Научная статья на тему 'Информационный менеджмент в муниципальном управлении земельными отношениями крупнейших городов Уральского экономического района'

Информационный менеджмент в муниципальном управлении земельными отношениями крупнейших городов Уральского экономического района Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов А. А.

В статье анализируются проблемы развития информационного менеджмента в системе муниципального управления земельными отношениями крупнейшего города. Предлагается решение этих проблем на основе внедрения передовых информационных систем, доказавших эффективность своего применения по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный менеджмент в муниципальном управлении земельными отношениями крупнейших городов Уральского экономического района»

УДК 336.02

информационный менеджмент в муниципальном управлении

земельными отношениями крупнейших городов уральского экономического района

а. а. МИХАЙЛОВ, соискатель кафедры экономики и управления E-mail: alex-mikhailov@yandex. ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уральский филиал

В статье анализируются проблемы развития информационного менеджмента в системе муниципального управления земельными отношениями крупнейшего города. Предлагается решение этих проблем на основе внедрения передовых информационных систем, доказавших эффективность своего применения по всему миру. Также не стоит забывать и про финансовую сторону развития информационного менеджмента.

Ключевые слова: информационный менеджмент, управление, эффективность, финансирование, земельные отношения.

Развитие муниципальной экономики крупнейшего города немыслимо без параллельного развития информационных систем и использования информационных технологий. Любая управленческая деятельность, в том числе и процесс принятия решений, в какой бы сфере муниципальной экономики города она не осуществлялась, всегда опирается на большой пласт информации, которую необходимо переработать, сохранить и использовать в дальнейшем для достижения поставленных целей. Актуальность управления информацией тем острее, чем больше возникает стратегических и тактических (оперативных) задач, чем интенсивнее становится

социальное взаимодействие со средой управления. В этой связи в муниципальной экономике возникает острая необходимость достижения максимальной эффективности упорядочения информации, минимизации различных рисков в целях достижения поставленных задач, особенно в сфере земельных отношений.

Земельные отношения - это очень сложная и глубоко структурированная система. С одной стороны, земельные отношения - это вид общественных отношений, в которых любой участник обладает правами и обязанностями, несет ответственность (индивидуальную или коллективную), имеет отношение к собственности в рамках сложившихся имущественных отношений. С другой стороны -земельные отношения представляют собой сферу муниципальной экономики, управление которой предполагает достижение таких приоритетных целей, как получение максимального дохода в муниципальный бюджет от использования земельных ресурсов, достижения рационального землепользования и охраны земель, защиты имущественных интересов граждан и организаций. Вся эта сфера базируется на информационных потоках, число которых увеличивается пропорционально объему решаемых задач.

Информационные потоки по своей природе очень гибки и мобильны, однако, как показывает практика, в процессе управления информацией (информационными потоками) случаются искажения информации при ее подаче, устаревание данных, неактуальность предоставления, неправильное понимание и другие деструктивные обстоятельства. В рамках крупнейшего города данные проблемы имеют больший масштаб в сравнении с населенными пунктами, меньшими по численности населения. Чтобы этого не происходило, необходим комплекс мер управления информацией. Этим комплексом мер и является информационный менеджмент.

Прежде чем приступить к описанию роли информационного менеджмента в муниципальном управлении земельными отношениями крупнейших городов, необходимо рассмотреть историю зарождения и развития информационного менеджмента как области научного познания и функции управления.

информационный менеджмент выделился в отдельную дисциплину в 1970-х гг., когда в странах с развитой рыночной экономикой в связи с ростом применения ЭВМ и развития сетей передачи данных возникла необходимость систематизировать управление информацией и достигать более эффективного управления предприятиями.

Информационн ый менеджмент - специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление познания, охватывающее все аспекты и проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов. Сфера информационного менеджмента в узком смысле -это круг задач производственного и технологического характера в сфере основной деятельности организации, в той или иной мере использующих информационную систему и реализованные в ней информационные технологии. В широком смысле -это совокупность задач управления на всех этапах жизненного цикла организации, включающих действия и операции как с информацией в различных ее формах и состояниях, так и с организацией в целом на основе информации [10].

Таким образом, информационный менеджмент -это метод управления, применение которого решает важнейшие задачи управления: во-первых, систематизацию информации при разработке управленческих решений. Во-вторых, построение внутренних и внешних информационных сред, способствующих развитию предприятий, базисом в которых является информация.

Что подразумевается под понятием «информационная среда»? Информационная среда - это, во-первых, сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации. Во-вторых, это совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений [1]. Именно в информационной среде той или иной организации зарождаются, развиваются определенные отношения, базисом которых является информация.

Информационный менеджмент имеет цель, которая заключается в повышении эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем и информационных технологий. Что подразумевается под информационными системами и информационными технологиями?

Информационные системы - это комплекс мер, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей [2]. Некоторые исследователи дают трактовку понятия информационной системы в более широком смысле, как совокупность множественных компонентов, включающих базы данных, системы управления базами данных (СУБД) и специализированные прикладные программы. В узком понимании информационная система - это программно-аппаратная система, предназначенная для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей и обеспечивающая в соответствии с заложенной в нее логикой обработки возможности получения, модификации и хранения информации [3].

Информационные технологии - совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства и регламентированный порядок их применения [10]. Информационные технологии в экономике - это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в достоверную оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств в целях достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления [9].

Таким образом, управление опирается на сложнейшую систему информационных каналов (потоков), программно-аппаратных средств по сбору, обработке, анализу информации. Собираемая информация (приходящая из среды управления) и отправляемая информация (идущая в среду управления) при ее использовании в целях управления (в основном для разработки и принятия управленческих решений) должна быть автоматизированной, четкой и легко воспринимаемой, защищенной от помех (т. е. слухов, домыслов, неправильного и преждевременного использования, утечки). Важным обстоятельством в этой системе должна стать ответственность лиц, принимающих и реализующих решения.

В сложной структуре информационного менеджмента необходимо рассмотреть сферу его применения. Сферу применения информационного менеджмента составляет совокупность всех задач управления, связанных с формированием и использованием информации во всех ее формах для достижения поставленных перед организацией целей.

При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных, знаний), но и других ресурсов, в той или иной мере входящих в контакт с информацией - технологических, кадровых, финансовых. Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы:

• экономический, рассматривающий вопросы привлечения новой документированной информации исходя из соображений полезности и финансовых затрат;

• аналитический, основанный на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях;

• организационный, рассматривающий информационные технологии в их влиянии на организационные аспекты;

• системный, рассматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориентированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организации и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств, других затрат и методов работы. Основными задачами информационного менеджмента являются:

1) формирование технологической среды информационной системы;

2) развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания;

3) планирование в среде информационной системы;

4) формирование организационной структуры в области информатизации;

5) использование и эксплуатация информационных систем;

6) использование инновационной политики и осуществление инновационных программ;

7) управление персоналом в сфере информатизации;

8) формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов. Информационный менеджмент также выполняет стратегические, оперативные и административные задачи. к стратегическим задачам относят: создание информационной инфраструктуры предприятия и управление информационными технологиями. Оперативные и административные задачи носят более узкий и подчиненный характер.

Главной задачей информационного менеджмента является информационная поддержка основной деятельности организации [1].

Значимость управления информацией в муниципальном управлении земельными отношениями в крупнейшем городе возрастает по мере углубления определенных проблем. Анализ развития информационного менеджмента в крупных городах Уральского экономического района (Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Уфа) показал наличие серьезных проблем, которые не дают развиваться информационному менеджменту эффективно. А то, что якобы считается «информационным менеджментом», скорее всего представляет собой набор некоторых управленческих функций, но никак не серьезный инструмент управления, способный упорядочить информационные системы в сфере земельных отношений. Среди проблем информационного менеджмента следует выделить следующие.

1. Отсутствие единого комплексного подхода к организации информационных систем. Системы получения, хранения, обработки и использования информации в данных крупнейших городах строятся самостоятельно, под свои конкретные задачи управления. С одной стороны, данный подход показывает уровень информатизации систем управления каждого из исследуемых крупнейших городов. С другой стороны - эффективность построения информационных систем не оценивается вообще,

отсутствуют подходы к оценке затрачиваемых ресурсов на информатизацию управления, отдачи от использования информационных технологий в рамках управления. Отсутствие единого информационного поля с другими регионами страны или крупнейшими городами РФ не позволяет муниципальным администрациям крупнейших городов достигать эффективности управления. Речь идет об отсутствии единого подхода к организации базы данных на территории России, который бы содержал описание лучших практик управления и успешно реализованных социально-экономических проектов. По мнению автора, доступ к такому банку данных помог бы органам государственной власти и местного самоуправления в оценке своих возможностей при реализации каких-либо управленческих проектов.

На сегодняшний день на интернет-страницах муниципальных администраций крупнейших городов можно встретить описание действующих информационных систем в различных сферах управления городской экономикой или решения социальных вопросов. Тем не менее это описание носит индивидуальный характер, из него можно лишь узнать об описании самой системы, а вот информация о том, как эта система создавалась и внедрялась, отсутствует. Что касается интерактивных систем управления земельными отношениями, то они носят описательный характер. В большинстве случаев можно узнать о полномочиях структурных подразделений либо получить информацию о результатах управления: выполнения плана по сбору земельного налога и арендной паты за муниципальные земельные участки или информацию о проведении конкурсов (торгов и аукционов) по продаже земельных участков. Сейчас существуют попытки создать регламенты управления земельными отношениями, но эта попытка являет собой лишь утвержденный документ с описанием порядка работы структурного подразделения и его компетенций (например, с таким регламентом можно ознакомиться на официальном портале администрации г. Екатеринбурга).

2. Недостаточный эффект от использования информационных технологий. В муниципальных администрациях крупнейших городов широко используется система электронного документооборота (СЭД), имеются центры обмена данными и серверные помещения, доступ к сети Интернет. Также широко используются каналы связи и пере-

дачи различной пропускной способности, имеются собственные официальные Web-страницы. Однако при этом уровень интерактивного взаимодействия с местным сообществом при управлении земельными отношениями развит плохо. В чем это выражается?

Во-первых, хранение данных чаще осуществляется в файловых системах типа Microsoft, Excel. Word, Access, а не в более объемных и защищенных системах управления базами данных (СУБД), например, фирмы Oracle. Использование файловых систем не позволяет постоянно использовать их потенциал в хранении данных, ведь чем большими по объему они становятся, тем больше времени затрачивается на работу с данными, их обработку, сохранение. Кроме того, файлы могут быть случайно удалены или испорчены, что также вызывает сложности. Внедрение комплексных систем хранения данных и управления ими зарубежных разработок -очень затратное. Поэтому в качестве альтернативы органы местного самоуправления стараются либо внедрять более дешевые российские аналоги, либо писать программы самостоятельно, используя опыт и знания собственных программистов и специалистов в области информационных технологий.

Во-вторых, это выражается в ограниченном доступе к информации по земельным участкам и всему, что с ними связано. Не секрет, что только специалисты уполномоченных структурных подразделений муниципальных администраций крупнейших городов распоряжаются более детальной информацией и выкладывают в сеть интернет или в печатные СМИ ограниченный пласт информации. информация собирается и хранится в специальных программных средствах. Речь идет о широко используемом программном обеспечении ГЕОКАД (геоинформационые и кадастровые системы и технологии). Автор считает, что люди и различные организации, желающие получить информацию по интересующим земельным участкам, а также по всему, что с ними связано, должны иметь прямой доступ на этот ресурс, например, с официальной Web-страницы администрации крупнейшего города.

В чем выражается данный доступ? В получении информации о свободных земельных участках (например, под индивидуальное жилищное строительство, садоводство, комплексное жилищное строительство, если речь идет об участии строительных компаний в освоении территорий) с изображением площади, местонахождения, физических свойств,

возможных обременениях и другой интересующей информации. к сожалению, доступ к такой информации отсутствует. Не исключено, что оперативный доступ к информации помог бы людям и организациям с наименьшими временными затратами принимать решения по покупке земельных участков, продаже, получению в аренду, совершать другие юридически значимые операции в данной сфере.

3. Невысокий уровень стратегического развития информационного менеджмента. Развитие информационных технологий и связи является одним из приоритетных направлений стратегических планов развития крупнейших городов. В Уральском экономическом районе среди крупнейших городов только в Екатеринбурге разработан и утвержден стратегический план развития до 2020 г. Планом предусмотрено развитие связи и информационных технологий в городе до 2020 г. в стратегической программе «Связь - вызов века». Программа создана в целях содействия развитию информационного общества, повышения качества жизни горожан путем совершенствования муниципального управления с применением передовых информационных и телекоммуникационных технологий [7]. В программе предусмотрено развитие местных телекоммуникационных сетей, повышение уровня обслуживания населения с использованием связи и информационных технологий и другие направления.

В других городах ситуация со стратегическим развитием информационного менеджмента в различных сферах муниципальной экономики разнится. Например, в Челябинске также принят стратегический план развития города до 2020 г. Он разработан по аналогии со стратегическим планом Екатеринбурга. Принят мастер-план развития Перми, который почему-то не предусматривает долговременного развития информационных систем. В Уфе стратегический план развития города на сайте городской администрации не опубликован. Но там представлена подробная информационная система управления городским имуществом, развития городской инфраструктуры, оказанием муниципальных услуг в области здравоохранения и др., которая могла бы быть использована в качестве основы развития информационного менеджмента в стратегическом плане развития города (не следует путать с генеральным планом застройки и развития территорий).

4. Слабое структурное финансирование развития информационных систем. Финансирование

внедрения информационных технологий и развития информационных систем - очень затратная статья любого корпоративного бюджета, будь то бюджет крупной частной организации или государственных структур (органов власти, организаций, учреждений). С каждым годом объем информации будет расти, будут требоваться все большие мощности (оборудование и новое программное обеспечение) для управления информацией в различных сферах экономики и управления.

Например, объем финансирования развития информационных систем и технологий в каждом из исследуемых городов в 2011 г. показал следующие результаты.

В Екатеринбурге на финансирование развития информационных технологий и связи, на реализацию стратегической программы «Электронный Екатеринбург» было запланировано 35 293 тыс. руб., или 13 % от общей суммы запланированных расходов [8].

В Челябинске на развитие информационных систем, информационных технологий и связи были запланированы расходы в размере 9 616, 4 тыс. руб., что составило 8 % от общей суммы запланированных бюджетных расходов на 2011 г. [4].

В Перми на развитие информационных технологий и средств связи в бюджете на 2011 г. были запланированы расходы в размере 22 432 тыс. руб., что составило 6 % от общей суммы расходов. Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что в Перми предусмотрена городская целевая программа «Создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Перми на 2010-2012 годы», на финансирование которой было предусмотрено 16,4 млн руб. [5].

В бюджете на 2011 г. городского округа Уфа конкретные расходы на информационные технологии и информационные системы не предусмотрены, тем не менее они могли бы быть заложены в финансирование расходов на выполнение функций органов местного самоуправления. Сумма расходов составляет 23 817 тыс. руб. [6].

Необходимо отметить, что отсутствие структурированного описания расходов на развитие информационных систем и внедрение информационных технологий еще не является проблемой. Сложность вызывает отсутствие понимания со стороны органов местного самоуправления того очевидного факта, что с каждым годом задачи в области информационного менеджмента будут

усложняться. Анализ показал, что в каждом городе выделяется определенная сумма денежных средств на развитие информационных технологий и средств связи. Много это или мало - сказать сложно, ведь в каждом городе объем финансирования того или иного направления осуществляется исходя из конкретных задач управления и выполнения плана по сбору доходов.

Как бы то ни было, в процессе выработки управленческих решений на годы вперед органам местного самоуправления нужно будет более детально вникать в проблемы развития любого направления и иметь в виду, что управление информацией также потребует дополнительных финансовых затрат.

Описанные проблемы по своей сути - глобальные, но их учет и попытки исправить положение дел потребуют от органов местного самоуправления городов новых программ развития, планов и поиска дополнительных источников финансирования. Исходя из этого, необходимо сформулировать основную цель развития информационного менеджмента в муниципальном управлении земельными отношениями крупнейших городов: достижение максимальной эффективности за счет роста информатизации всех без исключения аспектов муниципального управления земельными отношениями.

В данном случае под информатизацией стоит понимать не только главные процессы, связанные с расширением горизонтов применения информационных технологий и развития информационных систем, но и достаточность финансирования и понимания важной роли информации в достижении поставленных целей.

Ключевым фактором развития информационного менеджмента в управлении земельными отношениями является стратегический характер его развития. Необходима стратегия его развития и применения.

Общая стратегия развития информационного менеджмента на территории крупнейшего города может быть представлена либо как детально проработанная часть стратегического плана развития того или иного крупнейшего города, либо выступать самостоятельной стратегией.

Стратегия развития информационного менеджмента в муниципальном управлении земельными отношениями крупнейшего города должна включать в себя следующие направления: • постановку целей развития информационного

менеджмента;

• определение задач (построение списка проектов и приоритетности их реализации);

• бюджетирование. Определение финансовых затрат на развитие информационных систем и внедрение информационных технологий. Оценка потенциала информационных систем и прогноз отдачи от инвестиций в развитие сектора информационных технологий;

• контроль развития и распространения информационных технологий;

• планирование развития информационных систем. Определение сроков исполнения поставленных задач, исполнителей, контроль исполнения;

• постоянное повышение квалификации 1Т-спе-циалистов и развитие аутсорсинга (с привлечением 1Т-компаний и операторов связи).

Для повышения эффективности управления земельными отношениями необходимо реализовать следующие принципиальные задачи.

1. Анализ текущего потенциала и прогнозирование развития информационных систем. Для оценки текущего потенциала и перспективного развития информационных систем в сфере управления земельными отношениями необходимо провести аналитическую работу по изучению уровня информатизации управления земельными отношениями. Она состоит в следующем:

• инвентаризация существующего программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, узлов связи (коммутационные и серверные центры), ЭВМ, средств связи, в том числе оценка пропускной способности каналов связи и выход в сеть Интернет;

• оценка финансовых возможностей крупнейшего города на развитие информационных систем. Прогнозирование динамики финансирования. Эти тренды помогут принять решения о целесообразности развития информационной среды и внедрения информационных технологий;

• планирование развития информационных систем под реализацию конкретных запланированных задач в муниципальном управлении земельными отношениями, в том числе принятие решений по обновлению срока действия существующего программного обеспечения, закупка нового программного обеспечения (приобретение лицензий правообладателей), проектирование архитектуры сетей передачи данных, обновление программно-аппаратных

комплексов. Планирование развития интернет-порталов и интеграция с другими информационными системами, например, органов государственной власти; • разработка планов и сроков финансирования 1Т-проектов в рамках муниципального бюджета крупнейшего города. Развитие аутсорсинга, т. е. передача некоторых функций управления 1Т-компаниям и операторам связи. 2. Повышение эффективности управления земельными отношениями с использованием специальных программных решений. Развитие информационных систем, распространение и применение инновационных технологий в области управления информацией на сегодняшний день является неотъемлемой частью развития общества. Тем не менее распространение новых информационных технологий и финансирование различных 1Т-проектов, которые способствуют повышению эффективности управления и прибыльности, на сегодняшний день это удел либо богатых государств, которые могут позволить внедрение передовых /Г-технологий в государственном и муниципальном секторе, либо крупных богатых частных компаний в различных странах мира.

Анализ финансирования развития информационных систем в крупнейших городах Уральского экономического района показал, что запланированные средства на финансирование связи и информатики недостаточны. Выделяемые средства, вероятно, направлены на поддержание работоспособности существующих ЭВМ, средств связи и программного обеспечения. Например, стоимость лицензий производителей программного обеспечения (их приобретение каждый год обязательно, иначе это будет расценено как нарушение авторских прав) варьируется в зависимости от целей использования программного обеспечения, количества рабочих мест и производителей, и составляет диапазон от нескольких сотен тысяч до нескольких десятков миллионов рублей.

Если учесть, что на развитие информационной системы могут выделить 10 млн руб., то этого должно хватить только на оплату лицензий, амортизацию, замену и приобретение оборудования, программного обеспечения, а также оплату телефонной связи, выхода в сеть Интернет, организации виртуальных конференций. Выходит, что на те денежные средства, которые были запланированы в муниципальных бюджетах исследуемых городов, можно приобре-

тать средства связи и программное обеспечение, оборудование лишь по низкой стоимости. С одной стороны, это большое преимущество в условиях рынка и большого числа игроков, с другой - не гарантирует эффективной работы без гарантий того, что предоставляемые решения не создадут дополнительных сложностей муниципальным администрациям городов. Например, в виде уплаты штрафов за использование нелицензированного программного обеспечения в случае проверок со стороны контролирующих органов (регуляторов).

Внедрение специальных программных средств, о которых пойдет речь далее, осуществляется и технически поддерживается в рамках развития КИС (корпоративных информационных систем). Муниципальные КИС существуют сегодня повсеместно, однако прозрачность их использования в управлении, а главное - эффективность их применения вызывают необходимость пересмотра принципов их построения, использования и распространения. КИС по своей природе являются необходимым инструментом, позволяющим повысить эффективность и прозрачность бизнес-процессов и обеспечить централизованную поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях и этапах управления на предприятии. Если перевести использование КИС на уровень муниципальных администраций крупнейших городов, то их эффективное построение должно будет обеспечивать:

• комплексный подход к составу подсистем и задач автоматизации управления различными сферами муниципальной экономики, в том числе и сферой земельных отношений;

• использование единой системы документооборота и принципа однократности ввода данных, возможность использования выходных документов в качестве первичных;

• открытость структур хранения информации;

• использование во всех подсистемах общих программных библиотек с поддержанием единой технологии обработки данных и стандартизированных интерфейсов.

Современные корпоративные информационные сети муниципальных администраций содержат в себе электронный документооборот, электронные хранилища данных (например, электронные нормативные акты), интерактивные системы работы с обращениями граждан. Тем не менее совершенно отсутствуют электронные системы планирования и бюджетирования, отчетности и аналитики, рабо-

ты с гражданами и хозяйствующими субъектами (не путать с существующими системами работы с обращениями граждан, где принимаются жалобы и предложения и направляются на рассмотрение в профильные подразделения).

Представляется, что для достижения эффективного муниципального управления земельными отношениями в крупнейшем городе необходимо внедрить как минимум следующие информационные системы (программные средства).

1. CRM-системы. CRM - client relationship management, или системы управления взаимоотношениями с клиентами. Это один из самых распространенных инструментов управления основными бизнес-процессами (в основном продажами и сферой оказания услуг) и информацией в частных предприятиях. Поскольку земельные отношения также являются сферой оказания услуг, например, передача в возмездное (аренда) или безвозмездное пользование земельных участков, продажа, постоянное (бессрочное) пользование, то внедрение таких систем будет необходимостью.

Существующая система управления отношениями с пользователями, арендаторами, землевладельцами, собственниками в большинстве случаев носит характер некоего файлового хранилища, или программного обеспечения с минимальным набором функций (как правило, хранилище данных по договорам). Современные CRM-системы обладают очень большим прикладным функционалом, который экономит время на принятие управленческих решений, способствует обновлению информации по взаимоотношению с клиентами, вносит вклад в упорядоченность договорных отношений, отчетность, имеют интеграцию с бухгалтерскими приложениями. Разумеется, что внедрение полноценных лицензированных CRM-систем (например, Sugar CRM, Microsoft Dynamics CRM) - это дорогое удовольствие, и не каждый крупнейший город сможет себе это позволить. Тем не менее этот инструмент позволит увеличить эффективность работы с местным сообществом и сократить временные и финансовые издержки на достижение поставленных целей в муниципальном управлении земельными отношениями.

CRM-система, используемая под нужды управления земельными отношениями, должна содержать в себе как минимум следующие модули: • модуль организации мероприятий (звонки,

встречи и консультации по вопросам предостав-

ления в аренду земельных участков). Работу с обращениями граждан в существующем виде (вопрос - ответ на сайтах муниципальных администраций) следует полностью перевести в CRM под персональную ответственность каждого из сотрудников, кто завязан на обслуживании населения и организаций;

• модуль постановки задач и контроль их исполнения (вполне возможна интеграция с системой электронного документооборота), эскалации (предупреждение о просроченном исполнении поставленных задач). Например, контроль подготовки ответов на письменные обращения или запросы граждан, организаций, органов государственной власти в сроки, предусмотренные современным российским законодательством;

• модуль формирования истории (архивов) работы с населением и организациями. Например, формирование портфолио по конкретному землевладельцу, землепользователю, арендатору с полным отчетным списком мероприятий -звонков, встреч, договорных отношений;

• согласование договоров, внесение изменений и дополнений к договорам;

• список контрагентов. Полный список всех участников земельных отношений (арендаторов, покупателей, продавцов, землевладельцев, землепользователей, держателей сервитутов) с возможностью внесения изменений в данные;

• привязка к существующим почтовым клиентам (электронной почте). Возможность оповещения по электронной почте, например, о постановке новой задачи или работе с просроченными обращениями.

2. OLAP-системы. On-Line Analytical Processing, или системы аналитической обработки данных в режиме реального времени. OLAP-сис-темы могут обеспечить решение многих аналитических задач: анализ ключевых показателей деятельности, финансово-экономический анализ, анализ сценариев, моделирование, прогнозирование и др. Такие системы могут работать со всеми необходимыми данными независимо от особенностей информационной инфраструктуры.

Особенность OLAP-систем состоит в многомерности хранения данных. Это дает пользователям возможность строить оперативные запросы к данным с использованием аналитических измерений. Кроме того, для OLAP-систем характерна предметная (а не техническая) структурированность

информации, позволяющая пользователю оперировать привычными экономическими категориями и понятиями [10].

Применительно к муниципальному управлению земельными отношениями OLAP-системы могут быть полезными по следующим направлениям работы:

• анализ данных по сбору арендных платежей за использование муниципальных земельных участков, участков, государственная собственность на которые не разграничена (руб. в привязке к определенным периодам). Работа с базами данных по учету существующих земельных участков, находящихся в аренде, формирующихся участков (на межевании), находящихся в стадии государственной регистрации прав собственности крупнейшего города в привязке к местоположению, площади и другим экономическим факторам. Прогнозирование трендов увеличения или падения доходности от аренды муниципальных и не разграниченных по собственности земельных участков;

• анализ данных по сбору земельного налога (руб. в привязке к определенным периодам). Работа с базами данных по учету существующих земельных участков, облагаемых земельным налогом формирующихся участков (на межевании), находящихся в стадии государственной регистрации прав собственности государства, частных компаний, общественных объединений, физических лиц в привязке к местоположению, площади и другим экономическим факторам;

• анализ данных по доходам от проданных земельных участков или по расходам в связи с приобретением земельных участков для муниципальных нужд;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• прогнозирование и планирование по различным направлениям: доходы от аренды земельных участков и уплаты земельного налога, доходы от продажи земельных участков, роста числа участников земельных отношений, регистрации прав собственности крупнейшего города, мониторинга земель сельхозназначения, защиты земель и обеспечения, экологической безопасности, другие направления. Не исключена возможность построения аналитических моделей развития муниципального земельного рынка, ипотечного кредитования, развития территорий и планирования градостроительной деятельности крупнейшего города.

Типичными представителем программных продуктов этого класса является разработка корпорации Hyperion - OLAP - сервер Hyperion Essbase. Из российских аналогов OLAP-систем можно назвать разработки 1С, «Галактика».

3. BPM-системы. Business Performance Management, или системы управления эффективностью бизнеса - это совокупность интеграционных циклических процессов управления и анализа, а также соответствующих технологий, имеющих отношение как к финансовой, так и операционной деятельности организации. Эти системы позволяют предприятиям определять стратегические цели, а затем оценивать эффективность своей деятельности по отношению к данным целям и управлять процессом их достижения. При этом ключевые BPM-процессы связаны с реализацией стратегии организации и включают финансовое и операционное планирование, консолидацию и отчетность, моделирование, анализ и мониторинг ключевых показателей эффективности.

Понятие BPM-система может употребляться в двух значениях. Первое - как концепция управления (определенный подход к принятию управленческих решений и их практической реализации) и как информационная система (комплекс программных средств, поддерживающих идеологию BPM и обеспечивающих ее практическую реализацию) [10].

Применительно к сфере муниципального управления земельными отношениями BPM-системы могли бы быть полезными в решении многих задач управления. В качестве примера можно привести несколько направлений.

1. Управление внутренней эффективностью работы земельных комитетов, департаментов, управлений:

- постановка задач и контроль их исполнения в интерактивном режиме;

- определение показателей эффективности работы служащих. Оценка работы в привязке к определенным внутренним мотивационным процессам;

- тайм-менеджмент;

- формирование электронных должностных инструкций в привязке к показателям эффективности и контролю со стороны руководства;

- работа в едином информационном поле, хранение данных по работе отдельного служащего, подразделения, и авторизованный доступ к хранилищу данных.

Внедрение подобных информационных блоков позволит уйти от составления огромной массы регламентов, которые сейчас пытаются повсеместно внедрять в органах государственной власти и местного самоуправления. Составление электронных регламентов работы служащих и подразделений в форме интерактивного взаимодействия руководитель-исполнитель или исполнитель-клиент позволит максимально сократить работу с бумажными носителями, обеспечит интеграцию различных информационных систем, направленных на достижение поставленных задач в сфере муниципального управления земельными отношениями, включая участие самих служащих и местного сообщества. Например, доступ к определенным информационным ресурсам на web-страницах муниципальных администраций городов сделает систему управления более прозрачной и понятной для всех участников земельных отношений и подчеркнет ответственность лиц, принимающих решения.

2. Участие в разработке муниципального бюджета крупнейшего города. использование ВРМ-систем в разработке и составлении муниципального бюджета крупнейшего города. Участие земельных комитетов (департаментов) и финансовых управлений в разработке планов по сбору арендных платежей, доходов от уплаты земельного налога, штрафов, доходов от продажи муниципального имущества (земельных участков), расходов на землеустройство и защиту земель, и другие вопросы, позволит с помощью ВРМ-систем обеспечить подготовку проекта бюджета на следующий календарный год.

Данные системы в первую очередь должны будут внести изменение в принципы планирования и прогнозирования, а также позволят сократить время на принятие решений и разработку проекта бюджета исходя из технического усовершенствования самого процесса разработки муниципального бюджета. Можно предположить, что системы ВРМ также могут быть внедрены и в местных представительных органах для осуществления промежуточного контроля и утверждения.

Данный вид информационных систем позволит: • прогнозировать доходы от управления земельными участками в режиме реального времени с возможностью подключения к этому процессу всех заинтересованных подразделений (обсуждение первоначальных данных, координация работы, доступ к базам данных, согласование

процедур и др.). Цель этого подхода - снижение бумажного документооборота, сокращение времени на изучение материала по разработке бюджета, сокращение рисков потери и искажения информации;

• осуществлять мониторинг достигнутых и прогнозируемых значений и оценивать отклонения прогнозных значений от целевых;

• кардинально изменить существующий подход ко всему процессу разработки, принятия и утверждения муниципального бюджета, т. е. добиться перехода от стандартных процедур формирования разрозненных файлов и бумажных носителей к централизованному процессу бюджетирования в режиме реального времени. К информационным системам этого класса в

части финансового менеджмента и бюджетирования можно отнести решения компании IBM (Cognos BI).

Анализ возможностей современных информационных систем и технологий в рамках развития информационного менеджмента доказывает необходимость повышения эффективности управления земельными отношениями в крупнейшем городе и пересмотра стратегии управления информацией.

Решение существующих проблем информатизации в каждом из крупнейших городов Уральского экономического района можно осуществлять в рамках современных требований модернизации управления и внедрения электронного правительства. Не стоит забывать и про финансовую сторону развития информационного менеджмента. Необходимы стратегии его развития, пересмотр общих принципов организации муниципального управления в крупнейшем городе не только в сфере земельных отношений, но и повсеместно. Нужно поменять управленческое мышление муниципальных служащих. Только реализация перечисленных концептуальных подходов позволит достичь полного развития информационного менеджмента в муниципальном управлении земельными отношениями крупнейших городов.

Список литературы

1. Информационная война и защита информации. Словарь основных терминов и определений. М.: Центр стратегических оценок и прогнозов, 2011.

2. Когаловский М. Р. Перспективные технологии информационных систем. М.: ДМК Пресс, 2003.

3. Маглинец Ю. А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам. М.: интернет-университет информационных технологий, 2011.

4. О бюджете города Челябинска на 2011 год: решение Челябинской городской Думы от 07.12.2010 № 20/1.

5. О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: решение Пермской городской Думы от 30.11.2010 № 200.

6. О бюджете городского округа города Уфа Республики Башкортостан на 2011 год: решение Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 № 32/4.

7. О внесении изменений в решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 «О Стратегическом плане Екатеринбурга»: решение Екатеринбургской городской Думы от 26.10. 2010 № 67/30.

8. О внесении на рассмотрение в Екатеринбургскую городскую Думу проекта решения «О бюджете муниципального образования город Екатеринбург на 2011 год»: постановление главы г. Екатеринбурга от 01.11.2010 № 5027.

9. Торопец А. Ю. информационные технологии в экономике: учеб. пособие. М.: МГиЭМ, 2005.

10. ШанченкоН. И. информационный менеджмент: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.