УДК 37
Е. Н. Буслаева
Инклюзивная образовательная среда -условие самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-16-40018
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование и развитие личности осуществляется в Калужской области посредством создания и функционирования сети образовательных организаций, реализующих преемственные образовательные программы различного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, доступная образовательная среда, инклюзивное образование, дети-инвалиды, самореализация.
E. N. Buslaeva
Inclusive Educational Environment as a Condition for Self-Realization of Children with Disabilities
The right of a preschool child with disabilities to education and personal development is carried out in the Kaluga region, as in other regions of our country, through the creation and operation of a network of pre-school educational institutions that implement successive educational programmes of various levels and orientations in accordance with federal state educational standards and federal state requirements.
Keywords: children with disabilities, accessible educational environment, inclusive education, disabled children, self-realization.
Проблема ответственности общества и государства перед инвалидами в последние годы вошла в число наиболее актуальных и требующих реальных действий вследствие ратификации Российской Федерацией Декларации ООН «О правах инвалидов» и принятия Федерального закона ФЗ-273 «Об образовании в РФ» в 2012 г., нормативно определивших необходимость обеспечения условий для социализации, саморазвития и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья и их включения в социум и образовательное пространство.
Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обозначены обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, принцип свободы выбора путей получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) [14].
В ст. 5 указанного закона подчеркивается, что в целях реализации права каждого человека на образование должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образова-
ния лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррек-ционной помощи, а также социального развития этих лиц. Обеспечение условий возложено на федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, под которым понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [14].
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из важных аспектов государственной политики в сфере образования.
В Калужской области, по данным регионального Министерства труда и социальной защиты, в настоящее время проживают 86,5 тысяч инвалидов или 8,6 % от общей численности жителей области, из них более 3 тысяч - дети: в 2012 г. их было 2 793 человек, на начало 2017 г. - 3 074.
По инициативе губернатора Анатолия Артамонова в Калужской области была сформирована необходимая законодательная база, позволяющая
© Буслаева Е. Н., 2018
в полной мере осуществлять полномочия по реализации прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Анатолий Дмитриевич постоянно обращает внимание специалистов образования и социального комплекса на необходимость более тесного взаимодействия органов государственной власти и правозащитников в создании доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере образования и широкого вовлечения их в жизнь общества [2, с. 174]. В сентябре 2016 г. в РФ вступил в действие новый Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с особыми возможностями здоровья (далее - ОВЗ), регулирующий вопросы инклюзивного образования таких детей и являющийся основным нормативным документом, устанавливающим единые государственные требования к образованию обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных учебных организаций [10].
Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (далее - ФГОС ОВЗ) в общеобразовательных организациях, где обучаются дети-инвалиды и дети с ОВЗ, созданы необходимые условия для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП):
— сформирован пакет локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в соответствии с ФГОС ОВЗ;
— разработаны и документально оформлены модели организации образовательного процесса, включающие внеурочную деятельность. При этом непрерывно развиваются формы взаимодействия организаций общего образования с иными организациями: заключены договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей, организациями культуры, спорта и т. д.;
— созданы необходимые материально-технические условия для организации образовательной деятельности, в частности, учебные кабинеты оборудованы ростовой мебелью и компьютерной техникой, имеются специальные учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию;
— представители администрации и педагогические работники прошли соответствующее обучение на курсах повышения квалификации [13].
В рамках реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2016-2020 гг. и долгосрочной целевой программы «Доступная среда в Калужской области» (2016-2020 гг.) в регионе продолжается создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (включая организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием [13].
За 2012-2016 учебные годы созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов в 71 общеобразовательной организации и девяти дошкольных образовательных организациях:
— обеспечены основные элементы архитектурной доступности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: установлены пандусы, расширены дверные проемы, оборудованы санитарно-гигиенические помещения, на первом этаже установлены перила вдоль стен внутри здания;
— закуплено специальное учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование (кор-рекционно-развивающие и коррекционно-диагностические комплексы, оборудование для кабинета логопеда и психолога, оборудование в комнату психологической разгрузки, ученические столы с регулируемой поверхностью для детей с ДЦП, офтальмотренажеры и др.).
Оборудование в организацию закупалось с учетом особых потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в каждой конкретной образовательной организации [13, с. 102].
Целевые показатели федеральной и региональной программ выполняются следующим образом: доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций Калужской области составляет 16 %; доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Калужской области - 21,4 % [13, с. 102].
В общеобразовательных школах области открыто 25 отдельных классов, в которых реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с задерж-
кой психического развития и обучающихся с нарушениями зрения. В данных классах обучается 176 детей с ОВЗ, из которых 23 - дети с инвалидностью.
В 5-ти классах реализуются АООП, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ, созданы необходимые условия для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
Дети с ОВЗ и с инвалидностью обучаются в 127 общеобразовательных организациях региона, их численность составляет 2 941 человек, 238 имеют статус «ребенок-инвалид». Обучение организовано в обычных классах совместно со сверстниками с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий. Для обучающихся разработаны адаптированные образовательные программы, обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение [9].
212 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью получают образование на дому, из них в форме семейного образования - 37 человек.
При обучении детей на дому используются смешанные формы обучения: с применением дистанционных технологий, с частичным посещением уроков, коррекционных занятий, внеурочных мероприятий. Родители обучающихся в форме семейного образования получают консультационную помощь на базе консультационных пунктов, созданных при центрах психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи [13].
С целью расширения доступности образования для детей с инвалидностью, нуждающихся в обучении на дому, на базе ГКОУ КО «Областной центр образования» функционирует Региональный ресурсный центр дистанционного обучения. В 2016-2017 учебном году дистанционным обучением было охвачено 93 ребенка, имеющих статус «ребенок-инвалид». Для организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий каждому учащемуся по месту жительства созданы соответствующие условия:
— на время обучения рабочее место ребенка оснащается современным комплектом компьютерной техники Apple c ОС MAC OS и необходимым переферийным оборудованием. Предусмотрены как комплекты с традиционной системой ввода с клавиатуры, так и специализированные комплекты для детей с тяжелыми формами нарушений функциональных возможностей рук, нарушениями зрения;
— при наличии технической возможности каждому учащемуся по месту его жительства
предоставляется доступ к интернету и оплачивается безлимитный ежемесячный трафик;
— осуществляется техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов, учителей, организующих учебный процесс с данной категорией обучающихся.
Для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического развития в здания и помещения школы создана доступная среда.
Специалисты Центра осуществляют учебно-воспитательную, психолого-педагогическую, организационно-методическую, консультативно-методическую деятельность и программно-техническое сопровождение. Основная часть учебных занятий проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. Наряду с этим, организуются очные занятия как в образовательном учреждении, так и на дому, совместные занятия в классе. В рамках психолого-педагогической, социально-психологической реабилитации проводятся индивидуальные кор-рекционные занятия. Для посещения очных занятий осуществляется доставка транспортом, в том числе специализированным, оборудованным подъемником.
Социокультурная реабилитация реализуется посредством включения детей в доступные области учебной, исследовательской, проектной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.
В регионе сложились модели сетевого взаимодействия образовательных организаций и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе в вопросах обеспечения специальных условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Одна из моделей - создание на базе центров психолого-медико-педагогических комиссий.
Выпускники с ОВЗ, наряду с государственным выпускным экзаменом, выбирают форму Единого государственного экзамена. На базе ГКОУ КО «Калужская школа-интернат № 5» создан пункт проведения экзамена для всех выпускников с ОВЗ Калужской области.
В 2016/2017 учебном году к государственной итоговой аттестации (ГИА-11) было допущено 76 обучающихся с ОВЗ (выпускников общеобразовательных организаций текущего года), из них - 45 детей-инвалидов. ГИА в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) сдавали 57 выпускников, в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) - 14 выпускников, в смешанной форме (ЕГЭ, ГВЭ) - 5 выпускников.
Перед институтами образования в отношении детей с ОВЗ стоит задача, которая в гуманисти-
ческой интерпретации может быть сформулирована следующим образом: возвышение ребенка с проблемами до единой человеческой сущности, создание оптимальных условий для наиболее полного самоосуществления, саморазвития и самораскрытия личности учащегося (В. В. Линьков, 1999) [14].
Педагогическая активность в отношении таких детей должна быть направлена на более полную их самореализацию и социализацию, на максимально возможное включение их в жизнь общества и социальные отношения, на преодоление изолированности, замкнутости их существования (И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга) [14].
Библиографический список
1. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : АСТ, Астрель, 2007. -224 с.
2. Буслаева, Е. Н. Калужская область - доступная образовательная среда для детей-инвалидов [Текст] / Е. Н. Буслаева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - М. : Автономная некоммерческая организация «Международный исследовательский институт», 2015. - № 12. -С. 168-175.
3. Буслаева, Е. Н. Подготовка студентов бакалавриата психолого-педагогического направления к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. Н. Буслаева // Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире : материалы Международной научно-практической конференции. - Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. - 489 с. - С. 306-317.
4. Буслаева, Е. Н. Создание условий для реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательном пространстве Калужской области [Текст] / Е. Н. Буслаева // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки, 2017. - Калуга : Изд-во КГУ имени К. Э. Циолковского, 2017. - 332 с. - С. 196-202.
5. Буслаева, М. Е. Роль педагогической практики в подготовке студентов-бакалавров к педагогической деятельности [Текст] / М. Е. Буслаева // Материалы Международной научно-практической конференции «Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире», 1-3 декабря 2015 г. - Калуга : Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. - 489 с. - C. 403-411.
6. Демьянова, А. В. Социальная политика в сфере защиты прав инвалидов в России [Электронный ресурс]: препринт WP3/2015/09 /А. В. Демьянова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Электрон. текст. дан. (2 Мб). - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»). - 50 с.
7. Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л. Б. Осипова, Е. В. Плотникова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 349 с.
8. Концепция развития дошкольного образования в Калужской области до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://admoblkaluga.ru/sub/education/normtvr/oblastnoe/ (дата обращения: 14.09.2017).
9. Пресс-служба правительства Калужской области [Электронный ресурс]. - URL: http ://адмлюдиново. рф/news/v_kaluzhskoy_oblasti_real izuetsya_kontseptsiya_razvitiya_ranney_pomoschi_detya m
10. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. -URL: http://минобрнауки. рф/документы/5132
11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. -URL:
http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 155 553/
12. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.perepis2006.ru/wps/wcm/connect/rosstat_mai n/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
13. Система образования Калужской области в 2016/17 учебном году [Текст] : публичный доклад министерства образования и науки Калужской области / под ред. А. С. Аникеева. - Калуга : Калужский государственный институт развития образования, 2017. -242 с.
14. Тверская, О. Н. Возможности развития готовности к самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения [Текст] / О. Н. Тверская // Вестник ПГГПУ - Серия № 1. - Психологические и педагогические науки. -Пермь : ФГБОУ ВПО ПГГПУ 2014. - С. 137-144.
15. ФГОС ДО 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru (дата обращения: 14.09.2017).
16. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 [Электронный ресурс]. - URL: http ://минобрнауки. рф/документы/5930
Bibliograficheskij spisok
1. Borjakova, N. Ju. Pedagogicheskie sistemy obuchenija i vospitanija detej s otklonenijami v razvitii [Tekst] / N. Ju. Borjakova. - M. : AST, Astrel', 2007. -224 s.
49
flpoc^aBCKHÖ negaroranecKHÖ BecTHHK - 2018 - № 1
2. Buslaeva, E. N. Kaluzhskaja oblast' - dostupnaja obrazovatel'naja sreda dlja detej-invalidov [Tekst] / E. N. Buslaeva // European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). - M. : Avtonomna-ja nekommercheskaja organizacija «Mezhdunarodnyj issledovatel'skij institut», 2015. - № 12. - S. 168-175.
3. Buslaeva, E. N. Podgotovka studentov bakalavriata psihologo-pedagogicheskogo napravlenija k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Tekst] / E. N. Buslaeva // Voprosy social'no-psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija detej v sovremennom mire : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii . - Kaluga : KGU im. K. Je. Ciolkovskogo, 2015. - 489 s. - S. 306-317.
4. Buslaeva, E. N. Sozdanie uslovij dlja realizacii inkljuzivnogo obrazovanija detej doshkol'nogo vozrasta s OVZ v obrazovatel'nom prostranstve Kaluzhskoj oblasti [Tekst] / E. N. Buslaeva // Nauchnye trudy Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. Je. Ciol-kovskogo. Serija: Psihologo-pedagogicheskie nauki, 2017. - Kaluga : Izd-vo KGU imeni K. Je. Ciolkovskogo, 2017. - 332 s. - S. 196-202.
5. Buslaeva, M. E. Rol' pedagogicheskoj praktiki v podgotovke studentov-bakalavrov k pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / M. E. Buslaeva // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Vo-prosy social'no-psihologo-pedagogicheskogo so-provozhdenija detej v sovremennom mire», 1- 3 dekabrja 2015 g. - Kaluga : Izd-vo KGU im. K. Je. Ciolkovskogo, 2015. - 489 s. - C. 403-411.
6. Dem'janova, A. V. Social'naja politika v sfere zash-hity prav invalidov v Rossii [Jelektronnyj resurs] : preprint WP3/2015/09 /A. V Dem'janova; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». - Jelektron. tekst. dan. (2 Mb). - M. : Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2015. -(Serija WP3 «Problemy rynka truda»). - 50 s.
7. Inkljuzivnoe obrazovanie. Individualizacija so-provozhdenija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Tekst] : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Cheljabinsk, 9 fevralja 2016 g.) / otv. za vypusk: L. B. Osipova, E. V Plotnikova. -Cheljabinsk : Izd-vo Cheljab. gos. ped. un-ta, 2016. -349 s.
8. Koncepcija razvitija doshkol'nogo obrazovanija v Kaluzhskoj oblasti do 2020 goda [Jelektronnyj resurs]. -URL:
http://admoblkaluga.ru/sub/education/normtvr/oblastnoe/ (data obrashhenija: 14.09.2017).
9. Press-sluzhba pravitel'stva Kaluzhskoj oblasti [Jel-ektronnyj resurs]. - URL: http://admljudinovo. rf/news/v_kaluzhskoy_oblasti_realizuetsya_kontseptsiya_ razvitiya_ranney_pomoschi_detyam
10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19 dekabrja 2014 g. № 1598 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja» [Jelektronnyj resurs]. -URL: http://minobrnauki. rf/dokumenty/5132
11. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (red. ot 05.08.2016) Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere
doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 155 553/
12. Sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statisti-ki [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.perepis2006.ru/wps/wcm/connect/rosstat_mai n/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
13. Sistema obrazovanija Kaluzhskoj oblasti v 2016/17 uchebnom godu [Tekst] : publichnyj doklad min-isterstva obrazovanija i nauki Kaluzhskoj oblasti / pod red. A. S. Anikeeva. - Kaluga : Kaluzhskij gosudarstven-nyj institut razvitija obrazovanija, 2017. - 242 s.
14. Tverskaja, O. N. Vozmozhnosti razvitija gotov-nosti k samorealizacii rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v processe obuchenija [Tekst] / O. N. Tverskaja // Vestnik PGGPU. - Serija № 1. - Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. -Perm' : FGBOU VPO PGGPU, 2014. - S. 137-144.
15. FGOS DO 2013 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.firo.ru (data obrashhenija: 14.09.2017).
16. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 maja 2015 g. № 497 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://minobrnauki. rf/dokumenty/5 930
Reference List
1. Boryakova N. Yu. Pedagogical systems of training and education of children with development deviations. -M. : ACT, Astrel, 2007. - 224 pages.
2. Buslaeva E. N. The Kaluga region -available educational environment for disabled children // European Social Science Journal (The European magazine of social sciences). - M. : Autonomous nonprofit organization «International Research Institute», 2015. - № 12. -Page 168-175.
3. Buslaeva E. N. Training of students of a bachelor degree in psychology and pedagogical direction to work with children with health limitations // Questions of social and psychological-pedagogical support of children in the modern world: materials of the International scientific and practical conference. - Kaluga : KSU named after K. E. Tsiolkovsky, 2015. - 489 pages. - Page 306-317.
4. Buslaeva E. N. Creation of conditions to implement inclusive education of preschool age children with health limitations in educational space of the Kaluga region // Scientific works of Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky. Series: Psychology and pedagogical sciences, 2017. - Kaluga : Publishing House of KSU named after K. E. Tsiolkovsky, 2017. - 332 pages. -Page 196-202.
5. Buslaeva M. E. Role of student teaching in studentbachelors training for pedagogical activity // Materials of the International scientific and practical conference «Questions of Social and Psychological-Pedagogical Support of Children in the Modern World», on December 1-3, 2015 - Kaluga : Publishing House of KSU named after K. E. Tsiolkovsky, 2015. - 489 pages. - C. 403-411.
50
E. H. Eycmeea
6. Demiyanova A. V Social policy in the sphere of protection of disabled people's rights in Russia [An electronic resource]: WP3/2015/09 pre-print / A. V. Demyanova; National research university Higher School of Economics. - Electronic text is given. (2 MB). - M. : Publishing House of Higher School of Economics, 2015. - (Series of WP3 «Labour Market Problems»). - 50 pages.
7. Inclusive education. Individualization of support of children with health limitations: materials of the All-Russian scientific and practical conference (Chelyabinsk, on February 9, 2016) / : L. B. Osipova, E. V. Plotnikova. -Chelyabinsk: Publishing House of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. - 349 pages.
8. The concept of preschool education development in the Kaluga region upto 2020 [An electronic resource]. -URL: http: // admoblkaluga.ru/sub/education/normtvr/oblastnoe/ (access date: 14.09.2017).
9. Press service of the Government of the Kaluga region [An electronic resource]. - URL: http: // agM™-gnHOBO.
rf/news/v_kaluzhskoy_oblasti_realizuetsya_kontseptsiya_ razvitiya_ranney_pomoschi_detyam
10. The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated from December 19, 2014 № 1598 «About the approval of the federal state educational standard of the primary general education of students with health limitations» [An electronic resource]. - URL: http: // MHHo6pHayKH. Russian Federation/documents / 5132
11. The Order of Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation dated from 18.10.2013 № 544n (an edition from 8/5/2016) About the approval of the professional standard «The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Tutor, the Teacher)» [An electronic resource]. - URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 155553/
12. Website of the Federal State Statistics Service [An electronic resource]. - URL: http: // www.perepis2006.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosst at/ru/statistics/population/disabilities/
13. The education system of the Kaluga region in 2016/17 academic year]: the public report of the Ministry of Education and Science of the Kaluga region / under the editorship of A. S. Anikeev. - Kaluga : Kaluga State Institute of Education Development, 2017. - 242 pages.
14. Tverskaya O. N. Possibilities of development of readiness for self-realization of the child with health limitations in the course of training // the Bulletin of PSHPU. - Series № 1. - Psychological and pedagogical sciences. - Perm : FSBEI HPE PSHPU, 2014. -Page 137-144.
15. FGOS DO 2013 [An electronic resource]. -URL: http: // www.firo.ru (access date: 14.09.2017).
16. The federal target programme of education development for 2016-2020 the Resolution of the Government of the Russian Federation dated from May 23, 2015 № 497 [An electronic resource]. - URL: http: // MHHo6pHayKH. Russian Federation/documents / 5930.