Научная статья на тему 'Инициативы органов самарского городского самоуправления по проведению мероприятий в память об отечественных литераторах на рубеже XIX-XX вв. (на материалах самарской городской управы)'

Инициативы органов самарского городского самоуправления по проведению мероприятий в память об отечественных литераторах на рубеже XIX-XX вв. (на материалах самарской городской управы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МЕМОРИАЛЬНЫЕ АКЦИИ / САМАРА / САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ УПРАВА / САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыганова Яна Михайловна

На основе документов Самарской городской управы рассматривается опыт органов городского самоуправления по проведению мемориальных акций в память известных отечественных писателей и поэтов на рубеже XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инициативы органов самарского городского самоуправления по проведению мероприятий в память об отечественных литераторах на рубеже XIX-XX вв. (на материалах самарской городской управы)»

Статьи

Цыганова Яна Михайловна

кандидат исторических наук Самарская областная универсальная научная библиотека

ИНИЦИАТИВЫ ОРГАНОВ САМАРСКОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ В ПАМЯТЬ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИТЕРАТОРАХ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ. (на материалах Самарской городской управы)

Среди исследовательских проблем в современной исторической науке одной из востребованных становится тема исторической памяти общества, которая выражается, как правило, в мемориальных акциях. Под последними понимаются, прежде всего, способы увековечивания обществом его исторической памяти (установка скульптурных и архитектурных памятников, наименование учреждений, улиц и других объектов), проведение памятных мероприятий и т. п.

Проблема исторической памяти начала разрабатываться в научном плане еще в первой половине XX века французским социологом М. Хальбваксом и немецким искусствоведом А. Варбургом, а впоследствии это направление развивалось в трудах Я. Ассмана, П.Х. Хаттона, Ф. Йейтс, А. Про, П. Нора, а также в работах отечественных историков Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Л.П. Репиной и др.

В исторической памяти общества можно выделить несколько типов (или уровней), которые основаны на видах коллективной идентичности. Подобную типологию разрабатывали как зарубежные, так и отечественные исследователи. Так, французский историк П. Нора выделял следующие четыре типа: 1) королевская память, основанная на идее святости монархии; 2) память-государство, строящаяся вокруг идеи государственного величия; 3) память-нация, организованная вокруг идеи нации как географического, исторического и экономического единства; 4) память-гражданин (или горожанин)1. Британский социолог Б. Андерсон также разделяет виды коллективной идентичности: религиозная, династическая, национальная2. Самарский историк О.Б. Леонтьева применительно к России XIX - начала XX вв. выделяет оригинальные

1 Нора П. Нация - память // Франция - память. СПб., 1999. С. 51-55.

2 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева. М., 2001. С. 35-37, 42-43, 49.

Статьи

проекты коллективной идентичности: династический, национальный, демократически-народнический3. В свою очередь, омский исследователь В.Г. Рыженко предлагает следующую иерархию типов коллективной памяти («фигур памяти») местного сообщества: 1) фигуры общегосударственной значимости; 2) фигуры, дающие опору для коллективной и индивидуальной идентификации обитателям регионального пространства; 3) локальная идентичность4.

Как можно заметить, во всех типологиях присутствует национальный (или общегосударственный) сценарий коллективной идентичности, базирующийся на осознании обществом себя как единой нации с общей историей, культурой, территорией и т. д. Значительное место в национальном сценарии коллективной идентичности в России рубежа XIX-XX вв. занимала великая русская литература XIX столетия, а главными объектами исторической памяти, как правило, являлись писатели и поэты.

Исследователь А.В. Святославский, автор фундаментальной работы по истории отечественной мемориальной культуры, объясняет это тем «великим художественным, психологическим и философским потенциалом, которым заряжена литературная классика, признанная и высоко оцененная не только дома, но и во всем мире»5. Согласно подсчетам Святославского, по мемориальному содержанию монументов, созданных в период Российской империи, памятники литераторам (58 монументов) по количеству уступают только военным мемориалам и памятникам членам правящей династии6, а среди этих памятников большая часть приходится на образы Пушкина (26) и Гоголя (10)7.

Святославский также отмечает, что с 1870-х гг. и до 1917 г. «огромная роль в инициализации и осуществлении мемориальных акций принадлежит городскому и земскому самоуправлению... Именно городские муниципальные органы, созданные реформами Александра II, взяли на себя роль главных инициаторов и организаторов различного рода мемориальных акций»8. Анализируя деятельность органов самоуправления по увековечиванию памяти на примере московской городской думы, Святославский выделяет такие виды мемориальных акций: сооружение монументов; формирование музеев мемориального характера и мемориальных комплексов; установка мемориальных досок; открытие памятных храмов и часовен; устройство отдельных

3 Леонтьева О.Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX - начала XX вв. Самара, 2011. С. 426.

4 Рыженко В.Г. Историческая наука, регионоведение, культурология. Возможности кооперации вокруг проблемы «присвоения прошлого» // Историческая наука сегодня: Теории, методы, перспективы. М., 2011. С. 339-340.

5 Святославский А.В. История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов. М., 2013. С. 252.

6 Там же. С. 244.

7 Там же. С. 252.

8 Там же. С. 212.

Статьи

надгробных памятников; памятные наименования учебных заведений, библиотек, музеев, богаделен, приютов, лечебных учреждений, инженерных сооружений, улиц и площадей; проведение памятных мероприятий; учреждение памятных стипендий. При этом исследователь отмечает, что самыми популярными были наименее затратные акции -памятные наименования9.

Среди других современных исследователей, изучающих тему литературных коммемораций, можно назвать ярославского филолога Р.В. Разумова. В его работах акцентируется внимание, прежде всего, на урбанонимах, в которых увековечивается память о писателях, поэтах и литературных критиках10.

Такой вид мемориальных акций, как празднование юбилеев, исследованы в работах казанского историка литературы Л.Я. Вороновой. В частности, она уделяет внимание Пушкинским юбилеям в Казанском университете 1887 г. (50-летие со дня смерти поэта) и 1899 г. (100-летие со дня рождения)11.

На фоне возрастающего интереса к региональной истории изучение проблемы исторической памяти и мемориальных акций требует дальнейшего развития с акцентом на местный материал, что, в свою очередь, позволит выявить тот позитивный опыт, который можно учесть и использовать в современной практике.

В данной статье на материалах Самарской городской управы предполагается проанализировать инициативы органов городского самоуправления по проведению мемориальных акций в память об известных отечественных писателях и поэтах на рубеже XIX-XX вв. Поводом для подобных инициатив, как правило, являлись «круглые даты»: это были юбилеи либо со дня рождения литераторов, либо (гораздо чаще) со дня кончины.

Интересно отметить, что предложения по увековечиванию памяти о писателях и поэтах со стороны органов городского самоуправления, как правило, делались с той отсылкой, что всем российским просвещенным обществом будет чествоваться память того или иного лица, и Самара не может остаться в стороне от этих событий.

К началу XX века у органов городского самоуправления Самары уже был опыт по решению вопросов, связанных с инициативами по увековечиванию памяти литераторов или проведению различных акций в память о ком-либо них.

Так, в 1883 г. сразу после смерти писателя И.С. Тургенева в Самаре городской думой и городской управой было решено присвоить первому мужскому приходскому училищу

9 Святославский А.В. Указ. соч. С. 216-217.

10 Разумов Р.В.: 1) Меморативы писателям, поэтам и литературным критикам в системах урбанонимов Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета. 2017. Т. 23. № 3. С. 155159; 2) Посвящения писателям, поэтам и литературным критикам в урбанонимии Российской Федерации // Ономастика Поволжья: материалы XV Международной научной конференции (Арзамас, 13-16 сентября 2016 г.). Арзамас; Саров, 2016. С. 324-328.

11 Воронова Л.Я. Пушкинские юбилеи 1887 и 1899 годов в Казанском университете // Филология и культура. 2012. № 3 (29). С. 119-125.

Статьи

имя «Русского мыслителя и поэта Ивана Сергеевича Тургенева» и учредить две стипендии его имени для бедных учеников этого училища12.

Когда минуло 50 лет со дня гибели Михаила Юрьевича Лермонтова в 1891 г., самарская городская дума ходатайствовала о разрешении назвать его именем одно из приходских училищ13. Предполагалось дать имя поэта 3-му женскому приходскому училищу, однако управляющий министерством народного просвещения не дал на это согласие. Увековечивание памяти Лермонтова в этом училище свелось к тому, что там установили его портрет14.

На рубеже XIX-XX вв. самарская городская управа вносила свои предложения в виде докладов на заседаниях городской думы по программе памятных мероприятий. Нередко выработка подобной программы возлагалась на училищную комиссию. Связано это было прежде всего с тем, что инициативы по проведению мемориальных акций непосредственно касались учебных заведений Самары.

Когда в 1898 г. исполнилось 50 лет со дня смерти Виссариона Григорьевича Белинского, гласные городской думы П.П. Подбельский и А.А. Смирнов подали заявление на имя городского головы о необходимости почтить память Белинского как «первого русского критика, защитника гуманности и просвещения». От городской управы в связи с этим поступило предложение назвать его именем одно из училищ15.

В дополнение к этому на заседании городской думы гласный Подбельский заметил, что Белинский «имел громадное влияние на современников и потомство, он жил и страдал и заставлял страдать других за человечество, все великие писатели прошли чрез его горнило страдания»16. И выступил с идеей организовать фундаментальную библиотеку для учителей и учительниц в память о первом русском критике. Эта инициатива нашла поддержку и у других гласных думы. Так, И. Клюжев предложил устроить фундаментальную библиотеку во вновь строящемся здании 2-го городского четырехклассного училища, которое и предполагалось наименовать училищем Белинского17.

Вопросы были переданы для рассмотрения самарской городской училищной комиссии, которая уже летом 1898 г. на основе предложений гласных думы постановила назвать именем Белинского 2-е городское четырехклассное училище и в нем, как «здании центральном относительно других городских школ, наиболее обширном и имеющем особую комнату для библиотеки», организовать фундаментальную библиотеку18.

12 Центральный государственный архив Самарской области (далее - ЦГАСО). Ф. 153. Оп. 36. Д. 676. Л. 7.

13 Там же. Д. 766. Л. 3.

14 Там же. Л. 6.

15 Там же. Д. 907. Л. 1.

16 Там же. Л. 3-3 об.

17 Там же. Л. 3 об.

18 Там же. Л. 8.

Статьи

Самая обширная программа мероприятий, которыми предполагалось почтить память известного литературного деятеля, составлялась в честь столетия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Чествовать великого русского поэта самарская городская дума собиралась благотворительностью и мероприятиями по благоустройству города. Так, предполагалось раздать учащимся всех школ Самары сочинение Пушкина, изданное либо педагогом и редактором Д.И. Тихомировым «или какое-либо другое по 25 коп.», а полное собрание сочинений планировалось раздать трем лучшим ученикам и ученицам всех школ (всего 102 экземпляра на 34 школы)19.

Также гласные думы предлагали открыть народную библиотеку-читальню и назвать ее Пушкинской. В этом вопросе думцы нашли поддержку у рядовых горожан. Так, мещанка Ирина Ивановна Разина заявила, что под народную библиотеку имени Пушкина отдаст на пять лет бесплатно свой дом (средний этаж - под библиотеку и мезонин - под квартиру для заведующей) на Ново-Соборной улице20 (ныне ул. Молодогвардейская).

Столетний юбилей Пушкина стал поводом для появления сквера на пустыре за городским театром. Думой было решено облагородить этот участок, засадить деревьями и приспособить площадки для детских игр21. В честь юбилея поэта сквер предложили назвать Пушкинским, как утверждали гласные думы, это «будет вполне соответствовать имени великого поэта, потому что место это, по своему чудному виду на Волгу, единственное на этой великой реке»22. С насаждения деревьев в новом сквере гласные думы предлагали начать школьный праздник «древонасаждения», приурочить его к юбилею Пушкина и проводить ежегодно в один определенный день23.

Устройство праздника «древонасаждения» было возложено на садовую комиссию. Последняя, в свою очередь, сообщила думе, что подобное мероприятие лучше отложить до более благоприятных времен, поскольку на это потребуются большие средства, которых у города нет. Вместо праздника «древонасаждения» садовая комиссия предложила учителям городских училищ «заняться благоустройством тех садов, которые находятся около городских училищ или устраивать новые сады при тех училищах, где, по обширности дворовых мест, это окажется возможным»24.

Пушкинский сквер тем не менее появился благодаря владельцу пивоваренного завода Альфреду фон Вакано, который взял на себя все расходы и организацию

19 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 940. Л. 14 об.

20 Там же.

21 Там же. Л. 14.

22 Там же. Л. 14-14 об.

23 Там же. Л. 14 об.

24 Там же. Л. 71.

Статьи

благоустройства сквера. Осенью 1902 г. фон Вакано сообщил думе, что площадка благоустроена и на ней построен павильон25.

Самарская городская училищная комиссия в свою очередь предложила также организовать в самарском городском театре и в Доме трудолюбия утром бесплатные народные чтения, а вечером - платные спектакли или литературно-музыкальные вечера, посвященные памяти Пушкина26. Кроме того, училищная комиссия позаботилась прежде всего о тех заведениях, которые непосредственно входили в ее сферу деятельности. Так, были предложения раздать всем учащимся недорогие книжки избранных сочинений поэта, учредить по одной стипендии имени А.С. Пушкина в реальном училище, мужской и женской гимназиях. Также комиссия ходатайствовала о присвоении проектированным к пристройке в Покровском саду мужскому и женскому училищам наименования Пушкинских. Кроме того, в память о великом русском поэте комиссия предложила в «текущем учебном году (1898-1899 гг.) наиболее успевающих воспитанников переводить в следующие классы не по экзамену, а по годовым успехам»27.

Со столетним юбилеем Пушкина связано и название народного дома, открытого в 1903 г. Идея организации народного дома как просветительского центра на территории тогдашней рабочей окраины, где было около сорока пивных, поступила от самарского городского комитета попечительства о народной трезвости в 1898 г. На заседании думы в июле 1899 г. гласный А.А. Смирнов предложил назвать народный дом Пушкинским в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта28. На балконе народного дома в 1904 г. появился первый в Самаре памятник Пушкину - гипсовый бюст работы скульптора В.Н. Рейлингера, через год точно такой же был установлен и в Пушкинском сквере.

Некоторым разнообразием отличалась программа мероприятий, которыми предполагалось в 1902 г. почтить память Николая Васильевича Гоголя в связи с 50-летием со дня его кончины. По количеству предложений того, как можно было бы чествовать писателя, Гоголь уступил только Пушкину.

В память о Николае Васильевиче предлагалось отслужить панихиду в зале городской думы в день его кончины 21 февраля. Также планировалось приобрести по одному экземпляру полного собрания сочинений Гоголя для библиотек реального, городского шестиклассного и приходских училищ, раздать учащимся старших отделений городских приходских мужских и женских училищ иллюстрированные издания произведений Гоголя, а в фойе городского театра установить гипсовый бюст писателя, в самом же театре 21 февраля устроить спектакль по одному из его произведений29.

25 Носков А.И. Прикосновение к прошлому. Историко-литературные поиски и находки самарского краеведа. Самара, 2006. С. 241.

26 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 940. Л. 15.

27 Там же. Л. 15 об.

28 Носков А.И. Прикосновение к прошлому. С. 241.

29 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 1019. Л. 3.

Статьи

Гласные думы со своей стороны предложили и традиционные способы, которыми чаще всего увековечивали память писателей: учредить стипендию имени Гоголя, а по предложению городского головы - назвать его именем одно из приходских училищ Самары. В результате городской думой было решено учредить стипендию при мужской и женской гимназиях, женской прогимназии, реальном и городском четырехклассном училищах, а «Гоголевским» назвать 6-е смешанное училище30.

С предложением почтить память великого писателя выступило также самарское общество поощрения образования. В записке от правления общества на имя городского головы говорилось о том, что 22 февраля общество планирует провести музыкально-литературный вечер памяти Гоголя в зале коммерческого собрания и желает «придать вечеру более широкий общественный характер привлечением к участию в нем всего интеллигентного общества г. Самары. Формою такого участия в чествовании правление общества предлагает возложение венков на бюст Гоголя представителями от общественных учреждений и групп»31.

В том же 1902 году исполнялось полвека со дня смерти другого знаменитого отечественного литератора - поэта Василия Андреевича Жуковского. В докладе самарской городской управы на заседании думы отмечалось, что память о Жуковском дорога «русскому народу не только как писателя, но и воспитателя... императора Александра II, потому что благодаря воспитательному влиянию Жуковского. государем проведены в жизнь известные всему миру великие реформы, в том числе и реформа городского самоуправления 1870 г. Эти заслуги Жуковского требуют должного воспоминания и налагают нравственную обязанность почтить пятидесятилетие со дня смерти его»32.

Почтить память поэта управа предложила уже ставшей привычной программой: приобретением сочинений Жуковского для библиотек реального, городского шестиклассного училища и городских приходских мужских и женских училищ; учреждением стипендий в мужской и женской гимназиях, реальном училище, женской прогимназии и в четырехклассном городском училище; присвоением имени Жуковского 2-му мужскому городскому приходскому училищу. Кроме того, предлагалось отслужить вселенскую панихиду в зале городской думы по покойному поэту в день его смерти. По дореволюционному стилю Жуковский умер 12 апреля, однако в 1902 г. на это число выпала пятница страстной недели, поэтому дату панихиды решили перенести на 24 апреля. Также одним из предложений со стороны управы была идея поставить гипсовый бюст Жуковского в музее Александра II «на вечное воспоминание»33.

30 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 1019. Л. 3 об.

31 Там же. Л. 21.

32 Там же. Д. 1032. Л. 3.

33 Там же. Л. 3-3 об.

Статьи

Решение вопросов по присвоению учебным заведениям имен и Белинского, и Пушкина, и Гоголя, и Жуковского, а также по учреждению именных стипендий затянулось. Судьбу этих предложений по увековечиванию памяти литераторов решали вплоть до 1903 г., которым датируется письмо самарского губернатора городской думе. В письме сообщалось решение министерства народного просвещения. Согласно сообщению губернатора, министерство «признало возможным разрешить присвоить означенным в упомянутых представлениях учебным заведениям имена писателей Жуковского, Гоголя, Белинского и Пушкина и не встречает со своей стороны препятствий к учреждению намеченных самарской городской думой стипендий»34.

В конце 1902 г. исполнилось 25 лет со дня смерти Николая Алексеевича Некрасова. «За те великие заслуги, которые сделаны им нашему обширному Отечеству», самарская городская управа в память о поэте предложила отслужить в день кончины 27 декабря панихиду по поэту в зале городской думы, а в музее императора Александра II при Публичной библиотеке поставить на вечное воспоминание гипсовый бюст Некрасова и по традиции учредить по одной стипендии в мужской и женской гимназиях, реальном училище и в городском четырехклассном училище35.

Поручение сделать предложения по программе чествования поэта, как обычно, было поручено училищной комиссии, которая представила на рассмотрение думы проект только в марте 1903 г. Помимо учреждения стипендий, комиссия предложила также приобрести полное собрание сочинений Некрасова для библиотек всех учебных заведений, содержащихся за счет города, а также выдать всем оканчивающим курс в начальных училищах в текущем учебном году (1902-1903 гг.) книжку Тихомирова о Некрасове36. Книга как раз вышла в 1903 г., была написана педагогом Д.И. Тихомировым и предназначалась для школ и народа37.

В 1903 г. очередная дата была связана с Иваном Сергеевичем Тургеневым -исполнялось 20 лет со дня его смерти. Городская дума приняла программу мероприятий, предложенных училищной комиссией, которая включала в себя уже традиционные пункты. «Почтить память незабвенного Ивана Сергеевича» планировалось учреждением стипендий имени И.С. Тургенева в мужской и двух женских гимназиях, реальном училище и городском четырехклассном училище; раздать всем училищам, которые содержались за счет города, полное собрание сочинений Тургенева и для этого приобрести 27 экземпляров по числу училищ38. Кроме того, предполагалось назвать именем Тургенева трехклассное городское училище, которое готовилось к открытию39.

34 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 1032. Л. 27 об.

35 Там же. Д. 1051. Л. 1.

36 Там же. Л. 17 об.

37 ТихомировД.И. Николай Алексеевич Некрасов. Чтение для школ и народа. М., 1903.

38 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 1064. Л. 5 об.

39 Там же. Л. 5.

Статьи

Последний пункт, однако, удалось осуществить не сразу: из министерства народного просвещения пришло на имя губернатора уведомление, что ходатайство о присвоении имени Тургенева вновь открываемому трехклассному училищу не встречает препятствий, но «разрешение министерства в настоящее время дано быть не может, так как для такого требуется наличность открытия училища»40. Через год снова было подано прошение присвоить уже открытому трехклассному училищу имя Тургенева, которое было удовлетворено41.

Таким образом, на опыте самарской городской управы по проведению мероприятий в память о знаменитых отечественных писателях и поэтах XIX столетия (В.Г. Белинского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева) выявляется определенный устоявшийся «сценарий» мемориальных акций. Наиболее распространенным и в то же время наименее затратным способом почтить память любого из отечественных литературных деятелей являлось присвоение его имени городскому или приходскому училищу. Кроме того, всякий раз учреждались именные стипендии в одном или нескольких учебных заведениях.

Мемориальные акции в память о знаменитых российских писателях и поэтах в первую очередь связывались с просвещением. Это проявлялось как в том, что в разработке программ чествования была непосредственно задействована самарская городская училищная комиссия и учебные учреждения, так и в том, что выдвигались идеи просвещения самих горожан, например, устройство библиотек.

Немаловажным является и тот факт, что мемориальные акции в честь отечественных литераторов, инициированные органами городского самоуправления на рубеже XIX-XX вв., часто носили благотворительный характер. В Самаре таким образом сформировался целый комплекс именных стипендий в училищах, гимназиях и прогимназиях, которые освобождали наиболее успевающих или небогатых учеников от платы за обучение.

Можно констатировать, что на рубеже XIX-XX вв. благотворительность, особенно в делах просвещения, носила системный характер и являлась неотъемлемой частью мемориальных акций, инициированных органами городского самоуправления. Поскольку в наши дни благотворительные акции в рамках памятных мероприятий являются единичными случаями, подобный опыт требует более детального изучения и нового внедрения уже в современных условиях.

40 ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 1064. Л. 10.

41 Там же. Л. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.