Григорова Я.В. Информационные технологии как «машина эксплуатации» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. - 2016. - № 3. - С. 98-102.
Grigorova Ia.V. Information technology as an exploitation machine. Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Culture. History. Philosophy. Law. 2016. No. 3. Pp. 98-102.
УДК 304
Я.В. Григорова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК «МАШИНА ЭКСПЛУАТАЦИИ»
Статья посвящена исследованию трансформации эксплуатации труда второй половины XX века, описанной в постопераистской философии. Автором показано, что постопераизм делит капитализм на три периода: дофордистский, фордистский, постфордистский. Термин постфордизм описывает современную общественную систему, распространившуюся по всему миру. Для посто-пераизма в современном типе труда произошли значительные специфические изменения. Основными категориями, описывающими новый тип труда, являются нематериальный труд, символический труд, всеобщий интеллект. Согласно постопераистской философии эти термины помогают прояснить новые черты современного капитализма. В философских работах постопераистов большое внимание уделяется реинтерпретации концепта машины, представленного во французском постструктурализме и в Экономических рукописях 1857-1859 гг. К. Маркса. Анализируя идею М. Лаззарато о машинном порабощении, автор приходит к выводу, что новые информационные технологии ведут к появлению новых особенностей эксплуатации современного труда. Машины занимают как рабочее, так и свободное время работников, тем самым отчуждая все время их жизни. Этот факт позволяет по-новому взглянуть на проблему «человек-машина». В статье ставится также проблема преодоления эксплуатации.
Ключевые слова: постопераизм, машина, информационные технологии, нематериальный труд, эксплуатация, современный тип труда, машинное порабощение, всеобщий интеллект, рабочее время, свободное время, постфордизм.
Ia.V. Grigorova
INFORMATION TECHNOLOGY AS AN EXPLOITATION MACHINE
The article is devoted to the investigation of the transformations of exploitation in the second half of the 20th century undertaken by Post-Operaist philosophy. The author shows that Post-Operaismo divides the capitalism into three periods: prefordism, fordism, post-fordism. Postfordism is a term used to describe the modern system of society that is spreading across the globe. For Post-Operaismo, there has been a significant change in the specifics of modern type of work. The main categories describing new type of work are immaterial labour, symbolic work, affective work, general intellect. According to Post-Operaist philosophic works, these terms help us to clarify the new features of contemporary capitalism. The author demonstrates that Post-Operaismo pays much attention to the reinterpretation of the French post-structuralism machine concept and the machine concept that can be found in Karl Marx's «Grundrisse». Analyzing M. Lazzarato's ideas of machine enslavement, the author had concluded that new type of information of the technical machine leads to new features in exploitation of modern labour.
© Григорова Яна Викторовна - ассистент кафедры философии и права, ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: janasweet@mail.ru.
This machine occupied free and working hours of the workers and alienated all the time of their lives. This fact gives a new insight into the problem of «man-machine». In the article the author arises the problem of the overcoming of exploitation.
Keywords: Post-Operaismo, machine, information technology, immaterial labour, exploitation, modern type of work, machine enslavement, general intellect, working time, free time, postfordism.
Постопераизм - одна из наиболее влиятельных школ современного марксизма за рубежом. Главные идеи философии постопераизма были оформлены в работах А. Негри, П. Вирно, М. Лаззарато, Г. Раунинга, Ф. Берарди. Соединив марксистскую методологию с французским постструктурализмом, посто-пераисты получили теоретический «гибрид», который, на наш взгляд, является весьма удачным инструментом для анализа современного капитализма.
Развитие высокотехнологического капитализма, с позиции постопераи-стов, требует пересмотра категориального аппарата марксистской философии. И если такие понятия, как материальный труд, абстрактный труд, стоимость, по их мнению, потеряли свое ключевое значение, то понятие машины, разработанное К. Марксом, выходит на первый план.
В классическом марксизме применение машин при капиталистическом производстве сводило труд работников к выполнению простейших операций. К. Маркс отмечал, что отчуждение рабочих от средств труда, преобладание овеществленного труда над живым в традиционном процессе производства, стало причиной перевернутых отношений человека и машины. В основе машинного производства, по мнению К. Маркса, лежит процесс разложения процесса производства на составные части, в ходе которого решаются задачи «... посредством применения механики, химии и т.д., короче говоря, естественных наук» [1, с. 208]. Таким образом, именно машинное производство сумело превратить науку в непосредственную производительную силу. Система машин находит свое завершение в автоматической фабрике, которая «является тем более завершенной, чем более совершенную систему механизмов она образует, ... чем меньше выполнение отдельных процессов (как это имеет место на механических прядильных фабриках, не работающих на сельфакторах) еще нуждается в опосредовании человеческим трудом» [2, с. 504]. Итак, автоматизированная фабрика постепенно вытесняет рабочего из процесса производства, превращая его в интеллектуальный орган самой машины. Система машин как форма основного капитала становится наиболее адекватной для капитализма. Г. Раунинг пишет, что происходит инверсия отношения между рабочими и средствами труда в направлении господства машины над человеком [3].
Тем не менее такая трактовка в постопераизме не единственная. Например, П. Вирно делает акцент на «всеобщем интеллекте» (К. Маркс). Как отмечает автор, «Маркс. считает, что .абстрактное знание не обязательно сводится только лишь к научной природе - . и постепенно становится главным средством производства, что неизбежно ведет к вытеснению рутинного конвейерного труда на периферию производства. Это знание, которое задейству-
ется основным капиталом и является неотъемлемой частью автоматизированной системы производства» [4, с. 75]. По мнению П. Вирно, общественное знание было поглощено машинами в эпоху фордизма, но в эпоху постфордизма такое поглощение невозможно.
Отметим, что постопераистская теория разделяет развитие капитализма на следующие этапы: дофордистский, фордистский, постфордистский. Дофордист-ский этап существовал в период становления капитализма: с середины XV века до начала XX века. Фордистский этап наступает в начале XX века и связан с внедрением конвейерного производства. Постфордизм формируется в 70-е годы XX века.
В постфордистском производстве, считает Вирно, всеобщий интеллект существует как атрибут живого труда. Работники, вытесненные из непосредственного производства, стали включаться в систему управления, получили возможность принятия решений. Живой труд при постфордизме стал выражаться в возрастании роли интеллектуальной, коммуникационной, эмоциональной составляющих. Так, согласно Вирно, живой труд больше не поглощен системой машин, а является кооперацией творческих субъектов.
Однако такой пересмотр марксистской теории не вытеснил концепт машины из постопераистской философии. Под влиянием французского постструктурализма философы рассматривают распространение новых машин подчинения. С позиции Ж. Делеза, каждый тип общества можно соотнести с типом машин, которые воплощают в себе социальные формы, присущие этим обществам. «Старые властительные общества использовали простые машины -рычаги, тяги, часы. Более поздние дисциплинарные общества оснастили себя машинами, использующими энергию, что породило пассивную опасность энтропии и активную опасность саботажа. Общества контроля имеют дело с машинами третьего типа - с компьютерами, пассивная опасность которых - зависание, а активная - пиратство и внедрение вирусов» [5].
Постопераизм связывает развитие постфордизма с появлением так называемых машин выражения (компьютеры, Интернет, телефон, телевидение). Именно такие машины стали основой распространения нематериального труда. Нематериальный труд направлен на решение аналитических задач при помощи информационных и коммуникационных технологий, а также порождает аффекты и манипулирует ими. Согласно Лаззарато, машина порождает в самом субъекте его двойника. «Превращение служащего, получающего оклад, в «человеческий капитал», в предпринимателя по отношению к самому себе, превращение, которому способствуют современные техники управления, представляет собой завершение процесса субъективации и эксплуатации, поскольку в этом случае один и тот же индивидуум расщепляется надвое» [6]. Работник становится для самого себя рабом и господином, капиталистом и пролетарием.
Машинеризм современного капитализма обусловил подчинение свободного времени работника. Возможность смешения сфер работы и не-работы подкрепляется и поддерживается целым комплексом условий. Во-первых, дос-
таточно сложно становится разделить время работы и время отдыха, работа встраивается в личную сферу и захватывает досуговые практики. Во-вторых, нельзя со всей определенностью сказать, что именно является работой, а что -нет. Кроме того, новая система надзора нависает над современным работником. Информационные системы позволяют вести статистику использования автоматизированных рабочих мест. Постоянный контроль приводит к повышению стресса работников, снижению уровня доверия.
Итак, как показали постопераисты, распространение информационных технологий обнажает глубинные изменения общественных отношений. Однако, как метко подметил Э. Ильенков, «проблема "Человек - Машина", если покопаться в ней чуть поглубже, оказывается на поверку проблемой отношения Человека к Человеку, или, как выразился бы философ старой закалки, проблемой отношения Человека к самому себе, хотя отношения и не прямого, а «опосредствованного» через Машину» [7, с. 30-31]. Действительно, в пост-фордистском капитализме именно проблема эксплуатации человека человеком выходит на первый план. Современный работник эксплуатируется различными методами: экономическими, юридическими, психологическими, идеологическими и др. Несмотря на то, что современные формы эксплуатации творческого труда чаще всего носят завуалированный характер, они, по-видимому, еще более негативно воздействуют на современного субъекта, чем эксплуатация предыдущего этапа развития общества.
Капитализм, таким образом, строится на внутреннем противоречии: обращаясь к живому труду, используя новые методы эксплуатации, в том числе и информационные технологии, на самом деле капитализм разрушает творческую деятельность и в конечном счете сдерживает собственное развитие.
Список литературы
1. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 46. - Ч. 2. - 618 с.
2. Маркс К. Экономические рукописи 1861-1863 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 47. - 659 с.
3. Раунинг Г. Несколько фрагментов о машинах [Электронный ресурс]. -URL: http://eipcp.net/transversal/1106/raunig/ru (дата обращения: 13.07.2016).
4. Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 170 с.
5. Делез Ж. Общество контроля. Postscriptum [Электронный ресурс]. -URL: http://www.my .arcto.ru/public/9deleuze.htm.
6. Лаззарато. Машина. URL: http://eipcp.net/transversal/1106/lazzarato/ru (дата обращения: 13.07.2016).
7. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М., 1968. - 319 с.
References
1. Marks K. Ekonomicheskie rukopisi 1857 - 1859 gg. [Economic Manuscripts 1857-1859 years]. Marx K. and Engels F., Sochineniia, Moscow: Politizdat, 1968, vol. 46, pt. 1. 618 p.
2. Marks K. Ekonomicheskie rukopisi 1861 - 1863 gg. [Economic Manuscripts 1861-1863 years]. Marx K. and Engels F., Sochineniia, Moscow: Politizdat, 1973, vol. 47. 659 p.
3. Rauning G. Neskol'ko fragmentov o mashinakh [A few fragments on machines], available at: http://eipcp.net/transversal/1106/raunig/ru (accessed 13 June 2016).
4. Virno P. Grammatika mnozhestva: k analizu form sovremennoi zhizni [A grammar of the multitude: for an analysis of contemporary forms of life]. Moscow: Ad Marginem Press, 2013. 170 p.
5. Delez Zh. Obshchestvo kontrolia. Postscriptum [Postscript on the Societies of Control], available at: http://www.my.arcto.ru/public/9deleuze.htm.
6. Lazzarato. Mashina [The machine], available at: http://eipcp.net/trans-versal/1106/lazzarato/ru (accessed 13 June 2016).
7. Il'enkov E.V. Ob idolakh i idealakh [About idols and ideals]. Moscow, 1968. 319 p.
Получено 07.06.2016