j? ^v Tî,
УДК 378
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
INFORMATION TECHNOLOGY DISTANCE LEARNING DISCIPLINE "HISTORY"
о
X й т:
о
© Суворов Валерий Владимирович
Valery V. Suvorov
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (г. Энгельс).
PhD (Historical), Associate Professor of the Department of Humanities and Foreign Languages, Volga region cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation (Engels).
© Пинчук Юрий Сергеевич
Yuriy S. Pinchuk
ассистент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (г. Энгельс).
Assistant of the Department of Humanities and Foreign Languages, Volga region cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation (Engels).
Аннотация. История является одной из наиболее важных учебных дисциплин, призванной не только сформировать определённые компетенции, но сформировать такие качества как патриотизм, гражданская ответственность. В связи с этим, в рамках дистанционного образования обучающий материал приобретает свою специфику. Наряду с лекционным материалом, представленном в виде мультимедийных презентаций или видеозаписей лекций и контрольно-измерительных материалов важной составляющей дистанционной программы по истории должна быть самостоятельная работа учащихся с историческими источниками.
Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, дисциплина «история».
Abstract History is one of the most important academic disciplines, designed not only to form certain competencies, but also to form such qualities as patriotism and civic responsibility. In this regard, within the framework of distance education, teaching material acquires its own specifics. Along with the lecture material, presented in the form of multimedia presentations or video recordings of lectures and monitoring and measuring materials, an important part of the distance history program should be the independent work of students from historical sources.
Key words: information technology, distance learning, discipline "history.
В I
у
»последние время высшие ^учебные заведения всё больше внимания обращают на возможности применения современных инфор-
мационных и коммуникационных технологии в системе высшего образования. Дистанционное обучение представляет собой форму образования, а также сам способ получения образо-
%
SIS4Ü'
вания за счет опосредованной интерактивнои коммуникации с определенной дидактической системой, в основе которой лежит главным образом самостоятельная деятельность учащихся. Стремительно развивающаяся информационно-образовательная система удаленного доступа, которой по своей сути является дистанционное обучение, основана на последних достижениях информационных технологиях, многие из которых приобретают интерактивный характер.
Следует учитывать, что дистанционное обучение представляет собой комплекс дидактических методов, которые отличаются по своим принципам от традиционной формы обучения. При этом главной образовательной целью в дистанционном образовании остается возможность получить качественное образование. В настоящее время для авторов курсов дистанционного образования доступны широкие программные возможности для создания качественных мультимедийных средств обучения, которые позволяют в полной мере предоставить учебную информацию, зачастую не хуже чем при традиционной форме обучения. Кроме этого современные технологии дают возможность осуществления обратной связи между преподавателем и учащимися. В последнее время многие авторы обращаются к вопросу об особенностях обучения истории в рамках дистанционного образования [1; 3; 5; 7].
История является одной из наиболее важных учебных дисциплин, призванной не только сформировать определенные компетенции, но сформировать такие качества как патриотизм, гражданская ответственность. Сохранение памяти о своей истории остается одной из древнейших и самых благородных традиций человечества. Мировая история и история России богаты яркими событиями, незыблемыми культурными традициями, великими личностями. При этом не стоит забывать, конечно, и о неудачах, провалах в развитии человеческого общества, отдельных государств, о гражданском предательстве - «отрицательные» примеры тоже являются, во многом, показательными и, при правильном к ним подходе в образовательном процессе, могут выступать не менее значимыми средствами в воспитательной деятельности и формировании гражданственности [2; 4; 6].
При изучении дисциплины «история» учебный процесс в дистанционном образовании состоит из всех основных форм его традиционной организации, однако большая часть функций передается компьютеру, позволяющему просматривать видеозаписи лекций, изучать мультимедийные курсы, работать с интерактивными обучающими программами, организовывать сетевые семинары, осуществлять текущий контроль с помощью тестирующих систем или контрольных работ, проводить on-line консультации.
При этом специфика предмета, в том числе необходимость освоения таких компетенций «способностью анализировать основные этапы
и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции», «способность к самоорганизации и самообразованию» предполагает самостоятельную работу с различными материалами. Достижение данных компетенций возможно при самостоятельной работе учащихся с материалами лекций, представленных в виде мультиметидийных презентаций, либо видеозаписей прочитанных прподавателем лекций, вопросами и различными заданиями к ним. Внимательное прочтение или просмотр лекций позволяет получить и закрепить основные знания по предмету. При обучении истории вопрос о применении мультимедийных технологий является наиболее важным. Как правило, по своей форме мультимедийная презентация представляет курс лекций, который переведён в электронную форму и снабжён иллюстративными материалом. Дополнение текста схемами, рисунками, картами, картинами заметно усиливает эмоциональное влияние на студентов, и даёт возможность погрузиться в изучаемую эпоху. Карты, занимающие небольшое место на экране, могут быть развёрнуты по всей ширине экрана, позволяя детально проследить, например, как проходили боевые действия, определить соотношение противоборствующих сил либо просто графически представить территориальные границы государства в определённый период [8, с. 4].
В презентации могут также входить глоссарий, краткая хрестоматия и контрольно-измерительные материалы. Однако целесообразней их выделить в отдельные блоки. Так, наряду с лекционным материалом учебный курс может включать дополнения в виде справочной информации об исторических деятелях или словаря новых терминов, к отдельным темам. Знакомство с данным материалом позволяет расширить понятийный аппарат студентов, который может быть использован при выполнении творческих работ и контрольной проверки знаний.
Более сложной составляющей дистанционной программы по истории является самостоятельная работа учащихся с историческими источниками. Изучение документальных материалов, выполнение заданий разной сложности и оформление полученных результатов по предложенным образцам предполагает уже углубление знаний по предмету и освоение начальных навыков исследовательской работы.
Использование интерактивных электронных обучающих программ, мультимедийных курсов, совмещающих различные компоненты учебного процесса позволяет достичь более высокий эффект в обучении. При этом учебный материал следует регулярно подвергать доработке, совершенствовать с учётом требований, которые связаны количеством и уровнем знаний учащихся, так и с расширением образовательных программ.
Следует отметить, что в учебном процессе дистанционного обучения важны не инфор-
ч
о
мационные технологии сами по себе, а то, насколько их применение позволяет достичь образовательных целей. Набор средств коммуникации определяется содержанием образования, а выбор технологий основан на исследовании содержания учебных курсов, степени предполагаемой активности студентов, их вовлечения в учебный процесс, конкретной цели и ожидаемых результатов обучения [3].
Важным условием освоения материала по истории при дистанционном обучении является знакомство с профессиональным инструментарием исторической науки. Развитие практических навыков возможно не только за счёт выполнения предложенных заданий по историческим источникам, но знакомство с электронными библиотеками, интерактивными музеями, представленными на различных интернет-ресурсах первоисточниками, в том числе на сайтах государственных архивов. При этом ключевая роль должна отводиться преподавателю, с которым должна поддерживаться постоянная связь. При непосредственном соучастии студента и преподавателя в формировании необходимых компетенций процесс
обучения становится наиболее эффективным. Обращение к электронным интерактивным материалам и учебникам не исключает печатные материалы из дидактического арсенала. Входящие в учебники тексты при необходимости можно распечатать самостоятельно.
Применение мультимедийных технологий даёт дополнительную возможность, чтобы перенести центр тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности, что является основой для самостоятельной деятельности студентов, связанной с анализом и обобщением материала по истории.
Таким образом, мультимедийные и интерактивные составляющие программ по дисциплине «история» в дистанционном обучении позволяют обеспечить вовлечение студентов в обучающий процесс, а также управлять и взаимодействовать с этим процессом. Наряду с использованием различных средств обучения немаловажным остаётся ведение диалога между преподавателем или руководителем и студентами, обратная связь и постоянная поддержка, корректировка индивидуальных или коллективных действий учащихся. По итогам обучения можно проводить электронные теле- или видеоконференции.
Материалы поступили в редакцию 06.12.2018 г
щ а
т:
Библиографический список (References)
О
1. Вознесенская, Е. В. Дистанционное обучение - история развития и современные тенденции в образовательном пространстве / Е. В. Вознесенская // Наука и школа. 2017. № 1. С. 116-123. ISSN 1819-463X.
2. Живайкина, А. А. Гражданское воспитание в медицинском вузе как задача дисциплины «история отечества» /
A. А. Живайкина, В. В. Суворов // Психолого-педагогические основания реализации образовательного процесса в медицинском вузе : матер. внутривуз. метод. конф. Саратов : СГМУ, 2012. С. 39-52.
3. Можаева, Г. В. Дистанционное обучение в преподавании истории: проблемы и перспективы / Г. В. Можаева,
B. М. Вымятнин // Вестник Томского государственного университета. 1999.
№ 268. С. 158-161. ISSN 1561-7793.
4. Пинчук, Ю. С. Актуальные проблемы изучения дисциплины «история» в среднем профессиональном образовании / Ю. С. Пинчук // Развитие науки и образования на современном этапе : матер. междунар. научно-практ. конфер. : в 2 ч.. Engels, 2017. С. 62-63. ISBN 978-5-94771-220-9.
1. Voznesenskaja, E. V. (2017). Distancionnoe obuchenie - istorija razvitija i sovremennye tendencii v obrazovatel'nom prostranstve [Distance learning - history of development and modern trends in the educational space]. Nauka i shkola. No 1. P. 116-123. ISSN 1819-463X.
2. Zhivajkina, A. A., Suvorov, V. V. (2012). Grazhdanskoe vospitanie v medicinskom vuze kak zadacha discipliny «istorija otechestva» [Civil education in a medical university as a task of the discipline "history of the fatherland"]. Psihologo-pedagogicheskie osnovanija realizacii obrazovatel'nogo processa v medicinskom vuze : mater. vnutrivuz. metod. konf. Saratov. SGMU. P. 39-52.
3. Mozhaeva, G. V., Vymjatnin, V. M. (1999).
Distancionnoe obuchenie v prepodavanii istorii: problemy i perspektivy [Distance Learning in Teaching History: Problems and Prospects]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. No 268. P. 158-161. ISSN 1561-7793.
4. Pinchuk, Yu. S. (2017). Aktual'nye problemy izuchenija discipliny «<istorija» v srednem professional'nom obrazovanii [Actual problems of studying the discipline «history» in secondary vocational education]. Razvitie nauki i obrazovanija na sovremennom jetape : mater. mezhdunar. nauchno-prakt. konfer. : v 2 ch. Engels. P. 62-63. ISBN 978-5-94771-220-9.
%
SIS4Ü'
5. Ручкина, Е. Б. Проблемы и возможности применения компьютерных технологий в преподавании истории (на примере организации дистанционного обучения студентов с применением среды moodle) / Е. Б. Ручкина, А. С. Соколов // Учёные записки ИСГЗ. 2015. Т. 13. № 1. С. 471-477. ISSN 2078-6980.
6. Суворов, В. В. Формирование общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза на занятиях по дисциплине «история отечества» / В. В. Суворов // Междисциплинарный подход в формировании общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза : матер. внутривуз. метод. конф. Саратов, 2014. С. 157-161. ISBN 978-5-7213-0554-2.
7. Туляганова, С. О. Внедрение механизма дистанционного обучения в процесс преподавания истории / С. О. Туляганова // Наука без границ. 2017. № 6 (11). С. 144-147. 2500-1191.
8. Яблочкина, И. В. Преподавание отечественной истории на факультете дистанционного обучения: опыт и проблемы / И. В. Яблочкина, М. Р. Меламуд // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2006. № 2. С. 3-7. ISSN 2413-2829.
5. Ruchkina, E. B., Sokolov A. S. (2015).
Problemy i vozmozhnosti primenenija komp'juternyh tehnologij v prepodavanii istorii (na primere organizacii distancionnogo obuchenija studentov s primeneniem sredy moodle) [Problems and possibilities of using computer technologies in teaching history (on the example of organizing distance learning for students using the moodle environment)]. Uchjonye zapiski ISGZ. V. 3. No 1. P. 471-477. ISSN 2078-6980.
6. Suvorov, V. V. (2014). Formirovanie obshhekul'turnyh kompetencij u studentov medicinskogo vuza na zanjatijah po discipline «istorija otechestva» [Formation of general cultural competencies of students of a medical university at the lessons on the discipline «history of the fatherland»]. Mezhdisciplinarnyj podhod v formirovanii obshhekul'turnyh kompetencij u studentov medicinskogo vuza : mater. vnutrivuz. metod. konf. Saratov. P. 157-161. ISBN 978-57213-0554-2.
7. Tuljaganova, S. O. (2017). Vnedrenie mehanizma distancionnogo obuchenija v process prepodavanija istorii [The introduction of a distance learning mechanism in the process of teaching history]. Nauka bez granic. No 6 (11). P. 144-147. ISSN 2500-1191.
8. Yablochkina, I. V., Melamud M. R. (2006). Prepodavanie otechestvennoj istorii na fakul'tete distancionnogo obuchenija: opyt i problemy [Teaching Russian history at the Faculty of Distance Learning: Experience and Problems]. Vestnik Rossijskogo jekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plehanova. No 2. P. 3-7. ISSN 2413-2829.