Научная статья на тему 'Инфраструктурные проблемы экономической безопасности учреждений высшего образования в условиях развития цифровых технологий'

Инфраструктурные проблемы экономической безопасности учреждений высшего образования в условиях развития цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / инфраструктурные проблемы / роли / влияние / учреждения высшего образования / экономическая безопасность / развитие / подходы / цели / угрозы. / digital technologies / infrastructural problems / roles / impact / institutions of higher education / economic safety / development / approaches / goals / threats.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фалалеев Александр Владимирович

В статье проведена работа по выявлению основных инфраструктурных проблем экономической безопасности учреждений высшего образования, а также ролей и влияния цифровых технологий на экономическую безопасность учреждений высшего образования. Использовался аналитический подход, основанный на изучении и сравнительном анализе существующих подходов к определению понятия «цифровые технологии», выявлении их ролей и связанных с ними инфраструктурных проблем в контексте активного внедрения цифровых технологий в деятельность учреждений высшего образования. Сделан вывод, что обозначенные инфраструктурные проблемы подчеркивают необходимость совершенствования мониторинга обеспечения экономической безопасности учреждений высшего образования в условиях внедрения цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фалалеев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructural problems of economic safety of higher education institutions in the context of digital technology development

The article focuses on identifying the main infrastructural problems of the economic security of institutions of higher education, as well as the roles and impact of digital technologies on the economic security of institutions of higher education. When working on the material of this article, an analytical approach was used based on the study and comparative analysis of existing approaches to defining the concept of “digital technologies”, identifying their roles and related infrastructure problems in the context of the active introduction of digital technologies into the activities of higher education institutions. The data sources were scientific articles by Russian scientists. Based on the results of the work, it was concluded that the identified infrastructure problems emphasize the need to improve monitoring of the economic security of higher education institutions in the context of the introduction of digital technologies.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурные проблемы экономической безопасности учреждений высшего образования в условиях развития цифровых технологий»

Научная статья

УДК 330:37:004

doi: 10.47576/2949-1908.2024.25.28.003

инфраструктурные проблемы экономической безопасности учреждений высшего образования в условиях развития цифровых технологий

Фалалеев Александр владимирович

Вятский государственный университет, Киров, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье проведена работа по выявлению основных инфраструктурных проблем экономической безопасности учреждений высшего образования, а также ролей и влияния цифровых технологий на экономическую безопасность учреждений высшего образования. Использовался аналитический подход, основанный на изучении и сравнительном анализе существующих подходов к определению понятия «цифровые технологии», выявлении их ролей и связанных с ними инфраструктурных проблем в контексте активного внедрения цифровых технологий в деятельность учреждений высшего образования. Сделан вывод, что обозначенные инфраструктурные проблемы подчеркивают необходимость совершенствования мониторинга обеспечения экономической безопасности учреждений высшего образования в условиях внедрения цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровые технологии; инфраструктурные проблемы; роли; влияние; учреждения высшего образования; экономическая безопасность; развитие; подходы; цели; угрозы.

Для цитирования: Фалалеев А. В. Инфраструктурные проблемы эко-номической безопасности учреждений высшего образования в условиях развития цифровых технологий // Прикладные экономические исследования. -2024. - № S 2. - С. 224-231. https://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.25.28.003.

Original article

infrastructural problems of economic safety of higher education institutions in the context of digital technology development

Falaleev Aleksandr V.

Vyatka State University, Kirov, Russia, [email protected]

Abstract. The article focuses on identifying the main infrastructural problems of the economic security of institutions of higher education, as well as the roles and impact of digital technologies on the economic security of institutions of higher education. When working on the material of this article, an analytical approach was used based on the study and comparative analysis of existing approaches to defining the concept of "digital technologies", identifying their roles and related infrastructure problems in the context of the active introduction of digital technologies into the activities of higher education institutions. The data sources were scientific articles by Russian scientists. Based on the results of the work, it was concluded that the

identified infrastructure problems emphasize the need to improve monitoring of the economic security of higher education institutions in the context of the introduction of digital technologies.

Keywords: digital technologies; infrastructural problems; roles; impact; institutions of higher education; economic safety; development; approaches; goals; threats.

For citation: Falaleev A. V. Infrastructural problems of economic safety of higher education institutions in the context of digital technology development. Applied economic research, 2024, no. S 2, pp. 224-231. https://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.25.28.003.

Невозможно переоценить значимость цифровых технологий в нашем времени. Например, А. А. Созинова считает, что развитие цифровых технологий в образовательном процессе является одним из основных продуктов для поддержки реализации новой модели развития высшего образования в нашей стране [16]. Современные цифровые технологии охватывают широкий спектр инструментов, включая персональные компьютеры, интернет, специализированное программное обеспечение и различные устройства для передачи информации. Эти средства оказывают существенное и многогранное воздействие на экономическую безопасность учреждений высшего образования. Под термином «цифровые технологии» понимается все, что связано с нынешними достижениями в области вычислительной техники, программных решений, сетевых коммуникаций и интернета. Это формирует базу для преобразования множества сфер человеческой деятельности. Изучая значимость таких технологий, мы проникаем в суть

их влияния и значения в условиях современного образования. Подобными исследованиями, посвященными влиянию цифровизации на экономическую безопасность учреждений высшего образования, выявлению рисков и возможностей, а также изучению связанных с этим инфраструктурных проблем, активно занимались Г С. Аннаниязова, С. И. Бабина, О. И. Ваганова, В. П Варнавский, Н. А. Кулаги -на, К. А. Мамадалиева, Г В. Романова, Н. А. Стефанова, Е. П. Трошина, Б. Р. Шайдуллин и др.

В условиях актуального образовательного контекста обратим внимание на воздействие цифровых технологий на экономическую безопасность учреждений высшего образования, как это освещено в научной литературе. Проведем анализ главных подходов среди современных исследователей и определим основные аспекты данного вопроса. Для этого целесообразно создать структурированную таблицу, отражающую каждое из предложенных определений (табл. 1).

Автор определение цифровых технологий воздействие на экономическую безопасность

Г С. Аннаниязова [2] «Основаны на представлении сигналов в дискретных диапазонах на аналоговом уровне, а не в виде непрерывного спектра» Увеличение скорости доступа к информации

С. И. Бабина [3] «Главный производительный ресурс, определяющий рост благосостояния общества» Инвестирование в человеческие ресурсы

Н. В. Быстрова и ДР. [5] «Продукты, создание и действие которых осуществляется посредством использования электронно-вычислительной техники» Формирование инновационных образовательных решений

О. И. Ваганова и ДР[6] «Инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем» Повышение доступности и образования

В. Г Варнавский [7] «Компьютерные, информационные и коммуникационные технологии, производство соответствующего оборудования и программного обеспечения» Улучшение инфраструктуры

Таблица 1 - Концептуальные подходы к понятию цифровых технологий

Е. М. Канищева, Е. С. Беляева [9] «Все то, что связано с электронными вычислениями и преобразованием данных, где информация «оцифровывается» Гарантия сохранности и передачи данных

О. В. Машевская [13] «Технологии, которые используют компьютеры и/ или другую современную технику для записи кодовых импульсов и сигналов в определенной последовательности и с определенной частотой» Автоматизация и цифровизация

Н. А. Стебихова [18] «Основанная на методах кодировки и передачи информации дискретная система, позволяющая совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени» Ускорение и гибкость управленческих процессов

В. И. Травуш [20] «Возможность с помощью компьютеров обрабатывать большие массивы данных» Точность прогнозирования и корректировка образовательных программ

Е. А. Шефер [25] «Не только инструмент, но и новая среда существования человека, дающая принципиально новые возможности и удовлетворяющая образовательные потребности личности обучающегося» Развитие и доступность дистанционного обучения

Как видно из представленных данных, многие исследователи согласны с тем, что цифровые технологии ассоциируются прежде всего с компьютерами и обработкой информации. Но существуют и другие интересные подходы, например, Е. А. Шефер и С. И. Бабина трактуют цифровые технологии как средства и ресурсы, помогающие достигать определенных целей.

Соответственно, интеграция цифровых технологий в систему высшего образования оказывает значительное воздействие на его экономическую безопасность. Это включает в себя повышение доступности и эффективности учебных процессов, стимулирование инновационного развития, снижение финансовых рисков и затрат, а также формирование устойчивой и конкурентоспособной модели функционирования учреждений высшего образования. Вместе с тем, стоит подчеркнуть, что цифровые технологии ставят перед учреждениями высшего образования новые задачи. Необходимо регулярное обновление ПО и софта, что предполагает значительные финансовые затраты. Кроме того, преподаватели должны изучать современные методики и инструменты, что требует дополнительных усилий и времени на обучение и т.д. [1]

Углубимся в исследование воздействия цифровых технологий на экономическую безопасность учреждений высшего образования, в первую очередь обратив внимание на те инфраструктурные проблемы, которые могут возникнуть при их внедрении, а также на цели их внедрения и основные роли, что показано на рис. 1.

обеспечение экономической безопасности учреждений высшего образования

становится все более важным, особенно в условиях возрастания экономических угроз и рисков, что требует тщательного анализа, учитывающего развитие цифровизации. Цифровые технологии оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на экономические аспекты деятельности учреждений высшего образования [8].

Аспекты интеграции цифровых технологий в образовательный процесс многогранны. Внедрение цифровых технологий предоставляет учреждениям высшего образования мощные инструменты для более рационального использования ресурсов, повышения эффективности управления процессами, а также обеспечения безопасности данных, при этом соответствуя необходимым требованиям современной системы образования. Эти изменения укрепляют репутацию учреждений высшего образования как надежных поставщиков высококачественного образования и стабильных участников экономической сферы [4].

В современном образовании цифровые технологии глубоко видоизменяют устоявшиеся педагогические методики и процессы освоения знаний. Широкий доступ к электронным платформам и онлайн-курсам позволяет значительно расширить аудиторию обучающихся, открывая новые горизонты для самостоятельного изучения. одним из центральных элементов технологий является безграничный доступ к разнообразным информационным ресурсам. Интернет существенно расширяет возможности для студентов и преподавателей в плане поиска, анализа и применения информации. Это, в свою очередь, позволяет регулярно актуализи-

Основные роли цифровых технологий _в образовании_

Онлайн-о бучение и дистанционные курсы

Цели

Обеспечение доступности образования

Инфраструктурные проблемы

Защита персональных данных, обеспечение качества связи

Исп ользов ание образовательных платформ и приложений

Электронные библиотеки и ресурсы

Виртуальная и дополненная реальность

Искусственный интеллект и адаптивное _обучение_

Электронные дневники и зачетные книжки

Онлайн тестирования и оценки

Социальные сети и коммуникади онные _платформы_

По вышен и е интерактивн о сти образовательного процесса

Упрощение доступа к учебным материалам и научным данным

Повышение наглядности

обучения через имитационные сценарии

П ер с он а ли зация образовательного опыта. улучшение успеваемости

'Упрощение процесса учета успеваемости и организации _обучения_

Объективная оценка знаний.

экономия времени _препода в ателей_

Повышение взаимодействия

между студентами и _преподавателями_

Киберд«щ1аснс1сть. совместимость с разными _устройств ами_

Лицензирование контента., защита авторских прав

Высокие затраты на оборудование, требования к его производительности

Этические вопросы, конфиденциальность данных студентов

Сохранность и защита

данных, доступ неавторизованных лиц

Надежность систем, предотвращение мошенничества

Мо^щрация контента, соблюдение этических _норм общения_

Рисунок 1 - Основные роли цифровых технологий в высшем образовании

ровать учебные программы в соответствии с последними научными достижениями, что обеспечивает более фундаментальное и качественное освоение материала [24].

Электронные учебники и онлайн-библио-теки играют ключевую роль в современном образовательном процессе. Они не только облегчают доступ к необходимым знаниям, но и включают в себя интерактивные компоненты, такие как видео, аудио и анимации, превращающие обучение в увлекательный и динамичный процесс. Это способствует более глубокому пониманию и эффективному запоминанию информации обучающимися. Важно отметить значение образовательных платформ и онлайн-курсов, которые позволяют студентам обучаться в наиболее подхо -дящее для них время и в комфортном темпе. Формат онлайн-образования весьма ценен для людей, проживающих в отдаленных ме-

стах или не имеющих возможности посещать традиционные учебные заведения. Кроме того, онлайн-курсы открывают доступ к лекциям ведущих мировых экспертов и престижных университетов, существенно расширяя образовательные перспективы [10].

Цифровые технологии играют не менее важную роль и в преподавательской практике. Современные инструменты, такие как интерактивные доски, проекторы, виртуальные лаборатории и симуляторы, обогащают арсенал преподавателей, делая учебный процесс более интересным. Это способствует лучшему пониманию материала студентами и его усвоению. Подобные технологии дают возможность проводить презентации и демонстрации. Качество обучения с использованием цифровых технологий повышается и соответствует современным требованиям [17].

Современные цифровые технологии существенно облегчают процесс обучения для студентов с особыми потребностями. Специализированные программы и приложения нацелены на адаптацию учебных материалов к особенностям каждого обучающегося, что способствует развитию инклюзивного образования [21].

Цифровые технологии благоприятно влияют на управление ресурсами учебных заведений. Автоматизация административных процессов сокращает число сотрудников, вовлеченных в рутинные операции, что, в свою очередь, снижает затраты на оплату труда и административные расходы. Аналитические программы и системы управления обучением позволяют планировать учебный процесс более эффективно, контролировать использование ресурсов и принимать обоснованные решения [11].

Эффективное внедрение цифровых технологий раскрывает перед учебными заведениями множество новых возможностей для привлечения внешнего капитала. Партнерство с технологическими фирмами, участие в грантах и запуск образовательных стартапов способны превратиться в значительные источники дополнительных доходов [14].

Несмотря на это, развитие цифровизации сопровождается возникновением угроз при обеспечении экономической безопасности учреждений высшего образования.

Нарушение целостности информационных систем, компрометация данных и вмешательство на инфраструктуру способны вызвать существенные финансовые убытки и нанести ущерб имиджу учреждений высшего образования. Освоение и применение современных методов защиты от киберугроз становятся важнейшими факторами в обеспечении экономической безопасности учреждений высшего образования [19].

Постоянное обновление и поддержание ^-инфраструктуры становится необходимостью. Учреждениям высшего образования приходится справляться с вызовом рационального распределения бюджета для финансирования этих затрат, что может стать дополнительной нагрузкой для их бюджета. Оборудование и программное обеспечение быстро устаревают, требуя значительных вложений на их обновление и усовершенствование [12].

Обучение сотрудников в условиях цифровых изменений: значительные затраты связаны с инвестициями в профессиональное развитие педагогического и управленческого состава. Недостаточность умений в обращении с цифровыми инструментами потенциально ухудшает качество образования и ставит под угрозу конкурентное положение учреждений высшего образования [15].

Еще одной значимой угрозой является необходимость интеграции образовательных систем с внешними цифровыми платформами и сервисами. Это требует повышенного уровня защиты, что, в свою очередь, ведет к необходимости дополнительных финансовых вложений в инфраструктуру и специалисты по кибербезопасности. Однако даже с увеличением вложений риск остается, поскольку цифровая среда продолжает быстро эволюционировать, и каждый новый продукт или сервис могут скрывать в себе потенциальные уязвимости [22].

Кроме того, с цифровизацией связаны и риски, касающиеся интеллектуальной собственности. Учебные учреждения постоянно разрабатывают новые образовательные методы, курсы, исследования, которые могут быть уязвимы, что может снизить конкурентоспособность вуза на образовательном рынке и отразиться на его долгосрочных научных перспективах и репутации [23].

На основании полученных данных следует подчеркнуть, что, несмотря на позитивное воздействие, цифровые технологии также влекут за собой определенные инфраструктурные проблемы для экономической безопасности учреждений высшего образования. Среди многочисленных аспектов, которые требуют тщательного рассмотрения, можно выделить защиту персональных данных, этические вопросы и предотвращение мошенничества и плагиата.

Таким образом, высшее образование стало еще одним полем, где произошли коренные перемены благодаря цифровым технологиям. Для успешного преодоления вызовов и максимизации возможностей, которые предоставляют цифровые технологии, учреждения высшего образования обязаны вкладывать ресурсы в разработку политики по кибербезопасности, модернизацию инфраструктуры и обучение кадров для эффективного функционирования в процессе

цифровой трансформации. Обозначенные инфраструктурные проблемы подчеркивают необходимость совершенствования монито-

ринга обеспечения экономической безопасности учреждений высшего образования в условиях внедрения цифровых технологий.

Описок источников

1. Аетдинова Р. Р. Риски и вызовы цифровизации образовательной среды // Непрерывное образование: новые реальности / под науч. ред. В. П. Галенко, Н. А. Лобанова. СПб.: СПбГЭУ, 2019. 197 с.

2. Аннаниязова Г. С. Цифровые технологии // Символ науки. 2023. № 10-2. С. 13-15.

3. Бабина С. И. Цифровые и информационные технологии в управлении предприятием: реальность и взгляд в будущее // Креативная экономика. 2019. Т. 13.

4. Бутина Е. А. Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 2. С. 3695-3701.

5. Быстрова Н. В., Уракова М. Н., Ермолаева Е. Л. Цифровые технологии в образовательном пространстве // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Красноярск, 2020. 368 с.

6. Цифровые технологии в образовательном пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 53-56.

7. Варнавский В. Г. Цифровые технологии и рост мировой экономики // Друкеровский вестник. 2015. № 3. С. 73-80.

8. Волкова А. Г. Системы управления обучением: современные мировые тенденции развития дистанционного образования // Сборник статей: Проблемы современной аграрной науки. Материалы международной научной конференции-Красноярск, 2018. С. 247-250.

9. Канищева Е. М., Беляева Е. С. Цифровые технологии: понятие, виды, преимущества и недостатки. 2021.

10. Кулагина Н., Михеенко О. Инновационная трансформация социально-экономической системы России как условие обеспечения ее экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 6. С. 8-16.

11. Кулагина Н. А., Чепикова Е. М., Носкин С. А. Стратегические аспекты управления экономической безопасностью региона в условиях цифровой трансформации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 8. С. 144-150.

12. Майкова В. П., Песоцкий В. А., Янгез Д. И. Особенности влияния цифровых технологий на образование // Современные философские исследования. 2021. № 4. С. 71-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Машевская О. В. Цифровые технологии как основа цифровой трансформации современного общества // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2020. - №. 1. - С. 37-44.

14. Мамадалиева К. А., Райымбаев Ч. К. Использование онлайн-ресурсов в вузах в модернизации самостоятельной работы студента // Устойчивое развитие: анализ тенденций российской и мировой экономики. 2023. С. 169-173.

15. Романова Г. В. Цифровизация высшего образования: новые тренды и опыт внедрения // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52). С. 31-36.

16. Маркетинг микс университетов в поддержку академического лидерства при реализации новой модели развития высшего образования России // Практический маркетинг. 2023. № 4. С. 3-8.

17. Трансформация личности и общества в условиях цифровизации рынка труда // Теоретическая экономика. 2024. № 9. С. 12-25.

18. Стебихова Н. А., Гудкова О. В. Цифровые технологии в жизни граждан России // Вызо -вы цифровой экономики: условия, ключевые институты, инфраструктура. 2018. С. 45-47.

19. Стефанова Н. А., Рахманова Т. Э. Оценка эффективности цифровой экономики // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 301-304.

20. Цифровые технологии в строительстве // Academia. Архитектура и строительство. 2018. № 3. С. 107-117.

21. Трошина Е. П., Барабошкина Е. А., Мантуленко В. В. Использование цифровых технологий в инклюзивном образовании // Наука и школа. 2021. № 1. С. 133-142.

22. Тюкавкин Н. М. Цифровизация образовательных процессов в вузах // Эксперт: теория и практика. 2019. № 1 (1). С. 35-41.

23. Шайдуллин Б. Р. Процесс цифровизации в современном образовании: проблемы и перспективы. М., 2023. С. 166.

24. Шамсутдинова И. И. Статус и роль педагога высшей школы в оценках преподавателей и студентов в условиях цифровизации образования // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. № 2 (53). С. 52-55.

25. Шефер Е. А. Использование цифровых технологий в образовательном процессе // Научный Лидер. 2021. № 6. С. 56-59.

References

1. Aetdinova R. R. Risks and challenges of digitalization of the educational environment. Continuing education: new realities / edited by V. P. Galenko, N. A. Lobanova. St. Petersburg: SPbGEU, 2019. 197 p.

2. Annaniyazova G. S. Digital technologies. Symbol of science. 2023. No. 10-2. Pp. 13-15.

3. Babina S. I. Digital and information technologies in enterprise management: reality and a look into the future. Creative Economy. 2019. Vol. 13.

4. Butina E. A. Digitalization of the educational space: risks and prospects. Vocational education in the modern world. 2020. Vol. 10. No. 2. Pp. 3695-3701.

5. Bystrova N. V., Urakova M. N., Ermolaeva E. L. Digital technologies in the educational space. Professional self-determination of the youth of the innovative region: problems and prospects: collection of articles based on the materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference. Krasnoyarsk, 2020. 368 p.

6. Digital technologies in the educational space. Baltic Humanitarian Journal. 2020. Vol. 9. No. 2 (31). Pp. 53-56.

7. Varnavskiy V. G. Digital technologies and the growth of the world economy. The Drucker Bulletin. 2015. No. 3. Pp. 73-80.

8. Volkova A. G. Learning management systems: modern global trends in the development of distance education. Collection of articles: Problems of modern agrarian science. Proceedings of the International Scientific Conference-Krasnoyarsk, 2018. Pp. 247-250.

9. Kanishcheva E. M., Belyaeva E. S. Digital technologies: concept, types, advantages and disadvantages. 2021.

10. Kulagina N., Mikheenko O. Innovative transformation of the socio-economic system of Russia as a condition for ensuring its economic security. Problems of theory and practice of management. 2018. No. 6. Pp. 8-16.

11. Kulagina N. A., Chepikova E. M., Noskin S. A. Strategic aspects of managing the economic security of the region in the context of digital transformation. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2018. No. 8. Pp. 144-150.

12. Maikova V. P., Pesotsky V. A., Yangez D. I. Features of the influence of digital technologies on education. Modern philosophical research. 2021. No. 4. Pp. 71-78.

13. Mashevskaya O. V. Digital technologies as the basis of digital transformation of modern society. Bulletin of Polessky State University. Social Sciences and Humanities Series. 2020. № 1. Pp. 37-44.

14. Mamadalieva K. A., Rayymbaev C. K. The use of online resources in universities in the modernization of student's independent work. Sustainable development: analysis of trends in the Russian and world economy. 2023. Pp. 169-173.

15. Romanova G. V. Digitalization of higher education: new trends and implementation experience. Humanities. 2020. No. 4 (52). Pp. 31-36.

16. Marketing mix of universities in support of academic leadership in the implementation of a new model for the development of higher education in Russia. Practical marketing. 2023. № 4. Pp. 3-8.

17. Transformation of personality and society in the context of digitalization of the labor market. Theoretical economics. 2024. No. 9. Pp. 12-25.

18. Stebikhova N. A., Gudkova O. V. Digital technologies in the lives of Russian citizens. Challenges of the digital economy: conditions, key institutions, infrastructure. 2018. Pp. 45-47.

19. Stefanova N. A., Rakhmanova T. E. Evaluation of the effectiveness of the digital economy. Karelian Scientific Journal. 2017. Vol. 6. No. 4 (21). Pp. 301-304.

20. Digital technologies in construction. Academia. Architecture and construction. 2018. No. 3. Pp. 107-117.

21. Troshina E. P., Baraboshkina E. A., Mantulenko V. V. The use of digital technologies in inclusive education. Science and School. 2021. No. 1. Pp. 133-142.

22. Tyukavkin N. M. Digitalization of educational processes in universities. Expert: theory and practice. 2019. No. 1 (1). Pp. 35-41.

23. Shaidullin B. R. The process of digitalization in modern education: problems and prospects. Moscow, 2023. Pp. 166.

24. Shamsutdinova I. I. The status and role of a higher school teacher in the assessments of teachers and students in the context of digitalization of education. Kazan Socio-Humanitarian Bulletin. 2022. No. 2 (53). Pp. 52-55.

25. Schafer E. A. The use of digital technologies in the educational process. Scientific Leader. 2021. No. 6. Pp. 56-59.

Сведения об авторе

ФАЛАЛЕЕВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ - соискатель научной степени кандидата наук, преподаватель кафедры экономики, Вятский государственный университет, Киров, Pоссия, [email protected]

Information about the author

FALALEEV ALEKSANDR V. - Lecturer at the Department of Economics, Vyatka State University, Kirov, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.