Теория и практика общественного развития. 2023. № 2. С. 30-35. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 2. P. 30-35.
Научная статья
УДК 316.728:72.012
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.2.3
Инклюзивный дизайн (обзор зарубежных концепций)
Эльмира Кямаловна Наберушкина1, Елизавета Андреевна Радченко2, Елена Рудольфовна Мирзаева3
■^Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
3Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Белгород, Россия
Аннотация. В статье анализируются оригинальные тексты зарубежных источников о концепции и методологии универсального, социального и инклюзивного дизайна. Концепция инклюзивного дизайна разрабатывалась зарубежными авторами, но остается новым и развивающимся направлением научной и практической работы. Даются характеристики принципов универсального дизайна, анализируются индикаторы социального дизайна в сопоставлении с логикой инклюзивного дизайна. Инклюзивный дизайн фокусируется на создании такой городской среды, в которой решаются проблемы дискриминации, стигматизации, эксклю-зии, травматизма, социальной разобщенности и враждебности. Он направлен на достижение как социальной справедливости, так и высокого качества жизни не для конкретной отдельной группы, а для всех горожан. Критически осмыслены мифы, сопряженные с созданием инклюзивной среды. Аккумуляция и содержательный анализ зарубежных подходов к вопросам социального и универсального дизайна позволили выработать авторское определение инклюзивного дизайна.
Ключевые слова: инклюзивный дизайн, социальная инклюзия, качество жизни, маломобильные горожане, инвалиды, универсальный дизайн, принципы универсального дизайна, социальный дизайн, индикаторы социального дизайна, городское пространство
Для цитирования: Наберушкина Э.К., Радченко Е.А., Мирзаева Е.Р. Инклюзивный дизайн (обзор зарубежных концепций) // Теория и практика общественного развития. 2023. № 2. С. 30-35. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.2.3.
Original article
Inclusive Design (Review of Foreign Concepts)
Elmira K. Naberushkina1, Elizaveta A. Radchenko2, Elena R. Mirzaeva3
^Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
3Belgorod State University, Belgorod, Russia
Abstract. The article analyzes the original texts of foreign sources on the concept and methodology of universal, social and inclusive design. The concept of inclusive design has been developed by foreign authors, but it remains a new and developing area of scientific and practical work. The article presents the characteristics of universal design principles and analyzes the indicators of social design in comparison to the logic of inclusive design. Inclusive design focuses on creating an urban environment that addresses discrimination, stigma, exclusion, trauma, social disconnection and hostility. It seeks to achieve both social justice and a high quality of life for all city dwellers, rather than for a specific group. The myths associated with the creation of an inclusive environment are critically considered. The accumulation and content analysis of foreign approaches to the issues of social and universal design made it possible to develop the authors' definition of inclusive design.
Keywords: inclusive design, social inclusion, quality of life, citizens with limited mobility, people with disabilities, universal design, principles of universal design, social design, indicators of social design, urban space
For citation: Naberushkina, E.K., Radchenko, E.A. & Mirzaeva, E.R. (2023) Inclusive Design (Review of Foreign Concepts). Theory and Practice of Social Development. (2), 30-35. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.2.3 (In Russian)
© Наберушкина Э.К., Радченко Е.А., Мирзаева Е.Р., 2023
- 30 -
Введение. Современное воплощение концепции Smart-City предполагает не только совершенствование инфраструктуры города, но и обеспечение социальной инклюзии горожан, повышение уровня их личного счастья и безопасности, улучшение качества жизни в городе. Социальная инклюзия - одна из мейнстримных задач современности, связанная со смягчением проблем социального неравенства, дискриминации, стигматизации и эксклюзии. Неожиданным может показаться то, что этих целей можно достичь посредством дизайна.
Концепция инклюзивного дизайна разрабатывалась зарубежными авторами, но остается новым и развивающимся направлением научной и практической работы. В западных научных публикациях мы обращаем внимание на разную терминологию. Так, дизайн универсальный чаще описывается в работах американских авторов (Н. Грира, Е. Остроффа, Дж. Сальмена, Е. Стейн-филда, Уолкера, Л.К. Уайзмана и др.). В то же время американский социолог Р. Соммер оперирует понятием «социальный дизайн», а концепцию инклюзивного дизайна развивают преимущественно британские ученые Р. Имри и П. Халл, а также Дж. Кларксон, П. Коулман, С. Китс, С. Барнс, И. Бентли, С. Вентрисс.
Основная часть. Концепция инклюзивного дизайна связана с логикой универсального и социального дизайна, но не полностью им идентична. Британские авторы Р. Имри и П. Халл (Imrie, Hall, 2001), которые прежде опирались на идеи Р. Соммера (Sommer, 1983) о социальном дизайне, первыми развели понятия универсального и инклюзивного дизайна (ранее они считались синонимичными) и концептуализировали инклюзивный дизайн как основополагающий принцип конструирования городских и публичных пространств.
Концепцию универсального дизайна наиболее успешно представил Н. Грир, сфокусировавшись не столько на формальных легитимных требованиях проектирования универсальной среды, но преимущественно на реализации принципа справедливости пространства (город и здания «для всех») (Greer, 1987).
Идеологией, объединяющей универсальный, социальный и инклюзивный дизайн, является построение городского пространства, учитывающего не только эргономические и социокультурные особенности граждан, но и их опыт городской и социальной повседневности. В этом смысле для нас важна работа Л.К. Уайзмана, где поднят вопрос дискриминирующей среды (пусть и преимущественно по гендерному признаку) (Weisman, 1992). В этом же русле, но с позиции городского гражданства пожилых людей написана работа M. Бибер, где предлагается «взглянуть глазами пожилых» на конкретные недостатки городской инфраструктуры, которые инклюзивный дизайн призван решить (Bieber, 2003).
Дж. Кларксон, П. Коулман и С. Китс в своих работах показали, как происходила смена парадигм, описали стратегии, с помощью которых инклюзивный дизайн может быть реализован (Clarkson, Coleman, 2015; Clarkson et al., 2003; Keates, Clarkson, 2003). Прежде попытаемся «развести» понятия универсального, инклюзивного и социального дизайна, а затем концептуализировать свой подход.
Универсальный дизайн является легитимизированным проектом, так как его определение институционально закреплено Конвенцией о правах инвалидов1. Р. Имри и П. Халл отмечают, что основная проблема концепции универсального дизайна кроется в невозможности учесть абсолютно все ограничения возможностей человека, а спроектировать универсальный дизайн нельзя без непосредственного физического участия будущих потребителей, ведь архитекторы не знают и не могут предугадать, с какими проблемами сталкиваются лица с ограниченными возможностями ежедневно (Imrie, Hall, 2001). Критика универсального дизайна со стороны Н. Грира заключается в том, что при проектировании не стоит пытаться удовлетворять лишь формальные требования закона, направленного на людей с ограниченными возможностями. Вместо этого лучше проектировать такие здания и интерьеры, которые могут быть в равной мере использованы всеми людьми в любое время; возможным такое проектирование делают улучшенные стандарты дизайна, более качественная информация, новые продукты и более низкие затраты на строительство (Greer, 1987). Хотя цель универсального дизайна и предполагает создание гибкой и адаптивной среды, обладающей взаимозаменяемыми элементами для обеспечения удовлетворения потребности любого человека, все же внимание фокусируется на физических особенностях человека, что предполагает более технический ответ на вопрос о преодолении социальной эксклюзии.
1 Это «.. .дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна». Но он «не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо». Цит. по: Расширение доступа к информации и технологиям и открытое для всех развитие: Записка Секретариата / Организация Объединенных Наций: Конвенция о правах инвалидов. 2016. URL: https://www.un.org/dis-abilities/documents/COP/9/RT3/CRPD_CSP_2016_4-1603540R.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
Научно-практическая логика социального дизайна зародилась в междисциплинарном дискурсе бихевиоризма, социологии и наук о градостроительстве. Социальный дизайн направлен на гармонизацию и улучшение взаимоотношений людей и зданий. Р. Соммер так определяет социальный дизайн: «это работа с людьми, а не для них; вовлечение людей в планирование и управление окружающим пространством; обучение их разумному и креативному использованию окружающей среды для достижения гармоничного баланса между социальной, физической и природной средой... генерация, компилирование и предоставление информации о влиянии деятельности человека на биотическую и физическую среду, включая человеческое воздействие на застроенную среду» (Sommer, 1983: 7). Автор предлагает следующие критерии оценки социального дизайна: 1) степень осведомленности и широкое предоставление информации о взаимодействии человека и среды, в том числе включение в учебный процесс аналогичных курсов; 2) наличие методологии, призванной осуществлять информирование дизайнеров через анализ потребностей пользователей городских пространств; 3) наличие стимулов, побуждающих архитекторов сотрудничать с социологами и социальными психологами и постоянно задаваться вопросом о том, зачем архитектуре социология.
Итак, логика социального и универсального дизайна по праву может считаться предшественницей концепции инклюзивного дизайна. Р. Имри и П. Халл в своей работе «Inclusive design. Design and development of accessible environment» во многом опираются на концепцию социального дизайна, выдвинутую Р. Соммером (Sommer, 1983).
Инклюзивный дизайн понимается как переход от универсального дизайна к инклюзивному и одновременно противопоставление, дополнение и дальнейшее развитие. Дж. Кларксон и Р. Коулман отмечают, что инклюзивный дизайн содержит дополнение более ранним подходам о правах инвалидов и пожилых (Clarkson, Coleman, 2013). Однако интересен социально-политический фон развития концепции инклюзивного дизайна. Как проходил переход от логики недискриминации инвалидов к логике социальной инклюзии, пространственной справедливости и равного городского гражданства? Все началось с США, где особое внимание уделялось именно инвалидам и их праву на доступ к застроенной среде и общественным местам, что привело к Закону об американцах-инвалидах (ADA, 1990 г.). Затем в Великобритании фокус был расширен от инвалидов до всех категорий, испытывающих проблемы с доступностью среды (DDA, 1995 г.), а в Европе все это дополнилось обеспечением доступа к информационно коммуникационным технологиям. Так произошел переход от дизайна для инвалидов к дизайну, улучшающему качество жизни всех, а инклюзивность в дизайне стала пониматься не как дизайн для «них» - пожилых, инвалидов, маломобильных, а как общий дизайн для «нас» - smart-дизайн.
Р. Имри и П. Халл обращают внимание на то, что инклюзивный дизайн является логическим продолжением социального и универсального дизайна, но не тождественен им (Imrie, Hall, 2001). Инклюзивный дизайн развивает их принципы, но он не является вопросом технического ответа окружающей среды на потребности маломобильных граждан. Если универсальный дизайн как методологической базой пользуется знаниями эргономики и идеями социального равноправия, то инклюзивный дизайн - это скорее вопрос устойчивого развития общества и права на город, предполагающего высокий агентный потенциал горожан и наделение полномочиями всех стейкхолдеров городской жизни. Как и в универсальном дизайне, важнейшим принципом инклюзивного дизайна является обратная связь потребителя и оценка опыта использования среды разными группами горожан. Проблема заключается в том, что невозможно предугадать, кто именно будет использовать пространство, ведь ограничения здоровья и передвижения бывают очень разными. Тем не менее инклюзивный дизайн в центр ставит человека, уходя от вопроса «Что не так с горожанами, что им некомфортно в городе?» и приходя к вопросу «Что не так со средой и городом, раз горожанам в нем некомфортно?». Инклюзивный дизайн не подразумевает выделение какой-либо отдельной категории горожан, так как подобный подход в корне своем эксклюзивный и стигматизирующий.
Инклюзивный дизайн - это вопрос о праве на город всех горожан, движение, меняющее стереотипные установки архитекторов и проектировщиков, научная методология и инструмент для замера уровня пространственной справедливости и устойчивого развития городов.
Современный этап развития дискурса и проектов по созданию инклюзивного дизайна (с 2000 г. по настоящее время) «характеризуется углубленным изучением взаимовлияния персональных функциональных ограничений, с одной стороны, и инфраструктурных и социальных барьеров - с другой. На современном этапе в академическом, законодательном и социокультурном поле развивается категория инклюзии» (Наберушкина, 2018: 801). Фактически тематика безба-рьерности совершила эволюцию от «устранения архитектурных барьеров преимущественно для инвалидов колясочников» до «необходимости социальной инклюзии и достижения принципов равного гражданства для людей с инвалидностью». Сегодня разрабатываются методики, которые позволяют системно выявлять и исследовать барьеры социальной инклюзии: социокультур-
ные и физические. Происходит все более активное переосмысление социальной инклюзии в феноменологическом дискурсе, в рамках гражданско-правового дискурса, в дискурсе мобильного гражданства и транстерриториальности. В области обеспечения архитектурной и инфраструктурной доступности реализуются национальные, государственные программы, а на локальных уровнях активистами и профессионалами разрабатываются мастер-планы по преобразованию конкретных объектов и территорий в логике инклюзивного дизайна (Наберушкина, 2018: 802).
Л. Вирт, определяя город как продукт роста, а не одномоментного сотворения, рассматривал влияние, которое он оказывает на образ жизни людей в обществе. Это положение классика не утратило своей актуальности и наиболее отчетливо сегодня прослеживается в практиках конструирования городского пространства с учетом или без учета интересов и потребностей разных групп населения. Чарльз Бут, организовавший в 1887 г. первое в мире крупномасштабное социологическое исследование городской бедноты в Лондоне, очевидно, сам того не планируя, стал первопроходцем в деле влияния урбанистических исследований на архитектурный образ городов через социальную политику. Это была первая модель конструктивного взаимодействия урбанистов и практиков городского развития. Сегодня происходят изменения в области конструирования городского пространства, которые можно считать если не революционными, то направленными на перезагрузку социальных отношений и формата коммуникаций в обществе.
Проекты по созданию доступной инклюзивной среды жизнедеятельности, региональные и федеральные целевые программы, нацеленные на формирование безбарьерного городского пространства, задают новый идеологический вектор социальных отношений в стратификационном срезе. По большому счету стоит задача значительно сократить социальные дистанции между представителями различных социальных страт. Физическое окружение рассматривается как существенно воздействующее на развитие социальной организации в человеческом обществе.
Метод картографирования городского пространства становится все более востребованным в свете реализации социально-политических мер по созданию инклюзивного дизайна и позволяет получить не только визуальный продукт как доказательство доступности или непригодности городской инфраструктуры для полноценной жизнедеятельности граждан, но и запускает ряд акционистских проектов для перемен облика города (Наберушкина, Сорокина, 2012: 30-31). В интернете сравнительно недавно начали появляться карты, где метод картографирования выражен обследованием на предмет доступности городских объектов выборочно или в совокупности (тротуаров, пешеходных переходов, входных групп зданий, средств визуальной и звуковой информации) (Наберушкина, Сорокина, 2012: 31). Каждый проект основан на собственной методологии оценки объектов. Порой возможность оценить степень доступности объекта и разместить информацию о нем на карте предоставляется любому горожанину, в иных проектах волонтеры проходят специальный инструктаж, изучают строительные нормы и правила, государственные технические требования к средствам обеспечения доступности и маркируют доступные и малодоступные объекты инфраструктуры.
На сегодняшнем этапе содействия формированию инклюзивного окружающего пространства уместна следующая методология замера степени инклюзивности пространства:
- методом научного анализа определять особенности коэволюции социального и материального на примере социальной роли архитектуры в выработке новых социокультурных кодов коммуникации между типичными и нетипичными горожанами; выявлять, как облик и характеристики городского пространства влияют на социальное гражданство, социальную сплоченность, социальную солидарность жителей современных городов. Новый вектор анализа аспектов формирования доступной среды находится в поле синтеза идей, предложенных в рамках неомарксизма, постмодернизма, интерпретативной логики, антропологических теорий, и важен для комплексного рассмотрения городского пространства;
- изучать специфику современного урбанизма, оценивая городскую инфраструктуру, а также социальные и дистанционные услуги, соответствующие принципам инклюзии и универсального дизайна;
- маркировать, систематизировать и анализировать возникающие барьеры на пути к нормальной, независимой жизни инвалидов, дать новые толкования о наличии и характере проблем в области реализации права на город;
- определять методологические основания анализа доступности городского пространства с позиции основных парадигм социальной теории для понимания эволюции социальных отношений и с целью критической рефлексии подходов к исследованию поля проблем инвалидности для объяснения способов воспроизводства «исключительной» идентичности (Наберушкина, 2018: 802).
Поскольку логика инклюзивного дизайна слабо проработана в научном поле, в законодательном - не закреплена, а в обыденном сознании не опривычена, существует много мифов об инклюзивном дизайне.
Миф № 1: Лишь небольшое количество инвалидов нуждаются в изменении городской среды, и сами инвалиды об этом не заявляют.
То, что инвалиды не формируют достаточный спрос на товары и услуги - ошибочно. Проблема в том, что инвалиды традиционно являются неагентной, малоресурсной и порой «невидимой» остальными группой, а их потребности скрываются или подавляются. Передвижение инвалидов ограничено, и даже если общественные здания являются безбарьерными, добраться до них бывает непросто. Проблема доступности не может быть решена пиксельно, путем символического предоставления нескольких зарезервированных парковок, пандусов, туалетов и лифтов. Таким образом, проблема не в недостатке спроса, а в недостатке предложения.
Миф № 2: Нет необходимости тратить непомерно много средств на инклюзивный дизайн.
Миф о том, что инклюзия - это невероятно дорого, быстро развеивается фактами о том, что последствия эксклюзии намного дороже. Помимо того, что учет инклюзии на этапе проектирования здания намного дешевле, чем «исправление ошибок» после строительства, инклюзивный дизайн - это, прежде всего, умный и безопасный дизайн, сокращающий смертность и травматизм, в том числе детский. Инклюзивный дизайн ведет к росту показателей индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) и сокращает государственный бюджет на выплату пособий по инвалидности, болезни.
Миф № 3: Можно обеспечить доступность среды лишь с помощью технических решений, ничего не меняя в социокультурных установках и практиках.
Конечно, без использования эта|1-технологий инклюзивный дизайн неосуществим, однако специальные устройства могут позволить людям получить доступ к определенным местам, но без изменений в социальном и культурном плане достижение высоких показателей качества жизни всех горожан невозможно. Инклюзивные пространства сами по себе - это развивающиеся в социокультурном плане пространства, которые объединяют гетерогенное общество и способствуют выработке новых социокультурных кодов принятия, уважения прав, взаимопомощи и социального доверия. Дизайн является инструментом как для социальной эксклюзии, так и инклюзии. Поэтому встает вопрос о методологии инклюзивного дизайна, на которую архитекторы и социологи-урбанисты могли бы опираться при проектировании среды и проведении исследований.
Так, инклюзивный дизайн - это ориентированная на человека, равнодоступная, комфортная среда, позволяющая ее потребителям полноценно и комфортно функционировать, созданная в том числе с помощью smart-технологий. Инклюзивный дизайн направлен на улучшение здоровья, сокращение рисков травматизма и социальной дистанции, на стимулирование гражданской солидарности и добрососедского взаимодействия горожан друг с другом. Проектирование такой среды осуществляется посредством осознанной, грамотной кооперации архитекторов, социологов-урбанистов, социальных антропологов, цифровых этнографов, социальных психологов и самих горожан. Инклюзивный дизайн ни в коем случае не подразумевает исключительно особый дизайн для нуждающихся групп (так как в таком подходе уже заложена стигматизация), напротив, это дизайн, способствующий интеграции общества. У истоков инклюзивного пространства должен стоять социальный запрос на него, а не политический или бизнес-интерес компаний и корпораций.
Выводы. Рассмотрение инклюзивного дизайна отдельно нам представляется неполным, именно поэтому мы дополнили его концепциями универсального и социального дизайна, которые, в свою очередь, послужили платформой для развития концепции инклюзивного дизайна.
В то время как универсальный дизайн, закрепленный законодательно и всемирно, определяется как дизайн среды, адаптируемой под потребности определенных групп и удобный для всех (определение закреплено в документе о правах инвалидов), социальный дизайн предполагает включение индивидов в планирование, предоставление им информации о результатах их деятельности и привлечение в управление окружающим пространством для достижения гармонии трех миров - социального, физического и природного. Инклюзивный дизайн фокусируется на создании такой городской среды, в которой решаются проблемы дискриминации, стигматизации, эксклюзии, травматизма, социальной разобщенности и враждебности. Он направлен на достижение как социальной справедливости, так и высокого качества жизни не для конкретной отдельной группы, а для всех горожан. Что касается методологической стороны вопроса, то в универсальном дизайне четко обозначаются принципы, а для социального дизайна предлагаются индикаторы оценки, однако инклюзивный дизайн не определен так ясно и практически всегда предполагает выработку мастер-плана с учетом конкретного места и желаемых целей. Например, хорошо известно, что дети боятся стоматологических клиник и в данном случае речь не будет идти о пандусах, речь о детских страхах. Мастер план инклюзивного дизайна клиники в данном случае - это проект такого пространства, где дети перестают тревожиться.
Таким образом, на основе обработанной информации нами было не только выведено собственное определение инклюзивного дизайна, но и развенчаны устойчивые мифы об инклюзивном дизайне.
Список источников:
Наберушкина Э.К., Сорокина Н.В. Картографирование доступности городской среды: аспекты социального неравенства // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10, № 1. С. 27-42.
Наберушкина Э.К. Эволюция дискурса безбарьерной городской среды // Инвалиды - инвалидность - инвалидиза-ция / под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород, 2018. С. 799-803.
Bieber M. The struggle for Independence The struggle for Independence // Inclusive Design. Design for the whole population / London, 2003. Pp. 50-57. https://doi.org/10.1007/978-1-4471-0001-0_3
Clarkson J.P., Coleman R. History of Inclusive Design in the UK // Applied Ergonomics. 2015. Vol. 46, iss. B. Pp. 235-247. https://doi.org/10.1016/j.apergo.2013.03.002
Imrie R., Hall P. Inclusive design. Design and development of accessible environments. L., 2001. 202 p. https://doi.org/10.4324/9780203362501
Inclusive Design. Design for the whole population / eds. by J. Clarkson [et al.]. L., 2003. 624 p. https://doi.org/10.1007/978-1-4471-0001-0
Greer N. The state of art design for accessibility // Architecture: The AIA Journal. Health and Disability. 1987. Vol. 76, iss. 1. Pp. 58-60.
Keates S., Clarkson P.J. Countering Design Exclusion: an Introduction to Inclusive Design. L., 2003. 227 p.
Sommer, R. Social Design: Creating Buildings with People in Mind. Englewood Cliffs, 1983. 198 p.
Weisman, L. Discrimination by design: a feminist critique of the man-made environment. Urbana, 1992. 206 p.
References:
Bieber, M. (2003) The Struggle for Independence. In: Clarkson, P.J., Coleman, R., Keates, S. & Lebbon, Ch. (eds.) Inclusive Design. Design for the whole population. London, Springer. p. 50-57. Available from: doi:10.1007/978-1-4471-0001-0_3.
Clarkson, J.P. & Coleman, R. (2015) History of Inclusive Design in the UK. Applied Ergonomics. 46 (B), 235-247. Available from: doi:10.1016/j.apergo.2013.03.002.
Clarkson, P.J., Coleman, R., Keates, S. & Lebbon, Ch. (eds.) (2003) Inclusive Design. Design for the Whole Population. London, Springer. Available from: doi:10.1007/978-1-4471-0001-0.
Imrie, R. & Hall, P. (2001) Inclusive Design. Design and Development of Accessible Environments. London, Spon Press. Available from: doi:10.4324/9780203362501
Greer, N. (1987) The State of Art Design for Accessibility. Architecture: The AIA Journal. Health and Disability. 76 (1), 58-60.
Keates, S. & Clarkson, P.J. (2003) Countering Design Exclusion: an Introduction to Inclusive Design. London, Springer.
Naberushkina, E.K. (2018) Evolution of the Discourse of an Accessible Urban Environment. In: Saralievoi, Z.Kh. (ed.) In-validy- invalidnost' - invalidizatsiya [People with Disabilities - Disability - Disablement]. N. Novgorod, Izdatel'stvo NlSOTs. p. 799-803. (In Russian).
Naberushkina, E.K. & Sorokina, N.V. (2012) Mapping of Urban Space Availability: Aspects of Social Inequality. The Journal of Social Policy Studies. 10 (1), 27-42. (In Russian).
Sommer, R. (1983) Social Design: Creating Buildings with People in Mind. Englewood Cliffs, Prentice Hall Inc.
Weisman, L. (1992) Discrimination by Design: A Feminist Critique of the Man-Made Environment. Urbana, University of Illinois Press.
Информация об авторах
Э.К. Наберушкина - доктор социологический наук, доцент, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=532427
Е.А. Радченко - студентка 3 курса бакалавриата Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
Е.Р. Мирзаева - аспирант кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгород, Россия.
Information about the authors
E.K. Naberushkina - Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=532427
E.A. Radchenko - 3rd year undergraduate student, Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
E.R. Mirzaeva - PhD student, Department of Social Technologies and Public Service, Belgorod State University, Belgorod, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was subm itted 15.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 21.02.2023.