УДК: 330.1.; 301
Р01: 10.12737/21123
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ В СЕТЕВЫХ СВЯЗЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Дмитриева Ирина Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Волгоградского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected],
Кустова Наталья Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Волгоградского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected],
Охременко Ирина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой социально-гуманитарных и математических дисциплин Волгоградского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected], г. Волгоград, Российская Федерация
Статья посвящена актуальной проблеме связи информационных процессов в контексте сетевых связей и феномена информационного капитала, рассматриваемого в его социальных и экономических аспектах. Изменения в структуре интеллектуального капитала направлено на создание самоинициирующей среды. Превращение интеллектуального капитала в информационный капитал выступает важным фактором получения дополнительного дохода компанией, использующей информационный капитал в различных его формах. Авторы затрагивают несколько насущных вопросов: значение информации, ведущей к уменьшению неопределенности; определение реальной стоимости информации; с чем сталкиваются компании, планирующие покупку требуемой информации. Применяя систему Интеллектуально-концептуального синтеза альтернативных решений (ИКСАР), современное развитие информационных технологий допускает синтез решений, включающих интегральные ответы на проблемные ситуации. ИКСАР можно взять за основу технологии стратегического функционирования и планирования при анализе проблемных ситуаций. Рассматриваемая проблема существует на стыке экономического и социального уровней социально-экономического бытия и актуализирует определенные социальные противоречия. Суть противоречий в том, что прибавочный продукт производится за счет информационного капитала, а притязания собственников физического капитала на доход обусловлены лишь принципом коммерческой эквивалентности. Субъект системы наемного труда становится собственником информационного капитала, и сущностный конфликт индустриального общества между наемным трудом и капиталом переходит в совершенно иное измерение. Частная собственность превращается в чисто юридическую номинальную функцию, не исходящую из реально протекающих социальных процессов. Авторы статьи формулируют вывод о том, что инструментом и стимулом социального развития являются принципы, формы и механизмы накопления информационного капитала.
Ключевые слова: информационный капитал, интеллектуальный капитал, доход компании, социальные процессы
В эпоху глобализации сетевые связи выступают одним из факторов информационного капитала и определяющим ресурсом интеллектуального труда.
Научно-технические и технологические революции кардинально изменяют стоимостную
форму хозяйственных отношений и воспроизводят саморегулирующую среду формирования новой центральной экономической и управленческой категории, такой как информационный капитал.
Стратегический курс превращения России
в высокотехнологичную страну предполагает рост национальной информационно-технологической Сети, которая рассматривается в качестве основного катализатора роста всех стратегически важных отраслей экономики [13, с. 3589—3592].
Очевидно, что основным ресурсом отечественного информационного капитала являются функциональные информационно-аналитические системы (ИАС), которые существенно влияют на динамические преобразования социальных процессов. ИАС включают также интеллектуальные модели управления как национальное богатство. К сожалению, в настоящее время не только интеллектуальные технологии, но и другие активы российского научного интеллекта не фиксируются в «текущих счетах» различных видов статистики.
Любая саморазвивающаяся, самоорганизующаяся и самоуправляемая система характеризуется тем, что в ней происходит целенаправленное накопление информации, ее упорядочение, структуризация, преображение. К примеру, такое мощное технологическое средство, как имитационное моделирование, является разновидностью информационного капитала, базирующегося на профессиональных знаниях.
Динамика социальных процессов инициирует принципиальную трансформацию характера труда на современном этапе. Так, М.И. Бубнова отмечает, что «любая форма человеческого капитала продуцирует взаимодействия «личного» и «материально-вещественного» факторов в экономике постиндустриального общества» [3, с. 81-86].
В качестве информационного «каркаса» А.Ф. Соколов выделяет четыре основные парадигмы, используемые при построении моделей (таблица 1) [11, с. 23-28].
Первые три модели социологи называют «традиционными», и в исследованиях последнего десятилетия неоднократно отмечалась их эффективность. Стабильность использования этих парадигм моделирования объясняется их удобством в решения довольно широкого круга социальных и экономических проблем.
Российское сетевое общество может обеспечить себе вхождение в мировое информационное сообщество только на основе эффективного информационного пространства и благодаря соответствующей государственной политике. Системно это осуществляется на инновационных компьютерных и телекоммуникационных технологиях, в том числе и Интернета, что дает принципиально новые возможности международного информационного обмена в социальных сетях и на его основе трансформации различных видов человеческой деятельности.
Социологический анализ показывает, что с 1991 г., когда Россия подключилась к Глобальной компьютерной Сети, российский Интернет в той или иной степени охватил всю страну, и этот процесс продолжает активно развиваться.
В связи с усиленно развивающимся информационным пространством происходит изменение как внутренних, так и внешних свойств товара, что является следствием социально-экономической трансформации социальных процессов общества в целом.
Таблица 1
Типы и особенности использования основных парадигм моделирования
Парадигмы Тип парадигм Особенности использования
Динамическая традиционная Направлено на исследование сложных объектов, поведение которых описывается при помощи дифференциальных уравнений.
Системная традиционная Используется для изучения сложных систем, исследующих их поведение во времени и в зависимости от структуры элементов системы и взаимодействия между ними.
Дискретно-событийная традиционная Используется для создания имитационной модели. Например, для моделирования процесса обслуживания физических лиц в банке.
Мультиагентная инновационная Используется для решения сложных проблем, которые невозможно решить с помощью одного агента или монолитной системы.
Очевидно, что глубокое и всеобъемлющее влияние информационно-интеллектуальных факторов на коренные и принципиальные изменения в структуре интеллектуального капитала направлено на создание самоинициирующей среды и ее превращение в информационный капитал [2, с. 23—24].
В современных условиях рынка интернет-информация и связанные с ней операции, а также интернет-услуги имеют не только интеллектуальную ценность, но и соответствующую стоимость, которая в некоторых случаях, таких, например, как создание инновационной или актуальной интернет-программы и др., может увеличиваться в геометрической прогрессии.
Поэтому ведущие производители инновационных компьютерных программ (например, создатель компании Microsoft Б. Гейтс и др.) входят в список самых состоятельных людей в мире, а труд компьютерщиков-программистов является наиболее высокооплачиваемым.
Цены на товары устанавливаются исходя из их предельной стоимости, минимальной для единицы товара, которую покупатель готов оплатить в том случае, если он приносит ему хоть какую-то пользу. Таким образом, определение предельной стоимости интеллектуального труда происходит посредством дробления его как товара на определенные части, единицы. Какова же единица измерения информации: бит, байт, стандартная машинописная страница?
Говоря о стоимости информации, подразумеваем денежное выражение, т.е. цену, конкретнее, ту цену, которой она обладает в данный момент.
В этой связи интересны предложенные американским экономистом Дж. Кантером [5, с. 56] подходы к определению стоимости информации, используемой в системах управления.
Применение одной и той же исходной информации различными компаниями при ведении бизнеса будет давать разные результаты.
Соответственно, и экономия от этой информации, обусловленная комплексом тех факторов, которые присущи каждой конкретной компании, будет различной.
Таким образом, данная ситуация не может быть сведена только к обеспечению компании информацией. Поскольку величина экономии неодинакова, то и предельная стоимость одной и той же информации будет разной.
Внутри самой информации имеется ряд качественных различий.
Неоднозначный характер имеет информация как нечто, влияющее на уменьшение степени риска от принятия решения. Эта неоднозначность состоит в том, что одних сведений, отражающих объективно существующие факты, для принятия решения недостаточно, необходима еще их соответствующая интерпретация, которая направлена на создание и корректирование модели поведения компании, а также ее окружающей среды в соответствии с данными сведениями. Можно с уверенностью заявлять: без такой модели план действий компании составить невозможно [10, с. 121-123].
Серьезные затраты, как правило, обусловлены приобретением дополнительной информации.
Крайне редко бывает известно заранее, насколько прибыль, полученная от использования этой информации, может покрыть и даже перекрыть затраты, связанные с ее получением. Из этого следует, что максимальное уменьшение неопределенности при принятии решений зависит от бесконечного количества информации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что потребности любой компании в информации, необходимой для организации управления, как интеллектуальном ресурсе, практически безграничны.
Существенное значение отводится информации, использование которой в бизнесе позволяет определить сумму дополнительного дохода.
Метод исчисления, в основе которого лежит разница между величиной уменьшения издержек и стоимостью обусловливающих его затрат, эффективно применяется везде, где можно исчислить. Однако сразу возникает вопрос: правомерно ли считать подобные сведения информацией, ведущей к уменьшению неопределенности? В таких случаях в основе профессионального маркетинга лежит интеллектуальная интуиция, которая в настоящее время не имеет адекватных экономических эквивалентов.
Функциональность информации в широком смысле слова дает возможность выбора такого решения из множества других, в том числе неправильных или неопределенных, которое необходимо для функционирования любой системы в окружающем мире [8, с. 106-115].
Такое определение, имеющее некоторый философский аспект, дает понимание того, что сведения формально могут считаться «новой информацией», поскольку ранее не были известны руководству компании.
Но истинно новой информацией они не являются, поскольку не содержат ничего, что мог-
ло бы уменьшить неопределенность при принятии решений о том, как должна действовать компания дальше, чтобы обеспечить не только свое выживание, но и успех.
Приоритеты российского информационного капитала — внедрение систем моделирования и средств аналитической обработки информации и управления — имеют широкое поле применения: от органов государственной власти до ячеек местного самоуправления [14, с. 381—384].
В современной методологии компьютерных технологий определяющими являются принципы и механизмы «Синтеза альтернативных решений» (SAR).
Их цель — моделирование проблемных ситуаций и систем поддержки принятия решений. В то же время они могут быть использованы в качестве эталона интеллектуального труда, а также быть ресурсом информационного капитала.
В классическом маркетинге принято делить информацию на внутреннюю и внешнюю. Различные виды требуемой информации не имеют в маркетинге ни классификации по значимости, ни методики ее отбора и сортировки, которая помогла бы устанавливать очередность добычи информации. Это имеет немаловажное значение для любой компании, поскольку, как правило, ограниченные ресурсы заставляют решать вопросы целесообразности расходования средств: на что потратить больше, а на что — меньше. Одна из задач маркетинговых подразделений компаний состоит в сборе информации, которая необходима руководству компании при принятии решений, направленных на уменьшение рисков [1, с. 23-29].
Таким образом, маркетинг в данном случае играет определяющую роль в формировании информационного капитала.
Нам представляется, что подход к определению стоимости новой информации для управления компанией с точки зрения оценки возможной прибыли или экономии от ее использования недостаточно обоснован. Только в небольшом числе случаев можно лишь приблизительно определить величину такой прибыли или экономии.
Большинство компаний в оценке капиталовложений в информацию учитывает прежде всего свои реальные резервы, а также цены на услуги «продавцов» информации.
Финансирование приобретения информации (проще говоря, отчисление средств на реализацию маркетинговых исследований) осуществляется либо по остаточному принципу, либо на ос-
нове экстраполяции уровня прежних расходов, поскольку в управлении любой компании имеет место градация важности расходов.
Приобретая любую необходимую информацию, компания трактует ее как интеллектуальный капитал. Естественно, в случае намерения бизнеса приобрести интеллектуальный ресурс, возникает вопрос о его стоимости. А это и есть свидетельство того, что компания свою информационную деятельность финансирует по остаточному принципу. В таком случае анализ задачи, как правило, сводится к двум вопросам: какими путями можно добыть требуемую информацию и какой из них наиболее выгодный (т.е. наиболее дешевый).
Интеллектуальный коэффициент в этом случае не будет верифицироваться, если пороговая стоимость информации будет определяться как минимальная цена, на которую компания может израсходовать средства на соответствующую информацию. Без интеллектуальной рефлексии купля дополнительных информационных сведений иногда требует все новых и новых средств, в то время как качественное насыщение ими не наступает [12, с. 109-114].
Соответственно, при таком аспекте понятие «предельная стоимость» совсем теряет смысл и начинает работать трудовая теория стоимости, - за информацию запрашивают столько, сколько затратили на ее приобретение, плюс некую прибыль. В качестве примера можно привести цены на консультационные и маркетинговые услуги, которые растут, отчасти опережая текущие темпы инфляции.
Из чего состоит реальная стоимость информации? Как планировать покупку требуемой информации тем, кто производит продукт интеллектуального труда, и тем, кто торгует им?
Классические учебники по маркетингу предлагают конкретный подход к продаже информации. Суть его заключается в том, что стоимость информации есть трудовые затраты на ее получение, и только. Если гипотетически поставить покупателя информации перед выбором, что изначально важно - ресурсы, которые он может потратить на сбор информации, или конкретная потребность в ней? Попытаемся определить приоритетность каждого из указанных факторов.
Предлагаем выдвинуть и проанализировать следующее допущение как некую гипотезу. Безусловно, потребность в информации у любого множества (организации, компании, бизнеса или хозяйства в целом) первична, но допустимый
минимальный объем потребляемых исходных данных определяется условиями ее выживания — тем максимальным уровнем детерминированности, который она может себе позволить, чтобы выжить. Здесь под объемом подразумевается не какое-то количество информации, выраженное в байтах или других единицах измерения, а разнообразие сведений об окружающем мире, интерпретирующих его с достаточной полнотой.
Принимаемая системой чрезмерно базового объема информация детерминируется не столько максимально допустимой величиной ресурсов, которые она способна выделить на получение добавочных сведений, сколько ее способностью их воспринять, осмыслить и качественно переработать. Эта способность — «информационный КПД системы» — обусловливает рациональный объём ресурсов, который нужно предоставить для приобретения дополнительной информации.
С применением системы Интеллектуально-концептуального синтеза альтернативных решений (ИКСАР) современное развитие информационных технологий допускает синтез решения, включающего интегральные ответы на запросы проблемных ситуаций. Эта система может быть взята за основу стратегии планирования проблемных ситуаций. Возможно, системы класса SAR после их доведения до стандарта «отчужденного» интеллектуального продукта станут привлекательным и доступным товаром в России. Они будут позиционировать собой товар высокого уровня — «товар-синтез». Свойства такого «супер-товара» дадут возможность продавать его за рубеж наряду с экспортом других наукоемких изделий как продукт интеллектуального труда и ресурс информационного капитала [9].
Информация переносит стоимость в продукт, при производстве которого она применяется. В данном случае стоимость значительно выше издержек ее тиражирования, но лишь знания обладают свойством безграничного возрастания. В этом мы видим противоречие знаний как ресурса, с одной стороны, уникального, а с другой — безграничного.
Автоматизация информационных технологий еще в 80-е гг. ХХ в. была новой интеллектуальной технологией, охватывающей все в принципе возможные объекты управления — операции, ресурсы, оценки капитала. В историческом плане такой переход к компьютерным инновациям можно считать более революционным, чем появление поточного производства, конвейерных линий и систем автоматического регулирования.
Проблематичность ситуации заключается в том, что только на основе информационного капитала закладываются условия и предпосылки для развития будущего общества. Трудно понять и сформулировать концепцию развития современного общества без соотнесения сути этого социального процесса и информационной системы государственного управления.
Информационная экономика рассматривается как продолжение индустриальной. Соответственно, информация, как и любой другой ресурс, является объектом собственности. В отличие от информации, знания как интеллектуальный ресурс могут быть лишь объектом владения и в этом качестве образуют базу новой хозяйственной системы — экономики знаний. Формирование экономики знаний уводит хозяйственную систему от присущей индустриальному обществу объективной основы в сферу устойчиво нарастающей роли субъекта труда (особенно интеллектуального труда) и в этом смысле отрицает индустриальное общество.
Становление информационной парадигмы, стремящейся к формированию среды функционирования сетевых структур, неизбежно устанавливает связь с принципиальными, качественными модификациями в жизни каждого человека через главную структурную организацию его жизнедеятельности.
Авторы согласны с точкой зрения М.И. Бубновой о том, что сетевые связи выступают как массивный социальный остов информационного взаимодействия и формируют менталитет, соответствующий ему [4, с. 180—185].
В передовых странах постиндустриальная цивилизация способна развиваться на собственной базе генерации знаний. Развитие этой цивилизации породило все нарастающий социальный конфликт, перманентно существующий между новым господствующим классом постиндустриального общества — классом интеллектуалов — и так называемым низшим классом, который находится за пределами информационного поля экономики.
Важнейшим противоречием информационного общества является конфликт между относительно небольшим слоем собственников физического и финансового капитала и миллионами собственников и владельцев интеллектуального капитала [12, с. 109—114].
Суть противоречия в том, что прибавочный продукт производится за счет информационного капитала, а притязания собственников фи-
зического капитала на доход обусловлены лишь принципом коммерческой эквивалентности. Субъект системы наемного труда становится собственником информационного капитала, и сущностный конфликт индустриального общества между наемным трудом и капиталом переходит в совершенно иное измерение. Частная собственность превращается в чисто юридическую номинальную функцию, не исходящую из реально происходящих социальных процессов.
Парадигме социальных процессов с приоритетом интеллектуального капитала соответствует общенациональная собственность на все материальные ресурсы, передаваемые в управление различного вида с получением дохода в форме национального дивиденда, то есть некая форма
ассоциативной экономики.
Для оптимизации конкурентоспособности России в геоэкономическом пространстве следует использовать стратегические возможности отечественного информационного капитала (см. рис.) [6, с. 137-141].
Инструментом и стимулом развития мы считаем принципы, формы проявления в социальных процессах и механизмы накопления информационного капитала. Они также служат оценкой степени как отечественного, так и экспортного потенциала. Благодаря данному инструментарию можно объединить процессы макроэкономической политики и микроструктурного управления экономической стратегии России.
Стратегические возможности отечественного информационного
капитала
Рис. Стратегические возможности информационного капитала России Литература
1. Алексашина Т.В. Институт управления консалтинга в менеджменте знаний и концепции рынка интеллектуального капитала // Инновационное развитие общества: условия, противоречия, приоритеты / Под ред. А.В. Семенова, Ю.С. Руденко, в 3-х тт. М., 2014. С. 23-29.
2. Белов А.А. Информационно-синергетическая концепция управления сложными системами // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 23-24.
3. Бубнова М. И. Базовые теоретические и методологические подходы к сущности и содержанию человеческого капитала в экономике постиндустриального общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 5. С. 81-86.
4. Бубнова М.И. Сетевые связи интеграционных процессов в Евразийском мониторинге // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 122. С. 180-185.
5. Кантер Дж. Управленческие информационные системы: Пер. с англ./ Под ред. А. Федулова и И. Горшкова. М.: Радио и связь, 1982.
6. Крутинь Е.В. Роль и место интеллектуального капитала в хозяйственной системе инновационного типа//Экономика и управление. 2012. № 12 (86). С. 137-141.
7. Маркова О.В. Управленческая парадигма инновационного развития мезоэкономических систем. М., 2014.
8. Окороков В.Р. Роль субъектов науки и образования в формировании интеллектуального капитала стран в информационной экономике // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2013. № 4 (18). С. 106—115.
9. Павлюкова А.В. Управление трансформацией инновационной деятельности организации (теория, методология, закономерности. Прикладные исследования). М: Изд-во «Креативная экономика», 2014. 265 с.
10. Рибокене Е.В. Информационная среда постиндустриального информационного общества // Инновационное развитие общества: условия, противоречия, приоритеты. Под ред. А.В. Семенова, Ю.С. Руденко, В 3-х томах. М.,2014. С. 121-125.
11. Соколов А.Ф. Методологические подходы к исследованию информационного капитала в экономической теории // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2009. № 1. С. 23-28.
12. Тетерин А.А. Понятие и структура интеллектуального капитала// Креативная экономика. 2010. № 10 (46). С. 109-114.
13. Трошина Е.В., ОсиповА.Э. Особенности преобразования социально-экономических отношений в условиях формирования «новой экономики»// Фундаментальные исследования. 2015. № 2-16.
14. Чернышев И.В. Принятие управленческих решений в рисковых ситуациях // Власть, бизнес, бизнес-образование: интеграция на пути модернизации: Материалы II Международной научно-практической конференции, 2011. С. 381-384.
INFORMATION CAPITAL IN NETWORK COMMUNICATIONS OF SOCIAL PROCESSES
Dmitrieva Irina Sergeevna*, PhD (Cand. Sc.) in Sociology, Associated Professor of the Department of Economics and Management, [email protected];
Kustova NataFya Anatol'evna*, PhD (Cand. Sc.) in Sociology, Associated Professor of the Department of Economics and Management, [email protected];
Okhremenko Irina Vladimirovna*, PhD (Cand. Sc.) in Sociology, Associated Professor, Head of the Department of Social-humanitarian and mathematical disciplines, [email protected] *Plekhanov Russian University of Economics (Volgograd branch), Volgogad, Russian Federation
The article is devoted to the communication problem of information processes in the context of the information capital phenomenon. Information capital considers in its social and economic aspects. Intellectual capital is aimed at creating as self-initiating system. It promotes transformation of the intellectual capital into the information capital. Information Capital is an important factor to generate additional income of the company. In this case the information capital is used in its various forms. Authors touch a few important questions. They include: the importance of information, the real value of information, requirements of the person who buys a product of intellectual labor. The modern development of information technology uses a system of "Intellectual and conceptual synthesis of alternative solutions". This information technology allows synthesizing of management decisions. The authors offer to analyze of problematic situations for the strategic development and planning system. This issue is on the verge between the economic and social level of socio — economic life. It actualizes many social contradictions. The essence of the conflict is that the surplus product is produced through of information capital, and requirements of the owners of income are conditioned on the principle of commercial gain. The subject of the wage labor system becomes the owner of the information capital. The es-
sential conflict of the industrial society between wage labor and capital becomes a totally different dimension. Private property is transformed into a purely legal function. The authors draw the following conclusion: the principles, forms and mechanism of information capital are the tool and incentive of the social development.
Keywords: information capital, intellectual capital, income of the company, social processes
References:
1. Aleksashina T. V. Institut upravleniya konsaltinga v menedzhmente znanii i kontseptsii rynka intellektual'nogo kapitala. V sbornike: Innovatsionnoe razvitie obshchestva: usloviya, protivorechiya, prioritety [Institute of management consulting in knowledge management and the concept of intellectual capital market. In the book: Innovative development of society: conditions, contradictions, priorities]. In 3 volumes. Editors A.V. Semenov, Yu.S. Rudenko, 2014. P. 23-29.
2. Belov A.A. Informatsionno-sinergeticheskaya kontseptsiya upravleniya slozhnymi sistemami [Information-synergetic concept of complex systems] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2009. № 1. P. 23-24.
3. Bubnova M.I. Bazovye teoreticheskie i metodologicheskie podkhody k sushchnosti i soderzhaniyu chelovecheskogo kapitala v ekonomike postindustrial'nogo obshchestva [Basic theoretical and methodological approaches to essence and the maintenance of the human capital in economy of post-industrial society] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Messenger of the Tambov university. Series: Humanities]. 2009. № 5. P. 81-86.
4. Bubnova M.I. Setevye svyazi integratsionnykh protsessov v Evraziiskom monitoringe [Network communications of integration processes in the Euroasian monitoring] // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes]. 2013. № 122. P. 180-185.
5. Kanter Dzh. Upravlencheskie informatsionnye sistemy [Administrative information systems]: Translation from English / Under the editorship A. Fedulov and I. Gorshkov. M.: Radio i svyaz', 1982.
6. Krutin' E. V. Rol' i mesto intellektual'nogo kapitala v khozyaistvennoi sisteme innovatsionnogo tipa [Role and place of intellectual capital in the economic system of innovative type] //Ekonomika i upravlenie [Economics and management]. 2012. № 12 (86). P. 137-141.
7. Markova O. V. Upravlencheskaya paradigma innovatsionnogo razvitiya mezoekonomicheskikh system [Management paradigm of innovative development of mesoeconomic systems]. M., 2014.
8. Okorokov V.R. Rol' sub"ektov nauki i obrazovaniya v formirovanii intellektual'nogo kapitala stran v infor-matsionnoi ekonomike [Role of the subjects of science and education in formation of intellectual capital of countries in the information economy] //Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Seriya: Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom [Proceedings of Higher Educational Institutions. Series: Economics, Finance and production management]. 2013. № 4 (18). P. 106-115.
9. Pavlyukova A. V. Upravlenie transformatsiei innovatsionnoi deyatel'nosti organizatsii [Management of transformation of innovative activity]/Teoriya. Metodologiya. Zakonomernosti. Prikladnye issledovaniya [Theory. Methodology. Patterns. Applied research. M, 2014.
10. Ribokene E. V. Informatsionnaya sreda postindustrial'nogo informatsionnogo obshchestva [The information environment of the post-industrial information society] / V sbornike: Innovatsionnoe razvitie obshchestva: usloviya, protivorechiya, prioritety [Collection: Innovative development of society: conditions, contradictions, priorities]. In 3 volumes. Editors A.V. Semenov, Yu.S. Rudenko, 2014. P. 121-125.
11. Sokolov A.F. Metodologicheskie podkhody k issledovaniyu informatsionnogo kapitala v ekonomicheskoi te-orii [Methodological approaches to research of information capital in the economic theory] // Vestnik Vol-gogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya [Bulletin of the Volgograd state university. Series 3: Economy. Ecology]. 2009. № 1. P. 23-28.
12. Teterin A.A. Ponyatie i struktura intellektual'nogo kapitala [Concept and structure of the intellectual capital] // Kreativnaya ekonomika [Creative economy]. 2010. № 10 (46). P. 109-114.
13. TroshinaE.V., OsipovA.E. Osobennosti preobrazovaniya sotsial'no-ekonomicheskikh otnoshenii v usloviyakh formirovaniya «novoi ekonomiki» [Features of transformation of socio-economic relations in conditions of forming a "new economy"] // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2015. № 2-16.
14. Chernyshev I. V. Prinyatie upravlencheskikh reshenii v riskovykh situatsiyakh [Management decisions in risky situations]. V sbornike: Vlast', biznes, biznes-obrazovanie: integratsiya na puti modernizatsii, posvyashchen-naya 5-ti letiyu programmy MVA TsBO UlGTU: Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [In the collection: Government, business, business education: integration on the path of modernization, on the 5th anniversary of the MBA program in Center of Business Education of Ulyanovsk State Technical University], 2011. P. 381-384.