РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЫНКА
СТРАХОВЫХ УСЛУГ
В.М. ЖЕЛТОНОСОВ, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и финансов Кубанского государственного университета
П.Г. МАРТЫНЕНКО сотрудник НИЧ Кубанского государственного университета
(г. Краснодар)
Сегодня во всем мировом экономическом хозяйстве происходят глобальные изменения, связанные с новейшими технологиями. Особое место в финансовой инфраструктуре занимает Интернет. Не осталось в стороне от этого процесса и страхование.
Некоторые страховщики рассматривают Ин-тернет-страхование лишь со стороны маркетинга, а не как реальный канал сбыта. Вот как это комментирует О.И. Бирючев, работник САО «Росгосстрах-Подмосковье»: «Однако вряд ли стоит серьезно говорить о влиянии всемирной паутины на страхование, ибо Интернет-страхование влияет или будет влиять лишь на маркетинговую политику страховых компаний, а не на собственно страхование. В самом деле, в свое время появление и распространение телефона не оказало серьезного влияния на само страхование. Более того, это эпохальное в свое время событие не затронуло серьезным образом и институт страховых агентов»1.
На взгляд авторов, данный подход не раскрывает всей сути происходящего в инфраструктурном обеспечении рынка страховых услуг. Прежде всего это касается Интернет-услуг, связанных с проявлением современных рыночных финан-
1 Бирючев О. И. Страхование: пути развития// Финансы. 2000. № 12. С. 59-63.
1 Интернет-страхование набирает обороты // http:// internet.ru/lentanews/9934 l.esp.
3 Шмидт М. Рынок финансовых Интернет-услуг // http:// www.internetfinance.ru/publications/read/5 8 .stm.
совых отношений, обуслоатенных наличием внутренних взаимосвязей рынка финансовых услуг с информационными технологиями. Эти связи выступают единой основой в применении финансовыми институтами инноваций, в том числе работающими.
Интернет-страхование — это сегмент финансового рынка, экстраполирующий в процессе использования Интернет-технологий, выраженных на первом этапе в виртуальном общении клиента со страховой компанией (непосредственно через ее сайт), в дальнейшем предполагающий выбор нужного продукта страхования и в последующем - текущего обслуживания и получения страхового возмещения от организации.
Началом применения Интернет-страхования в России можно считать 30 ноября 1999 г., когда «Группа Ренессанс Страхование» приступила к реализации «RENFNS.COM - страхование on-line». До этого ряд сайтов, начиная, выполняли представительскую функцию и являлись электронной визиткой, в которой были перечислены контактные данные страховой компании, имеющиеся у нее лицензии, реже - даны краткие характеристики продаваемых продуктов2.
Перспективы развития Интернет-страхования в России очевидны. Как отметил М. Шмидт3, эти перспективы, связанные с тем, что рынок страховых услуг достаточно емок и крупнейшие участники рынка располагают сайтами, которые предоставляют пользователям возможность совершения покупок в режиме of-line с предложением
заполнить анкету в E-mail, оставить контактный телефон и т.п. То, что эта деятельность успешна, согласно мнению автора, подтверждает то, что «Группой Ренессанс Страхование» был создан виртуальный офис с возможностью совершения сделок в режиме on-line. Таким образом, был осуществлен первый и очень существенный шаг в широкомасштабной компании на рынке современных технологий.
По ряду оценок, суммарный объем страховых премий, собранных российскими страховщиками через предоставление услуг в сети Интернет, к 2005 г. может достичь 1-2% от общей суммы страховых сборов на территории России4. В 2000 г. компаниями, предоставляющими Интернет-услуги, собрано через Интернет 1 млн дол. США страховой премии, что не превышает 1% всех сборов на страховом рынке России. В 2001 г. страховые компании оказали через Интернет страховых услуг более чем на 2 млн дол. США. Хотя это составляет всего 0,02% от всей собранной премии, для рынка, которому всего два года от роду, это не такой плохой результат.
По оценке специалистов «Группы Ренессанс Страхование», емкость рынка Интернет-страхо-вания в России в 2002 г. составила около 3,5 млн дол. США. Положительная динамика в 2003 г. сохранится, и емкость рынка Интернет-страхова-ния вырастет до 5 млн дол. США5.
Таблица 1
Развитие рынка Интернет-страхования в России
Год 2000 2001 2002 2003
Собранные премии в Интернете, млн. дся. 1 2 3,5 =4,5-5
Численность российской аудитории в Интернете, тыс. чел.* 3 400 4 200 5 100 =7 500
* Источник: http://www.comcon-2.com
Данные табл. 1 свидетельствуют о бурном росте Интернет-страхования и о колоссальном увеличении заинтересованности населения во всемирной информационной сети. Дело в том, что происходит резкое удешевление Интернет-ресур-сов (стоимость пересылки одного гигабайта информации с 1970 по 2000 г. снизилась в 1,25 млн
4 Страховая премия российских страховщиков от операций через Интернет к 2005 г. может достичь 1-2% от всех страховых сборов //Дайджест-финансы. 2001. № 3.
s Интернет-страхование набирает обороты // http:// internet .ru/lentanews/99341. esp.
6 http://www.pragmas.ru.
раз). И те компании, которые понимают важность нового сегмента финансового рынка, станут опережающими в деле внедрения новых финансовых технологий.
На основе данных компании «Прагмас-го-ризонт»6, осуществляющей профессиональную брокерскую деятельность на рынке страховых услуг, о компаниях, имеющих представительства в сети Интернет, авторами выполнены группировки страховых компаний по степени их участия в системе финансовых Интернет-услуг. Все представленные Интернет-сайты можно разделить на 4 группы.
К первой группе относятся сайты компаний, которые не открылись, видимо, в связи, с не очень качественной разработкой программистов и ошибками во всемирной информационной сети. Чтобы не заниматься антирекламой и дать шанс этим компаниям в дальнейшем проявить себя с лучшей стороны в непростом начинании, мы не будем их называть.
Ко второй группе можно отнести сайты, находящиеся на реконструкции: Жива, Наста-Ро-текс, ОАО «Страховая Компания «Москва», СО-ГАЗ. Надеемся, что после реконструкции эти компании наберут высокие рейтинги.
К третьей группе принадлежат сайты, которые выполняют информационную функцию, — показан перечень услуг компаний, место нахождения, но не совершаются собственно on-line продажи, максимум можно написать на почтовый ящик письмо: AIG LIFE, Аура, Балва (хотя написано, что из Санкт-Петербурга, на самом деле офис находится в Латвии), Дина, Инкасстрах, Русь, Северная Казна, Цюрих-Русь и другие компании.
Четвертая ipynna включает сайты, при помощи которых можно осуществить сделку. Вот наиболее крупные из них: Авикос, Альфастрахова-ние, Ариадна, ВСК, РЕСО-Гарантия, Гефест, Ренессанс-Страхование, ГУТА-Страхование, Интер-рос-Согласие, Ингосстрах, КАНЭ, Промышленно-страховая компания, РОСНО, Спасские ворота, Стандарт-Резерв, Энергогарант и другие.
Например, на сайте Ингосстраха наряду с рекламной информацией возможно получение страховых полисов по следующим видам: страхование имущества городских и загородных строений, гражданской ответственности; страхование выезжающих за рубеж и путешествующих по России; страхование автогражданской ответственности; страхование средств транспорта, гражданской ответственности и мест в средстве транспорта. Основу для Интернет-ресурсов Ингосстраха составляет информационная система, созданная сотрудниками страховой компании с
использованием программных продуктов Oracle и Borland. Она позволяет централизованно хранить все договоры и работать со всеми видами страхования. При покупке в сети Интернет предусмотрена скидка - 5-10%.
Развитие рынка Интер!
В обобщенном виде классификация видов Интернет-страхования в разрезе российских компаний представлена в табл. 2. Суть этой классификации состоит в том, что большинство российских компаний практически могут оказывать
Таблица 2
-страхования в России
Страховые компании Web - сайт Виды страховых услуг Скидки при покупке полиса в Интернете
личное имущественное грузов ответственности обязательное
Авикос www.avicos.ru - - есть - выезжающих за рубеж и путешествующих 5%
Альфастрахование www.alfastrah.ru от несчастного случая; медицинскому; накопительному страх, жизни им-ва юридич. лица; домашнего им-ва; дома/дачи; страхованию квартиры - - автострахование 10%
Ариадна www.ariadna-sk.ru медицинское; по программе "Помощь в трудную минуту" по программе "Защита дома" - - выезжающих за рубеж нет
АСК-Петербург www.ask-petersburg.com - - - автогражданской - нет
век www.vsk.ru жизни строений, квартир, отделки помещений; строительно-монтажных рисков; им-ва юридич. лиц; сотрудников частных охранных предприятий есть владельца жилого помещения; нотариусов; риэлторов; аудиторов; оценщиков - нет
Гефест www.gefest.ru/ от несчастного случая; профессиональная ответственность строителей - - автогражданской - нет
ГУТА- Страхование www.gutains.ru/ - - - - автострахование нет
Ингосстрах www.ingos.ru - городских и загородных строений; средств транспорта - гражданской; автогражданской; мест в средстве транспорта выезжающих за рубеж и путешествующих по России 5-10%
Интеррос-Согласие www.soglasie.ru - жилых помещений; личного имущества и строений - гражданской ответственности автовладельца автотранспорта; выезжающих за рубеж нет
КАНЭ www.kane.ru от несчастных случаев; медицинскому; жизни имущества - - автострахование; выезжающих за рубеж нет
Промышленно-страховая компания (сейчас - Ни-койл) www.iic.ru жизнь, здоровье квартиру, дачу, имущество, гараж, машину, семью, детей, финансы - - отдых, командировку ! Нет
Ренессанс-Страхование www.renins.com медицинскому; страхованию жизни; от несчастных случаев есть судов и грузов - автотранспорта; граждан во время деловых, частных и туристических поездок 5-10%
РЕСО-Гарантия www.reso.ru - квартир "Домовой"; индивидуальных жилых строений "Загородный дом" - КАСКО; гражданской ответственности автовладельца; "Зеленая карта" горнолыжников; в СНГ, странах Балтии и России 5%
РОСНО www.rosno.ru от несчастных случаев; медицинское страхование; ДМС -стоматология, мед-экспресс домашнего им-ва; квартир и внутренней отделки; дачных строений; мобильных телефонов; компьютеров - автогражданской; гражданской ответственности квартиросъемщика автострахование; выезжающих за рубеж; путешествующих по России и СНГ; "Зеленая карта" 5-12%
Спасские Ворота www.svinsurance.ru медицинское; от несчастных случаев имущества граждан - гражданской ответственности автовладельцев при поездках за рубеж 5%
Стандарт-Резерв www.st-rez.ru медицинское; от несчастных случаев сделок с недвижимостью; дайверов - автогражданской авгострахование; туристов 5-10%
УРАЛ-АИЛ http: //ural-ail.freeservers.com от несчастного случая домашнего имущества - гражданской ответственности автовладельцев - нет
Энергогарант www.energogarant.r u - - - - для выезжающих за рубеж; авто-страхование нет
основные виды страховых услуг, используя сетевые коммуникации глобального характера.
Страховые компании не только действуют самостоятельно в непростом начинании, но и объединяются в совместные Интернет-проекты.
Компания ОАО «РОСНО» реализует проект по внедрению новых компьютерных технологий по страхованию гостиничных предприятий. А. Ка-уров считает, что с помощью этого портала пользователь глобальной сети может выбрать наиболее подходящий ему отель и найти нужную информацию относительно пребывания в Москве, также прорабатывается возможность внедрения системы онлайнового бронирования гостиничных номеров. Также РОСНО имеет лицензию на оказание услуг по страхованию от преступлений в сфере компьютерной информации и электронных средств связи. При помощи этого можно застраховать информационные ресурсы и системы в целом, отдельные аппаратные и программные составляющие серверы, сетевые устройства, рабочие станции, компьютерную информацию от несанкционированной модификации, блокирования и уничтожения в результате различных противоправных действий7.
«Группа Ренессанс Страхование» создала несколько Интернет-проектов.
1. Health.renins.com, посвященный добровольному медицинскому страхованию («Малыш» и «Здоровый ребенок», «Медицинский адвокат» и «Семейный врач», «Радуга здоровья», «Доверенный врач»; «Поликлиника»).
2. 528-проект Travel.Renins.com, комплексная программа для туристических компаний по страхованию через Интернет туристов, выезжающих за рубеж.
15 декабря 2000 г. после длительной паузы, связанной с реконструкцией и сменой концепции, начал работу новый вариант сайта «Всероссийского союза страховщиков»8. Старая версия, открытая еще в 1998 г., представляла собой исключительно информационный ресурс. Как рассказал советник ВСС В. Балог, благодаря сайту страховые компании, входящие в состав союза, могут проводить интернет-конференции, посвя-
7 Кауров А. Интернет-революция на рынке страхования // Отель. 2001. № 9.
8 http://www.ins-union.ru.
9 «Всероссийский союз страховщиков» возобновил активность в Интернете // http://internet.ru/lentanews/n_ux02.esp.
10Страховщиков собрали воедино в сети // http://internet.ru/ lenta news/n_ho52. esp.
11 Страхование в сети Интернет: возможности и перспективы. Сб. статей / Под ред. А.Б. Знаменского, К.А. Байкова. -СПб.: Представительство ВСС в СЗФО, 2001.
щенные готовящимся законам о страховом бизнесе9. В организацию «Всероссийского союза страховщиков» входят практически все страховые компании России.
Страховая брокерская компания ООО «Страховой Сервис» запустила Интернет-проект «Страховая биржа Онлайн» с участием шести крупнейших страховых компаний России: Ингосстрах, РЕСО-Гарантия, Спасские Ворота, Альфастрахо-вание, Ренессанс-Страхование, страховая группа «Согласие».
Новинкой данного проекта, как заявляет www.mternet.ru, является сервис «Виртуальный брокер», который позволяет любому пользователю Интернет, зарегистрировавшись на ресурсе, в режиме on-line приобретать полисы для третьих лиц и с каждого проданного полиса получать определенную комиссию. Приятным сюрпризом для Интернет-компаний может стать тот факт, что помимо 11 видов страхования впервые в России стало возможным страхование WEB-ресурсов10.
Что касается использования коллективных Интернет-ресурсов, авторы склоняются к точке зрения работников ВСС А.Б. Знаменского и К.А. Байкова, которые считают, что использование коллективных Интернет-ресурсов является лишь паллиативом проблемы представления страховой компании в Интернете. Решение данной проблематики возможно только при помощи создания собственного сайта11.
Существует несколько проблем развития электронного бизнеса в области страхования:
1) нехватка специалистов. В Российской Федерации недостаточно специалистов, разбирающихся в страховании и информационных технологиях. Существует немало случаев, когда в страховых организациях один и тот же работник отвечает за Интернет и за какой-нибудь другой отдел. Для решения данной проблемы страховым организациям нужно дополнительно обучать своих специалистов электронной торговле;
2) нужен полнофункциональный Интернет-магазин. Для расширения своей деятельности в электронном бизнесе страховым компаниям необходимо иметь полнофункциональный Интернет-магазин, который будет существенно увеличивать продажи;
3) пытаться увеличивать объем продаж страховых продуктов. На сегодняшний день не все страховые продукты могут быть проданы через мировую информационную сеть. Для этого страховым компаниям нужно создать систему новых Интернет-технологий;
4) создать технологию прямого общения в Интернете. В страховании немаловажный момент
имеет прямой контакт (во время встречи) между представителем страховой организации и клиентом. Существует ряд примеров, когда страховщик сумеет убедить клиента в необходимости страхования не только того полиса, который страхователь собирался приобрести вначале, но и еще одного или нескольких других продуктов. Поэтому организациям надо разработать программу, которая позволила бы общаться с клиентами через Интернет;
5) повышать страховую культуру населения. В нашей стране уровень страховой культуры достаточно низок. Для решения данной проблемы нужно ввести в школьную программу предмет по данной проблематике;
6) снижать первоначальные вложения в проект;
7) повышать срок возврата инвестиций от проекта;
8) борьба с мошенничеством. В этом деле огромную роль сыграло принятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», что существенно должно снизить мошенничество.
При существующих проблемах есть громадные выгоды, которые содержит в себе мировая информационная сеть для страховых компаний: 1) оперативное получение клиентом информации об организации — в любой момент времени человек, войдя на сайт, может узнать
последние новости о компании, ее финансовую отчетность и окончательно сделать выбор о покупке продукта;
2) большой охват потенциальных клиентов — компания не может рассказать всем о своей продукции. При помощи Интернет-сайта, практически не зная, кто зашел на ее сайт, она может быть уверена — дополнительные продажи ей обеспечены;
3) неограниченное время покупки — Интернет-сайты работают круглые сутки;
4) минимальный расход на продавцов — организации не надо дополнительно платить работникам за привлечение новых клиентов, так как тот нашел их сам;
5) снижаются издержки — за счет использования новых каналов дистрибуции страховой организации не надо платить за аренду, за комиссионное вознаграждение. Конечно, не все так безоблачно выглядит в
российском Интернет-страховании, но с каждым годом все больше и больше открывается сайтов в мировой информационной сети, все больше и больше компании собирают страховых премий при помощи электронной коммерции. И если удастся решить указанные в данной статье проблемы, то Интернет станет главным источником пополнения не только страховых организаций, но и всей финансовой инфраструктуры.