УДК 004.8; 681.3 ГРНТИ 20.01.07
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
П.Ю. Елсуков
ИСЭМ СО РАН
Цель работы - анализ информационных взаимодействий в информационном моле. Доказано, что в информационном поле Информационное взаимодействие является основным процессом. Показано различие между отношением и связью. Статья показывает различие между теоретико-множественными отношениями и пространственными отношениями. Пространственные отношения описывают возможность и условия взаимодействия. Работа показывает разнообразие информационных взаимодействий. Работа анализирует виды информационных взаимодействий. Показано, что информационное взаимодействие может иметь разные виды: интеграционное, информационное, системное. Информационное взаимодействие может быть рассмотрено как процесс, как модель и как технологическая система. Это определяет его мно-гоаспектность. Раскрыт и обоснован важный параметр информационного взаимодействия -время согласования. Статья раскрывает содержание коммуникационного и информационного соответствия при взаимодействии. Доказано что информационное взаимодействие является цикличным, а итеративное взаимодействие можно рассматривать как циклы с задержкой. Ключевые слова: информация, информационное поле, информационное взаимодействие, информационные процессы, принципы взаимодействия.
INFORMATIONAL INTERACTIONS
The purpose of the work is the analysis of information interactions in the information center. The article proves that in the information field Information interaction is the main process. The article shows the difference between attitude and communication. The article shows the difference between set-theoretic relations and spatial relations. Spatial relationships describe the possibility and conditions of interaction. The work shows a variety of informational interactions. The work analyzes the types of information interactions. The article proves that information interaction can have different types: integration, information, system. Information interaction can be viewed as a process, as a model and as a technological system. This property determines the multidimensionality of information interaction. The article reveals and justifies an important parameter of information interaction - the time of coordination. The article reveals the content of communication and information compliance in the interaction. The article proves that information interaction is cyclical. Iterative interaction can be viewed as delayed loops. Keywords: information, information field, information interaction, information processes, principles of interaction.
В широком смысле информационное взаимодействие (Information interaction) процесс обмена любыми видами информации, который длительное время существует в человеческом обществе. Он приобретает новые формы и, по мере развития человечества, становится все более интенсифицированным. Такое взаимодействие можно назвать интеграционным. В узком смысле под информационным взаимодействием часто понимают компьютерное информационное взаимодействие, реализуемое через информационные системы и информационные технологии. Такое взаимодействие является информационным. Информационное взаимодействие также существует в различных системах: организационных, технологических, компьютерных, технических, вычислительных. Такое взаимодействие является системным. Информационные взаимодействия происходят в информационном поле и в сетевых системах. Информационные взаимодействия могут быть локальными и происходить между частями систем. Информационные взаимодействия могут быть системными и происходить между системами. Информационные взаимодействия следует отличать от информационных воздействий или информирования [1, 2]. Информирование означает пассивную передачу информации. Информационное воздействие является односторонним процессом. Информационное взаимодействие - двух или многосторонний процесс. Информационным взаимодействиям могут соответствовать некие информационные отношения. Информационным взаимодействия могут сопровождаться информационным соответствием между объектами взаимодействия или его отсутствием. Информационное взаимодействие может быть диссипативным, если тормозит или поглощает информационный процесс. Важным для информационных взаимодействий является информационное поле [3].
P.Yu. Elsukov И ISEM SB RAS
Введение
Информационное поле как среда информационных взаимодействий
Понятие «информационное поле» используется в области наук об информации [4], в синергетике [5], когнитологии [6], космических исследованиях [7], науках о Земле [8]. Существует понятие подполе [9], которое включает информационное когнитивное поле человека, создаваемое его интеллектом. Понятия «информационное поле» и «информационное пространство» не являются синонимами. Понятие «пространство» применяют для описания координационных свойств. Это понятие характеризует непрерывность.
Понятие «поле» применяют для описания содержательных свойств реального мира. Информационное поле может быть дискретным в отличие от пространства. Примерами дискретного информационного поля являются семантическое поле, топологическое поле, терминологическое поле. Примерами непрерывного информационного поля является навигационное поле. Информационное поле вложено в информационное пространство. Поле содержит в первую очередь связи между элементами поля и отношения.
Информационное поле характеризуется наличием информационных отношений [3, 10-12] и информационных взаимодействий [13, 14]. Отношения и взаимодействия в информационном поле являются информационными. Следует выделить естественное и искусственное информационное поле [15, 16].
Естественное информационное поле отражает объективные свойства окружающего мира. Искусственное информационное поле является моделью естественного поля. Искусственного информационное поле содержит закономерности естественного поля, а также включает искусственные закономерности в виде законом и закономерностей привнесенным человеком. Примерами таких закономерностей могут служить: принцип Парето [17], закон Энгельбарта [18], закон Мура [19], закон Ципфа [20], эффект Роршаха [20], закон «Белла для классов компьютеров» [21] и другие [18]. Эти закономерности обусловлены существующими в информационном поле отношениями и связями.
Информационные отношения
Прежде чем анализировать информационные отношения необходимо подчеркнуть различие между отношением и связью. Если отношения называют связями, то это является грубой ошибкой. Приведем корректное определение. Отношение - философская категория, обозначающий любое понятие, реальным коррелятом которого является определенное соотнесение (связь) двух и более предметов (БСЭ). В некоторых случаях понятие «отношение» характеризует информационную ситуацию [22]. Покажем различие между отношением и связью на геометрическом примере. Связь (функциональная) описывается уравнением. Например, линейная связь описывается линейным уравнением.
Y=k X +Н
Этой связи, выраженной знаком равенства, можно поставить в соответствие отношение, которое выражается знаком отношения «больше».
Y>k X +Н.
Эти связь и отношение показаны на рис.1
Линейная связь выражает соответствие «один к одному» при котором одному значению х соответствует одно значение у. Связь отражается знаком равенства. Линейная связь задает линейное множество. В отличие от связи отношение выражает соответствие «один ко многим». При этом отношении одному значению х соответствует множество значений у. Такое геометрическое отношение задает полуплоскость, то есть ареальное множество. Следовательно, связь и отношения выражают разные категории и разные типы множеств.
Информационные отношения имеют много форм представления. Пространственные отношения [23-26] являются одним из видов информационных отношений в реальном пространстве. Теоретико-множественные отношения являются другим видом информационных отношений в абстрактном пространстве параметров. Теоретико-множественные и пространственные отношения являются схожими по форме, но разными по сущности.
У
Отношение У> к х +Ь
X
Рис. 1. Связь и отношение в информационном поле
а б
Рис.2. Ситуации. описываемые теоретико-множественными и пространственными отношениями
На рис. 2 приведены две информационные ситуации, которые по-разному интерпретируются в теории множеств и теории пространственных отношений или в качественных пространственных рассуждениях.
В теории множеств ситуация а) опишется с помощью теоретико-множественного формализма как
М2 с М1.
Это означает, что М2 является подмножеством множества М1. При этом не важно, как они взаимодействуют. Принципиальным является то. что М2 полностью вложено в М1. Больше никакой информации такая запись не дает.
В теории пространственных знаний и соответственно пространственных отношений ситуация а) опишется как ТРР(М1, М2).
На языке пространственной агрегации это означает что между пространственными геометрическими объектами М1 и М2 существует правильное тангенциальное отношение. Эту информацию теория множеств не дает. Можно также сказать, что множества М1 и М2 взаимодействуют тангенциально.
В теории множеств ситуация б) опишется как
М2 п М1=0.
Это означает, что множества М2 и М1 не пересекаются. В теории пространственных знаний ситуация б) опишется как EQ(M1, М2). На языке пространственной агрегации это означает,
что пространственные объекты М1 и М2 со-
А1
А2 ) прикасаются и между ними есть общая точка.
Следует констатировать, что пространствен-Аз ) ные отношения также характеризуют взаи-
модействие. Теоретико-множественные от-
Рис3 Информационное взаимодействие ношения такую характеристику не дают.
и информационное воздействие п ,
Пространственные информационные
отношения тесно связаны с топологией. При этом в чистом пространстве выделяют точено-топологические отношения [27]. Эта модель отношений возникла как ответ на информационные потребности ГИС. Точечно топологическая модель отвечает требованиям геоинформационного моделирования как один из методов описания пространственных отношений.
Среди топологических (информационных) отношений выделяют важные для реального пространства бинарные топологические отношения [28]. Эти отношения существуют в планар-ных графах и не существуют в мультиграфах.
Пространственные информационные отношения применяют не только в реальном пространстве, но и в когнитивном пространстве человеческих образов и в когнитивной графике. Для этих ситуаций применяют свои отношения. Информационные отношения применяют при извлечении информации из текста [29]. При этом выделяют семантические и синтаксические отношения [30].
Обнаружение информационных отношений между сущностями в контенте представляет собой форму извлечения информации, которая находит предопределенные отношения между парами сущностей в тексте. Для это цели используют подход обнаружения информационных отношений, который объединяет подсказки с разных уровней синтаксической обработки с использованием метода ядра [31]. Важными являются информационные отношения предпочтений [32, 33, 34], которые используют для выражения предпочтений перед альтернативами [35].
Информационные взаимодействия и воздействия
Информационные взаимодействия и воздействия являются качественно разными процессами. Они показаны на рис.3. Информационное воздействие является односторонним процессом, а информационное взаимодействие - двух или многосторонний процесс.
Под воздействием понимают односторонний процесс информационного воздействия (управляющей информации) от управляющего объекта «А2» к управляемому объекту «А1». Воздействие может менять состояние объекта А1. Именно с этой целью оно часто проводится. Воздействие это часть механизма управления.
Взаимодействие - это двухсторонний и, может быть, многоканальный процесс Объект А1 взаимодействие с объектом А3. Взаимодействие может изменять состояние обеих объектов, но может и оставлять их без изменения. Рассмотрим это на примере управления. Объект А1 может
управлять объектом А3. Если состояние объекта A3 соответствует целевому, то объект А1 не реагирует. Если состояние объекта A3 отличается от целевого, то этот объект информирует об этом объект А1. Объект А1 реагирует на эту информацию и оказывает воздействие на объект A3 для того, чтобы вернуть его в целевое состояние.
В узком смысле под информационным взаимодействием понимают компьютерное информационное взаимодействие, реализуемое через информационные системы и информационные технологии. В широком смысле информационное взаимодействие делится на группы: ИС - ИС; человек -ИС; ИС - контент; Человек - контент; Человек - ИС - контент; человек - человек.
Информационное взаимодействие требует взаимную обусловленность объектов. Информационное взаимодействие допускает передачу части свойств и признаков одного объекта в другой путём их копирования или путём полного перемещения. Информационное взаимодействие может приводить к изменению свойств другого объекта. Информационное взаимодействие является специализированной информационной процессной моделью [36]. Информационное взаимодействие как система имеющая целостность, содержание и практическую значимость, должно отвечать ряду требований или свойств. Эти свойства следующие: целевая определенность [37], временное согласование, структурное соответствие, коммуникационное соответствие, цикличность.
Информационное взаимодействие применяют в проектировании [38]. Оно позволяет создавать ценную, и расширяющую возможности информацию и накапливать опыт проектирования. Информационное взаимодействие «человек - информация» часто проявляется в информационно поиске [39]. Взаимодействие пользователя и системы является критическим аспектом для поисковых систем и цифровых библиотек. Моделирование этих процессов информационного взаимодействия имеет большое значение для технологий поиска. [40]. Информационное взаимодействие «человек - информация» широк применяется при обработке контента [41, 42, 43].
При работе с глобальными сетями роста информации не ослабевает. Это огромное количество информации обуславливает новый тип информационного взаимодействия адаптивное информационное взаимодействие [44]. Информационное взаимодействие возникает при визуальной обработке информации [45] и при виртуальном моделировании [46]. Одним из видов информационного взаимодействия является аффектная обработка информации [47].
Принципы информационного взаимодействия
Информационное не является произвольным процессом, а включает наличие отношений и связей между взаимодействующими объектами. Информационное взаимодействие допускает передачу части свойств и признаков одного объекта в другой путём их копирования или путём полного перемещения. Информационное взаимодействие может приводить к изменению свойств или существенных признаков всех объектов взаимодействия или части (одного) объектов. Информационное взаимодействие можно рассматривать как процессную модель. Информационное взаимодействие можно рассматривать как технологическую систему. Информационное взаимодействие как система должно обладать целостностью, содержание, прагматизм и должно отвечать ряду требований или принципов. Эти принципы следующие: целевая определенность, временное согласование, информационное е соответствие, коммуникационное соответствие, цикличность [85].
Принцип целевой определенности состоит в наличии целей взаимодействия. Для открытых систем выделяют две группы целей: внутренние и внешние. Внутренние цели направлены на поддержания целостности объектов взаимодействия и функциональности их частей. Внешние цели направлены на обеспечение устойчивости каждого объекта во внешней среде. Внутренние и внешние цели образуют упорядоченные иерархические критерии взаимодействия. Множество целей взаимодействия включает подмножества внутренних и внешних целей. В общем виде множество целей можно записать:
G = Gint u Gout gni е Gint; gOj e Gout.
Здесь G - множество целей взаимодействия; Gint - подмножество внутренних целей взаимодействия; Gout - подмножество внешних целей взаимодействия; gn - частная i - ая
внутренняя цель взаимодействия (i=1____n); gOj - частная j -ая внешняя цель взаимодействия
(j=1....m).
Каждая частная цель gi, gj задается частными критериями. Для каждого критерия
существует не только качественное и количественное значение, к которому должен стремиться объект взаимодействия, но и допустимые отклонения от этого значения. Это описание соответствует точке в пространстве параметров и окрестности точки.
Принцип цикличности состоит в том, что процесс взаимодействия состоит из множества циклов прямых и обратных взаимодействий. Он отражает известное положение о том, что управление в большинстве включает совокупность качественно повторяющихся процедур, образующих различные циклы. В простейшем случае модель взаимодействия, например, с базой данных, можно рассматривать как цикл «запрос - ответ». Это дает основание ввести понятие время цикла взаимодействия. Если рассматривать объекты «А» и «В» как систему взаимодействия, включающую элементы взаимодействия, то для элемента взаимодействия будет иметь место определение времени элементарного цикла взаимодействия как
Тж - время цикла взаимодействия \ - го цикла Тц - время запроса \- го цикла на необходимую информацию ТDi - время доставки информации для {- го цикла.
В общем случае времена циклов могут отличаться. Одним из видов информационного взаимодействия является интерактивное взаимодействие. Его можно рассматривать как цикличность с задержкой. Интерактивность является одним из характерных свойств информационных технологий. Интерактивность является одним из механизмов управления информационными потоками.
Принцип временного согласования (Вс) обусловлен тем, что воздействие одного объекта на другой не может происходить бесконечно долго. Этот принцип требует, чтобы время циклического взаимодействия (Тц) не превышать времени реакции существенного изменения (Тси) состояния объекта взаимодействия.
Тsi- время элементарного цикла при информационном взаимодействии.
Временное согласование включает временную адаптивность информационного взаимодействия. Временная адаптивность означает, что введение в систему взаимодействия между объектами новой функциональной связи или канала взаимодействия не должно увеличивать объективно необходимое время взаимодействия.
где Т5 - время взаимодействия по j -ому введенному каналу;
Условие (1) является обязательным, условие (2) желательным. Выполнение условия (2) означает возможность введения новых элементов в систему взаимодействия. Невыполнение условия (2) означает невозможность модернизации системы взаимодействия за счет новых элементов.
Принцип информационного соответствия (Ис) означает, что передаваемое управленческое воздействие Объекта «А» должно быть понято другим объектом «В». Объект «В» должен обладать языком восприятия, который интерпретирует информационную (формальную) и семантическую (содержательную) сущность воздействия. И наоборот, при воздействии объекта «В» на объект «А», объект «А» должен иметь аналогичный интерпретационный язык. Эти языки могут быть одинаковы и могут различаться. Принцип информационного соответствия означает, что взаимодействующие объекты передают друг другу информацию, отвечающую информационным потребностям каждого из объектов взаимодействия. Эта информация может быть избыточной, но она не может быть недостаточной. При недостаточности информации взаимодействие прекращается. Если системы обладают адаптивностью, то возможности информационного соответствия расширяются. Адаптивное моделирование решает задачи интерфейсного соответствия и прецедентного соответствия.
Принцип коммуникационного соответствия (Кс) означает, что между подсистемами и частями объектов взаимодействия существуют каналы связи, имеющие необходимую пропускную
Тsi = Т и + ТDi
Тси >> Тц= ^^ (1)
способность для реализации взаимодействий как передаваемых сообщений или информационных потоков. В коммуникационной системе, обеспечивающей взаимодействие, коммуникационное соответствие - это такое состояние ее подсистем и элементов, когда каждый из них располагает достаточными ресурсами для реализации взаимодействия внешних систем.
Заключение
Информационное взаимодействие является основным процессом информационного поля. Оно может иметь разные виды: интеграционное, информационное, системное. Информационное взаимодействие не является произвольным процессом, а должно отвечать ряду принципов. Информационное взаимодействие может быть рассмотрено как процесс, как модель и как система. Это определяет его многоаспектность. Время согласования - это допустимое время длительности информационного соответствия. Информационное взаимодействие используется в информационных системах, информационных технологиях, в сложных системах и системах искусственного интеллекта, в системах информационной безопасности. Правильная организация информационного взаимодействия определяет эффективность информационных систем и эффективность взаимодействия человека с информацией. Анализ параметров информационного взаимодействия дает возможность управлять взаимодействием и повышать эффективность информационного обмена. Оценка характеристик информационного взаимодействия является обязательным этапом проектирования информационных технологий и интеллектуальных систем.
Литература
1. Охотников А.Л. Информационный морфизм в информационном поле // Перспективы науки и образования. 2017. № 4(28). С. 7-11.
2. Tsvetkov V.Ya. Information interaction // European Researcher. Series. A. 2013. Vol. (62). N. 11-1. P. 2573-2577.
3. Кудж С.А. Отношения в информационном поле // Перспективы науки и образования. 2017. № 2(26). C. 17-22.
4. Tsvetkov V. Ya. Information field // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 5. С. 551-554.
5. Мордвинов В.А. Синергетика в информационном поле // Перспективы науки и образования. 2015. № 3. С. 25-31.
6. Болбаков Р.Г. Взаимодействие субъекта и объекта в информационном поле // Перспективы науки и образования. 2017. № 1(25). С. 24-28.
7. Бондур В.Г. Информационные поля в космических исследованиях // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 2(10). С. 107-113.
8. Куприянов А.О. Информационные поля в науках о Земле // Науки о Земле. 2017. № 1. С. 79-89.
9. Fidel R. Human information interaction: an ecological approach to information behavior. MIT Press, 2012.
10. Tsvetkov V.Ya. Information Relations // Modeling of Artificial Intelligence. 2015. Vol. (8). Is. 4. Р.252-260.
11. Дышленко С.Г. Информационные тринитарные отношения // Славянский форум. 2018. № 2(20). С. 15-20.
12. Ожерельева Т.А. Модели отношений данных в информационном поле // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 2. С. 22-24.
13. Spink A., Saracevic T. Interaction in information retrieval: selection and effectiveness of search terms // Journal of the American Society for Information Science. 1997. V. 48. N. 8. P. 741-761.
14. Кузнецов Н.А., Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования // Вопросы философии. 1999. № 1. С. 77-87.
15. Ознамец В.В. Отношения естественного и искусственного в информационном поле // Перспективы науки и образования. 2018. № 1(31). C. 16-122.
16. Цветков В.Я. Естественное и искусственное информационное поле // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5. Ч. 2. С. 178-180.
17. Pareto, Vilfredo, Cours d'Economie Politique: Nouvelle édition par G.-H. Bousquetet G. Busino, LibrairieDroz, Geneva, 1964, pages 299 -345.
18. Douglas C. Engelbart. Augmenting Human Intellect: A Conceptual Framework. dougengel-bart.org (October 1962).
19. Moore, Gordon E. (1965)."Cramming more components onto integrated circuits". Electronics Magazine, p.4.
20. Кудж С.А., Цветков В.Я. Закономерности информационного поля: Монография. - М.: МАКС Пресс, 2017. 80 с.
21. Bell, G., "Bell's Law for the Birth and Death of Computer Classes", Communications of the ACM, January 2008, Vol 51, No. 1, pp 86-94.
22. Шайтура С.В. Информационная ситуация в геоинформатике// Образовательные ресурсы и технологии. 2016. № 5(17). С. 103-108.
23. Савиных В.П. Информационные пространственные отношения // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. № 1(18). С. 79-88.
24. Цветков В.Я. Пространственные отношения в геоинформатике // Международный научно-технический и производственный журнал «Науки о Земле». 2012. Вып. 01. С. 59-61.
25. Цветков В.Я. Виды пространственных отношений // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 138-140.
26. Кулагин В.П. Геореференция в пространственных отношениях // Образовательные ресурсы и технологии. 2016. № 5(17). С. 80-86.
27. Egenhofer M.J., Franzosa R.D. Point-set topological spatial relations //International Journal of Geographical Information System. 1991. V.5. N. 2. P. 161-174.
28. Egenhofer M.J. Reasoning about binary topological relations //Symposium on Spatial Databases. - Springer, Berlin, Heidelberg, 1991. P. 141-160.
29. ByrdR.J., Ravin Y. Identifying and extracting relations in text. 1999. P. 149-154.
30. Croft W. Syntactic categories and grammatical relations: The cognitive organization of information. - University of Chicago Press, 1991.
31. Zhao S., Grishman R. Extracting relations with integrated information using kernel methods //Proceedings of the 43rd annual meeting on association for computational linguistics. - Association for Computational Linguistics, 2005. P. 419-426.
32. XiaM., Xu Z., Liao H. Preference relations based on intuitionistic multiplicative information // IEEE Transactions on Fuzzy Systems. 2013. Т. 21. N. 1. P. 113-133.
33. Herbrich R. et al. Learning preference relations for information retrieval // ICML-98 Workshop: text categorization and machine learning. 1998. P. 80-84.
34. Wu J., Chiclana F. Visual information feedback mechanism and attitudinal prioritisation method for group decision making with triangular fuzzy complementary preference relations //Information Sciences. 2014. V. 279. P. 716-734.
35. Цветков В.Я. Основы теории предпочтений. - М.: Макс Пресс, 2004. 48 с.
36. Раев В.К. Процессуальные и дескриптивные информационные модели // Славянский форум. 2018. № 3(21). С. 28-32.
37. Tsvetkov V.Ya. Multipurpose Management // European Journal of Economic Studies. 2012. Vol. (2). N. 2. P. 140-143.
38. Shedroff N. Information interaction design: A unified field theory of design //Information design. - 1999. - С. 267-292.
39. Saracevic T. Modeling Interaction in Information Retrieval (IR): A Review and Proposal //Proceedings of the ASIS annual meeting. 1996. V. 33. P. 3-9.
40. Saracevic T. The stratified model of information retrieval interaction: Extension and applications //Proceedings of the Annual Meeting-American Society for Information Science. - LEARNED INFORMATION (EUROPE) LTD, 1997. V. 34. P. 313-327.
41. Fidel R. et al. A multidimensional approach to the study of human-information interaction: A case study of collaborative information retrieval // Journal of the American Society for information Science and Technology. 2004. V. 55. N. 11. P. 939-953.
42. Morton J. Interaction of information in word recognition // Psychological review. 1969. V. 76. N. 2. P. 165.
43. Fidel R. Human information interaction: an ecological approach to information behavior. MIT Press, 2012.
44. Pirolli P. Information foraging theory: Adaptive interaction with information. - Oxford University Press, 2007.
45. Wise J.A. et al. Visualizing the non-visual: Spatial analysis and interaction with information from text documents //Information Visualization, 1995. Proceedings. - IEEE, 1995. P. 51-58.
46. Deshko I.P., KryazhenkovK.G., Cheharin E.E. Virtual Technologies // Modeling of Artificial Intelligence. 2016, Vol. 9, Is. 1, P. 33-43.
47. Boehner K. et al. Affect: from information to interaction //Proceedings of the 4th decennial
conference on Critical computing: between sense and sensibility. - ACM, 2005. P. 59-68.
Сведения об авторе
Павел Юрьевич Елсуков канд. техн. наук научный сотрудник ИСЭМ СО РАН Россия, Иркутск Эл. почта: [email protected]
Information about author
V.P. Savinych
candidate of technical sciences
research fellow
ISEM SB RAS
Russia, Irkutsk
E-mail: [email protected]
УДК: 378.147, 004.02 А.В. Козлов
ГРНТИ 12.51.85 РТУ МИРЭА
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СИСТЕМ
Статья исследует распределенные системы. Для исследования применяется системный анализ. Проведено исследование современного применения системного анализа и его диверсификации. Отмечена особенность применения системного анализа применительно к распределенным системам. Проводится анализ архитектур распределенных систем. Многообразие распределенных систем требует существенно разных видов анализа: структуры, потоков, логистики, алгоритмов. Оптимизация потоков приводит к необходимости решения задачи маршрутизации. Такое многообразие требует применения системного анализа, как метода обеспечивающего согласованную работу распределенных систем. Одной из особенностей распределенных систем является возможность работы при наличии сбоев на отдельных узлах. Это обеспечивает преимущество распределенных систем в части более высокой надежности. С другой стороны, это требует дополнительного системного анализа распределенной системы при ее известной структуре и определенных потоков, циркулирующих по ней. Работа рекомендует введение интегрального показателя «ценность», который характеризовал бы интегральную характеристику распределенных систем.
Ключевые слова: системный анализ, распределенные системы, информационные системы, информационные потоки, субсидиарные системы, многообразие параметров.
A.V. Kozlov RTU MIREA
SYSTEM ANALYSIS OF DISTRIBUTED SYSTEMS
The article explores distributed systems. The basis of the study is a system analysis. The article explores the current use of system analysis and its diversification. The peculiarity of the application of system analysis in relation to distributed systems is revealed. The analysis of architectures of distributed systems is made in the article. The variety of distributed systems requires different types of analysis. it is necessary to analyze: system structures, flows in systems, flow routes, algorithms. Flow optimization requires solving the routing problem. The variety of tasks requires the use of system analysis as a method of ensuring the coordinated work of distributed systems. Features of distributed systems is the ability to work in the presence offailures on individual nodes. This feature provides the advantage of distributed systems for high reliability. This advantage requires additional system analysis of the distributed system. Reliability analysis is carried out with a known structure and certain flows circulating in a distributed system. The work recommends the introduction of an integral indicator "value ", which would characterize the integral characteristic of distributed systems.
Keywords: system analysis, distributed systems, information systems, information flows, subsidiary systems, a variety of parameters.
Введение
Системный анализ имеет много разных значений. В принятии решений [1] системный анализ - это явное формальное исследование [2], проводимое для того, чтобы помочь лицу, принимающим решения, определить лучший курс действий и принять лучшее решение, чем он мог бы принять при отсутствии анализа. Характерными признаками проблемной ситуации, когда требуется системный анализ, являются сложность проблемы [3] или информационная неопределенность результата любого действия, которое может быть разумно предпринято. Системный анализ