10. См.: Заявление об образовании в интересах устойчивого развития // V Конференция министров «Окружающая среда для Европы». - Киев, 2003.
11. См.: Проект Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития // Образование для устойчивого развития: Матер. семин. «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова. М .-Смоленск, 2004. Проект был принят в октябре 2004 г. в Женеве на 11 сессии ЕЭК ООН и Комитета по экологической политике ЭКОСОС ООН.
12. Лосев К.С. Несущая емкость экосистем // Глобалистика. Энциклопедия. - М., 2003. - С. 692.
13. См.: Урсул А.Д. Модель образования XXI века: безопасность и устойчивое развитие // Безопасность Евразии. - 2001. - № 4.
14. Касимов Н. С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития / Под ред. Н.С. Касимова. - М. - Смоленск, 2004.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
А.Н. Лазарев, к.э.н., доц., доц. каф. Экономики на предприятиях туризма
и гостиничного хозяйства Тел.:(495) 686-09-90; E-mail: [email protected] Российский государственный университет туризма и сервиса
http://www.mgus.ru
The author presents the view on the role of the new factors in the development of the world economy, gives classification of the theories of international trade and the theories of international information exchange, offers the typology of the development of societies and the world economy, gives an idea of the next phase in the development of the postindustrial economy based on the overall informatization and computerization and defines the meaning of the new factors for the modernization of economic education in global economy.
Представлена точка зрения на роль новых факторов в развитии мировой экономики, дается классификация теорий международной торговли и теорий международного информационного обмена, предлагается типология развития общества и мировой экономики, высказывается идея о следующем этапе развития постиндустриальной экономики, основанном на всесторонней информатизации и компьютеризации, и определяется значение новых факторов для модернизации экономического образования в глобальной экономике.
Ключевые слова: глобальная экономика, информация, информационные ресурсы (ИР), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), экономическое образование.
Keywords: global economy, information, information resource, information and computer technology, economic education.
пускают молодых специалистов, не в полной мере информированных, с точки зрения международных проблем.
В последней четверти XX в. - начале XXI века появились новые факторы в развитии мировой экономики: информация и знания как определяющий фактор развития мирового хозяйства и других сфер деятельности; ЭВМ как средство хранения и переработки информации; современные системы передачи информации на любые расстояния. В результате этого произошло повышение роли информационного фактора в современном мире, что выражается в усилении информационной экспансии. Такая трансформация требует, по мнению ученых [3], внесения изменений в подходы к подготовке
Введение
В глобализирующемся мире традиционные образовательные системы настоятельно требуют модернизации с позиций современного общественного развития. В обучении и исследованиях преподаватели придерживаются подхода «специалист», делая упор на теорию, навыки и тренировку. При таком подходе вузы вы-
специалистов с высшем образованием для их работы в условиях глобализации мировой экономики.
Глобализация и теории мировой экономики
Глобализация имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
С одной стороны, она в своих различных проявлениях в целом упрощает развитие мировой экономики, которая подчиняется общим и унифицированным закономерностям. С другой стороны, в период кризиса мировая экономика и международная торговля находятся в поиске новой адекватной концепции, представляющей комплекс глобальных факторов. Зарекомендовавшие себя в прошлом теоретические построения уже не могут объяснить происходящее и прогнозировать будущее, что также отрицательно сказывается на образовательном процессе.
Теории мировой экономики группируются при определении их перспектив у различных ученых по-разному, поскольку в основе их классификации лежат разнофактор-ные подходы.
Например, А.Г. Мовсесян считает [7], что теория мировой экономики находится в постоянном движении и постоянно модернизируется. Он группирует все теории в две отдельные группы - частичные технологически-факторные и комплексные теории (табл.1).
Теории первой группы опираются на один, технологический или природный элемент развития, который предлагается принять за универсальный ускоритель мирового экономического развития. Теории второй группы представляют комплексные взгляды на предмет мировой экономики. В них выделен ведущий элемент развития. Этим подчеркивается его важность в системе факторов и обосновывается его включение в общие теории экономического развития, так как развитие мировой экономики подчиняется сложным закономерностям.
Используя положительные стороны из табл.1, автор классифицирует теории международной торговли с позиции использования факторов производства: причин и источников дохода стран во внешней торговле, стадий развития мировой экономики, ЖЦТ и пр. (табл. 2).
Международная торговля исторически стала первой формой ВЭД и постепенно набирала силу. Она принимает устойчивый характер на рубеже XVIII - XIX вв. благодаря крупному машинному производству. Ин-
дустриальная экономика стала выпускать продукцию для продажи на внутреннем и внешнем рынках. В дальнейшем структура торговли стала отражать потребности экономик в НТП, что привело к диверсификации мировой экономики, углублению специализации, росту влияния транснациональных корпораций на экономическую, финансовую и информационную глобализацию.
Наряду с обменом товарами в последней четверти ХХ в. произошло развитие международного рынка услуг, в том числе и мирового информационного рынка. Это обстоятельство позволило определить степень влияния международного информационного обмена и ИКТ на систему международных экономических отношений, сгруппировать теории международного информационного обмена и определить их влияние на ход экономического и общественного прогресса (табл.3).
В классификацию в табл. 3 включены теории, объясняющие движение информации: теми же факторами, что и экспорт товаров стран происхождения; различиями в эффективности использования факторов производства в разных странах; несовершенством традиционных рыночных институтов.
Исходя из исследования теории развития мировой торговли, следует, что появившиеся новые факторы - информация, ИР, знания и ИКТ - изменяют не только процесс производства товаров и услуг, но сами становятся товарами, которые покупаются и продаются на национальном и международном рынках. Новые факторы влияют на сложившиеся доктрины и теории товарообмена, поскольку новые товары часто не имеют реальной формы и способствуют развитию новых видов деятельности и обмена [4]. Таким образом, в постиндустриальной экономике растет номенклатура нематериальных Обозначая перспективы развития мировой экономики, автор убежден в том, что при сложившихся в мирохозяйственной сфере тенденциях соотношение между базисными факторами производства будет меняться в связи со старением населения в развитых странах, ростом численности населения в развивающихся странах и обострением проблемы ограниченности природных запасов углеводородов в сторону новых факторов - ИР, ИКТ, знаний и технологий. Эта тенденция приобретает глобальный характер, поскольку провозглашается призыв правительств стран к преобладанию полити-
ки свободного предпринимательства при ограниченном целевом вмешательстве государства в экономику, в том числе во внешнеэкономическую сферу [6]. Об этом свиде-
тельствуют достижения США, Японии, ЕС, новых индустриальных стран, опыт Китая, Индии и других стран.
Таблица 1
Теории развития мировой экономики
Теории Факторы а движущие силы развития
Частичные технологически-факторные теорнн:
Теория технологических инновации Новые технологии-овладение огнем, изобретение лука н т.п.
Энергетическая теорш Освоение новых форм энергии - тепловой, электрической. ядерной
Теория природных факторов Природно-климатические ресурсы, географическое положение
Демографическая теория Численность и структура народонаселения
Аграрная теория Новые аграрные технологии, увеличение продовольственных ресурсов
Теорш водных путей сообщения Внд основных водных коммуникаций - речных, ыорскнх, океанических
Теория технологий связи Ведущие технологии связи -почта, телеграф, телефон, электронные сети
Теория информационных технологий Эволюция информационных основ (речь, печатный станок, Интернет)
Финансовые теорнн Развитие финансовых технологии н системы нал ого о бл оження
Маркетинговая теория Путь от производителя к потребителю
Комплексные теории:
Институциональная концепция Вебера Религия, неформальные институты, система верований
Марксистская теория Смена формаций, борьба классов, рост производительных сил
Теория модификации Группы модернизаторе™ или консервативно настроенных слоев
Этническая теория Гумилева Пассионарии и уровень пасснонарностн этноса
Теория ("(хозяйственных порядков» Онкена Комбинации чистых «идеальных» базовых экономических систем-порядков
Теория цивилизаций Модификации цивилизаций и смена лидирующих цивилизации
Теория исторических круговоротов Развитие народовпо циклам -историческим кругам
Источник: [7, с. 34 - 36].
Таблица 2
Классификация теорий международной торговли с позиции использования
факторов производства
Группы теорнн международной торговли Авторы теорий Причины международной торговли Стадия развития мировой экономики Источник дохода страны во внешнеэкономической деятельности Использование факторов производства
Меркантилизм (протекционизм) Т. Мэн, А. Монкреть-ен Умножение золотого запаса через внешнюю торговлю и выгодные условия торговли, создаваемые государством Аграрная, мануфактуры в городах Превышение экспорта товаров над их импортом, активный торговый баланс Движение богатства
Теория абсолютных и сравнительных преимуществ (свободная торговля) А. Смит, Д. Рикардо, Н. Сеннор, Д.С. Миль Ресурсные преимущества, низкие цены на национальные товары, экспортная экспансия, увеличение накопченного богатства Мащ^ктущия и начало индустриальной стадии (создание основ промышленного капитализма) Исключительные (абсолютные и сравнительные) ресурсные преимущества низкие издержки национальных товаров по сравнению с товаром-аналогом Движение товаров
Теория факторов производства Э. Хекшер, Б. Олнн Производство и структура ресурсной базы страны Индустриальная стадия Гарантированный доступ к источникам сырья за границей Движение инвестиций
Парадокс Леонтьева В В. Леонтьев Качество факторов производства Начало постиндустриальной стадии Различия в качестве факторах производства Движение инноваций
Теория международной конкуренции М. Портер Эффективное использование факторов производства и движение инноваций Постиндустриальная Различия в использования факторов прошводства б странах
Теория внутрифирменной торговли К. Симондс, С.Робок Внутрифирменная ценовая и издержек производства политика ТНК Эффект маеппаба, различия в издержках и факторов производства Движение товаров, инвестиций и инноваций
Теория стадий жизненного цикла Р. Верной, Ч. Киндлебергер, Л. Уэльс Стадия жизненного цикла товара на рынках разных стран Удлинение ЖЦТ, различные издержки на инновации в странах
Теория роста производства и потребительского спроса П. Кругман Эффективное использование экспортно-импортных операций по сравнению с национальным производством Рост объёмов производства однотипного товара и поставки его на национальныйн на международный рынок и экономия на издержках
□
Постиндустриальная экономика и информационная глобализация
Критерием развития современного общества и экономики является уровень экономической модернизации, степень информатизации и компьютеризации. Для исследования развития экономики и общества предлагается ввести в научный оборот категорию информационно-экономической модернизации, которая позволяет в целом решить проблему оценки перспектив мировой экономики и общественно-экономического развития. Категория информационно-экономической модернизации, положенная в основу классификации мировой экономики, дает возможность различать три типа и уровня ее экономического развития:
1. Традиционная экономика. Этот тип экономики отличается тем, что поведением экономических агентов в ней управляют традиционные ценности при неразвитой информационной составляющей общественно-экономического прогресса.
2. Модернизированная экономика. Она построена на системе экономических
Классификация теорий международного вания новых факторов производства
Третий тип развития мировой экономики только начинает проявляться. Например, отмечается рост глобальных процессов и новых явлений на рубеже XX - XXI вв. По мнению К.К. Колина: «В информационной сфере общества, в экономике, науке, культуре и образовании сегодня происходят поистине тектонические сдвиги, в результате которых на нашей планете, как ожидается, будет сформирована новая цивилизация - гло-
стимулов, когда НТР, новые технологии, информация и знания становятся двигателем прогресса. Информационный обмен между экономическими агентами переводится в русло рыночных отношений, а технологии, знания и информационные ресурсы, став товаром, формируют ресурсный потенциал мирового информационного рынка и мировой экономики.
3. Перманентно модернизирующаяся экономика. В ней ускоряется процесс обновления производственных фондов, а движение капитала, трудовых ресурсов, финансовые и информационные потоки играют первостепенную роль в укреплении взаимосвязи между государством, бизнесом и населением. Информация переходит из товарной формы (посредством накопления в сетевых информационных базах данных и создания) хранилищ информации об опыте управления в общедоступный бесплатный ресурс для мирового социума.
Таблица 3 позиции использо-
бальное информационное общество. Главной отличительной чертой этого общества станет существенно более широкое использование научных знаний и наукоемких высокоэффективных технологий» [5, с. 2]. Это даёт основание утверждать, что новая цивилизация уже формируется в недрах современного общества и ее становление ускоряется в результате трех взаимодействующих составных частей: глобализации, комплекс-
информационного обмена
Группы теорий Авторы теорий Причины междунар одного обмена Источник дохода страны во внешнеэкономической деятельности Использование факторов производства
Теория международного информационного обмена Э. Тоффлер, М_ МЭ1ЛЮ5Н Эффективность использования ме-вдународного информационного обмена Различия в уровне информационного обмена между странами Движение информации
Теория сетевой экономики П. Друкер, М. Кастельс Эффективность использования информационной и с ет евой ¡экономики Различия в издержках в сетевом обмене т овар ами и услугами в сравнении с традиционным обменом Движение информации и знаний
Те ор ия .экономики знаний и менеджмента П. Друкер Эффективность использова ния но -сит ел ей знаний Различия в издержках икачестве подготовки специалист ов в р а зных странах Движение информации: знаний и опыта
Теория (новая) информационного посредничества Ф. Алл ен, М. Сантомеро Растущая сложно сть инс грумент ов упр а вления р иска-ми Различия в издержках на междунар о дных ры нках факторов производства {капитала, тру д а, сырья, информации) Движение информации о состоянии капитала, труда, сырья, информации, услуг
ной информатизации и новой информационно-технологической революции. Уточним, что экономика и общество находятся в начале постиндустриального развития.
Для постиндустриального общества характерным является новая организационная структура не только самого общественного организма, но и возможности по развитию новых производственных полей в виртуальной реальности при увеличении роли информации, ИКТ и знаний. Предлагаемая типология раскрывает сущность прогресса мировой экономики и мирового сообщества.
Глобализация выражается в увеличении объёма и углублении интеграционных
взаимодействий в мировой экономике, а преимущества использования информации и современных ИТ и ИКТ превращают ее в информационный глобализм. Постиндустриализм вписывается в концепцию глобального информационного общества Д. Белла [2]. На последующих этапах развития экономики прогресс определяется степенью накопления информации, знаний и технологий.
Исходя из проведенного автором исследования трансформаций в мировой экономике, можно определить фазы её развития и основные характеристики (табл. 4).
Таблица 4
Фазы развития мировой экономики и их основные характеристики
Существенные характеристики Фазы развития мировой экономики
Прединдустри-альная Индустриальная Постиндустриальная Неопостиндустриальная
Принцип развития Традиционализм Экономический рост Центральное место знаний Информационно-познавательный
Основной сектор производства Заготовка сырья Обработка Услуги Реальный товарно-услуговый сектор при возрастающей роли ИТ, виртуальных услуг и видов деятельности
Контингент рабочей силы Крестьянин, занятый освоением природной среды Рабочий, занятый переработкой материалов Служащий, работающий с информацией и символами Служащие и пользователи сетевых, информационных ресурсов и знаний
Управленческая группа, соединяющая ресурсы Хозяин, владелец Предприниматель, руководитель Исследователь, специалист, администратор Сетевой администратор и виртуальный менеджер
Основная производственная единица Семья Предприятие, завод, фабрика НИИ, сервисный офис Распределенные и виртуальные фирмы и веб-сайты, объединенные в ЕМИП
Метод управляющих воздействий на принятие решений Здравый смысл, метод проб и ошибок, опыт Эмпиризм, испытательное исследование Модель на основе теоретической базы принятия решений, анализ и системная оценка Модель информационного поведения на основе сетевого сознания; компьютерно -информационный анализ и др.
Основные потребности Основные бытовые потребности Социальные потребности Самореализация и потребность в знаниях Потребность в информации, ИКТ и знаниях
Движущая сила развития Природные ресурсы, физическая сила Энергия пара и электричества Информация, обработка знаний Соединение интеллекта, опыта, знаний, информации и ИКТ
Перспектива устремлений Направленность в прошлое Адаптация к настоящему времени Направленность в будущее, прогнозы, сценарии Направленность через ИКТ и сети и к будущим знаниям
Стратегический ресурс Продукты питания, сырье Реальный капитал, «свод правил», «ноу-хау» Образование, умственный капитал Человеческий капитал с учетом роста «информационного» капитала и образования
Субъекты социальной коммуникации Человек -природа Человек - машина Человек -человек Человек - ПК- сеть - человек; Человек - ПК - сеть -бизнес-государство
Технология Ручной труд Механизированная технология Умственная технология Реальная и виртуальная сетевая информационно-интеллектуальная технология
Из таблицы 4 следует, что сущность трансформаций в мировой экономике в постиндустриальную эпоху определяется тем, что начинают действовать и превалировать во многих сферах человеческой активности информационно-гуманитарные начала. Они усиливаются эффективным использованием ИКТ, которые представляют собой новые способы создания знаний и производственных полей.
Типология позволяет определить роль движения эмпирического опыта через осознание необходимости модернизаций и роли информации и знаний в развитии процессов в экономике и обществе. Стадии развития в ней выявляют существенные черты этих перемен. Особо необходимо отметить четыре периода развития цивилизации: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный, и наступающий неопостиндустриальный.
Историческая взаимосвязь фаз общественно-экономического развития стран и их основных характеристик определяется как результат взаимодействия творчества людей и знаний, информации и их воздействия на предмет труда, что выражается накоплением нового знания, информации и опыта. Каждая последующая фаза развития не отменяет результаты, достигнутые в предыдущих фазах, а вбирает их в себя, создавая тем самым сокровищницу цивилизаций.
Исходя из этого, история цивилизации прошла несколько крупных периодов развития, определяемых характером систем, явлений и вовлеченности интересов общественных групп людей в процессы модернизаций. Как представляется, постиндустриальная цивилизация - не последняя на современном отрезке времени. Следующим этапом общественно-экономического развития станет модель с наибольшей динамичностью и постоянной модернизирующейся экономикой - неопостиндустриальная экономика, в которой возможно нивелировать противоречия между стремлением к безудержному обогащению и знаниями.
Глобализм как принцип экономиче-
ского поведения включает комплекс условий, которые позволяют интегрированным странам легче и масштабнее использовать возможности включения в глобальную мировую рыночную сеть и конкурентные преимущества, инвестиции при осуществлении структурных изменений и внедрении инноваций. С этих позиций глобализация выражается в углублении интеграционных взаимодействий в мировой экономике для решения глобальных проблем общими усилиями стран.
Преимущества использования информации и современных ИТ и ИКТ превращают глобализацию в информационный глобализм. Изменения, происходящие благодаря информации и ИКТ, которые становятся объектами обмена на мировом информационном рынке, получают большую значимость в эпоху информационного глобализма, в основе которого лежит система управления через информационные потоки (информационный менеджмент). Информированность менеджмента, повсеместное и интенсивное использование информационных и компьютерных технологий как модель информационного поведения становятся универсальной и общепринятой парадигмой в мировом масштабе.
Информационный глобализм стал возможным из-за роста значения информации и средств ее сбора, обработки, хранения и доставки на мировой информационный рынок, предлагающий различные условия обмена информационным товаром. Традиционный состав факторов производства в мировой экономике под влиянием информационной глобализации изменился. Наряду с финансовыми, производственными и человеческими факторами к ним в постиндустриальной экономике добавились информация, информационные технологии и система менеджмента.
Таким образом, эволюция экономического пространства приводит к глобализации мировой экономики и МЭО, что определяется следующими тенденциями глобализации:
стирание границ между внутренним и внешним оборотом ресурсов;
демократизация экономических отношений как на международном, так и на национальном уровне;
расширение участников мировой экономики;
обеспечение международной экономической безопасности;
взаимозависимость стран от глобальных источников сырья и информации.
Усиление роли информации, знаний и ИКТ в развитии эволюционных процессов в мировой экономике сформировало видение автора на содержание и сущность будущего нового этапа развития - неопостиндустриального общества и его экономики, это:
- переход общества к полной сетевой рыночной организации обмена, что ведет к устранению реальных границ между государствами;
- создание трансграничных каналов коммуникаций, что сближает группы пользователей сетевых технологий, имеющих общие интересы, но различающихся по национальной принадлежности;
- снижение и в дальнейшем нейтрализация давления государства на экономическую, творческую и другие виды деятельности индивидуумов в сетевом пространстве и реальной жизни;
- создание и последующее развитие инфраструктуры для информационного предпринимательства;
- глобализация экономики и общества на базе комплексной информатизации и новой технологической революции (нано-технологии, биоинформатика и глобальные сети), что ведет к усилению информационной глобализации и появлению других глобальных форм взаимного влияния разных стран.
Таким образом, понятие «неопостиндустриальная экономика» определено как новый тип организации производственных отношений, построенный на использовании информации, знаний, наукоемких высокоэффективных технологий, информационно-компьютерных сетей и активной роли человеческого фактора и его интеллекта.
Заключение
В настоящее время деловая активность национальных фирм, структура движения товаров и услуг через границы, международные потоки капитала, миграция рабочей силы, прямые инвестиции, освоение новых технологий являются гранями со-
временной глобализации. Межотраслевые связи конкурирующих международных компаний и множественность регулятивных и операционных рамок, в которых происходит глобальная экономическая деятельность, приобретают новые черты. Все это привносит дополнительные трудности в образовательный процесс.
Для качественного обучения необходимы следующие составляющие:
учебные планы, предусматривающие глубокое изучение международных проблем и опыта, совершенствование навыков межнационального общения и знание иностранных языков, межкультурное взаимодействие;
применение интерактивных методов обучения с акцентом на критическое мышление и обмен мнениями;
благоприятная обучающая среда, способствующая свободным дискуссиям по теоретическим и практическим вопросам;
разносторонний педагогический опыт, не ограниченный только книжными знаниями и узкими профессиональными интересами.
В довершение ко всему процесс обучения должен давать студентам возможность лучше понимать сложности изменяющегося мира, разнообразие национальных культур и традиций. Обучение должно помочь им воспитать у себя черты «человека мира». Образованный человек в глобальном мире должен обладать научными и практическими знаниями, которые выходят за рамки формального образования; владеть специальными навыками, уметь широко использовать ИР и ИКТ; обладать интеллектом и широким мышлением; понимать общечеловеческие ценности и своеобразие различных культур.
С точки зрения прогрессивных перемен в мире, роль экономического образования общепризнанна. Охватывая международные отношения, мировую историю и культуру, преобразование окружающей среды, экономическое образование усиливает выгоду для национального и международного сообщества. Таким образом, оно становится инструментом социального, экономического и информационного взаимодействия и взаимопонимания между нациями и народами.
Высшая школа в РФ должна модернизировать систему образования в контексте экономических перспектив и развития глобализации в XXI веке. Сфера образования
имеет большое значение для повышения человеческого потенциала, достижения экономического процветания, социальной справедливости, прогресса и стабильности в глобализирующейся мировой экономике. При этом большая роль открывается новым формам образования, построенным на
использовании преимуществ ИКТ, программам дистанционного (e-learning) и непрерывного (lifelong learning) обучения, что связано с требованиями информационной глобализации и необходимостью постоянной модернизации экономического образования.
Литература
1. Ананьева Т.Н. От индустриального к информационному обществу // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. - 2001. - № 1. - С. 17- 23.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 1999. - 956 с.
3. Грязнова А.Г. О роли экономической теории в подготовке экономистов-практиков // Вестник ФА. - 2005. - №1(33). - С.5-14.
4. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2004. - 272 с.
5. Колин К.К. Человек в обществе знаний: новые задачи для образования, науки и культуры // Вестник МГУС. - 2008. - № 1. - С.2-10.
6. Лазарев А.Н. Новые задачи информационных технологий и инноваций для решения проблем мировой экономики // Открытое образование. - 2009. - № 2.
7. Мовсесян А.Г. О классификации теорий мировой экономики // Вестник Финансовой академии. -2001. - № 2 (18). - С. 30-36.
8. The Global information Society: a Statistical View. UN publication. April, 2008. LC.W190. - Chile, Santiago, United Nations, 2008. - 157 P.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
И.А. Ковалевич, к.т.н., зав. каф. Информационных технологий в социальной сфере
Тел.: (391) 291-2196; E-mail: [email protected] ФГОУВПО Сибирский федеральный университет http://www.sfu-kras.ru
Problems caused by the active process of informatization of all spheres of human life and education in particular are considered in the article. The problems of computerization «borders», psychological influence of informatizational process on a human being, the problems of informatization culture development are related to them. On the basis of the analysis of the above mentioned problems a number of conclusions and suggestions about modernization of professional orientation system modernization and improvement of its efficiency by means of application of modern informatization technologies are made.
В статье рассматриваются проблемы, вызванные активным процессом информатизации всех сфер человеческой жизнедеятельности и образования, в частности. К ним относятся проблемы «границ» компьютеризации, психологического воздействия процессов информатизации на человека, формирования информационной культуры. На основе анализа обозначенных проблем сделан ряд выводов и предложений по модернизации системы профориентации и повышения ее эффективности за счет использования современных информационных технологий.
Ключевые слова: информатизация, профессиональная ориентация, профессионализация, информационная культура.
Keywords: informatization, professional orientation, professionalization, information.
Стратегическое направление социально-экономического развития страны требует новых высококвалифицированных
субъектов профессиональной деятельности во всех сферах общественной жизни. Главное требование, предъявляемое к со-