ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© Кунгурцева В.С.1
Самарский государственный социально-педагогический университет,
г. Самара
В статье рассматриваются возможности повышения эффективности обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий. Выделены основные тенденции, характеризующие современное образовательное пространство, а также классифицированы подходы к определению термина «информационные технологии».
Ключевые слова: информационные технологии, образовательное пространство, средства информационных и коммуникационных технологий.
Информатизация общества и необходимость интеграции российского информационного и образовательного пространства в общемировое, актуализирует процесс трансформации методов и подходов к обучению квалифицированных специалистов. Основной потенциал такого процесса трансформации связан, в первую очередь, с активизацией использования информационных технологий в современном образовательном пространстве, а также освоением новейших технологий взаимодействия преподавателя с учениками в системах открытого и дистанционного обучения.
Таким образом, профессиональная деятельность современного преподавателя дополняется важной компетенцией, связанной с эффективным применением средств информационных технологий в процессе обучения.
Однако прежде чем рассмотреть классификацию средств информационных технологий, было бы логично изучить этимология понятия «информационные технологии» в связи с проблемой отсутствия единого утвержденного определения данного термина.
Прежде всего, важно отметить, что наиболее известные трактовки термина «технология» можно условно разделить на три основные классификации:
1. Технология как совокупность методов и способов преобразования свойств объекта.
2. Технология как процесс последовательного и направленного изменения свойств определенного объекта.
1 Ассистент кафедры Информационно-коммуникационных технологий в образовании, кандидат экономических наук.
3. Технология как научное и прикладное знание, представленное в формализованном виде (например, в форме чертежей, планов, схем, рисунков и таблиц).
Анализ научной литературы ряда зарубежных и отечественных авторов позволил сформировать таблицу, содержащую наиболее распространенные определения термина «информационные технологии». Данная авторская таблица не претендует на комплексное перечисление всех научных определений рассматриваемого термина, однако она позволяет провести классификацию подходов к определению рассматриваемого термина на основе анализа научных работ некоторых отечественных и зарубежных специалистов.
Таблица 1
Анализ научных определений термина «информационные технологии»
Классификационный признак Определение понятия «информационные технологии» Автор
Процесс ИТ - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Безручко В.Т.
Последовательность операций ИТ - это системно-организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации. Рагулин П.Г.
Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств ИТ - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности. Трофимов В.В.
Комплекс методов, объединенных в технологическую цепочку Информационная технология - комплекс методов, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Бекман И.Н.
Совокупность знаний об организации процесса трансформации объекта ИТ - совокупность знаний об организации процесса создания или изменения информационных объектов в специально созданных условиях, включающих знания о структуре и возможных характеристиках информационных объектов, необходимых средствах и возможных методов достижения желаемых характеристик таких объектов. Минькович Т.В.
Комплекс взаимосвязанных научных дисциплин Информационные технологии - комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. ЮНЕСКО
44
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Из анализа вышеприведенных определений можно заключить, что термин «информационные технологии» целесообразно рассматривать в широком смысле слова как:
- Комплекс взаимосвязанных научных, технологических и инженерных дисциплин;
- Область научных и прикладных знаний об организации процесса создания или изменения информационного объекта.
В более узком смысле термин «информационные технологии» можно рассматривать в качестве:
- Системно-организованной последовательность операций,
- выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации.
- Совокупности методов, производственных процессов и программно-технических средств.
- Процесса, использующего совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных.
По нашему мнению, информационные технологии в контексте современного образовательного процесса целесообразно рассматривать в качестве совокупности методов, производственных процессов и программно-технических средств, предназначенных для снижения трудоемкости образовательного процесса и повышения качества обработки и передачи информации от преподавателя к учащемуся.
При этом, использование современных информационных и коммуникационных технологий позволяет повысить качество подготовки квалифицированных специалистов на основании следующих составляющих, характерных для современного образовательного процесса:
1. Обеспечения доступа к актуальной информации.
Данное направление имеет особую актуальность в виду быстрого устаревания информации и необходимости постоянного обновления имеющихся данных.
2. Реализация полноформатного взаимодействия слушателей в системе дистанционного обучения.
Полноформатное взаимодействие осуществляется благодаря использованию современного мультимедийного оборудования, позволяющего каждому участнику взаимодействия принимать активное участие в процессе обучения.
3. Инициация совместной активности участников образовательного пространства.
Реализация многих видов совместной деятельности становится возможной ввиду сетевых технологий и использования ряда универсальных офисных прикладных программ, таких как текстовые процессоры с функциями сетевого online взаимодействия, графические редакторы, ряд программ для подготовки презентаций и пр.
Таким образом, инициация использования информационных технологий в учебной деятельности, а также интеграция моделей информационных технологий в научную деятельность, позволяет эффективно решать проблему повышения качества усвоения нового знания и его дальнейшего использования в контексте профессиональной деятельности молодых специалистов вне зависимости от сферы их деятельности.
Список литературы:
1. Венделева М.А. Информационные технологии управления: [учебное пособие для бакалавров по специальности «Менеджмент организации»] / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2011. - 462 с.
2. Корнева Г.В. Информационные технологии в управлении [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. - 2011. - № 4 (9). - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-upravlenii (дата обращения: 22.04.2016).
3. Минькович Т.В. Информационные технологии: понятийно-терминологический аспект [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество. - 2012. - № 2. - Режим доступа: http://cyberlemnka.ш/artide/n/in-formatsionnye-tehnologii-ponyatiyno-terminologicheskiy-aspekt (дата обращения: 08.07.2016).
4. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева.
5. Рагулин П.Г. Информационные технологии. Электронный учебник. -Владивосток: ТИДОТ Дальневосточного ун-та, 2004. - 208 с.
6. Титоренко Г.А. Информационные системы и технологии управления / Под ред. Г.А. Титоренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 591 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО КАЛЬКУЛЯТОРА DESMOS ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ
© Преснякова Ю.С.1
Балашовский институт (филиал)
Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, г. Балашов
В статье рассмотрено использование графического калькулятора Desmos при решении уравнений с параметрами. Проанализирована
1 Студент 3 курса факультета математики, экономики и информатики.