УДК 342.813; 376.2
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-239-247
ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пивторак Александр Николаевич, аспирант, старший преподаватель кафедры бальной хореографии, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: alexandr-pivtorak@ mail.ru
В статье затрагиваются актуальные для сферы образования вопросы инклюзивного образования. О правах людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью долгое время мало кто задумывался, но на сегодняшний день их права закреплены на законодательном уровне в ряде нормативно-правовых документов, что значительно расширило условия и возможности для удовлетворения потребностей данных категорий людей во всех сферах жизни человека, в частности, в получении образования.
Помимо основных барьеров для людей с ОВЗ и инвалидностью в реализации своих прав и потребностей, таких как неадаптированная окружающая среда, психологические барьеры социума, главным является отсутствие компетентных кадров - специалистов, которые могли бы разработать и в полной мере реализовать адаптированные образовательные программы, в том числе и в дополнительном образовании. Остро стоит вопрос о формировании инклюзивной культуры в обществе в целом, которая подразумевает наличие у каждого ее члена инклюзивных компетенций.
В статье представлена опытно-экспериментальная работа по реализации педагогической модели подготовки компетентных специалистов для работы с людьми с ОВЗ и инвалидностью, в частности в области бальной хореографии. Описана авторская модель и технология по формированию инклюзивной компетентности у педагога-хореографа для работы с людьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами бальной хореографии. Рассмотрены этапы и ход опытно-экспериментальной работы, которая строится по разработанной автором статьи программе «Танцы на колясках».
Для проверки результативности экспериментальной работы было проведено два контрольных среза у двух групп по разработанным критериям оценки готовности студентов к работе с людьми с ОВЗ и инвалидностью. Если до начала работы уровень готовности в обеих группах у более 80 % студентов соответствовал недопустимому уровню, то по завершению - уровень в экспериментальной группе повысился до оптимального, а критический и недопустимый вовсе отсутствовали.
Ключевые слова: образование, компетенции, компетентность, инклюзивное образование, инвалиды, люди с ОВЗ, бальные танцы, педагогическая модель.
INCLUSIVE COMPETENCE IN THE FIELD OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION
Pivtorak Aleksandr Nikolaevich, Postgraduate, Sr Instructor of Department of Ballroom Choreography, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article deals with the issues of inclusive education that are relevant to the field of education. The rights of people with disabilities have been oppressed for a long time, but today their rights are enshrined at the legislative level in a number of legal normative documents, which has significantly expanded the
conditions and opportunities to meet the needs of disabled people in all spheres of human life, in particular, in education.
In addition to the main barriers of people with disabilities in the realization of their rights and needs, such as an unadapted environment, psychological barriers of society, the main thing is the lack of competent specialists who could fully develop and implement adapted educational programs, including the additional education. There is an acute issue in the formation of an inclusive culture in society, which implies that each of its members has inclusive competencies.
The article presents experimental work on the implementation of a pedagogical model of training the competent specialists to work with people with disabilities, in particular in the field of ballroom choreography. The author's model and technology for the formation of inclusive competence of a choreography teacher for working with people with musculoskeletal system disorders by means of ballroom choreography are described. The stages and the progress of experimental work, which is based on the author's program Wheelchair dancing, are considered.
To check the effectiveness of the experimental work, two control sections were carried out in two groups according to the developed standards-samples. If before the start of the work, the level of readiness in both groups of the more than 80 % corresponded to an unacceptable level, then upon completion the level in the experimental group increased to optimal, and critical and unacceptable was completely absent.
Keywords: education, competencies, competence, inclusive education, disabled people, people with disabilities, ballroom dancing, pedagogical model.
На стыке ХХ и XXI веков сфера образования подверглась значительной трансформации, в частности, в вопросах, касающихся образования людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Все эти изменения регламентируются в нормативно-правовых документах, таких как «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018), Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13), «Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года» и многие другие. Благодаря утверждению на законодательном уровне нормативных документов, затрагивающих интересы людей с ОВЗ и инвалидностью в сфере
образования, получение образования у данной категории людей, в том числе и профессионального образования, становится возможным через реализацию принципа «равные возможности».
Стоит отметить тот факт, что термины «инвалид» и «человек с ограниченными возможностями здоровья» близки по значению, но не синонимичны. Термин «инвалид» является не только медицинским понятием, но еще и юридическим. И для того чтобы получить статус инвалида, необходимо пройти комплексную оценку состояния здоровья в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Минтруда РФ. Эту сложную и долгую процедуру нужно проходить ежегодно - подтверждая свой статус инвалида. Особенно тяжело это дается тем, у кого инвалидность не ярко выражена, из-за чего многие люди с инвалидностью игнорируют эту процедуру и живут без этого юридического статуса. Отсюда следует, что не все люди с ОВЗ имеют инвалидность, как и не все люди с инвалидностью нуждаются в особых образовательных потребностях.
В нашем исследовании мы рассматриваем инвалидов I группы - людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, ко-
торые передвигаются на инвалидных колясках. К ним применительны термины как «инвалид», так и «человек с ОВЗ».
Актуальность исследования обусловливается ежегодным повышением количества лиц с инвалидностью, в частности, людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. По данным Федерального реестра инвалидов на январь 2022 года, Алтайский край занимает 4-е место по количеству инвалидов I группы на территории Сибирского федерального округа. Всего в Сибирском регионе - 162 552 тыс. инвалидов I группы, 14 % которых составляют жители Алтайского края [9].
История развития инклюзивного образования в России началась еще при царствовании Петра I, когда создавались приюты для «убогих». Люди с инвалидностью в тот период вызывали жалость и стыд. Только в начале XIX века к обществу приходит понимание необходимости обучения «непохожих» людей - появляются учреждения для специализированного обучения людей трех нозологий (с нарушением слуха, с нарушением зрения и с умственной отсталостью). Вплоть до начала XX века в отношении таких людей применялся процесс изоляции, который в последующем сменился необходимостью в интеграции людей с инвалидностью в общество, расширились группы инвалидности, которые могли получить образование [8].
«Интеграция в общество - процесс формирования или восстановления связей с обществом, обеспечивающий включенность человека в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг» [3, с. 28].
Т. В. Егорова отмечает, что интеграция в общество человека с ограниченными возможностями «означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей» [2, с. 7].
На сегодняшний день современная социокультурная обстановка требует от всех членов общества не просто толерантного отношения к людям с ОВЗ, но и знания элементарных норм
и образцов поведения с такими людьми. Остро встает вопрос в развитии инклюзивной культуры общества - системы общечеловеческих ценностей, норм и правил, при взаимодействии между нормотипичным человеком и человеком с ОВЗ и инвалидностью, принятии социального равенства между ними. Если раньше людей с инвалидностью можно было редко встретить за пределами специализированных учреждений, то сейчас, благодаря создаваемым условиям - архитектурной и транспортной доступности, социокультурным условиям и пр., они начали активно пользоваться всеми сферами социальной жизни наравне со всеми членами общества. Люди с инвалидностью посещают музеи, кино, массово-зрелищные мероприятия, самостоятельно ходят в магазины за продуктами и вещами, получают образование. И если людям с ОВЗ приходится адаптироваться в неприспособленном для таких людей местах или зданиях, то и нормотипичным людям необходимо формировать у себя инклюзивную культуру для развития взаимоотношений всех членов общества. Ядром инклюзивной культуры является инклюзивная компетентность (определенные знания, умения и навыки в области инклюзии, необходимые для работы с людьми с ОВЗ и инвалидностью) профессионального сообщества - преподавателей, сотрудников учреждений культуры и других организаций.
На сегодняшний момент наблюдаются явные противоречия в сфере образования между правами людей с инвалидностью на получение образования, закрепленными на законодательном уровне, и неготовностью многих образовательных организаций это право реализовать. Встают вопросы по разработке адаптированных программ, по специалистам, которые эти программы смогут реализовать на практике. Поэтому актуальным является процесс подготовки преподавателей любой сферы, обладающих компетенциями в области инклюзивной педагогики, а не только подготовка специализированных кадров - сурдопереводчиков, психологов и прочие.
Цель нашего исследования заключалась в разработке и реализации педагогической модели формирования инклюзивной компетентности у студентов-хореографов. Нужно отметить, что
разработанная модель и технология в случае необходимости может быть адаптирована для подготовки студентов других направлений в области искусств.
В ходе исследования нами были использованы такие методы, как анализ, обобщение и систематизация научной и методической литературы, сравнение, моделирование, педагогический эксперимент, количественные измерения полученных данных, математическое, в том числе статистическое, измерение полученных результатов.
Как мы говорили ранее, формирование инклюзивной культуры и создание универсальной среды являются не только одним из главных критериев в реализации инклюзивного образования, но и благоприятным фактором протекания таких важных для этой категории населения процессов, как социализация, интеграция и реабилитация.
Аксиоматическая польза творчества давно доказана многими учеными и практиками в сфере искусств. Они не раз приходили к мысли о необходимости художественного просвещения всех членов общества, без исключения. А учитывая, что одним из видов действенной реабилитации инвалидов являются средства арт-терапии, то эта мысль приобретает новый, актуальных характер.
А. И. Серавин в своей работе «Исследование творчества» цитирует следующие определения термина «творчество»:
«Творчество - это деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума»;
«Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [7, с. 14].
Во время творческой деятельности инвалиды раскрывают свой творческий потенциал, что способствует стиранию психологических рамок в общении с людьми без нарушений здоровья. Также этому способствует правильно организованные творческие мероприятия, различные мастер-классы и наглядные выставочные работы [1].
Сферой наших научных интересов были бальные танцы на колясках. Танцы на колясках имеют важные двигательно-эстетические возможности, которые влияют на процесс интеграции и ресоциализаии, помогают в формировании духов-
но-нравственного мира личности, оптимизируют ее физическое состояние, чувство уверенности в себе. Танцы на колясках как арт-терапевтическая технология объединили сразу несколько направлений работы: развитие пластики и грации движений, координации, чувства ритма, совершенствование навыков управления коляской, умения общаться с группой таких же танцоров и с партнером, который может быть как инвалидом, так и человеком с нормальным здоровьем, а также с руководителем группы. Спортивные бальные танцы на колясках позволяют участвующим в них инвалидам, имеющим доступ к передвижению по всему миру, территориям, где проходят международные и другие виды соревнований, чувствовать себя полноценными людьми, интегрированными в общество и его культуру» [4, с. 216].
Для того чтобы преподавать хореографию людям с ОВЗ, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями, уметь адаптировать процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности каждой личности. Для этого ему необходимо владеть совокупностью знаний по педагогике, психологии, анатомии, хореографии и инклюзивной педагогики.
Для достижения поставленной цели нами была разработана и апробирована педагогическая модель формирования инклюзивной компетентности будущего педагога-хореографа для работы с людьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами бальной хореографии (рис. 1). Модель состоит из пяти блоков: целевой (цели и задачи), теоретико-методологический (методологические подходы - системный, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный, а также основные принципы работы в рамках исследования), содержательный (содержание и структура программы «Танцы на колясках», педагогические условия), организационно-технологический (этапы, методы и формы занятий) и оценочно-результативный (разработанные критерии оценки знаний, умений студентов в области управления танцевальной коляской, ведения партнера, построения хореографической вариации в танцах на колясках).
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов, каждый из которых решал свои цели и задачи.
Цель
Формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов-хореографов
Задачи
Дать обучающимся теоретические знания о истории развития бальных танцев на колясках, рассказать о правилах проведения соревнований и турнирного поведения. Научить технике управления танцевальной коляской, а также методам и правилам взаимодействия с партнером на коляске. Обучить методам работы с людьми с ОВЗ и инвалидностью
Методологические подходы
системный, деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный
Принципы
регулярности педагогических воздействий, педагогического оптимизма, систематичности и последовательности, демократизации связи, практической ориентации, сочетания индивидуальной и коллективной деятельности
Л
I. Вводный
(знакомство с группой, беседы на осознание
обучаемых всей важности работы и предстоящих трудностях, возможный отсев) V_
г л
III. Постановка танцевальных
комбинаций и номеров
V у
Раздел I Управление коляской
Раздел II Темп и ритм танцев. Простые композиции в «Соло»
Раздел III
в паре — «Дуо», «Комби»
Раздел IV Постановка танцев в категории «Дуо»
Раздел V. Постановка танцев в категории «Комби»
Педагогические условия подготовки педагога-хореографа для работы с инвалидом колясочником
Этапы, методы и формы занятий
Уровни:
Оптимальный
Критерии оценки знаний, умений Допустимый
студентов в области танцев на коляске Критический
Недопустимый
РЕЗУЛЬТАТ
Сформированность у педагога-хореографа инклюзивной компетентности для работы с людьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами бальной хореографии
Рисунок 1. Педагогическая модель формирования инклюзивной компетентности будущего педагога-хореографа для работы с людьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами бальной хореографии
Констатирующий этап. Нами был проведен анализ теоретических представлений студентов и преподавателей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования об инклюзивном образовании людей с ОВЗ и инвалидностью. Также было проведено анкетирование среди лиц с ОВЗ и инвалидностью на предмет выявления спроса в получении дополнительного образования, в частности художественного, а также студентов и преподавателей по вопросам готовности к работе с этой социальной группой населения.
Анализ полученных данных привел к следующим выводам:
- спрос на дополнительное образование, в частности художественное, у людей с ограниченными возможностями здоровья есть и довольно высокий;
- самыми востребованными сферами дополнительного образования оказались сферы искусства (60 %), иностранные языки (35 %), ремесла (30 %) и занятия физической культурой (25 %);
- среди условий для обеспечения образовательного процесса, которым отдали предпочтения люди с ОВЗ - адаптированное архитектурное про-
странство (85 %) и компетентный преподавательский состав (75 %);
- отношение преподавателей и студентов к совместному обучению нормотипичных людей и людей с инвалидностью - положительное;
- подавляющее количество анкетируемых считают необходимым формирование инклюзивных компетенций у выпускников любой специальности (60 %).
Также на этом этапе были разработаны критерии определения уровня готовности к работе с людьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в области бальной хореографии, педагогическая модель и технология формирования инклюзивной компетентности педагога-хореографа.
Формирующий этап. На этом этапе главными задачами было: определение психологической готовности студентов к работе с людьми с ОВЗ; внедрение разработанной модели; изучение бальных танцев на колясках.
В самом начале учебного процесса опытно-экспериментальной работы было необходимо определить готовность студентов к работе с инвалидами, выявить возможные психологические барьеры (рис. 2).
I. Вводный
(знакомство с группой, беседы на осознание обучаемыми всей важности работы и предстоящих трудностей, возможный отсев)
Психологическая готовность личности работать с данной категорией
^^ Знакомство с творческим процессом ^^^ на колясках (видео выступлений)
Беседы: история развития танцев на коляске, важность занятий для инвалидов, ответственность педагога
Рисунок 2. Вводная часть опытно-экспериментальной работы
После психологической подготовки студентов и возможного отсева из экспериментальной группы начинается основная часть работы по
изучению бальных танцев на колясках. Авторская программа «Танцы на колясках» состоит из нескольких блоков (вводный, изучение техники
танцев на коляске, постановка хореографических комбинаций и номеров) и разделов [5]. Большая часть учебной деятельности посвящена второму блоку: студенты учатся элементарным движениям на танцевальной коляске, технике движения, поворотам. Отдельное внимание уделяется правилам постановки корпуса в коляске, переносу веса, относительно выполняемого движения.
Нужно отметить, что не каждый с легкостью просто сядет в инвалидную коляску, не говоря уже о исполнении на ней каких-либо движений. Человеку приходится преодолеть большой психологический стресс, который подпитывается стереотипами и предрассудками. А когда человек, не знающий всех нюансов движения на коляске, пробует исполнить технический элемент со знакомой ему техникой владения своим телом, есть большие шансы опрокидывания коляски, что в случае исполнения танца в паре с человеком с ОВЗ может иметь плохие последствия.
После овладения сольным исполнением базовых элементов движений на коляске следующий этап - исполнение движений в паре. Бальные танцы на колясках существуют в нескольких формах - это сольное исполнение, исполнение в паре, где только один человек на коляске, исполнение в паре, где оба партнера на коляске, исполнение в ансамбле. На данном этапе студенты учатся взаимодействию в паре, ведению в паре. Нужно отметить, что при оценивании пары, где один из партнеров либо оба на коляске, судьи придерживаются тех же правил, что и при оценивании людей без ограничений. Но, естественно, при исполнении танцев на коляске есть множество своих трудностей и нюансов.
Контрольный этап. Для проверки эффективности разработанной модели и технологии по формированию инклюзивной компетентности у студентов-хореографов нами проводилось сравнение достижений студентов по разработанным критериям освоения знаний, умений и навыков в области инклюзивной хореографии (управление танцевальной коляской, ведение партнера, построение хореографической вариации в танцах на колясках). Для фиксации итоговой оценки результативности студентов и дальнейшего сравнения между контрольной и экспериментальной группами были взяты 4 уровня достижения цели: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. Оптимальному уровню соответство-
вало 85 % и выше, а недопустимому - до 34 % набранных баллов. Данная методика получения опытных данных разработана И. К. Шалаевым для оценки качества управления педагогическим коллективом в системе программно-целевой психологии управления [10]. В нашем исследовании также использован ее модифицированный вариант, представленный в опытно-экспериментальной работе Л. И. Сазоновой [6].
В опытно-экспериментальной работе было задействовано две группы, у которых на начальном этапе эксперимента был осуществлен замер показателей готовности работать с людьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата по разработанным критериям освоения знаний, умений и навыков в области инклюзивной хореографии. По результатам первого контрольного среза мы определили, что уровень готовности в обеих группах у более 80 % студентов соответствует недопустимому уровню.
После завершения опытно-экспериментальной работы на основе разработанной модели и технологии мы снова провели контрольный срез в обеих группах на определение эффективности проделанной работы (рис 3).
Из результатов видно, что в экспериментальной группе отсутствуют критический и недопустимый уровни и значительно выше показатели по оптимальному уровню.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что для большей части людей жизнь с приобретением статуса ОВЗ или инвалидности меняется кардинально, особенно это касается личной и профессиональной сферы. Иногда из-за ограниченности в способности свободно передвигаться люди не могут достаточного внимания уделять досугу и активному образу жизни, и чаще всего их основным развлечением становится просмотр интернет-контента и телепередач.
Учитывая ежегодный прирост населения с инвалидностью по данным «Федерального реестра инвалидов» [8], трансформируется и само общество, формируется инклюзивная культура населения. После применения разработанной модели и технологии формирования инклюзивной компетентности у студентов-хореографов, которая подразумевает внедрение в учебный процесс, в основную образовательную программу (базовые дисциплины подготовки) тем по инклю-
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
I Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
Оптимальный 13,33% 73,33%
Допустимый 73,33% 26,66%
Критический Недопустимый
13,33% 0%
0% 0%
Рисунок 3. Показатели уровня полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах
зивной педагогике, можно отметить положительную динамику формирования у них инклюзивной компетентности в сфере хореографического образования.
Нужно отметить, что формирование инклюзивной компетентности предполагает не только профессиональные знания, умения и навыки в определенной сфере искусств с определенной нозологией, но и способствует развитию самой личности с высокими моральными ценностями.
Такие специалисты в будущем будут пропагандировать идеи инклюзивного образования среди своего окружения, тем самым развивая и укрепляя инклюзивную культуру, а у людей с ОВЗ и инвалидностью появится больше возможностей реализовать свои потребности в общении, в социальной самоидентификации, в художественном образовании, что в конечном итоге влияет на процессы социализации, интеграции и реабилитации этой социальной ячейки общества.
Литература
1. Бибикова Н. В. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты развития творческой личности // Вектор науки. - 2015. - № 1 (31). - С. 213-217.
2. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. - Балашов: Изд-во Николаев, 2002. - 80 с.
3. Основные понятия социальной работы: глоссарий / сост. И. В. Астэр и др. -СПб.: Имена, 2007. - 186 с.
4. Пивторак А. Н. Анализ авторской программы по социально-культурной реабилитации инвалидов среднего возраста средствами бальной хореографии «Танцы на колясках» // Вестник Томского государственного университета. - 2020. - № 457. - С. 214-220.
5. Пивторак А. Н. Технология подготовки педагогов-хореографов для работы в сфере социально-культурной реабилитации людей с нарушениями функций // Инклюзивное образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей II Всерос. науч-практ конф. (Барнаул, 28-27 апр. 2021 года). - Барнаул: Изд-во АГИК, 2021. -С. 57-64.
6. Сазонова Л. И. Моделирование учебно-методического обеспечения компьютерной подготовки учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2000. - 19 с.
7. Серавин А. И. Исследование творчества. - СПб.: Копи-Парк, 2005. - 2000 с.
8. Серегин Н. В. Художественно-просветительное образование в России как предмет историко-педагогического исследования: монография. - Барнаул: Изд-во АГИК, 2007. - 339 с.
9. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. - URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost/ chislennost-po-gruppam (дата обращения: 13.03.2022).
10. Шалаев И. К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика: учебное пособие по психологии управления. - Барнаул, 2000. - 271 с.
References
1. Bibikova N.V. Sotsial'no-psikhologicheskie i dukhovno-nravstvennye aspekty razvitiya tvorcheskoy lichnosti [Socio-psychological and spiritual and moral aspects of the development of a creative personality]. Vektor nauki [Vector of Science], 2015, no. 1 (31), pp. 213-217. (In Russ.).
2. Egorova T.V. Sotsial'naya integratsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami [Social integration of children with disabilities]. Balashov, Nikolayev Publ., 2002. 80 p. (In Russ.).
3. Osnovnye ponyatiya sotsial'noy raboty: glossariy [Basic concepts of social work. Glossary]. Comp. I.V. Aster and others. St. Petersburg, Imena Publ., 2007. 186 p. (In Russ.).
4. Pivtorak A.N. Analiz avtorskoy programmy po sotsial'no-kul'turnoy reabilitatsii invalidov srednego vozrasta sredst-vami bal'noy khoreografii «Tantsy na kolyaskakh» [Analysis of the author's program on socio-cultural rehabilitation of middle-aged disabled people by means of ballroom choreography «Wheelchair dancing»]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2020, no. 457, pp. 214-220. (In Russ.).
5. Pivtorak A.N. Tekhnologiya podgotovki pedagogov-khoreografov dlya raboty v sfere sotsial'no-kul'turnoy reabilitatsii lyudey s narusheniyami funktsiy oporno-dvigatel'nogo apparata sredstvami bal'noy khoreografii [Technology of training choreography teachers to work in the field of socio-cultural rehabilitation of people with disabilities]. Inkly-uzivnoe obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy: sbornik nauchnykh statey II Vserossiyskoy nauchno-praktiches-koy konferentsii (Barnaul, 28-27 apr. 2021 goda) [Inclusive education: experience, problems, prospects: collection of scientific articles II of the All-Russian Scientific-Practical Conference (Barnaul, April 28-27, 2021)]. Barnaul, Altai State Institute of Culture Publ., 2021, pp. 57-64. (In Russ.).
6. Sazonova L.I. Modelirovanie uchebno-metodicheskogo obespecheniya komp'yuternoy podgotovki uchashchikhsya: avtoref. dis. ... kand. pedagogicheskikh nauk [Modeling of educational and methodological support for computer training of students. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Barnaul, BGPU Publ., 2000. 19 p. (In Russ.).
7. Seravin A.I. Issledovanie tvorchestva [The study of creativity]. St. Petersburg, Kopi-Park Publ., 2005. 2000 p. (In Russ.).
8. Seregin N.V. Khudozhestvenno-prosvetitel'noe obrazovanie v Rossii kak predmet istoriko-pedagogicheskogo issledovaniya [Artistic and educational education in Russia as a subject of historical and pedagogical research]. Barnaul, Altai State Institute of Culture Publ., 2007. 339 p. (In Russ.).
9. Federal'nyy reestr invalidov [Federal Register of People with Disabilities]. (In Russ.). Available at: https://sfri.ru/ analitika/chislennost/chislennost/chislennost-po-gruppam (accessed 13.03.2022).
10. Shalaev I.K. Motivatsionnoe programmno-tselevoy upravlenie: teoriya, tekhnologiya, praktika: uchebnoe posobie po psikhologii upravleniya [Motivational program-target management: theory, technology, practice. Textbook on management psychology]. Barnaul, BGPU Publ., 2000. 271 p. (In Russ.).
УДК 377
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-247-255
КУКЛОТЕРАПИЯ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Казакова Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт КемГУ (г. Новокузнецк, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены понятие, цель и виды здоровьесберегающих педагогических технологий; выявлен потенциал арт-терапии и, в частности, куклотерапии в обучении иностранным языкам; представлены результаты анализа литературы по данной проблеме и УМК по немецкому языку на предмет наличия или отсутствия в них кукольных персонажей и выполняемых ими функций; составлены