УДК 37.015.31 ББК 88.6
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИУМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С СОЧЕТАННЫМИ ДЕФЕКТАМИ
АБДРАШИТОВА И.И., ГАЛЕЕВА Л.В. ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск e-mail: lyutsiya,[email protected]
Аннотация
Дети с сочетанными дефектами испытывают множество проблем. В работе рассмотрены формы деятельности в пространстве инклюзивного образовательного процесса, направленные на интеграцию детей с сочетанными дефектами. Предложена совместная творческая деятельность здоровых детей и детей-инвалидов.
Ключевые слова: дети с сочетанными дефектами, воспитание толерантности, инклюзивное образование, интеграция в социум, коррекционная программа, творческая деятельность, игра.
Актуальность. В современном мире актуальна проблема гуманизации. Уже в раннем возрасте у детей можно наблюдать агрессивные формы поведения. Данная проблема ставит перед обществом задачу о создании воспитывающей среды, где ребенок с ранних лет мог бы развивать в себе такие качества как доброта, отзывчивость и терпимость. Благоприятными условиями для формирования толерантных личностных качеств является инклюзивное образование. Н.М. Назарова определяет инклюзивное образование, как процесс, который подразумевает доступное образование для всех категорий детей, в том числе и инвалидов, т.е. включение детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс совместного обучения с здоровыми детьми [5].
Когда здоровые дети воспитываются с раннего возраста в одном коллективе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тогда в этот период они получают возможность проявить терпение, делиться своей добротой безвозмездно, без надменной жалости, снобизма или отвращения, научиться сопереживать. Формируются механизмы адаптации в обществе, приобретаются навыки общения с любым человеком, независимо от состояния физического здоровья и проигрываются видовые роли.
В свою очередь, в процессе активного взаимодействия здоровые дети, способствуют успешной интеграции детей-инвалидов в социум. Под интеграцией в социум детей инвалидов понимается предоставление им
возможностей принимать на равных условиях участие во всех видах социальной жизни с другими членами общества [4].
Как правило, у детей-инвалидов наблюдаются сочетанные дефекты.
Сочетанные дефекты - это совокупность нескольких психофизических нарушений у ребенка [4]. Например, совмещение слепоты и умственной отсталости, нарушения речи и детский церебральный паралич, глухонемота и т.д. У этого понятия существует множество синонимов: комбинированное нарушение, сложный дефект, сложное нарушение и др.
О.Ю. Герасимова, отмечают, что психическое развитие детей при сочетании нескольких нарушений образуют новую сложную структуру нарушений и требуют индивидуального психолого-педагогического подхода, который существенно отличается от подходов к другим категориям детей [3]. Примером такой закономерности может послужить категория слепоглухих детей. В результате такого нарушения ребенок изолирован от внешнего мира. Исходя из этого, его психика не развивается должным образом, восприятие окружающего мира ограничено, а формирование навыков, норм поведения и возможности общения с другими людьми сильно нарушено [6].
В зависимости от структуры дефекта выделяют несколько соответствующих групп:
1) дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых вызывает отклонение в развитии;
2) дети с одним ведущим психофизическим нарушением и с одним сопутствующим ему. Второе нарушение проявляется не так ярко, однако отягощает ход дальнейшего развития.
3) дети с множественными нарушениями. У таких детей имеется три нарушения первичного характера, выраженные в разной степени, но приводящие к серьезным отклонениям в развитии ребенка. Примером могут послужить умственно отсталые слабовидящие глухие дети
[4].
Как отмечалось выше, в основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, принципы которой закреплены
международными правовыми актами: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов. Это значит следующее:
1) ребенок со сложным нарушением в развитии имеет право на любовь, заботу и на благоприятную для дальнейшего развития обстановку;
2) жизнь ребенка должна быть приближена к нормальной;
3)дети со сложными дефектами должны воспитываться в своих семьях;
4) дети, не смотря на тяжесть нарушения в развитии, имеют право получить соответствующее специальное образование.
Специалисты отводят огромное внимание ранней диагностике комплексных дефектов. Своевременная и грамотная, постановка диагноза даст возможность, как можно раньше начать лечение, воспитание и обучение такого ребенка по специально разработанным программам [5].
Мы изучили рекомендации по стратегиям совладающего поведения и формированию жизнестойкости у Е.В. Соболевой, О.А. Шумаковой [7, 8] и разработали методические разработки, по поддержке детей-инвалидов со сложными дефектами.
Коррекционная программа - это комплексная программа по созданию комплекса условий для повышения эффективности адаптации ребенка с ограниченными возможностями в общество и формирования толерантных личностных качеств у здоровых детей [9].
Целевой аудиторией являются дети с сочетанными дефектами и здоровые дети.
Данная программа рассчитана на 1 год, включает 96 практических занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по 60 минут.
Были определены следующие цели программы:
1) создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей-инвалидов;
2) обеспечение детей-инвалидов квалифицированной психолого-педагогической, помощью.
3) формирование у детей-инвалидов общетрудовых и социальных навыков, навыков самостоятельной жизни, являющихся базовыми для интеграции в общество.
4) формирование толерантных личностных качеств у здоровых детей
Наша программа предполагает форму игровых, творческих занятий.
Опираясь на труды С.В. Батуевой, мы пришли к выводу, что формирование личностных качеств ребенка происходит наиболее успешно в процессе совместной творческой деятельности, когда ребенок без назиданий, в процессе творческой игры реализует поставленные педагогом воспитательные задачи. В таком случае он становится субъектом воспитательного процесса и его активным участником.
С.Л. Рубинштейн исследовал игру как вид человеческой деятельности и раскрыл в ней особенности, способствующие развитию ребенка. К этим особенностям он отнес способы реализации возникающих потребностей в пределах возможностей ребенка. Игра развивает творческое воображение, индивидуальность, позволяет вникнуть в особенности взаимоотношений при общении [8]. С.В. Батуева предлагает рассматривать игровую программу, как одну из форм интеграции детей в общество. Автор разработал долгосрочную игровую программу, в которую включила различные виды игровых технологий [2]. Изучив работы С.В. Батуевой, мы разработали программу интеграции и включили в нее игровые технологии [2, 4].
В программу адаптации здоровых детей и детей с сочетанными дефектами входят следующие блоки:
1) обучение умению заботиться о собственном теле;
2) развитие навыков самообслуживания, умение заботиться о других, принимать помощь других людей;
3) развитие коммуникативных возможностей, умение вступать в контакт с другими людьми;
4) развитие умения ориентироваться в пространстве.
Основными формами взаимодействия детей, применяемыми в нашей программе, были выбраны следующие:
1) показ действия.
2) целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
3) проигрывание различных жизненных ситуаций.
Игры, к блоку программы
В ходе реализации данной программы, мы предполагаем, что дети с сочетанными дефектами будут успешно интегрироваться в социум, улучшится их физическое здоровье, и
В программе мы использовали физкультурные занятия, игры по формированию здорового образа жизни, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, занятия по овладению навыков ухода за своим телом, подробный показ и объяснение заданий по самообслуживанию, ролевые игры, которые представляют собой проигрывание сценок, небольших по содержанию, дидактические игры и игры на ориентацию в пространстве.
Ниже в таблице представим перечисленные игры, которые мы применяли к определенному блоку программы.
Таблица
они станут более самостоятельными. Здоровым детям представится возможность развить в себе такие качества как доброта, отзывчивость и терпимость.
Блок программы Форма игровой деятельности Виды и содержание занятий
Обучение умению заботиться о собственном теле показ действия; целенаправленное наблюдение проигрывание различных жизненных ситуаций Физкультурные занятия: игры, которые обучают культурно-гигиеническим навыкам, способствуют формированию навыков здорового образа жизни; Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, наблюдение за собой и за другими, практические методы овладения навыками ухода за своим телом; Подробный показ и объяснение, как выполнять задания по самообслуживанию, как заботиться о себе. Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
Развитие навыков самообслуживания, умение заботиться о других, принимать помощь других людей показ действия Ролевые игры. Например, дочки-матери.
Развитие коммуникативных возможностей, умение вступать в контакт с другими людьми целенаправленное наблюдение Ролевые игры, представляющие собой проигрывание небольших по содержанию сценок, в которых герои имеют ярко выраженные характеры.
Развитие умения ориентироваться в пространстве целенаправленное наблюдение; проигрывание различных жизненных ситуаций дидактические игры, игры на ориентацию в пространстве;
Список литературы
1. Батуева С.В. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской театральной студии: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Батуева. - Екатеринбург, 2007. - 148 с.
2. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 - с. 47-52.
3. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №1 (12) - С.3-7.
4. Батуева С.В. Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области - 2016. - №1 (12) - с. 7-12
5. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ., высш. учеб. заведений /М.В. Жигорева -М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 240 с.
6. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр "Академия 2005. - 400 с.
7. Петросян В.А. Социальная интеграция инвалидов в общество: социологический анализ: монография / под ред. Петросяна В.А. -М.: ИПК, 2010. - 151 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: "Питер", 2002. - 720 с.
9. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов /Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - №2 (37). - С. 84-86.
10. Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №3 (3). - с. 42-45.
11. Щеткина Г.Ф. Основы обучения и воспитания детей с комплексными дефектами: Учебно-методические рекомендации. / Г.Ф. Щеткина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007. - 151 с.
INCLUSIVE EDUCATION, AS A FORM OF INTEGRATION IN SOCIETY OF DISABLED
CHILDREN WITH COMBINED DEFECTS*
ABDRASHITOVA I.I., GALEEVA L.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
Children with combined defects experience a lot of problems. In the article the forms of activity in the space inclusive of the educational process aimed at integration of children with combined defects. The proposed joint creative activities of healthy children and children with disabilities.
Keywords: children with combined defects, tolerance education, inclusive education, integration into society, correctional program, creative activity, game.
* Научный руководитель: к.пед.н., доц. Батуева С.В.