DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-2/193-206
УДК 378.014.252 В.М. Фершт1
Московский государственный университет технологий и управления им. К. Разумовского Москва. Россия
A. П. Латкин2
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
B.Н. Иванова3
Московский государственный университет технологий и управления им. К. Разумовского Москва. Россия
Чин Манхо4
Международный комитет по медицинскому сотрудничеству Китай
Инициативные проекты комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и её Дальневосточного комитета в условиях пандемии
В статье рассматривается концепция ЮНЕСКО по организации онлайн-обучения в условиях чрезвычайных ситуаций, таких, как пандемия COVID-19, и возможность её реализации во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса совместно с Московским государственным университетом технологий и управления им. К. Разумовского и учебными организациями Китая, Японии, Республики Кореи и Монголии. Авторы определяют сущность и перспективы онлайн-обучения как единственного средства для непрерывного образовательного процесса, основываясь на исследовании последних инициатив ЮНЕСКО в области образования в условиях карантина и самоизоляции.
1 Фершт Виктор Михайлович - д-р клинической психологии, профессор; e-mail: fersht@yandex.ru
2 Латкин Александр Павлович - д-р экон. наук, профессор, зам. председателя Дальневосточного комитета РФ по делам ЮНЕСКО; e-mail: aleksandr.latkinp@vvsu.ru
3 Иванова Валентина Николаевна - д-р экон. наук, профессор, ректор Московского государственного университета технологий и управления им. K. Разумовского; e-mail: rektorat@mgutm.ru.
4 Чин Манхо - почётный профессор Центра научных и образовательных программ Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), президент Международного комитета по медицинскому сотрудничеству, Китай; e-mail: milyyang@imecc.org.
193
Раскрываются содержательная часть программы ЮНЕСКО «Открытые школы» и опыт её осуществления в России. Обосновываются целесообразность и этапность продвижения инновационного образовательного проекта «Онлайн-школы и Институты для стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Подчеркивается координирующая функция ЮНЕСКО и её Дальневосточного комитета в реализации цифровых проектов для диагностики и лечения коронавируса, а также при переходе к управлению социально-экономическим развитием в режиме «умный город».
Ключевые слова и словосочетания: концепция, ЮНЕСКО, инициативы и программы онлайн-обучения, виртуальная школа, онлайн-институт, пандемия, чрезвычайные ситуации, цифровые проекты.
V. Fersht
State University of Technology and Management named after K. Razumovsky
Moscow. Russia
А.Р. Latkin
Vladivostok State University of Economics and Service
Vladivostok. Russia
V.N. Ivanova
State University of Technology and Management named after K. Razumovsky
Moscow. Russia
Ching Manho
International Medical Exchange and Cooperation Committee (IMECC)
China
Initiative projects of the Russian Federation Commission for UNESCO and its Far Eastern Committee in a pandemic
The article discusses the concept of UNESCO on the organization of online training in emergency situations, such as the COVID-19 pandemic and the possibility of its implementation at the Vladivostok State University of Economics and Service in conjunction with Moscow State University of Technology and Management. Razumovsky and educational organizations of China, Japan, the Republic of Korea and Mongolia. The authors determine the essence and prospects of online learning as the only means for the continuing educational process, based on a study of the latest UNESCO initiatives in the field of education in quarantine and self-isolation.
The substantial part of the UNESCO Open Schools program and the experience of its implementation in Russia are revealed. The expediency and stagedness of the promotion of the innovative educational project «Online schools and institutes for the countries of the Asia-Pacific region» is substantiated. The coordinating function of UNESCO and its Far Eastern Committee in the implementation of digital projects for the diagnosis and treatment of coronavirus, as well as in the transition to the management of socio-economic development in the «smart city» mode, is emphasized.
194
Keywords: concept, UNESCO, initiatives and programs of online éducation, virtual school,
online institute, pandemic, emergency situations, digital projects.
Введение
Масштабное развитие коронавируса COVID-19 во всех странах мира наносит значительный ущерб экономике и качеству жизни человечества. При этом возникают объективные предпосылки для радикальных изменений традиционных подходов к управлению национальными и региональными социально-экономическими системами, международным сотрудничеством, реализацией глобальных межнациональных проектов и программ.
Одним из приоритетных направлений этого сложного и пока ещё научно не обоснованного процесса является образование, что подтверждается высокой интенсивностью обсуждения новых моделей его организации в условиях карантина и самоизоляции во время пандемии.
Важно отметить, что далеко не все принимаемые в этой сфере управленческие решения однозначно поддерживаются образовательным сообществом по критерию достижения их нормативной эффективности, в том числе ввиду неодинакового уровня их экономической, социально-психологической и информационной подготовленности в разных странах и регионах Российской Федерации. Прежде всего, это проявляется в параметрах обеспеченности повсеместно предоставляемых образовательных услуг и их потребителей широкополосным скоростным Интернетом и технологиями его эффективного использования для обучения в режиме-онлайн.
В современных условиях пандемии координирующую роль в решении этой проблемы, а также в обосновании и реализации цифровых проектов с использованием методов искусственного интеллекта взяла на себя Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), разработав и предложив мировому сообществу целый ряд инициатив.
Инициативы ЮНЕСКО по образованию в условиях карантина и самоизоляции во время пандемии
Онлайн-образование становится сейчас самым обсуждаемым в мировой сети вопросом. Большинство правительств во всем мире временно закрыли учебные заведения в попытке сдержать распространение пандемии COVID-19. Эти общенациональные закрытия затрагивают почти 70% мирового студенческого населения. Несколько других стран ввели локализованные меры по закрытию школ, что отразилось на миллионах дополнительных учащихся. По данным ЮНЕСКО, «беспрецедентное число детей, молодежи и взрослых не посещают школы или университеты из-за COVID-19», а правительства в 100 странах объявили или осуществили закрытие школ. В 85 странах были закрыты школы по всей стране, что затронуло более 776,7 миллионов детей.
Закрытие во многих странах, включая Россию, образовательных учреждений из-за пандемии COVID-19 выдвинуло на первый план проблему, которая существует уже много лет. Традиционная система образования с обязательным физическим присутствием учителей и учащихся в одном месте в одно и то же
195
время в создавшихся условиях распространения коронавируса исключает реализацию такого подхода.
Традиционная система не может быстро реагировать на новые чрезвычайно возникшие обстоятельства, что определяет высокую значимость развития системы открытых университетов и школ, которые во время пандемии продолжают работать в режиме дистанционного обучения. Согласно оценке ЮНЕСКО около 1,2 млрд студентов и молодежи по всей планете страдают от закрытия школ и университетов из-за вспышки COVID-19. Для разрешения этой проблемы ЮНЕСКО создала Глобальную образовательную коалицию, в которую вошли практически все университеты, большинство школ и образовательных учреждений мира. Основной задачей Коалиции является содействие расширению возможностей инклюзивного обучения для детей и молодежи в период внезапных и беспрецедентных образовательных потрясений [1].
Согласно концепции ЮНЕСКО инвестиции в дистанционное обучение должны смягчить непосредственные нарушения, вызванные COVID-19, и обеспечить разработку более открытых и гибких систем образования на будущее. Глобальная образовательная коалиция стала открытым партнерством организаций, заинтересованных в присоединении к ответу COVID-19 и выражающих свою заинтересованность в обеспечении непрерывности образования для всех учащихся.
Коалиция обязалась помочь странам обеспечить инклюзивное и справедливое предоставление дистанционного образования. Участники коалиции предлагают свои возможности получения образования в периоды закрытия школ [2].
Теперь уже становится общепризнанной моделью образовательного процесса дистанционное обучение с использованием онлайн-режима, обеспеченное современными технологическими разработками по доступу к мобильным приложениям [3].
В связи с этим ЮНЕСКО подготовила онлайновое руководство со ссылками на приложения для дистанционного обучения и другие ресурсы, а также «Рекомендации по дистанционному образованию во время COVID-19», содержащие политические и практические советы по использованию методов, инструментов дистанционного обучения и соответствующих технологий. В указанных материалах предоставлен план действий для принятия решений в области образования. Рекомендации ЮНЕСКО ориентированы на правительственные учреждения, учебные заведения, ученых, учащихся и студентов, родителей, а также органы, ответственные за обеспечение качества аккредитации и признания образования. Такие рекомендации являются общими и должны быть адаптированы к различным ситуациям. Дистанционное обучение может эффективно применяться в образовательных учреждениях среднего, средне-специального и высшего образования.
В дополнение к списку национальных образовательных порталов ЮНЕСКО также обновляет список цифровых образовательных инструментов, включая такие системы управления цифровым обучением, как ClassDojo и Google Classroom; приложения, предназначенные для умных мобильных телефонов,
196
например, KaiOS; и программное обеспечение с сильным автономным компонентом, включая Can't Wait To Learn, Kolibri, Rumie и Ustad Mobile. Этот список также охватывает массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), самоуправляемые обучающие платформы, мобильные приложения для чтения, инструменты и разработки образовательного программного обеспечения и платформы живого видео - Dingtalk, Hangouts Meet и Zoom [4].
Программа ЮНЕСКО «Открытые школы»
Программа «Открытые школы» основана на культуре мира и ненасилия в целях поощрения гражданства подростков, молодежи и школьного сообщества в целом. Это инициатива, в рамках которой объединяются несколько областей мандата ЮНЕСКО: акция за социальную интеграцию, которая стимулирует улучшения в школах, культурное участие, повышение осведомленности о профилактике вирусных заболеваний и СПИДа и заботе об окружающей среде.
Помимо содействия развитию человеческого потенциала, гражданственности и социальной интеграции молодежи и ее общин программа «Открытые школы» способствует повышению качества образования в стране, расширяя возможности доступа к образованию, культуре, спорту, отдыху и получению дохода.
В настоящее время в мире действует сеть открытых школ. Наиболее известны открытые школы ЮНЕСКО в Бразилии и России.
В соответствии с принятой миссией Международная открытая школа в России готовит:
- международных молодежных лидеров юнесковского движения для обеспечения внешних связей России с неправительственными структурами системы ООН, ЮНЕСКО;
- представителей для участия во всемирных, европейских, национальных конгрессах, съездах, ассоциациях;
- руководителей международных неправительственных организаций - клубов, центров, ассоциаций ЮНЕСКО, представителей от России, Урала в молодежных организациях стран-членов ООН, ЮНЕСКО.
Во время обучения учащиеся знакомятся со структурой, программой, работой, возможностями поддержки и содействия образованию, профессиональной деятельности ООН, ЮНЕСКО, межправительственных и международных неправительственных организаций, изучают основы и практики руководства, разработки стратегии и плана работ организации, особенности международных работ офисов, а также мировую экономику, культуру, юриспруденцию в области деятельности национальных и международных неправительственных организаций.
По завершении обучения учащиеся получают:
- диплом по окончании МОШ УСЦ ЮНЕСКО (по окончании стажировки);
- постановку на международный кадровый учет в кадровом центре «Метро-полис» (электронная международная трудовая книжка), куда заносятся все достижения (участие в поездках, встречах, конференциях), что составит опытную базу будущей деятельности;
- международный рейтинг, позволяющий участвовать, в том числе с докладами, в конференциях, съездах, конгрессах регионального, национального и ме-
197
ждународного уровня (после защиты на Рейтинговой конференции международных молодежных лидеров ЮНЕСКО);
- право учреждения, руководства, участия в конкретной международной неправительственной организации (после прохождения второй стажировки);
- рекомендации от Федерации АЦК ЮНЕСКО России для поступления в высшие, среднетехнические, среднеспециальные учебные заведения;
- право участия в летнем университете ЮНЕСКО, региональных, национальных, международных молодежных лагерях;
- представление в соответствующие международные инстанции на обеспечение финансовой поддержки в дальнейшем обучении, международные стипендии;
- право стажировок в Представительной штаб-квартире Федерации ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО России, Информационном центре ООН, ЮНЕСКО;
- официальное представительство в выбранной стране по связям с молодежными неправительственными и межправительственными организациями от Федерации АЦК ЮНЕСКО России (после прохождения третьей стажировки);
- возможность перевода документов о среднем, высшем специальном образовании в международный формат в центрах академической мобильности Европы / ЮНЕСКО;
- предоставление возможности выдвижения кандидатуры на выборные должности Федерации АЦК ЮНЕСКО России, Европейской Федерации клубов ЮНЕСКО [5].
Онлайн-школы и институты для стран Азиатско-Тихоокеанского региона
Выполненное авторами обобщение позитивных практик в деятельности ЮНЕСКО по организации дистанционного образования в режиме онлайн послужило основой планирования перспективных проектов Дальневосточного комитета Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Одним из них является создание во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса Международной онлайн-школы и Международного онлайн-института для обучения детей и студентов Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что эти образовательные учреждения будут работать в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО для дистанционного обучения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Инициаторами проекта стал ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе и Председатель Дальневосточного комитета Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Т.В. Терентьева. Соорганизатором онлайн-института выступил Московский государственный университет технологий и менеджмента им. К.Г. Разумовского.
Проект вызвал большой интерес в страх АТР, и к нему присоединились ряд университетов и школ Китая, Южной Кореи, Японии и Монголии.
198
В настоящее время создан Координационный комитет по онлайн-образованию в условиях чрезвычайных ситуаций стран АТР, который продвигает открытие таких школ и институтов в регионе. Координационный комитет подал заявку на партнёрство с Глобальной образовательной коалицией ЮНЕСКО для дистанционного образования в условиях пандемии.
Планируется, что школа и институт будут работать на базе уникального интернет-ресурса Lark [6]. Это специализированная многоязычная платформа, поддерживающая практически все основные языки Азиатско-Тихоокеанского региона. Её уникальность заключается в том, что в ней работает переводчик с искусственным интеллектом, который позволяет школьникам и студентам учиться и общаться с зарубежными преподавателями и одноклассниками на своём родном языке.
Многоязычная платформа с автоматическим переводом позволит привлечь для обучения в школе учеников, не владеющих английским языком, который является основным во всех других международных школах мира. Предполагается, что каждый ученик и студент будут учиться на своём языке с помощью он-лайн-переводчика. Не секрет, что, несмотря на громадные усилия мирового образования, не удаётся добиться достаточного уровня английского языка для широких масс школьников в азиатских странах. Причина этому - количество школьников и студентов в Азии превышает количество школьников в англоговорящих странах в тысячу раз, все они предпочитают учиться на родном языке.
По мнению авторов, в будущем не английский язык будет всеобщим языком планеты Земля, а язык искусственного интеллекта, позволяющий сохранить культуру великих народов Азии путём мгновенного автоматического перевода с родного языка пользователя.
Координационный комитет по онлайн-образованию в условиях чрезвычайных ситуаций стран АТР предлагает всем своим членам следующую программу открытия онлайн-школ и институтов в 2020 году:
- проведение международной видеоконференции с участием членов Координационного комитета в июне 2020 года для выработки общей стратегии развития онлайн-школ и институтов;
- онлайн-подготовка преподавателей виртуальных школ и институтов в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО в июле-августе 2020 года;
- открытие и организация работы онлайн-школ и институтов в режиме дополнительного онлайн-образования к существующим программам очных университетов и школ - в сентябре-декабре 2020 года;
- регистрация онлайн-школ и онлайн-институтов в программах ЮНЕСКО «Ассоциированные школы ASPnet» [2] и «УНИТВИН / Кафедры ЮНЕСКО» [3] - сентябрь-декабрь 2020 года;
- открытие и работа онлайн-школ и онлайн-институтов в режиме полноценных учебных учреждений с программами полного обучения в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО - в январе 2021 года.
199
Партнёры онлайн-обучения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
ЮНЕСКО располагает совершенной базой для методического руководства онлайн-обучения. Научно-исследовательские институты и центры ЮНЕСКО, которые поддерживают программы ЮНЕСКО, обеспечивают специализированную поддержку кластерных и национальных бюро. Среди них наиболее полезными для сотрудничества с онлайн-школами и онлайн-институтами АТР являются:
- Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Москва,
- Международный институт планирования образования ЮНЕСКО, Париж,
- Международное бюро просвещения, Женева,
- Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни, Гамбург,
- Институт Махатмы Ганди по образованию в интересах мира и устойчивого развития, Нью-Дели,
- Институт ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке кадров, Бонн,
- Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль.
Онлайн-школы и онлайн-институты стран АТР планируют заключить договоры со всеми указанными институтами ЮНЕСКО для организации плодотворного сотрудничества в целях осуществления современных методов виртуального обучения.
Не менее важным является участие онлайн-школ и онлайн-институтов в программах ЮНЕСКО, связанных с информационными технологиями. Наиболее полезными для онлайн-обучения являются программы ЮНЕСКО:
- Международный бакалавриат;
- Координационный комитет международной добровольной службы;
- Совет по международному образованию;
- Международная ассоциация университетов;
- Международный совет по кино, телевидению и аудиовизуальной коммуникации;
- Международный совет по философии и гуманитарным наукам;
- Международный совет по науке;
- Международный совет спортивной науки и физического воспитания;
- Международный совет по социальным наукам;
- Союз международных ассоциаций;
- Всемирная федерация клубов ЮНЕСКО, центров и ассоциаций.
Координационный комитет по онлайн-образованию в условиях чрезвычайных ситуаций стран АТР и его онлайн-школы и институты планируют стать членами этих программ ЮНЕСКО и активно сотрудничать с ними для совершенствования и развития дистанционного обучения в Тихоокеанском регионе.
Национальные Комиссии стран АТР по делам ЮНЕСКО будут осуществлять общее руководство деятельностью Координационного комитета по онлайн-образованию в условиях чрезвычайных ситуаций.
200
Однако основным партнёром системы онлайн-обучения в АТР выбран Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [7], который располагает лучшими в мире методиками по онлайн-обучению в условиях чрезвычайных ситуаций.
Институт уже фактически является готовой сетью инновационных онлайн-платформ, большая часть которых приходится на самые известные в АТР информационно-образовательные ресурсы. Среди партнёров Института находятся обучающие онлайн-платформы компании Хуавэй «Академия информационных технологий» и «Таланты онлайн», Открытый университет Китая, Открытый университет Гонконга, Открытый университет Шанхая. Институт сотрудничает с известными китайскими интернет-ресурсами: TAL-Tomorrow Advancing Life, Видун-Weidong Cloud Education Global Internet Education Platform Operator, Платформа университета Циньхуа-XuetangX Tsinghua University, Платформа Китайского национального инжинирингового центра для онлайн-обучения -China National Engineering Research Center For E-Learning (NERCEL), а также с японскими, корейскими, монгольскими, американскими и другими онлайн-платформами [8].
Одним из значительных проектов для сети онлайн-образования в АТР является сотрудничество с центрами Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Среди них - Обучающий центр Азии и Тихоокеанского региона по вопросам информационных и коммуникационных технологий для развития (APCICT) и Региональный офис ЭСКАТО для Восточной и Северо-Восточной Азии.
Ключевыми партнёрами новой образовательной онлайн-сети являются Глобальный институт образования и обучения (GETI) Офиса Северо-Восточной Азии (ONEA) Управления ООН по уменьшению опасности бедствий (UNDRR) и Региональное отделение Международного союза электросвязи (ITU) для Азии и Тихого океана.
К особым участникам онлайн-сети относятся Международный центр медицинских обменов и образования (IMECC), Китайская ассоциация для торговли с ООН (CAPUNP) и Научно-технический центр прогнозирования будущего (STF Group).
Инициатива ЮНЕСКО по реализации цифровых проектов в условиях самоизоляции и карантина COVID-19
Владивосток одним из первых в России полностью перестроил свою жизнь на цифровое управление и онлайн-активность в условиях строгого карантина ввиду COVID-19. Инициаторами многих онлайн-проектов стали Общественный совет по цифровой экономике при Думе города Владивостока и Комитет по цифровой экономике Торгово-промышленной палаты Приморского края при участии Дальневосточного комитета Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
Платформа для диагностики и лечения коронавируса методами восточной медицины
Институт автоматики и процессов управления Российской академии наук при участии китайских университетов и Центра программ Всемирной организа-
201
ции здравоохранения (ВОЗ) при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) создал платформу искусственного интеллекта для диагностики и лечения коронавируса методами восточной медицины [10].
Рекомендации для лечения дало Министерство здравоохранения КНР, а российские учёные научили искусственный интеллект диагностировать вирусные заболевания и рекомендовать методику их лечения средствами китайской медициной. Китайские врачи применили разработку российских учёных при ликвидации очагов заражения во многих районах своей страны. Платформа работает на английском, русском и китайском языках [11].
Проект будет обсуждаться на Всемирной конференции по искусственному интеллекту в медицине 11 июля 2020 года, в которой примут участие российские учёные совместно с Комитетом по международным медицинским обменам и медицинскому образованию (IMECC) [12].
Международные мультиязычные цифровые проекты Владивостока для стран Азиатско-Тихоокеанского региона
Проекты отличаются от разных аналогичных проектов тем, что не используют английский язык в качестве общего международного языка для общения участников проектов. Эти проекты задействуют переводчиков искусственного интеллекта для общения участников проекта. Они общаются на своём родном языке, а искусственный интеллект автоматически переводит их общение онлайн. Разработчики проектов считают, что будущее в Интернете не за английским языком, а за синхронным переводом искусственного интеллекта.
Организаторами проектов стали Дальневосточный комитет Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Центр программ ВОЗ при ВГУЭС.
Многоязычный проект психологической поддержки больных корона-вирусом - взаимная эмпатия
Взаимная эмпатия онлайн - это первый в мире многоязычный проект, основанный на национальных мессенджерах, в которых установлен автоматический перевод на родной язык. Таким образом, человек, который хочет передать свою эмпатию, сочувствие и поддержку другому человеку, может общаться с ним на родном языке, даже находясь в другой стране и не зная его языка или английского как международного.
Сеансы взаимной эмпатии можно проводить онлайн или по телефону. Группы взаимной эмпатии можно найти в интернет-мессенджерах WhatsApp, Wi-Chat, Skype, Facebook, Line, Cocoa Tok, Telegram. Более подробную информацию на сайте Центра научных и учебных программ ВОЗ при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса и в журнале «Психология онлайн» [14].
Для психотерапии больных сопутствующими коронавирусу заболеваниями можно использовать инновационную платформу с искусственным интеллектом Lark [15]. Медицинский онлайн-сервис Lark - это новый вид сострадательного ухода за хроническими заболеваниями.
Lark использует способности искусственного интеллекта и проверенную когнитивно-поведенческую терапию, чтобы управлять изменениями поведения, 202
которые помогают людям избегать хронических состояний, требующих дорогостоящего лечения. Система помогает стойко переносить приступы гипертонии, контролировать артериальное давление путем измерения АД и проводить лечебные тренинги по гипертонии, осуществляет профилактику диабета с помощью отслеживания и тренировки уровня глюкозы в крови. Lark способствует предотвращению хронических заболеваний с помощью индивидуального инструктажа по снижению веса, управлению стрессом, отказу от табака и другим здоровым привычкам.
Многоязычный проект для разрешения международных споров
В условиях изоляции, вызванной COVID-19, адвокаты и медиаторы устраивают встречи клиентов с юристами в других странах в режиме видеоконференций. Для этого они используют многоязычную платформу Lark [16]. Искусственный интеллект платформы Lark позволяет переводить общение людей, которые не знают иностранные языки, с английского, русского, китайского, японского и корейского языков. Таким образом, клиенты могут общаться без помощи переводчика со своими юристами, не выходя из своих квартир на своём родном языке. Многоязычный проект для разрешения международных споров онлайн успешно используется Союзом медиаторов Дальнего Востока и Забайкалья для разрешения трансграничных споров в Азиатско-Тихоокеанском регионе [17].
Учреждение Ассоциации умных городов стран Северо-Восточной части Азиатско-Тихоокеанского региона
Владивосток в 90-х годах прошлого столетия стал одним из учредителей Всемирной организации устойчивых умных городов WeGo с центром в Сеуле (Южная Корея) [18].
Благодаря быстрому развитию цифровых технологий в мире накопился громадный опыт, и умным городам мира уже требуется разделение по географическому принципу. В мае 2020 года на Международном вебинаре умных городов, организованном WeGo с целью объединения опыта умных городов для цифрового противодействия COVID-19, была озвучена инициатива организации он-лайн-сети умных городов стран Северо-Восточной части АТР в рамках Ассоциации WeGo.
Общественный Совет по цифровой экономике при Думе города Владивостока и Комитет по цифровой экономике Торгово-промышленной палаты Приморского края, Дальневосточный Комитет Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Центр программ ВОЗ при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса предлагают провести учредительную конференцию Ассоциации умных городов стран Северо-Восточной части АТР во Владивостоке в конце 2020 года или начале 2021 года.
Конференцию можно провести как обычном очном режиме, так и в режиме онлайн для безопасности её участников.
Заключение
Пандемия коронавируса COVID-19 и связанные с нею проблемы карантина и самоизоляции студентов и школьников выдвинули перед мировым сообщест-
203
вом новую задачу: перевести образование в режим дистанционного обучения. Практически все университеты и школы создали свои онлайн-платформы или используют глобальные интернет-ресурсы. Лидером в этом процессе является ЮНЕСКО, располагающая самыми передовыми информационными технологиями дистанционного обучения. Отделения ЮНЕСКО в Тихоокеанском регионе создают свою многоязычную сеть для школ и университетов, позволяющую получать онлайн-образование на родном языке в зарубежных вузах и школах. Одновременно с этим ЮНЕСКО и её Дальневосточный комитет осуществляют координирующую функцию в реализации цифровых проектов с использованием методов искусственного интеллекта как для диагностики и лечения коронавиру-са, так и для перехода к управлению социально-экономическим развитием в режиме «умный город».
1. ЮНЕСКО Глобальная образовательная коалиция: [сайт]. - URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/globalcoalition. - Текст: электронный (дата обращения: 21.05.2020).
2. Нарушения образовательного процесса в связи с пандемией коронавируса - COVID-19 и меры реагирования. - Текст: электронный // ЮНЕСКО: [сайт]. - URL: https://ru.unesco.org/covid19/educationresponse (дата обращения: 21.05.2020).
3. Содружество обучения выпускает Рекомендации по дистанционному образованию во время COVID-19. - Текст: электронный // ЮНЕСКО: [сайт]. - URL: https://iite.unesco.org/ru/news/col-releases-guidelines-on-distance-education-during-covid-19-ru/ (дата обращения: 21.05.2020).
4. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения. - Текст: электронный // ЮНЕСКО: [сайт]. - URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf (дата обращения: 21.05.2020).
5. Открытая школа ЮНЕСКО. - Текст: электронный // ЮНЕСКО: [сайт]. - URL: https://vk.com/unescoural (дата обращения: 21.05.2020).
6. Платформа Lark. - Текст: электронный // LARK: [сайт]. - URL: https://www.larksuite.com/product/overview (дата обращения: 5.12.2012).
7. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - Текст: электронный // LARK: [сайт]. - URL: https://iite.unesco.org/ru/ (дата обращения: 5.12.2012).
8. Партнёры Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. -Текст: электронный // LARK: [сайт]. - URL: https://iite.unesco.org/ru/nashi-partnery/ (дата обращения: 5.12.2012).
9. Фершт В.М., Латкин А.П., Иванова В.Н. Современные подходы к использованию искусственного интеллекта в медицине. - Текст: электронный // ВГУЭС: [сайт]. -URL: http://science.vvsu.ru/scientificjournals/ journal/current/article/id/ 2146749182/ 2020110 sovremennye_podkhody_k_ispolzovaniiu (дата обращения: 21.05.2020).
10. Платформа искусственного интеллекта для диагностики и лечения. - Текст: электронный // ИАПУ: [сайт]. - URL: https://iacpaas.dvo.ru/?lang=en (дата обращения: 5.12.2012).
11. Комитет по международным медицинским обменам и медицинскому образованию (IMECC). - Текст: электронный // IMECC: [сайт]. - URL: http://imecc-service.com/gb/index.html (дата обращения: 5.12.2012).
204
12. Центр научных и учебных программ ВОЗ при Владивостокском государственном университете. - Текст: электронный // Центр ВОЗ: [сайт]. - URL: https://www.ungc.info/nejroimmunnologiya-vs-covid-19 (дата обращения: 5.12.2012).
13. Психология онлайн. - Текст: электронный // Центр ВОЗ: [сайт]. - URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-2S26.html (дата обращения: 5.12.2012).
14. Платформа с искусственным интеллектом LARK. - Текст: электронный // LARK: [сайт]. - URL: https://www.lark.com (дата обращения: 5.12.2012).
15. Медицинская платформа с искусственным интеллектом LARK. - Текст: электронный // LARK: [сайт]. - URL: https://www.larksuite.com (дата обращения: 5.12.2012).
16. Союз медиаторов Дальнего Востока и Забайкалья. - Текст: электронный // Союз медиаторов ДВ: [сайт]. - URL: https://mediaciadv.ru/ (дата обращения: 5.12.2012).
17. World Smart Sustainable Cities Organization (WeGO). - Текст: электронный // WeGo: [сайт]. - URL: http://we-gov.org/ (дата обращения: 5.12.2012).
Транслитерация
1. YUNESKO Global'naya obrazovatel'naya koaliciya: [sajt]. - URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/globalcoalition. - Tekst: elektronnyj (data obrashcheniya: 21.05.2020).
2. Narusheniya obrazovatel'nogo processa v svyazi s pandemiej koronavirusa - COVID-19 i mery reagirovaniya. - Tekst: elektronnyj // YUNESKO: [sajt]. - URL: https://ru.unesco.org/covid19/educationresponse (data obrashcheniya: 21.05.2020).
3. Sodruzhestvo obucheniya vypuskaet Rekomendacii po distancionnomu obrazovaniyu vo vremya COVID-19. - Tekst: elektronnyj // YUNESKO: [sajt]. - URL: https://iite.unesco.org/ru/news/col-releases-guidelines-on-distance-education-during-covid-19-ru/ (data obrashcheniya: 21.05.2020).
4. Rekomendacii YUNESKO po politike v oblasti mobil'nogo obucheniya. - Tekst: elek-tronnyj // YUNESKO: [sajt]. - URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/321473S.pdf (data obrashcheniya: 21.05.2020).
5. Otkrytaya shkola YUNESKO. - Tekst: elektronnyj // YUNESKO: [sajt]. - URL: https://vk.com/unescoural (data obrashcheniya: 21.05.2020).
6. Platforma Lark. - Tekst: elektronnyj // LARK: [sajt]. - URL: https://www.larksuite.com/product/overview (data obrashcheniya: 5.12.2012).
7. Institut YUNESKO po informacionnym tekhnologiyam v obrazovanii. - Tekst: elektronnyj // LARK: [sajt]. - URL: https://iite.unesco.org/ru/ (data obrashcheniya: 5.12.2012).
S. Partnyory Instituta YUNESKO po informacionnym tekhnologiyam v obrazovanii. - Tekst: elektronnyj // LARK: [sajt]. - URL: https://iite.unesco.org/ru/nashi-partnery/ (data obrashcheniya: 5.12.2012).
9. Fersht V.M., Latkin A.P., Ivanova V.N. Sovremennye podhody k ispol'zovaniyu iskusst-vennogo intellekta v medicine. - Tekst: elektronnyj // VGUES: [sajt]. - URL: http://science.vvsu.ru/scientificjournals/ journal/current/article/id/ 21467491S2/ 2020110 sovremennye_podkhody_k_ispolzovaniiu (data obrashcheniya: 21.05.2020).
10. Platforma iskusstvennogo intellekta dlya diagnostiki i lecheniya. - Tekst: elek-tronnyj // IAPU: [sajt]. - URL: https://iacpaas.dvo.ru/?lang=en (data obrashcheniya: 5.12.2012).
11. Komitet po mezhdunarodnym medicinskim obmenam i medicinskomu obrazovaniyu (IMECC). - Tekst: elektronnyj // IMECC: [sajt]. - URL: http://imecc-service.com/gb/index.html (data obrashcheniya: 5.12.2012).
205
12. Centr nauchnyh i uchebnyh programm VOZ pri Vladivostokskom gosudarstvennom universitete. - Tekst: elektronnyj // Centr VOZ: [sajt]. - URL: https://www.ungc.info/nejroimmunnologiya-vs-covid-19 (data obrashcheniya: 5.12.2012).
13. Psihologiya onlajn. - Tekst: elektronnyj // Centr VOZ: [sajt]. - URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-2826.html (data obrashcheniya: 5.12.2012).
14. Platforma s iskusstvennym intellektom LARK. - Tekst: elektronnyj // LARK: [sajt]. -URL: https://www.lark.com (data obrashcheniya: 5.12.2012).
15. Medicinskaya platforma s iskusstvennym intellektom LARK. - Tekst: elektron-nyj // LARK: [sajt]. - URL: https://www.larksuite.com (data obrashcheniya: 5.12.2012).
16. Soyuz mediatorov Dal'nego Vostoka i Zabajkal'ya. - Tekst: elektronnyj // Soyuz me-diatorov DV: [sajt]. - URL: https://mediaciadv.ru/ (data obrashcheniya: 5.12.2012).
© В. М. Фершт, 2020 © А. П. Латкин, 2020 © В. Н. Иванова, 2020 © Чин Манхо, 2020
Для цитирования: Фершт В.М., Латкин А.П., Иванова В.Н., Чин Манхо. Инициативные проекты комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и её Дальневосточного комитета в условиях пандемии // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2020. - Т. 12, № 2. - С. 193-206.
For citation: Fersht V., Latkin А.Р., Ivanova V.N., Ching Manho. Initiative projects of the Russian Federation Commission for UNESCO and its Far Eastern Committee in a pandemic, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2020, Vol. 12, № 2, pp. 193-206.
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-2/193-206 Дата поступления: 28.04.2020.
206