УДК 377:004
B.C. Самсонов, Б. Б. Насанова Информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов СПО
Статья посвящена формированию профессиональных компетенций учащихся довузовского профессионального образования средствами информационных технологий в рамках дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Авторы опираются на структуру профессиональных компетенций, приведенных в ФГОС среднего профессионального образования для технических специальностей. Показан опыт формирования профессиональных компетенций студентов дидактическими средствами обучения.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, дидактические средства обучения.
V.S. Samsonov, В.В. Nasanova Information technologies as means of formation of professional competences of students of secondary professional education
The article is devoted to the formation of professional competences of students of secondary professional education by means of information technologies within the disciplines «Computer science» and «Information technology in professional work». The authors ground on the structure of professional competences, indicated in the Federal State Educational Standard of secondary professional education for technical specialties. The experience of formation the students professional competences by means of didactic tutorials has been revealed.
Keywords: professional competences, didactic tutorials.
В рамках модернизации российского образования обучение студентов в средних специальных учреждениях предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование общих и профессиональных компетенций. Важное место в формировании профессиональных компетенций отводится информационным технологиям.
Актуальность данной проблемы подтверждается и тем, что компетентностный подход заложен в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, ориентированный на овладение общими и профессиональными компетенциями.
Разделяя позиции компетентностного подхода, нами была поставлена задача разработать механизм формирования профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования средствами информационных технологий. Исходя из этой задачи, была спроектирована модель процесса формирования профессиональных компетенций средствами информационных технологий. Разработанная модель опирается на структуру профессиональных компетенций, приведенных в ФГОС среднего профессионального образования для технических специальностей.
В формировании профессиональных компетенций студентов СПО особое место занимают информационные технологии, реализуемые через учебные дисциплины «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», изучаемые на 2 курсе.
Курс данных дисциплин направлен на овладение студентами методами обработки информации средствами информационных технологий, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, а затем в профессиональной деятельности.
В содержание дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» нами были включены специализированные компьютерные программы для технических специальностей, такие как программа для создания технических схем и технологических диаграмм различной сложности и направленности MS Visio и система автоматизированного проектирования AutoCAD, которые могут быть использованы студентами в дальнейшей профессиональной деятельности.
В рамках исследования при реализации модели были сформированы следующие профессиональные компетенции студентов специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»:
ПК 2.4. Участвовать в проектировании силового и осветительного электрооборудования.
ПК 3.3. Участвовать в проектировании электрических сетей.
B.C. Самсонов, Б. Б. Насанова. Информационные технологии как средство формирования профессиональных компетен-ций студентов СПО____________________________________________________________________________________________
Данные профессиональные компетенции, кроме специальных знаний, в аспекте использования средств информационных технологий предполагают:
^ знание правила оформления текстовых и графических материалов;
> умение подготавливать и выполнять проектную документацию на объект с использованием персонального компьютера.
Для формирования профессиональных компетенций нами разработаны дидактические средства обучения.
В целях организации расчетов на компьютере были созданы методические указания по выполнению практических работ по темам: 1) логические функции MS Excel; 2) автоматизация расчетов в MS Excel.
Для оформления графических материалов в программе MS Visio нами разработаны методические указания к практическим работам. В качестве итоговой работы предлагалось выполнение чертежа принципиальной электрической схемы. Кроме того, в процессе эксперимента использовались следующие дидактические материалы: сборник электронных упражнений для создания и редактирования геометрических примитивов, электронный учебник «Основы работы в САПР AutoCAD», учебное пособие «Введение в систему AutoCAD», видео-инструкции по теме «Редактирование графических примитивов в системе AutoCAD», индивидуальные карточки с заданиями, предназначенные для овладения компетенциями работы в САПР AutoCAD. Уровень теоретических знаний о возможностях AutoCAD проверяется тестовыми заданиями.
При формировании профессиональных компетенций учитывались принципы межпредметных связей. Для студентов технических специальностей, совместно с преподавателем дисциплины «Инженерная графика», были разработаны задания по выполнению сборочных чертежей в AutoCAD, с последующей распечаткой в формате А4.
В рамках нашего исследования информационные технологии в учебных занятиях по специальности на старших курсах получили реализацию на факультативных занятиях, закреплялись и углублялись знания студентов компьютерных программ MS Visio и САПР AutoCAD.
Для формирования профессиональных компетенций средствами информационных технологий мы считаем целесообразным применение педагогической технологии проектного обучения, поскольку данная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Нам представляется, что возможности проектной технологии обучения позволят наиболее эффективно овладеть профессиональными компьютерными программами.
Умение подготовить и выполнить проектную документацию на объект с использованием персонального компьютера формируется через учебный проект «Электроснабжение и электрооборудование ... цеха» (названия цехов разные) по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Под проектной документацией в рамках нашего исследования понимаем совокупность текстовых и графических документов (файлов).
Проект по электроснабжению цехов предполагает:
1. Организацию работы (погружение в проект, планирование работы над проектом).
2. Реализацию идей проекта (подготовку чертежа - план цеха с электроснабжением в САПР AutoCAD; подготовку расчета электрических нагрузок в электронной таблице MS Excel).
3. Представление результатов работы и ее оценка.
Результаты пилотажного эксперимента 2008/09 уч. г. и 2009/10 уч. г. свидетельствуют о том, что применение проектной технологии не только повышает качество знаний, но и мотивирует студентов второго курса использовать информационные технологии при выполнении графической и расчетной части курсовых и дипломных работ на старших курсах.
Увеличение курсовых и дипломных работ с чертежами, сделанными в машинной графике, можно проследить в следующей таблице.
Таблица
№ Учебные годы Специальность 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения Специальность 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Курсовая работа (3 курс) Дипломная работа (4 курс) Курсовая работа (3 курс) Дипломная работа (4 курс)
1 2008/09 0% 63% 75% 79%
2 2009/10 20% 89% 91% 85%
3 2010/11 20% 89% 91% 90%
Констатирующий эксперимент в 2010/11 уч. г. показал эффективность применения информационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования. Все студенты экспериментальной группы специальности 270116 Монтаж, наладка электрооборудования промышленных и гражданских зданий успешно выполнили и защитили учебный проект.
Таким образом, выполнение проектной работы, предполагающей использование офисных и профессионально-ориентированных программ (MS Visio и САПР AutoCAD) на втором курсе, позволяет на старших курсах делать курсовые и дипломные работы на более качественном уровне. Для организации контроля качества знаний нами использовалась авторская компьютерная программа «Классный журнал», представляющая базу данных контроля прохождения студентом предметов, и позволяющая использовать модульно-рейтинговую методику преподавания специальных дисциплин.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что информационные технологии являются перспективным и эффективным средством формирования профессиональных компетенций студентов технических специальностей СПО.
Литература
1. Лернер И.Я. // Российская пед. энциклопедия: в 2-хт. - М., 1999. - Т.2. - С. 349.
2. Масловская С.В. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm#3 (1 окт. 2011).
3. Проскурякова А.В. Влияние метода проектов на формирование информационной компетентности школьников // Вестник Бурятского университета. Сер. Педагогика. - Улан-Удэ, 2009. -Вып.1. - С. 164-167.
4. Самсонов B.C. Модульно-рейтинговая система на базе лабораторного практикума EWB. // Инновационные технологии в системе высшего и среднего профессионального образования: материалы науч.-метод. конф. / Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики. Новосибирск, 2011.
5. Шайденко Н.А., Подзолков В.Г. Педагогическая технология формирования профессиональных компетенций обучающихся //Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы меЖдунар. науч.-практ. конф., посвятц. памяти выдающегося рос. ученого-педагога В.А.Сластенина. 16-17 сентября 2010 г.4г. Москва: в 2-хч. - М.: МАНПО, 2010. - Ч. II.
Самсонов Виктор Серафимович, Доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета.
E-mail: [email protected]. Tel. 89149821144
Насанова Билигма Батоболотовна, преподаватель информатики ГОУ СПО «Бурятский республиканский индустриальный техникум». E-mail: [email protected]. Tel. 89085910207.
Samsonov Victor Serafimovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. E-mail: vsams7491 @mail.ru. Tel. 89149821144
Nasanova Biligma Batobolotovna, a teacher of computer science, Buryat Republican Industrial Teknikum, E-mail: [email protected]. Tel. 89085910207.
УДК 3735: 39
Ц.Р. Базаров
Реализация модульного обучения бурятскому языку в сельской школе
Статья посвящена модульной технологии обучения бурятскому языку, способствующей повышению качества обучения, интенсификации учебного процесса.
Ключевые слова: бурятский язык как государственный, модульное обучение, сельская школа.