Информационные технологии, как показатель высокой конкурентоспособности предприятия Безукладникова Н. Б.
Безукладникова Надежда Борисовна /Bezukladnikova Nadezhda Borisovna - студент,
кафедра производственного менеджмента и трансфера технологий, Университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье затронута проблема применения информационных технологий на предприятиях. Рассмотрен ряд автоматизированных систем и их влияние на работу организаций.
Ключевые слова: информационные технологии, автоматизированные системы, конкурентоспособность.
Информация в современной экономике - один из важнейших производственных ресурсов, также информация выступает в роли основополагающих характеристик деятельности системы управления, администрирования, принятия решений и создания инноваций [3, с. 122]. Роль информации сейчас настолько велика, что нередко наше общество называют информационным.
Со временем, информация стала необходимым атрибутом для четкого определения конкурентных преимуществ компании и ее стратегического позиционирования, развития, она стала необходимой для грамотного построения эффективной бизнес-стратегии на основе конкурентных преимуществ [1, с. 5].
Такие вещи, как точность информации, ее своевременность и оперативность в получении информации определяют способность организаций умело воспользоваться своими конкурентными преимуществами.
Способность фирмы успешно конкурировать на рынке определяется двумя ключевыми факторами.
Во-первых, это способность компании своевременно получать информацию о действии конкурентных сил и об их динамике.
Во-вторых, от возможности и умения фирмы мобилизовать и управлять ресурсами, необходимыми для реализации конкурентной стратегии.
Конкурентные преимущества условно разделяют на три типа: ресурсные; операционные и программно-стратегические.
Наиболее действенными инструментами развития конкуренции и повышения конкурентоспособности в экономике являются: технологии обработки, хранения и накопления информации в любых видах [2, с. 30].
На предприятиях информационные технологии применяются в виде различных автоматизированных систем и комплексов, которые в дальнейшем группируются по областям создания конкурентоспособных преимуществ.
Рассмотрим некоторые информационные системы, наиболее популярные на предприятиях и проведем их краткий анализ.
В управлении бизнес-процессами и повышении эффективности экономической деятельности BPR и ERP - информационные технологии помогают в координации инноваций [4, с. 99], минимизации рисков, повышению масштабируемости и гибкости, а также снижению издержек. ERP системы, BRP-решения за счет устранения «узких мест» в производственном цикле позволяют добиться производства широкой линейки продукции и ускорения доставки товаров на рынок. Наибольший эффект от данного решения получают фармацевтические компании, так как прибыльность таких компаний напрямую связана с тем, сколько лет на рынке до истечения патента пробудет то или иное лекарство.
Так, к примеру, в управления взаимоотношениями с партнерами и клиентами CRM и SCM помогают способствовать росту продаж, снижению издержек, повышению
лояльности клиентов и контрагентов, улучшению качества обслуживания и сервиса, иными словами, повышают конкурентоспособность продукции и фирмы в целом. SCM системы также за счет создания единого интерфейса общения с поставщиками и систем внутренних электронных торговых площадок способствуют сокращению стоимости закупаемых материалов, как за счет уменьшения цены, так и удешевления процессов закупки.
В сфере же управления персоналом и трудовыми ресурсами HRM - помогают работникам в использовании кадровых ресурсов. В управлении материальными ресурсами MRP помогают в накоплении и использовании материальных ресурсов, MRP-решения дают максимальное высвобождение задействованного капитала за счет уменьшения производственных запасов и ускорения оборачиваемости капитала, что позволяет повышать конкурентные преимущества, за счет улучшения показателей рентабельности и снижения себестоимости товаров.
В сфере повышения эффективности хозяйственной деятельности ERP, MIS и BI-технологии способствуют достижению синергетического эффекта, автоматизируют и согласуют действия всех частей управленческих структур для успешной разработки и реализации стратегий и достижения конкурентных преимуществ, дают возможность отслеживать цикл жизни каждого производимого товара, понимая детально, в каком сегменте компания получает наибольшую прибыль, на каком продукте стоит сконцентрировать свое внимание, а что следует отдать на аутсорсинг.
Хотелось бы отметить, что, к сожалению, в России информационные технологии и интеграционные системы долгое время не использовались активно. До недавнего времени они были доступны лишь крупным компаниям и подразделениям некоторых западных фирм.
Сейчас ситуация кардинально меняется по мере того как информационные системы переходят из разряда новинок в повседневный инструмент ведения конкурентоспособного бизнеса, они становятся всё популярнее и превращаются в целую инфраструктуру.
Как показывает практика, наибольший эффект от внедрения приносят такие информационные системы, как SCM, ERP, MIS, HRM и CSRP. Они помогают добиться: снижения себестоимости товаров и сырья, эффективного управления запасами, повышения эффективности производственного цикла, эффективного управления ресурсами компании.
Просуммировав все вышесказанное, можно сказать, что в условиях финансовой и экономической нестабильности информационные системы позволяет быстро и адекватно реагировать на изменения внешних и внутренних сфер, обеспечивая и поддерживая высокие конкурентоспособные возможности предприятий.
Литература
1. Демистификация ИТ: Что на самом деле информационные технологии дают бизнесу / М. Арутюнян, Н. Ермошкин, С. Карминский и др.; Под общ. ред. Н. Ермошкина. М.: ООО «Альпина Бизнес Букс», 2006. С. 274.
2. Инновационный менеджмент: Учебник / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др. М.: ЮНИТИ, 1997.
3. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебное пособие для вузов / под ред. Завлина П. Н. М., 2000. 412 с.
4. Управленческие инновации: уч. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 106 с.