Современные культурные практики
297
и самоутверждения, но и в определенной степени как репрезентацию своего народа, равновеликого в семье других народов, утверждение его духовной, культурной значимости.
Однако, прежде всего, на наш взгляд, национальное и этническое в творчестве Эрьзи выражено на структурном уровне. Культуролог Г. Д. Гачев подчеркивает: «Вот великий мордовский художник Эрьзя. На родине его ценят лишь за то, что он, мордвин, добился мировой известности, — но втайне считают ненациональным, чужим, и лишь те скульптуры признают за свои, где изображены мордовка или мордвин — то есть по предмету. И невдомек, что само видение мира сквозь узловатую суковатую фактуру дерева, леса, есть видение лешего, невиданное доселе в искусстве»2. Эта особенность мировидения органично вписалась в рамки эпохального стиля «модерн».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. М.: Галарт, 2001. С. 266.
2 Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. С. 34.
Т. А. Шигурова,
кандидат исторических наук, доцент
Информационный потенциал текста мордовского костюма
Традиционный мордовский костюм середины XIX — начала XX в. как продукт коллективного разума входит в пространство духовной, материальной и художественной культуры, представляя собой синтез социально значимых смыслов — знаний, ценностей и регулятивов. Понимание мордовского традиционного костюма как текста означает «считывание» информации, транслируемой всей совокупностью элементов сложной семиотической системы. «Когда мы говорим о вещи как о тексте, — пишет А. К. Байбурин, — имеется в виду вся та информация, которая поступает к нам от вещей, точнее та, которая может быть „считана" с них самих...»1. Согласно А. П. Лободанову, информационный потенциал, хранимый «в форме воспроизведения», «в форме, созданной оригиналом», «в переработанной форме»2, включает сведения об окружающем мире, собственном народе и его культуре, характере и поведении этноса в далеком
298
Круглый стол
прошлом, о самом костюме и обязательно о человеке как непосредственном создателе и носителе.
Информация костюма мордвы эрзи и мокши была закодирована в материале, крое, силуэте, колористике, орнаментике, декоре, способах ношения и комплектования элементов, воспроизводимых звуках. Кроме того, важны здесь и движения, жесты человека, косметические средства, аксессуары, а также дополнительные факторы, определяемые бессознательно и мгновенно, — «настроение» или «интонация». Традиционный костюм мордвы Х!Х — начала ХХ в. благодаря усвоению, хранению и трансляции социально значимой информации имел богатейший коммуникативный потенциал, реализуемый в рамках этнокультуры.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 80.
2 Лободанов А.П. Основы семиотики. Семиотика искусства: лекции по семиотике. Вып. 1. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. С. 42.
В. С. Святогорова,
кандидат культурологии, доцент
Традиция и новации в творчестве народных мастеров Мордовии
Стремление людей к прошлому объясняется желанием приспособиться к переменам, адаптироваться, не поддаться убыстряющемуся влиянию времени, сохранить историческую и культурную преемственность.
В Республике Мордовия в октябре — декабре 2010 г. прошел XIV Республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», посвященный главной культурно-политической идее республики — 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства. В рамках выставки «Мастерство и щедрость земли мордовской» муниципальные районы республики представили местный культурно-исторический материал, в том числе музейный и сохраняющийся в быту костюм, одеваемый во время обрядов жизненного цикла и в связи с выходом на сценические площадки.