Nosanenko Galina Yurievna INFORMATION TECHNOLOGIES .
political sciences
УДК 323 (470)
DOI: 10.26140/anie-2019-0804-0007
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
© 2019
Носаненко Галина Юрьевна, кандидат политических наук, доцент кафедры «Теории государства и права и публично-правовых дисциплин» Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Нижнекамский филиал (423570, Россия, Нижнекамск, проспект Шинников, 44 «б», e-mail:[email protected])
Аннотация. Цель: определить влияние информационных технологий на устойчивость организаций третьего сектора в Республике Татарстан. Методы: в качестве основных методов исследования были выбраны диалектический, системный и социологический. Диалектический метод позволил рассмотреть историю вопроса в ретроспективе и помог выбрать конкретные методы исследования - системный и социологический. Системный метод лежал в основе постановки задач и определил подход к объекту как целостному множеству элементов в совокупности отношений и связей между ними. С помощью социологического опроса были собраны и проанализированы эмпирические данные. Результаты: выявлены изменения, произошедшие в содержательном наполнении сайтов татарстан-ских НКО за последние три года, в частности активизация и использование интерактивной функции, позволяющей работать с краудфандинговой-платформой и повышать финансовую устойчивость НКО; создание в республике платформы для социально-технологических инноваций. Научная новизна: рассмотрены в динамике основные изменения в использовании информационных технологий третьим сектором. Практическая значимость: результаты исследования позволяют сравнивать татарстанские НКО и НКО любого субъекта России и страны в целом, вносит некоторую ясность о состоянии и перспективах развития институтов гражданского общества в Республике Татарстан. Полученные данные можно использовать в научной и преподавательской деятельности. Вывод: информационные технологии все увереннее внедряются в работу организаций некоммерческого сектора и положительно влияют на его устойчивость и развитие. Однако сектору требуются специалисты в сфере информационно-коммуникационных технологий для их более эффективного применения.
Ключевые слова: третий сектор, некоммерческая организация, межсекторное партнерство, информационные технологии, кобрендинг, краудфандинг-платформы, устойчивость НКО.
INFORMATION TECHNOLOGIES AND THEIR ROLE IN THE SUSTAINABILITY OF THE ORGANIZATIONS OF THE THIRD SECTOR IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
© 2019
Nosanenko Galina Yurievna, candidate of Political Sciences, Associate Professor of «Theory of state and law and public law disciplines» Kazan Innovation University V.G. Timiryasova, Nizhnekamsk branch (423570, Russia, Nizhnekamsk, Avenue Shinnik, 44«b», e-mail: [email protected])
Abstract. Purpose: to determine the impact of information technology on the sustainability of organizations of the third sector in the Republic of Tatarstan. Methods: as the main research methods, dialectic, systemic and sociological were chosen. The dialectical method allowed us to consider the history of the issue in retrospect and helped to choose specific research methods - systemic and sociological. The systemic method was the basis of the statement of tasks and determined the approach to the object as an integral set of elements in the totality of relations and relations between them. Empirical data were collected and analyzed using a sociological survey. Results: the changes that have occurred in the content of the sites of Tatarstan NPOs, in particular, the use of an interactive function that allows you to work with a crowdfunding platform and increase their financial stability, are identified. Scientific novelty: the main changes in the use of information technologies by the third sector are examined in dynamics. Practical relevance: the results of the study allow comparing Tatarstan NPOs and NPOs of any subject of Russia and the country as a whole, introduces some clarity about the state and prospects of development of civil society institutions in the Republic of Tatarstan. The data obtained can be used in scientific and teaching activities. Conclusion: information technologies are more and more confidently being introduced into the work of organizations of the non-profit sector and have a positive effect on its sustainability and development. However, the sector requires specialists in the field of information and communication technologies for their more effective application.
Keywords: third sector, non-profit organization, intersectoral partnership, information technology, co-branding, crowd-funding platforms, NGO sustainability.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Сегодня Татарстан является одним из самых стабильных и успешных субъектов Российской Федерации. Одной из причин такого положения является заинтересованность республиканского руководства во внедрении в повседневную практику всевозможных социальных инноваций, в частности - активного использования ресурсов некоммерческих организаций в социальной сфере.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Такой подход основывается на идеях теории «непрямого государственного управления» (New Governance Th eory), появившейся в общественных науках в конце прошлого века, в рамках которой Лестер Саламон обосновывал необходимость для социально-ориентированного государства с рыночной экономикой наличия меж-
секторного партнерства в лице НКО, бизнеса и власти [1, с. 29-49]. Роль некоммерческого сектора заключается в том, что являясь институтом гражданского общества, он берет на себя бремя решения тех задач, с которыми не справляется государство и куда не идет бизнес, т.е. становится «мостиком» между обществом, государством и бизнесом. Как отмечал Амиатаи Этциони, автор термина «третий сектор»: «третий, в действительности альтернативный сектор, заполнен организациями, способными сочетать в своей деятельности дух предпринимательства и организационную эффективность, свойственную частной фирме, с ориентациями на достижение общего блага, свойственными государству и системе общественного управления» [2, с. 314-323]. Юрген Хабермас акцентировал внимание на таких достоинствах некоммерческого сектора, как подвижность, активность и открытость, дающих гражданам возможность управлять самостоятельно и действовать в противовес власти, основанной на традиции, силе и ритуале [3, с. 27-31, 73, 127]. Государство при этом призвано выполнять функ-
политические науки
Носаненко Галина Юрьевна ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ...
ции независимого и незаинтересованного арбитра, поддерживать «правила игры», сохранять равновесие среди соперничающих групп, обеспечивать им равный доступ к процессам выработки политики и фиксировать в своих решениях достигнутый баланс интересов [4,44]. Как отмечал Юрген Кока: «Сильное гражданское общество нуждается в сильном государстве, и наоборот» [5]. Однако, ряд исследователей считает, что ставшие модными «переговорные площадки», «гражданские экспертизы», «общественный контроль» и другие новые для России социальные технологии так и остались прерогативой очень немногих «элитных» организаций; в лучшем случае эти технологии массово и безжалостно имитируются, становясь «гражданской модой» [6,29]. Изменить ситуацию в этой области возможно более активно используя новые информационные технологии.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
На современном этапе развития нашего государства интерес к некоммерческим организациям не угасает. Так, в период с 2012 по 2016 гг. при поддержке Общественной Палаты Республики Татарстан (ОП РТ) в пяти крупных городах республики были проведены исследования НКО с целью определения степени устойчивости сектора, которые позволили выявить его слабые и сильные стороны и определить «дорожную карту», т.е. дальнейшие пути развития.
Среди слабых показателей, прежде всего, отмечалась низкая финансовая устойчивость НКО. Большинство руководителей констатировали нестабильность положения своей организации, подчеркивали, что вся работа держится в основном на энтузиазме; отсутствует поддержка и интерес к организации со стороны потенциальных спонсоров. Также к недостаткам была отнесена устойчивая тенденция организаций к копированию в своей деятельности советских практик [7]: патерналистская модель взаимодействия с властью, характеризующаяся тем, что активные группы населения мало сплочены, практически парализованы своими устоявшимися связями с государством и не готовы рисковать этими отношениями [8].
В целом, множество этих и других нерешенных организационно-экономических проблем третьего сектора республики в 2012 - 2016 гг., позволили охарактеризовать его как слабый, только зарождающийся, подверженный рискам сектор [9, с. 99]. На данный момент ситуация меняется. Татарстан следует общероссийской тенденции, где к 2018 г. доля организаций, использующих наемных сотрудников, возросла до 71%, а доля организаций, имеющих два и более источников дохода - до 66%, что свидетельствует, во-первых, о профессионализации некоммерческого сектора, и во-вторых - об улучшении его финансового самочувствия [10].
К сильным сторонам были отнесены потенциальные возможности развития сектора, которые предлагалось реализовывать путем внедрения инновационных механизмов и моделей благотворительности и фандрайзинга [11]. Для решения этой задачи необходимо было, во-первых, решить кадровую проблему (на момент проведения исследования более 60% НКО не имели штатных сотрудников) [12, с. 227-234]. Во-вторых, более активно использовать в практике организации информационные ресурсы. К слову, у большинства татарстанских НКО уже имелись свои сайты, которые были созданы на домене tatarstan.ru, но представленная там информация носила статичный и минималистичный характер [13, с. 176-177]. Такая ситуация явно не способствовала решению основных проблем сектора. Однако в целом, поле деятельности общественных объединений становилось все более привлекательным для граждан в силу их специфической функциональной направленности, которая и способствовала ценностной и организационно-практической интеграции и консолидации граждан [14,134].
При этом мировая практика демонстрирует девять
успешно работающих типов онлацн-сервисов для НКО: фандрайзинговые платформы, листинги НКО, информационные порталы, виртуальные ресурсные центры, платформы для волонтеров и КСО, консультационные и образовательные сервисы, Pro Bono и сервисы для корпоративной социальной ответственности (КСО) [15]. В России такой формат тоже начинает внедряться (наиболее известными являются информационный портал фонда «Нужна помощь», листинг «Добро Mail.ru», «Теплица социальных технологий», акселератор социальных технологических стартапов Phil.Tech, Центр инноваций РТ), но пока он не носит массового характера.
Повторный мониторинг татарстанских сайтов [16] показал, что по состоянию на 01.09.2019 г. содержательное наполнение сайтов татарстанских НКО изменилось в лучшую сторону: большинство организаций подключили интерактивную функцию, наладив связь с потенциальными донорами через краудфандинг-платформы, чем значительно укрепили свою финансовую независимость. Опросы руководителей показали, что основными источниками финансирования НКО стали: пожертвования частных лиц (22%); гранты (21%); поддержка со стороны предприятий (организаций) (21%) и местных бюджетов (11%), доходы от собственной деятельности (6%) и др. То есть происходит постепенный процесс диверсификация сектора, основанный на технологических инновациях. В результате возрождается хорошо развитая в дореволюционной России практика меценатства и оказания благотворительной помощи, но имеющая на современном этапе свои отличительные особенности: многие руководители органов местного самоуправления, предприятий и организаций различного уровня выступают меценатами в частном порядке [17-20], например в Татарстане ими ежегодно проводятся ифтары для горожан в священный месяц Рамазан [21,11].
То, что денежные пожертвования сегодня являются самой распространенной в России благотворительной практикой: давать незнакомым нуждающимся людям деньги (включая просящих милостыню) приходилось 53% россиян подтверждают исследования по всей России [22, с. 149]. При этом подчеркнем, что более эффективно организовать их сбор можно лишь с помощью он-лайн технологий, прежде всего листинговых платформ, которые могут взять на себя не только сбор данных об НКО, но и верификацию информации, ее ранжирование и просвещение благотворителей.
На втором месте среди источников финансирования находится грантовая поддержка, однако большинство руководителей (87%) воспринимают работу по разработке проектов и продвижении их на различные конкурсы как проблему. Так в республике в 2017 г. из 409 поданных заявок было поддержано - 87 заявок (21%), а в 2018 г. - из 573 заявок поддержано 105 заявок (18%) [23]. При этом, в 2017 году общая сумма привлеченных проектами СО НКО РТ в рамках грантов Президента Российской Федерации составила 134 млн рублей; в 2018 году - 168 млн рублей, а общая сумма привлеченных проектами СО НКО РТ составила 168 160 599 рублей [24]. Отметим, что акцент на грантовую поддержку могут делать не все организации, как видно из статистики, доля таких организаций составляет около 20%. И это уже не мало. Но наиболее эффективными методами расширения своих задач, привлечения целевой аудитории и вовлечения ее в деятельность организации являются все же он-лайн технологии, позволяющие привлекать в сектор молодежь, с детства привыкшую к цифровой среде.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Подводя итоги, отметим, что применение информационных технологий позволяет решить самый актуальный вопрос НКО - вопрос финансовой устойчивости, что, в свою очередь, способствует более эффективной работе по всем остальным направлениям. Создание таких информационных продуктов как кобрендинг (бла-
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4(29)
45
Nosanenko Galina Yurievna political
INFORMATION TECHNOLOGIES ... sciences
готворительные отчисления от продажи коммерческих товаров), краудфандинг-платформы и других аналогичных ресурсов помогает обеспечивать открытость НКО, повышать социальный эффект от их работы.
В республике имеется большой потенциал для роста третьего сектора. Но без структурированных баз, удобных платформ и сервисов люди и организации просто не смогут узнать друг о друге. Первый шаг в этом направлении уже сделан: созданы сайты НКО, работают Центр инноваций и акселератор Phil.Tech (создатели «Рыбаков Фонд» и Бизнес-инкубатор ВШЭ). Кроме того, целенаправленная работа ОП РТ и созданные в республике информационно-ресурсные центры для НКО начинают приносить свои первые результаты. В то же время, ускорения технологического развития Российской Федерации, требует увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации. Как отмечают московские исследователи их долю необходимо довести до 50 % от общего числа НКО [25]. Необходимо продолжать межсекторное сотрудничество на основе ускоренного внедрения цифровых технологий, тиражировать наиболее успешные практики НКО, формировать новый рынок услуг, привлекательный для венчурных и частных инвестиций, а также смогут использовать все инструменты развития, которые есть и в других сферах. Все это требует внедрения информационных технологий в сферу деятельности НКО и является основой их устойчивости и одной из приоритетных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Salamon, L.M. (1987). Of Market Failure, Voluntary Failure and Th irdParty Government: Th e Th eory of Government-Nonprofi t Relations in the Modern Welfare State. Journal of Voluntary Action Research. № 16. P. 29-49.
2. Etzioni, A. The Third Sector and Domestic Missions II Public Administration Review. 1973. № 33. P. 314-323.
3. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. An Inguiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge, 1989. 301 p.
4. Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 186 с.
5. Кока Ю. Европейское гражданское общество: исторические корни и современные перспективы на Востоке и Западе / URL: https:// magazines.gorky.media/nz/2003/2/evropejskoe-grazhdanskoe-obshhestvo-istoricheskie-korni-i-sovremennye-perspektivy-na-vostoke-i-zapade.html (дата обращения 10.10.2019)
6. Алексеева Л.Н. Гражданское общество в России сегодня. — М. : Фонд «Либеральная миссия», 2005. — 29 с.
7. Шиняева О.В., Каюмова Л.Х. Роль некоммерческих организаций в укреплении социальной интеграции россиян // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 108-111.
8. Ежегодный доклад Общественной палаты «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» за 2012 год / URL: http://www.oprf.ru (дата обращения 10.10.2019)
9. Носаненко Г.Ю. Институализация общественных объединений //Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 98-101
10. Маленко А. Гражданское общество в России: 10 лет наблюдений / URL: https://www.asi.org.ru/article/2019/05/20/grazhdanskoeob (дата обращения 10.10.2019)
11. Десять мифов о гражданском обществе, которые развенчал Лестер Саламон / URL: https://www.hse.ru/news/science/126676910.ht ml?fbclid=IwAR0mwJttvkCN0KouY1dxWjYfNWYUyHpidjudQY8wn6D-Ycur-gh61y2CbW0 (дата обращения 10.10.2019)
12. Носаненко Г.Ю. Некоммерческий сектор Республики Татарстан: тенденции становления (по материалам эмпирического исследования в г. Нижнекамске) // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 1. C.227-234.
13. Мухранов Н. В. Развитие «третьего сектора» Республики Татарстан. Информационные технологии: перспективы роста // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях (часть 1). Казань: Познание, 2016. 318 с.
14. Фан И.Б. Общественные объединения в современ- ной России: проблемы, гипотезы, принципы исследо- вания // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 1999. Вып. 1. Екатеринбург, 1999. С. 127-140.
15. А. Ница. Технологии для филантропии: новый рынок для интересных проектов / URL: https://rb.ru/opinion/tehnologii-dlya-filantropii (дата обращения 10.10.2019)
16. Методика мониторинга сайтов некоммерческих организаций / URL: http://www.pandia.ru/text/77/191/18866.php (дата обращения 20.09.2019).
17. Паршакова Ю.А., Суханова А.Ю. Благотворительность как форма социального обмена // Азимут научных исследований: педаго-
гика и психология. 2015. № 2 (11). С. 145-148.
18. Суханова А.Ю. Благотворительность: теоретический и эмпирический анализ //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 117-120.
19. Доброва О.В. К вопросу о развитии системы благотворительных общественных организаций дореволюционной России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 305310.
20. Паршакова Ю.А. Благотворительность как объект социологического исследования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 143-145.
21. Роль вузов в развитии институтов гражданского общества (из опыта реализации совместных социально-гуманитарных проектов Нижнекамского филиала Ассамблеи народов Татарстана и Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань) / И.Х. Мезикова, О.Д. Агапов. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права. 2012. 149 с.
22. Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Влияние доверия на участие россиян в благотворительности // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 145-159.
23. Леонтьева Т.,И. Анализ проектной деятельности СОНКО в конкурсе Фонда президентских грантов в 2017-2018 году / URL: http:// oprt.tatar/ksocpolit/itogo-nko_praktiki.pdf (дата обращения 20.09.2019)
24. Официальный сайт Общественной палаты Республики Татарстан / URL: http://oprt.tatar/ksocpolit/itogo-nko_praktiki.pdf (дата обращения 20.09.2019)
25. Мерсиянова И.В. Волонтерство и благотворительность в России и задачи национального развития / URL: ttps://grans.hse.ru/data /2019/04/12/1175045736/Мерсиянова%20И.В.%20Волонтерство%20 и%20благотворительность%2012.04.2019.pdf (дата обращения 20.09.2019)
Статья поступила в редакцию 13.10.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019