Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЩЕНАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ'

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЩЕНАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / термин / формирование / философское осмысление / концепции / отражение / исследователи / интерес / information / term / formation / philosophical understanding / concepts / reflection / researchers / interest

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — К Арыпбекова

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной философии, многозначного феномена, как информация. Предлагается различать обыденное понимание данного термина, а также философский и общенаучный подходы к ее изучению. Отмечается, что в советской философии преимущественно рассматривалась информация с философской точки зрения. Основными философскими концепциями информации являются эссенциальная, атрибутивная и функциональная, которые распространены и сегодня. Первой из научных теорий информации является вероятностно-статистическая, концепция, которая уделяет особое внимание количественным аспектам информации и определяет понятия «информация» и «количество информации». С 1950-х годов исследовательский интерес сместился в сторону изучения качественных и ценностных аспектов информации, что нашло отражение в формировании семантической и жизненной теорий информации. В 1980-90-е годы начали появляться синергетические концепции информации, синтезирующие количественные и качественные подходы. В настоящее время категория «информация» активно разрабатывается представителями всех наук, что требует ее философского осмысления и выявления существенных свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AS A GENERAL SCIENTIFIC AND PHILOSOPHICAL CONCEPT

The article examines one of the current problems of modern philosophy, a multivalued phenomenon such as information. It is proposed to distinguish between the everyday understanding of this term, as well as philosophical and general scientific approaches to its study. It is noted that in Soviet philosophy information was primarily considered from a philosophical point of view. The main philosophical concepts of information are essential, attributive and functional, which are still common today. The first of the scientific theories of information is probabilistic-statistical, a concept that pays special attention to the quantitative aspects of information and defines the concepts of “information” and “quantity of information”. Since the 1950s, research interest has shifted towards studying the qualitative and value aspects of information, which is reflected in the formation of semantic and life theories of information. In the 1980s and 90s, synergistic concepts of information began to emerge, synthesizing quantitative and qualitative approaches. Currently, the category “information” is being actively developed by representatives of all sciences, which requires its philosophical understanding and identification of essential properties.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЩЕНАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ»

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЩЕНАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ

К. Арыпбекова, канд. филос. наук, и.о. доцента Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-1-69-74

Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных задач современной философии, многозначного феномена, как информация. Предлагается различать обыденное понимание данного термина, а также философский и общенаучный подходы к ее изучению. Отмечается, что в советской философии преимущественно рассматривалась информация с философской точки зрения. Основными философскими концепциями информации являются эссенциальная, атрибутивная и функциональная, которые распространены и сегодня. Первой из научных теорий информации является вероятностно-статистическая, концепция, которая уделяет особое внимание количественным аспектам информации и определяет понятия «информация» и «количество информации». С 1950-х годов исследовательский интерес сместился в сторону изучения качественных и ценностных аспектов информации, что нашло отражение в формировании семантической и жизненной теорий информации. В 1980-90-е годы начали появляться синергетиче-ские концепции информации, синтезирующие количественные и качественные подходы. В настоящее время категория «информация» активно разрабатывается представителями всех наук, что требует ее философского осмысления и выявления существенных свойств.

Ключевые слова: информация, термин, формирование, философское осмысление, концепции, отражение, исследователи, интерес.

Термин «информация» является одновременно общепринятым и одним из самых неоднозначных и трудноопределимых. Хотя это слово интуитивно понятно каждому, объяснить, что именно подразумевается под информацией, бывает сложно. С такими трудностями сталкиваются не только те, кто далек от информационных технологий, но и профессионалы, работающие в этой сфере. Научные исследования предлагают сотни различных определений этого понятия.

Представители различных областей - от компьютерных специалистов до юристов, философов, физиков, математиков, генетиков, радиоинженеров, лингвистов и врачей - считают термин «информация» частью своей профессиональной лексики. Однако разнообразие значений этого термина лишь усложняет его понимание. На сегодняшний день существует огромное количество научных публикаций, посвященных природе информации. Многие из них содержат комбинацию различных, а порой и противоречивых определений.

Методы исследования. В этом исследовании применялись методы сравнения, логико-диалектического анализа, а также принципы объективности и многостороннего рассмотрения проблемы. Философские концепции информации, разработанные в советской философии и усовершенствованные современными мыслителями, были критически проанализированы с точки зрения их содержания, атрибуции и функций.

Понимание термина «информация» отражено во многих словарях. Происходит оно от латинского слова «тАэгтайо», которое буквально означает «объяснение, представление, сообщение, осознание чего-либо». Это слово появилось в русском языке во времена Петра I, заимствованное из польского, однако оно не было широко распространено до XX века. В тезаурусе синонимами слова «информация» являются «данные» и «материалы» [3, с. 164]. В «Русско-киргизском словаре» К. Юдахина информация определяется как «сведения, получаемые человеком или специальным

подразделением о внешнем мире и происходящих в нем процессах» [8, с. 248].

С философской точки зрения подходы к понятию информации можно разделить на три категории: эссенциальные, атрибутивные и функциональные. Эссенциальные подходы рассматривают информацию как вещество, независимую сущность. Эта идея восходит к Норберту Винеру, основоположнику кибернетики, который предложил, что наряду с материей и энергией существует третья фундаментальная категория - информация. Винер утверждал: «Информация не является ни материей, ни энергией» [5, с. 113]. Хотя сам Винер не развивал эту идею дальше, она оказала значительное влияние на философские исследования информации.

Современные ученые Э.Дж. Каниметов и М.М. Амердинова придерживаются мнения, что информация не может быть полностью сведена к материи или идеям. Они пишут: «Сама информация нематериальна - слова, идеи, мысли, права, чувства должны быть представлены в виде материальных продуктов или событий - энергии, движения, процесса», тем самым признавая три равноценных компонента: материю, информацию и сознание [15, с. 412]. Эти исследователи предлагают следующее определение: «Информация - это упорядоченная совокупность физически измеримых параметров носителя, определенная детерминированным образом: объект, зафиксированный в пространстве, или процесс, происходящий во времени» [13, с. 56].

Впервые связь между информацией и мышлением была установлена в 1959 году советским философом И.Б. Новиком. Он стремился определить информацию с позиций диалектического материализма, будучи приверженцем кибернетики. Новик рассматривал свои идеи сквозь призму марксизма, утверждая, что «информация -это качественные и количественные характеристики организации, порядка и дисциплины в мышлении» [10, с. 16]. Он утверждал, что количество информации измеряет степень порядка отражения материи, призывал к созданию «физики отражения» и предложил закон сохранения информа-

ции, аналогичный закону сохранения энергии.

С атрибутивной точки зрения информация существует не только в человеческом сознании, но и независимо от него, в живой и неживой природе. В отличие от этого, сторонники функциональной концепции считают, что информация является свойством исключительно самоорганизующихся систем, связанным с их функционированием. В нашем понимании информация «не является свойством материи, она не охватывает все её формы и виды. Информация относится к определенным аспектам, случаям и типам мышления. Если рефлекс связан с мозгом, то информация представляет собой сложную динамическую систему управления, которая адаптируется к изменяющимся условиям».

Обсуждение. Подход к пониманию информации как противоположности энтропии привел к появлению термина «негэн-тропия». Префикс «нег-» в этом слове указывает на отрицательную энтропию, противоположную обычной энтропии.

Понятие «отрицательная энтропия» было введено в научный оборот известным физиком Эрвином Шрёдингером. В своей книге 1943 года «Что такое жизнь?» [16] он развивал идею о глубокой связи между физическими законами и философией, утверждая, что принцип дополнительности является основой синтеза накопленных знаний и единства мира.

Шрёдингер показал, что любая живая система экспортирует энтропию для поддержания низкого уровня собственной энтропии. Иными словами, живая система импортирует отрицательную энтропию для самосохранения, что способствует системному порядку и стабильности.

Таким образом, ранние концепции информации в науке имели вероятностно-статистический характер и фокусировались на количественных параметрах. Однако уже в 1950-е годы исследователи начали понимать важность качественных и ценностных аспектов информации. В семиотике (от греческого sema - знак) в 1950-е годы стали центральными вопросы ценности и смысла информации. В отличие от общего языкознания, семиотика как

наука о знаковых системах изучает знаки как особый тип носителя информации и анализирует возможности естественных и искусственных языков как знаковых систем. На основе семиотики возникла семантическая теория информации, сторонники которой подчеркивали, что важнейшей характеристикой информации является её неотделимость от носителей, таких как знаки, слова и язык. Таким образом, количество, содержание и ценность информации следует рассматривать на основе анализа знаковых систем. Поскольку содержание информации неразрывно связано с формой её передачи, её можно измерить и по форме, то есть семантические свойства информации можно выразить через синтаксические свойства, изучая закономерности сочетания знаков в сообщении. Рудольф Карнап и Иехошуа Бар-Гиллель, первыми создавшие семантическую теорию информации, использовали идеи и методы символической логики и логической семантики для анализа информационного содержания научного языка. Они предложили определять количество семантической информации на основе логической вероятности.

Идея семантического подхода к информации, разработанная российским ученым Ю.А. Резаком, переворачивает привычное представление о передаче данных. Вместо того чтобы сосредотачиваться на характеристиках канала связи, Резак призывает обращать внимание на получателя информации и его способность интерпретировать данные. Для него семантическая информация, получаемая системой, оценивается по изменению её собственной семантики под влиянием новых внешних данных. Термин «тезаурус», который Резак применяет, описывает способность системы воспринимать информацию. Если система преодолевает пороговую информацию, то она расширяет свой тезаурус, что является ключом для понимания и восприятия новых данных. Шредер подчеркивает, что одно и то же сообщение может быть воспринято по-разному, в зависимости от положения тезауруса, определяющего принимаемую и отвергаемую информацию [16].

В отличие от подхода Шеннона и его последователей, которые сосредотачиваются на процессе передачи информации и её пропускной способности, сторонники семантической теории информации в первую очередь интересуются процессом восприятия информации и её интерпретацией получателем.

Эти идеи стали актуальными не только для специалистов в области связи и кибернетики, но и для биологов, изучающих генетическую информацию. В биологии важно не только количество информации, но и её качество. Ценность информации проявляется в живых системах, где её роль важна для эволюции.

Российский биолог В.И. Корогодин внес значительный вклад в жизненную теорию информации, рассматривая информацию как важный компонент живых систем. Он выделил три основных типа информации в биологических системах: генетическую, содержащуюся в генетическом материале и управляющую процессами синтеза молекул ДНК и репликации; поведенческую, которая предопределена генетически и определяет врожденные поведенческие реакции нервной системы; и логическую, уникальную для человека и связанную с развитием вербального и изобразительного языков, способствующую развитию культуры и продолжению цивилизации [7, с. 93].

Синергетическая теория информации вырастает из идей, заложенных в работах таких ученых, как Г. Хакен, И.Р. Приго-жин, Е.Н. Князев и С.П. Курдюмова, которые рассматривают самоорганизацию, необратимость времени и роль структур притяжения в различных системах. Российские исследователи, включая Д.С. Чернав-ского и И.В. Мелик-Гайказяна, разрабатывают идеи синергии в информатике и теории информации.

Суть синергетических концепций информации заключается в особом внимании к ее роли в различных системах, как технологических, так и биологических. Эти концепции анализируют как количественные, так и качественные аспекты информации, исследуют взаимосвязь между энтропией и информацией, а также обсуж-

дают вопрос ее ценности. Информация в этом контексте воспринимается как выбор из нескольких возможных и одинаковых вариантов, который является случайным и запоминающимся.

Одним из ярких представителей синер-гетической информации является Д.С. Чернавский, который исследовал информационные процессы в живых системах и механизмы использования генетической информации. В его работах предложена модель генерации ценной биологической информации, основанная на едином биологическом коде.

Д.С. Чернавский дал новое толкование определению информации, предложенному американским биохимиком Г. Кастле-ром, в свете синергетических концепций о конструктивности хаоса. В его интерпретации информация представляет собой случайный и запоминающийся выбор из множества возможных и аналогичных вариантов [16].

Иными словами, информация - это результат случайного события, которое система способна запомнить. Способность системы генерировать случайные события и сохранять их последствия, а также ее способность к самовоспроизводству зависят от ее сложности. Чем проще система, тем более она подвержена разрушению, но тем выше вероятность ее динамической устойчивости и развития. При анализе определения, данного Г. Кастлером, Д. Чернавский выделяет два основных термина - «случайность» и «запоминание». «Случайность» здесь описывает процесс отбора, сам процесс выбора. Однако Чернавский утверждает, что выбор не может быть случайным, а может быть предложенным или навязанным, и поэтому предлагает исключить это слово из определения. Термин «запоминание» означает фиксацию информации. Важно отметить, что этот выбор сохраняется в памяти и не забывается сразу. Такую неизгладимую выборку Чернавский называет микроинформацией. Примером микроинформации может служить выбор определенного набора координат и скоростей молекул идеального газа. Из-за нестабильности молекулярного движения такой выбор «сразу

забывается», и за доли пикосекунды невозможно обработать информацию или сделать на ее основе прогнозы. Это микроинформация, связанная с физической энтропией.

Чернавский предполагает, что запомненный вариант называется макроинфор-мационным. Запоминание подразумевает, что сделанный выбор сохраняется дольше, чем время использования информации. Макроинформация не связана с физической энтропией. Однако изменение макроинформации всегда сопровождается увеличением физической энтропии, которая значительно превышает изменение макроинформации [12, с. 157]. Анализируя любой реальный информационный процесс, мы говорим именно о макроинформации.

Приведенное выше улучшенное определение информации предоставлено Д.С. Чернавским. Г. Кастлер говорит: «Информация - это заученный выбор из нескольких возможных и схожих альтернатив» [12, с. 158]. Концепция, с одной стороны, согласуется с основными концепциями информации в естественных науках и позволяет использовать математические инструменты для расчета количественных параметров информации. С другой стороны, она акцентирует внимание на самом процессе, внешнем виде информации и ее значимости. Кроме того, ценность информации зависит от целей системы, которая ее получает. Д.С. Чер-навский разработал методы для количественной оценки ценности информации. В случае, если достижение цели неопределе-но, но возможно, оценка ценности требует анализа вероятности достижения цели до и после получения информации. Д.С. Чер-навский утверждает, что ценность информации субъективна. В одних случаях один и тот же объем информации может иметь большое значение, а в других - быть равнозначным нулю. По его мнению, основной вопрос заключается в том, как эволюционирует информация: бесценная информация может стать ценной, бессмысленная информация - важной, и наоборот [12, с. 180].

Синергетика предоставляет новый взгляд на процесс получения информации.

И.В. Мелик-Гайказян отмечает, что замена термина «получение» неправомерна, она допускается лишь в анализе систем органического мира. Он рассматривает приобретение информации как необратимый процесс, который протекает в неуравновешенной среде. Рецепторная система в этом контексте рассматривается как дис-сипативная система, способная самопроизвольно повышать свою упорядоченность. На стадии получения информации «созданная информация поступает в неуравновешенную среду, способную порождать асимметричные структуры, отобранные с помощью соответствующих правил (законов сохранения, термодинамики), естественного отбора, поведенческих реакций, типов получения» [9, с. 105]. И.В. Мелик-Гайказян предлагает следующее определение информации: «Феномен информации - это многоступенчатый, необратимый процесс структурирования в открытой неуравновешенной системе, начинающийся с случайно запомненного выбора системы и проходящий через хаос, становясь упорядоченным и заканчивается целенаправленным воздействием на алгоритм или программу, реализующую семантику выбора» [9, с. 121]. Основной этап информационного процес-

- это генерация информации - выбор одного из возможных путей развития; запись и объективация данных; передача информации, включая процесс передачи информации от одного носителя к другому для выполнения целевых действий [9, с. 122].

Заключение. Другими словами, до начала 20-го века этот термин редко встречался в научных кругах. В период с 1940-х по 1960-е годы научно-философские интерпретации данного понятия стали широко распространены. Особый статус философского термина "информация" получила впервые в советской философии, где ее рассматривали с точки зрения теории представления. В это время, параллельно с количественной информацией, начали развиваться качественные, смысловые аспекты, акцентировалось понятие ценности информации. Это было обусловлено интересом ученых в области естественных наук к информационным процессам. В 1980-е и 1990-е годы появилось синергетическое понимание информации, объединяющее количественные и качественные методы. В начале 21 -го века произошла попытка переосмысления природы информации, объединения статистических и семантических принципов их изучения.

са, подчеркиваемый И.В. Мелик-Гайказян,

Библиографический список

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994. - 247 с.

2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. -М.: Русский язык, 2001. - 568 с.

3. Большой толковый словарь русского языка; сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

4. Берталанфи Л. Общая теория систем: Критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов; общ. ред. и вст. ст. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. -М.: Прогресс, 1969. - С. 23-82.

5. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. - М.: Советское радио, 1958. - 216 с.

6. Глушков В.М. О кибернетике как науке // Кибернетика, мышление, жизнь. - М.: Мысль. 1964. - С. 53-62.

7. Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию. - Киев: Наукова думка, 1966. -288 с.

8. К. Юдахин Русско-киргизский словарь. - Б.: 2000. - 503 с.

9. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Тарасенко В.Ф. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. - М.: 2001. - 272 с.

10. Новик И.Б. Философские идеи Ленина и кибернетика. - М.: Знание, 1969. - 48 с.

11. Урсул А.Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973. - 231 с.

12. Чернавский Д.С. Проблема происхождения жизни и мышления // Успехи. - 2000. -Т. 170. № 2. - С. 157-183.

13. Арыпбекова К.Б. в соавт. Амердиновой М.М. Информационные процессы и реальность // Вестник КГУ им. И. Арабаева, материалы конф... 2005. С. 56-61.

14. Гадасин В.А. Концепция триад - понятие «информация» как субстанция // Ежегодник ВНИИПВТИ: Сб. научных трудов. - Минск, 2007. - С. 186-190.

15. Каниметов Э.Ж. Феномен духовных предводителей этноса как проектный ресурс // Вестник КГУ им. И. Арабаева. 2016. - С. 412-417

16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/1743/1/1213213 (Дата обращения: 11.05.2024).

INFORMATION AS A GENERAL SCIENTIFIC AND PHILOSOPHICAL CONCEPT

K. Arypbekova, Candidate of Philosophical Sciences, Acting Associate Professor Kyrgyz State University named after I. Arabaev (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article examines one of the current problems of modern philosophy, a multivalued phenomenon such as information. It is proposed to distinguish between the everyday understanding of this term, as well as philosophical and general scientific approaches to its study. It is noted that in Soviet philosophy information was primarily considered from a philosophical point of view. The main philosophical concepts of information are essential, attributive andfunc-tional, which are still common today. The first of the scientific theories of information is probabilistic-statistical, a concept that pays special attention to the quantitative aspects of information and defines the concepts of "information" and "quantity of information ". Since the 1950s, research interest has shifted towards studying the qualitative and value aspects of information, which is reflected in the formation of semantic and life theories of information. In the 1980s and 90s, synergistic concepts of information began to emerge, synthesizing quantitative and qualitative approaches. Currently, the category "information" is being actively developed by representatives of all sciences, which requires its philosophical understanding and identification of essential properties.

Keywords: information, term, formation, philosophical understanding, concepts, reflection, researchers, interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.