КАДРЫ
Информационные технологии в системном подходе профессиональной подготовки кадров
Е.В. ФОМИНА,
руководитель группы повышения квалификации специалистов и подготовки резерва ФГУП «Адмиралтейские верфи»
На базе ФГУП «Адмиралтейские верфи» при поддержке Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга создана эффективная система профессиональной подготовки кадров. Наработанный здесь опыт представляет несомненный интерес для широкого круга предприятий и компаний Транспортного комплекса России.
Одним из приоритетных направлений российской национальной промышленности является судостроение. Между тем, в настоящее время предприятия отрасли сталкиваются с рядом острейших проблем. Для успешного решения этих проблем необходимо, в частности, наладить систему подготовки и обучения кадров в новых социально-экономических условиях. Особенно болезненно на конкурентоспособности судостроительных предприятий РФ сказываются следующие факторы:
• реальные ограничения численности и качества персонала на российском рынке трудовых ресурсов в промышленной сфере;
• естественное старение и текучесть кадров;
• насущная необходимость использовать новые технологии, требующие иного уровня квалификации персонала предприятия.
Хотелось бы также отметить, что увеличение оплаты труда персонала не всегда приводит к повышению эффек-
тивности и конкурентоспособности предприятий в развернувшейся на рынке труда борьбе за трудовые ресурсы.
Сегодня для любой организации залогом длительного, стабильного и эффективного существования на рынке становится приобретение и формирование конкурентоспособного персонала. Только единичными мерами, без стратегии и системного подхода, сложившуюся ситуацию кардинально улучшить невозможно.
Два года назад на ФГУП «Адмиралтейские верфи», при поддержке Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга, начато создание целостной системы профессиональной подготовки кадров, включающей в себя непрерывную цепочку: школа — ПУ — колледж — вуз — предприятие (рис. 1).
При этом учитывался опыт предприятий Санкт-Петербурга, эффективно использующих систему набора рабочих через базовые профессиональные учебные заведения. Однако социологические и социально-психологические исследования свидетель-
ствовали: учащиеся начальных и средних учебных заведений не ориентированы на получаемую профессию, выпускники плохо закрепляются на предприятиях, а эффективные системы, которые бы позволяли повышать авторитет и улучшать имидж предприятия в глазах потенциальных работников, отсутствуют.
Острота проблемы и подвигла специалистов ГУП «Адмиралтейские верфи» и Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции на создание совместного проекта «Карьера». Этот проект уже третий год успешно реализуется на базе ПУ-25, а с нынешнего учебного года программа начала внедряться также в ПУ-116.
Проект «Карьера» представляет собой комплексное психологическое
Рис. 1. Система подготовки и повышения квалификации персонала Условные обозначения на схеме:
ЦППРК — Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации Санкт-Петербурга.
ИМТиТ — Институт морской техники и технологий.
1 — Профориентация
2 — Поступление в ПУ
3 — Организация довузовской подготовки (подготовительные курсы)
4 — Поступление в вуз
5 — Проект «Карьера»
6 — Организация производственного обучения, практик, стажировок,
дипломного проектирования
7 — Устройство на работу
8 — «Школа резерва»
9 — Повышение квалификации и переподготовка специалистов
10 — Получение первого (второго) высшего образования, аспирантура
11 — Разработка научно-методического обеспечения
КАДРЫ •
сопровождение учащихся в рамках образовательного процесса, а также молодых рабочих, поступивших на предприятие, с целью формирования и развития личностных качеств каждого, благоприятствующих трудоустройству и карьерному росту по профилю обучения. Проект направлен также на профилактику и коррекцию учебных и личностных проблем учащихся.
За минувшие 2 года проект доказал свою жизнеспособность. Его реализация способствовала формированию психологически здоровой личности, ориентированной на осознанный жизненный выбор и социальную активность. Комплексный подход к профессиональной подготовке позволяет отслеживать и предупреждать возможные трудности на ранних этапах профессионального развития и позволяет в перспективе повышать эффективность трудовой деятельности на предприятии.
В текущем году перед участниками проекта поставлены не менее важные задачи:
• создать компьютерные системы, позволяющие хранить, обрабатывать и анализировать данные об учащихся, а также обмениваться данными с существующими на «Адмиралтейских верфях» информационными системами;
• исследовать, как протекает адаптация молодых рабочих на предприятии.
ФГУП «Адмиралтейские верфи», как и другие предприятия города, сталкивается с проблемой текучести кадров. Отдельные выпускники профессионального училища, поступив на завод и проработав некоторое время, покидают его.
Согласно экспертной оценке консультантов компании Ecopsy Consulting, средняя продолжительность адаптационного периода нового сотрудника составляет от 3 до 12 месяцев. При этом около 80% увольняющихся сотрудников принимают решение об увольнении в первый же день работы на новом месте.
Таким образом, закрепление молодых рабочих, выпускников ПУ становится для нашего предприятия одной из приоритетных задач. С нынешнего года целевая программа повышения квалификации старших мастеров и начальников участков на «Адмиралтейских верфях» включает в себя дисциплину «Адаптация молодых рабочих на предприятии».
Большое значение уделяется также уровню подготовленности абитуриентов, поступающих на факультет целевой и контрактной подготовки СПбГМТУ. В этом учебном году по-новому организована работа подготовительных кур-
сов для будущих абитуриентов: вместе с предоставлением дополнительных знаний по общеобразовательным дисциплинам, вводится психологическое сопровождение учащихся. Одним из элементов такого сопровождения стали тренинги, позволяющие обрести уверенность в себе для успешной сдачи вступительных экзаменов.
Создание Института морской техники и технологий, наряду с целенаправленной деятельностью Учебного центра ФГУП «Адмиралтейские верфи», позволяет вести речь о рождении корпоративного университета, то есть системы внутрифирменного развития персонала, неразрывно связанной со стратегическим развитием самой организации. Корпоративный университет не только дает системные знания в предметной области, развивает деловые качества сотрудника, но и погружает обучающихся в корпоративную культуру.
Непременным условием развития современного крупного предприятия является своевременное повышение квалификации и обучение персонала: это один из основных ресурсов предприятия, повышающих его конкурентоспособность. Вот почему ФГУП «Адмиралтейские верфи» приняло целый ряд программ, дающих возможность осуществлять корпоративную подготовку кадров (в том числе — и менеджеров) на основе современных и эффективных технологий обучения.
Повышая профессиональный уровень своих специалистов, «Адмиралтейские верфи» используют как традиционную технологию обучения face-to-face, так и сетевое дистанционное обучение.
Чтобы эффективно управлять непрерывным процессом подготовки кадров на основе новых знаний, создается корпоративная система дистанционного обучения (КСДО) предприятия. Она позволяет создавать и публиковать учебные материалы, упражнения и тесты, внедрить единую систему контроля компетентности сотрудников, автоматизировать входное тестирование, проводить обучение и тренинги, обеспечить быструю адаптацию обучаемых, удаленно сертифицировать клиентов и партнеров.
С октября 2005 года на «Адмиралтейских верфях» начали обучаться две группы слушателей по целевой программе повышения квалификации старших мастеров и начальников участков. Это уже третий цикл повышения квали-
фикации мастеров, которые являются организаторами производства при строительстве заказов. Кроме того, намечается обучение двух групп слушателей по целевой программе повышения квалификации персонала предприятия, включенного в резерв на должности начальника и заместителя начальника цеха. Также обучаются преподаватели, другие работники предприятия.
С текущего учебного года обучение проводится по специально разработанным программам, адаптированным к потребностям «Адмиралтейских верфей». Главный акцент новых учебных программ (экономика, финансовый и общий менеджмент, управление персоналом) направлен на практические аспекты управленческой деятельности. Занятия проводятся как специалистами предприятия, так и преподавателями СПбГМТУ и других ведущих вузов Санкт-Петербурга.
Помимо всего названного, на предприятии продолжается реализация российско-финского проекта подготовки менеджеров. Программа учитывает как международный опыт, так и российскую специфику. К настоящему моменту проведен обучающий курс делового английского языка, вводный курс по первому модулю «Логистика и бизнес-процессы предприятия» «ИКТ и менеджмент», а также по второму модулю «Стратегический менеджмент». В ходе подготовки вводного курса подготовлены и разработаны соответствующие учебные материалы и презентации. Завершающим этапом проекта явится стажировка на финской верфи Акег Jards.
Все вышеназванное является фундаментом созданной на ФГУП «Адмиралтейские верфи» многоплановой системы подготовки и повышения квалификации кадров, в основе которой лежит разумное сочетание как традиционных, так и наиболее современных образовательных технологий. Современный подход базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий.