Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА'

ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ВЫПУСКНИК / ТАНЦЫ НА КОЛЯСКАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивторак Александр Николаевич

Процесс принятия обществом такой социально-незащищенной ячейки социума, как люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, имеет длинную историю и до сих пор продолжается. Некоторые сферы жизни человека до сих пор не всегда доступны для людей с ОВЗ. Большой значение для интересов этой категории людей имеет Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует им равные права и возможности в получении образования. Благодаря ему претерпели изменения и нормативно-правовые документы, в том числе и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, регламентирующий процесс обучения в образовательных учреждениях высшего образования. Статья посвящена изучению терминов «инклюзивная компетентность» и «инклюзивная компетенция», их дефиниции и сравнению. Учитывая современную демографическую и социальную обстановку в мире, каждый квалифицированный педагог должен быть компетентен в вопросах инклюзивного образования, а для этого у него должны быть сформированы инклюзивные компетенции, которые закладываются еще во время обучения. В работе представлены варианты подготовки компетентного выпускника в условиях получения профессионального образования, а также описан пример реализации формирования инклюзивной компетентности на базе Алтайского государственного института культуры у студентов хореографического факультета. Описаны профессиональные модули, в которые добавлены темы по инклюзивной педагогике, авторская программа и ее разделы, а также результаты по окончании освоения программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пивторак Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE COMPETENCE AS AN INTEGRAL COMPONENT OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHER

The process of acceptance by society of such a socially unprotected cell of society as people with disabilities has a long history, and still continues. Some areas of human life are still not always available to people with disabilities. The Federal Law “On Education in the Russian Federation” was of a great importance for this category of people, because it guaranteed them equal rights and opportunities in education. Because of it legal documents have also changed, including the Federal State Educational Standard of Higher Education, which regulates the learning process in educational institutions of higher education. The article is devoted to the study of the terms “inclusive competence” and “inclusive competency”, their definitions and comparison. Taking into account the current demographic and social situation in the world, every qualified teacher should be competent in matters of inclusive education, and for this he should have formed inclusive competencies that are laid down during training. The paper presents options for training a competent graduate in the conditions of obtaining vocational education, and also describes an example of the implementation of the formation of inclusive competence on the basis of the Altai State Institute of Culture among students of the choreographic faculty. Professional modules are described, in which topics on inclusive pedagogy, the author’s program and its sections, as well as the results after the completion of the program are added.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА»

НКДЮЗМВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

УДК 342.813;378

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-2106-112-120

А.Н. Пивторак

Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация: Процесс принятия обществом такой социально-незащищенной ячейки социума, как люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, имеет длинную историю и до сих пор продолжается. Некоторые сферы жизни человека до сих пор не всегда доступны для людей с ОВЗ. Большой значение для интересов этой категории людей имеет Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует им равные права и возможности в получении образования. Благодаря ему претерпели изменения и нормативно-правовые документы, в том числе и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, регламентирующий процесс обучения в образовательных учреждениях высшего образования.

Статья посвящена изучению терминов «инклюзивная компетентность» и «инклюзивная компетенция», их дефиниции и сравнению. Учитывая современную демографическую и социальную обстановку в мире, каждый квалифицированный педагог должен быть компетентен в вопросах инклюзивного образования, а для этого у него должны быть сформированы инклюзивные компетенции, которые закладываются еще во время обучения.

В работе представлены варианты подготовки компетентного выпускника в условиях получения профессионального образования, а также описан пример реализации формирования инклюзивной компетентности на базе Алтайского государственного института культуры у студентов хореографического факультета. Описаны профессиональные модули, в которые добавлены темы по инклюзивной педагогике, авторская программа и ее разделы, а также результаты по окончании освоения программы.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная компетенция, инклюзивная компетентность, образовательный стандарт, педагогическая модель, выпускник, танцы на колясках.

Для цитирования: Пивторак А.Н. Инклюзивная компетентность как неотъемлемый компонент профессионального становления педагога // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 2 (106). С. 112-120. http://doi. org/10.24412/1997-0803-2022-2106-112-120

ПИВТОРАК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - старший преподаватель кафедры бальной хореографии

Алтайского государственного института культуры PIVTORAK ALEKSANDR NIKOLAYEVICH - Sr Instructor of Department of Ballroom Choreography of the Altai State Institute of Culture

© Пивторак А. Н., 2022

INCLUSIVE COMPETENCE AS AN INTEGRAL COMPONENT OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHER

Aleksandr N. Pivtorak

Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russian Federation e-mail: [email protected]

Abstract: The process of acceptance by society of such a socially unprotected cell of society as people with disabilities has a long history, and still continues. Some areas of human life are still not always available to people with disabilities. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" was of a great importance for this category of people, because it guaranteed them equal rights and opportunities in education. Because of it legal documents have also changed, including the Federal State Educational Standard of Higher Education, which regulates the learning process in educational institutions of higher education.

The article is devoted to the study of the terms "inclusive competence" and "inclusive competency", their definitions and comparison. Taking into account the current demographic and social situation in the world, every qualified teacher should be competent in matters of inclusive education, and for this he should have formed inclusive competencies that are laid down during training.

The paper presents options for training a competent graduate in the conditions of obtaining vocational education, and also describes an example of the implementation of the formation of inclusive competence on the basis of the Altai State Institute of Culture among students of the choreographic faculty. Professional modules are described, in which topics on inclusive pedagogy, the author's program and its sections, as well as the results after the completion of the program are added.

Keywords: inclusive education, inclusive competence, inclusive competency, educational standard, pedagogical model, graduate, wheelchair dancing.

For citation: Pivtorak A.N. Inclusive competence as an integral component of the professional development of teacher. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 2 (106), pp. 112-120. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-2106-112-120

Система образования в России за последнее десятилетие подверглась значительной трансформации. Несколько раз менялись Федеральные государственные образовательные стандарты, что несло за собой существенную модификацию основных образовательных программ (ООП), в том числе и на уровне высшего образования. Особое место в нашем исследовании занимает система инклюзивного образования, процесс которого подразумевает изучение инклюзивных компетенций и компетентности педагогов.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) - «это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего професси-

онального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [1, с. 25].

Если раньше основой для проектирования ООП выступало содержание образования, то в нынешней редакции ФГОС ВО заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженные на языке компетенций.

Отличительной чертой образовательных программ нового поколения, реализующих компетентностный подход в образовании, является то, что главный акцент образовательного процесса переносится с преподавателя и содержания дисциплины на студента и ожидаемые результаты

образования. Стоит отметить, что в связи с внедрением инклюзивного образования большое внимание уделяется студентам с особыми образовательными потребностями.

В научном сообществе существует несколько мнений по поводу дефиниции таких терминов, как «компетенция» и «компетентность» (Рис. 1, 2).

Анализ научной литературы, касающейся вопросов компетенций и компетентности, дает возможность прийти к выводу, что определение компетенции чаще применяется для обозначения:

- результата образования, отражающего подготовленность специалиста, его умение справляться с поставленными задачами, учитывая владение методами и средствами профессиональной деятельности;

- системы знаний, умений и навыков, сформированных в ходе образовательного процесса, совокупность которых позволяет специалисту правильно ставить и достигать цели путем решения определенного ряда задач;

- комплекса личностных характеристик, которые обеспечивают достижение опреде-

С. Велде

Некоторые отчужденные, наперед

заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы

И. А. Зимняя

Некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические

новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека

КОМПЕТЕНЦИЯ

Д. В. Хуторской

Отчужденное, заранее определенное социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в

определенной сфере

Э. Ф. Зеер

Обобщенный способ действий,

обеспечивающих продуктивное

выполнение профессиональной

деятельности, т.е. способность человека реализовывать на практике свою компетентность

Рисунок 1. Определения термина «компетенция»

Рисунок 2. Определения термина «компетентность»

ленного результата в профессиональной деятельности;

- ряда требований, предъявляемых специалисту в условиях профессиональной деятельности [5].

Отсюда следует, что компетенции следует понимать как определенные характеристики личности, позволяющие специалисту решать поставленные задачи, опираясь на полученные и сформированные во время обучения профессиональные знания, умения и навыки.

Согласно ФГОС ВО, компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1, с. 16].

Что касается научных дискуссий вокруг термина «компетентность», то ученые выделяют следующие общие характеристики:

• область межпредметных связей в условиях предметного содержания образования, в которой специалист хорошо разбирается;

• характеристика деятельности индивида, позволяющая ему легко ориентироваться и находить решения в широком спектре жизненных и профессиональных ситуаций;

• комплексная характеристика качества подготовки выпускника [3].

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что компетенция и компетентность определяются во взаимосвязи друг с другом, причем уровень компетентности специалиста обуславливается требованиями компетенции.

И если с профессиональными и личными компетенциями у многих преподавателей не возникает вопросов, так как они формируются еще во время получения будущей профессии, то при словах «инклюзивная компетенция» и «инклюзивная компетентность» многие сталкиваются с трудностями.

В мировой образовательной среде происходит постепенное замещение «интеграции»

(соединение в одно целое) на «инклюзию» (включение, адаптация образования, учитывая потребности каждой личности).

Инклюзивное образование рассматривает образовательный процесс намного шире интеграции, позволяет трансформировать и адаптировать методы и средства обучения для всех категорий населения, учитывая индивидуальные особенности каждого человека.

На законодательном уровне инклюзивное образование впервые было закреплено в России в Федеральном законе № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [6].

Учитывая изменения, последовавшие за равными правами людей с ОВЗ и инвалидностью, закрепленные государством, вся образовательная система претерпела трансформацию: открытие новых специализированных образовательных учреждений, разработка новых учебно-методических комплексов, появление инклюзивной компетентности и прочее.

С появлением инклюзивного образования на всех уровнях (начальное, среднее, высшее и дополнительное) многие педагоги столкнулись с проблемами, касающимися незнания специфики работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, а также психологическими барьерами и стереотипами, связанными с многолетним мнением о несостоятельности этой категории населения. Поэтому многие ученые считают необходимостью формирование инклюзивной компетентности еще до начала практической профессиональной деятельности специалистов, т.е. в процессе получения образования [2].

О. А. Козырева считает инклюзивную компетентность совокупностью умений и навыков педагога в создании условий для реализации образовательной деятельности людей с ОВЗ и инвалидностью, способностью педагога адаптировать и трансформировать методы и средства обучения для удовлетворения образовательных потребностей всех категорий населения [4].

И. Н. Хафизуллина в своих работах представляет инклюзивную компетентность как компонент, составляющий профессиональную компетенцию, являющуюся обязательной для квалифицированного педагога [10].

Учитывая вышеупомянутый закон, бурное обсуждение в мировом научном сообществе темы инклюзивной компетентности, запрос населения на особые образовательные потребности, система образования подразумевает не только наличие адаптированных образовательных программ, но также и внедрение в основные образовательные программы инклюзивных компетенций для подготовки квалифицированных педагогов, которые смогут вести профессиональную педагогическую деятельность среди всех категорий населения вне зависимости от наличия у них каких-либо ограничений по здоровью.

Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что в старой редакции государственных стандартов (ФГОС ВО) были прописаны компетенции, касающиеся инклюзивной компетентности. Например, «способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся» [8]. В стандарте же нового поколения (ФГОС ВО 3++) указаны не все компетенции, и прописано, что «профессиональные компетенции определяются Организацией

самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников» [9]. При таких обстоятельствах теперь организация несет ответственность за то, в каких сферах будет компетентен ее выпускник.

Под «инклюзивной компетентностью» мы подразумеваем профессиональную характеристику личности выпускника, а также его интегративную деятельность в условиях инклюзивного образования. Подготовка такого выпускника в условиях получения профессионального образования возможна посредством трех вариантов:

1. Включение в дисциплины (модули) тем по инклюзивной педагогике.

2. Введение дополнительной дисциплины либо курсов по выбору по инклюзивной педагогике.

3. Прохождение профессиональной переподготовки или получение дополнительного образования в сфере инклюзивной педагогики.

Например, в Алтайском государственном институте культуры реализуется первый вариант формирования инклюзивной компетентности у студентов по направлению подготовки «Народная художественная культура», направленность (профиль) «Руководство хореографическим любительским коллективом», а также по направлению подготовки «Хореографическое искусство», направленность (профиль) «Педагогика бального танца», когда элементы по инклюзивной педагогике включены в базовые дисциплины учебного плана. Такие темы, как «Техника исполнения базовых движений, исполняемых в танцах на колясках», «Техника исполнения основных движений, исполняемых в танцах на колясках - Медленный вальс (Waltz)», «Принципы построения конкурсных вариаций в бальном танце» и прочие, входят в обязательные дисциплины

для представленных направлений подготовки: «Методика преподавания профильного вида танца», «Танец и методика его преподавания: бальный танец».

Стоит отметить, что, помимо отдельных тем в дисциплинах профессионального блока учебного плана и разработанного учебно-методического пособия «Методика преподавания профильного вида танца - танцы на колясках» [7], на базе института действует студия инклюзивного танца, где занимаются люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, а также студенты хореографического факультета. На занятиях оттачиваются теоретические и практические навыки инклюзивной педагогики в сфере хореографии, которые в дальнейшем апробируются на всероссийских и международных конкурсах хореографического мастерства.

Формирование инклюзивной компетентности у студентов хореографического факультета Алтайского государственного института культуры реализовывалось на основе авторской «Педагогической модели подготовки педагога-хореографа к работе с людьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами бальной хореографии». Отметим, что разработке педагогической модели запроса на инклюзивное образование среди людей с ОВЗ и инвалидностью предшествовало аналитическое исследование такими эмпирическими методами, как анкетирование, беседа, опрос, а также выявление интереса к данной проблематике среди студентов и преподавателей образовательных организаций.

В результате анализа полученных данных большинство участников исследования сошлось в мнении о том, что тема инклюзивного образования актуальна в современном обществе, а его получение в большей степени возможно в сфере дополнительного образования,

но для этого необходимо готовить соответствующие профессиональные кадры, в том числе в рамках основных образовательных программ высшего образования. Также стоит отметить, что по результатам анкетирования людей с ОВЗ и инвалидностью предпочтением пользовались такие сферы дополнительного образования, как искусство (изобразительное искусство, хореография, музыка, театр, и прочее), иностранные языки, а также ремесла (кройка и шитье, вязание, вышивание, гончарное дело и пр.). А учитывая, что аксиоматической функцией искусства, помимо эстетической, компенсаторной, познавательной, гедонистической и прочих, является реабилитационная, то польза образования в данной сфере для людей с ОВЗ и инвалидностью намного повышается. Но опять встает вопрос о профессиональных кадрах, которые бы могли эту пользу реализо-вывать для данной категории населения.

Путем соединения знаний сферы инклюзивной педагогики, реабилитации, танцевально-двигательной терапии и профессионального образования была создана авторская педагогическая модель по формированию инклюзивной компетентности у будущих педагогов-хореографов.

Уникальность модели состоит в том, что она направлена на формирование у студентов умений работать с людьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не только средствами бальных танцев на колясках, но и при необходимости может быть адаптирована под любой другой вид хореографии. Важно отметить, что ведущей задачей программы является формирование инклюзивной культуры среди молодежи, а также умения общаться и работать с людьми с инвалидностью разных нозологий.

На начальном этапе разработанной технологии идет знакомство студентов с проблема-

ми людей с ограниченными возможностями здоровья, приводятся пути решения их проблем. Проводится курс лекций и видео-уроков по таким темам, как «Инклюзивная культура», «Психологические барьеры и пути их преодоления», «История возникновения танцев на колясках», «Танцевальный спорт по танцам на колясках» и пр. Отдельное внимание уделяется теме по преодолению психологических барьеров, так как эти барьеры есть не только у людей с ОВЗ, но и у студентов, которые учатся работать с данной категорией населения. Стереотипы и предрассудки, касающиеся людей с ОВЗ и инвалидностью, до сих пор имеют место в социуме: многим людям трудно воспринимать «людей с особыми потребностями» как полноправных и полноценных членов общества.

Еще один момент, на который следует обратить внимание при обучении людей бальным танцам на коляске, это практический навык преподавателя, то есть преподаватель должен сам уметь исполнять танцевальные движения, сидя на коляске. Для многих людей сесть на инвалидную коляску, а тем более что-то на ней станцевать - это непреодолимых страх. И этот страх тоже необходимо побороть еще в начале обучения, иначе студент не сможет освоить программу в полном объеме.

Программа состоит из нескольких разделов: «Вводный», где изучаются теоретические, физиологические и психологические аспекты методики преподавания танцев на коляске; «Изучение техники танцев на коляске», который составляет основную часть программы и где изучаются такие темы, как управление коляской, темп и ритм танцев, а также простые комбинации формы «Соло», постановка и взаимодействие в паре формы «Дуо» и «Комби»; «Постановка танцевальных

комбинаций и номеров» в разных формах танцев на колясках.

Закончив обучение по авторской программе по формированию инклюзивной компетентности педагога-хореографа средствами бальной хореографии, студент:

• знает азы инклюзивной культуры, умеет оказывать помощь людям с инвалидностью разных нозологий;

• владеет техникой управления танцевальной коляской, уверенно исполняет танцевальные движения;

• свободно ориентируется на танцевальной площадке;

• знает методику исполнения танцевальных движений как в сольном исполнении, так и в паре;

• владеет навыками работы в паре как в роли стоящего партнера, так и в роли танцора на коляске;

• умеет адаптировать танцевальные движения под физиологические возможности танцора и уровень его исполнительского мастерства.

Таким образом, профессиональный квалифицированный педагог XXI века должен обладать не только определенным количеством общих и профессиональных компетенций, но и особым видом компетенций - инклюзивными. Учитывая сложность современного мира (политика, экономика, социум), обществу необходимо развивать «инклюзивную культуру» - культуру поведения, общения и принятия людей с особыми потребностями. Одной из приоритетных задач подготовки будущих педагогов всех уровней образования является формирование у них инклюзивной компетентности. Это необходимо не только для повышения квалификации педагога как профессионала, но и для формирования высокоморального развитого общества в целом.

тШШН 1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2022 ♦ 2 (106) март-апрель =

Список литературы

1. Азарова Р. Н., Золотарева Н. М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации.

Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 52 с.

2. Бородина О. С. Формирование инклюзивной компетентности будущего учителя основ здоровья //

Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 1 (13). С. 75-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Запевалина О. В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике (в контексте

медиаобразования) // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / Отв. ред. О. А. Лапина, Л. А. Иванова. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. С. 105-111.

4. Козырева О. А. Изменения в структуре профессиональной компетентности педагога в условиях

перехода к инклюзивному образованию // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. 2017. № 1 (19). С. 31-34.

5. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. Т.2,

№12. С. 102-104.

6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : закон РФ от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ.

URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

7. Пивторак А. Н., Багирова Е. В. Методика преподавания профильного вида танца: танцы на колясках:

учебно-методическое пособие. Барнаул : Изд-во АГИК, 2021. 79 с.

8. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

[Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/4

9. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL:

https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24

10. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетенции будущих учителей в процессе

профессиональной подготовки: автореферат диссертации на соискание учёной кандидата педагогических наук : 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / Хафизуллина Ильмира Наильевна. Астрахань, 2008. 22 с.

References

1. Azarova R. N., Zolotareva N. M. Development of the competence passport. Moskva, Publishing House of the

research center for quality problems of training specialists, 2010. 52 p. (In Russ.)

2. Borodina O. S. Formation of inclusive competence of the future teacher of the basics of health. Professional

education in Russia and abroad. 2014, no. 1 (13), pp. 75-79. (In Russ.)

3. Zapevalina O. V. On the question of competence and competence in Russian pedagogy (in the context of media

education). Irkutsk, Publishing House of the Irkutsk State Linguistic University, 2008. Pp. 105-111. (In Russ.)

4. Kozyreva O. A. Changes in the structure of professional competence of a teacher in the context of transition

to inclusive education. Herald of the Journal of Autism and Other Developmental Disorders: Current Research and Practice. 2017, no. 1 (19), pp. 31-34. (In Russ.)

5. Kostrova Iu. S. The genesis of the concepts of «competence» and «competency». Herald of the Young scientist.

2011. V. 2, no. 12, pp. 102-104. (In Russ.)

6. On education in the Russian Federation: RF law of December 29, 2012, No. 273-FZ. Available at: http://www.

rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (In Russ.)

7. Pivtorak A. N., Bagirova E. V. Methods of teaching a specialized type of dance: wheelchair dancing. Barnaul,

Publishing House of the Altai State Institute of Culture, 2021. 79 p. (In Russ.)

8. Portal of Federal state educational standards ofhigher education. Available at: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/4

(In Russ.)

9. Portal of Federal state educational standards of higher education. Available at: https://fgosvo.ru/fgosvo/

index/24 (In Russ.)

10. Khafizullina I. N. Formation of inclusive competence of future teachers in the process of professional training.

Author's abstract of diss. PhD in pedagogy. Astrakhan', 2008. 22 p. (In Russ.)

Поступила в редакцию 06.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.