№ 3(33) 2011
A.A. Коеовец, адъюнктАкадемии экономической безопасности МВД России, г. Москва
Информационные технологии и информационная безопасность в системе государственного управления
Одним из ключевыхусловий перехода российского социума в состояние развитого информационного общества является обеспечение необходимого и достаточного уровня информационной безопасности. Основная цель внедрения информационных технологий в функционирование системы государственного управления — оптимизация деятельности всех государственных организаций и органов власти.
Введение
Истоки существующей модели государственного управления относятся ко второй половине XX в., к послевоенному индустриальному обществу, которое основывалось на единстве потребностей людей в базовом медицинском обслуживании, образовании, жилье, социальном обеспечении и коммунальных услугах. Тогда же были организованы крупные вертикальные структуры системы государственного управления — министерства, осуществляющие руководство конкретной сферой деятельности. Такая организация отличалась тем, что для выполнения поставленных задач вертикальным структурам в то время практически не требовалось взаимодействовать между собой. Существование разнородных, практически непересекающихся ветвей управления — характерная черта описанного подхода, приводящего к появлению обособленных систем, служб и инфраструктур.
Государственный аппарат, построенный по строго иерархическому принципу, не может быть в полной мере эффективным в условиях рыночной экономики, когда децентрализация управления компенсируется усилением горизонтальных связей, осуществляющих взаимодействие между однород-
ными по признаку иерархии структурами. Кроме того, переход к информационному обществу обуславливает необходимость переосмысления роли и структуры системы государственного управления, как это имело место при переходе к индустриальному обществу.
Предпосылки совершенствования информационной безопасности России
В современных условиях претерпевают глубокие изменения межгосударственные и внутригосударственные отношения, преобразуется и сама роль государства в современном мире: между государствами обостряются противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил.
№ 3(33) 2011
В настоящее время меняется не только общество в отдельно взятой стране, переходя от одной модели развития к другой, но и меняется весь мир: развитие идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий, возрастает уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз [3].
В связи с этим одним из основных условий перехода российского социума к состоянию развитого информационного общества является обеспечение необходимого и достаточного уровня информационной безопасности. Перечислим основные условия эффективного обеспечения информационной безопасности:
• своевременное выявление угроз информационной безопасности;
• обеспечение надежного противостояния атакам злоумышленников в информационной сфере;
• ликвидация неблагоприятных последствий нарушений защиты информационных ресурсов;
• регулярная оценка защищенности компонентов информационной инфраструктуры;
• своевременная модернизация систем информационной защиты.
В основе реализации указанных условий лежит формирование специализированных систем обеспечения информационной безопасности. Основной действующий на сегодняшний день документ, определяющий базовые направления обеспечения информационной безопасности российского общества и функционирования электронного правительства, — Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)». Ключевыми приоритетами указанной программы в рассматриваемой сфере на период до 2015 г. являются:
1) создание системы определения и контроля уровня реальной защищенности информационного общества от проявлений терроризма в информационной сфере,
обеспечивающей непрерывное получение сведений о состоянии объектов инфраструктуры и возможных проявлениях терроризма в информационной сфере, а также своевременное реагирование на указанные проявления;
2) создание и поддержка отечественных защищенных технологий хранения и обработки больших массивов неструктурированной информации, в том числе создание отечественных защищенных функциональных сервисов и технологических компонентов, обеспечивающих хранение и обработку больших массивов неструктурированной информации, их дальнейшая поддержка и развитие, позволяющие увеличить объем обрабатываемой неструктурированной информации;
3) развитие и интеграция с иными ведомственными и межведомственными информационно-управляющими системами единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом, в том числе:
• подключение ведомственных и межведомственных информационно-управляющих систем к единому банку данных по проблемам борьбы с терроризмом;
• модернизация телекоммуникационной составляющей единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом;
• разработка специализированных программно-аппаратных комплексов сопряжения с учетом требований информационной безопасности и уникальных для каждого абонента единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом;
• продление гарантийного сервисного обслуживания сложной вычислительной техники единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом;
4) создание национальной программной платформы (комплекс отечественных программных решений — модулей, построенных на базе единых технологий, позволяющих разрабатывать новые программные продукты методом компоновки и настройки уже готовых модулей, а также разработку новых модулей), в том числе:
№ 3(33) 2011
• развитие отечественной сборки операционной системы на свободном программном обеспечении;
• создание отечественной системы управления базами данных на основе открытых разработок;
• создание российской среды разработки программного обеспечения;
• разработка набора архитектурных стандартов и типовых компонентов для совместимости программ между собой;
• создание базового пакета прикладного программного обеспечения, включая драйверы и средства обеспечения информационной безопасности;
• создание национального фонда алгоритмов и программ;
• формирование пакета типовых решений, их размещение в национальном фонде алгоритмов и программ;
• формирование территориально распределенной инфраструктуры технической и методической поддержки свободного программного обеспечения;
5) формирование открытых стандартов взаимодействия информационных систем, в том числе разработка и поддержка профиля открытых стандартов архитектуры государственных информационных систем, форматов и протоколов обмена данными, обеспечивающих совместимость государственных информационных систем и их компонентов;
6) развитие суперкомпьютерных и грид-технологий, в том числе:
• разработка математических моделей для их использования в суперкомпьютерных вычислениях;
• создание базового ряда отечественных суперЭВМ с различными эксплуатационными характеристиками;
• построение грид-сети для высокопроизводительных вычислений, в том числе в интересах федеральных ядерных центров;
• разработка отечественного программного обеспечения для технологий проектирования и имитационного моделирования на суперЭВМ;
• создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения [4].
Сущность информационной модели государственного управления
Говоря об информационной модели государственного управления, следует понимать, что прежде всего речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции государства и взаимодействия органов власти с населением, с гражданским обществом, с хозяйствующими субъектами и различными бизнес-структурами. Нельзя вести речь только о том, что внутриправительствен-ная транзакция реализована в электронном, безбумажном режиме, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота.
Информационное общество формирует граждан нового типа. Упрощая взаимодействие с государственными органами и доступ к информации для населения, интернет-технологии способствуют большей открытости и прозрачности. Облегчается также доступ к разнообразным сведениям — законопроектам, материалам заседаний в комитетах и документам по бюджету. Граждане могут эффективнее следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свои мнения в режиме реального времени. Население хочет не просто узнавать о том, что делает правительство и как оно работает, но и принимать более непосредственное участие в реальном процессе управления.
В условиях интегрированной архитектуры информационной модели управления все сведения и службы должны быть
№ 3(33) 2011
организованы исходя из конкретных интересов граждан и представлены в соответствии с жизненными обстоятельствами или по иным основаниям (например, смена места работы или места жительства; изменение гражданского положения: вступление в брак, рождение ребенка, потеря работы, изменение бизнес-положения — создание компании и т.п.). В конечном итоге люди должны иметь возможность взаимодействия с органами государственной власти, их службами согласно собственным потребностям, настраивая информационные порталы по своему усмотрению, добавляя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.
Новая модель государственного управления в информационном обществе подразумевает проведение согласованной работы над тем, чтобы информатизация охватывала всех граждан. Иными словами, все граждане должны быть равноправными членами информационного общества, иметь равные возможности доступа к средствам информатизации и телекоммуникации. Онлайновые услуги и информация для населения должны быть доступны каждому независимо от его возраста, пола, национальности, финансового положения или местонахождения. Правительству следует взять на себя ответственность за организацию инфраструктуры и систем информационной поддержки жизнедеятельности людей. Указанные меры не только устранят информационное неравенство, но и создадут рабочие места и обеспечат устойчивый экономический рост.
Независимо от размера учреждения или ведомства привлечение людей к онлайновым службам является стержнем любой разумной стратегии в области информатизации отношений в информационном обществе. Государственные электронные службы должны обеспечивать:
• быстрый выход в Интернет и адаптацию пользователей к изменению условий;
• предоставление гражданам персонифицированных услуг, доступных с любого
терминала, делая тем самым эту операцию более удобной и легкой для граждан;
• высокий уровень информационной безопасности граждан;
• интеграцию и автоматизацию процессов государственного управления, осуществляемого с высокой эффективностью;
• ускорение принятия производственных, деловых и политических решений в режиме реального времени;
• прогноз потребностей граждан на различную перспективу;
• снижение расходов на эксплуатационное и техническое сопровождение информационных технологий, используя эффективные и надежные архитектуры;
• снижение управленческих рисков, применяя решения, обеспеченные информационно-аналитической и технической поддержкой.
Использование информационных технологий создает необходимые предпосылки для эффективного осуществления органами государственной власти своих функций путем:
• предоставления возможности сотрудникам легко и оперативно получать, создавать и предоставлять коллегам информацию, управлять ею и действовать на ее основе в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства. Служащие должны получать мгновенный доступ к инструментам анализа и совместной работы;
• оказания услуг гражданам, предоставления возможности служащим более оперативно и эффективно отвечать на запросы клиентов;
• повышения уровня искусственной интеллектуализации учреждения на основе организации сопряжения и интеграции систем управления контентом, мониторинга и анализа
и т.д.
Уже само по себе использование информационных технологий способствует изменению общественного и личностного поведения государственных служащих и переменам в культуре их работы: если доступ к ин-
№ 3(33) 2011
формации осуществляется очень просто, то вероятность того, что человек захочет посмотреть те или иные данные, будет намного больше; если взаимодействие с коллегами реализуется тоже просто, человек наверняка захочет воспользоваться их опытом; аналогично человек будет придерживаться правильных процедур, если их легко выполнять. Онлайновый обмен информацией порождает ощущение неотложности задачи и действует для государственных служащих как катализатор, заставляющий их заниматься непосредственно вопросами граждан, отвечать на их запросы и рассматривать их в большей степени как клиентов, нежели как бремя.
Однако при этом нельзя забывать и о том, что легкость выполнения тех или иных функций может устранять или в значительной степени снижать фактор индивидуального или общественного интеллектуального развития, расхолаживать исполнителей и, как следствие, способствовать появлению непреднамеренных ошибок.
Ключевая задача реализации концепции информационной модели государственного управления — создание централизованного национального портала, через который граждане, предприниматели и государственные служащие смогут оперативно взаимодействовать как с самим государством, так и между собой посредством использования традиционной телекоммуникационной инфраструктуры. Не менее перспективным направлением в области оптимизации системы государственного управления является использование беспроводных технологий связи и мобильных коммуникаций.
В настоящее время активно внедряются электронные услуги и быстро осваивается сеть Интернет государственными организациями различного уровня. Завершена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», начинается долгосрочная Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» [4]. Суммы, инвестируемые государ-
ством, значительны: если Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» стоила 100 млрд руб., то на Государственную программу «Информационное общество (2011-2020 годы)» планируется потратить более 600 млрд [4]. При этом необходимо учесть и расходы из бюджетов региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. В рамках этих программ и бюджетов государственные организации создают сайты, информационные системы, интернет-порталы и т. д. У многих организаций, как отмечают исследователи, на балансе уже по десятку интернет-активов, различных информационных систем и внутренних корпоративных порталов. Многие из ресурсов фактически не функционируют, какие-то заброшены и не поддерживаются, а большинство существуют только для галочки и отчетности перед вышестоящими и контролирующими органами. Но деньги из бюджета на них все равно выделяют и осваивают независимо от их текущего состояния, причем в абсолютной величине эти суммы, как правило, гораздо большие, чем тратят на такие работы коммерческие организации.
Интернет и развитие
Как уже было сказано, одной из важнейших функций государства в сфере развития информационного общества является создание необходимых условий для граждан России, чтобы все они имели возможность пользоваться преимуществами, предоставляемыми им информационным обществом. Преодолеть разрыв между теми, кто имеет доступ к информационным технологиям, и теми, у кого его нет, — программная задача государства, по своей значимости и масштабам подобная задаче ликвидации неграмотности в 20-е гг. прошлого столетия. Так, сегодня в США объединенный правительственный портал позволяет войти на любой из 20 тыс. сайтов федеральных органов и ведомств и бесплат-
№ 3(33) 2011
но получить любую информацию, которая может иметь отношение, например, к инновационной деятельности. В Австрии проведены исследования, доказывающие, что интернет-технологии позволяют экономить в среднем от одного до двух часов на получение информации по вопросу, который интересует инвестора. Опыт, например, Южной Кореи, показывает, что экономия государственных средств от внедрения интернет-технологий в стране составляет 100 млн долл. в год [10].
Таким образом, затраты государства на внедрение современных информационных технологий значительны, это объективная потребность развития информационного общества в России. При этом важно не отклониться от генеральной цели развития информационного общества и постоянно оценивать результаты информатизации страны по критерию, который дадут внедряемые информационные технологии каждому гражданину, государству, обществу в целом.
На сегодняшний день количество пользователей сети Интернет в мире превышает 1,5 млрд чел., в России — примерно 40 млн чел. Если степень проникновения Интернета увеличится, Россия сможет занять второе после Германии место в Европе по числу пользователей Сети [11]. В условиях интегрированной архитектуры информационной модели управления все сведения и службы могут быть организованы исходя из конкретных интересов граждан и представлены в соответствии с жизненными ситуациями или по тематическим областям (например, смена адреса местожительства, вступление в брак, рождение ребенка, потеря работы, создание компании и т. п.).
Правовые и организационные аспекты формирования информационного общества (электронное правительство)
Утвержденная Президентом РФ Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008
№ Пр-212 определяет цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области формирования информационного общества.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, например, приняты федеральные законы [1,2].
Рассмотрим отдельные аспекты, которые наиболее наглядно отражают роль информационных систем или информатизации в целом в реализации функций государственного управления.
В настоящее время к государству предъявляются все более возрастающие требования, направленные на повышение результативности его деятельности и улучшение качества услуг, для чего требуются фундаментальные реформы. Одним из действенных средств повышения эффективности управления делами государства являются инструменты, основанные на применении современных веб-технологий.
Информационные веб-технологии играют важную роль в развитии модели государственного управления в информационном обществе. И хотя сегодня повсеместное использование информационных технологий направлено, прежде всего, на повышение внутренней производительности, все больше органов власти внедряют новые технологии и подключают их к своим уже имеющимся автоматизированным системам для работы с информацией о клиентах. Интеграция технологий, обеспечивающих выполнение различных функций, позволяет государственным организациям напрямую взаимодействовать друг с другом и предоставлять комплексные услуги, технология реализации которых в совокупности получила название «электронное правительство».
В общем случае электронное правительство можно рассматривать как систему взаимодействия органов государственной власти с населением, основанную на широком применении современных информаци-
№ 3(33) 2011
онных технологий, в том числе сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением (уменьшения количества вынужденных очных обращений, снижения количества предоставляемых документов и др.).
Впервые понятие «электронное правительство» официально закреплено в качестве самостоятельной категории в Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [5].
В 2006 году были также приняты:
• Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. [6], в которой дано следующее определение: «Под электронным правительством ... понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов»;
• Концепция региональной информатизации до 2010 г. [7], в которой электронное правительство региона определено как «комплекс государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона».
С конца 2006 г. вопросы использования информационных технологий для оптимизации и упрощения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с гражданами и организациями стали предметом регулярного рассмотрения Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Одновременно в 2006 г. были внесены изменения в федеральную целевую программу «Электронная Россия», направленные на обеспечение концентрации выделяемых бюджетных средств на решении задач формирования электронного правительства. Так, начиная с 2007 г., в рамках программы предусмотрено финансирование работ по переводу первоочередных государственных услуг в электронный вид, а также по формированию необходимой инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия и документооборота для предоставления услуг гражданам и организациям на принципах «одного окна» и сокращения сроков межведомственных согласований.
Окончательно политическая стратегия на самом высшем уровне по проведению преобразований в системе отношений «ведомство — потребитель государственной услуги» на основе массового перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде сформировалась в начале 2008 г. Она была реализована в виде целой системы поручений и решений Президента и Правительства РФ, в том числе принявших законодательный и нормативный правовой характер. Началось формирование перечня приоритетных государственных услуг для перевода в электронный вид и подготовки плана выполнения таких работ с учетом со-финансирования из средств, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы «Электронная Россия».
Вместе с тем, несмотря на формирование необходимых предпосылок, значимых практических результатов в сфере формирования электронного правительства пока добиться не удалось. Фактически были сорваны все сроки, определенные Президентом и Правительством РФ для подготовки и принятия соответствующих нормативных актов. До сих пор не сформирована система проведения аттестации работников федеральных органов исполнительной власти по владению современными информационными технологиями.
Ч..... 49
№ 3(33) 2011
До конца не завершилось формирование органов управления созданием электронного правительства на межведомственном уровне. Образовано избыточное количество межведомственных структур, и вместе с тем ни одна из них пока не обеспечивает эффективную координацию действий федеральных министерств и ведомств в этом направлении. Не решена задача создания института главных конструкторов ведомственных программ информатизации для проведения скоординированной технической политики и осуществления технической экспертизы предлагаемых решений в сфере электронного правительства.
Такая ситуация сложилась из-за отсутствия законодательных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию принятых на президентском и правительственном уровне решений и направленных на регламентацию вопросов, связанных с предоставлением государственных услуг в электронном виде.
Однако следует отметить положительный момент в сфере формирования электронного правительства — это появление в марте 2009 г. (практически через год после одобрения Правительством РФ концепции формирования в России электронного правительства) согласованного основными заинтересованными ведомствами плана формирования электронного правительства на 2009-2010 гг. и поручение Правительства РФ по его реализации. Дальнейшее развитие практики реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. нашло отражение в [8] и [4].
Заключение
Развитие российского общества в современных условиях характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влия-
ет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Безопасность национальной экономики и экономическая безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса она будет только возрастать.
Описок литературы
1. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
2. Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
4. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 №1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"».
5. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 №65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"».
6. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 №632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 №1024-р «О Концепции региональной информатизации до 2010 года».
8. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 №697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (вместе с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия»),
9. Вепрев С. Б., Сомик К. В. [и др.] Информационная безопасность экономических систем. М.: АЭБ МВД России, 2010.
10. Официальный сайт Института развития свободы информации. URL: http://www.svobodainfo.org.