Научная статья на тему 'Инклюзивная образовательная среда как условие развития профессиональной мобильности студентов с ограниченными возможностями здоровья'

Инклюзивная образовательная среда как условие развития профессиональной мобильности студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL ADJUSTMENT / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL EDUCATION / STUDENTS WITH HEALTH LIMITATION AND DISABILITY / OCCUPATIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Братцева Ольга Анатольевна, Булатова Ольга Владимировна

Развитие профессиональной мобильности у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как качества личности, наиболее эффективно в рамках спроектированной в вузе инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей решение профессиональных и реабилитационных задач в подготовке конкурентоспособных специалистов. Под инклюзивной образовательной средой мы рассматриваем систему условий, созданных в вузе, в которой студенты с ограниченными возможностями здоровья могут эффективно обучаться, получать необходимую для учебы информацию, беспрепятственно передвигаться и общаться с другими студентами, участвовать в различных формах общественной жизни, получать качественное профессиональное образование, обеспечивающее востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. Следовательно, задача создания инклюзивной образовательной среды в вузе принимает достаточно актуальный характер. Без специально созданных условий, среды способной повышать реабилитационный потенциал инвалида и профессиональное становление личности, не осуществить подготовку конкурентно-способного специалиста на рынке труда. В этом случае акцент в процессе обучения делается на внутреннее становление личности, то есть формирование профессиональной мобильности у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональную мобильность можно рассматривать как характеристику личности, проявляющаяся в способности успешно адаптироваться к современному социокультурному пространству, профессиональной среде в условиях нестабильности рынка труда и жизнедеятельности. Инклюзивная образовательная среда это специально организованная среда, включающая в себя пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный компоненты. Отвечающая идеологии так называемой социальной, а не медицинской модели понимания инвалидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Братцева Ольга Анатольевна, Булатова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF OCCUPATIONAL MIBILITY DEVELOPMENT AMONG STUDENTS WITH HEALTH LIMITATIONS

Development of occupational mobility among students with health limitations and disability as a personal quality is more efficient in the framework of inclusive educational environment elaborated at the university and providing for solving professional and rehabilitative problems in the course of competitive specialists training. Inclusive educational environment is considered as a system of arrangements created at the university to help students with health limitations to study successfully, to get all information necessary for learning, to move without any obstructions and communicate with other students, to participate in various extracurricular activities, to get quality professional education that could guarantee relevance and competitiveness in the labor-market. Hence, the task of creating inclusive educational environment is becoming urgent. Without specially made arrangements and environment supporting rehabilitation potential of disabled people and personality professional development it is impossible to accomplish education of competitive specialist for the labor-market. Consequently, the process of education should be focused on inner personality becoming, that is on the development of occupational mobility of students with health limitations. Occupational mobility is a personal characteristic which finds its expression in ability of successful adaptation to the modern social and cultural environment, to the professional environment in terms of unstable labor-market and unsustainable daily living activity. Inclusive educational environment is a specially organized environment which includes spatial and conceptual component, informative and methodological component, communicative and organizational one. Such environment complies with ideological and social but not medical conception of disability.

Текст научной работы на тему «Инклюзивная образовательная среда как условие развития профессиональной мобильности студентов с ограниченными возможностями здоровья»

Bratseva Olga Anatolyevna, Bulatova Olga Vladimirovna INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR ..

pedagogical sciences

УДК 376

ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© 2018

Братцева Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии» Булатова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии» Югорский государственный университет (628007, Россия, Ханты-Мансийск, улица Чехова, 16, e-mail: bov1978@list.ru)

Аннотация. Развитие профессиональной мобильности у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как качества личности, наиболее эффективно в рамках спроектированной в вузе инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей решение профессиональных и реабилитационных задач в подготовке конкурентоспособных специалистов. Под инклюзивной образовательной средой мы рассматриваем систему условий, созданных в вузе, в которой студенты с ограниченными возможностями здоровья могут эффективно обучаться, получать необходимую для учебы информацию, беспрепятственно передвигаться и общаться с другими студентами, участвовать в различных формах общественной жизни, получать качественное профессиональное образование, обеспечивающее востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. Следовательно, задача создания инклюзивной образовательной среды в вузе принимает достаточно актуальный характер. Без специально созданных условий, среды способной повышать реабилитационный потенциал инвалида и профессиональное становление личности, не осуществить подготовку конкурентно-способного специалиста на рынке труда. В этом случае акцент в процессе обучения делается на внутреннее становление личности, то есть формирование профессиональной мобильности у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональную мобильность можно рассматривать как характеристику личности, проявляющаяся в способности успешно адаптироваться к современному социокультурному пространству, профессиональной среде в условиях нестабильности рынка труда и жизнедеятельности. Инклюзивная образовательная среда - это специально организованная среда, включающая в себя пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный компоненты. Отвечающая идеологии так называемой социальной, а не медицинской модели понимания инвалидности.

Ключевые слова: социальная адаптация, инклюзия, инклюзивная образовательная среда, профессиональное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, профессиональная мобильность.

INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF OCCUPATIONAL MIBILITY DEVELOPMENT AMONG STUDENTS WITH HEALTH LIMITATIONS

© 2018

Bratseva Olga Anatolyevna, PhD, Associate Professor

Department of Pedagogics and Psychology Bulatova Olga Vladimirovna, PhD, Associate Professor Department of Pedagogics and Psychology Ugra State University (628007, Russia, Khanty-Mansiysk, Chekhov Street, 16, e-mail: bov1978@list.ru)

Abstract. Development of occupational mobility among students with health limitations and disability as a personal quality is more efficient in the framework of inclusive educational environment elaborated at the university and providing for solving professional and rehabilitative problems in the course of competitive specialists training. Inclusive educational environment is considered as a system of arrangements created at the university to help students with health limitations to study successfully, to get all information necessary for learning, to move without any obstructions and communicate with other students, to participate in various extracurricular activities, to get quality professional education that could guarantee relevance and competitiveness in the labor-market. Hence, the task of creating inclusive educational environment is becoming urgent. Without specially made arrangements and environment supporting rehabilitation potential of disabled people and personality professional development it is impossible to accomplish education of competitive specialist for the labor-market. Consequently, the process of education should be focused on inner personality becoming, that is on the development of occupational mobility of students with health limitations. Occupational mobility is a personal characteristic which finds its expression in ability of successful adaptation to the modern social and cultural environment, to the professional environment in terms of unstable labor-market and unsustainable daily living activity. Inclusive educational environment is a specially organized environment which includes spatial and conceptual component, informative and methodological component, communicative and organizational one. Such environment complies with ideological and social but not medical conception of disability.

Keywords: social adjustment, inclusion, inclusive educational environment, professional education, students with health limitation and disability, occupational mobility.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- и для студентов с ограниченными возможностями здо-

ными научными и практическими задачами. Адаптация ровья и инвалидностью.

к профессиональной деятельности и интеграция в про- Уже более двадцати лет в образовательных системах

фессиональное сообщество лиц с ограниченными воз- разных стран активно практикуется интегрированное

можностями здоровья и инвалидностью, являются одни- обучение лиц с ограниченными возможностями здоро-

ми из главных направлений развития социальных инсти- вья и инвалидностью. Согласно Конвенции о правах ин-

тутов и социальной политики в Российской Федерации, валидов, государство должно обеспечить возможность

закрепленными в «Концепции долгосрочного социаль- получения образования любого уровня, в том числе и

но-экономического развития Российской Федерации на профессионального.

период до 2020 года». Это обусловлено вступлением Мониторинг, проведенный Министерством образо-

российских вузов в единое образовательное простран- вания и науки Российской Федерации за 2014г., конста-

ство (Болонский процесс), необходимостью соответ- тировал недостаточную доступность высшего образова-

ствия европейским стандартам образования, в том числе ния для студентов с инвалидностью, поскольку удель-58 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Братцева Ольга Анатольевна, Булатова Ольга Владимировна ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ...

ный вес таких студентов, обучающихся по программам высшего образования, составляет всего 0,32 % [1; 2].

При этом необходимо отметить, что недостаточно создать в вузе «доступную среду», необходимо подготовить такого специалиста, который сможет в дальнейшем в процессе выполнения профессиональных обязанностей применять полученные знания, имеющиеся и развитые способности, адекватно ориентироваться на рынке труда и быть конкурентоспособным. Поэтому возникает необходимость создания такой образовательной среды в вузе, которая позволит не только включить в образовательное пространство студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом индивидуальных психофизических особенностей, но и будет способствовать профессиональному становлению личности, социальной адаптации, позволит самостоятельно найти пути самореализации и самосовершенствования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В последние десятилетия в психолого-педагогической литературе возрос интерес к дефиниции «профессиональная мобильность», характеризующей смену своей профессиональной деятельности человеком. Это вызвано нестабильностью социально-экономических процессов в стране и в мире.

Термин «профессиональная мобильность» неоднозначен. В науке он рассматривается как личностное образование [3, с. 11]; и как свойство личности [4, с. 21]; и как личностное качество [5, с.179]; экзистенциальная ориентация личности [6, с. 65] и др. В целом данное понятие отражает характеристику личности, проявляющуюся в способности успешно адаптироваться к современному социокультурному пространству и профессиональной среде.

В зарубежных исследованиях профессиональная мобильность приобретает значимость для будущей профессиональной карьеры студентов, подготовке студентов к профессиональной траектории в условиях международного рынка труда [7; 8]. Являясь показателем профессиональной и социальной востребованности субъекта, данный феномен одновременно выступает как ценностно-смысловое образование и как тип реагирования личности на условия изменяющейся жизнедеятельности.

Анализ научной литературы показал, что в современных исследованиях слабо отражены вопросы, посвященные развитию профессиональной мобильности выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В основном исследуется аспект профессионального самоопределения в системе общего и среднего профессионального образования.

Проведенные исследования позволили выявить особенности личностного развития и профессионального самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: несформирован-ность прогностической деятельности при достижении профессиональных целей; неустойчивая профессиональная ориентация на трудовой, активный образ деятельности; неадекватное представление о своих возможностях; установка на беспомощность в сочетании с низкой самооценкой, робость, конформность, несамостоятельность в решении проблем, трудности в освоении профессиональных компетенций [9-12].

Мы предполагаем, что данные особенности могут негативно влиять на процесс развития профессиональной мобильности, которая подразумевает готовность человека к саморазвитию, самообразованию, смене деятельности, проявлению инициативности и пр.

Таким образом, особенности психического и физического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью затрудняют не только развитие профессиональной мобильности на этапе подготовки в вузе, но и профессиональную адаптацию таких студентов.

Поэтому в процессе обучения в вузе необходимо создавать условия для развития профессиональной мобильности, которая позволит студенту с особыми образовательными потребностями управлять собственной образовательной деятельностью, четко преследуя определенные цели, проектировать траекторию профессионального и личностного развития, достигая успеха в самореализации в открытом образовательном пространстве, в условиях непрерывного образования, эффективно используя все предлагаемые возможности мобильной инклюзивной образовательной среды вуза.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является теоретическое обоснование необходимости разработки проблемы создания инклюзивной образовательной среды в вузе как условия развития профессиональной мобильности у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Для реализации поставленной цели мы считаем необходимым охарактеризовать понятие инклюзивная образовательная среда и рассмотреть ее компоненты.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Интеграция людей с инвалидностью во все сферы жизни общества диктует необходимость обеспечения возможности заниматься им квалифицированным трудом, что в свою очередь невозможно без получения качественного профессионального образования. Неоспоримым является тот факт, что существует зависимость между уровнем, качеством образования, которое получил инвалид и степенью его участия в жизни общества.

Обратимся к понятию «образовательная среда». В.И. Блинов предлагает следующее определение: «... многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсных аспектах - является эффективным инструментом формирования широкого спектра социально-личностных компетенций, развития личности студента.» [13, с. 161].

Он отмечает, что данное понятие связано с понятием «контекст обучения», предложенным А.А. Вербицким. Контекст обучения, можно определить как «.систему внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуаций, в которых он действует.» [13, с.162].

Выделяют следующие структурные компоненты образовательной среды: пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный.

Пространственно-семантический компонент предполагает создание архитектурного, эстетического, символического пространства в образовательной организации.

Содержательно-методический компонент описывает содержательную и организационную наполняемость среды. К содержательной относится концепция образования, реализуемая основная профессиональная образовательная программа, учебный план и методическая обеспеченность учебного процесса, учебники и учебные пособия и др. Организационная сфера - технологии, традиционные и нестандартные формы и методы организации образования, создание условий для деятельности исследовательских сообществ, структура самоуправления и др.).

Коммуникационно-организационный компонент характеризует особенность субъектов образовательной среды (роли, ценностные установки, стереотипы поведения), коммуникационную сферу, межличностные отно-

Bratseva Olga Anatolyevna, Bulatova Olga Vladimirovna pedagogical

INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR ... sciences

шения, стиль управления, наличие творческих и инициативных групп, объединений преподавателей и студентов и др. [13]._

А.В. Тюрин считает, что образовательная среда это, прежде всего, психолого-педагогическая реальность, которая содержит специально организованные условия для развития личности, в том числе включающая социальное и пространственно-предметное окружение. Обеспечивает педагогические условия равновесия опыта взаимодействия обучающихся с внешним миром и внутренней средой их развития, и выступает как сфера социальной жизни, как фактор образования [14].

Инклюзивная образовательная среда имеет свою специфику. Особенностями данной среды выступают специфические условия, способствующие нейтрализации и ослаблению негативных факторов воздействующих на здоровье обучающихся.

При этом мы считаем, что инклюзивная образовательная среда должна реализовывать социальную, а не медицинскую модель понимания инвалидности. Рассмотрим данные контексты.

Социальная модель предполагает, что в обществе существуют физические, организационные барьеры, стереотипы и предрассудки, которые не позволяют человеку с инвалидностью жить полной жизнью. По факту речь идет о «социальном вывихе», выступающим причиной формирования дальнейших отклонений. Исходя из этого, необходимо создавать такие условия в социуме, которые способствовали преодолению стереотипов мышления и формированию общественного сознания, восприятия таких людей как равных [15].

Медицинская модель понимания предполагает, что ограничения жизнедеятельности по инвалидности - это проявление заболевания, нарушения здоровья. Это означает, что человек рассматривается как объект лечения, наиболее эффективным способом решения этой «проблемы» является изоляция инвалида от общества в специальном лечебном учреждении. Социальная модель основной мишенью воздействия считает барьеры вокруг человека [9]. Но в контексте образовательного процесса природа ограниченных возможностей связана с затруднениями в обучении и социализации.

Реализуя социальную модель при организации инклюзивной образовательной среды в вузе создаются условия для формирования понимания уникальности и неповторимости каждой личности, преодоления изоляции и отчуждения [16].

Поэтому инклюзивное образование должно соответствовать идеологии, исключающей дискриминацию лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования. Образовательные программы для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. В образовательных организациях должно реализовываться равное отношение ко всем людям, и при необходимости создаваться специальные условия с учетом особых образовательных потребностей. Образовательная инклюзия, по нашему мнению, выступает важнейшим механизмом реализации социальной инклюзии.

Инклюзивная образовательная среда рассматривается как «.. .социокультурное пространство взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, но включающее специальные средства и условия образования, развития и личностного роста обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.» [17, с. 218]; «. социально-педагогическое пространство совместного включения в образовательный процесс субъектов с учётом разнообразия их личностно-образовательных потребностей и индивидуальных способностей и возможностей, которое может быть описано как совокупность условий и влияний, обеспечивающих формирование и развитие комплекса личностных характеристик; сово-60

купность педагогических и психологических условий, создающих базис для раскрытия как уже сформированных способностей и индивидуальных особенностей человека, его интересов, так и для еще не проявившихся, потенциальных...» [18, с. 176].

В современных условиях основной целью в учреждениях высшего образования становится работа по созданию не просто «доступной среды», а инклюзивной образовательной среды, которая должна способствовать развитию и реализации личности студента с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также обеспечивать возможность самоопределения на рынке труда [19].

Таким образом, инклюзивная образовательная среда - это система условий, созданных в вузе, в которой студенты могут эффективно обучаться, получать необходимую для учебы информацию, беспрепятственно передвигаться и общаться с другими студентами, участвовать в различных формах общественной жизни, получать качественное профессиональное образование, обеспечивающее профессиональное и личностное развитие.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Анализ научной литературы показал, что в современных российских исследованиях слабо отражены вопросы, посвященные развитию профессиональной мобильности у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Инклюзивная образовательная среда в вузе должна способствовать не только реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья, но развитию у них личностных особенностей, обеспечивающих успешную адаптацию и социализацию, то есть способствовать развитию профессиональной мобильности._

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волосникова Л.М. Инклюзия в вузе: опыт регионального исследования / Л.М. Волосникова, Г.З. Ефимова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования.- 2016. Т. 2. № 2. С. 30-43.

2. Отчет Министерства образования и науки Российской Федерации о результатах мониторинга системы образования за 2014 год. URL: http://xn--80abuc-jiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B 5%D0%BA%D1%82%D1%8B/455/%D1%84%D0%B0 %D0%B9%D0%BB/6894/Pril0zhenie_k_M0N-P-549_ ot_25.12.2015.pdf.

3. Пазюкова М.А. Развитие социально-профессиональной мобильности студентов педагогического колледжа: Автореф. дис.канд. пед. наук / М.А. Пазюкова. - Иркутск, 2003. - 21с.

4. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: Автореф. дис... д-ра пед. наук / Ю.И.Калиновский.-Омск.- 2001. - 46 с.

5. Мищенко В.А. Региональная модель формирования профессиональной мобильности студентов: Дисс. ... докт. пед. / В.А. Мищенко.- Москва, 2012.- 411 с.

6. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: Дисс. ... доктора педагогических наук / Л.А. Амирова. - Уфа. - 2009.- 375 с.

7. Dolga L. Erasmus Mobility Impact On Professional Training And Personal Development Of Students Beneficiaries / L. Dolga [and etc.] // Proceedings of 6th World Conference on Educational. Valletta, 2015. Т. 191 P. 1006-1013.

8. Simoes Dora. Insights into the expectations of mobility students: the impact of Erasmus in their future professional careers / D. Simoes [and etc.] // 3rd International Conference on Higher Education Advances. Valencia. 2017. P. 696-704.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

9. Братцева О.А. Профессиональная мобильность у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / О.А. Братцева, О.В. Булатова, В.А. Мищенко // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 16-17.

10. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская, А.Т. Файзрахманова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 224 с.

11. Курносова С.А. Инклюзивная информационно-образовательная среда: эннеада возможностей для студентов с особыми образовательными потребностями/ С.А. Курносова // В сборнике: Современные инструменты управления человеческими ресурсами: теория и практика материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Челябинского государственного университета, в рамках Фестиваля науки и творчества ЧелГУ. Челябинск. 2016. С. 103-108.

12. Nair L.K. Achievenment Motivation and Self Esteem among Handicapped Children / Lakshmi K. Nair Starlet Soumya // Starlet research journal of pharmaceutical biological and chemical sciences. Том: 6 Выпуск: 2. P. 1646-1656.

13. Блинов В.И. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / В.И. Блинов,

B.Г. Виненко, И.С. Сергеев.- М. : Юрайт, 2016. - 315 с.

14. Тюрин А.В. Инклюзивная образовательная среда как акмеологическое средство адаптации / А.В. Тюрин // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. №4 (16). С. 052-062.

15. Булатова О.В. Подготовка студентов к реализации инклюзивного процесса в общем образовании / О.В. Булатова // Вестник угроведения. 2014. № 3 (18).

C. 98-101.

16. Яковлева Е.Л. Проблема «нормы» и инклюзивная среда / Е.Л. Яковлева, М.А. Зайченко // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 76-80.

17. Федотенко И.Л. Подготовка студентов к профессионально педагогической деятельности в инклюзивной образовательной среде / И.Л. Федотенко, Т.Захарук // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2014. № 1. С. 216-221.

18. Романова Г.А. Развитие социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивного образования как социально-педагогическая проблема / Г.А. Романова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-11. С. 175-181.

19. Рассказов Ф.Д. Инклюзивное образование в высшей школе: проблемы и решения / Ф.Д.Рассказов, О.Ю. Муллер // В сборнике: Север России: стратегии и перспективы развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. В 3-х томах. 2017. С. 66-70.

Статья поступила в редакцию 13.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Братцева Ольга Анатольевна, Булатова Ольга Владимировна

ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.