УДК 338.48
ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
М.С. ОБОРИН
Пермский институт (филиал) федерального государственного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»,
г. Пермь, Российская Федерация
Рынок санаторно-курортных услуг представляет собой сложное образование, действующее при помощи определенной инфраструктуры, состоящей из объектов. Функциональная деятельность объектов бизнеса, представленная в элементах инфраструктурного комплекса является базой ку-рортно-рекреационного потенциала и санаторно-курортного комплекса.
Проблемам инфраструктуры посвящен ряд трудов отечественных ученых. В качестве сложного комплекса, обеспечивающего жизнедеятельность человека, инфраструктуру рассматривал М.Д. Шарыгин [9]. Проблемам структуры туристской индустрии с точки зрения выполнения основных услуг и функций на основе отраслевого подхода уделял внимание А.Л. Косманев [3]. Детальному анализу исследуемого объекта как полифункциональной системы посвящены исследования С.И. Яковлевой [10]. Отдельные элементы курортно-рекреационной инфраструктуры рассматривались в работах Е.Р. Мингазиновой, М.С. Оборина [5] (роль предприятий торговли и общественного питания); Д.С. Микояна [4] (социально-экономические аспекты деятельности).
Курортно-рекреационная инфраструктура является сложным образованием, состоящим из нескольких взаимосвязанных элементов - курортной, вспомогательной и туристско-рекреационной, которые состоят из разнообразных объектов торговли и общественного питания, представляющих полноценный комплекс операционных услуг туристам (рис.).
Рисунок - Основные элементы курортно-рекреационной инфраструктуры [6]
Перечислим основные функции курортно-рекреационной инфраструктуры: восстановление психофизиологических возможностей организма, оздоровление и лечение, разнообразное обслуживания населения, социальные функции, образование и воспитание, изучение окружающего ми-
ра, финансово-экономические.
Инфраструктура размещения и питания является базовой для средств размещения и санаторно-курортных учреждений. Она включает материальную базу - спальные корпуса и номера, которые отличаются по степени комфортности, уровню сервиса, оснащения.
Объекты общественного питания, которые находятся на территории санаториев и курортов, оказывают мультипликативный эффект в стабильном росте и развитии санаторно-курортного комплекса региона. Высокое качество услуг основывается на сочетании следующих факторов: природные ресурсы и достопримечательности, которые исторически способствовали становлению территории в качестве курорта, социально-экономические условия и инфраструктурные элементы. Объекты питания представляют основу комплекса профилактики заболеваний, включают элементы лечебно-оздоровительного профиля.
Торговая инфраструктура обеспечивает продажу различных товаров народного потребления. Как элемент представлена торговыми объектами, рынками, магазинами и сетями, в которых можно приобрести различные товары потребления [7].
Хозяйственная инфраструктура составляет обширный блок, включающий различные виды хозяйственных элементов: прачечные, ремонтные мастерские, котельные и т.д. На основе использования объектов обслуживания формируется курортно-рекреационная деятельность.
Социальная инфраструктура отдыха и рекреации включает в себя больницы, школы, университеты, дома культуры, библиотеки и т.п.
Административная инфраструктура представлена объектами административных корпусов, и ее деятельность направлена на регулирование всех технологических процессов и управление персоналом и т.д.
Транспортная инфраструктура одна из самых важных и значимых в организации санаторно-курортной деятельности - дороги и их покрытие, автомобильные парки, автобоксы, станции технического обслуживания, автостоянки.
Рекреационная инфраструктура в современных условиях представлена объектами активного отдыха, развлечений, занятий спортом, культурно-историческими учреждениями.
Все элементы курортно-рекреационной инфраструктуры, расположенные на конкретной территории, взаимодействуя друг с другом, формируют курортно-рекреационный потенциал местности [8].
В настоящее время актуальность приобретает сравнительный анализ курортно рекреационной инфраструктуры на уровне федеральных округов страны, поскольку каждый из них обладает определенным опытом формирования санаторно-курортной деятельности, что позволяет сопоставлять достигнутые результаты, имеющиеся проблемы и разрабатывать единую стратегию развития санаторно-курортного комплекса.
Таблица 1 - Численность санаторно-курортных организаций на территории Федеральных округов России(*)
Федеральный округ 2002 2004 2007 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Темп роста
Дальневосточный 128 106 99 91 85 81 77 76 75 75 58,6
Приволжский 540 507 489 462 448 447 445 428 417 399 73,8
Северо-Западный 199 186 165 153 160 157 151 152 143 144 72,3
Северо-Кавказский - - - - 161 166 163 164 170 156 -
Сибирский 332 313 294 268 261 267 264 255 247 236 71,0
Уральский 248 219 202 176 171 176 175 167 165 156 62,9
Центральный 458 436 399 381 373 376 359 345 341 331 72,2
Южный 442 466 470 466 286 288 271 278 265 255 57,7
Итого по России 2347 2233 2073 1997 1945 1958 1938 1906 1923 1752 74,6
*таблица составлена по данным [1]
Большой интерес представляет динамика изменения санаторно-курортных организаций на территории федеральных округов за 2002-2015 годы (табл. 1). В порядке убывания по количеству санаторно-курортных организаций на 2015 год федеральные округа можно расположить следующим образом: Приволжский (399), Центральный (331), Южный (255), Сибирский (236), Уральский
(156), Северо-Кавказский (156), Северо-Западный (144), Дальневосточный (75). Такая закономерность оправдана социально-экономическими и демографическими особенностями развития разных регионов страны, а также заметным влиянием мирового финансового кризиса.
За последние 13 лет на всей территории России наблюдается отрицательная тенденция в динамике развития санаторно-курортных организаций: сокращение абсолютного количества и темпов относительного прироста организаций, что обусловлено уходом с рынка санаторно-курортных услуг, оказываемых сезонными детскими оздоровительными лагерями и банкротством небольших и малорентабельных профилакториев и санаториев. В 2002 году общее количество санаториев и курортов в стране составляло 2347 учреждения, а в 2015 году снизилось до 1752, что может быть связано с сокращением спроса на санаторно-курортное лечение и высокую ценовую политику по сравнению с аналогичными центрами курортного лечения в Европейских странах. Относительные темпы снижения за указанный период составили около 19% при среднем ежегодном темпе снижения от 0,5 до 4,1%.
До 2010 года наибольшее число организаций санаторно-курортного комплекса наблюдается в Южном федеральном округе (487), а потом на первое место вышел Приволжский федеральный округ (446) и Центральный федеральный округ (349). Такая ситуация связана с геополитическими процессами на федеральном уровне: образование двух новых федеральных округов (Южного и Северо-Кавказского) с разными границами.
Значительное уменьшение санаторно-курортных организаций в Южном федеральном округе наблюдается в 2009-2010 годах (с 466 до 286 соответственно), что является последствием выделения из состава территории нового Северо-Кавказского федерального округа. Кроме этого, стабилизация в уменьшении организаций санаторно-курортного комплекса может быть связана с использованием южных приморских территорий как центров туристского отдыха, лечения, оздоровления, и существующие инфраструктурные объекты курортного комплекса пока справляются с постоянным потоком туристов и отдыхающих.
Наименьшее изменение числа санаторно-курортных организаций за период исследования наблюдалось в Северо-Западном федеральном округе, что обусловлено стабильными социально-экономическими и политическими условиями, которые способствуют формированию благоприятных инвестиционных условий для развития санаторно-курортной и туристской деятельности. Следует также отметить, что для данной территории характерно наличие разнообразных рекреационных ресурсов: природных, историко-культурных, экологических и т.п. Совокупность этих факторов создает благоприятную ситуацию для развития лечебно-оздоровительного туризма, который также прекрасно дополняется разнообразными рекреационными занятиями.
На территории Дальневосточного федерального округа наибольшее увеличение количества санаторно-курортных организаций наблюдается до 2010 года, что можно объяснить подготовкой к международному политическому и экономическому форуму лидеров стран АТЭС в 2007-2010 годы. Снижение темпов роста наблюдается с 2010 по 2015 годы на 23 объекта санаторно-курортного комплекса, что обусловлено низкой посещаемостью организаций и снижением государственной поддержки в развитии, а также с объективно незначительной численностью потенциальных отдыхающих.
Приволжский федеральный округ характеризуется большим количеством санаторно-курортных организаций, что связано с общим устойчивым социально-экономическим развитием каждого субъекта федерации. В 2013 году на территории округа насчитывалось 446 санаториев и курортов, что составляет 23,3% (в то время как санаторно-курортные организации Центрального округа составляют 18,2%) от общего количества аналогичных предприятий страны. Таким образом, Приволжский федеральный округ является регионом-лидером по числу санаторно-курортных организаций России. Анализируя динамику изменения количества санаторно-курортных объектов, можно сделать вывод, что с 2002 по 2005 год наблюдается уменьшение числа организаций от 540 до 492, что обусловлено переходом некоторых объектов курортно-рекреационного комплекса из государственного и профсоюзного в частно-государственное или частное управление [2].
Санаторно-курортный комплекс Северо-Кавказского федерального округа обособленно развивается с 2010 года (в связи с отделением от Южного федерального округа) и характеризуется устойчивым и поступательным развитием. На 2015 год все организации федерального округа составили 8,4% от общего числа санаторно-курортных предприятий России. Причиной устойчивого развития является совокупность уникальных курортов Кавказских Минеральных вод, куда входит Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и Железноводск. Развитая система санаторно-курортных объ-
ектов справляется с потоком туристов и поэтому в данное время не требуется ее расширения и оптимизации.
Санаторно-курортные организации Сибирского федерального округа от общего числа организаций всей страны на 2015 год составляют 13,9%, а в 2002 составляли 14,1%, что говорит о незначительном естественном спаде в развитии комплекса. Анализируя табличные данные, мы можем сказать, что в развитии санаторно-курортного комплекса наблюдаются стабильные процессы увеличения и уменьшения средств размещения. К примеру, с 2008 по 2009 год наблюдается резкое уменьшение услуг, что обусловлено мировым финансовым кризисом.
Санаторно-курортный комплекс Уральского федерального округа отличается следующей тенденцией развития: в 2002 год насчитывалось 248 организаций, а в 2015 году число учреждений снизилось до 156. Курортно-рекреационный потенциал рассматриваемой территории богат природными объектами лечения, оздоровления, рекреации, что создает прочную базу для устойчивого развития комплекса. Уменьшение организаций наблюдается в период общего мирового финансового кризиса. На 2015 год число санаторно-курортных организаций Уральского федерального округа составляет 9,6% от общего числа профильных организаций и по этому показателю округ занимает 5 место среди остальных регионов страны.
Центральный федеральный округ на 2015 год занимает второе место после Приволжского округа по числу санаторно-курортных организаций - 331, что составляет 19% от общего числа санаториев и курортов страны. По сравнению с 2002 годом к 2015 году произошло резкое уменьшение числа организаций с 458 до 331 объектов. Это связано с общими социально-экономическими проблемами развития национальной экономики, снижением потенциального спроса за счет дешевых туров на Ближний Восток, а также уменьшением покупательной способности граждан. В этот период число санаторно-курортных организаций Центрального федерального округа уменьшилось на 109 объектов.
Общая динамика изменения санаторно-курортных организаций в границах всей страны за период с 2002 по 2015 год показывает некоторую стабилизацию в уменьшении численности санаториев и курортов.
Динамика численности санаторно-курортных организаций по всем федеральным округам отражает общую ситуацию их снижения, начиная с 2006-2007 годов перед мировым финансовым кризисом, что объясняется снижением покупательной способности граждан, недостатком финансирования, малым числом привлечения инвестиционного капитала, низким спросом и общим уменьшением числа отдыхающих, а также значительной стоимостью санаторно-курортной услуги. Незначительный рост в 2008 году говорит об увеличении государственной поддержки санаторно-курортных организаций за счет выделения социальных путевок. После чего наступил опять некоторый спад, который продолжается и сейчас, но не такими значительными темпами. За 20022013 год произошло уменьшение санаторно-курортных организаций по всей стране на 439 объектов, что можно объяснить более высокой ценовой политикой российских санаторно-курортных услуг по сравнению с аналогичными центрами курортного лечения в странах Европы, Ближнего Востока и Азии.
В заключение можно сделать вывод о том, что распределение санаторно-курортных организаций за последние 13 лет на территории России характеризуется отрицательной динамикой развития. Происходит общее снижение темпов относительного прироста и, соответственно, абсолютного количества. На 2002 год среди лидеров в количественном расположении санаторно-курортных организаций можно выделить Приволжский федеральный округ - 540, Центральный федеральный округ - 452, Южный федеральный округ - 442, а всего в России насчитывалось 2342 санаторно-курортные организации. На 2015 год лидерами являются те же округа. Таким образом, сейчас в России 1752 санаторно-курортные организации, что меньше на 595 по сравнению с 2002 годом.
Конечно, общее уменьшение числа санаторно-курортных организаций влечет за собой значительное снижение объектов курортной инфраструктуры, что может привести к утрате известных центров курортного лечения не только в России, но и далеко за ее пределами.
Отрицательная динамика в снижении объектов курортной инфраструктуры говорит о существующих проблемах в развитии не только в области санаторно-курортных комплексов, но и в целом в развитии туризма на территории России. Сейчас курорты рассматриваются отдыхающими не только как лечебно-оздоровительные комплексы, но и как центры досуга и отдыха. В этой связи менеджменту санаторно-курортных организаций необходимо придавать большое значение состоянию, разнообразию и качеству курортной рекреационной инфраструктуры как одному из основных конкурентных преимуществ. 12
Инфраструктура санаторно-курортных организаций имеет очень сложный состав и выполняемые ею функции, что осложняет процесс оценки эффективности работы всего инфраструктурного комплекса.
Оценка инфраструктуры добычи и использования природно-лечебных ресурсов проводится на основе подсчета объектов расположения природного лечебного ресурса (число месторождений минеральных вод, грязей и т.п.), объектов добычи в год (уровень расходов), подсчетом количества инфраструктурных объектов, числом скважин. Относительные показатели использования этой инфраструктуры такие, как доля минеральной воды на одного отдыхающего - деление общего объема добытой воды на количество отдыхающих или оказываемых процедур. Рентабельность использования скважин минеральных вод может рассчитываться как отношение прибыли от оказания лечебных бальнеологических услуг к стоимости объемов добычи и подготовки минеральной воды.
Категории лечебной, хозяйственной, социальной, рекреационной инфраструктуры и гостеприимства по отдельности оценить не представляется возможным. Расчет относительного показателя количества специализированных средств размещения, где наибольшая доля приходится на санаторно-курортные организации, можно провести как соотношение к определенной численности населения. Для общего количества ССР - на 10000 человек, лечебные объекты - на 5000-10000 человек, в зависимости от численности, объекты питания - на 500 человек и рекреационных объектов - на 1000 человек. При расчете относительных показателей по муниципальным районам нужно учесть то, чтобы результаты были сравнимыми для снятия социально-экономических и территориальных различий.
Оценить инфраструктуру благоустройства возможно на основе метода анкетирования, в котором можно узнать о степени привлекательности территорий, формирования положительных психических реакций у отдыхающих, а также можно оценить процентное соотношение занимаемой площади отдельных категорий объектов на территории санаторно-курортного комплекса.
Оценка культурно-исторической инфраструктуры проводится по объектам искусства, архитектурных построек, кинотеатров, театров и т.д. Оценить эффективность работы приведенной группы инфраструктурного комплекса можно только при подсчете количества сооружений и числа посещаемости отдыхающими, туристами, гостями курорта.
Учитывать рекреационную инфраструктуру в настоящее время можно только через дополнительные и поправочные коэффициенты, а также расчета относительных показателей на единицу численности отдыхающих (100, 1000, 10000, 100000 человек).
Спортивная инфраструктура может быть оценена методом подсчета объектов спортивного комплекса (число площадок, кортов, бассейнов и т.д.) и определения числа посетивших спортивные комплексы за единицу времени. Индикатором оценки административно-финансового комплекса является количественный подсчет объектов. Оценить информационно-коммуникативную инфраструктуру можно через эффективность работы, наличие постоянной связи, зоны покрытия сотовых операторов, наличие свободного доступа в сеть Интернет.
Оценку торговой инфраструктуры можно проводить в следующих направлениях - подсчет объектов продажи товаров, обеспеченность торговыми площадями, наличие свободной площади, количеством ежедневного потока покупателей.
Дорожно-транспортная инфраструктура должна оцениваться комплексно, начиная с густоты автомобильных дорог и ее плотности, что позволит выявить степень доступности разных курортных территорий региона для жителей данного региона и его гостей [8].
Наличие индикаторов оценки позволяет оценить не только эффективность использования курортной инфраструктуры, но также сформировать перспективные планы дальнейшего ее развития. Каждый из представленных инфраструктурных объектов выполняет определенные функции, совокупность которых формирует развитие санаторно-курортной деятельности (табл. 2).
Таблица 2 - Функции курортной инфраструктуры [8]
Название группы курортной инфраструктуры Функции
Добыча и использование природно-лечебных ресурсов Разработка новых месторождений, добыча минеральных вод и грязей, использования микроклимата и ландшафтных комплексов, а также организация мониторинга за их качеством
Научный комплекс Разработка новых методик санаторно-курортного лечения на основе использования природных лечебных ресурсов
Лечебная Организация и проведение санаторно-курортных лечебных процедур с целью повышения качества здоровья
Оздоровительная Оказание дополнительных оздоровительных курортных процедур при использовании спа-технологий
Торговая инфраструктура Оказание услуг по удовлетворению повседневных потребностей человека за счет приобретения необходимого количества и нужного качества товаров
Инфраструктура гостеприимства и общественного питания Организация размещения и питания гостей и отдыхающих санаторно-курортного комплекса. Система питания на курорте является важным и системообразующим звеном. Правильно организованное питание и обслуживание позволяет повысить качество санаторно-курортного лечения
Инфраструктура отдыха, досуга, развлечений и рекреации Организация дополнительных рекреационных занятий, которые активно используются отдыхающими в свободное от лечения время
Административно-финансовая инфраструктура Осуществляет функции управления санаторно-курортным комплексом, организацией работы персонала и распределения финансовых потоков
Информационно-коммуникационная Организация связи отдыхающих и туристов с окружающей действительностью
Хозяйственная инфраструктура Организация оказания дополнительных хозяйственных услуг для формирования комфортабельного отдыха и лечения
Транспортная и дорожная инфраструктура Организация доставки отдыхающих до санаторно-курортного комплекса, экскурсионные поездки и безопасность дорожного полотна
Хотелось бы отметить, что курортная и рекреационная инфраструктура выполняет важные социальные и экономические функции в развитии социума. К социальной роли инфраструктуры можно отнести повышение качества здоровья населения, снижения общего уровня заболеваемости, восстановление утраченных жизненных сил, организация отдыха и досуга. Экономические аспекты развития санаторно-курортных объектов заключаются в стабильном функционировании прилегающей территории, организации новых рабочих мест и пополнении бюджетов разного уровня. Кроме этого, можно с большой уверенностью сказать, что курортная инфраструктура является обеспечивающей подсистемой устойчивого и стабильного развития всего санаторно-курортного комплекса.
Система санаторно-курортного лечения включает различные этапы медицинской реабилитации и лечения больных, а также систему отдыха, развлечений и рекреации. Для проведения комплексного санаторно-курортного лечения и осуществления разных программ рекреационного обслуживания широко применяются природные и лечебно-оздоровительные факторы, туристско-рекреационные ресурсы, а также лечебно-профилактическое и оздоровительное питание.
Туристская или курортная инфраструктура является важной основой для эффективной работы существующих санаторно-курортных организаций при наличии уникальных природных лечебных ресурсов. Высокие требования к качеству санаторно-курортных и рекреационных услуг со стороны потенциальных клиентов требует постоянного совершенствования курортного инфраструктурного комплекса (уровень сервиса, безопасность, разнообразие оказываемых услуг, доступность объектов рекреации, общественного питания и торговли), что позволит в дальнейшем санаторно-курортным организациям сформировать определенные конкурентные преимущества на рынке. К
сожалению, активную модернизацию и качественную современную трансформацию объектов курортной инфраструктуры в условиях практически полного отсутствия государственной поддержки могут себе позволить только крупные курортные учреждения, обладающие устойчивым спросом на санаторно-курортные услуги.
Список цитированных источников
1. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕММИСС). Число санаторно-курортных организаций. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fedstat.ru/mdicator/data.do?id= 42106&referrerType=0&referrerId=1292880).
2. Коллективные средства размещения Пермского края / Статистический сборник (Пермьстат). Пермь, 2002-2015 гг.- 41 с.
3. Косманев, А.Л. Региональная туристская инфраструктура: подходы, методы и опыт исследования /А.Л. Косманев // Псковский регионологический журнал. - №10. - 2010.- С.46-57
4. Микоян, Д.С. Социально-экономическое развитие инфраструктуры санаторно-курортной сферы региона: автореф...канд. экон. наук / Д.С. Микоян. - М., 2009.-22 с.
5. Мингазинова, Е.Р. Развитие санаторно-курортных услуг как составляющей социально-экономического потенциала Пермского края / Е.Р. Мингазинова, М.С. Оборин // Современная экономика: проблемы и решения». - №2 (38), 2013. - С.59-68.
6. Оборин, М.С. Подходы к определению сущности курортной инфраструктуры региона: теория и практика / М.С. Оборин // Известия УрГЭУ. - № 1(51), 2014. - С.66-71.
7. Оборин, М.С. Структура и экономические особенности развития инфраструктуры торговли и общественного питания санаторно-курортного комплекса / М.С. Оборин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - Том 8. - № 4. - 2014. - С. 121-127.
8. Оборин, М.С. Курортно-рекреационная инфраструктура как элемент устойчивого развития рынка санаторно-курортных услуг. Сфера обращения: проблемы и перспективы развития: коллективная монография. / М.С. Оборин. - Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова». - Пермь, 2016. - С. 242-256
9. Шарыгин, М.Д. Эволюция учения о территориальных общественных сис темах /М.Д. Шары-гин // Географический вестник. - №1. - Пермь, 2006. - С. 4-13.
10. Яковлева, С.И. Инфраструктурное обеспечение регионального развития : автореф.... дис. д-ра экон. наук / С.И. Яковлева. - СПб., 2005. -34 с.
INFRASTRUCTURAL DEVELOPMENT OF RESORT AND RECREATIONAL
COMPLEX OF RUSSIA
M.S. OBORIN
Summary
The article considers the concept of resort-recreation infrastructure, there are basic elements. Described functions of the resort and recreational infrastructure. The role of the object being studied in the development of resort-recreational complex. The article analyses indicators of the abundance dynamics of sanatorium and resort institutions by Federal districts of Russia. Methodical aspects of estimation of various elements of the resort and recreational complex. In the result of the analysis the conclusions about the important role infrastructure space for the development of sanatorium-resort complex of Russia.
Key words: infrastructural space, resort and recreation infrastructure, catering services and accommodation, health resort complex.
Статья поступила 13 марта 2017г.