32 (170) - 2013
Финансы региона
УДК 336.717
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ И КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИю ТУРИЗМА В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Р. Х. ЭЛЬКАНОВ,
кандидат экономических наук, министр финансов Карачаево-Черкесской Республики E-mail: elkanov. rustam@yandex. ru
Статья посвящена исследованию приоритетов государственной поддержки развития туристической деятельности и оценки перспектив развития туристического сектора.
Ключевые слова: финансы, развитие, туристическая деятельность, Россия.
Крупномасштабный проект является важным содержанием и неотъемлемой составной частью современной цивилизации, социально-экономической деятельности и социального развития. История управления такими проектами всегда сопровождает историю развития человеческого общества, и эти программы охватывают почти все сферы экономики: экономические, культурные, научно-образовательные.
Крупномасштабные проекты являются основной движущей силой экономического роста, они тесно связаны с развитием национальной экономики и повышением уровня жизни людей. По данным государственного статистического управления Китая, в 2007-2009 гг. общий объем инвестиций в этой стране составлял соответственно 6,99; 6,87 и 15,51 трлн юаней (соответственно около 1,04; 4,4 и 2,31 трлн долл. США) [5; 8, с. 4], при этом вложения в крупномасштабные проекты преобладали,
что значительно способствовало экономическому и социальному развитию страны.
Бурное экономическое и социальное развитие Китая способствовало появлению большого числа крупномасштабных проектов, таких как «Три ущелья» на реке Янцзы, олимпийские объекты в Пекине, проект выставки ЭКСП0-2010 в Шанхае и др. Внешняя среда указанных групп программ находится в динамическом развитии, укрепляются взаимосвязи между различными подсистемами создания объектов и взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Согласно данным Всемирного совета по путешествиям и туризму [9], вклад туристической отрасли в ВВП России составляет 1,4 % и к 203 0 г. должен составить 1,6 %. Показатели въезда иностранных граждан показывают следующие тенденции (табл. 1).
Страны первой пятерки по числу туристов в I квартале 2013 г. распределились следующим образом: Китай, Германия, Турция, Израиль и Франция. Негативная тенденция уменьшения количества туристов в 2004-2013 гг. коснулась США.
Северо-Кавказский федеральный округ имеет высокий потенциал туристско-рекреационных ресурсов, обусловленных природным и географическим расположением, а развитие региона как туристско-рекреационного кластера вошло в ряд государственных программ.
Источник: составлено по данным Федерального агентства по туризму и Росстата.
Таблица 1
Число поездок иностранных граждан в Россию
Показатель 2004 г. 2007 г. 2011 г. 2012 г. I квартал 2013 г.
По всем странам, всего 22 051 000 22 908 625 24 932 061 28 176 502 6377716
В том числе:
- туристические 2 861 000 2 213 597 2 335 977 2 570 469 248 111
- служебные 2 723 000 3 270 312 5 475 374 6 200 596 1 551 638
Страны дальнего зарубежья
Польша 1 128 000 957 455 704 610 1 190 003 397 057
Финляндия 1 092 000 975 565 1 211 519 1 375 614 317 650
Китай 813 000 765 120 845 588 978 888 199 739
Германия 567 000 613 892 629 391 671 676 85 150
Турция 178 000 237 116 249 109 305 429 76 875
Монголия 124 000 47 328
Франция 209 000 201 441 213 473 225 343 42 321
Италия 192 000 206 647 207 476 212 411 35 903
Великобритания 215 000 238 544 221 418 231 670 32 701
США 308 000 293 521 275 239 286 551 31 253
Страны ближнего зарубежья
Украина 6 683 000 6 420 000 6 502 543 1 416 895
Узбекистан 677 000 1 184 000 2 677 322 769 150
Казахстан 2 762 000 2 894 000 3 630 342 732 287
Таджикистан 456 000 737 000 1 134 150 337 762
Молдавия 805 000 1 043 000 1 194 291 314 919
Азербайджан 823 000 994 000 1 116 238 255 393
Киргизия 307 000 512 000 623 970 170 630
Совершенствование туристического комплекса округа сдерживается отсутствием качественной инфраструктуры, невысоким уровнем сервиса, развития транспортной сети, обеспечения безопасности и негативным имиджем Северного Кавказа [4].
В Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года отмечается: несмотря на значимые для развития туристической отрасли конкурентные преимущества на территории Северного Кавказа, определяемые прежде всего уникальным сочетанием природно-климатических и культурно-исторических особенностей региона, туризм в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, развит недостаточно: большая часть туристов (до 90 %) приходится на российских граждан из близлежащих регионов, доля туризма в ВРП округа не превосходит 2 %, а доля региона в туристической сфере России составляет лишь около 6 % [3].
На международном уровне к туристической инфраструктуре относят разные виды экономической деятельности и объекты: гостиницы, туристические агентства, авиакомпании, услуги пассажирского транспорта (за исключением пригородного), рестораны и развлекательные учреждения. В России
мониторинг государственных программ в сфере туризма затруднен из-за отсутствия на законодательном уровне методики измерения туристической инфраструктуры. До 2004 г. Росстат проводил и публиковал результаты ее обследования в регионах на основе следующих показателей:
- число гостиниц и аналогичных средств размещения с указанием количества мест в них;
- число обслуженных лиц с указанием российских и иностранных граждан, тыс. чел.;
- число специализированных средств размещения с указанием количества мест;
- число ресторанов и кафе с указанием количества мест;
- число столовых с указанием количества мест;
- стоимость проданных туров туристскими фирмами;
- туристические ресурсы (число организаций): музеи, профессиональные театры, учреждения куль-турно-досугового типа, спортивные сооружения;
- число аэропортов федерального значения;
- протяженность железных дорог общего пользования, км;
- протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км.
Финансы региона
32 (170) - 2013
Следует отметить, что на законодательном уровне закреплены следующие индикаторы оценки туристической инфраструктуры г. Сочи: число трех-, четырех- и пятизвездочных номеров [2].
В 2013 г. в России зарегистрировано 4 685 туроператоров, на долю международного туризма приходится 59,68 %. Показатели развития туристической инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа приведены в табл. 2.
Федеральным агентством по туризму планируется разработка рейтинга туристской привлекательности регионов на основе интегрированного показателя и выделения видов туризма (оздоровительного, активного, круизного, сельского, экологического, пляжного, делового и культурно-познавательного), в рамках которого выделены укрупненные группы показателей:
- туристско-рекреационная привлекательность природных ресурсов;
- туристская привлекательность культурно-исторических ресурсов;
- социально-экономические условия, определяющие характер мест туристического назначения (см. рисунок).
Главная особенность крупномасштабных проектов заключается в том, что их реализация оказывает влияние на экономические показатели системы в целом, и поэтому стандартные методы их оценки дают недостоверные результаты.
Если рассматривать последнюю системно, то в каждом крупномасштабном проекте можно выделить ряд аспектов:
Показатели развития туристи
• во-первых, исследование места входящих в проект предприятий на рынках продуктов, сырья, материалов, трудовых ресурсов, технологий и оборудования;
• во-вторых, исследование комплекса проблем, связанных с выбором региона и пункта размещения хозяйственных объектов;
• в-третьих, прогнозирование изменения цен на продукцию, ресурсы (включая водные и земельные), технологию и оборудование;
• в-четвертых, экономическая оценка проекта;
• в-пятых, определение источников финансирования его реализации [6, с. 8].
До 2025 г. планируется создание и развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе. Выделим крупномасштабные проекты (табл. 3).
Создание и устойчивое функционирование курортов возможно только при условии их обеспечения всей необходимой транспортной, инженерной и другой инфраструктурой и соответствующими ресурсами. Таким образом, в настоящее время вопрос строительства и модернизации внешней инфраструктуры является одним из ключевых [1]. Можно определить следующие этапы работы в этом направлении:
1) приоритетное финансирование создаваемых инфраструктурных объектов с высокой степенью готовности, позволяющих в максимально короткие сроки обеспечить ввод первых очередей курортов в эксплуатацию;
Таблица 2
ской инфраструктуры округа
Число гостиниц Число ночевок в Численность разме- Объем платных
и аналогичных гостиницах и ана- щенных в коллек- услуг гостиниц и
Регионы средств размеще- логичных средствах тивных средствах аналогичных средств
ния размещения, тыс. размещения, тыс. чел. размещения, млн руб.
2003 г. 2011 г. 2003 г. 2011 г. 2003 г. 2011 г. 2003 г. 2011 г.
Россия 3 916,0 8 406,0 45 535,0 67 559,9 25 266,4 37 314,2 125 529,3
СКФО 111,0 230 1 693,9 1 241,5 1 890,4
Республика Дагестан 18,0 20,0 42,5 60,3 49,3 97,8 237,2
Республика 2,0 2,0 0,9 3,3 1,2 4,2 12,3
Ингушетия
Кабардино-Балкарская 9,0 37,0 51,3 211,5 98,3 128,1 116,4
Республика
Карачаево-Черкесская 12,0 54,0 109,6 741,2 47,4 165,3 259,5
Республика
Республика Северная 8,0 11,0 134,3 141,9 58,9 47,6 153,8
Осетия - Алания
Чеченская Республика - 2,0 - 2,9 - 1,5 23,0
Ставропольский край 62,0 104,0 508,5 532,8 545,0 797,1 1 088,2
Источник: составлено по данным Федерального агентства по туризму и Росстата.
2) реконструкция, ремонт или модернизация существующих объектов инфраструктуры с целью увеличения их мощности, пропускной способности и т. п. для обеспечения потребностей курортов в полном объеме;
3) создание инфраструктурных объектов для обеспечения потребностей курортов, создаваемых в районах нового освоения.
Вопросом, требующим отдельного рассмотрения, является обеспечение транспортной доступности курортов. Проблема должна решаться в рамках создания и развития всех видов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа. Первый курорт туристического кластера будет открыт в 2013 г. [7] на территории Карачаево-Черкессии в пос. Романтик.
Для оценки реализации намеченного требуется изучить организации и трудовые ресурсы,
Общие показатели индустрии туризма
Показатели туристско-рекреационной привлекательности:
• базы размещения;
• санаторно-курортной сферы и среды отдыха;
• транспортной индустрии;
• сферы общественного питания;
• объектов и средств развлечения познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного
и иного назначения;
• услуг экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков
и инструкторов-проводников
Показатели деятельности туроператоров и турагентов, операторов туристических информационных систем
Показатели активности региональных органов регулирования туризма
Источник: составлено по данным Федерального агентства по туризму.
Система показателей, характеризующих социально-экономические условия и определяющих характер мест туристического назначения
Таблица 3
Прогнозируемые расходы на реализацию инвестиционных проектов развития туризма в округе
Инвестиционный проект Расходы в 20132025 гг., тыс. руб. Доля федерального бюджета, % Показатели к 2025 г.
Всего Федерального бюджета
Создание всесезонного туристско-рекреаци-онного комплекса «Мамисон» на территории Алагирского и Ирафского районов Республики Северная Осетия - Алания 214 869 083 47 332 944 22,03 Новые рабочие места -34 048; в туристической сфере - 13 078; в смежных отраслях - 20 970
Создание Всесезонного туристско-рекреаци-онного комплекса «Архыз» на территориях Зеленчукского и Урупского районов КЧР 160 902 715 20 684 159 12,86 Новые рабочие места -36 378; в туристической сфере - 15 671; в смежных отраслях - 20 707
Создание всесезонного туристско-рекреацион-ного комплекса «Эльбрус - Безенги» на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского и Зольского районов Кабардино-Балкарской Республики 109 017 839 21 112 180 19,37 Новые рабочие места -23 338; в туристической сфере - 8 614; в смежных отраслях - 14 724
Создание всесезонных туристско-рекреацион-ных комплексов «Армхи» и «Цори» на территориях Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия 63 674 312 10 350 933 16,26 Новые рабочие места -18 082; в туристической сфере - 6 067; в смежных отраслях - 12 015
Финансы региона
32 (170) - 2013
Окончание табл. 3
Инвестиционный проект Расходы в 20132025 гг., тыс. руб. Доля федерального бюджета, % Показатели к 2025 г.
Всего Федерального бюджета
Создание всесезонного туристско-рекреаци-онного комплекса «Матлас» на территории Хунзахского района Республики Дагестан 6 861 853 Новые рабочие места -34 302; в туристической сфере - 11 778; в смежных отраслях - 22 524
Создание рекреационных комплексов на территориях Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов (Прибрежные курорты) 125 694 539 30 849 286 24,54
Таблица 4
Основные показатели развития туризма в округе
Средняя численность занятых Количество предприятий
Регион в туристических в гостиницах Туристических Гостиниц
агентствах, чел. и ресторанах, тыс. чел. агентств и ресторанов
2007 г. 2011 г. 2007 г. 2011 г. 2007 г. ** 2011 г. 2007 г. 2011 г.
Россия 96 320 95 754 1 259,7 1 217,6 3 075 1 450 84 728 93 153
СКФО* 1 241 560 55,9 73,1 20 14 2 898
Республика Дагестан 576 311 18,5 30,1 4 527 554
Республика Ингушетия 1,0 0,8 45 28
Кабардино-Балкарская 69 Н/д 5,3 3,6 2 375 376
Республика
Карачаево-Черкесская 2,5 2,8 3 2 194 188
Республика
Республика Северная Осетия - Алания 2,5 8,3 1 342 288
Чеченская Республика 1,5 2,5 1 1 47 70
Ставропольский край 596 249 24,6 24,9 9 11 1 262 1 394
* СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ. ** Компании, предоставляющие бухгалтерскую отчетность.
Источник: составлено по данным Росстата, Системы профессионального анализа рынков и компаний.
занятые в туризме на Северном Кавказе. С учетом сложности определения вида экономической деятельности в этой сфере выбраны ОКВЭД1 63.3 «Деятельность туристических агентств», ОКВЭД раздел Н «Гостиницы и рестораны».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N° 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» созданы туристско-рекреационные особые экономические зоны на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики, Апшеронского района Краснодарского края, Майкопского района Республики Адыгея, Черекского, Чегемского и Эльбрусского районов Кабардино-Балкарской Республики, Алагирского и Ирафского районов
1 ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Республики Северная Осетия - Алания, Хунзахского района Республики Дагестан.
Можно выделить ряд проблем развития туристской инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе, требующих решения:
- недостаточное развитие социальной, транспортной, информационной и инженерной инфраструктур, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инженерной сети для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (энерго- и водоснабжение, транспорт, очистные сооружения);
- недостаточно активное продвижение округа как культурного и туристического центра;
- неравномерность в развитии социально-культурной инфраструктуры региона;
- моральный и физический износ материально-технической базы парков культуры и отдыха;
- недостаточность необходимой сервисной структуры на рекреационных территориях;
- слабая информационная оснащенность многих территорий (отсутствие громкоговорящей связи, стендов и указателей, в том числе и на иностранных языках).
Список литературы
1. Годовой отчет ОАО «Курорты Северного Кавказа» за 2011 год. URL: http://www.ncrc.ru/en/docs.
2. О Концепции федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)»: распоряжение Правительства РФ от 23.01.2006 г. № 58-р.
3. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. URL: http://www. kavkaz-uzel. ru/ articles/175166/.
4. Прогноз долгосрочного социально-экономи-
ческого развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06.
5. Статистический ежегодник Китая за 20072009 гг. Пекин: 2007-2009.
6. Фаттахов Р. В. Модели и методы оценки крупномасштабных региональных и межрегиональных проектов. М.: Финуниверситет, 2011.
7. Хлопонин А. Проект Северо-Кавказского туристического кластера будет реализован. 21.06.2013. URL: http://ncrc. ru/ru/news/proekt-severokavkazskogo-turisticheskogo-klastera-budet-realizovan-hloponin.
8. Чжао Ди. Совершенствование организации управления рисками крупномасштабных проектов. М., 2011.
9. World Travel and Tourism Council, 2012. URL: http://www. wttc. org/site_media/uploads/downloads/ world2012.pdf.
19-22 ноября 2013 г. в Ставрополе пройдет \
международная научно-практическая конференция
«Статистика вчера, сегодня, завтра»
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» оказывает конференции информационную поддержку.
Конференция проводится Ставропольстатом и ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» в рамках Недели статистики, посвященной 155-летию со дня образования Ставропольского губернского комитета статистики, 150-летию образования в России Центрального статистического комитета и Международному году статистики.
Основные направления работы конференции:
- роль статистики в формировании социально-экономической политики региона;
- применение экономике-статистических методов: современные тенденции в науке, практике, образовании;
- информационные технологии, математические и эконометрические методы анализа статистических данных;
- проблемы формирования региональной и муниципальной статистики;
- проблемы и перспективы развития отраслевой статистики.
Сборник статей, изданный по итогам работы Конференции, будет включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и размещен в научной электронной библиотеке. Лучшие статьи будут направлены в Международную Информационную систему ЛОЯ18 и опубликованы в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Минобрнауки России, в том числе в журналах Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» и научно-информационном журнале «Вопросы статистики» Федеральной службы государственной статистики. Публикация статей в сборнике конференции бесплатная.
V Подробная информация о конференции размещена на сайте
Ставропольстата: stavstat.gks.ru/Глaвнaя страница/ссылка «155 лет со дня образования Ставропольского губернского комитета».