МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Инициативы евразийских государств по обеспечению международной и региональной информационной безопасности
СТУПАКОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Заведующий кафедрой международного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук
Аннотация: В статье отмечено, что информационная безопасность и ее международно-правовое регулирование являются актуальными проблемами безопасности ЕАЭС, ШОС, СНГ, которая обеспечивается как международным унифицированным правопорядком, так и национальными мерами и интеграционными мероприятиями. Процесс согласования и принятия международной универсальной конвенции в этой сфере сложный, длительный и противоречивый, поскольку государства современного биполярного и многополярного мира по-разному видят транснациональные угрозы в условиях незащищенности сети Интернет.
Ключевые слова: международная и региональная информационная безопасность, новые информационные технологии, инициатива ООН по правилам поведения в области обеспечения международной информационной безопасности.
Initiatives Eurasian states to ensure regional and international information security
STUPAKOV VALERY IVANOVICH
Head of the chair of international law, Institute of International law and economy of the name AS. Griboedov, candidate of legal sciences
Abstract: The article noted that information security and its international regulation is one of the urgent problems of safety EAEU, SCO, CIS, which is provided as a unified international legal order and national measures and integration activities. The process of agreeing and implementing an international universal convention in this area is difficult, long and controversial, since the state of modern bipolar and multipolar world have different views on transnational threats in conditions of insecurity Internet.
Key words: international and regional information security, information technology, on the initiative of the United Nations rules of conduct in the field of international information security.
72
№3 2015
Международная информационная безопасность и ее международно-правовое регулирование являются актуальными проблемами безопасности ЕАЭС, ШОС, СНГ, которая обеспечивается как международным унифицированным правопорядком, так и национальными мерами и интеграционными мероприятиями. Процесс согласования и принятия международной универсальной конвенции в этой сфере сложный, длительный и противоречивый, поскольку государства современного биполярного и многополярного мира по-разному видят транснациональные угрозы в условиях незащищенности сети Интернет. Особую регулирующую роль играют Конвенция ООН об обеспечении международной информационной безопасности, Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности.
Обеспечение Международной информационной безопасности вытекает из Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/65/41 от 8 декабря 2010 г. «Достижения в сфере информатизации и коммуникаций в контексте международной безопасности», которая призвана ограничить угрозы международной информационной безопасности, обеспечить информационную безопасность государств-участников и создать информационное пространство, для которого характерны мир, сотрудничество и гармония.
В январе 2015 г. государствами - членами ШОС внесены в качестве официального документа в ООН «Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ)». В их основу положены подходы, одобренные по инициативе государств - членов ШОС в ходе 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2011 г.
Ключевой особенностью инициативы государств-членов ШОС по содержанию «Правил поведения в области МИБ» 2015 г. является «миротворческий» характер положений этого документа, предполагающий не регулирование правил ведения «кибервойн», а предотвращение конфликтов в информационном пространстве. В нем
закреплены обязательства государств - членов ООН: 1) не применять информационно-коммуникационные технологии в целях нарушения международного мира и безопасности, 2) не вмешиваться во внутренние дела других государств для подрыва их политической, экономической и социальной стабильности; 3) исполнять обязательства по воздержанию от применения силы или угрозы силой в ходе разрешения международных споров, возникающих в цифровой сфере.
«Правила поведения в области МИБ» 2015 г. имеют следующие принципиально новые особенности.
Во-первых, в них расширен раздел о правах человека, закрепляющий сбалансированный подход к данной проблематике с учетом обязанностей государств в той сфере. В документе отмечено, что информационные возможности и права, которые человек-пользователь реализует при непрерывной работе, в онлайн режиме, должны защищаться в онлайн режиме, при этом пользование данными правами может быть сопряжено с некоторыми ограничениями в соответствии со ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Во-вторых, в связи с тем, что проблема обеспечения МИБ на современном этапе неразрывно связана с тематикой интернационализации управления сетью Интернет, данные вопросы внесены в «Правила поведения в области МИБ» в виде отдельного пункта.
В-третьих, особое внимание в документе уделено проблематике «наращивания потенциала» в
73
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
сфере информационной безопасности и оказания развивающимся странам содействия в преодолении отставания от современного «цифрового уровня».
В контексте инициатив Шанхайской организации сотрудничества в области международной информационной безопасности в Российской Федерации приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 июля 2013 г. № Пр-1753, которые являются документом стратегического планирования.
Основами определяются основные угрозы в области международной информационной безопасности, цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, а также механизмы их реализации. Они конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Доктрины информационной безопасности РФ, Концепции внешней политики РФ и других документов стратегического планирования Российской Федерации.
Основы предназначены: а) для продвижения на международной арене российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности, включая совершенствование правового, организационного и иных видов ее обеспечения; б) для формирования межгосударственных целевых программ в области международной информационной безопасности, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, а также государственных и федеральных целевых программ в данной области; в) для организации межведомственного взаимодействия при реализации государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности;
г) для достижения и поддержания технологического паритета с ведущими мировыми держава-
ми за счет более широкого использования информационных и коммуникационных технологий в реальном секторе экономики.
Под международной информационной безопасностью понимается такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры.
Под системой международной информационной безопасности понимается совокупность международных и национальных институтов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства, содействовать равноправному стратегическому партнерству в глобальном информационном пространстве.
Система международной информационной безопасности призвана оказать противодействие угрозам стратегической стабильности, обеспечить безопасность информационного пространства. Сотрудничество в области формирования системы международной информационной безопасности отвечает национальным интересам Российской Федерации и способствует укреплению ее национального суверенитета.
Основной угрозой в области международной информационной безопасности является использование информационных и коммуникационных технологий:
а) в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности;
б) в террористических целях, в том числе для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфра-
74
№3 2015
структуры, а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;
в) для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию;
г) для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ.
Стратегия выделяет несколько видов государственной политики в области информационной безопасности.
1. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи формирования системы международной информационной безопасности на двустороннем, многостороннем, региональном и глобальном уровнях, являются:
а) создание условий для продвижения на международной арене российской инициативы в необходимости разработки и принятия государствами - членами Организации Объединенных Наций Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности;
б) содействие закреплению российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности в итоговых документах, изданных по результатам работы Группы правительственных экспертов Организации Объединенных Наций по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, а также содействие выработке под эгидой Организации Объединенных Наций правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;
в) проведение на регулярной основе двусторонних и многосторонних экспертных консультаций, согласование позиций и планов действий с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами -участниками БРИКС, странами - членами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, странами - членами «Группы восьми», «Группы двадцати», другими государствами и международными структурами в области международной информационной безопасности;
г) продвижение на международной арене российской инициативы в области интернационализации управления информационно-телекоммуникационной сетью Интернет и увеличение в этом контексте роли Международного союза электросвязи;
д) организационно-штатное укрепление структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации государственной политики Российской Федерации, а также совершенствование координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной области;
е) создание механизма участия российского экспертного сообщества в совершенствовании аналитического и научно-методического обеспечения продвижения российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности;
ж) создание условий для заключения между Российской Федерацией и иностранными государствами международных договоров о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности;
з) усиление взаимодействия в рамках ШОС между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности и содействие расширению состава участников;
75
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
и) использование научного, исследовательского и экспертного потенциала Организации Объединенных Наций, других международных организаций для продвижения российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности.
2. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по созданию условий, способствующих снижению риска использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности, являются:
а) развитие диалога с заинтересованными государствами о национальных подходах к противодействию вызовам и угрозам, возникающим в связи с масштабным использованием информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях;
б) участие в выработке на двустороннем и многостороннем уровнях мер по укреплению доверия в области противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии;
в) содействие развитию региональных систем и формированию глобальной системы международной информационной безопасности на основе общепризнанных принципов и норм международного права (уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела других государств, неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях, право на индивидуальную и коллективную самооборону, уважение прав и основных свобод человека);
г) содействие подготовке и принятию государствами - членами Организации Объединенных Наций международных правовых актов, регламентирующих применение принципов и норм
международного гуманитарного права в сфере использования информационных и коммуникационных технологий;
д) создание условий для установления международного правового режима нераспространения информационного оружия.
3. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по формированию механизмов международного сотрудничества в области противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в террористических целях, являются:
а) развитие сотрудничества с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами - участниками БРИКС, способствующего предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию актов деструктивного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры, минимизации последствий реализации таких актов, а также противодействию использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет и других информационно-телекоммуникационных сетей в целях пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;
б) содействие подготовке и принятию государствами - членами Организации Объединенных Наций акта, определяющего порядок обмена информацией о передовых практиках в области обеспечения безопасности функционирования элементов критической информационной инфраструктуры.
4. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по созданию условий для противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в экстремистских целях, в том числе в целях вме-
76
№3 2015
шательства во внутренние дела суверенных государств, являются:
а) участие в разработке и реализации межгосударственной системы мер по противодействию указанным угрозам;
б) содействие созданию международного механизма постоянного контроля за недопущением использования информационных и коммуникационных технологий в экстремистских целях, в том числе в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
5. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи повышения эффективности международного сотрудничества в области противодействия преступности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий, являются:
а) продвижение на международной арене российской инициативы в необходимости разработки и принятия под эгидой Организации Объединенных Наций Конвенции о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности, а также активизация работы с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами -участниками БРИКС по поддержке данной инициативы;
б) развитие сотрудничества в сфере противодействия информационной преступности с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами - участниками БРИКС, странами - членами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, странами - членами «Группы восьми», «Группы двадцати», другими государствами и международными структурами;
в) повышение эффективности информационного обмена между правоохранительными органами государств в ходе расследования преступлений в сфере использования информационных и коммуникационных технологий;
г) совершенствование механизма обмена информацией о методиках расследования и судебной практике рассмотрения дел о преступлениях в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.
6. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по созданию условий для обеспечения технологического суверенитета государств в области информационных и коммуникационных технологий и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами, являются:
а) содействие разработке и реализации международных программ, способствующих преодолению информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами;
б) содействие развитию национальных информационных инфраструктур и участию государств мирового сообщества в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.
Государственная политика Российской Федерации реализуется федеральными органами исполнительной власти и надзорными органами в соответствии с предметами их ведения при выполнении соответствующих межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, государственных и федеральных целевых программ, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации осуществляется рабочими органами Совета Безопасности Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными самостоятельными подразделениями Админи-
77
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
страции Президента Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и организациями.
Общая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией государственной политики Российской Федерации, а также с продвижением согласованной позиции Российской Федерации по этому вопросу на международной арене, осуществляется Министерством иностранных дел Российской Федерации. Интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий, их широкое применение во всех сферах деятельности человека создали условия для формирования глобальной информационной инфраструктуры, которая предоставила качественно новые возможности социализации людей, их общения и доступа к накопленным человечеством знаниям. В современном обществе информационные и коммуникационные технологии являются основным фактором, определяющим уровень социально-экономического развития и состояние национальной безопасности.
Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г. призваны способствовать активизации внешней политики Российской Федерации на пути достижения согласия и учета взаимных интересов в процессе интернационализации глобального информационного пространства.
Начиная с 2010 г. в рамках активно ООН идет согласование концепции Конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности, основные направления которой нашли отражение в нескольких резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и иных документах.
Руководящие органы СНГ, Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея и Исполнительный комитет неоднократно обращались к рассмотрению вопросов коллективной информационной безопасности СНГ, опираясь на документы ООН в этой сфере.
Руководители государств и силовых ведомств СНГ неоднократно отмечали в своих выступлениях, что Конвенция ООН об обеспечении международной информационной безопасности и Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности являются основными документами в области МИБ. 20 ноября 2013 г. было принято Соглашение государств - участников СНГ «О сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности».
Эти международные договоры необходимы государствам СНГ для защиты национального суверенитета в информационном пространстве, противодействия нарушениям конфиденциальности информации, целостности и доступности компьютерных систем и сетей и компьютерной информации, для предотвращения злоупотреблений такими системами, сетями и информацией. Особое внимание должно быть уделено мерам административной и уголовной ответственности за противоправные деяния, направленные на подрыв информационной безопасности на национальном и международном уровнях, и предоставлению государственным органам и органам СНГ полномочий, достаточных для эффективной борьбы с правонарушениями в информационной сфере.
По международным принципам и стандартам ООН, которые поддерживает СНГ, в качестве основных угроз в информационном пространстве, приводящих к нарушению международного мира и безопасности, рассматриваются следующие:
1) использование информационных технологий и средств для осуществления враждебных действий и актов агрессии;
2) целенаправленное деструктивное воздействие в информационном пространстве на критически важные структуры другого государства;
3) неправомерное использование информационных ресурсов другого государства без согла-
78
№3 2015
сования с государством, в информационном пространстве которого располагаются эти ресурсы;
4) действия в информационном пространстве с целью подрыва политической, экономической и социальной систем другого государства, психологическая обработка населения, дестабилизирующая общество;
5) использование международного информационного пространства государственными и негосударственными структурами, организациями, группами и отдельными лицами в террористических, экстремистских и иных преступных целях;
6) трансграничное распространение информации, противоречащей принципам и нормам международного права, а также национальным законодательствам государств;
7) использование информационной инфраструктуры для распространения информации, разжигающей межнациональную, межрасовую и межконфессиональную вражду, расистских и ксенофобских письменных материалов, изображений или любого другого представления идей или теорий, которые пропагандируют, способствуют или подстрекают к ненависти, дискриминации или насилию против любой личности или группы лиц, если в качестве предлога к этому используются факторы, основанные на расе, цвете кожи, национальном или этническом происхождении;
8) манипулирование информационными потоками в информационном пространстве других государств, дезинформация и сокрытие информации с целью искажения психологической и духовной среды общества, эрозия традиционных культурных, нравственных, этических и эстетических ценностей;
9) использование информационно-коммуникационных технологий и средств в ущерб основным правам и свободам человека, реализуемым в информационном пространстве;
10) противодействие доступу к новейшим информационно-коммуникационным технологиям, создание условий технологической зависимости в сфере информатизации в ущерб другим государствам;
11) информационная экспансия, приобретения контроля над национальными информационными ресурсами другого государства.
К числу первоочередных задач СНГ относятся развертывание широкополосного Интернета, расширение возможностей установления соединений в сельских районах, создание благоприятной политической и регуляторной среды, необходимой для привлечения инвестиций и внедрения новых моделей ведения хозяйственной деятельности, усиление профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и человеческого потенциала, а также стимулирование внедрения на местном уровне соответствующих приложений.
Идеи международно-правового регулирования информационной безопасности в СНГ опираются на резолюции и международно-правовые инициативы ООН по урегулированию проблем международной информационной безопасности. Международная информационная безопасность является одним из ключевых элементов системы международной безопасности, способствует углублению доверия и развитию взаимодействия государств - участников СНГ в вопросах обеспечения международной информационной безопасности для реализации основных прав и свобод человека и гражданина.
Концепция Конвенция ООН о международной информационной безопасности закрепляет на международном уровне ряд ключевых понятий информационной безопасности, таких как информационная война, информационная безопасность, информационное оружие, терроризм в информационном пространстве и др., которые пока фигурируют исключительно в научных и научно-публицистических работах, но не стали категориями международного права.
В российском проекте Конвенции четко прописаны вопросы сохранения суверенитета государства над его информационном пространством, а также положения, направленные на защиту от «действий в информационном простран-
79
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
стве с целью подрыва политической, экономической и социальной систем другого государства, психологической обработки населения, дестабилизирующей общество». Во многом российский проект Конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности» является противовесом известной Будапештской конвенции (Конвенции Совета Европы по киберпреступности), которую западные политики пытаются «истолковать» как документ «глобального» характера в вопросах кибербезопасности1.
Соглашение Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности 2013 г. включают следующие положения:
• воздействие на информацию - действие по изменению формы представления информации и ее содержания;
• доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
• защита информации - деятельность, направленная на защиту прав субъектов на информацию, предотвращение несанкционированного доступа к ней и (или) утечки защищаемой информации, несанкционированных и (или) непреднамеренных воздействий на нее;
• защищаемая информация - информация, подлежащая защите в соответствии с законодательством государств - участников Содружества Независимых Государств и (или) требованиями, установленными обладателем такой информации;
• информационная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве;
• информационная инфраструктура - совокупность технических средств и систем формирова-
1 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/65/41 от 8 декабря 2010 г. «Достижения в сфере информатизации и коммуникаций в контексте международной безопасности». http://www.scrf.gov.ru/ news/720.html$http://www.securitylab.ru/news/425397.php
ния, создания, преобразования, передачи, использования и хранения информации;
• информационная преступность - использование информационных ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в противоправных целях;
• информационная система - организационно упорядоченная совокупность средств, реализующих определенные технологические действия посредством информационных процессов, предназначенных для решения конкретных функциональных задач;
• информационное оружие - информационные технологии, средства и методы, применяемые в целях ведения информационной войны;
• информационное пространство - сфера деятельности, связанная с созданием, преобразованием, передачей, использованием и хранением информации, оказывающая воздействие в том числе на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию;
• информационно-коммуникационные технологии - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации;
• информационные процессы - процессы формирования, поиска, сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации;
• информационные ресурсы - информационная инфраструктура, а также собственно информация и ее потоки;
• информационные технологии - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу, распространение и защиту информации;
• информационный терроризм - использование информационных ресурсов и (или) воздей-
80
№3 2015
ствие на них в информационном пространстве в террористических целях;
• информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
• информация ограниченного доступа ~ информация, доступ к которой ограничен законодательством государств ~ участников Содружества Независимых Государств либо международными договорами сторон;
• межгосударственная информационная система ~ задействованная в межгосударственных информационных обменах система, принадлежащая органам Содружества Независимых Государств, субъектам государств ~ участников Содружества Независимых Государств на правах совместной собственности, совместного владения или совместного (общего) пользования;
• несанкционированный доступ к информации ~ доступ к защищаемой информации (информации ограниченного доступа) с нарушением прав или правил, установленных ее обладателем (владельцем) и (или) законодательством государств ~ участников Содружества Независимых Государств;
• обеспечение информационной безопасности ~ система мер правового, организационно-технического и организационно-экономического характера по выявлению угроз информационной безопасности, предотвращению их реализации, пресечению и ликвидации последствий реализации таких угроз;
• сертификат на соответствие требованиям по защите информации ~ форма подтверждения соответствия объектов оценки требованиям по защите информации, установленным нормативными правовыми актами государств ~ участников Соглашения СНГ в области обеспечения информационной безопасности 2013 г.;
• средство защиты информации ~ техническое, программное, программно-техническое средство, вещество и (или) материал, предназначенные или используемые для защиты информации;
• трансграничная передача информации - передача информации оператором через государственные границы государств - участников Содружества Независимых Государств органу власти государства, физическому или юридическому лицу;
• угрозы информационной безопасности ~ факторы, создающие опасность для личности, общества, государства и их интересов в информационном пространстве. В целях Соглашения СНГ в области обеспечения информационной безопасности 2013 г. под угрозами информационной безопасности понимаются в том числе разработка и применение информационного оружия, информационный терроризм и информационная преступность;
• уполномоченные органы — органы государств, наделенные соответствующей компетенцией и полномочиями, осуществляющие координацию деятельности в сфере информационной безопасности.
Государства СНГ организуют взаимодействие и сотрудничество по следующим основным направлениям:
1) сближение нормативных правовых актов и нормативно-методических документов государств Соглашения, регламентирующих отношения в сфере обеспечения информационной безопасности;
2) разработка нормативных правовых актов для проведения совместных скоординированных мероприятий в информационном пространстве, направленных на обеспечение информационной безопасности в государствах~ участниках Соглашения;
3) разработка и доведение до пользователей нормативных документов, регулирующих вопросы обеспечения информационной безопасности; нормативное правовое обеспечение развития производства программно-технических средств и средств защиты информации;
4) разработка межгосударственных стандартов в области информационной безопасности, совместимых с международными стандартами;
5) создание защищенных информационных систем различного прикладного назначения;
81
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
6) организация трансграничной передачи информации;
7) совершенствование технологии защиты информационных систем и ресурсов от потенциальных и реальных угроз;
8) анализ и оценка угроз информационной безопасности информационных систем;
9) совершенствование деятельности в области выявления и нейтрализации устройств и программ, представляющих опасность для функционирования информационных систем;
10) реализация согласованных мероприятий, направленных на недопущение несанкционированного доступа к информации, размещенной в информационных системах, и ее утечки по техническим каналам.
Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности 2013 г. являются «ключевыми» информационно-правовыми категориями, на которых базируется современная международная информационная безопасность, позволяющими отделить добросовестное и недобросовестное поведение участников информационного пространства, включая основания привлечения их к юридической ответственности, в том числе и через Суд СНГ. Соглашение способствует гармонизации норм информационного права государств СНГ и усилению роли правовых институтов о мерах информационной безопасности. Особое место занимают информационно-учетные отношения по финансовой отчетности на финансовых рынках. Информационное право государств СНГ должно помочь устранить трудности сбора и идентификации информации, которые возникают при квалификации и разграничении информационных правонарушений и проступков в сфере конкуренции на финансовых рынках в части установления доминирующего положения кредитной организации и умышленного воспрепятствования конкуренции. В информационных банковских стандартах банковская услуга определяется как банковская операция (совокуп-
ность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности.
Государства СНГ проводят совместные мероприятия по вопросам организации информационной безопасности на принципах равноправия и взаимной выгоды в целях создания правовых и организационных основ сотрудничества госу-дарств-участников в области обеспечения международной информационной безопасности, ссылаясь на Резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/55/29 от 20 ноября 2000 г. «Роль науки и техники в контексте международной безопасности и разоружения». В Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/55/29 от 20 ноября 2000 г. отмечается, что достижения науки и техники могут иметь как гражданское, так и военное применение, и что необходимо поддерживать и поощрять развитие науки и техники для использования в гражданских целях.
Государства СНГ стремятся поощрять, формировать, развивать и активно внедрять устойчивую глобальную культуру кибербезопасности, как отмечается в Резолюции Генеральной Ассамблеи Организация Объединенных Наций A/RES/64/211 от 21 декабря 2009 г. «Создание глобальной культуры кибербезопасности и оценка национальных усилий по защите важнейших информационных инфраструктур».
Основные меры предотвращения военных конфликтов в информационном пространстве СНГ включают международные договоренности государств, в которых они:
1) обязуются сотрудничать друг с другом в сфере обеспечения международной информационной безопасности для поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации;
82
№3 2015
2) будут предпринимать все необходимые меры для предотвращения деструктивного информационного воздействия со своей территории или с использованием информационной инфраструктуры, находящейся под его юрисдикцией, а также обязуются взаимодействовать для определения источника компьютерных атак, проведенных с использованием их территории, противодействия этим атакам и ликвидации последствий;
3) будут воздерживаться от разработки и принятия планов, доктрин, способных спровоцировать возрастание угроз в информационном пространстве, а также вызвать напряженность в отношениях между государствами и возникновение «информационных войн»;
4) будут воздерживаться от любых действий, направленных на полное или частичное нарушение целостности информационного пространства другого государства;
5) обязуются не использовать информационно-коммуникационные технологии для вмешательства в дела, относящиеся к внутренней компетенции другого государства;
6) будут воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против информационного пространства любого другого государства для его нарушения или в качестве средства разрешения конфликтов;
7) обязуются воздерживаться от организации или поощрения организации каких-либо иррегулярных сил для осуществления неправомерных действий в информационном пространстве другого государства;
8) обязуются воздерживаться от клеветнических утверждений, а также от оскорбительной или враждебной пропаганды для осуществления интервенции или вмешательства во внутренние дела других государств;
9) имеют право и обязуются бороться против распространения недостоверных или искаженных сообщений, которые могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела других государств или как наносящие ущерб международному миру и безопасности;
10) будут принимать меры по ограничению распространения «информационного оружия» и технологий его создания.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности 2013 г. http://2013.infoforum.ru/
2. Инициатива государств - членов ШОС в ООН о проекте Правила поведения в области международной информационной безопасности (МИБ) 2015 г. http://2015.infoforum.ru/
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/65/41 от 8 декабря 2010 г. «Достижения в сфере информатизации и коммуникаций в контексте международной безопасности». http://www.scrf.gov.ru/news/720.html$http:// www.securitylab.ru/news/425397.phphttp://www.scrf. gov.ru/documents/6/112.html
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/55/29 от 20 ноября 2000 г. «Роль науки и техники в контексте международной безопасности и разоружения». http://www.kommersant.ru/ doc/1953059/print http://www.iisi.msu.ru/news/news54/
5. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организация Объединенных Наций A/RES/64/211 от 21 декабря 2009 г. «Создание глобальной культуры кибербезопасности и оценка национальных усилий по защите важнейших информационных инфраструктур». http://2012.infoforum.ru/
6. Ступаков В.И. Проблемы международной информационной безопасности в СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2014 г. № 1.
83