НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ИНФОРМАЦИЯ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (УРО РАО)
10 октября 2007 г. состоялось заседание Бюро Президиума Российской академии образования, на котором по итогам заседания Бюро УрО РАО был заслушан доклад доктора педагогических наук, профессора, первого заместителя Министра образования и науки Челябинской области Т. Г. Калугиной «Управление инновационно-экспериментальной деятельностью на основе научного анализа: региональный аспект».
Доклад вызвал большой интерес представителей Академии. В обсуждении приняли участие члены Бюро Президиума РАО: В. П. Борисенков, Н. Д. Подуфа-лов, Е. В. Ткаченко, В. А. Попков, Г. Н. Филонов, С. В. Дармодехин, А. А. Кузнецов и др. Е. В. Ткаченко и А. А. Кузнецов отметили вклад Челябинской области в работу Уральского отделения РАО, значимость деятельности УрО РАО среди региональных отделений РАО; заслуги Челябинской области в развитии системы российского образования. С. В. Дармодехиным было предложено заключить договор о сотрудничестве между Российской академией образования и Челябинской областью.
Бюро Президиума Российской академии образования отметило: актуальность проблем разработки и внедрения инноваций в региональную образовательную систему, представленных на обсуждение, практическое многолетнее их применение в ходе исследовательской деятельности инновационных процессов в образовании Челябинской области. Были одобрены направления инновационно-экспериментальной деятельности, разрабатываемые в области:
• совершенствование структуры и содержания общего образования; введение единого государственного экзамена; переход на профильное обучение на старшей ступени общего образования; введение предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов; информатизация образовательной системы; построение общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО);
• внедрение многоуровневого многопрофильного непрерывного профессионального образования (школа - УПК - НПО - СПО - ВПО) на основе интеграции науки и образования; информатизация образовательного процесса и внедрение новых образовательных технологий (система электронного обучения от приема до выпуска; внедрение дистанционных форм обучения); внедрение инновационных подходов к формированию единого научно-производственно-образовательного пространства (вуз - производство - бизнес), направленного на эффективное развитие экономики области (технопарки, ре-
сурсные центры, бизнес-инкубаторы, бизнес-школы); внедрение системы менеджмента качества образования на основе международной модели 180-9000-2001; внедрение новых экономических механизмов хозяйствования и финансирования по результатам деятельности.
Бюро Президиума Российской академии образования постановило:
1. Сообщение доктора педагогических наук, профессора Т. Г. Калугиной принять к сведению.
2. Отметить многолетнюю и плодотворную научно-организационную деятельность и системность исследований инновационных процессов, технологий в региональном образовании, ценность и продуктивность полученных в рамках этих исследований, подчеркнуть важность использования данного потенциала в российском образовании.
3. Уральскому отделению РАО совместно с Министерством образования и науки Челябинской области проанализировать и обобщить опыт, накопленный в этой области по разработке, внедрению, оценке качества инноваций в образовании, рекомендовать к внедрению разработанные модели управления, технологии в других регионах России.
4. Поручить Уральскому отделению РАО подготовить записку в Министерство образования и науки Российской Федерации об организации управления инновационно-экспериментальной деятельностью в Челябинской области, рассмотреть возможность включения в План важнейших исследований РАО вопросов системного инновационного развития регионального образования на примере Челябинской области.
5. Поручить Уральскому отделению РАО совместно с Министерством образования и науки Челябинской области подготовить проект соглашения о сотрудничестве РАО и Челябинской области.
26 октября 2007 г. состоялось очередное заседание БюроУрО РАО
I. Был заслушан и обсуждался доклад кандидата педагогических наук, доцента Т. М. Резер о разработке теоретических основ интеграции педагогического и медицинского образования как одного из направлений комплексного теоретического и практического человекознания.
Одно из представленных в докладе перспективных направлений исследования - интеграция педагогического и медицинского образования на основе медико-педагогического подхода (МПП) к реализации здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде. Приведены доказательства актуальности разработки:
• реализация теоретических основ интеграции педагогического и медицинского образования и идей медико-педагогического подхода позволит пре-
дупредить распространение социальных болезней в обществе и обучать сохранению индивидуального здоровья;
• медико-педагогический подход совместно с компетентностным могут стать важнейшими практико-ориентированными технологическими инструментариями развития современного профессионального образования в части осуществления интеграции медицинского образования с профессионально-педагогическим по специальности «Профессиональное обучение».
Бюро Уральского отделения РАО решило:
1. Одобрить исследования в сфере интеграции педагогического и медицинского образования и рекомендовать данное направление к реализации в профессионально-педагогическом образовании.
2. Подготовить информационные материалы, освещающие результаты проведенного исследования для учреждений среднего профессионального образования.
II. С докладом «Концепция научно-исследовательской деятельности в области оптимального развития детей раннего возраста» выступила доктор педагогических наук, профессор Е. В. Коротаева. В докладе были представлены результаты теоретико-эмпирического исследования, проведенного на базе дошкольных учреждений Свердловской области; концептуальные основы и методические рекомендации по оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка раннего возраста, разработанные на основе отбора и систематизации материалов исследования. Сообщалось о мероприятиях, проведенных для тиражирования результатов исследования: конференции по представлению программы «Развитие детей раннего возраста» (февраль, 2006); организации курсов повышения квалификации специалистов в области дошкольного образования (руководителей, педагогов, психологов, медицинских работников) с целью подготовки к процессу создания эмоционально-развивающей среды ДОУ (март, 2006).
Бюро УрО РАО отметило значимость проблемы создания оптимальных условий, обеспечивающих полноценное развитие детей раннего возраста, что подтверждается общественными ожиданиями по отношению к дошкольному образованию, меняющимися в свете новых государственных ориентиров в области демографической политики, а также государственным заказом, отражающимся в ряде документов федерального уровня.
Заслушав и обсудив доклад Е. В. Коротаевой, Бюро Уральского отделения РАО решило:
1. Одобрить общее направление практико-ориентированного исследования «Концепция научно-исследовательской деятельности в области оптимального развития детей раннего возраста» на базе дошкольных учреждений Свердловской области.
2. Рекомендовать:
• продолжить и расширить разработку научно-методической (программной) базы в развитии эмоционально-чувственной сферы дошкольников и учащихся начальной школы;
• осуществлять комплексное научно обоснованное сопровождение эмоционально-чувственного развития детей дошкольного возраста на базе УрГПУ;
• предложить МО ПО Свердловской области внести эмоционально-развивающую составляющую в Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области;
• начать систематическую работу по профессиональной переподготовке педагогических кадров, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов; ввести спецкурс «Создание эмоционально-развивающей среды в период детства» в национально-региональный компонент ГОС ВПО для соответствующих специальностей педагогических вузов и колледжей области.