ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ИНТЕРМОДАЛЬНЫМИ
ПЕРЕВОЗКАМИ Лондарь В.А.1, Лахметкина Н.Ю.2
1Лондарь Владислав Александрович - аспирант;
2Лахметкина Наталья Юрьевна - кандидат технических наук, доцент, кафедра логистические транспортные системы и технологии, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются современные информационные технологии, применяемые в управлении интермодальными перевозками. Интермодальная транспортировка является сложным процессом, включающим различные виды транспорта и множество участников, поэтому эффективное управление требует использования передовых ИТ-решений. Автором исследуется роль информационных систем в оптимизации маршрутов, мониторинге перемещения грузов, автоматизации документооборота и поддержке принятия управленческих решений. Приводятся примеры успешного внедрения ИТ-систем ведущими российскими компаниями, а также обсуждаются проблемы и вызовы, связанные с использованием этих технологий.
Ключевые слова: информационные системы, транспорт, контейнерные перевозки, логистика.
УДК 656.078.12
Введение.
Современные условия ведения бизнеса требуют от компаний, работающих в сфере логистики и транспорта, постоянного поиска путей повышения своей эффективности и конкурентоспособности. Одним из важнейших инструментов достижения этой цели являются информационные технологии (ИТ). В условиях глобализации экономики и роста объемов международной торговли особое значение приобретает оптимизация процессов управления интермодальными перевозками, где задействованы различные виды транспорта - железнодорожный, автомобильный, морской и воздушный [2].
Интермодальные перевозки представляют собой сложный процесс, требующий координации действий множества участников: операторов транспортных средств, экспедиторов, таможенных служб, складских комплексов и других субъектов. Эффективная организация этого процесса невозможна без использования современных информационных систем, обеспечивающих оперативную обработку большого объема данных, автоматизацию рутинных операций и поддержку принятия управленческих решений.
На сегодняшний день существует широкий спектр ИТ-решений, предназначенных для управления интермодальными перевозками. Среди них можно выделить: системы управления транспортом (Transport Management Systems, TMS), системы мониторинга и контроля за перемещением грузов (GPS/GNSS-трекеры), автоматизированные системы документооборота (EDI), а также специализированные платформы для планирования маршрутов и оптимизации загрузки транспортных средств [5].
Использование этих систем позволяет транспортным компаниям существенно повысить свою конкурентоспособность за счет сокращения временных и финансовых затрат, увеличения точности и надежности доставки грузов, а также улучшения качества обслуживания клиентов. Например, системы управления транспортом позволяют оптимизировать маршруты и расписание перевозок, минимизировать простои транспортных средств и снизить эксплуатационные расходы. Системы мониторинга обеспечивают постоянный контроль за состоянием груза и транспортного средства, что способствует предотвращению потерь и повреждений товара.
Однако, несмотря на все преимущества, существуют и определенные недостатки в применении текущих ИТ-решений. Во-первых, многие системы остаются недостаточно интегрированными друг с другом, что затрудняет обмен данными между различными участниками логистической цепи. Во-вторых, некоторые компании сталкиваются с проблемами совместимости программного обеспечения и оборудования, особенно при переходе на новые технологические платформы. Кроме того, вопросы информационной безопасности и защиты данных остаются актуальными, учитывая рост числа кибератак и утечек конфиденциальной информации.
Таким образом, исследование и анализ современных информационных транспортных технологий представляет собой важную задачу, решение которой позволит выявить перспективы и направления дальнейшего развития ИТ-инструментов в этой области. В настоящей статье мы рассмотрим существующие ИТ-решения, их функциональные возможности, а также обсудим проблемы и вызовы, связанные с их применением.
Современные информационные технологии в логистике и транспорте.
Логистика и транспортная отрасль сегодня активно внедряют современные информационные технологии для повышения эффективности управления цепями поставок, оптимизации процессов транспортировки грузов и обеспечения прозрачности всех этапов доставки. В условиях глобализации экономики и роста
объемов международной торговли использование информационных систем становится ключевым фактором успеха в организации интермодальных перевозок [3].
Информационные системы, применяемые в транспортной отрасли, можно классифицировать по видам транспорта:
1. Железнодорожный транспорт
В России для управления железнодорожным транспортом широко используются автоматизированные системы управления движением (АСУД), такие как «ГИД Урал ВНИИЖТ», «АСУ СТ», «АСОУП» и другие. Эти системы позволяют планировать маршруты движения поездов, контролировать их дислокацию в реальном времени, а также управлять загрузкой вагонного и контейнерного парков. Кроме того, внедряются системы электронного документооборота «АС ЭТРАН», обеспечивающие автоматизацию оформления транспортных накладных и других сопроводительных документов.
2. Автомобильный транспорт
В автомобильном транспорте применяются системы мониторинга и управления автопарком (например, Wialon, Omnicomm). Они обеспечивают отслеживание местоположения транспортных средств, контроль за соблюдением графика движения, расходом топлива и состоянием автомобиля. Электронные системы навигации и планирования маршрутов помогают оптимизировать транспортные потоки и минимизировать затраты на топливо.
3. Морской транспорт
Морские порты используют портальные информационные системы (PIS), которые интегрируют данные о движении судов, грузах, терминалах и складских операциях. Примером такой системы является система «Портал Морской порт» [1], разработанная в России. Она позволяет автоматически обрабатывать заявки на заход судна в порт, отслеживать его перемещение и осуществлять координацию работы причалов и складов.
4. Воздушный транспорт
Авиакомпании применяют системы управления воздушным движением (Air Traffic Management Systems, ATM) и автоматизированные системы бронирования билетов (Global Distribution System GDS). Эти системы обеспечивают безопасность полетов, планирование рейсов, управление пассажиропотоками и обработку багажа. Также используются системы электронного обмена данными (EDI) для взаимодействия с другими участниками транспортного процесса.
Так как интермодальная перевозка предполагает взаимодействие нескольких видов транспорта, важно обеспечить интеграцию информационных систем разных участников цепи поставки. Для этого используются стандарты электронного обмена данными, такие как EDIFACT и XML. В рамках международных перевозок особое внимание уделяется унификации электронных документов, таких как электронная тотранспортная накладная (eCMR), электронный коносамент (eB/L) и другие.
Взаимодействие российских и зарубежных информационных систем.
Интеграция российских информационных систем с международными стандартами и платформами имеет стратегическое значение для эффективного функционирования глобальной логистической сети. Одним из ключевых аспектов является обеспечение совместимости национальных стандартов с международными требованиями к электронному обмену данными. Российские компании активно работают над внедрением технологий блокчейн, IoT (Интернет вещей) и искусственного интеллекта для улучшения безопасности данных и ускорения обработки информации.
Например, в рамках реализации проекта «Цифровая платформа транспортных коридоров» осуществляется интеграция российской информационной инфраструктуры с аналогичными системами стран СНГ. Этот проект направлен на создание единой цифровой среды для управления транспортными потоками, включая мониторинг перемещений грузов, управление таможенными процедурами и взаимодействие с различными видами транспорта.
Перспективы развития.
В будущем ожидается дальнейшее развитие и внедрение новых технологий в сферу логистики и транспорта. Среди наиболее перспективных направлений можно выделить:
- Искусственный интеллект: Использование AI для анализа больших массивов данных, прогнозирования спроса и предложения, оптимизации маршрутов и минимизации затрат.
- Блокчейн: Применение блокчейн-технологий для обеспечения безопасности и прозрачности транзакций, а также для создания децентрализованных платформ для управления цепочками поставок.
- Автоматизация и роботизация: Внедрение беспилотных транспортных средств, дронов и роботов для выполнения рутинных задач, таких как погрузка-разгрузка и доставка товаров.
- Умные контракты: Использование смарт-контрактов для автоматического исполнения условий договоров без необходимости вмешательства третьих лиц.
Эти инновации позволят значительно повысить эффективность и надежность интермодальных перевозок, снизить издержки и улучшить качество обслуживания клиентов.
Таким образом, современные информационные технологии являются важнейшим инструментом для управления интермодальными перевозками [4], обеспечивая высокий уровень автоматизации, координации и безопасности всех участников логистического процесса.
Заключение.
В данной статье исследуется роль информационных технологий в управлении интермодальными перевозками, подчеркивается их значимость в повышении эффективности и конкурентоспособности логистических компаний. Рассматриваются ключевые ИТ-решения на рынке, которые способствуют оптимизации маршрутов, контролю за грузами и снижению издержек.
Несмотря на очевидные преимущества, автор обращает внимание на существующие проблемы, среди которых недостаточная интеграция систем, сложность в совместимости оборудования и программного обеспечения, а также риски, связанные с безопасностью данных. Тем не менее, выводы статьи подтверждают необходимость дальнейшего развития и внедрения ИТ-решений в логистику для повышения качества предоставляемых услуг и укрепления позиций компаний на рынке.
Список литературы
1. Официальный сайт Правительства Российской Федерации: [Электронный ресурс] // government URL: http://government.ru/news/44477/. (Дата обращения: 10.12.2024)
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р.
3. Искандеров Ю.М. Интеграция информационных ресурсов для управления транспортными процессами системные аспекты // Журнал Системный анализ в проектировании и управлении. Санкт-Петербург: СПб ФИЦ РАН, С. 254-260 (2021)
4. Баталова Н.В., Чеченова Л.М. Внедрение цифровых решений в систему интермодальных грузоперевозок // Журнал Бюллетень результатов научных исследований. Санкт-Петербург: СПБГУ С. 163-171 (2022)
5. Дмитриев А.В. Интермодальные технологии в логистике транспортно-экспедиторских услуг // Журнал Российское предпринимательство. Издательство «Креативная экономика», С. 787-798 (2015)