Инновации в индустрии гостеприимства как важнейший фактор повышения конкурентоспособности Калининградской области Innovations in the hospitality industry as an important factor in improving the competitiveness of the Kaliningrad region
Еременко Валентина Олеговна,
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Аспирант
Eremenko Valentyna Olegovna,
Baltic Federal University of Immanuel Kant. Post-graduate student 2 years of study
Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты конкурентоспособности индустрии гостеприимства. В статье теоретически проанализированы принципы формирования конкурентоспособного гостиничного бизнеса. Изучен опыт создания инновационного предприятия «Корпорация Калининградской области» и его влияние на формирование конкурентоспособного гостиничного комплекса региона.Современная туристическая индустрия является одной из самых крупных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами, это можно заметить на развитых международные туристских странах, таких как Испания, Турция, Греция [5].
Summary: The article deals with the main aspects of the competitiveness of the hospitality industry. The article theoretically analyzes the principles of formation of competitive hotel business. The experience of creation of the innovative enterprise «Corporation of the Kaliningrad region» and its influence on formation of a competitive hotel complex of the region is studied.The modern tourism industry is one of the largest and fastest growing segments of international trade in services, this can be seen in developed international tourist countries such as Spain, Turkey, Greece [5].
Ключевые слова: туризм, конкурентоспособность, инновации.
Keywords: tourism, competitiveness, innovation.
Туризм — это не отдельная отрасль экономики, а комплекс нескольких частей, которые относятся к социальной и экономической жизни общества. Основная часть, из которой формируется туристская инфраструктура, характеризуется формированием и развитием систем средств размещения и питания туристов [1].
В нынешней экономической ситуации гостиничный бизнес является неотделимой отраслью туристской индустрии и существеннейшим катализатором для социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Ежегодно на территории Российской Федерации открываются гостиницы под марками мировых брендов, появляются новые, реставрируются бывшие советские гостиницы. С 2000 по 2018 годы в России число гостиничных предприятий возросло на 357%, а именно, с 4,2 до 15 тыс. (данные предоставлены Федеральным агентством по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации). Инвестиции в основной капитал предприятий гостиничного типа выросли порядка 70% — с 17,9 млрд. руб. в 2009 году до 30,4 млрд. руб. в 2016 году [8].
Эти цифры достаточно правдоподобно подтверждают развития рынка гостиничных услуг. В рамках изучения и создания конкурентных преимуществ любой организации необходимо проработать конкурентную стратегию.
Конкурентная стратегия или стратегия конкурентной борьбы — это один из способов, благодаря которому предприятия могут достигать прочную позицию и закреплять ее среди конкурентов в своей сфере деятельности. Конкурентная стратегия направлена на достижение стабильной и успешной позиции, которая позволит предприятию выстоять против тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в определенной области [2].
Большинство успешных продуктов индустрии гостеприимства были скопированы международными предпринимателями. Чаще всего дубликаты бывают хуже оригинала и отрицательно влияют на репутацию. Однако возможна и другая ситуация: зарубежная компания может создать настолько успешный проект, что он станет стандартом для всей товарной группы. Так, сеть ресторанов с названием Полло Камперо в Центральной Америке создала такие стандарты, согласно которым теперь и конкуренты оценивают качество своих товаров и услуг, например, КФС.
Стремительно растущая гостиничная инфраструктура в условиях жесткой борьбы представляет собой массивную бизнес-структуру региона или туристического центра, а также важную составляющую экономики туризма. В ее состав входят различные средства коллективного и индивидуального размещения: гостиницы, отели, мотели, общежития и хостелы, апартаменты, туристские приюты, а также частый сектор (Рис.1).
Рнс. | Структура турнстстшй деятельности [')
Калининградская область с учетом имеющихся ресурсов может стать регионом с высоким туристским потенциалом и присоединиться к системе международных туристических маршрутов. В подобных приморских регионах при должной государственной поддержке доходы от туризма, как правило, становятся одним из основных источников жизнеобеспечения местного населения, сохранения культурного и природного наследия. Следует отметить, что в первую очередь на процесс развития регионов оказывает влияние развитие въездной туризм, стимулирующий улучшение существующего положения многих отраслей экономики, а также дополнительный платежеспособный поток. Исследователи проблем регионального развития Калининградской области считают, что единство истории региона и одновременно уникальность стран и даже городов и районов делает Балтику чрезвычайно перспективной для организации туристических круизов и туров. Повышение доходности индустрии гостеприимства и финансовых поступлений в бюджет региона напрямую связано с возможностями задействования объектов, представляющих интерес потенциальных туристов [3].
По обобщенным данным в 2016 году Калининградскую область посетили 1300 тысяч туристов, по данным аналитического агентства Турстат в 2017 году посетили порядка 1320 тысяч. Около 40% путешественников приезжают ради ознакомления с культурным наследием региона [4].
Гостиничный бизнес является одной из крупнейших сфер экономики и представляет высоко насыщенную информационную отрасль. Успех предпринимателей в большинстве случаев зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения. Это непосредственно касается и любых средств размещения, то есть для успешного развития гостиничного бизнеса нужно использовать инновационные технологии как в области введения новых гостиничных услуг, так и в их продвижении на рынок услуг. Применение новейших технологий является залогом успешного развития гостиничного предприятия, его основным конкурентным преимуществом.
Правительством Калининградской области была образована дочерняя структура ОАО «Корпорация развития туризма Калининградской области», которая была создана в 2012 году с целью развития и урбанизации новых территорий благодаря привлечению инвестиций как частных, так и бюджетных, а также для усовершенствования инфраструктуры сферы туризма и гостеприимства.
Основными приоритетами ОАО «Корпорация развития туризма в Калининградской области» являются привлечение инвестиций и поиск инвесторов в объекты туристской инфраструктуры Калининградской области. Инвестиционная привлекательность Калининградской области основывается на определенных конкурентных преимуществах, а именно: наличие высших и средних учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров в индустрии гостеприимства, динамично развивающаяся транспортная инфраструктура, благоприятные природно-климатические и географические условия. Благодаря этому имеются прекрасные перспективы для развития индустрии туризма в целом на территории области. По состоянию на декабрь 2018 года портфель инвестиционных проектов ОАО «Корпорации развития туризма в Калининградской области» состоит из 25 проектов, направленных на строительство более 3500 единиц номерного фонда туристско-рекреационных комплексов, совокупный объем инвестиций в которые оценивается в сумму более 850 млн. долларов [6].
Таким образом, формирование конкурентоспособной индустрии гостеприимства Калининградской обл. в настоящее время проходит стадию активного становления.
Список использованной литературы
1. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М.: Юнити, С. 115.
2. Портер М. Е. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 26.
3. Семенова Л. В. Методические особенности повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в регионе: дис. канд. экон. наук. Калининград, 2006. С. 144145.
4. Аналитическое агентство Турстат. URL: http://turstat.com/travelrussia2017 (дата обращения: 20.11.2018).
5. Всемирная туристская организации. URL: http://wwwunwto.org/ru (дата обращения 01.12.2018).
6. Корпорация развития туризма в Калининградской области. URL: https://tourism.govru/corporation/ (дата обращения 01.12.2018).
7. Структура индустрии гостеприимства. URL: http://dwru (дата обращения 16.11.2018).
8. Федеральное агентство по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения 25.11.2018).
References
1. Kotler F. Marketing. Hospitality. Tourism. M.: Unity, 2008. P. 115.
2. Porter M. E. Competitive advantage: how to achieve a high result and ensure its stability. M.: Alpina Business Books, 2005. P. 26.
3. Semenova L. V. Methodological features of improving the competitiveness of business structures in the region: dis. kand. Econ. sciences'. Kaliningrad, 2006. P. 144-145.
4. Analytical Agency Turkstat. URL: http://turstat.com/travelrussia2017 (date accessed: 20.11.2018).
5. World tourism organization. URL: http://www2.unwto.org/ru (accessed 01.12.2018).
6. Corporation of tourism development in the Kaliningrad region. URL: https://tourism.gov39.ru/corporation/ (accessed 01.12.2018).
7. The structure of the hospitality industry. URL: http://dw6.ru (accessed 16.11.2018).
8. Federal Agency for tourism of the Ministry of economic development of the Russian Federation. URL: https://www.russiatourism.ru/ (accessed 25.11.2018).