УДК 355.58:004
В.И. Мухин
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В статье рассматривается роль и место информационных технологий в совершенствовании гражданской обороны России.
Ключевые слова: информационные технологии, гражданская оборона.
V. Mukhin
INFORMATION TECHNOLOGIES OF CIVIL DEFENSE
The article views the role and a place of information technologies in civil defense of Russia.
Keywords: information technologies, civil defense.
Анализ развития геополитической обстановки в мире свидетельствуют, что в современных условиях наиболее вероятными становятся локальные вооружённые конфликты. Многие локальные вооружённые конфликты могут возникать быстро, развиваться стремительно, без какого-либо «угрожающего периода», необходимого для проведения мобилизационных мероприятий. Все это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования системы гражданской обороны, которое должно быть направлено, в первую очередь, на перевод основных элементов гражданской обороны в категорию постоянной готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
К особенностям ведения гражданской обороны (далее по тексту - ГО) относятся различия алгоритмов принятия решений в автоматизированной системе оперативного управления (далее по тексту -АСОУ) ГО в мирное и военное время. Необходимо отметить, алгоритм принятия решения АСОУ ГО в мирное время аналогичен алгоритму принятия решения АСОУ РСЧС. Алгоритм принятия решения в АСОУ ГО в военное время принципиально отличается от АСОУ ГО мирного времени.
Принятие решения в АСОУ РСЧС осуществляется путём получения оперативных сведений о сценарии развития чрезвычайной ситуации (далее по тексту - ЧС) и сравнения сценариев развития ЧС с типовой ситуацией, полученной на основе данных предыстории развития этой ЧС, при близости образов принимается решение на основе данных типового алгоритма действий. Аналогичный алгоритм АСОУ ГО мирного времени.
Основой принятия решений в АСОУ ГО военного времени должно быть ситуационное управление на основе базы знаний о сценариях развития ЧС военного времени. База знаний о типовых сценариях развития ЧС военного времени должна формироваться с учётом возможной обстановки на территории Российской Федерации, отдельных её субъектов при ведении военных действий с учётом применения всех возможных видов современных средств поражения.
Решить проблему оперативного управления возможно путём применения информационных технологий и автоматизации системы оперативного управления ГО мирного и военного времени.
МЧС РФ оснащено информационно-аналитическими комплексами поддержки принятия решений по вопросам гражданской обороны и защиты населения.
Информационно-аналитический комплекс ГО (далее по тексту - ИАК ГО) предназначен для всестороннего информационного обеспечения деятельности Главного управления МЧС России в об-
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'3
ласти гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени и позволяет автоматизировать решение основных управленческих задач, позволяющих осуществить:
- сбор и обработку информации об обстановке в районе ЧС;
- моделирование возможной обстановки в ЧС мирного и военного времени;
- подготовку альтернативных вариантов действий в различных условиях ЧС с отображением их на электронной (цифровой) карте местности;
- разработку проектов отчётно-информационных и информационно-распорядительных документов;
- постановку задач подчинённым органам управления;
- оперативное управление и координацию действий сил РСЧС при решении задач в различных условия ЧС;
- проведение всесторонней оценки состояния ГО и защиты населения.
Базовой основой информационных технологий и систем является программное обеспечение комплекса, которое позволяет решать:
- задачи прогнозирования последствий ЧС (аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах; аварии на химически опасных объектах (далее по тексту - ХОО); аварии на нефтегазопроводах; аварии на АЭС; разрушение гидротехнических сооружений; лесные пожары; землетрясения; наводнения);
- задачи оперативного реагирования с определением состава сил и средств для ликвидации ЧС;
- оптимизационные задачи с получением рациональных вариантов распределения сил и средств эффективных мероприятий по защите населения и снижения ущерба;
- задачи оценки рисков с анализом рисков и разработкой мероприятий по их снижению, построение карт рисков для населения и территорий;
- информационные задачи (представление разнообразной справочной информации);
- задачи оперативного управления (формирование и рассылка распоряжений и донесений в автоматическом режиме);
- навигационные задачи (построение маршрутов, определение координат района ЧС; диспетчеризация движения; отображение обстановки на карте).
Так например пример решения навигационной задачи - отображение обстановки на карте зоны ЧС включает расчёт последствий аварии на ХОО с отображением на карте зоны ЧС включает: последствия аварий на ХОО; средства защиты; реагенты для обеззараживания; марки и количество машин для постановки водяных завес; необходимость эвакуации людей из зданий.
Донесение о факте и основных параметрах чрезвычайных ситуаций включает: общие данные (тип ЧС, дата, время, место, объект, наименование, форма собственности, отрасль, министерство, причина возникновения ЧС, краткая характеристика ЧС); метеоданные (температура, направление и скорость ветра, влажность, осадки, состояние приземного слоя атмосферы, видимость, ледовая обстановка); основные параметры ЧС, например: химическое заражение (наименование аварийно-химически опасного вещества (далее по тексту - АХОВ), количество АХОВ, выброшенного в атмосферу, количество АХОВ в ёмкостях хранилища, площадь разлива).
Проведённый анализ возможностей ИАК ГО показал, что программное обеспечение комплекса не в полной мере позволяет решать задачи принятия решений в военное время ввиду отсутствия в нём задач оценки сценария развития ЧС военного времени. Возникает необходимость в доработке программного обеспечение комплекса.
Литература
1. Информационно-аналитический комплекс ГО (ИАК ГО). Руководство пользователю - М.:ЦИЭКС, 2005. - 86 с.
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'3