В РОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ комиссии ПО РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЕ
Информация о заседаниях РНКРЗ
В течение первого полугодия 1996 г. Российской научной комиссией по радиационной защите выполнялась работа по созданию и экспертной проработке методических документов, экспертизе проектов федерального закона и нормативных документов, представленных из министерств и ведомств.
Переход на принципы разработанной РНКРЗ "Концепции радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения РФ, подвергшегося аварийному облучению", при проведении комплекса мероприятий по минимизации последствий чернобыльской аварии требует тщательно отработанных методических документов. Поэтому много внимания специалисты комиссии уделили работе над "Методикой реконструкции накопленной эффективной дозы у населения России вследствие чернобыльской аварии в 1986 г.", подготовленной по заказу МЧС России (заседание 9.02.96 г.).
В ходе экспертного анализа проекта было рекомендовано авторам дополнительно проработать вопросы обоснованности применения конкретных моделей формирования доз и их параметров с целью максимальной объективизации получаемых дозиметрических данных. Так, предложено:
- более широко использовать при реконструкции накопленных доз внутреннего облучения данные СИЧ из других регионов России. При отсутствии таковых применять модель, основанную на анализе корреляционных соотношений показаний СИЧ и уровней загрязнения территорий с разными типами почв и условиями выпадений;
- при оценке внутреннего облучения максимально расширить спектр учитываемых радионуклидов с определением возможного вклада в дозу 1311;
- использовать метод ЭПР-дозиметрии эмали зубов с целью верификации и снижения неопределенности расчетов при реконструкции доз внешнего облучения;
- на территориях с малым уровнем загрязнения учитывать доаварийный уровень содержания радионуклидов цезия в организме. Оговорить ограничения на применение Методики на различных территориях;
- привести оценку доверительных интервалов получаемых результатов, поскольку сохраняется настоятельная необходимость принципиально решить вопрос о соотношении законодательно принятых однозначных нормативных величин и определяемых на практике с некоторой погрешностью. В противном случае применение любых методических разработок в реальных ситуациях затруднительно;
- дать пример применения Методики;
- снабдить Методику пояснительной запиской;
- сохранить в документе принципиальное единство оценки средней дозы (для взрослых или для возрастных категорий);
- обосновать необходимое статистически значимое минимальное число измерений на СИЧ.
Дан, кроме того, целый ряд более частных замечаний и предложений.
127
РНКРЗ также рассмотрела на заседании 26.07.96 г. представленный Госкомсанэпиднадзором РФ проект Изменений N 2 к Методическим указаниям "Определение средней годовой эффективной дозы облучения жителей населенных пунктов РФ в 1996-1998 гг. вследствие аварии на Чернобыльской АЭС". В заключение комиссии, в частности, отмечено, что предлагаемые изменения к утвержденным в 1993 г. Методическим указаниям, безусловно, необходимы и своевременны. Они направлены на повышение корректности оценок средней годовой эффективной дозы подвергшихся облучению лиц. При этом:
- прежние численные значения коэффициента связи эффективной дозы внешнего гамма-излучения с плотностью загрязнения почвы 1370э откорректированы с учетом основных процессов дальнейшего снижения мощности экспозиционной дозы, ожидаемого для периода 1996-1998 гг. по сравнению с 1993 г.;
- документ дополнен важной информацией, впервые позволяющей более дифференцированно учитывать специфику структуры жилого фонда в конкретных населенных пунктах;
- в раздел, касающийся внутреннего облучения, введено важное дополнение, учитывающее значимую роль поступления 1370э с грибами;
- представленные значения коэффициентов перехода 1370э и 90Бг из разных типов почвы в молоко и картофель позволяют рассчитать удельную активность радионуклидов в этих продуктах, причем на случай отсутствия данных о загрязнении территории 90Бг для Брянской, Тульской, Калужской и Орловской областей приведены типовые значения коэффициента связи с плотностью загрязнения почвы 1370э; предусмотрена возможность расчета средних значений коэффициента перехода радионуклидов в молоко и картофель в случае неоднородности сельхозугодий населенного пункта по типам почв.
Вместе с тем в Методических указаниях по-прежнему отсутствует раздел, посвященный оценке погрешностей результатов определений средних значений эффективной дозы, а также оценке возможных индивидуальных отклонений от этих средних значений, что существенно затрудняет, как уже отмечалось ранее, их практическое использование.
Специалистами РНКРЗ совместно с учеными Республики Беларусь осуществляется работа по созданию Методических рекомендаций по оценке радиационного риска в применении к аварийным ситуациям. На заседании 17 мая 1996 г. рассмотрен проект документа с внесенными изменениями и дополнениями в соответствии с предыдущим обсуждением в декабре 1994 г.
Основные разделы рекомендаций:
- общая методология риска;
- количественные показатели ущерба от воздействия ионизирующих излучений (оценка радиационного риска);
- модели радиационного риска.
Даются определения показателей как радиационного, так и нерадиационного риска на когортном и популяционном уровнях.
Оценка радиационного риска основывается на общей теоретико-вероятностной методологии анализа риска, первичных моделях радиационного риска и фоновых медико-демографических данных. В документе использованы соответствующие материалы международных и национальных организаций.
Рекомендации предусматривают все возможные сценарии облучения и являются методическим базисом для развития компьютерного банка данных по анализу риска, предназначенного для оценки последствий радиационных воздействий, анализа эффективности защитных мероприятий, оценки состояния здоровья населения в показателях риска, выработки рекомендаций по проведению профилактических, диагностических и лечебных мероприятий, выделения групп повышенного риска и возможных заболеваний в них, сравнения рисков от разных энергопроизводств и т.д. Предполагается, что система будет содержать большую внутреннюю базу медико-демографических данных. Существенно, что такой углубленный анализ дает возможность влиять на показатель пожизненного риска заболевания от того или иного фактора, создать условия для более поздней реализации риска, т.е. улучшить такой показатель, как предстоящая продолжительность жизни.
В ходе обсуждения проекта на заседании 17мая 1996 г. высказан ряд замечаний и предложений. В частности:
- рекомендовано проработать и отразить в документе вопрос о вариабельности индивидуальной радиочувствительности, учитывая, что наиболее чувствительная субпопуляция может значительно увеличить радиационный риск для популяции в целом. При этом риск существенно может зависеть от рассматриваемого эффекта и распределения облу-чаемости;
128
- в плане практического использования Рекомендаций необходимо устанавливать более жесткие требования к исходным медико-демографическим данным для профессиональных работников, как специфической, специально отобранной популяции;
- признано целесообразным представить сопоставление результатов, получаемых по предлагаемой методологии и при использовании других моделей и методических подходов, а также результаты приложения одной методики к разным популяциям;
- рекомендовано упростить название документа, предложен вариант нового названия: "Методические рекомендации по оценке радиационного риска";
- указано на необходимость предусмотреть в структуре документа такие обязательные разделы, как аналитическая, рекомендательная части и примеры.
Специалистами РНКРЗ высказано мнение, что после завершения работы над документом его необходимо направить на экспертизу в заинтересованные ведомства (Минатом, Мин-здравмедпром и др.).
По решению комиссии авторам рекомендовано опубликовать доработанные рекомендации в Бюллетене "Радиация и риск" и в журнале "Медицинская радиология и радиационная безопасность" в виде отдельных публикаций. Вариант Методических рекомендаций, в котором учтено большинство замечаний РНКРЗ, публикуется в данном выпуске Бюллетеня.
В Государственной Думе России разработан проект Федерального закона "О социальной защите граждан, проживающих в период проведения в 1955-1962 гг. испытаний ядерного оружия на Северном полигоне (о.Новая Земля) на отнесенных к зонам риска территориях". Направленный на рассмотрение в РНКРЗ проект обсужден на заседании 26.07.96 г. после проведения предварительной экспертной проработки специалистами комиссии.
Выводы комиссии, изложенные в ее заключении, сводятся к следующему. Представленные материалы свидетельствуют, что реконструкция накопленных доз облучения жителей Севера от продуктов ядерных испытаний на Северном полигоне практически осуществлена, хотя с дальнейшим совершенствованием методик дозы могут уточняться. Поэтому, по мнению комиссии, распространять на эту категорию населения "бездозовую" концепцию неправомерно. Кроме того, оценка результатов реконструкции доз облучения жителей территорий, расположенных в радиусе действия ядерных испытаний на о.Новая Земля, показала, что их значения не превышают 5 сЗв для критической группы населения в районах, где величины этих доз максимальны. Таким образом, согласно "Концепции радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения РФ, подвергшегося аварийному облучению" эти лица не могут быть отнесены к категории облученных.
Вместе с тем непреложным остается факт проведения на Северном полигоне в 19551962 гг. испытаний ядерного оружия с общим энерговыделением около 240 Мт. Не исключена возможность, что население прилегающих к полигону территорий, оказавшееся вынужденным свидетелем этих испытаний, к тому же до 1963 г. остававшееся в неведении относительно характера проводимых работ, могло оказаться в состоянии пролонгированного стресса в условиях недостаточной информированности. Наличие такого состояния, несомненно отрицательно влияющего на уровень здоровья населения, должно быть подтверждено соответствующими исследованиями. Однако следует иметь в виду, что речь идет о немногочисленной когорте жителей прилежащих к полигону населенных пунктов, а на проведение социологических исследований необходимы определенные финансовые затраты.
Принимая во внимание вышеизложенное, по-видимому, целесообразно:
1. Найти форму социальной защиты этой группы населения, закрепленную соответствующим законодательным актом, с акцентом на регулярных инвестициях в социальноэкономическое развитие региона, обеспечивающих улучшение общих социальных условий проживания, медицинского обслуживания с учетом опыта обустройства быта людей в условиях Севера.
2. Обязательно должна быть предусмотрена поставленная на научной основе квалифицированная информационно-разъяснительная работа с населением, учитывающая психологические особенности восприятия им радиационного риска.
3. Поскольку авторами проекта Закона определено в качестве основного фактора влияния на здоровье возможное облучение людей, употребляющих в пищу оленину (по цепочке "ягель-олень-человек”), представляется целесообразным наряду с разъяснительной работой, обосновывающей необходимость изменения традиционного пищевого рациона, преду-
129
смотреть ряд мер, которые будут способствовать уменьшению внутреннего облучения, в частности, поставку в регион экологически чистых продуктов и пищевых добавок.
По мнению комиссии, осуществление такого комплекса мер социальной защиты позволит улучшить показатели здоровья этой группы населения и, в частности, значительно ослабить состояние психоэмоционального напряжения.
Распространение же на данную категорию лиц льгот, предусмотренных для непосредственных участников испытаний ядерного оружия, комиссия считает необоснованным.
В Российскую научную комиссию по радиационной защите Госкомсанэпиднадзором РФ направлены на рассмотрение нормативные документы, регламентирующие содержание радионуклидов в пищевых продуктах и продовольственном сырье: "Временные допустимые уровни содержания радионуклидов 1370э и 90Эг в пищевых продуктах (ВДУ-96)" (разработчик - ИРГ ГКСЭН РФ) и "Допустимые уровни радионуклидов в пищевых продуктах и продовольственном сырье" (разработчик - ГНЦ РФ - Институт биофизики).
Экспертная проработка этих документов показала, что представленные материалы отражают два разных подхода в вопросе предстоящей на ближайшее будущее тактики гигиенического нормирования удельной активности радионуклидов в пищевых продуктах и продовольственном сырье, которые можно охарактеризовать следующим образом:
1) продолжить практику аварийного нормирования и ввести в текущем году новые нормативы ВДУ-96, перекрывающие международные нормативы для аварийной ситуации;
2) перейти к постоянным нормативам содержания изотопов цезия и стронция, основанным на не-превышении годовой дозы облучения населения в 1 мЗв.
В ходе обсуждения, в котором приняли участие члены РНКРЗ и приглашенные специалисты (заседание 28.06.96 г.), было констатировано, что к настоящему моменту:
- в соответствии с принятым Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" появилась проблема обязательного производственного контроля радиационной безопасности продуктов питания и пищевого сырья;
- действие ВДУ-93 закончено в июле текущего года;
- представленные материалы подтверждают, что на загрязненных радионуклидами территориях России радиационная обстановка стабилизировалась и существенной ее динамики в ближайшие десятилетия ожидать не приходится;
- направленные в комиссию проекты по разным причинам (или неполного соответствия их положений требованиям НРБ-96, или неприемлемости сохранения принципа аварийного нормирования) не могут быть одобрены и рекомендованы РНКРЗ к утверждению.
Вместе с тем представленные материалы с учетом большого профессионального опыта и высокой квалификации специалистов обоих творческих коллективов могут служить в качестве базовых в дальнейшей работе.
Принимая во внимание вышеизложенное, РНКРЗ рекомендовала:
- продлить действие ВДУ-93 до августа 1997года;
- создать рабочую группу специалистов, которой поручить разработку на базе представленных материалов в течение отведенного срока "Постоянных гигиенических нормативов радиационной безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья" для территории Российской Федерации с целью обеспечения радиационного контроля за продуктами питания в рамках реализации Федерального закона "О радиационной безопасности населения". По мнению комиссии, целесообразно поручить возглавить рабочую группу профессору Голикову В.Я., главному эксперту Комиссии по государственному санитарноэпидемиологическому нормированию при ГКСЭН РФ;
- одновременно с разработкой "Постоянных гигиенических нормативов..." рабочей группе подготовить проект методических указаний по организации контроля за качеством продуктов, осуществляемого центрами санитарно-эпидемиологического надзора.
По мнению комиссии необходима также разработка в рамках этих документов критериев для принятия решения в случае превышения установленных нормативов с целью избежания необоснованного бракеража продовольствия.
РНКРЗ считает целесообразным обсудить в IVквартале 1996 г. на одном из ее заседаний проекты постоянных гигиенических нормативов и методических указаний.
130
На заседании РНКРЗ 9.02.96 г. обсужден подготовленный МЧС РФ вопрос о стратегии проведения с 1998 г. защитных мероприятий для населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС, с одновременным рассмотрением проекта Программы работ по переходу к дозовым критериям для обоснования мероприятий "Федеральной программы по защите населения РФ от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1998-2000 гг.".
В предложенной Программе выделены шесть основных направлений:
- выполнение НИР по анализу итогов 10-летней работы по ликвидации последствий чернобыльской аварии на территории России с подготовкой обоснования изменения стратегии в проведении защитных мероприятий;
- организация информационно-пропагандистской работы на загрязненных территориях;
- подготовка исходных данных для зонирования загрязненных радионуклидами территорий в соответствии с критериями новой Концепции;
- перевод сельского хозяйства на общепринятые технологии;
- разработка механизма по "смягчению" отмены льгот и компенсаций;
- подготовка предложений по изменению действующего Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и разработка проекта Федеральной программы на 1998-2000 гг.
Представленный план конкретных мероприятий, предусматривающих реализацию сформированных направлений, по предложению комиссии уточнен и в рабочем порядке согласован с РНКРЗ. Комиссией рекомендовано в ряду других предложений предусмотреть:
- разработку справочника доз на щитовидную железу у детей и взрослых;
- участие РНКРЗ в подготовке Методических указаний по реконструкции накопленной эффективной дозы облучения жителей загрязненных вследствие аварии на ЧАЭС территорий России;
- участие РНКРЗ в качестве одного из основных исполнителей в разработке концепции федеральной программы по защите населения РФ на 1998-2000 гг. на основе дозовых критериев, представленных в концепции РНКРЗ.
Тесное сотрудничество МЧС РФ и комиссии необходимо прежде всего в решении трудной проблемы, касающейся положения территорий с плотностью радиоактивного загрязнения в пределах 1-5 Ки/км2, где доза облучения населения не превышает 1 мЗв/год. Заслуживающие внимания наработки были представлены комиссии специалистами ИБРАЭ РАН и рекомендованы к использованию в рабочем порядке. Кроме того, предполагается, что предложения по переходу на принципы, изложенные в "Концепции радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения РФ, подвергшегося аварийному облучению", будут представлены в Пояснительной записке к ней.
В рабочем порядке специалистами РНКРЗ рассмотрен целый ряд проектов документов, направленных в комиссию. Так, проект "Концепции единой федеральной программы по защите населения от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1998-2000 гг. и на период до 2005 г. на основе дозового принципа зонирования радиоактивного загрязнения территорий", подготовленный специалистами научных учреждений МЧС, признан недостаточно проработанным.
В заключении по проекту, подготовленном в комиссии, в частности, отмечено, что базирование концепции на положениях устаревших и зачастую неработающих чернобыльских законов и программ повлекло за собой постановку неадекватных стратегических и тактических задач. Одной из основных задач в данный момент следует считать разработку нового закона о радиационной, медицинской и социальной защите населения, подвергшегося аварийному облучению. Главный смысл перехода на принципы "Концепции радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения РФ, подвергшегося аварийному облучению" должен заключаться не в пересмотре границ зон, а в определении путей перехода на систему радиационной, медицинской и социальной защиты населения в зависимости от накопленной дозы облучения. По проекту документа сделан ряд других предложений и замечаний.
Администрациями Челябинской, Курганской и Свердловской областей проводится работа по расчету накопленных доз облучения у жителей бассейна р.Теча и зоны аварии в 1957 г. на ПО "Маяк". Проекты соответствующих документов представлялись в РНКРЗ ранее и дорабатывались в соответствии с замечаниями и предложениями комиссии. Переработанные проекты одобрены экспертной группой РНКРЗ.
131
В 1996 г. была продолжена работа специалистов, в том числе РНКРЗ, по экспертизе ряда проектов документов, включая проект постановления Правительства РФ "О неотложных мероприятиях по медико-социальной реабилитации населения Оренбургской области, проживающего в зоне Тоцкого ядерного взрыва, на 1997-1998 гг.". Длительная и трудная работа экспертов комиссии с представителями авторского коллектива позволила найти взаимоприемлемое решение, основанное на данных о реальной ситуации, сложившейся в регионе.
В аргументированном заключении экспертов, в частности, отмечено, что данные о заболеваемости населения Оренбургской области свидетельствуют об объективной необходимости принятия мер по улучшению состояния здоровья населения и медикодемографической ситуации в области. Безусловно, требуется научно аргументированное объяснение фактических изменений показателей здоровья населения.
Вместе с тем представленные сведения по реконструкции доз облучения лиц, проживавших или проживающих в зоне Тоцкого ядерного взрыва, не могут служить достаточным основанием для отнесения этой зоны к разряду территорий, которые в соответствии с действующей "Концепцией радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению" требуют специальных мер по смягчению последствий радиационного воздействия на население. Поэтому программа неотложных мер не может быть обоснована радиационным воздействием локального выпадения продуктов Тоцкого взрыва 1954 г. Более того, акцент на главенствующей роли радиационного фактора, обусловленного взрывом, дезориентирует поиски истинных причин изменения здоровья населения и медико-демографической ситуации в области, а неадекватное восприятие истинного риска возможных последствий радиационного воздействия может послужить причиной вполне реальных заболеваний некоторых лиц из населения.
Необходимо также принять во внимание, что в 1992-1995 гг. во исполнение соответствующих распоряжений Президента РФ (от 13.09.91 г. N 40-рп) и Правительства РФ (от 20.09.91 г. N 1041) в Оренбургской области осуществлялось строительство объектов социальной сферы, а также выполнен ряд научно-исследовательских работ по изучению медикодемографической, санитарно-гигиенической и радиоэкологической обстановки в зоне влияния Тоцкого ядерного взрыва. Выполненные исследования не привели к научно аргументированному объяснению фактического изменения показателей здоровья населения. Как следствие незавершенности проведенных исследований в сознании общественности области продолжает сохраняться устойчивое мнение о причинной связи состояния здоровья населения с ядерным взрывом на Тоцком полигоне. Из-за недостаточного финансирования не завершено строительство ряда объектов социальной сферы.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в Оренбургской области к настоящему времени (незавершенность исследований по выявлению причин фактического ухудшения показателей здоровья населения и сохранение социально-психологической напряженности в связи с проведением в 1954 году ядерного испытания на Тоцком полигоне), МЧС РФ совместно с РНКРЗ обратилось в Правительство РФ с предложением о выделении на 1997 г. из федерального бюджета необходимых средств для завершения начатых работ по строительству объектов социальной сферы, а также для завершения исследований причин фактического изменения показателей здоровья населения Оренбургской области.
В поле зрения Комиссии по радиационной защите остается проблема планирования и оказания медицинской помощи при радиационных авариях. Соответствующие предложения по данному вопросу направлены в Минздрав России.
Информацию подготовила С.А.Филиппова
132