УДК 338 (08.00.05)
Д. А. Некрасов
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Исследуется роль информационных технологий в системе управлении знаниями и инновациями, рассматриваются типы технологий, обеспечивающих функциональные решения в области управления инновациями, корпоративная сетевая гетерогенная информационная система как инструмент управления инновациями.
Ключевые слова: управление инновациями, информационные технологии, информационно-поисковые системы, система поддержки принятия решений.
Информационные технологии играют важную роль в успешном управлении инновациями. Их реализация, как правило, осуществляется в виде сетевых многофункциональных информационных систем, состоящих из настраиваемых модулей, в которых используются различные подходы к хранению данных, сетевому общению и методам передачи информационных ресурсов.
При разработке инструментов информационного управления инновациями организации необходимо исходить из возможности использования и трансформирования информационных технологий для управления знаниями и инновациями. При построении корпоративной системы управления инновациями можно выделить две большие группы: информационные технологии, которые относятся ко всей информационной системе в целом (системные), и информационные технологии реализации каждого из модулей (модульные).
Среди системных выделяют четыре типа технологий, обеспечивающих функциональные решения в области управления инновациями [1]:
- семантические,
- совместной работы,
- визуализации,
- масштабирования.
Семантические технологии - это инструменты совмещения терминологии пользователей и терминологии информационной системы, а также организация их взаимосвязи. В данном случае семантическая функциональность использует такие технологии, как: извлечение данных, категоризация, кластеризация, извлечение данных, лингвистического анализа и построения семантических сетей, обеспечивающие должный уровень релевантности между запросами пользователей и получаемой информацией. Данные технологии могут быть реализованы как простыми способами, например посредством выборки только документов (информационных ресурсов), содержащих определенный термин, так и более сложные, как, например, использование семантического анализа для трансформации запроса пользователя и алгоритма ТБ-ГОБ для ограничения результирующей выборки
[2], что позволяет добиться более высокого уровня точности результатов.
Технологии совместной работы позволяют сотрудникам организации осуществлять совместную деятельность, направленную на отбор инноваций и организацию коммуникации с носителями инноваций или экспертами. В данную категорию можно отнести средства объединения пользователей в активные рабочие группы, сообщества (такие средства часто называют Groupware), средства идентификации экспертов, организации фильтрации, выборки на основе результатов совместной работы. Технологии могут быть как внутренними, т. е. обеспечивать доступ к данным и информации собственных инноваций, так и внешними, т. е. обеспечивающими доступ к корпоративным инновациям, внешним контрагентам, таким как сети, сообщества, эксперты, носители.
Технологии визуализации несут в себе функциональность обеспечения навигации и способы быстрого извлечения информации в среде управления инновациями. Данные технологии используются для поддержки анализа содержимого инноваций. Примером такой технологии навигации представляется применение карт инноваций для независимой от нахождения и первоисточника ориентации в информационных ресурсах.
Технологии масштабирования предназначены для решения вопросов, связанных с гетерогенностью, с точки зрения разнообразия, типов хранения и предоставления информации для обеспечения их доступности пользователям. В качестве примеров таких типов хранения можно привести: реляционные БД, документарные БД, объектные БД, звуковые и видеоинформационные ресурсы. Следует обратить внимание, что сотрудники как пользователи таких технологий не должны задумываться о физическом местоположении данных, которые могут располагаться как в пределах организации (или ее части), так и во внешнем мире на «удаленных» источниках.
Управление инновациями, по нашему мнению, должно базироваться на трех типах управления: трансферном, алгоритмическом и креативном
управлении. Трансферное предназначено для управления различными формами передачи инноваций и обучения им. Алгоритмическое управление предполагает управление инновационными процессами, которые носят алгоритмический характер. К таким процессам можно отнести поиск новых источников инноваций, включая сотрудников и внешних контрагентов, обладающих нужными сведениями о новшествах. Креативное управление, в свою очередь, предполагает работу со слабо формализуемыми знаниями о процессах, которые включают в себя создание и совершенствование инноваций.
Рассмотрим возможности применения существующих информационных технологий для каждого из приведенных выше типов управления - модульные технологии.
Как уже говорилось выше, трансферное управление инновациями заключается в управлении различными формами передачи инноваций и обучения им; таким образом, для реализации данного типа управления необходимо использовать информационные технологии, позволяющие представлять информацию, структурировать ее, поддерживать процессы обучения и самообучения сотрудников корпорации.
Участниками процесса передачи информации об инновациях выступают отдельные сотрудники корпорации, внутрикорпоративные сообщества или рабочие группы, профессиональные сообщества, бизнес-партнеры. И, чтобы процесс передачи происходил, необходимо собрать всех этих участников в едином пространстве, а при использовании информационных технологий - в едином виртуальном пространстве, которое бы обеспечивало их возможностями общения, обмена, обсуждения, обучения. Среди современных информационных технологий наиболее развитой и распространенной в современном мире является «социальная сеть».
Социальная сеть организации позволяет значительным образом повысить эффективность командной работы. Каждый сотрудник является пользователем социальной сети и имеет свое персональное пространство. Внутрикорпоративные сообщества формируются как некие рабочие группы, которые определяют содержание социальной сети и, соответственно, ее качество. Хотелось бы отметить, что такого рода объединения необходимы для трансферного управления инновациями в связи с тем, что в рабочих группах происходят коллективные тематические обсуждения, диспуты, при которых происходит процесс передачи и обучения, а результаты их обязательным образом записываются и могут быть изучены другими сотрудниками.
В социальной сеть организации должна присутствовать своя система классификации, на основе ко-
торой описываться создаваемые в ней сообщества. Таким образом, происходит формирование групп сотрудников для работы над определенными проектами. Обязательным является наличие механизмов аутентификации и авторизации, несмотря на внутреннюю публичность социальной сети организации, а для внешних контрагентов (профессиональные сообщества, бизнес-партнеры) доступ в социальную сеть корпорации должен быть ограничен.
При организации трансфера инноваций большое значение имеет постоянное обновление информации о какой-либо инновации с целью ее детализации, описания новых способов применения и разрешения сложных или спорных вопросов при ее внедрении. Для реализации этих задач необходимо использование таких информационных технологий, как «блог» и «персональный сайт».
Персональный сайт в большой степени является статичной формой представления информации, которая позволяет структурировать инновационные знания в произвольной форме и зафиксировать их.
Система блогов [3] позволяет объединять данные об инновациях многих людей в тех или иных сферах деятельности организации, получая на выходе качественную и проработанную информацию, которая формируется не только регулярными публикациями автора или авторов, но и их публичными обсуждениями. Кроме того, блоги сотрудников, как и социальная сеть, улучшают коммуникацию как между сотрудниками организации, так и между бизнес-партнерами и сотрудниками и организацией в целом.
Следующей информационной технологией, предназначенной для передачи знаний об инновациях и самообучении, по нашему мнению, является технология «wiki», которая предназначена для совместного создания контента и его редактирования. При этом Wiki-система обязательным образом регистрирует все изменения, что обеспечивает вер-сионность и предоставляет возможность просмотра более старых версий изложения контента. В контексте системы управления инновация системы Wiki рассматривается в качестве средства для хранения, обновления и использования материалов об инновациях. Технология Wiki позволяет не только создавать новые страницы, устанавливать ссылки между страницами, но и автоматически расставлять по тексту документа гипертекстовые ссылки на термины или ключевые слова, даже в том случае, когда описание термина еще не внесено в данную систему.
Таким образом, модуль трансферного управления инновациями должен обеспечивать функционирование социальной сети компании, системы блогов сотрудников и их персональных сайтов, а также единую wiki-систему.
Следующим типом управления инновациями является алгоритмическое, которое базируется на методах поиска источников инноваций и самих инноваций, а также выявления знаний о них.
Одним из способов решения задачи поиска является применение информационно-поисковых систем, которые обеспечивают поиск и фильтрацию необходимых инноваций в специальной базе, в сети Интернет с описаниями источников информации на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска [4]. Информационнопоисковые системы должны осуществлять поиск релевантной информации, т. е. соответствующей информационным потребностям пользователя.
Можно разделить все поисковые системы на локальные, осуществляющие поиск в пределах отдельного информационного ресурса, сервера и глобальные информационно-поисковые системы, которые позволяют осуществлять поиск по всему информационному пространству сети Интернет.
Инструменты, используемые для организации поиска в информационно-поисковых системах, можно разбить на следующие группы:
- поисковые машины, индексирующие подавляющее большинство web-страниц Интернета. Их главным достоинством является то, что они позволяют найти большое число информации. Однако это приводит к тому что возникает необходимость обработки значительного объема информации, что требует большого количества времени. Более того, существенный объем извлеченной информации может оказаться не соответствующим целям управления инновациями;
- мета-средства поиска за счет использования терминов и наборов ключевых слов позволяют усовершенствовать выполнение поискового процесса путем передачи специальных аргументов нескольким поисковым системам, однако такие средства не позволяют использовать функционал языков запросов каждой из применяемых поисковых систем;
- специализированные программы, или «роботы», в автоматическом режиме просматривают страницы сети Интернет и выявляют на них нужную информацию;
- каталоги, которые по аналогии с поисковыми машинами осуществляют поиск необходимой информации, но на основе упорядоченной иерархической структуры информационных ресурсов, внесенных пользователями. В данном случае объем полезной информации является ранжированным и ограниченным благодаря организации иерархической структуры; так, поиск инноваций в сфере строительства может быть ограничен только информационными ресурсами, которые относятся к элементам каталога, связанного со строительством.
Вторым способом поиска и выявления инноваций является организация опросов, а также интервьюирование, анкетирование. С точки зрения информационных технологий все эти способы можно условно свести к информационным системам организации опросов, суть которых является достаточно понятной. Опросные информационные системы необходимо классифицировать в зависимости от опросной аудитории [5]. Их можно рассматривать как информационные системы внутреннего опроса (работников) и информационные системы внешнего опроса (бизнес-партнеров, представителей различных сообществ, экспертов, сотрудников других организаций и т. д.).
Информационные системы проведения внутренних опросов предоставляют руководителю полную информацию о предыдущих и текущих результатах аттестации сотрудников и опросах, об ответах на значимые, с точки зрения поиска инноваций, вопросы, имеют средства визуализации результатов, причем как самих опросов, так и аттестации.
Информационные системы внешних опросов могут быть двух типов: интернет-системы и терминальные системы.
Эффективность опросов в Интернете объясняется тем, что он максимально «сближает» анкетируемого и интервьюера. Благодаря сети Интернет сокращается время, затрачиваемое на прохождение анкеты «интервьюер - анкетируемый - анкета -ввод информации в базу данных - анализ анкеты -представление результатов».
Одним из самых сложных вопросов при организации опроса в сети Интернет является задача определения выборки, т. е. выбор аудитории контакта, на которой будет исследование [6].
Существуют различные способы организации опроса: размещение анкеты на сайтах, посещаемых контактной аудиторией, посредством электронной рассылки, блогах, социальных сетях, предоставлением доступа к опроснику на интернет-сайте организации посредством предложений заполнить анкету в конференциях, участием в телеконференциях, причем в телеконференции вместе с ключевыми вопросами можно поместить ссылку на полную анкету, расположенную на интернет-сайте организации.
Терминал для сбора данных о мнениях потребителей или для организации опросов состоит из страницы предъявления вопросов и содержащей кнопки для ответа на поставленные вопросы. Простота терминальной конструкции позволяет потребителю интуитивно понять способ взаимодействия с терминалом и акцентироваться на смысле вопроса, а не на том, каким образом он может на этот вопрос ответить. Терминал является внешним устройством ввода-вывода для компьютера, который
обеспечивает автоматический сбор статистики ответов на вопросы анкеты.
Задача выявления инноваций или знаний о них, входящая в алгоритмический тип управления инновациями, должна решаться двумя способами: первый - это самостоятельное описание сотрудником собственного опыта применения и внедрения инновации, второй - при активном управлении специальным сотрудником. Поддержка обоих способов должна быть реализована посредством информационных систем выявления знаний, реализация которых, к сожалению, на современном этапе развития достаточно индивидуальна, и их описание выходит за рамки данной статьи.
Таким образом, модуль алгоритмического управления должен предоставлять возможности использования таких систем, как информационнопоисковые системы, информационные системы организации опросов и информационные системы выявления знаний.
Третьим типом управления инновациями является креативное управление, которое направлено на работу со знаниями об инновациях в неявной форме, а также на создание и совершенствование инноваций, которое реализуется посредством методов генерации и принятия решений.
В первую очередь информационные технологии должны обеспечить сотрудников, участвующих в процессе генерации инноваций средствами коллективного общения. Для этих целей необходимо использовать «Groupware» - средства совместной работы. Во-первых, они обеспечивают переход знаний об инновациях из неявных в явные (происходит фиксация в информационной среде). Во-вторых, происходит организация специального виртуального пространства для взаимодействия рабочих групп пользователей и проектных команд. В рамках совместной работы пользователей применяются, как правило, такие средства, как работа группы пользователей с электронной почтой, организация встреч на основе совместного календаря, ведение списка задач рабочей группы, отправка мгновенных сообщений, управление личным профилем, хранение и управление документов в различных форматах, включая фотографии, организация рабочих групп, организация совместного доступа, формирование виртуального пространства рабочей группы.
Во вторую очередь информационные технологии должны обеспечить сотрудникам возможности совместного принятия решения, оценки результатов и объяснения хода решения. Для этих целей должны быть использованы системы поддержки принятия решений и экспертные системы.
Так, системы поддержки принятия решений (СППР) позволяют лицам, принимающим решения, воспользоваться данными и знаниями объек-
тивного и субъективного характера для решения слабо формализуемых проблем [7]. Обязательным условием для использования СППР является наличие трех первичных модулей: модуля управления, модуля управления данными для сбора и ручной обработки данных и модуля управления диалогом для облегчения работы пользователей к СППР.
Взаимодействие пользователей с СППР происходит посредством пользовательского интерфейса, в которой выбирается частная модель и набор данных, которые нужно использовать, а затем СППР представляет результаты пользователю через тот же самый пользовательский интерфейс. Модели управления данными действуют в основном незаметно и варьируются от простой модели до сложной, комплексной модели планирования, основанной на математическом программировании. При этом составной частью СППР являются системы экспертных оценок, на основе которых новые или усовершенствованные инновации могут быть оценены как самой группой разработчиков, так и внешними экспертами.
В свою очередь экспертные системы в системе управления инновациями ориентированы на выявление опыта или уже созданного непротиворечивого результата высококвалифицированных специалистов в четко ограниченной предметной области с возможностью объяснения хода и результата уже существующего решения понятным для пользователя способом и пополнением базы знаний, наращиванием системы.
Таким образом, модуль креативного управления содержит средства организации совместной работы сотрудников, экспертные системы, системы поддержки принятия решений.
Приведенные выше рекомендации по использованию информационных технологий для построения системы управления инновациями представлены в таблице.
Рекомендации по использованию информационных технологий для разных типов управления иннова-
циями
Трансферное управление Социальная сеть
Персональные сайты
Блоги
Шікі-система
Алгоритмическое управление Информационно-поисковые системы
Системы организации опросов
Информационные системы выявления знаний
Креативное управление Технологии совместной работы
Экспертные системы
Системы поддержки принятия решения
Рассмотренные выше информационные техно- формационной системы управления инновациями
логии должны быть использованы при построении реализуют определенный тип управления иннова-
корпоративной сетевой гетерогенной информаци- циями и обеспечивают его функционирование [8].
онной системы, основу которой составляют соот- В заключение хочется добавить, что кроме приветствующие модули трансферного, алгоритмиче- веденных выше модулей корпоративная система
ского, креативного управления инновациями, объе- управления знаниями включает в себя базу знаний
диненные корпоративным порталом в единую ин- для аккумуляции знаний и корпоративный портал
формационно-коммуникационную информацион- как точку персонифицированного доступа ко всей
ную среду. Каждый из модулей корпоративной ин- корпоративной информационной системе.
Список литературы
1. Вагин С. Г. Современные доминанты инновационно-технологического развития // Изв. Ин-та систем управления Самарского гос. экон. ун-та. 2010. № 1. С. 154-160.
2. Using TF-IDF to determine word relevance in document queries // The First Instructional Conference on Machine Learning (iCML-2003). December 3-8, 2003. Piscataway, NJ USA.
3. Ефимов Е. Г., Небыков И. А. Блоги как вид социальных сетей (гендерные аспекты) // Изв. Волгоградского гос. техн. ун-та. 2012. Т. 3, № 10. C. 27-30.
4. Manning K., Raghavan P., Schutze H. Introduction to Information Retrieval. Cambridge University Press, 2008. 254 p.
5. Тихомиров В. П., Хорошилов А. В. Введение в информационный выбор. М.: Финансы и статистика, 2009. 132 c.
6. Титоренко Г. А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: ЮНИТИ, 2008. 76 c.
7. Jackson P. Introduction to Expert Systems. 3rd ed. Harlow, England: Addison-Wesley, 2000. 98 p.
8. Окрепилов В. В. «Сколково»: широкие возможности, большие перспективы // Журнал об инновационной деятельности «Инновации». 2011. № 6 (152). С. 3-8.
Некрасов Д. А., соискатель.
Самарский государственный экономический университет.
Ул. Советской Армии, 141, Самара, Россия, 443090.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 03.08.2013.
D. A. Nekrasov
INFORMATION TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT OF ORGANIZATION’S INNOVATIONS
In the article the author investigates the role of information technologies in the system management of knowledge and innovations, considers types of the technologies providing functional decisions in the field of management of innovations, corporate network heterogeneous information system as the instrument of management of innovations.
Key words: management of innovations, information technologies, information retrieval systems, system of support of decision-making.
References
1. Vagin S. G. Modern dominants of innovation and technological development. Proceedings of the Institute of Management Systems of Samara State University of Economics, 2010, no. 1, pp. 154-160 (in Russian).
2. Using TF-IDF to determine word relevance in document queries. The First Instructional Conference on Machine Learning (iCML-2003). December 3-8, 2003. Piscataway, NJ USA.
3. Efimov E. G., Nebykov I. A. Blogs as a form of social networking (gender aspects). Proceedings of the Volgograd State Technical University, 2012, vol. 3, no 10, pp. 27-30 (in Russian).
4. Manning K., Raghavan P., Schutze H. Introduction to Information Retrieval. Cambridge University Press, 2008. 254 p.
5. Tikhomirov V. P., Khoroshilov A. V. Introduction to information choice. Moscow, Finance and Statistics Publ., 2009. 132 p. (in Russian).
6. Titorenko G. A. Automated information technology in the economy. Moscow, UNITY Publ., 2008. 76 p. (in Russian).
7. Jackson P. Introduction to Expert Systems. 3rd ed. Harlow, England: Addison-Wesley, 2000. 98 p.
8. Okrepilov V. V. “Skolkovo”: opportunities, great perspectives. Journal of innovation “Innovation’’, 2011, no. 6 (152), pp. 3-8 (in Russian).
Samara State University of Economics.
Ul. Sovetskoy Armii, 141, Samara, Russia, 443001. E-mail: [email protected]