Научная статья на тему 'Инкубация и создание сетей центров коммерциализации технологий между возникающими, развивающимися и утвердившимися технополисами во всем мире'

Инкубация и создание сетей центров коммерциализации технологий между возникающими, развивающимися и утвердившимися технополисами во всем мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНКУБАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОЛУЧЕНИЕ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ / СОЗДАНИЕ СЕТЕЙ / INCUBATION / INNOVATION / COMMERCIALIZATION / ENTREPRENEURSHIP / KNOWLEDGE CREATION / DIFFUSION / AND ADOPTION / NETWORKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гибсон Дэйвид В., Консейсау Педро

Способность и желание получить доступ к знаниям, а также освоить и практически использовать их являются ключевыми для регионального экономического развития и для того, чтобы глобализация стала силой, сплачивающей весь мир. В данной главе представлены логическая, концептуальная основа и важнейшие элементы для использования на новом уровне кодифицированных знаний и ожидаемых ноу-хау посредством Интернет, сетей на базе Web, непосредственного общения и программ обучения. Цель заключается в ускорении экономического развития регионов и достижении общего процветания благодаря глобально связанным и по-новому ориентированным центрам коммерциализации технологий (ЦКТ), а также в повышении конкурентоспособности и ускорении роста выбранных региональных малых и средних предприятий (МСП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ability and desire to access knowledge and to be able to learn and put knowledge to work is central to regional economic development and for globalization to be a force for drawing the world together. This chapter presents the logic, conceptual framework, and key elements for leveraging codified knowledge and tacit know-how through Internet and web-based networks and face-to-face communication and training programs. The objective is to accelerate regional economic development and shared prosperity through globally linked and leveraged Technology Commercialization Centers (TCCs) and to enhance the competitiveness and accelerate the growth of select regionally-based SMEs.

Текст научной работы на тему «Инкубация и создание сетей центров коммерциализации технологий между возникающими, развивающимися и утвердившимися технополисами во всем мире»

Инкубация и создание сетей центров коммерциализации технологий между возникающими, развивающимися и утвердившимися технополисами во всем мире1

Дэйвид В. Гибсон и Педро Консейсау

Институт IC2 (инновации, творчество, капитал) Техасского университета в Остине, США

(Международное руководство по инновациям. Ред. Ларисы В. Шавининой.

© 2003 Elsevier Science Ltd., авторские права защищены.)

Способность и желание получить доступ к знаниям, а также освоить и практически использовать их являются ключевыми для регионального экономического развития и для того, чтобы глобализация стала силой, сплачивающей весь мир. В данной статье представлены логическая, концептуальная основа и важнейшие элементы для использования на новом уровне кодифицированных знаний и ожидаемых ноу-хау посредством Интер-

нета, сетей на базе Web, непосредственного общения и программ обучения. Цель заключается в ускорении экономического развития регионов и достижении общего процветания благодаря глобально связанным и по-новому ориентированным центрам коммерциализации технологий (ЦКТ), а также в повышении конкурентоспособности и ускорении роста выбранных региональных малых и средних предприятий (МСП).

Введение

Технология продолжает «сжимать» мир. Не остается иного выбора, кроме как быть участником всемирного сообщества. В этом суть ХХ1-го века (д-р Джордж Козмецки, председатель совета института 1С2 Техасского университета в Остине). Настоящая глава строится на убеждении, что технология может стать силой, объединяющей мир и что умение учиться и вложить знания в работу является первостепенным для развития региональных экономик. Исходя из этого убеждения, авторы дают логическую и концептуальную основу и элементы стратегии по применению на новом уровне кодифицированных знаний посредством Интернета, Web-сетей и программ прямого обучения с целью ускорения развития экономики, базирующейся на технологии, с помощью глобально связанных и по-новому ориентированных центров коммерциализации технологий (ЦКТ), что способствовало бы росту отдельных региональных малых и средних предприятий. Предложенный план сводит вместе предпринимателей, академические круги и региональное правительство на поле целевых технологий или технополисов, которые еще только возникают, развиваются или уже утвердились по всему миру. Каждый ЦКТ будет рассматриваться как «экспериментальная учебная лаборатория», извле-

1 Технополисы (от греческого «техника» и «город-государство», или «полис») являются областями повышенного благосостояния и создания рабочих мест благодаря приобретению и использованию знаний и технологий. Инновация означает принятие «новых» знаний, т. е. знаний, воспринимаемых потребителем как новые.

ченные уроки которой будут использоваться в исследовательских, образовательных и учебных программах мирового уровня. Направления деятельности, описанные в настоящей главе, должны по замыслу составить интегрированную программу, которая с течением времени внесет свой вклад и усовершенствует местные и мировые инициативы в области трансфера, накопления, использования и распространения знаний с целью ускорения стабильного экономического роста и общего процветания во всем мире. Происходящая «коммуникационная революция» способствует осуществлению задач установления сотрудничества между государством и частным сектором, приобретения, передачи и освоения знаний. Сегодня МСП обладают двумя важными преимуществами, которых не было у предпринимателей в середине и конце 1900-х годов:

(1) связь по Интернету и Web, которая стирает расстояния, и отсюда

(2) возможность глобального доступа к талантам, технологиям, капиталу и ноу-хау посредством более эффективного использования и партнерства с помощью современных информационных и коммуникативных технологий (ИКТ).

Эта «смерть расстояния», как выразился Франсис Кернкросс (Frances Cairncross, 1997), сокращает число внутренних экономик, основанных на отдельных областях знаний, и открывает дверь новым участникам. Эти тенденции, очевидно, являются особенно многообещающими для развивающихся стран, потенциально позволяя им подключиться к информационным и техническим источникам, которые до этого имелись только у развитых технополисов. Предложение ускорить развитие глобально связанных ЦКТ основано на том, что:

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

(1) немногие регионы в развивающихся странах могут надеяться на то, чтобы даже в ближайшей перспективе соответствовать физической и интеллектуальной инфраструктуре таких утвердившихся технополисов, как Силиконовая долина, Калифорния и Остин, шт. Техас, обладающих огромной концентрацией технологий, талантов, капитала и ноу-хау;

(2) региональные, национальные и глобальные компьютерные сети делают возможным, если не стимулируют, развитие не связанных географическими границами или виртуальных технополисов.

Поэтому ключевой вопрос XXI века: насколько необходимо и достаточно региональное развитие «интеллектуальной» инфраструктуры во всех ее аспектах (т. е. таланты, технологии, капитал и ноу-хау) или физической инфраструктуры (т. е. научные парки, инкубаторы и high-tech коридоры) в возникающей экономике, основанной на Интернете, где поток знаний растет благодаря ИКТ? Еще можно задаться вопросом, какие сектора или компоненты этой инфраструктуры должны физически находиться в одном месте или быть связаны цифровой сетью на разных этапах развития фирм, которые становятся конкурентными в глобальном масштабе? Для начала мы обсудим важность стимулирования предпринимательства на раннем этапе, прежде всего, технологические МСП, которые можно считать относительно успешными на местном уровне, но нуждающимися в помощи (например, талантливые сотрудники, технологии, капитал и ноу-хау) для ускоренного роста и проникновения на мировой рынок. Во время создания этих виртуальных сетей, связанных с МСП, этой помощью становится учебно-инновационный центр (УИЦ). УИЦ действует на самом начальном уровне, когда малое или среднее предприятие подсоединяется к другим МСП в глобальной сети Интернет или Web, а также получает доступ к каким-то мерам поддержки, например, программам обучения, семинарам и наставничеству. Для обеспечения успешности всех сетей и услуг в экономических усилиях на базе знаний УИЦ полагаются не на определенную географическую территорию, а скорее, на региональные и всемирные кооперативные и совместные сети и программы обучения с тем, чтобы предоставлять услуги и помощь в реальном времени и по мере необходимости. УИЦ смогут стать гибкими и развиваться, чтобы воспользоваться появляющимися возможностями и рыночными потребностями. Хотя географическая близость становится все менее важной для развития региональных экономик ввиду распространения передовых ИКТ, успешное стимулирование роста и мировой конкурентоспособности отдельных МСП в намеченных регионах потребует большего, чем только компьютерные сети и Web-каналы. Нужны понимание сообщества и завязывание связей с общественностью, нужны мечтатели, бойцы и исполнители на местах. А для поддержки региональных и международных партнерств нужен значительный приток ноу-хау, средств и партнерств-лидеров от всех членов сети.

Концептуальная база

Традиционно достижение благосостояния в развитых и развивающихся странах основывалось на физических активах. Считалось, что основной капитал страны является мерой процветания нации, и привлечение прямых иностранных инвестиций стало первостепенной стратегией малоразвитых регионов. Однако с наступлением XXI века упор делается на трансфер, накопление, усвоение и распространение знаний как на решающий фактор экономического развития. Как отмечается в докладе о развитии мира Мирового банка от 1998 г., видимо, быстрое выравнивание достигается за счет развитых способностей к обучению, а конкретно: умения заставить знания работать. Основными составляющими (в развитии этих способностей к обучению) оказываются квалифицированные специалисты, учреждения и сети в области знаний, информационная и коммуникационная инфраструктура. В данном разделе кратко излагается теория передачи, накопления и использования знаний с целью лучшего понимания процесса, благодаря которому можно усовершенствовать знания и обучение для развития региональной экономики. Трансфер, принятие, накопление и распространение знаний являются ключевыми для устойчивого благополучия возникающей всемирной экономики XXI века. Как утверждают Абрамовиц и Дэйвид (Abramovitz & David) в докладе ОЭСР от 1996 г., «Расширение базы знаний ... достигло стадии коренного изменения формы и структуры экономического роста». Во всем мире быстрый прогресс информационных и коммуникационных технологий и все более низкие затраты на получение, обработку и распространение знаний преобразуют социальную и экономическую деятельность (Всемирный банк, 1998 г.).

Хотя сегодняшняя революция знаний дает много положительного, существует озабоченность тем, что она способствует поляризации «имущих» и «неимущих». Научно-технические достижения несравненно повысили экономическое благополучие, уровни здоровья, образования и жизни лишь относительно небольшой части человечества. Значительно увеличился разрыв в таком росте среди развитых и развивающихся регионов. К примеру, 250 лет назад разница в доходе на душу населения в самых богатых и самых бедных стран составляла 5:1. Сегодня эта разница приближается к 400:1 (Ландес (Landes), 1998 г.). Главные причины такого неравенства сложны и, согласно большинству анализов, лежат в последствиях социальных и экономических революций, которые происходили до революции в области знаний. При том, что промышленная революция снизила затраты на производство и движение товаров, эта экономическая и социальная революция с течением времени поделила мир на индустриально развитые и неразвитые страны и способствовала расслоению обществ на богатые и бедные. Сегодняшняя революция знаний совершенно отличается от прошлой промышленной революции. Ее основой является смещение богатства, создающего активы из физических вещей, к неосязаемым источникам, имеющих опору в знаниях (Сти-

венс (Stevens),1996 г.). Базирующиеся на знаниях экономические области, как правило, расположены в соседстве с ведущими университетами и исследовательскими центрами в большинстве передовых регионов мира (Квандт (Quandt), 1998 г.; Смайлор (Smilor); Гибсон и Козмецки (Gibson & Kozmetsky), 1986 г.). Лукас (Lucas, 1988 г.) утверждает, что люди с высоким уровнем человеческого капитала обычно мигрируют в места, где много других людей с высоким уровнем человеческого капитала. Действительно, важность физической близости талантливых специалистов, технологий, капитала и ноу-хау или «интеллектуальной инфраструктуры» рассматривалась как первостепенная для стимулирования уровня регионального благосостояния и создания рабочих мест (Аудреч и Фельдман (Audretsch & Feldman), 1996 г.; Аудреч и Стефан (Audretsch & Stephan), 1998 г.; Гибсон, Смайлер и Козмецки (Gibson, Smilor & Kozmetsky), 1991 г.; Роджерс и Ларсен (Rogers & Larsen), 1982 г.).

Несмотря на сильные аргументы в пользу физической близости или концентрации «интеллектуальной инфраструктуры», достижения в области телекоммуникационных и информационных технологий меняют наше представление о географии (Кернкросс (Cairncross), 1998 г.). Успехи ИКТ во многом объясняют переход от промышленной эпохи (уголь, сталь, материальные изделия) к всемирной эпохе, основанной на знаниях (информация, человеческий капитал и идеи). Пока еще трудно понимается то, что Вильям Митчелл (William Mitchell, 1995 г.) называет «городами битов», где большинство населения земного шара связано с всемирной сетью Web телефонами, телевизорами, факсами и компьютерами, но влиятельные лица в деловых и научных кругах и правительстве все более осознают возможности особых характеристик знаний и ИКТ для стимулирования регионального развития посредством кооперации, сотрудничества и конкуренции.

Незамедлительно требуется лучшее понимание процесса, благодаря которому знания и обучение могут внести вклад в экономический рост в развивающихся и развитых регионах. Здесь важно дать определение знанию и понять, чем оно отличается от физических объектов (Доуси (Dosi), 1996 г.). Мы последуем анализу Консейсау и др. (1998 г.), которые опираются на работу Нельсона и Ромера (Nelson & Romer, 1996 г.) о дифференциации между идеями и умением или между программным обеспечением и пользовательским обеспечением.

• Программное обеспечение («идеи»): знание, которое можно кодифицировать и хранить вне мозга человека, например, в книгах, компакт-дисках, видео- или аудиозаписях и компьютерных файлах. Программное обеспечение (по данному определению) относится к «структурному капиталу» частных и государственных организаций и содержит кодифицированную интеллектуальную собственность (Эдвинсон и Мэлоун (Edvinson & Malone), 1997 г.). Когда сотрудники покидают свои рабочие места, программное обеспечение остается.

• Пользовательское обеспечение («умение»): знание, которое нельзя отделить от индивидуумов, оно хранится в голове каждого человека и включает убеждения, способности, талант и ноу-хау. Пользовательское обеспечение называют «человеческим капиталом» частных и государственных организаций, и оно является ноу-хау или нематериальными ресурсами, дающими основную прибавочную стоимость для развития и ускоренного роста предприятия (Эдвинсон и Мэлоун (Edvinson & Malone), 1997 г.). Когда работники оставляют свои рабочие места, они уносят с собой пользовательское обеспечение.

Эти два вида знаний отличаются (1) способом, которым они производятся, распространяются и используются, и (2) уровнем кодификации. Тогда как идеи соответствуют знанию, которое можно сформулировать (словами, символами или другими средствами выражения), умение соответствует знанию, которое нельзя формализовать или кодифицировать. Эта очевидно простая разница имеет очень важные последствия, если посмотреть, как производится, распространяется и используется знание.

Подобная классификация знаний имеет большое значение в контексте данной работы, нацеленной на использование связей на базе Интернет и Web для ускорения роста и создания рабочих мест. На передачу программного обеспечения, или кодифицированных знаний, мало влияет географическое расстояние, особенно в век связи высокой пропускной способности и стоимости передач, близкой к нулю (Свонн и Превезер (Swann & Prevezer), 1998). А вот передачу пользовательского обеспечения, или невыраженного знания, трудно осуществить без личного контакта (там же).

Это указывает не только на важность включения личных контактов в предлагаемую программу УИЦ, но и на те отрасли, которые более всего выиграют от сети Интернет и Web. То есть, с точки зрения трансфера технологий, передовые технологии, которые в высокой степени зависят от умений в пользовательском обеспечении, едва ли много выиграют от одного только доступа, который дают сети УИЦ. А вот более стандартные технологии, которые продолжают свой жизненный цикл и потому требуют больше кодифицированных знаний, будут в значительном выигрыше от каналов финансирования и маркетинга, предоставляемых сетями УИЦ, в силу того, что новые технологии стимулируют выработку умения использовать их. Однако по мере усложнения этих технологий требуемые уровни умения начинают снижаться, а способность кодифицировать нужные знания повышается. В результате выбор МСП в намеченных регионах необязательно будет определяться передовой технологией (например, новыми материалами, полупроводниками, биотехнологией), но упор будет делаться на соответствующих ИКТ и процессах ведения бизнеса на региональных предприятиях. Ясно, что умеренные процессы менеджмента технологий и инноваций могут обеспечить региону крепкое благосостояние и рабочие места (Консейсау, Гейтор и

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

Рис. 1. Учебные и инновационные центры как межрегиональные сети

Оливейра (Conceicao, Heitor & Oliveira, 1998)2. Поэтому упор УИЦ на бизнесе и сетях будет основываться на оценке технологических и инфраструктурных плюсов, минусов, возможностей и угроз (SWOT) в выбранном регионе.

Сегодня реального значительного благосостояния можно достичь благодаря использованию и распространению знаний. Но без умения идеи могут оказаться бесполезными. Точно так же без идей может отпасть необходимость в новых и лучших навыках. Короче, важно подчеркнуть, что накопление знаний приводит к благосостоянию только при эффективной передаче, освоении и распространении знаний3.

В предложенной программе УИЦ/ЦКТ персональные сети и программы партнерства (например,

образование и обучение, конференции и т. д.), связанные с помощью ИКТ, будут использоваться для способствования сотрудничеству региональных УИЦ как членов глобальной учебно-инновационной сети. Эта сеть будет оказывать поддержку трансферу и использованию имеющихся знаний и появлению новых знаний в целях развития региональных экономик. Для стимулирования справедливого трансфера, накопления, распространения и использования программного и пользовательского обеспечения данный проект придерживается трех принципов действия.

Принцип 1. При учреждении УИЦ мы должны учитывать социальные и физические компоненты, которые связывают участников и учреждения в сетях по созданию, распределению, принятию и распространению знаний, ведущих к са-моукреплению циклов обучения (рис. 1 ). В экономиках с конкурентным рынком деловые и финансовые глобальные сети зачастую не действуют в пользу менее развитых регионов, но способствуют неравному развитию. Ключевой вопрос заключается в том, насколько такие сети, связывающие «имущих» и «неимущих», понимают действительное развитие способностей к накоплению и применению знания в менее развитых областях.

Принцип 2. Центры по развитию сетей, где взаимодействие приводит к повышению способности обучения во всех режимах работы сетей, но где обучаемость выше в менее развитых регионах (рис. 2). Этот проект также направлен на поощрение и поддержку местных собственников и на результаты их деятельности. Чтобы стать действительно состоятельными, инновационные процессы должны происходить и быть во владении лидеров в каждом регионе. Поэтому очень важно,

2 Например, в Остине, шт. Техас, Fortune 500 компании DELL Computers, начала операции в комнате университетского общежития в 1982 г. и ее основателем был один предприимчивый студент Техасского университета. Замысел состоял в изготовлении по заказу компьютеров с использованием уже действующей технологии и прямого маркетинга, причем сначала по телефону, а затем все больше по сети Интернет. Эта скромная новая фирма привлекла более 7 000 жителей Остина и его области к дополнительным производственным и сбытовым операциям в Азии, Европе и Латинской Америке.

3 История полна примеров, когда производителей инновационной технологии, которые не использовали и не распространяли ее, обгоняли другие производители, кто это делал. Это иллюстрируется двумя примерами: один широкого масштаба в истории цивилизации, другой меньшего масштаба в контексте современной борьбы корпораций. После изобретения письма в Китае возникла одна из наиболее важных для прогресса человечества идей — подвижный печатный станок.

Эта технология резко повысила возможности кодификации знаний. Но императорский Китай ограничил использование и распространение этой технологии до обслуживания только императора и его двора. В результате именно Европа выиграла от этого изобретения благодаря его широкому использованию и распространению (Ландес (Landes), 1998). Более близким примером является Xerox PARC, современная фирма, занимающаяся НИОКР и расположенная в Саннивейле, шт. Калифорния, где работали самые выдающиеся в мире исследователи. PARC разработала многие фундаментальные идеи в области компьютеров и программного обеспечения, которые легли в основу сегодняшней компьютерной индустрии. Компания Apple Computer, в то время начинающая фирма в Силиконовой Долине, использовала разработанные PARC знания и технологии в своем инновационном и успешном компьютере Макинтош, который повысил достаток и число рабочих мест. В 1980-е годы уже компания Майкрософт с выгодой воспользовалась программными технологиями, разработанными годами раньше в PARC.

Жирность стрелок указывает

на высокий уровень трансфера и применения знаний

Рис. 2. Учебная сеть на основе пропорционального взаимодействия

чтобы региональные лидеры или бизнесмены-мужчины и женщины чувствовали, что они «владеют» УИЦ. Эта идея подводит к следующему принципу.

Принцип 3. Концентрация на взращивании чувства «собственности» в регионах в отношении деятельности и результатов или прибыльности сети. Воспитание чувства собственности может осуществляться совместными структурами, принимающими решения и делающими конечный выбор, а обязанности лежат, скорее, на местных участниках, чем на внешних посредниках.

Центры коммерциализации технологий

Их целью является содействие установлению глобальных связей между региональными лидерами перед лицом реальностей и вызовов международного рынка. В сетях, которые мы предлагаем создать по проекту УИЦ/ЦКТ, упор делается на выявлении отдельных МСП и региональных лидеров для долгосрочного партнерства. Основной задачей этих центров будет скорое достижение успеха и планирование на перспективу. Рис. 3 показывает, как сети УИЦ, занимающиеся ноу-хау, будут оказывать помощь выбранным компаниям выбранных регионов в преодолении разрыва между трансфером и применением технологий и их рыночным применением, что приведет к диверсификации и расширению фирм и возникновению новых.

ЦКТ через сети УИЦ будут стремиться сократить сроки разработки продуктов посредством расширения глобальных предпринимательских ноу-хау в таких областях, как исследование рынка, финансы, реклама, управление качеством, менеджмент, продажи и услуги (см. рис. 4 и 5).

Типичные проблемы, связанные с тем, чтобы заставить МСП думать и действовать глобально, следующие:

• успешность на отечественных рынках и патриотизм;

• ограниченная численность персонала;

Региональные/Нацио- Работа на современном

нал ьн ые/Гл обал ьн ые 4 разрыв ► уровне региональных

знания и технологии фирм:

♦ Правительство ♦ Диверсификация

♦ Ученые ♦ Расширение

♦ Бизнес: большой, ♦ Новообразование

средний, малый

Трансфер знаний и применение...

♦ Ноу-хау по рыночным исследованиям

♦ Финансовое ноу-хау

♦ Юридическое ноу-хау

♦ Производственное ноу-хау

♦ Ноу-хау по распространению, сбыту и услугам

Рис. 3. Преодоление разрыва между трансфером и применением знаний и ноу-хау

• ограниченные ресурсы;

• ограниченность во времени;

• недостаточная терпимость к дополнительным проблемам и вызовам, связанным с глобализацией (например, опасение потерять контроль над интеллектуальной собственностью);

• незнание главных факторов успеха на зарубежных рынках;

• юридические, торговые и правительственные ограничения.

Эти вызовы должны быть сбалансированы с выгодами малого или среднего предприятия как участника программы УИЦ/ЦКТ. В эти выгоды входят:

• доступ к необходимым знаниям, часто решающего характера;

• доступ к мировому рынку и возможность найти свою нишу на рынке;

• доступ к талантливым специалистам, к технологиям, капиталу и ноу-хау;

• сведение до минимума ошибок и напрасно растраченных ресурсов;

• максимальное ускорение продвижения на рынок и роста коммерческого потенциала рискованного предприятия;

• понимание плюсов, минусов, возможностей и угроз для своей фирмы на международном уровне. Целью программы УИЦ/ЦКТ является содействие установлению глобальных связей региональных лидеров и предприятий с венчурным финансированием, управленческими и маркетинговыми ноу-хау и услугами по поддержке.

Будут устанавливаться партнерства с местными лидерами (например, с ведущими бизнесменами, профессорами и студентами местных университетов и колледжей, а также влиятельными лицами местных торговых палат). Максимально будут использоваться данные о действующих организациях для аттестации и оценки качества продукции каждой из выбранных организаций.

Оценка эффективности компании будет основываться на выявлении и современном использовании имеющихся мощностей:

(1) для поддержки центров коммерциализации технологий в каждом намеченном регионе и

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

Повысить доверие к глобальным сетям

Обеспечить доступ к региональным, национальным и международным рынкам, ресурсам и ноу-хау

ЦКТ

Сократить время обучения и снизить ошибки

Экспериментальная

учебная

лаборатория

Рис. 4. Центры коммерциализации технологий как учебно-инновационные центры по обеспечению успеха рискованных предприятий и ускоренного роста

(2) для создания сетей этих центров в странах и во всем мире благодаря использованию ИКТ и персональных сетей.

В региональных оценках упор будет делаться на

следующем:

• оценка НИОКР и техническая экспертиза, имеющие отношение к текущей и будущей деловой деятельности в регионе, а именно: база талантливых специалистов и технологий для растущих, действующих и новых фирм и отраслей промышленности;

• сильные стороны и активы, конкурентные преимущества в том, что касается региональных, национальных и мировых рынков;

• оценка существующих региональных инновационных систем;

• послужной список (число работающих, дата основания, выделившиеся компании, рост и т. д.) имеющихся в регионе мелких, средних и крупных фирм;

• оценка новых видов деятельности, расположение многонациональных компаний, предприятий-филиалов и их руководства;

• собеседование и опрос ключевых лидеров региона (ученых, бизнесменов и правительство) с тем, чтобы содействовать достижению понимания исследователей на региональном уровне, а также поддержке и праву собственности местных лидеров. Рекомендуется ряд мер по сбору данных для предоставления местным консультативным советам и заинтересованным сторонам информации, на основе которой они будут принимать решения о благоприятствующих факторах и препятствиях в деле стимулирования экономического развития отдельных УИЦ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сюда могут входить, но не ограничиваться ими,

следующие конкретные цели второго плана для региональных МСП:

• учреждение деловых партнерств;

• размещение и размер отдельных составляющих региональных МСП;

• технологический профиль, рыночная и конкурентная ориентация МСП;

• разные пути расширения;

• финансовые потребности и источники;

• календарный план;

• мощности и потребности сетей;

• предоставление услуг и консультаций;

• структура контроля за УИЦ.

Рис. 5. Десять факторов успеха для развития учебных и инновационных центров

Создание сетей

Использование ИКТ, персональных сетей и программ партнерства обеспечит связь с ЦКТ в качестве важных источников поддержки каждого УИЦ. Будут установлены связи по Интернету и с помощью других ИКТ (например, видео) между каждым из сайтов ЦКТ, главной задачей которых является установление сотрудничества УИЦ друг с другом. Предлагаемые сети направят усилия на выявление региональных лидеров для долгосрочного партнерства. В задачи этих сетей будет входить обеспечение быстрого успеха и перспектив на будущее.

При том, что учитываются национальные, институциональные и организационные особенности каждого ЦКТ, упор делается на индивидуальный уровень анализа и действия (рис. 6). Первой целью является получение выбранными ЦКТ преимуществ от кодифицированных знаний, предполагаемых ноу-хау сети УИЦ и учебной деятельности, направленной на получение доступа к талантам, технологиям, капиталу, ноу-хау и рынкам. Сеть УИЦ будет способствовать сокращению циклов разработки продуктов и времени продвижения на рынок путем расширения знаний местных фирм в таких областях, как финансы, изучение рынка, реклама, контроль качества, сбыт, послепродажная поддержка и обслуживание. Сети УИЦ сосредоточатся на шести функциональных целях:

(1) Создание сетей, посвященных рынкам. Выявление рынков и успешное проведение стратегии маркетинга являются определяющим фактором успеха и живучести малых и средних фирм в области технологий.

(2) Создание сетей, посвященных капиталу. Доступ к адекватному финансированию является одним из важнейших факторов успеха технологических фирм. Можно было бы учредить крупные партнерства между государственными, частными и негосударственными организациями, которые бы обеспечили интегрированный доступ к таким услугам, как финансовое планирование, помощь в

получении грантов и возможности доступа к венчурному капиталу и капиталу, предназначенному для раннего этапа становления и дальнейшего развития.

(3) Создание сетей для связей между фирмами. Сетевой подход идеален для доведения до максимума эффективности таких программ и проектов, как партнерства, союзы и связи с внешними поставщиками. Большинство групп в развивающихся странах обычно целиком полагается на местную базу поставок, которая может стать недостаточной из-за быстро растущих потребностей. Необходима тщательная координация с тем, чтобы местные поставщики смогли удовлетворить растущий спрос и тем самым сохранить и создать рабочие места и можно было направить альтернативные потоки поставок в режиме «он-лайн» по мере необходимости.

(4) Создание сетей для технологического обеспечения. Электронные сети являются чрезвычайно полезным средством для распространения положительных сторон технологического обеспечения, которое предоставляет такие услуги, как оценка и прогнозирование технологий, межсетевой интерфейс технологий (помощь при выборе технологии и маркетинговая оценка инновационных процессов), а также доступ к технической информации со стороны. Эти услуги могут также быть сконцентрированы в одном или нескольких центрах и предоставляться государственными органами, частными консультантами и торгово-промышленными товариществами.

(5) Создание сетей для расширения доступа к возможному трансферу технологий. Электронные сети, предназначенные для трансфера технологий, уже используются в некоторых местах для стимулирования инвестирования в науку и технику, НИОКР, трансфер технологий, увеличение коммерческого потенциала НИОКР и отделившихся компаний. Сети являются необходимым средством для того, чтобы было легче воспользоваться возможностями трансфера технологий во всем мире.

(6) Создание сетей, предназначенных для талантливых специалистов и ноу-хау. МСП часто не имеют и не в состоянии позволить себе иметь весь спектр талантливых специалистов в области техники, бизнеса и ноу-хау, необходимых для успеха на местных и мировых рынках. Процесс нахождения и привлечения к работе таких талантов и ноу-хау на краткое время в случае необходимости также труден и для более мелких предприятий. Сети талантливых специалистов и ноу-хау были бы большим подспорьем для МСП в получении доступа к экспертам за приемлемые расценки и в нужное время.

Хотя утвердившиеся МСП стоят на переднем

плане в программе УИЦ на первом этапе, существует острая необходимость развить региональную инфраструктуру и ресурсы, которые помогут ускоренно вырабатывать знания на базе фирм, занимающих

Рис. 6. Фокус на индивидуальный уровень анализа и действия

разное место в иерархии, в качестве более длительной стратегии. Что требуется главным образом — это процесс трансфера, приобретения, усвоения и распространения знаний. Эти вопросы затрагивают образование, создание инфраструктуры и лучшей среды для проведения своей политики. Например, если приобретение знаний — либо импортированных из-за рубежа, либо отечественных — имеет задачей экономическое развитие, то их следует осваивать и применять. Это требует универсального фундаментального образования, а также наличия возможности обучения в течение всей жизни (Всемирный банк, 1998 г.). Также пределы досягаемости и структура ИКТ значительно расширяют потенциал как при приобретении, так и освоении знаний, но это возможно только по достижении базисного уровня телекоммуникационной инфраструктуры.

Потенциальными областями действия (Квандт (Quandt), 1998) являются:

• Создание и укрепление местных структур управления технополисами. Первым шагом является создание организационной и функциональной структуры, которая занималась бы главным образом индивидуальным уровнем анализа и действий. К этому следует подключить участников как частного, так и государственного секторов. Установление связей с менеджерами других технополисов позволит лучше понять нужды организаторов совместного дела и рынков и позволит усовершенствовать организационные методы. Создание постоянных сетей, предназначенных для бизнеса и технологий, сделало бы связи более длительными и интерактивными вместо спорадических обменов, которые обычно имеют место только на регулярных встречах.

• Определение потребностей в образовании и предложение программ обучения. Потребности в сфере образования УИЦ и выбранных компаний можно выяснить на основе региональных резюме и целевых интервью с организаторами компаний. Далее могут быть предложены курсы на местных семинарах, а также через Интернет для повышения квалификации местных инструкторов. К примеру, институт IC2 в настоящее время работает с несколькими партнерами со всего мира с тем, чтобы предложить международные образовательные программы (а также степень и сертификат) по коммерциализации технологий и формированию виртуальных команд «студентов» для оценки коммерческого потенциала инновационных технологий (www.IC2.org).

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

• Поощрение обмена персоналом. Посещения ключевого персонала из разных регионов сети намного бы облегчило трансфер знаний, технологий и ноу-хау. Например, один из зарубежных партнеров института IC2 — Высший технический институт учредил программу IMPACT для ведущих португальских предпринимателей с целью создания рынков в США. Обмены студентами, преподавателями и предпринимателями способствуют этим процессам.

• Повышение квалификаций на местах и обучение специалистов по информационным технологиям. Квалифицированная рабочая сила является одним из важных факторов размещения технологических компаний и главным тормозом для развития технополисов во многих менее развитых регионах. Этот показатель существенно зависит от места, и все же виртуальные технологии могут придать импульс развитию трудовых ресурсов в более отдаленных местностях благодаря учебным центрам, заочному образованию, планированию рода деятельности, рынкам виртуальных рабочих мест, а также большей поддержке со стороны бизнеса посредством основания виртуальных школ предпринимателей, обеспечивающих обучение различным предметам — технике, менеджменту, маркетингу и т. д.

• Оптимизация и общее использование помещений и оборудования. В каждом регионе требуемые помещения и оборудование для жизнеспособного технополиса можно свести до минимума при условии, что они интегрированы в общую систему. Инфраструктура оперативной поддержки может быть оптимизирована, а многие помещения распределены через сеть, включая центры опытных образцов, пилотные заводы, библиотеку, работающую в режиме «он-лайн», испытательные лаборатории и помещения для конференций также в режиме «он-лайн». Центры коммерциализации технологий будут

заниматься отдельными предпринимателями и торгово-промышленными предприятиями в выбранных регионах. Эти объекты будут со временем обследоваться с целю получения данных и конкретных примеров для проведения исследований, а также обучения профессии и квалификации. Здесь важно охватить ряд регионов с различными характеристиками, проблемами и возможностями создания рабочих мест. Метрика успеха будет ориентирована на регионы, определяться и использоваться с течением времени. Вообще эти метрики будут содержать следующее: При ориентации на конкретные МСП

• Всеобъемлющую оценку технологий и бизнеса.

• Оценку региональных и мировых, существующих и возникающих рынков.

• Права на интеллектуальную собственность и их защита.

• Доступ к капиталам.

• Увеличение прибыли.

• Ускоренный рост.

• Доступ к новым технологическим и производственным процессам.

• Сокращение времени достижения рынка.

• Развитие менеджмента и персонала.

Ориентированные на правительство

• Создание рабочих мест.

• Использование площадей.

• Накопление капитала.

• Рост доходности (т. е. налоги, услуги и т. д.).

• Развитие региональной «интеллектуальной инфраструктуры».

• Повышение понимания и конкурентоспособности на мировом уровне.

Ориентированные на ученых

• Обучение преподавателей и студентов.

• Разработка новых учебных планов.

• Успешное распределение студентов.

• Экспериментальное обучение на месте работы.

• Расширение дружеских связей с сообществом.

• Исследования и публикации.

• Получение доходов (т. е. гонорары, выплаты за лицензии и т. д.).

Заключение

Осуществимость учреждения значимых и приемлемых центров коммерциализации технологий, включенных в сеть УИЦ, основывается на эффективном использовании ИКТ, а также региональных и международных товариществах и программах партнерства, которые способствуют распространению и освоению не выраженных традиционными способами знаний. Тогда как за ролью деловых, научных и правительственных кругов в создании региональных технологических центров (т. е. технополисов) велись наблюдения и проводились эксперименты более 20 лет, намного менее понятно, каковы решающие ресурсы и условия для ускорения роста виртуальных технополисов и как эти критерии могут меняться в зависимости от географического положения. В программе УИЦ рассматриваются следующие вопросы:

(а) Как лучшим образом ускорить достижение благосостояния предпринимателями и создание рабочих мест в МСП с помощью международного доступа на базе Web к талантливым специалистам, технологиям, капиталам, ноу-хау и рынкам?

(б) Какая «интеллектуальная» инфраструктура должна физически иметься в местах расположения МСП, что можно реально сделать на региональном, национальном и международном уровнях и как все это изменится, пока фирмы развиваются и набираются опыта?

(в) Каковы важнейшие компоненты развития региональных технополисов в экономике XXI века, опирающейся на развивающиеся сети Интернет и Web?

(г) Может ли развивающийся регион «перепрыгнуть» через 20-40 лет, которые обычно требуются ему для создания технополисов без того, чтобы сначала обеспечить помещения и оборудование мирового класса для исследований, современные научные парки и «интеллектуальную» инфраструктуру (т. е. профессиональные знания в области финансов, юриспруденции, маркетинга, производства, сбыта и распределения, общие знания и т. д.)?

Литература

1. Abramovitz, M. & David, P. (1996). Technological change and the rise of intangible investments: The U.S. economy’s growth-path in the twentieth century. Employment and Growth in the Knowledge-based Economy. Paris: OECD.

2. Audretsch, D. B. & Feldman, M. P. (1996). R&D spillovers and the geography of innovation and production. American Economic Review, 86 (3), 630-640.

3. Audretsch, D. B. & Stephan, P. R. (1996). Company-scientist location links: The case of biotechnology. American Economic Review, 86 (3), 641-652.

4. Botkin, J. (1986). Route 128: Its History and Destiny. In: Creating the Technopolis: Linking Technology Commercialization and Economic Development (1988). Cambridge, MA: Ballinger.

5. Brett, A. M., Gibson, D. V. & Smilor, R. W. (Eds) (1991). University spin-off companies. Savage, MD: Rowman & Littlefield Publishers, Inc.

6. Bruton, H. J. (1998). A reconsideration of import substitution. The Journal of Economic Literature, XXXVI (June), 903-936.

7. Caircross, F. (1997). The death of distance. Harvard, MA: Harvard Business Press.

8. Conceicao, P. & Heitor, M. V. (1998). A knowledge-centered model of economic development: New roles for educational, science, and technology policies. Proceedings of the 2nd International Conference on Technology Policy and Innovation, Lisbon, 3-5 August.

9. Conceicao, P., Gibson, D., Heitor, M. & Shariq, S. (1997). Towards a research agenda for knowledge policies and management. Journal of Knowledge Management, 1 (2), December, 129-141.

10. Gibson, D. V. & E. M. Rogers (1994). R&D collaboration on trial: The microelectronics and computer technology corporation. Boston, MA: Harvard Business School Press.

11. Gibson, D. V., Kozmetsky, G. & Smilor, R. W. (1992). The technopolis phenomenon: Smart cities, fast systems, global networks. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers, Inc.

12. Gibson, D. V. & Smilor, R. (1991). Key variables in technology transfer: A field-study based empirical analysis. Journal of Engineering and Technology Management, 8, December, 287-312.

13. Kelly, K. (1998). New rules for the new economy. New York, NY: Viking.

14. Landes, D. (1998). The wealth and poverty of nations: Why some are so rich and some so poor. New York: W. W. Norton & Company.

15. Lucas, R. E. (1988).On the mechanics of economic development. Journal of Monetary Economics, 22, 3-42.

16. Luger, M. I. & Goldstein, H. A. Technology in the garden: Research parks and regional economic development. Chapel Hill, NC: The University of North Carolina Press.

17. Malecki, E. J. (1991). Technology and economic development The dynamics of local, regional and national change. Essex, U.K.: Longman Group.

18. Massey, D, Quintas, P. & Wield, D. (1992). High-tech fantasies: Science parks in society, science and space. London: Routledge.

19. Muller, E, Gundrum, U. & Koschatzky, K. (1997). Methods for ascertaining firms’ needs for innovation services. In: Technology-Based Firms in the Innovation Process: Management, Financing and Regional Networks. Heidelberg, Germany: Physica-Verlag.

20. Nelson, R. R. & Romer, P. (1996). Science, economic growth and public policy. In: B. L. R. Smith & C. E. Barfield, Technology, R&D and the Economy. Brookings, Washington, D. C.

21. Quandt, C. (1998). Developing innovation networks for technology-based clusters: The role of information and communication technologies. Paper prepared for the workshop on ‘Tech-regioes: Ciencia, tecnologia e desenvolvimento—passado, presente e futuro, Rio de Janeiro, December 6.

22. Rogers, E. M. & Larsen, J. K. (1984). Silicon Valley fever: Growth of high-tech culture. New York, NY: Basic Books.

23. Saxenian. A. (1994). Regional advantage: Culture and competition in Silicon Valley and Route 128. Cambridge, MA: Harvard Business School Press.

24. Scott, A. J. (1993). Technopolis: High-technology industry and regional development in Southern California. Berkeley, CA: University of California Press.

25. Shapiro, C. & Varian, H. R. (1999). Information rules: A strategic guide to the network economy. Boston, MA: Harvard Business School Press.

26. Smilor, R. W., Kozmetsky, G. & Gibson, D. V. (1988). Creating the technopolis: Linking technology commercialization and economic development. Cambridge, MA: Ballinger Publishing Company.

27. Swann, P., Pervezer, M. & Stout, D. (1998). The dynamics of industrial clustering. London: Oxford University Press.

28. Tornatzky, L. G. & Fleischer, M. (1990). The process of technological innovation. Lexington, MA: Lexington Books.

29. World Bank (1998). World development report 1998: Knowledge for development. Washington, D.C.: The World Bank.

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.