Научная статья на тему 'Инновации в области антикризисного регулирования банковской системы'

Инновации в области антикризисного регулирования банковской системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БАНКОВСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин Андрей Николаевич

В период преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса проблемы создания инноваций в области антикризисного регулирования банковской системы приобретают особую актуальность. Автором предложено уточнить элементный состав банковской системы России с учетом современных особенностей ее организационной структуры. Сделан вывод о необходимости учета изменений элементного состава банковской системы на современном этапе ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в области антикризисного регулирования банковской системы»

УДК 336.717

ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

INNOVATIONS IN BANKING SYSTEM CRISIS REGULATION

Ларин Андрей Николаевич, соискатель степени кандидата экономических

наук, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования "ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ", г. Москва эксперт отдела гарантийных операций, ОАО Банк ВТБ, г. Москва

адрес электронной почты: oasvse@gmail. com

Andrey N. Larin, candidate for a degree in economics,

Autonomous Noncommercial Educational Organization of Higher Professional Education "Institute of economy and crisis management", Moscow senior expert of Guarantees Division, JSC VTB Bank (open joint-stock company),

Moscow

e-mail: oasvse@gmail. com

Аннотация

В период преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса проблемы создания инноваций в области антикризисного регулирования банковской системы приобретают особую актуальность.

Автором предложено уточнить элементный состав банковской системы России с учетом современных особенностей ее организационной структуры. Сделан вывод о необходимости учета изменений элементного состава банковской системы на современном этапе ее развития.

Abstract

Problems of the development of innovations in the field of crisis management of the banking system are of crucial importance while overcoming the consequences of the global financial-economic crisis.

The author proposed to clarify the elemental composition of the banking system of the Russian Federation taking into account the modern features of its organizational structure. The conclusion about the need for changes in the elemental

composition of the banking system, taking into account modem tendencies of its development.

Ключевые слова: антикризисное регулирование, банковская инфраструктура, банковская система, банковские инновации, глобальный финансово-экономический кризис, инновационные инструменты антикризисного регулирования, система антикризисного регулирования.

Keywords: crisis regulation, banking infrastructure, banking system, banking innovations, global financial-economy crisis, innovative instruments of crisis regulation, crisis regulation system.

Возникновение экономического кризиса ставит под угрозу нормальное функционирование экономики, парализует не только экономическую деятельность, но и взаимоотношения в основополагающих сферах человеческого жизнеобеспечения, угрожая безопасности и стабильности государства. Диагностика и предупреждение экономических кризисов, особенно в России как в стране с формирующимися рынками, должны рассматриваться в качестве стратегически важных направлений в программах и прогнозах экономического развития.

Кризисы дестабилизируют не только банковскую систему, но и экономику страны в целом, поэтому построение устойчивой модели банковской системы служит цели преодоления экономических кризисов.

Понятие «банковская система» принято употреблять в качестве категории макроэкономической, поскольку ее элементами являются отдельные кредитные организации. Банковская система - своего рода механизм реализации публичного интереса гражданского общества в надлежащей деятельности кредитных организаций для стабильности экономики. Как любая система она стремится в любой ситуации поддерживать в первую очередь себя, сохранять и оберегать свои элементы.

Кредитные организации в качестве отдельных элементов банковской системы функционируют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом,

ведь при осуществлении банковских операций банки проводят свои расчеты через расчетную сеть Банка России, через свои банки-корреспонденты, при помощи услуг центрального контрагента.

Кроме того, понятие «банковская система» может рассматриваться в широком и в узком смысле. В широком смысле - это совокупность функционирующих в стране кредитных, расчетных и других отношений, а также форм и видов кредитования, в которых участвуют банки. Однако чаще понятие «банковская система» трактуется в узком смысле. В этом случае банковская система является совокупностью кредитных организаций страны, взаимодействующих между собой в определенный период времени. При этом одни авторы включают в состав банковской системы только банки, другие -банки и небанковские кредитные организации, поскольку последние также осуществляют отдельные виды банковской деятельности.

С целью рассмотрения структуры банковской системы в первую очередь обратимся к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Федеральный закон № 395-1). В Федеральном законе № 395-1 банковская система России характеризуется в качестве двухуровневой системы, которая «включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков» [1].

Выделение в банковской системе России двух уровней предусматривает наличие в качестве первого (верхнего) уровня надзорного органа или регулятора, которым в нашей стране является Банк России.

Объектом банковского надзора выступает второй (нижний) уровень банковской системы, к которому в соответствии с Федеральным законом № 395-1 относятся сами кредитные организации и представительства иностранных банков.

На наш взгляд, необходимо обратить особое внимание на два важных компонента, получивших свое развитие в последние годы и оказывающих влияние на другие элементы банковской системы. Речь идет о корпоративной

банковской инфраструктуре и о Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Особый тип систем или подсистем, который зависим от начальных систем, но в значительной мере способен влиять на их эффективность называют инфраструктурой [7].

Любая инфраструктура призвана взаимодействовать с обслуживаемой системой, принося ей определенную пользу. Таким образом, инфраструктура банковской системы - это совокупность элементов, отличных от элементов банковской системы и используемых банковской системой для повышения эффективности своей деятельности на постоянной основе.

Корпоративная специфическая банковская инфраструктура включает в себя внутренние и внешние элементы. Главный признак, в соответствии с которым тот или иной элемент можно отнести к банковской инфраструктуре -это обеспечение им эффективного и постоянного функционирования банковской системы.

Исходя из этого, к элементам внутренней банковской инфраструктуры относятся банковская методология, правила внутреннего банковского учета и контроля, подходы к управлению банком (банковский менеджмент), внутренние правила совершения операций, информационные технологии.

К элементам внешней банковской инфраструктуры относятся информационное, научное и кадровое обеспечение, а также законодательная база.

Отметим, что сами по себе указанные выше элементы являются элементами только одной системы - корпоративной банковской инфраструктуры. В качестве элементов банковской системы они не рассматриваются.

Важность банковской инфраструктуры нельзя недооценивать, так как экономические кризисы, затронувшие российскую банковскую систему (1991, 1992, 1994, 1998, 2004, 2008 годы), были, так или иначе, связаны с несовершенством банковского законодательства и банковского надзора

Центрального банка Российской Федерации (Банка России). По мнению экспертов, без осознания необходимости совершенствования институциональной среды функционирования российских банков невозможно добиться успеха в обеспечении устойчивости банков при условии внутренних рисков и внешних шоковых воздействий [13].

Следует отметить, что вопрос о степени вовлеченности Банка России в процесс банковского надзора является дискуссионным. При этом ведущими экспертами в области банковского надзора озвучены аргументы как в пользу сохранения надзорной функции в компетенции Банка России, так и против этого. В качестве основных аргументов за сохранение банковского надзора в Банке России можно выделить необходимость тесного обмена информацией между подразделениями, обеспечивающими надзорные функции, и ответственными за денежную политику органами, направленность Банка России на обеспечение системной стабильности банковского сектора, а также независимость регулирующего органа, которая оберегает надзор от давления извне, повышая его эффективность. Выделение банковского надзора из компетенции Банка России аргументируется, прежде всего, потенциальным конфликтом интересов между целями денежно-кредитной политики и банковского надзора, нецелесообразностью существования

специализированных надзорных органов ввиду размытия границ между различными типами финансовых институтов и чрезмерной концентрацией полномочий в рамках центрального банка.

Надзорные возможности Банка России, а также банковское законодательство отставали от потребностей российской банковской системы. Хотя, справедливо отметить, что одним из мощных катализаторов кризиса 1998 года стала банковская паника, которая привела к девальвации рубля. Были отмечены и предпосылки банковских кризисов: глубокий долговой кризис, падение финансовых рынков, несбалансированность валютных позиций, государственный облигационный долг.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее - АСВ или Агентство) возникла в нашей стране сравнительно недавно - в 2004 году (до 2004 года в нашей стране действовала Государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», основной целью которой была реструктуризация кредитных организаций с нестабильным финансовым состоянием для восстановления и эффективного развития банковской системы в России). В настоящее время система страхования вкладов России завершает свое становление. Впервые в истории России законодательно закреплена обязанность защиты законных прав не только вкладчиков, но и мелких инвесторов. Важным шагом стало включение Агентства в систему обязательного пенсионного страхования Российской Федерации в качестве гаранта выплат средств пенсионных накоплений при наличии недостатка данных средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица [6].

Как отмечалось выше, законодателем установлено, что российская банковская система включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. Поскольку Агентство не является ни кредитной организацией, ни, тем более, филиалом или представительством, то получается, что с существующей юридической точки зрения оно находится вне пределов банковской системы.

Агентство на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» выполняет определенные управленческие функции по отношению к банковской системе страны иными, чем у Банка России, методами. В связи с этим включение Агентства в структуру банковской системы, на наш взгляд, необходимо. Помимо прочего, главными целями банковского регулирования и банковского надзора в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

(далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) являются поддержание стабильности банковской системы России и защита интересов вкладчиков и кредиторов [3].

Таким образом, банковское регулирование и надзор Банка России согласно Федеральному закону № 86-ФЗ направлены, в частности, на поддержание стабильного состояния банковской системы, а также защиту интересов вкладчиков банков. Но что является наивысшей защитой интересов вкладчиков, как не государственные гарантии возврата их вкладов в случае нарушения устойчивости банка? Эту, безусловно, важную для вкладчиков банков функцию, обеспечивающую защиту их интересов, Банк России не выполняет, да и не должен выполнять, так как законодательно за ним не закреплена обязанность защищать законные права вкладчиков. Эта обязанность на законодательном уровне установлена только Агентству. Поэтому Агентство можно включить в состав российской банковской системы только лишь на основании того, что основные зоны ответственности Банка России и Агентства различны и обе организации выполняют свои регулирующие функции.

В подтверждение того, что Агентство - это элемент банковской системы можно привести довод, что оно тесно взаимосвязано с другими элементами этой системы: с Банком России (Агентство вступает во взаимодействие с Банком России, в частности, при выполнении им функций конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, возложенных на него Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [2]) и с остальными кредитными организациями (Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» на Агентство возложена функция предупреждения банкротства кредитных организаций [5]).

На основании изложенного выше, структура современной банковской системы России нуждается в уточнении (представлено на схеме 1). По нашему мнению, банковская система России представляет собой совокупность тесно

взаимосвязанных друг с другом и с внешней средой следующих элементов двух уровней:

Элементы первого уровня:

• Банк России;

• Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»; Элементы второго уровня:

• банки-резиденты России, лицензированные Банком России, включая их филиалы и дополнительные офисы на территории России;

• небанковские кредитные организации-резиденты России, лицензированные Банком России;

• дочерние банки, подконтрольные нерезидентам России, зарегистрированные с учетом Положения Банка России «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» и лицензированные Банком России, включая их филиалы и дополнительные офисы на территории России.

Схема 1. Структура банковской системы России Источник: составлено автором.

Корпоративная специфическая банковская инфраструктура (банковское законодательство, методология, правила внутреннего банковского учета и контроля, банковский менеджмент, банковская этика и т.д.) - связующий компонент, обеспечивающий сопряженное взаимодействие элементов первого и второго уровней и развитость которого определяет эффективность взаимодействия этих элементов.

Антикризисное регулирование, при рассмотрении банковской системы в качестве его объекта, будет представлять собой процесс разработки и реализации постоянной действующего комплекса мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны элементов первого (регулирующего) уровня банковской системы по отношению к элементам второго уровня, направленного на минимизацию последствий глобальных кризисных явлений, которые могут стать угрозой стабильности банковской системы в целом.

Основные задачи антикризисного регулирования банковской системы представлены на схеме 2.

Мониторинг функционирования кредитных организаций

Антикризисное регулирование банковской системы

Мониторинг банковской системы

т

Выявление признаков локального или системного банковского кризиса

Устранение признаков кризиса

Схема 2. Антикризисное регулирование банковской системы Источник: составлено автором.

Преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, характеризующееся глобализацией и переходом экономик развитых стран на инновационный путь развития, возможно только при условии сбалансированной государственной экономической политики, основанной на внедрении инноваций как в производственной, так и в денежно-

кредитной сферах национальной экономики. Возрастающая роль государственного регулирования денежно-кредитной системы должна заключаться в поддержке инновационного развития банковской системы страны.

Инновации в наше время - не только одно из условий быстрого экономического развития (скачка, прорыва), но и суть развития экономики страны, в том числе банковской системы, в условиях глобализации, тесных взаимосвязей экономик различных государств.

Вопрос о необходимости инновационного развития российской экономики и банковской системы в частности рассматривается многими учеными, политиками и общественными деятелями. Но идентифицировать проблему - это только половина дела. Вторая половина - определиться, что может стать той самой прорывной точкой.

Безусловно, определенные шаги в направлении инновационного развития экономики нашей страны все же сделаны. Более того, инновационное развитие экономики страны происходит во многом благодаря государственной поддержке. Заложенная в «Стратегию инновационного развития Российской Федерации» на период до 2020 года» модель инновационной политики ориентирована на формирование экономики, основанной на новых знаниях и перспективных технологиях.

Выделим наиболее важные специфические черты при реализации инновационной деятельности в рассматриваемой области:

1. постоянная корректировка направленности инноваций в зависимости от объективного состояния дел в банковской системе;

2. использование современных информационных технологий для анализа данных при принятии решений в отношении эффективности инновации;

3. генерирование новшеств с помощью всех доступных передовых методов, а также на основе предвидения изменений политико-экономической обстановки в стране и в мире;

4. применение «ноу-хау» ведущих экспертов в области экономики, политики, финансов, права и т.д.;

5. реализация инновационной деятельности на каждом уровне банковской системы;

6. проведение глубокого экономического анализа каждого новшества. При этом следует отметить, что создание инновации или инновационная

деятельность - процесс, представляющий собой превращение продуктового, процессного либо организационного новшества при инвестиционной поддержке, в том числе со стороны государства, в инновацию в результате разработки этого новшества и его последующего внедрения (представлено на схеме 3). Отметим, что инновации создаются из новшеств крайне редко, большим успехом будет получение инновации.

Инновация «-» - неэффективная или отрицательная; инновация «+» - эффективная или положительная. Схема 3. Алгоритм инновационной деятельности - процесс создания инновации

Источник: составлено автором.

Банковская система России в отличие от ведущих зарубежных банковских систем сравнительно молодая, развивающаяся система, поэтому на современном этапе ее развития преобладают инновации имитационного характера, то есть происходит некоторое «копирование» зарубежных примеров успешных инноваций. Так под влиянием зарубежной практики в России за последние годы произошел переход от классической филиальной модели к инновационному дистанционному банковскому обслуживанию, то есть банковские операции стали проводиться клиентами без визита в банк, например: дистанционное управление своими счетами - онлайн-банкинг, посредством телефона - телебанкинг, посредством персонального компьютера - е-банкинг, посредством интернета - интернет-банкинг.

Однако в условиях постоянно нарастающей между банками конкуренции за клиентов, а также падения роста продаж банковских продуктов в результате экономического кризиса, инновации в банковском секторе становятся необходимостью для российских банков. Тенденцией последних лет стало использование банками социальных сетей и онлайн-игр для продвижения и расширения рынка сбыта банковских услуг.

Таким образом, банковская инновация - это новый продукт (процесс, услуга, метод), являющийся результатом основанной на новых знаниях и перспективных технологиях инновационной деятельности банка, внедрение которого положительно скажется на количестве клиентов банка и качестве их обслуживания, что, в свою очередь, вызовет рост социально-экономического потенциала банка и банковской системы в целом. Данное определение подчеркивает «клиентоориентированность» банковской инновации, то есть ее микроэкономический характер.

Но если взглянуть на банковскую инновацию с макроэкономической точки зрения, то представляется возможным выделить иную ее форму, связанную не с новыми процессами, услугами или методами в отдельном банке, а связанную с инструментами антикризисного регулирования банковской системы в целом. В отношении создания инноваций в области регулирования

банковской системы, процесс инновационной деятельности может включать в себя разработку, формирование и внедрение инновационных инструментов антикризисного регулирования. Прежде всего, имеются в виду инновационные инструменты антикризисного регулирования - инструменты, созданные и примененные в ходе реализации государственных антикризисных мер в период глобального финансово-экономического кризиса, использование которых оказало положительное воздействие на развитие банковской системы и которые, на наш взгляд, также могут рассматриваться в качестве банковских инноваций.

Примерами таких инструментов, выработанных в ходе реализации антикризисной стратегии в период глобального финансово-экономического кризиса и не использовавшихся на постоянной основе, могут выступать финансовое оздоровление проблемных банков-участников системы страхования вкладов с участием АСВ; реструктуризация неплатежеспособных банков-участников системы страхования вкладов с участием АСВ; предоставление банкам кредитов без обеспечения.

В связи с этим, важными проблемами являются систематизация инструментов антикризисного регулирования, а также интеграция выработанных инструментов в данную систему, что само по себе может рассматриваться в качестве примера банковской инновации по отношении к банковской системе. Целью такой систематизации может быть, в частности, выработка постоянно действующего защитного механизма для банковской системы от негативных последствий будущих кризисов путем определения критерия, на основании которого впоследствии будет приниматься решение о применении или неприменении отдельных инструментов [11].

Подводя итоги, отметим, что инновациями в области банковской системы могут являться не только общепринятые процессы, услуги или методы, приводящие к повышению уровня обслуживания и количества клиентов в отдельном банке, но также и деятельность, направленная на развитие методологии и функционала самой банковской системы. Организационная

структура современной банковской системы, усовершенствование форм управления антикризисным развитием банковской системы во взаимодействии Банка России с АСВ также могут являться примерами успешных банковских инноваций.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», ст. 2. - СПС «Гарант», 2014.

2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", ст. 50.20. - СПС «Гарант», 2014.

3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 56. - СПС «Гарант», 2014.

4. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» - СПС «Гарант», 2014.

5. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года", ст. 2. - СПС «Гарант», 2014.

6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», ст. 4. -СПС «Гарант», 2014.

7. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 423 с.

8. Красин Ю.А. Инновационная модернизация России. Политологические очерки. - М.: Институт социологии РАН, 2011. - 253 с.

9. Кузнецов Б.Т. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 295 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. - М.: КноРус, 2014. - 448 с.

11.Ларин А.Н. Механизмы антикризисного регулирования российской банковской системы// Финансовая аналитика. Проблемы и решения. Научно-практический и информационно-аналитический сборник. - М., 2012. - №21 (111). - с. 18-27.

12.Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2014. -294 с.

13.Морозова Т.Ю. Институциональная среда антикризисного управления: уроки глобального кризиса (статья)// Эффективное антикризисное управление. - СПб., 2011. - № 2 (65). - с. 92-101.

14.Морозова Т.Ю. Институциональные проблемы диагностики слабых банков (статья)// Финансы и кредит. - М., 2010. - № 29 (413). - с. 16-24.

15.Морозова Т.Ю. Институциональные проблемы системы страхования вкладов (статья)// Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава «Финансовое оздоровление организаций в условиях мирового кризиса»/ Под ред. А.Н. Ряховской. - М.: ИПКгосслужбы, 2009. - с. 12-28.

16.Мурычев А.В., Моисеев С.Р. О модернизации банковского регулирования и надзора// Банковское дело. - М., 2010. - № 3 (295). - с. 26-32.

17.Нестеров А.В. Инновации: системный подход// Компетентность. М., 2007. - № 6/47. - с. 3-13.

18.Соколов Ю.А., Дубова С.Е. Банковская система и ее инфраструктура в России. Монография. - М.: «Анкил», 2010. - с. 198.

19.Тавасиев А.М. Банковское дело. - М.: Юрайт, 2014. - 647 с.

20.Тавасиев А.М., Мурычев А.В. Антикризисное управление кредитными организациями. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 543 с.

References

1. Federal Statute of the Russian Federation of 02.12.1990 No. 395-1 "On banks and banking activity", cl. 2. - Platform «Garant», 2014.

2. Federal Statute of the Russian Federation of 25.02.1999 No. 40-FZ "On insolvency (bankruptcy) of credit organizations", cl. 50.20. - Platform «Garant», 2014.

3. Federal Statute of the Russian Federation of 10.07.2002 No. 86-FZ "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)", cl. 56. - Platform «Garant», 2014.

4. Federal Statute of the Russian Federation of 23.12.2003 No. 177-FZ "On insurance of deposits of individuals in banks of the Russian Federation". -Platform «Garant», 2014.

5. Federal Statute of the Russian Federation of 27.10.2008 No. 175-FZ "On additional measures to strengthen stability of the banking system in the period until 31 December 2014", cl. 2. - Platform «Garant», 2014.

6. Federal Statute of the Russian Federation of 28.12.2013 No. 422-FZ "On guarantees of the rights of the insured persons in the system of mandatory pension insurance in the Russian Federation in the formation and investment of pension savings, the establishment and enforcement of payments due to the pension savings funds", cl. 4. - Platform «Garant», 2014.

7. Drogobytskyi I.N. System analysis in economics. - M.: JUNITI-DANA, 2014. - 423 p.

8. Krasin Yu.A. Innovative modernization of Russia. Political science essays. -M.: Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, 2011. - 253 p.

9. Kuznetsov B.T. Economics and financial support of innovative activity. - M.: JUNITI-DANA, 2012. - 295 p.

10.Lavrushin O.I. Money, credit, banks. - M.: KnoRus, 2014. - 448 p.

11.Larin A.N. Instruments of banking system crisis regulation// Financial analytics. Problems and solutions. Scientific-practical and information-analytical Bulletin. - M., 2012. - No. 21 (111). - pp. 18-27.

12.Medinskiy V.G. Innovative management. - M.: INFRA-M, 2014. - 294 p.

13.Morozova T.Yu. The institutional environment of crisis management: the lessons of the global crisis (article)// Effective crisis management. - SPb., 2011. - No. 2 (65). - pp. 92-101.

14.Morozova T.Yu. Institutional problems of diagnostics of weak banks (article)// Finance and credit. - M., 2010. - No. 29 (413). - pp. 16-24.

15.Morozova T.Yu. Institutional problems of the deposit insurance system// Collection of scientific papers of the faculty «Financial recovery organizations in the global crisis»/ Edited by A.N. Ryakhovskaya. - M.: IPKgossluzgbi, 2009. - pp. 12-28.

16.Murichev A.V., Moiseev S.R. About the modernization of the banking regulation and supervision// Banking business. - M., 2010. - No. 3 (295). - pp. 26-32.

17.Nesterov A.V. Innovations: a systematic approach// Competence. M., 2007. -No. 6/47. - pp. 3-13.

18.Sokolov Yu.A., Dubova S.E. Banking system and its infrastructure in Russia. Monograph. - M.: «Ankil», 2010. - p. 198.

19.Tavasiev A.M. Banking business. - M.: Jurait, 2014. - 647 p.

20.Tavasiev A.M., Murichev A.V. Crisis management of lending agencies. - M.: Juniti-Dana, 2014. - 543 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.