно должны провести работу с этим специалистом. Ведь не бывает полностью готовых специалистов, везде нужно доучиваться, везде работать над собой и т. д. Будем смотреть, как пойдет этот проект и далее, но первые результаты действительно пока радуют.
— Совсем недавно министр образования и на-
уки РФ Андрей Фурсенко заявил о том, что число учителей в российских школах можно сократить на 200тыс. человек из-за надвигающегося демографического кризиса. Как Вы можете прокомментировать это заявление? С чем это связано? Ведь в регионах у нас просто катастрофически не хватает учителей, особенно по некоторым предметам!
— В российских школах сейчас заполнено 98 % всех педагогических вакансий. В больших городах с этим никакой проблемы нет. В Москве невозможно устроиться на работу в школу, вы это хорошо знаете. В других больших городах такая же ситуация. В основном имеются вакансии в сельских территориях, в отдаленных школах. В настоящее время количество школьников по сравнению с 1999 г. снизилось практически в два раза. Тогда их было около 22 млн, сейчас их осталось около 12 млн. Отметим, что количество учителей при этом в два раза не снизилось: было 1 800 000, осталось 1 200 000. Это означает, что на каждого учителя приходится меньше учеников, чем приходилось тогда, раньше эта цифра составляла в среднем 15 учеников, теперь их 9—10. Речь не идет о том, что надо в один момент сократить 200 000 учителей. Речь идет об установлении разумного соотношения. Задача заключается в том, чтобы сохранить в системе общего образования качественно работающих учителей.
Что делать с теми, кто будет высвобождаться? У нас растет число дошкольников, причем оно растет очень быстро сейчас. Начался рост числа первоклассников. Сейчас уже понятно, что дошкольная подготовка для детей шести лет должна быть обязательной. Это не означает, что их будут в нулевой класс водить и будут учить читать и писать. Они будут набираться опыта в общении со сверстниками, со взрослыми, такая дошкольная подготовка готовит ребенка психологически, она должна быть обеспечена всем детям. Высвобождающиеся учителя как раз здесь могут найти себе применение. Уже понятно, что через 4—5 лет начнется рост числа школьников. И если сейчас с этим кадровым ресурсом поступим таким образом, просто возьмем и сократим, то через 4—5 лет получим проблему катастрофической нехватки учителей. Поэтому задача состоит, с одной стороны, в том, чтобы эффективно использовать ресурс в системе образования. С другой стороны, в том, чтобы сохранить кадры до того момента, когда количество школьников начнет расти. Задачка непростая, и решение здесь, конечно, принимает не Министерство образования и науки РФ. Решение принимает исключительно работодатель в каждой совершенно конкретной ситуации.
— Расскажите, пожалуйста, о новом порядке аттестации учителей. Правда ли, что теперь вся процедура по аттестации будет проходить только на региональном уровне? Идея перенести центр тяжести в аттестации педагогических работников на школу и муниципальные органы управления образованием уже неоднократно обсуждалась. Не приведет ли новый порядок к административному произволу в отношении учителей?
— Новая аттестация — это одна из новаций этого учебного года. С 1 января 2011 г. переходим к новому порядку аттестации учителей. С одной стороны, это было вызвано формальными причинами. В Законе РФ «Об образовании» уже давно было записано, что аттестацию учителей проводит субъект РФ. Старое положение об аттестации предусматривало аттестацию на трех уровнях — муниципальном, региональном и школьном. Аттестацию хотелось сделать не просто механизмом повышения зарплаты учителю, как это было всегда, а хотелось ее сделать механизмом совершенствования учителя, повышения его квалификации, чтобы аттестация стимулировала к этому учителей. Во всех других отраслях, например, здравоохранении, если врач в течение пяти лет не пройдет сертификацию, то он не получит сертификат, его не допустят к врачебной практике. Учитель не обязан был повышать квалификацию, а работодатель не обязан был предоставить ему такую возможность. И механизмом к стимулированию повышения квалификации была аттестация. Поэтому около 40 % учителей не аттестовывались. А зачем? Вторая квалификационная категория равна 12-му разряду единой тарифной сетки, который получался автоматически по истечении 20 лет работы.
Но сейчас в школе все стремительно меняется. Учитель сегодня — не единственный носитель знаний и их передатчик, а проводник в море информации, а это совсем другая квалификация. Если около пяти лет назад Интернета в школах не было, теперь он есть во всех школах, и учителю надо уметь с этим работать. А насколько он умеет это делать — непонятно, никто никак не проверяет. Поэтому аттестация такие вещи предусматривает. Вот это основное такое изменение. Теперь по процедуре. Наверное, пять лет назад, если бы начали вводить такой порядок аттестации, невозможно было бы ответить на вопрос — как можно вообще процедуру организовать, аттестовать такое огромное количество учителей на региональном уровне. В рамках нацпроекта научились проводить экспертизу работы учителей, отбирая учителей для денежного поощрения. Та же процедура будет ра- 7
ботать и здесь. Экспертные группы дают оценку деятельности учителя, экспертная оценка поступает в аттестационную комиссию региона, которых может быть и несколько. Комиссия принимает решение на основании экспертной оценки по каждому из аттестующихся. Более того, планируется процедуру аттестации на подтверждение с занимаемой должностью упростить, сделать соответствующую программу, т. е. учитель выполняет какое-то задание, сидя перед компьютером, автоматически оно рассылается нескольким экспертам. Они независимо друг от друга, не зная, работу какого учителя кто проверяет, оценивают этого учителя, оценка автоматически агрегируется, получается экспертное заключение. Такие механизмы уже разработаны, сейчас будем их предлагать регионам. С 1 января 2011 г. начинаем работать в новом режиме.
— Известно, что государство для решения проблемы острого дефицита учителей рассматривает идею приглашения в качестве учителей людей без диплома, но с записью «педагог», окончивших педагогические курсы. Правда ли это? И как, на Ваш взгляд, может все это сказаться на качестве школьного образования? Ведь дети все-таки требуют к себе особого подхода и методик образования, и только хорошего знания предмета здесь недостаточно.
— Главное сейчас — это качество учителя. Катастрофического дефицита кадров, при котором надо было бы немедленно вводить эти педагогические курсы, нет. Конечно, педагогические курсы качественного учителя выдать не могут, поэтому такая процедура даже и не рассматривается.
— Возвращаясь к вопросу о сокращении учителей, хотел бы уточнить: освобождение от должности будет происходить за какой-то период времени, не сразу? Если трудоустраиваться в системе дошкольного образования, то нужны и детские сады. Сейчас чувствуется их острая нехватка, и движение идет за доступное дошкольное образование. Когда же их будет достаточно?
— Что касается сокращения учителей, то такой программы нет. Это закономерный процесс. Если снижается количество учеников, то автоматически должно снижаться и количество учителей. Сейчас число учителей составляет 1 200 000 чел. Было рассчитано, что если снижение учеников будет идти так, то определенное количество учителей высвободится. И это не будет программой, каким-то целенаправленным действием. Задача состоит в том, чтобы учителя не оказались среди безработных и не начали получать пособие по безработице, не начали переквалифицироваться и уходить в другие сферы.
8 -
Теперь по вопросу о дошкольном образовании. У нас традиционно сложилось представление о дошкольном образовании, как об образовании в конкретном детском саду. Например, есть здание детского сада, ты туда пришел, значит, получишь дошкольное образование. Но это совсем не так. Ситуация изменилась. Детских садов, действительно, не хватает, но мы развиваем и другие формы. К примеру, в тех же детских садах существуют группы кратковременного пребывания. А это означает, что пропускная способность детского сада увеличивается. Потребность в таких группах у родителей была давно. Не надо ребенка приводить в детский сад на целый день, достаточно будет трех-четырех часов. Дошкольные группы стали создаваться в том числе и при школах, где сейчас освобождаются площади и становится меньше детей. Эти площади используются для создания групп дошкольного образования. Стали создаваться группы дошкольного образования при учреждениях дополнительного образования.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подписал новое типовое положение о дошкольном учреждении, которое будет проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ, а сейчас согласовывается с Министерством здравоохранения и социального развития РФ по вопросу возможности работы семейных групп, и работы групп, которые осуществляют присмотр и уход за детьми. Ведь учреждения дошкольного образования осуществляют не только присмотр и уход в детском саду, но и дают детям выполнять какие-то задания. Сейчас появляется возможность создания семейных групп. То есть можно идти разными путями.
— При сокращении учителей, возможно, некоторым придется перейти в дошкольное образование. Как это отразится на их зарплате ? Нет ли вероятности, что они захотят уйти в другие области из-за того, что у них меньше будет денег?
— Сейчас еще кое-где действует единая тарифная сетка, которая уже давно вне закона. Тарифная сетка была принята в кризисные времена, в 1990-е гг., когда люди подолгу не получали зарплату. Сейчас она потеряла свою актуальность и де-юре возможность действовать. Ей на смену пришла новая оплата системы труда. Есть две модельные методики, утвержденные еще в 2006 г. Методика нормативного подушевого финансирования заключается в том, как рассчитать подушевой норматив. Методика новой системы оплаты труда заключается в том, что учитель получает зарплату по результату, в зависимости от качества работы. И эти методики вводятся не только в школах, но и детских садах. Сейчас
воспитатель, который в единой тарифной сетке относился, например, к 11, 10 или к 8-му разряду, может получать зарплату такую же, как и учитель. То есть в рамках национального проекта были отработаны новые механизмы, которые позволяют повышать зарплату и платить достойную зарплату в системе образования всем. И в дошкольном образовании это главный ресурс и резерв развития. Я недавно была в одном из регионов, где речь шла о дошкольном образовании. Передовые работники дошкольного образования региона обсуждали, какие они бедные, какой у них низкий статус, низкий престиж профессии. Какой результат от этого общения будет получен в системе дошкольного образования этого региона? Никакого... Так кто нас уважать будет? Высокий ли у нас будет престиж, если говорим, какие мы бедные и несчастные, и нигде не говорим, какая у нас замечательная и важная профессия, что мы стараемся сделать все для того, чтобы это было на самом деле так. Поэтому новые системы оплаты труда позволяют не снижать оплату труда при переходе, в том числе и в дошкольное образование.
— Елена Леонидовна, что в соответствии с новыми стандартами должно содержаться в электронном приложении к учебникам? Например, в учебниках обществознания, правоведения?
— Уже есть примеры учебников с электронными приложениями. Это могут быть разные версии. Может быть тот же учебник, но в электронном виде, и это не значит, что он просто отсканирован. Это означает, что там есть ссылки, гиперссылки, которыми ты можешь воспользоваться здесь и сейчас. В учебнике может быть ссылка, например, на какой-то исторический документ. Ты должен пойти в библиотеку, найти эту книжку, прочитать. Но кто это будет делать? А в электронной версии учебника есть гиперссылки, позволяющие тут же, не отходя от компьютера, получить всю информацию. Поэтому сейчас есть такое требование. Это очень непростая задача. Не нужно, чтобы электронный учебник воспринимали как просто электронную версию, электронную копию. Там есть и тестовые, практические материалы, с помощью которых ученик может сам себя проверить и через которые учитель может его проверить.
— С какого возраста начнется компьютеризация? Чтобы пользоваться электронными приложениями, нужно иметь определенные навыки, так?Во-вторых, не у всех дома есть компьютеры, Интернет. Что же делать таким ученикам?
— До реализации национального проекта «Образование» в наших школах было примерно 40 чел.
на один компьютер. Сегодня ситуация изменилась. Сейчас у нас 14—15 учеников на один компьютер. Во многих регионах эта цифра уже меньше — 10. Я имею в виду компьютеры, которые есть в школах, только в школах.
—А это нормальная ситуация ?Ведь в США, как известно, на одного ребенка — один компьютер.
— Следует учесть, что ученики же не одновременно работают за компьютером. Разумеется, что и дальше будем двигаться в этом направлении, но «железом» можно насыщать школу сколько угодно. Сейчас ключевая позиция — наполнить учебный процесс качественным содержанием, поэтому разрабатываются электронные образовательные ресурсы, есть электронные приложения к учебникам. Что касается вопроса, с какого возраста учить компьютерной грамотности детей? Однозначно ответить на вопрос сложно. Дети уже родились в новом мире, я наблюдала годовалого ребенка, который в этом возрасте профессионально держит в руках пульт от телевизора. Кажется, что они уже и так все умеют. Если говорить серьезно, то в стандарте начального общего образования заложено обучение первоначальным навыкам компьютерной грамотности.
— К вопросу о сокращении 200 000учителей. Откуда вообще взялась именно эта цифра ?Кторазрабо-тал эту методику и как вообще проходит отсчет?
— Методики никакой нет. Есть среднестатистические показатели, например, в европейских странах нормальным считается соотношение 15—16 чел. на одного учителя. У нас сейчас эта цифра составляет 9—10 чел.
— Ни в одном из классов в нашей школе в Москве не было меньше 20—25учеников...
— К сожалению, Москва — это далеко не вся Россия. У нас в России около 5 000 школ, наполняемость которых составляет меньше 10 чел. Обратите внимание — школ, не классов, понимаете? Смотрите, какая складывается ситуация. Если в школе пять учеников, и если это ученики 1, 2, 3, 4-го классов, там и один учитель начальной школы может с ними справиться. Но если говорим о старших классах, то там уже начинаются такие предметы, как физика, химия, биология и др. Здесь учителю начальных классов будет уже трудно справиться. И если будем привлекать учителя в такую школу, то не сможем ему обеспечить должной нагрузки. Хороший учитель без соответствующей нагрузки на работу не поедет. Невозможно также обеспечить такую школу соответствующим оборудованием. Если там два десятиклассника, ясно, что для них лабораторию физики или химии покупать никто не
- 9
будет. А это означает, что качественного образования этому ребенку обеспечить не сможем. И здесь нужно принимать решение. Если это отдаленная школа, если это школа труднодоступная, если детей невозможно подвозить оттуда в базовую школу, ее надо сохранять. Но при этом надо понимать, что мы обязаны создать там соответствующие условия. Но чаще всего в центральной России подвоз возможен, все находится на небольшом расстоянии друг от
друга, вполне возможно все это организовать. И лучше будет имеющийся ресурс не распылять, а вложить в базовую школу и учить этих детей там. Речь идет об эффективном использовании всех ресурсов, в том числе и кадровых.
— Уважаемая Елена Леонидовна, позвольте поблагодарить Вас за интересные и подробные ответы на вопросы. Желаем Вам успехов в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности!
Вела интернет-интервью Татьяна НИФТАЛИЕВА (Информационное агентство "ГАРАНТ»)
Л
внимание! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru