Научная статья на тему 'Информационные технологии – в помощь классному руководителю'

Информационные технологии – в помощь классному руководителю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Гульсина Рафаиловна

Использование ИКТ во внеклассной работе – эффективный метод в развитии познавательных процессов и творческих способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии – в помощь классному руководителю»

Теория и методика

обучения информатике

Информационные технологии - в помощь классному руководителю

Виноградова Гульсина Рафаиловна ([email protected])

МОУ «Параньгинская общеобразовательная средняя школа»

Аннотация

Использование ИКТ во внеклассной работе - эффективный метод в развитии познавательных процессов и творческих способностей учащихся.

В последние годы мир меняется так быстро, что нам - учителям никак нельзя отставать от стремительного развития общества, науки и техники. Учителя не только учат детей, но и всю жизнь учатся сами. Кроме работы учителя-предметника, я еще и классный руководитель. Все ученики очень любят компьютер и проявляют к нему интерес, поэтому этот интерес всегда можно направить в нужное русло. Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своей работе. Ведь современного ребенка нельзя воспитать без современных компьютер -ных технологий. Дети легче идут на контакт, если в учителе, классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии.

Для классного часа всегда стараюсь создать презентацию. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки затрагивает учеников за живое, пронизывает душу. Много материала можно найти в Интернете, используя поисковые системы. Согласитесь, как можно говорить о Великой Отечествен -ной войне, и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет берут детей за душу. В Интернет есть много познавательных сайтов, ребят с ними можно знакомить.

ИКТ по сути являются важным средством восприятия информационного материала, хотя этому предшествует колоссальная работа с компьютером, поиск необходимого материала, помощь родителей и учителей. Отрадно, что учащиеся сами поняли необходимость применения проектора, цифрового фотоаппарата и видеосъемки, которые позволяют в динамике видеть события, экономить время на классном мероприятии.

На классных часах я применяю различные формы использования новых информационных технологий, а именно:

- презентации;

- интерактивные тесты;

- поиск и обработка информации в сети Интернет;

- электронные ресурсы медиатеки.

Детям очень нравятся такие формы проведения классных часов, и они не только ждут, но и помогают их готовить.

Интересной и продуктивной формой работы с учащимися и родителями является анкетирование. Различные диагностики требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.

24

ИТО Марий Эл -2010

Из года в год в классном коллективе складываются свои традиции. Их кирпичиками являются интересные мероприятия в классе. В электронном виде мы храним множество фотографий, где наш класс участвовал в концертах, походах, праздниках и других интересных делах. Ведется «Летопись класса», где оформляется история класса в виде презентации.

На одном из классных часов речь шла об электронной почте. И теперь ученики, воспользовавшись электронной почтой, учатся сетевому этикету в виртуальном общении.

Организацию проектно-исследовательской деятельности учеников осуществляю в направлениях: учебные проекты, социальное проектирование, участие в сетевых проектах.

Работа над учебными проектами осуществляется в рамках реализации общешкольного проекта «Одаренные дети». Количество проектов, выполненных с использованием ИКТ, увеличивается. Создаются проекты интеграционного характера, где помимо умения работать с различными источниками информации, узко предметными умениями, требуется владение различными программными средами: Microsoft Power Point, Front Page, Photoshop и др.

Социальное проектирование - эффективный метод формирования гражданской активности детей и подростков. Главная цель проектов - реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе. Разработка и реализация социальных проектов позволяет школьникам проявить себя в культурной, оздоровительной, просветительской деятельности на пользу обществу, в благоустройстве и эстетическом оформлении территории поселка и школы. Выявляя одну из проблем местного сообщества, ребята проявляют самостоятельность в разработке и реализации проектов. Таких как: «Школьная форма: за и против», «Улицы моего поселка», «Пассивное курение - нарушение прав ребенка», «Книге новую жизнь», «Уют класса».

Завершая работу над проектом, ребята готовят презентации. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.

С командой класса приняли участие в дистанционном конкурсе «Вокруг меня гудит двадцатый век...». Учащиеся продемонстрировали исторические знания и проявили свое отношение к ключевым событиям ХХ века, понимание своего места в истории родного края: ответили на вопросы викторины, выполнили поисково-творческое задание, связанное с историей образования в районе, республики, представили презентацию о школе, о своей команде. Интересным было участие в марафоне для школьных команд «Если с другом вышел в сеть» 2010. Ученики при подобной организации работы видят выход на новые рубежи, осознают, что то, чем они занимаются важно для многих других ребят разных городов и регионов.

Использование компьютерных технологий способствует повышению мотивации познавательной деятельности учащихся, развитию любознательности, ведь презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной для учащихся.

Все ученики очень любят компьютер и современного ребенка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий.

Литература

1. Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова М.А. Основы применения ИКТ в учебном процессе. Академия АЙТИ. 160 с.

2. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М.: Вербум-М., 2001. 64 с.

3. Пахомова Н.Ю. Компьютер в работе педагога. М., 2005. С. 152-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.