2005
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУГА серия Международная деятельность вузов
№ 94(12)
УДК 378.1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
О.Д. ГАРАНИНА
Рассматривается опыт использования информационных технологий в обучении иностранных студентов, определяются позитивные аспекты внедрения этих технологий в учебный процесс.
В настоящее время мотивация обучения иностранных граждан в российских вузах преимущественно детерминирована финансовыми факторами, однако, присоединение России к Болонскому процессу призвано изменить эту ситуацию. Российские вузы заинтересованы в признании своего образования в качестве европейского, в конвертируемости дипломов. Решение этой задачи во многом связано с достижением высокого уровня профессиональной подготовки, основой которой является глубокое внимание ко всем звеньям учебновоспитательного процесса, к личности обучаемого. Пора обсудить перспективы формирования такого образовательного пространства, в котором из содержания понятия «иностранный студент» уйдут лингвистические (обусловленные иноязычностью), когнитивные (обусловленные отсутствием навыков обучения в российской образовательной среде) и коммуникативные (обусловленные социокультурной изолированностью) признаки и останутся только его геополитическая и этническая составляющие. Тенденции такой перспективы развертываются, по нашему мнению, в двух направлениях. Содержание первого направления составляет развитие транснационального (открытого, дистантного) образования, технологической основой которого являются информационные и телекоммуникационные технологии [2]. Второе направление предполагает универсализацию содержания и методик обучения в разных странах, что также решается посредством широкого внедрения и развития указанных технологий. Новые условия обучения требуют пересмотра традиционных взглядов на учебно-воспитательный процесс. Активное включение в пространство обучения информационных технологий актуализирует проблему модификации взаимодействия компонентов диспозиции «учитель-ученик» в содержательном и формальном аспектах, настоятельно требует приведения ее в соответствие с магистральным направлением развития современной системы мирового образования, в которой все более явно высвечивается курс на индивидуализацию, самостоятельность обучения как решающего условия становления творческой личности. Такому решающему повороту способствуют принципиально новые возможности получения, усвоения и соответственно использования информации.
История свидетельствует, что редко какое-либо общество было удовлетворено системой образования. Это справедливо особенно сейчас, когда классическая модель образования, ориентированная в основном на непосредственное взаимодействие субъектов педагогического процесса, фактически исчерпала себя. Все большую силу набирает тенденция революционной смены парадигмы образования, ее демократизация и гуманизация, выражающаяся в свободном выборе программ обучения, создании системы непрерывного (перманентного) образования. Становится очевидным, что узкая специализация себя не оправдывает, что нужна фундаментализация образования, обеспечение соответствия содержания образования требованиям современного материального и духовного производства, современным научным знаниям. Требованием времени является повышение удельного веса теоретических дисциплин и, прежде всего, математики, которая необходима для эффективного использования информационной техники. Уплотнение знаний посредством новых, в том числе компьютерной, форм его фиксации, перенесение центра в обучении не на запоминание знаний, а на решение задачи научить мыслить, самостоятельно учиться, изменение методов, форм образования,
развитие творческой способности - все это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования. Как отмечает современный французский философ Ж.Ф. Лиотар, «по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры - в эпоху постмодерна, изменяется статус знания» [1, с. 14].
В современной литературе обозначены два концептуальных подхода к решению проблемы пересмотра содержания и ориентиров образовательного процесса в связи с активным внедрением информационных технологий в обучение. Первый можно назвать технократическим. Он исходит из тезиса о том, что становящееся информационное общество вызывает необходимость формирования нового типа интеллекта, нового отношения к быстро меняющейся информационно - технической реальности, в которой усиливается утилитарный ресурс знания. Как заметил Ж. Ф. Лиотар, «можно отныне ожидать сильной экстериоризации знания относительно «знающего», на какой бы ступени знания он не находился. Старый принцип, по которому получение знания неотделимо от формирования разума и даже от самой личности, устаревает и будет выходить из употребления» [1, с. 18]. Отсюда требование сфокусировать содержание и методику обучения на формировании у обучающихся рациональных умений оперировать информацией, владеть компьютерными технологиями, мыслить профессионально - прагматично.
Второй, кардинально противоположный подход к решению указанной проблемы можно назвать гуманистическим. Он усматривает причины и содержание кризисных моментов современного обучения в его дегуманизации, в превращении его в инструментальную категорию индустриальных и рыночных отношений. С точки зрения этой концепции процесс образования под давлением индустриального технократизма и рыночного утилитаризма теряет гуманистический смысл и превращается в утилитарное научение узкому спектру профессиональных знаний и умений.
Несомненно, что в рамках каждого из подходов схвачены особенности развития современного учебного процесса, причем эти особенности проявляются в разных национальных системах образования, то есть имеют международный, глобальный характер. Важно отметить, что тезис о дегуманизации обучения обусловлен тревогой по поводу расширения его технологических основ, то есть компьютеризации, без которой немыслим современный учебный процесс. По нашему мнению, эта тревожность несколько преувеличена, поскольку умелое применение информационных технологий в учебном процессе не дегуманизирует его, а, напротив, усиливает гуманистические ноты в обучении.
Компьютеризация, а в более широком плане - информатизация учебного процесса, понимается как использование информационной технологии для выбора нужной для изучения научной информации, ее трансформации в учебную форму, выдачи этой информации обучающимся для изучения, усвоения, понимания и запоминания, внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества для повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов. Г. А. Лукичев отмечает такие позитивные аспекты внедрения новых информационных технологий в учебный процесс, как: гибкость формирования и
предоставления учебной программы с точки зрения ее содержания; наглядность учебного материала, который может быть представлен в различных вариантах в соответствии с самыми высокими стандартами требований, вплоть до использования трехмерных изображений; использование виртуальных библиотек, дополняющих материалы основного, непосредственно предоставляемого курса [2, с. 8]. С нашей точки зрения, одним из наиболее значимых позитивных аспектов внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий в процесс обучения является интернационализация этого процесса, проявляющаяся в возможности использования информации независимо от географического расположения вуза и его национальной принадлежности, образовании электронного учебного пространства, не имеющего государственных границ.
Темпы, степень и эффективность использования информационной технологии в учебном процессе зависят как от готовности преподавателей рационально использовать в учебном процессе возможности этой технологии, так и от компьютерной грамотности обучающихся, их интеллектуальных возможностей использовать информатику для получения, понимания, усвоения и запоминания знаний. Применение новых информационных технологий обучения коренным образом изменяет отношения «учитель - ученик». Если традиционная система обучения предполагала авторитарную схему отношений, где преподаватель выступал в роли субъекта, а обучаемый являлся объектом его деятельности, то процесс обучения с интенсивным использованием новых информационных технологий порождает новые отношения, где и преподаватель и обучаемый выступают в роли субъектов учебно-воспитательного процесса, а их взаимоотношения складываются на основе педагогики сотрудничества. В связи с этим возникает проблема готовности преподавателей российских вузов к новым условиям работы.
Педагогическое творчество является одним из самых сложных видов творческой деятельности, опирается на огромный массив современного научного знания и требует высокой культуры мышления и поведения. Для овладения и использования науки и культуры в педагогической деятельности требуется непрерывное пополнение научно-культурного потенциала педагога. В этой связи жизненно необходимыми должны стать непрерывное повышение квалификации преподавателей, развитие компьютерной компетенции, овладение иностранными языками, работа педагогических семинаров, обмен мнений и организация широкомасштабных дискуссий по вопросам совершенствования работы в новых технологических условиях. Задачей преподавателя становится не изложение материала, а определение правильного направления в работе с мультимедиа. Информационная технология соединяет учебные заведения с культурными и научными центрами, появляется возможность использования компьютерных обучающих программ с обеспечением индивидуального подхода к обучению и нужного ритма работы. Через систему Интернет возможно подключение к различным базам данных - библиотекам, музеям и т. д., возникли электронные учебники, словари и энциклопедии, появилась возможность дистанционного обучения и компьютеризации проверки знаний.
Как показывает опыт работы по созданию электронного учебно-методического комплекса, главная трудность процесса компьютеризации обучения заключается в необходимости концептуального осмысления и решения проблемы системного использования потенциала информационных средств для обеспечения самостоятельной продуктивной работы пользователя - студента в этой среде. Обучение в информационной среде существенным образом отличается от традиционного. Здесь нужно не столько обучать, сколько управлять самостоятельным изучением, используя самостоятельность студента как резерв интенсификации и создавая для него соответствующие предпосылки. В этой связи возникает необходимость разработки технологии компьютерного обучения, структуризации знаний, реализации определенного способа представления, удовлетворяющего требованиям системности и семантичности. Функции представления должны включать информационную основу проектирования учебного материала разработчиками, информационную основу планирования и контроля для педагога и ориентировочную основу для самостоятельной работы студента. Технология обучения в таком понимании требует высокой компьютерной грамотности всех субъектов учебного процесса.
Таким образом, готовность преподавателя использовать информационную технику в учебном процессе благодаря освоению им методов применения этой техники, с одной стороны, и компьютерной грамотности обучающего, с другой, обеспечивает реализацию тех богатейших возможностей по интенсификации учебного процесса, которыми обладает информационная технология и, прежде всего, и индивидуализацию обучения при сохранении его массовости, повышение активности обучающихся, формирование у них интереса как к самому процессу обучения, так и к его результату.
Безусловно, далеко не весь учебный материал можно ввести в компьютер. В него можно ввести только то, что поддается формализации. Возможности компьютеризации знаний определяются возможностями их формализации. Различные предметы обладают различными возможностями формализации своих знаний. Общепризнанно, что в наименьшей степени поддаются формализации гуманитарные науки. В то же время, в МГТУ ГА ведется работа по подготовке компьютерных обучающих программ по таким дисциплинам, как социология, экономика, политология, философия. Использование этих программ в учебном процессе неизменно вызывает интерес у студентов. Важно отметить, что в этом случае активными участниками учебных занятий становятся иностранные студенты, которые обычно отмалчиваются при обсуждении гуманитарных проблем. Опыт использования информационных технологий в изучении гуманитарных дисциплин (впрочем, по нашему мнению, дисциплинарная специфика в данном случае не имеет решающего значения) показал, что именно обращение к компьютеру выступает эффективным методом получения нового знания. Так, например, вьетнамские студенты, очень плохо говорящие по-русски и, естественно, слабо усваивающие знания по дисциплине «философия», готовились к зачету по данной дисциплине, используя материалы предложенных им сайтов Института философии, философских журналов, на которых они могли найти учебники и учебные пособия на разных европейских языках. В результате проделанной работы, эти студенты представили подготовленные тексты ответов на проблемные вопросы и смогли получить зачет. Следует отметить, что иностранные студенты показывают достаточно высокий уровень компьютерной грамотности, поэтому оказание им помощи в общей ориентации гуманитарного поиска создает ситуацию психологической стабильности, снижения тревожности в процессе обучения. Текстовая обработка материала компьютером указывает на грамматические и орфографические ошибки, допускаемые иностранными студентами, стимулирует усвоение русского языка, приучает логически правильно мыслить и выражать свои мысли, выбрасывать куски текста, менять их расположение, вводить новые аргументации. Следует также отметить, что работа с текстом, выведенным на экран компьютера, способствует выбору из массива информации главного, существенного, позволяет критически его осмыслить, вывести полезные обобщения из исходных данных, логически упорядочить изучаемый массив знаний. Наиболее часто компьютер используется для изготовления и демонстрации таблиц, схем и других наглядных материалов, проигрывания различных ситуаций, закрепления материала и контроля за его усвоением. В нашем журнале уже были опубликованы результаты внедрения информационных технологий как средства контроля знаний в такие вузовские дисциплины, как «Математика» и «Экономика» [3].
Что касается естественных и технических наук, то область применения информационной техники здесь намного шире. В МГТУ ГА созданы автоматизированные учебные курсы по физике (авторы С.К. Камзолов, С.М. Новиков, Ю.В. Тихомиров), которые включают компьютерные учебники, средства автоматического контроля знаний, интеллектуальные тренажеры и лабораторные практикумы. Как показала демонстрация этих автоматизированных учебных курсов на одном из методических семинаров, возможности компьютерной техники велики - компьютеры могут создавать при помощи компьютерной графики наглядные многоцветные объемные модели технических отдельных аспектов изучаемых технических устройств и технологий, демонстрировать движение мысли в процессе доказательства физических законов.
Современная компьютерная техника и программные средства, мультимедийные технологии облегчают задачу создания дидактического материала, сочетание компьютер -тренажер помогает повышению усвояемости изучаемого материала. Традиционные средства обучения - доска, мел и плакат, ограничивающие дидактические возможности учебного процесса, еще имеют применения, но отступают под напором вначале современной проекционной техники, а затем компьютерной технологии. Это меняет как саму логику и методику изложения изучаемого материала, так и его содержание.
В высшей школе создание автоматизированных обучающих систем (АОС) позволяет тиражировать и распространять удачные методики обучения и, таким образом, является технической основой концентрации педагогического мастерства. Обучение студентов с помощью компьютеров в диалогом режиме повышает их активность и интерес к предмету и позволяет решать проблемы индивидуализации массовой подготовки специалистов. Это повышает привлекательность инженерного образования для молодежи и способствует повышению престижа инженерных профессий.
Однако опыт должен предостерегать нас от чересчур смелых проектов в этой области. Томас Эдисон ошибался в свое время, когда предрекал революционный переворот в обучении на основе применения фонографа. Несмотря на то, что было потрачено много усилий и средств на радиофикацию учебных классов, радио не смогло оказать сильного влияния на учебный процесс. Та же самая история случилась и с телевидением. Эти прогнозы не оправдали себя в силу того, что технические средства обучения часто лишают обучающегося личного контакта с учителем, а также и в силу сопротивления со стороны преподавателей, высоких расходов и отсутствия заметного прогресса в успеваемости. Тем не менее, дискуссии о традициях и новациях в педагогике, как правило, заканчиваются в пользу новых технологий. Сегодня речь может идти только о том, как не утратить человеческие отношения, сохранить гуманистический пафос обучения, за пределами которого объективно оказывается устаревшая диспозиция непосредственного взаимодействия «учитель-ученик».
ЛИТЕРАТУРА
1. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна.- М.: Институт экспериментальной социологии, 1998.
2. Лукичев Г.А. От образования открытого - к транснациональному//Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, - № 43. 2001.
3. Жулева Л.Д. Использование компьютерного тестирования в учебном процессе студентов-иностранцев//Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, - № 67. 2003.
4. Степанова Н.И. Методические подходы по проведению текущего контроля знаний студентов ФОИГ// Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, -№ 67. 2003.
INFORMATIVE TECHNOLOGIES AS BASIS OF TRANSFORMATION THE FOREIGN STUDENTS
ELUCATION
Garanina O.D.
The trends and experiment of use the informative technology in foreign education and its positive aspects are considered.
Сведения об авторе
Гаранина Ольга Денисовна, окончила МГУ им. М. В. Ломоносова (1973), доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук
МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - социальная философия, философская антропология, международное образование, воспитание личности.