Научная статья на тему 'Инновации как фактор развития и реализации туристического потенциала территории'

Инновации как фактор развития и реализации туристического потенциала территории Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
286
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЦЕНКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ / ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ / TOURISTIC POTENTIAL / TOURISTIC TERRITORIAL POTENTIAL EVALUATING / TOURISM INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITIES IN TOURISTIC SPHERE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Орлова В. С.

В статье представлена разработанная и апробированная автором методика оценки туристского потенциала территории, заключающаяся в определении его интегральной характеристики на основе таких критериев, как имидж туристского центра, развитие туристской инфраструктуры, транспортная доступность, экономический интерес туриста к территории, ее экологическая благоприятность, комфорт и безопасность туриста. В исследовании автор обосновывает зависимость развития и реализации туристского потенциала от процессов создания и освоения инноваций в туристской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Орлова В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovatons as development and realization factor of tourist territorial potential

The article represents touristic territorial potential evaluating methods developed and approved by the author of the article. These methods determine integrated characteristic of touristic territorial potential based on such criteria as touristic center image, touristic infrastructure development, transport availability, tourist economic interest to the territory, its ecological opportuneness, tourist comfort and safety. The author founds that development and realization of touristic potential depends on the processes of foundation and absorption of touristic activities innovations.

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор развития и реализации туристического потенциала территории»

дискуссия ^

журнал научных публикаций V

В. С. Орлова, аспирант, младший научный сотрудник, Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда, Россия, ovs2177@mail.ru

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ

В современных условиях инновации в туризме выступают необходимым условием развития и реализации туристского потенциала территории. При этом инновации в туристской деятельности, являясь системными преобразованиями, характеризуются качественной новизной и приводят к существенным позитивным сдвигам, обеспечивающим эффективное развитие сферы туризма. К основным направлениям инновационной деятельности в туризме относятся:

♦ создание новых туристских проектов;

♦ совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг;

♦ разработка и применение инновационных технологий;

♦ освоение новых рынков;

♦ разработка и использование современных форм организационно-управленческой деятельности.

Степень развития инновационной деятельности в туризме на определенной территории отражает уровень ее туристского потенциала, который представляет собой совокупную способность материальных, трудовых, природных и других ресурсов обеспечивать максимальное удовлетворение туристских потребностей. Движущей силой туризма являются расположенные на определенной территории объекты привлекательности для клиентов — аттракторы: уникальные природные образования, исторически значимые города, общенацио-

нальные и религиозные праздники, крупные зрелищные и спортивные мероприятия, национальные парки и т. п. Аттракторы оказывают прямое влияние на формирование инфраструктуры туризма, развивающейся в зависимости от предъявляемых туристами требований.

Рациональное использование регионом имеющихся туристских ресурсов позволяет получить экономические выгоды и доходы. Вместе с тем для привлечения туристов недостаточно только интересных объектов и событий, необходима также туристская индустрия и инфраструктура, посредством которой обеспечивается соответствующий уровень обслуживания, безопасность, и удовлетворение интересов и потребностей туристов. В целях максимизации туристских потоков в регион проводятся исследования и оценка как собственно туристских ресурсов, так и их потенциала, особенностей объектов туристской индустрии.

В настоящее время въездной туристский поток в Вологодскую область составляет 1,5 млн. посетителей, т. е. 42 % от ее потенциальной емкости, определенной

Степень развития инновационной деятельности в туризме на определенной территории отражает уровень ее туристского потенциала, который представляет собой совокупную способность материальных, трудовых, природных и других ресурсов обеспечивать максимальное удовлетворение туристских потребностей.

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО», г. Санкт-Петербург (рис. 1). При этом наблюдается

2010 г. ]

2009 г. ~

2008 г. ~

2007 г. ~

2006 г. '

2005 г. ~

В силу неоднородности функционирования региональных туристских центров в качестве оценочных критериев для выявления предпосылок развития нами были определены следующие компоненты туристского потенциала:

1) имидж района/города как туристского центра;

2) развитие туристской инфраструктуры;

3) транспортная доступность;

4) экологическая благоприятность;

5) экономический интерес;

6) комфорт и безопасность.

Разработанная в исследовании методика основывается на сочетании качественных и количественных характеристик, отражающих содержательное наполнение выделенных структурных компонентов, что отвечает особенностям туристской деятельности и обеспечивает комплексность анализа туристского потенциала региона. При этом в связи с тем, что степень значимости компонентов может изменяться в зависимости от вида туризма (культурно-познавательный, экологический, автомобильный и т. п.), использовать весовые коэффициенты целесообразно, по мнению автора, только при оценке потенциала для развития каждого вида туризма в отдельности.

Имидж туристского центра формируется на основе показателей наличия объектов туристского интереса, разнообразия видового состава туризма, степени разработанности туристских проектов, известности среди

ежегодное увеличение числа прибытий туристов, составившее в 2010 г. по сравнению с 2005 г. 141,6 %.

^=11480 =1 1360 =1 1359 11160 I 1090 I 1045

—I 2000

потенциальных туристов района/города и узнаваемости бренда.

Уровень развития туристской инфраструктуры определяется наличием на территории соответствующих современным стандартам коллективных средств размещения, пунктов общественного питания. Транспортная доступность туристского центра характеризуется степенью сформированно-сти сети автомобильных дорог, воздушных и водных путей.

Экологическую благоприятность территории отражают такие индикаторы, как площадь лесного фонда, наличие предприятий, имеющих выбросы вредных веществ в атмосферу, объем выбросов вредных веществ в

атмосферу, сброс загрязненных сточных вод в водные объекты, затраты на охрану окружающей среды.

Основным критерием, определяющим степень экономического интереса туристов в отношении конкретного туристского центра, выступает уровень социально-экономического развития территории, наиболее важными показателями которого являются: объем промышленной продукции и валовой продукции сельского хозяйства на душу населения, объем инвестиций в основной капитал, номинальная заработная

0 500 1000 1500

тыс. чел.

Рис. 1. Динамика въездного туристского потока в Вологодскую область в 2005 — 2010 гг.

С-N

Имидж туристского центра формируется на основе показателей наличия объектов туристского интереса, разнообразия видового состава туризма, степени разработанности туристских проектов, известности среди потенциальных туристов района/города и

узнаваемости бренда. ч_

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

плата, численность занятых в экономике, оборот розничной торговли, ввод в действие жилых домов.

Комфорт и безопасность туриста — категории, имеющие две составляющие: физическую и психологическую, так как включают такие характеристики, как плотность населения, облагороженность территории, уровень преступности в туристском центре, а также ощущения туриста во время путешествия, определяющиеся степенью лояльности местных жителей к приезжим, формой предоставления информации (в том числе и на иностранных языках) о туробъектах, местах размещения и питания и т. п. Зна-

чимость критерия безопасности туруслуги усиливается с учетом последних мировых тенденций.

На основании выделенных составляющих потенциала развития туризма была проведена экспертная оценка туристского потенциала муниципальных образований Вологодской области по 10-балльной шкале: 1 — низкий, 5 — средний, 10 — высокий уровень (табл. 1). В роли экспертов выступили региональные туроператоры, функционирующие на рынке туризма более 10 лет. Кроме того, перечисленные выше показатели были представлены в исследовании имеющимися статистическими сведениями.

Таблица 1

Оценка туристского потенциала муниципальных образований Вологодской области (средний балл)

Субъекты Имидж района/ города как туристского центра Развитие туристской инфраструктуры Транспортная доступность Экологическая благоприятность Экономический интерес Комфорт и безопасность Интегральная оценочная характеристика

г. Вологда 8 8 9 4 9 7 45

г. Череповец 8 8 9 2 9 7 43

Бабаевский 2 3 2 10 3 6 26

Бабушкинский 2 2 2 10 2 6 24

Белозерский 4 2 2 10 4 6 28

Вашкинский 4 2 2 10 3 6 27

Великоустюгский 8 5 4 10 7 6 40

Верховажский 2 2 2 10 2 6 24

Вожегодский 2 2 2 10 2 6 24

Вологодский 4 4 5 8 7 6 34

Вытегорский 4 3 2 9 5 6 29

Грязовецкий 3 3 2 9 5 6 28

Кадуйский 2 2 2 9 4 6 25

Кирилловский 7 4 2 10 4 6 33

Кичм.-Городецкий 2 2 2 10 4 6 26

Междуреченский 2 2 2 10 2 6 24

Никольский 4 2 2 10 3 6 27

Нюксенский 4 2 2 10 3 6 27

Сокольский 2 2 2 6 6 6 24

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Окончание табл. 1

Субъекты Имидж района/ города как туристского центра Развитие туристской инфраструктуры Транспортная доступность Экологическая благоприятность Экономический интерес Комфорт и безопасность Интегральная оценочная характеристика

Сямженский 2 2 2 10 2 6 24

Тарногский 4 2 2 10 3 6 27

Тотемский 4 2 2 9 4 6 27

Усть-Кубинский 4 2 2 10 3 6 27

Устюженский 4 2 2 10 4 6 28

Харовский 2 2 2 10 4 6 26

Чагодощенский 2 2 2 10 4 6 26

Череповецкий 4 4 5 8 7 6 34

Шекснинский 4 3 4 8 7 6 32

Следует отметить, что города Вологда и Череповец необходимо рассматривать без сопоставления с районами области. При этом в целях объективности оценки и полноты анализа характеристики указанных городов как туристских центров имеют важное значение при анализе туристского потенциала региона. Наиболее высокие значения показателей (8 — 9 баллов) Вологды и Череповца прослеживаются по таким составляющим туристского потенциала, как экономический интерес туриста к городу, транспортная доступность, имидж турист-

ского центра и степень развития туристской инфраструктуры. Вместе с тем самый низкий средний балл (4 балла — Вологда, 2 балла — Череповец) достаточно объективно отражает экологическую благоприятность городов. Уровень комфорта и безопасности туриста при посещении рассматриваемых субъектов, по мнению экспертов, ниже среднего.

Рассматривая результаты оценки районов области, можно отметить, что в наибольшей степени сформированным имиджем (8 баллов) туристского центра отличается только Великоустюг-ский район, формирующимся (6 баллов) — Кирилловский район. Общий имидж остальных муниципальных образований как туристских центров в настоящее время не сформирован. При этом объекты туристского значения есть в каждом районе области.

Развитие туристской инфраструктуры в большинстве муниципалитетов находится на уровне ниже среднего

дискуссия

журнал научных публикаций

и низком (2 — 4 балла), что доказывает отсутствие в районах коллективных средств размещения и объектов общественного питания, необходимых для качественного обслуживания туристов. В Великоустюгском районе средний балл в оценке рассматриваемого показателя вызван начавшимся расширением сети гостиниц и ресторанов в связи с реализацией проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Значительная часть муниципальных образований области имеет ограниченную транспортную доступность, что отмечается и экспертной оценкой. Результаты оценки экономического интереса туриста к представленным территориям показывают, что наибольший интерес в экономическом отношении вызывают следующие муниципальные образования: Вологодский, Череповецкий, Великоустюгский, Шек-снинский районы.

3

Таким образом, основываясь на результатах проведенной оценки, с учетом географического расположения муниципальных образований области можно выделить территории, характеризующиеся наиболее высоким уровнем развития туристского потенциала и инновационной деятельности: Вологодский, Череповецкий, Кирилло-Белозерский, Великоустюгский, Выте-горский, Тотемский, Устюженский, Усть-Кубинский, Нюксенский, Тарногский, Никольский туристско-рекреационные районы. При этом композиционным стержнем, объединяющим все туристско-рекреацион-ные районы, является наличие в каждом из

Средний балл уровня комфорта и безопасности туриста во всех муниципалитетах составляет 6 баллов. Следует отметить, что в регионе нет районов, отмеченных высокой степенью криминогенной обстановки. При этом муниципальные образования тождественны по условиям, создающим психологический комфорт туриста. Кроме того, все районы имеют проблемы с облагорожен-ностью территории, являющейся важным компонентом обеспечения безопасности туристских посещений. Степень экологической благоприятности муниципалитетов оценивается в основном как высокая.

В зависимости от выявленных интегральных оценочных характеристик муниципальные образования распределяются по уровню туристского потенциала: 1 — высокий, 2 — выше среднего, 3 — средний, 4 — низкий (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

них уникальной северной природы, обширных охотничьих угодий, многочисленных мест рыбной ловли — условий, благоприятных для развития провинциального туризма: экологического, деревенского, усадебного, приключенческого. 4

1. География туризма / под ред. А. Ю. Александровой и др. М. : КНОРУС, 2009. 592 с.

2. Малахова Н. Н., Ушаков Д. С. Инновации в туризме и сервисе. М. : ИКЦ «МарТ», 2008. 224 с.

3. Туризм Вологодской области : стат. сб. / Вологда-

стат. Вологда, 2010. 108 с.

■ г. Вологда, г. Череповец

га Великоустюгский, Вологодский, Череповецкий, Шекснинский, Кирилловский районы

□ Белозерский, Вашкинский, Тотемский, Нюксенский, Никольский, Устюженский, Усть-Кубинский, Тарногский, Грязовецкий, Вытегорский районы

■ Бабаевский, Кичменгско-Городецкий, Харовский, Чагодощенский, Бабушкинский, Верховажский, Вожегодский, Сокольский, Сямженский районы

Рис. 2. Распределение муниципальных районов Вологодской области по уровню туристского потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.