УДК 378.147
А.А. Шутов
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ «СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ»
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
В работе рассматривается опыт разработки и чтения учебной дисциплины «Разумный город -информационная инфраструктура и управление»с использованием смешанного подхода к обучению. На основе методики организации курса и соответствующего технической базы разработаны концептуальные основы решения проблем, возникающих при использовании смешанного типа обучения. Представлена схема распределения нагрузки между студентами, и итоги дисциплины.
Ключевые слова: смешанное обучение, дистанционное обучение, Разумный город, Разумная планета, модель обучения.
В настоящее время в связи с развитием информационных технологий происходит сближение между традиционным подходом к обучению (очные занятия) и дистанционным. Новый подход получил название «смешанное обучение». Данный подход объединяет преимущества традиционного и дистанционного видов обучения.
Данные из разных стран подтверждают все большее распространение смешанного обучения в сфере высшего образования. Например, в отчете Gartner [1] представлены результаты исследований и показано, что процент, как дистанционных, так и смешанных курсов растет. Сообщается, что 55% всех курсов являются либо дистанционными, либо смешанными. Исследования, проведенные в Великобритании, говорят о том, что 96% из 164 обследованных колледжей и университетов используют смешанные курсы, а также применяют Виртуальные среды обучения [2]. Смешанное обучение также широко распространено в Азии, например в исследовании [3] приведена информация об опыте использования смешанного обучения в Пекинском университете. НИУ ВШЭ [4] является одним из ведущих университетов страны и придает большую важность использованию современных технологий в процессе обучения. Любой новый курс, внедряемый в университете, должен соответствовать определенным правилам, максимально использовать современные подходы к обучению, и, в первую очередь, учебные курсы должны отвечать потребностям общества и государства для обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. НИУ ВШЭ включает в свой состав несколько кампусов, объединенных единой политикой в плане обучения и разработки учебных программ. Автор разрабатывал курс для НИУ ВШЭ - Нижний Новгород [5]. Кампус в Нижнем Новгороде плодотворно сотрудничает с городской администрацией:
• студенты проходят стажировки в городской и областной администрациях,
• студенты принимают участие в ИТ-проектах для городской администрации,
• выпускники НИУ ВШЭ работают в городской и областной администрациях.
Для управления современным городом специалистам требуются не только управленческие компетенции, но и новые знания, интегрирующие информационные технологии и современные методы управления. Это связано с тем, что информационные технологии проникают на все уровни управления, начиная от использования различных систем учета и мониторинга в диспетчерских службах, заканчивая ситуационными центрами и системами принятия решений на верхнем уровне управления. Поэтому будущие молодые специалисты в области управления должны изучать возможные ИТ-решения для управления процессами на примерах городского хозяйства
Таким образом, одним из направлений НИУ ВШЭ является подготовка специалистов, владеющих как управленческими компетенциями, так и техническими. В рамках данного направления разрабатывался курс «Разумный Город - информационная инфраструктура и управление», предназначенный для изучения основ технологий, применяемых для создания-Разумных городов [6].
В настоящей работе рассматривается проблематика использования смешанных курсов при обучении студентов на примере разработки и проведения нового учебного курса «Разумный город - информационная инфраструктура и управление». Теоретическая часть включает описание и анализ преимуществ и недостатков как традиционного, так и смешанного подходов с целью выявить способы снижения влияния слабых сторон смешанного подхода на результат обучения, например, таких как применение командной работы, использование лабораторных ресурсов для обеспечения виртуальной среды, регулярные семинары по результатам работы и др. Существует много различных определений смешанного обучения. Часть авторов описывает смешанное обучение как сочетание очных лекций, лабораторных занятий, самостоятельного обучения, дистанционных занятий [7,8]. Другие авторы полагают, что определение не должно быть таким общим, включая в понятие смешанного обучения только очное и онлайн обучение [9-12]. Одни и те же исследователи могут в течение времени модифицировать определение [11,13,14]. В данной работе предполагается, что смешанное обучение соответствует следующему определению: Смешанное обучение - это формальные учебные программы, в рамках которых студенты частично обучаются в онлайн режиме с определенными элементами контроля сроков, темпа и хода обучения; частично же обучение происходит очно, вне дома обучающихся. При таком обучении используются разные модальности, чтобы обеспечить в итоге интегрированный учебный опыт [13,15].
У очного и онлайн подходов к обучению существуют как слабые, так и сильные стороны. Поэтому, при разработке смешанного курса необходимо стараться взять лучшее от каждого из подходов и минимизировать влияние слабых сторон. В табл. 1 приведены ключевые сильные стороны и ограничения очного и онлайн обучений [15].
Таблица 1. Сравнение очного и онлайн подходов к обучению
Модель обучения Сильные стороны Ограничения
Онлайн-обучение Асинхронные обсуждения (форумы и т.д.) увеличение времени на реакцию помогает для обучения студентов- интровертов позволяет работать в собственном ритме требуется самодисциплина со стороны учащихся значительная дополнительная нагрузка на преподавателей
Синхронные обсуждения (чаты,аудиокон-ференции, видеоконференции) обеспечивает взаимодействие в реальном времени позволяет принимать участие, необязательно находясь в аудитории трудности в получении ответа на свой вопрос, в связи с большим количеством участников и вопросов в чатах/конференциях
Он-лайн доставка информации (например, текст, видео, аудио, анимация) позволяет учащимся изучать материалы в собственном темпе содержание материалов легко воспроизводится и распространяется среди всех участников возможны перебои с доставкой в связи с занятостью или недоступностью каналов дополнительная нагрузка на преподавателей для подготовки онлайн ресурсов
Окончание табл. 1
Офф-лайн Очные встречи, обеспечивает взаимодейст- ограниченные возможно-
обучение обсуждения вие в реальном времени сти обсуждения в связи с
позволяет участникам учи- временными ограничения-
тывать различные нюансы ми
личного общения, напри- затруднения в общении для
мер, такие как язык тела интровертов
позволяет строить межлич- требует затрат усилий и
ностные связи времени на поездку в за-
данное место
Существует несколько классификаций моделей смешанного обучения, при этом наиболее современной и используемой является классификация [11]. Она приведена далее.
1. Face-to-Face Driver («Драйвер - очное образование»). Преподаватель лично дает основной объем образовательного плана, по мере необходимости используя онлайн-обучение как вспомогательное. Эта модель зачастую включает в себя классную и лабораторную работу на компьютерах.
2. Rotation Model («Ротационная модель»). Происходит ротация расписания традиционного очного образования в классе и самостоятельного онлайн обучения в личном режиме (например, через Интернет по плану ссылок, составленному преподавателем; в учебной blended-программе; на специальном сайте).
3. Flex Model («Гибкая модель»). Преимущественно используется онлайн платформа, преподаватель поддерживает обучающихся по мере надобности, время от времени работает с небольшими группами или с одним учеником.
4. Online Lab («Онлайн лаборатория»). Онлайн-платформа используется для передачи всего курса на занятиях в аудитории. Происходит такое обучение под присмотром преподавателя. Такая программа может сочетаться с традиционной в рамках обычного учебного расписания.
5. Self-Blend Model («Самостоятельная модель»). Обучающийся решает, какие из очных курсов ему необходимо дополнить удаленными онлайн занятиями.
6. Online Driver Model («Драйвер - онлайнобучение»). В основном, эта модель предполагает обучение онлайн - через платформу и удаленный контакт с преподавателем. Однако опционально или по требованию могут быть добавлены проверочные очные занятия и встречи с преподавателем либо ментором.
Далее более детально рассмотрим направление учебного курса, а именно Разумный город [6]. Концепция Разумный город может обозначать разные понятия, в зависимости от значения слова «разумный». Это может быть и интеллектуальный город, и город знаний, и цифровой город и т.д. Соответственно, существует много определений словосочетания «Разумный город», но до сих пор не выработано стандартное. Мы будем рассматривать данную концепцию как комплекс взаимосвязанных ИТ-систем, предназначенных для управления и обеспечения жизнедеятельности современного города, начиная от управления конечным оборудованием, и до подготовки аналитики и моделирования для руководства города. Концепция Разумный город применяется в транспорте, энергетике, ЖКХ, образовании, здравоохранении, безопасности, медицине и других областях связанных с жизнедеятельностью города. Историческая справка по развитию данной концепции и подробный анализ литературы приведены в работе [16].
В 2010 году ЕС разработал стратегию 2020, которая ставила цели по развитию энергетики, исследованию климата, развитию образования и т.д. Для достижения этих целей ЕС будет развивать различные интеллектуальные и цифровые инициативы в крупных городах, что и дало толчок к активному развитию концепции Разумный город и Разумная планета
[17]. Технологии Разумных городов применяются в самых различных городах: Ванкувер
[18], Дубай [19], Амстердам [20]. Данные технологии используются и в России [21-22]. Известнейшие университеты мира проводят исследования в данном направлении, предлагают учебные курсы: MIT [23], Венский университет [24], Болонский университет [25], университет Беркли [26].
Разработка данного учебного курса по направлению Разумного города является актуальной задачей с точки зрения темы обучения, а разработка данного курса в форме дисциплины для смешанного обучения актуальна с точки зрения современных образовательных тенденций. В настоящее время происходит повсеместная быстрая урбанизация планеты. Инфраструктура города, чиновники и административный персонал, которые обеспечивают жизненный цикл города, испытывают постоянный рост рабочей нагрузки; кроме того, объемы обрабатываемых данных, как правило, растут в геометрической прогрессии. Для того, чтобы управлять сложными процессами и обрабатывать большие объемы данных, требуется построение сложных систем, выполняющих инструментальные и интеллектуальные задачи. Такие системы должны разрабатываться опытными профессионалами со знанием предметной области, необходимого программного и аппаратного обеспечения. Разработанная учебная программа может быть частью большого комплекса, направленного на подготовку специалистов по данному направлению. Дисциплина нацелена на студентов первого года магистратуры НИУ ВШЭ, так как для прохождения данного курса необходимо иметь достаточный объем базовых знаний. Также данный курс может читаться на четвёртом году обучения бакалавриата.
Данный курс разрабатывался как смешанный. Соответственно, разработка включала несколько этапов:
• анализ;
• подготовительный этап;
• определение методических подходов к обучению, выбор модели смешанного обучения.
Этап анализа включает в себя изучение актуальности, определение целей, выбор целевой аудитории. Данная информация представлена в предыдущих разделах. Подготовительный этап включает в себя решение вопросов, связанных с инфраструктурой, необходимыми техническими средствами, подготовкой учебных материалов. Университет обеспечил техническую реализацию данного курса: было предоставлено необходимое оборудование и инфраструктура. Также было принято решение, что для проведения курса будет использоваться корпоративная LMS (единая информационная образовательная среда). Разработка учебных материалов была упрощена тем, что вместе с используемым программным обеспечением компания-производитель в рамках академической инициативы [27] предоставила не только программные продукты, но и обучающие курсы по использованию каждого продукта. Таким образом, задача преподавателя была несколько упрощена: часть материалов (презентаций, видео, учебные кейсы и т.д.) были готовы.
Для обучения используется смешанный подход. С точки зрения содержания дисциплины, есть определенная специфика: в то время как большинство учебных курсов предназначены для изучения отдельной технологии или продукта, мы используем комплексный подход и разработали комплексную программу для обучения студентов, которая включает этапы анализа, проектирования, выбора программных средств, применения выбранных программных средств для реализации поставленной задачи. При данном подходе выполняется всестороннее изучение предметной области и сквозной процесс проектирования и разработки информационной инфраструктуры Разумного города.
Программа курса включает обзор таких технологий, как хранилища данных, бизнес-моделирование, портальные решения, общая шина предприятия. С точки зрения содержания и методики преподавания, необходимо было решить следующие задачи:
1) выбрать модель обучения;
2) распределить соотношение онлайн и очных частей курса;
3) решить вопрос с мотивацией студентов для выполнения работы;
4) обеспечить контроль выполнения задач.
Сначала рассмотрим задачу, связанную с самоорганизацией студентов. Далеко не все студенты заинтересованы в получении полноценных знаний и предпочитают учиться так, чтобы просто сдать предмет с минимальным проходным результатом. Кроме того, курс получается объемный и охватывает разные направления информационных технологий, начиная от разработки и заканчивая бизнес-моделированием. В связи с этим была поставлена задача улучшения мотивации студентов и повышения ответственности необходимо организовать работу над заданием в виде проекта по разработке программного обеспечения с применением лучших практик, таких как гибкая разработка [28]. Определены следующие этапы. Весь проект делится на логические части (подпроекты), в соответствии с архитектурой решения. Над каждым подпроектом ведет работу команда студентов в количестве 3-4 человек; Вся разработка состоит из кратких циклов, включающих в себя все этапы (разработка требований, проектирование, программирование, тестирование). В конце цикла разработки проектные команды проводят отчетные мероприятия (очные), в рамках которых докладывают о выполненных работах, возникших проблемах, планах на следующий этап. Отчет проводится по результатам работы всей команды в целом, но с учетом распределения индивидуальных обязанностей. Такой подход позволяют держать в курсе состояния проекта всех участников, т.е. студенты получают базовые знания по тем работам, которые выполняют другие команды. На величину индивидуальной оценки за курс влияет общая готовность проекта. Каждый из подпроектов очень сложно выполнить одному студенту, поэтому наиболее мотивированные и организованные студенты будут стимулировать слабоорганизованных студентов на выполнение работы. Таким образом, в любом случае, даже самые незаинтересованные студенты будут изучать материалы и выполнять задания.
Перед выполнением проекта проводится несколько вводных занятий, где объясняется суть курса, даются общие сведения по каждому из направлений, и происходит выделение команд. Между отчетными занятиями студенты изучают необходимые материалы и выполняют запланированную работу.
С технической точки зрения учебный курс обеспечен следующими средствами.
1. Система LMS
Все материалы (либо ссылки на материалы) хранятся в корпоративной системе LMS. Также платформа LMS предоставляет возможность онлайн общения студентов и преподавателя на форуме. Для каждой из команд был создан отдельный раздел, где студенты могли обсуждать все текущие вопросы, как между собой, так и с преподавателем. Форум позволяет хранить историю всех вопросов, обеспечивает централизованное хранение списка всех задач и подзадач, способов решения, посылать уведомления и выполнять другие задачи.
2. Виртуальная среда разработки
Для развертывания среды разработки для каждой из команд университет выделил отдельный сервер, на котором были установлены виртуальные серверы с необходимым программным обеспечением по количеству команд. До каждого виртуального сервера был организован удаленный доступ для студентов. Таким образом, студенты, могли осуществлять все работы в любое время суток, из любого географического места. Исходя из представленного подхода, курс делится на следующие части:
• очная: вводное занятие, регулярные отчетные занятия,
• онлайн: изучение материалов, проектирование, разработка, тестирование, общение на форуме (самостоятельная работа студентов в виртуальной среде и в LMS), при необходимости видео/аудио конференции с использованием бесплатного ПО.
Если исходить из приведённых выше вариантов смешанного обучения, то видно, что предлагаемый подход не соответствует ни одному из этих подходов в чистом виде. Он является объединением Face-to-FaceDriver- и OnlineDriver-Model. Это связано с тем, что мы предлагаем проводить очные занятия регулярно, но в объеме, значительно меньшем, чем при
использовании модели Face-To-Face. Обоснование необходимости такого распределения очных и онлайн занятий приведено выше.
В рамках учебного курса мы использовали программное обеспечение компании IBM,так как портфель продуктов данной компании покрывает все необходимые задачи не только в рамках курса, но намного более широко. Кроме того, компания IBMявляется одной из ведущих компаний, развивающих данное направление. Среди используемых продуктов были как игры INNOV8 [29], City One [30], так и различное прикладное программное обеспечение: Web Sphere Application Server [31], Web Sphere Business Modeler Advanced [32], Web Sphere Integration Developer [33], Web Sphere Process Server [34], Web Sphere Enterprise Service Bus [35], DB2 [36], Web Sphere Portal [37].
Все продукты были получены в рамках программы Academic Initiative [27].
В рамках данного курса студентам было предложено создать портал для предоставления государственных услуг. Для реализации задания студенты должны полностью создать инфраструктуру для портала по предоставлению электронных услуг, состоящую из следующих компонентов:
• портал предоставления электронных услуг на базе IBM Web Sphere Portal [37].
• база данных для хранения информации о пользователях и предоставляемых услугах на базе IBMDB2[36].
• система управления бизнес-процессами на базе продуктов IBM Web Sphere Business Modeler [32], IBM Web Sphere Integration Designer [33], IBM Web Sphere Process Server [34].
Общая шина предприятия на базе продукта IBM Web Sphere ESB, обеспечивающая взаимодействие вышеперечисленных решений [35]. На портале должна быть реализована одна услуга: получение загранпаспорта [38]. Одной услуги вполне достаточно для отработки основных принципов построения распределённого гетерогенного решения на базе целого комплекса продуктов. Выбор такой тематики был обусловлен тем, что все студенты знают и используют портал государственных услуг, знают процесс получения загранпаспорта, как через портал государственных услуг, так и при очной подаче документов.
В результате выполнения работы был получен прототип гетерогенного распределенного решения по предоставлению электронных услуг населению. Студенты проделали всю подготовительную работу, определили алгоритмы, модель данных, выполнили интеграцию решения. Несмотря на разный уровень подготовки студентов и сложность задания (которое включало выстраивание управления в группах, налаживание коммуникаций между командами, нетривиальную установку программного обеспечения Web Sphere), автор имеет основания полагать, что цели, поставленные в рамках данного курса, были, в основном, достигнуты:
1) распределение онлайн и оффлайн занятий оказалось верным;
2) наличие виртуальной среды для разработки помогло избежать множества проблем, связанных с осуществлением разработки на личных компьютерах студентов;
3) наличие выделенного форума помогло решить вопросы с учетом задач и решением оперативных вопросов;
4) подход к выполнению заданий малыми группами и наличие как общей отчетности по группе, так персональной дало неплохую мотивацию студентам (так как при таком подходе к контролю из-за одного участника группы могла пострадать вся группа, и, в тоже время, нельзя было «спрятаться» за другими участниками, все старались сделать хотя бы минимальную часть работы);
5) разделение работ по группам и регулярные семинары по представлению результатов для других групп позволили в сжатые временные рамки рассмотреть несколько классов решений и их применение, что было бы невозможно при последовательном изучении;
6) для студентов оказалось очень полезным то, что курс построен на базе крупных промышленных решений, которые применяются многими передовыми компаниями;
студенты получили навыки командной работы.
Таким образом, возможность преподавания даже таких сложных и объемных курсов с использованием смешанного подхода возможно, как возможен четкий контроль работ и повышение мотивации студентов. Важным моментом оказалось наличие готовых учебных материалов по отдельным программным продуктам. Это сильно облегчило трудозатраты преподавателя на подготовку курса. Кроме полного курса, сейчас компоненты данной дисциплины и подход с комплексным групповым заданием используются для курсов по бизнес-моделированию и архитектуре предприятия не только на профильном факультете, а также как основа курса «Информационные технологии в менеджменте», на факультете менеджмента.
Библиографический список
1. Zastrocky, M., Harris, M. и Lowendahi, J.E-learning for Higher Education: Are We Reaching Maturity. б.м. : M., 2008. Industry Research. G 00156361.
2. Browne, T., и др., и др.2008 survey of technology enhanced learning for higher education in UK. б.м. : Universities and colleges Information systems Association , 2008.
3. Hybryd Learning. Third International Conference, ICHL 2010. Zhao, Guodong и Yuan, Shuai. [ред.] Philip Tsang, и др., и др. Beijing : Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2010. Key Factors of Effecting Blended Learning Satisfaction: A Study on Peking University Students. Т. LectureNotesinComputerScience 6248, С. 282-295.
4. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.hse.ru/ (Дата обращения 01.09.2014).
5. Национальный исследовательский университет. Высшая школа экономики. Нижний Новгород. [В Интернете] 2014 г. http://nnov.hse.ru/ (Дата обращения 25.09.2014).
6. Smartcity. [В Интернете] 05 11 2014 г. http://en.wikipedia.org/wiki/Smart_city.
7. Using blended learning to implement evidence-based psychotherapies. Cucciare, M., Weingardt, K.R. и Villafranca, S. 4, 2008 г., Clinical Psychology: Science and Practice, Т. 15. С. 299-307.
8. Rossett, A. и Frazee, R.V. Blended learning opportunities. WhitePaper [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.grossmont.edu/don.dean/pkms_ddean/ET795A/WhitePaper_BlendLearn.pdf (Дата обращения 25.09.2014).
9. Dziuban, C.D., Hartman, J.L. и Moskal, P.D. Blended learning. Research Bulletin 7. Educause Center for Applied Research (ECAR). [Элетронный ресурс] // Режим доступа: http://net.educause.edu/ir/library/pdf/ERB0407.pdf (Дата обращения 01.09.2014).
10. Graham, C.R. Blended learning systems: Definition, current trends, and future directions. [ред.] C.J. Bonk и C.R. Graham. The handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco, CA : Wiley, 2006, С. 3-21.
11. Horn, M.B. и Staker, H. The rise of K-12 blended learning. Clayton Chrystensen Insitute [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/The-rise-of-K-12-blended-learning.pdf (Дата обращения 25.09.2014).
12. Sharma, P. и Barrett, B.Blended learning: Using technology in and beyond the language classroom. б.м. : Macmillan Education Australia, 2007.
13. Christensen, C.M., Horn, M.B. и Staker, H. Is blended learning disruptive? An introduction of the theary of hybrids. Clayton Christensen Insitute. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/05/Is-K-12-Blended-Learning-Disruptive.pdf (Дата обращения 25.09.2014).
14. Horn, M.B. и Staker, H. Classifying K-12 blended learning. Clayton Chrystensen Institute. Khe Foon Hew и Wing Sum Cheung.Using Blended Learning. Evidence-Based Practices. б.м. : Springer, 2014.
15. Cocchia, A. Smart and Digital City: A Systematic Literature Review. R.P. Dameri и C. Rosenthal-Sabroux. Smart City. How to Create Public and Economic Value with High Technology in Urban Space. б.м. : Springer, 2014. С. 13-43.
16. Europe 2020 Strategy. Official website of the European Commission. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_policy/what/europe2020/index_en.cfm (Дата обращения 25.09.2014).
17. Vancouver named a top 'smart' city. Canada.com [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.canada.com/vancouversun/news/story.html?k=23989&id=1ef6e718-d722-426a-ac84-760d8e09f24d.
18. SmartCity. [В Интернете] 2012 г. http://www.smartcity.ae/.
19. Amsterdam Smart City. Ammarterdam City [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://amsterdamsmartcity. com/?lang=en (Дата обращения 25.09.2014).
20. Смольный и IBM готовятся сделать из Петербурга «Разумный город» по образцу Нью-Йорка. Информационное агентство Regnum. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/ economy/1835630.html (Дата обращения 25.09.2014).
21. Ильин, Ю. IBM собирается сделать из Москвы «разумный город». Компьютерра [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.computerra.ru/25119/ibm-sobiraetsya-sdelat-iz-moskvyi-razumn/ (Дата обращения 25.09.2014).
22. Short Programs. Beyond Smart cities. Massachusetts Institute of Technology [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://web.mit.edu/professional/short-programs/courses/beyond_smart_cities.html (Дата обращения 25.09.2014).
23. Smart cities. Ranking of European medium-sized cities. europeansmartcities [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.smart-cities.eu/download/smart_cities_final_report.pdf (Дата обращения 25.09.2014).
24. Bologna Smart City. Universita di Bologna [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.unibo.it/en/ research/projects-and-initiatives/bologna-smart-city (Дата обращения 25.09.2014).
25. Smart Cities Research Center. Curriculum. Smart Cities Research Center [[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://smartcities.berkeley.edu/curriculum/ (Дата обращения 25.09.2014).
26. IBM Academic Initiative . IBM. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ibm.com/developerworks/ university/academicinitiative/ (Дата обращения 25.09.2014).
27. Гибкая методология разработки [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% 93%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE
28. A BPM Simulator INNOV8. IBM [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www-01.ibm.com/software /solutions/soa/innov8/index.html (Дата обращения 25.09.2014).
29. IBMCityOne. IBM. [В Интернете] http://www-01.ibm.com/software/solutions/soa/innov8/cityone/.
30. WebSphere Application Server. IBM [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www-03.ibm.com/software/ products/ru/appserv-was (Дата обращения 25.09.2014).
31. WebSphere Business Modeler Advanced. IBM [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www-01.ibm.com/ software/integration/webphere-business-modeler/advanced/features/ (Дата обращения 25.09.2014).
32. WebSphere Integration Developer. IBM [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www-01.ibm.com/ software/integration/wid/ (Дата обращения 25.09.2014).
33. WebSphere Process Server. IBM [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www-01.ibm.com/software/ integration/wps/ (Дата обращения 25.09.2014).
34. WebSphere Enterprise Service Bus. IBM. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www-01.ibm.com/software/integration/wsesb/ (Дата обращения 25.09.2014).
35. DB2 database software. IBM [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www-01.ibm.com/software/data /db2/ (Дата обращения 25.09.2014).
36. WebSpherePortal. IBM [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www-01.ibm.com/software/websphere /portal/ (Дата обращения 25.09.2014).
37. Заграничный паспорт. Управление федеральная миграционной службы по Нижегородской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fmsnnov.ru/?id=411 (Дата обращения 25.09.2014).