на современном уровне положений выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и о их отношениях со взрослыми, конкретизированных в исследованиях психологии младенчества и генезиса общения М.И. Лисиной (1974; 1986; 1987) и ее учениками; об использовании сензитивных периодов (периоды повышенной чувствительности) для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Это в первую очередь позволило спроектировать и провести научные эксперименты в области коррекционной педагогики и убедительно доказать эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей.
Научные эксперименты показали, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей - обеспечить возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития [1].
Важным условием успешной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррек-ционно-развивающего обучения. Существует несколько подходов к коррекции семейной ситуации развития аномальных детей, выявлены наиболее важные аспекты профилактической работы с родителями проблемного ребенка, позволяющие предотвратить ряд вторичных отклонений в его развитии.
Разработаны направления и организационные формы работы специалистов с семьей, способствующие формированию у родителей положительного отношения к малышу и обеспечивающие освоение эффективных и доступных форм взаимодействия с ребенком в бытовых, эмоциональных и игровых ситуациях.
Список литературы
1 Специальная педагогика /под ред. Н. М. Назаровой, 2016.
2 Методические рекомендации по обследованию и составлению индивидуальных программ ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. - Москва, 2015.
3 Статья «Ранняя комплексная помощь». Красноярский государственный педагогический университет им.
В.П. Астафьева. - 2015.
References
1 "Special pedagogy" edited by N. M. Nazarova, 2016.
2 Guidelines for the examination and preparation of individual programs of early care for children with disabilities. Moscow, 2015.
3 The article is "Early comprehensive assistance." Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafiev. - 2015.
УДК 376.1
М.М. Киселева, Е.Н. Медведева, В.В. Евдокимова
Курганский государственный университет, Курган
инклюзивное образование детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ода)
Аннотация. В данной статье авторами представлен обзор литературы по проблеме инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Исследователями указаны необходимые условия для осуществления инклюзии. Раскрыто понятие нарушения опорно-двигательного аппарата, его этиология и патогенез.
Ключевые слова: нарушение опорно-двигательного аппарата, инклюзивное образование, специальные условия, компетенция учителя.
M.M. Kiseleva, E.N. Medvedeva, V.V. Evdokimova Kurgan state University, Kurgan
INCLUSIVE EDUCATION FOR CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH MUSCLE-SKELETON DISORDERS (MSDS)
Abstract. TThis article presents a review of the literature on the problem of inclusive education of children with muscle-skeleton disorders (MSDs). The researchers indicate the necessary conditions for the implementation of inclusion. The concept of muscle-skeleton disorders, its etiology and pathogenesis is defined.
Key words: Muscle-skeleton disorder, inclusive education, special conditions, teacher's competence.
На сегодняшний день в России инклюзии уделяется большое внимание. С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья стремительно растет. Например, по статистике 5-7% детей в нашей стране страдают нарушенными функциями двигательной сферы, носящими как врожденный, так и приобретенный характер. Особое место в системе образования младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимает инклюзивное образование [1].
Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.
I Заболевания нервной системы:
- детский церебральный паралич (ДЦП).
- полиомиелит.
II Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
- врожденный вывих бедра;
- кривошея;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии развития позвоночника (сколиоз);
- недоразвитие и дефекты конечностей;
- аномалии развития пальцев кисти;
- артрогрипоз (врожденное уродство).
III Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
- полиартрит;
- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
- системные заболевания скелета (хондроди-строфия, рахит).
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89%) [2].
Наиболее остро проблема создания специальных условий стоит перед образовательными организациями, принимающими на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [4].
Все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения, предметы обихода, пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом - приспособить его самого к обычным условиям социальной среды [5].
Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей - обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми
образовательными потребностями.
Важной компетенцией учителя, необходимой для реализации процесса включения ребёнка с особыми образовательными потребностями, названо умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка и отслеживать динамику развития ребёнка. Педагог «школы для всех» должен принимать любого ребёнка с его особенностями и образовательными потребностями, владеть инклюзивными психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися.
Частичное включение в массовые школы подходит для детей с двигательной патологией средней тяжести и выраженности астенических проявлений. Возможно проводить часть уроков на дому, а часть в школе. Для этого варианта обучения необходимы следующие условия:
• наличие оборудования: рабочее место (стол, стул, специальные приспособления для письма);
• соблюдение ортопедического режима и режима охраны зрения;
• дозирование интеллектуальных и физических нагрузок;
• психологическое сопровождение;
• повышение квалификации педагогов школы.
Полное включение в массовые общеобразовательные школы реально для детей с легкой двигательной патологией и с нормальным интеллектом, детей с двигательной патологией средней тяжести и с нормальным интеллектом, а также для детей с двигательной патологией и с разборчивой речью. Желательно, чтобы учитель, у которого обучается такой ребенок, получал рекомендации от врача по дозированию нагрузок и соблюдению двигательного режима. При наличии речевых нарушений ребенок должен получать логопедическую помощь. Коррекцию нарушений психических функций может вести школьный психолог, учитывая специфику проблем психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Включение ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата будет успешно при условии или при наличии:
• учета психофизических особенностей детей с двигательной патологией;
• специально приспособленного здания;
• специальной мебели;
• специальных приспособлений для обучения;
• соблюдения ортопедического, двигательного режима и режима нагрузок.
Мощный резерв включения составляют внеклассные мероприятия. На современном этапе сформировать толерантное отношение здоровых детей к детям-инвалидам можно благодаря данному виду деятельности. Педагогу следует систематически организовывать совместную деятельность детей с двигательной патологией и их сверстников с нормальным развитием.
Перед приходом ребенка с двигательными нарушениями в общеобразовательный класс не-
обходима предварительная работа со здоровыми сверстниками. Учитель должен рассказывать о сильных сторонах характера, положительных качествах личности больного ребенка, раскрыть мир его увлечений. Одновременно в тактичной форме педагог должен объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Наоборот, необходимо оказывать ему посильную помощь, проявлять терпение при замедленных ответах и других затруднениях [3].
Таким образом вопрос об инклюзии детей с опорно-двигательными нарушениями должен решаться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также возможностей общеобразовательного учреждения.
Список литературы
1 Архипова Е. Ф. Инклюзивное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. -
№ 1 (73). - С. 34-39.
2 Специальная дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. вузов /Е. Р. Баенская и др. : под ред. Е. А. Стребелева. - Москва, 2007.
3 Периодическое издание муниципального автономного учреждения информационно-методический центр г. Томска. Инклюзивное образование в школе. - Томск, 2017.
4 Полякова С. А. Специальные образовательные условия для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной школе. URL: https://infourok/ru/ specialnia-obrazovatelnie-usloviya-dlya-rebenka-s-narusheniem-opornodvigatelnogo-apparata-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-798640.html. (дата обращения: 27.02.2019).
5 Шикунова Л. О. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ raznoe/2013/03/21/deti-s-narusheniem-oporno-dvigatelnogo-apparata (дата обращения: 27.02.2019).
References
1 Arkhipova E. " Inclusive education of children with disorders of the musculoskeletal system»;
2 Trebeleva E. A. "Special pedagogy", 2002;
3 Periodical publication of the municipal Autonomous institution information and methodological center of Tomsk. "Inclusive education at school»;
4 Special educational conditions for a child with a violation of the musculoskeletal system in a secondary school»;
5 Shikunova L. O. "Children with disorders of the musculoskeletal system", 2013.
УДК 376.1
М.М. Киселева, В.В. Евдокимова, Е.Н. Медведева
Курганский государственный университет, Курган
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Аннотация. В данной статье авторами представлен обзор литературы по проблеме воспитания и обучения детей с детским цере-
бральным параличом (ДЦП). Раскрыто понятие детского церебрального паралича, его этиология и патогенез. Раскрыто значение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении и воспитании детей с ДЦП.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, обучение, воспитание, информационно-коммуникационные технологии, познавательная деятельность, учебно-методические материалы.
M.M. Kiseleva, V.V. Evdokimova, E.N. Medvedeva Kurgan state University, Kurgan
USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION OF PEOPLE WITH INFANTILE CEREBRAL PALSY (ICP)
Abstract. This article presents a review of literature on the problem of education and training of children with infantile cerebral palsy (ICP). The concept of cerebral palsy, its etiology and pathogenesis is revealed. The importance of information and communication technologies (ICT) in the education and upbringing of children with infantile cerebral palsy is shown.
Key words: infantile cerebral palsy, training, education, information and communication technologies, cognitive activity, educational and methodical materials.
На сегодняшний день проблема воспитания и обучения детей с детским церебральным параличом (ДЦП) весьма актуальна. Несмотря на высокий уровень достижений современной медицины, количество детей с ДЦП до сих пор остается на высоком уровне и составляет примерно 2-3 ребенка на 1000 новорожденных. Согласно ФГОС образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Исходя из этого, главной задачей остается создание благоприятных условий и комфортной среды для обучения и воспитания детей с ДЦП в специальных школах или посредством инклюзивного образования [5].
Термином «церебральные параличи» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства (параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками, расстройствами чувствительности. Детские церебральные параличи представляют собой резидуальные состояния с непрогрессирующим течением.