Научная статья на тему 'Информационные технологии, как показатель высокой конкурентоспособности предприятия'

Информационные технологии, как показатель высокой конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безукладникова Надежда Борисовна

В данной статье затронута проблема применения информационных технологий на предприятиях. Рассмотрен ряд автоматизированных систем и их влияние на работу организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безукладникова Надежда Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии, как показатель высокой конкурентоспособности предприятия»

Информационные технологии, как показатель высокой конкурентоспособности предприятия Безукладникова Н. Б.

Безукладникова Надежда Борисовна /Bezukladnikova Nadezhda Borisovna - студент,

кафедра производственного менеджмента и трансфера технологий, Университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье затронута проблема применения информационных технологий на предприятиях. Рассмотрен ряд автоматизированных систем и их влияние на работу организаций.

Ключевые слова: информационные технологии, автоматизированные системы, конкурентоспособность.

Информация в современной экономике - один из важнейших производственных ресурсов, также информация выступает в роли основополагающих характеристик деятельности системы управления, администрирования, принятия решений и создания инноваций [3, с. 122]. Роль информации сейчас настолько велика, что нередко наше общество называют информационным.

Со временем, информация стала необходимым атрибутом для четкого определения конкурентных преимуществ компании и ее стратегического позиционирования, развития, она стала необходимой для грамотного построения эффективной бизнес-стратегии на основе конкурентных преимуществ [1, с. 5].

Такие вещи, как точность информации, ее своевременность и оперативность в получении информации определяют способность организаций умело воспользоваться своими конкурентными преимуществами.

Способность фирмы успешно конкурировать на рынке определяется двумя ключевыми факторами.

Во-первых, это способность компании своевременно получать информацию о действии конкурентных сил и об их динамике.

Во-вторых, от возможности и умения фирмы мобилизовать и управлять ресурсами, необходимыми для реализации конкурентной стратегии.

Конкурентные преимущества условно разделяют на три типа: ресурсные; операционные и программно-стратегические.

Наиболее действенными инструментами развития конкуренции и повышения конкурентоспособности в экономике являются: технологии обработки, хранения и накопления информации в любых видах [2, с. 30].

На предприятиях информационные технологии применяются в виде различных автоматизированных систем и комплексов, которые в дальнейшем группируются по областям создания конкурентоспособных преимуществ.

Рассмотрим некоторые информационные системы, наиболее популярные на предприятиях и проведем их краткий анализ.

В управлении бизнес-процессами и повышении эффективности экономической деятельности BPR и ERP - информационные технологии помогают в координации инноваций [4, с. 99], минимизации рисков, повышению масштабируемости и гибкости, а также снижению издержек. ERP системы, BRP-решения за счет устранения «узких мест» в производственном цикле позволяют добиться производства широкой линейки продукции и ускорения доставки товаров на рынок. Наибольший эффект от данного решения получают фармацевтические компании, так как прибыльность таких компаний напрямую связана с тем, сколько лет на рынке до истечения патента пробудет то или иное лекарство.

Так, к примеру, в управления взаимоотношениями с партнерами и клиентами CRM и SCM помогают способствовать росту продаж, снижению издержек, повышению

лояльности клиентов и контрагентов, улучшению качества обслуживания и сервиса, иными словами, повышают конкурентоспособность продукции и фирмы в целом. SCM системы также за счет создания единого интерфейса общения с поставщиками и систем внутренних электронных торговых площадок способствуют сокращению стоимости закупаемых материалов, как за счет уменьшения цены, так и удешевления процессов закупки.

В сфере же управления персоналом и трудовыми ресурсами HRM - помогают работникам в использовании кадровых ресурсов. В управлении материальными ресурсами MRP помогают в накоплении и использовании материальных ресурсов, MRP-решения дают максимальное высвобождение задействованного капитала за счет уменьшения производственных запасов и ускорения оборачиваемости капитала, что позволяет повышать конкурентные преимущества, за счет улучшения показателей рентабельности и снижения себестоимости товаров.

В сфере повышения эффективности хозяйственной деятельности ERP, MIS и BI-технологии способствуют достижению синергетического эффекта, автоматизируют и согласуют действия всех частей управленческих структур для успешной разработки и реализации стратегий и достижения конкурентных преимуществ, дают возможность отслеживать цикл жизни каждого производимого товара, понимая детально, в каком сегменте компания получает наибольшую прибыль, на каком продукте стоит сконцентрировать свое внимание, а что следует отдать на аутсорсинг.

Хотелось бы отметить, что, к сожалению, в России информационные технологии и интеграционные системы долгое время не использовались активно. До недавнего времени они были доступны лишь крупным компаниям и подразделениям некоторых западных фирм.

Сейчас ситуация кардинально меняется по мере того как информационные системы переходят из разряда новинок в повседневный инструмент ведения конкурентоспособного бизнеса, они становятся всё популярнее и превращаются в целую инфраструктуру.

Как показывает практика, наибольший эффект от внедрения приносят такие информационные системы, как SCM, ERP, MIS, HRM и CSRP. Они помогают добиться: снижения себестоимости товаров и сырья, эффективного управления запасами, повышения эффективности производственного цикла, эффективного управления ресурсами компании.

Просуммировав все вышесказанное, можно сказать, что в условиях финансовой и экономической нестабильности информационные системы позволяет быстро и адекватно реагировать на изменения внешних и внутренних сфер, обеспечивая и поддерживая высокие конкурентоспособные возможности предприятий.

Литература

1. Демистификация ИТ: Что на самом деле информационные технологии дают бизнесу / М. Арутюнян, Н. Ермошкин, С. Карминский и др.; Под общ. ред. Н. Ермошкина. М.: ООО «Альпина Бизнес Букс», 2006. С. 274.

2. Инновационный менеджмент: Учебник / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др. М.: ЮНИТИ, 1997.

3. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебное пособие для вузов / под ред. Завлина П. Н. М., 2000. 412 с.

4. Управленческие инновации: уч. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.