■ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Л.Н. Игишева
Кемеровская государственная медицинская академия, Кафедра факультетской педиатрии,
г. Кемерово
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Представлен обзор отечественных исследований по проблеме комплексной оценки здоровья детей школьного возраста. Авторы особое внимание уделили использованию автоматизированных систем для мониторинга параметров здоровья школьников в современных условиях.
Ключевые слова: здоровье, школьники, мониторинг, автоматизированные системы, информационное обеспечение, прогноз.
Самое совершенное — это организм в его целостном восприятии [1]. Современный взгляд на человека, несмотря на утвердившийся в науке системный подход, продолжает опираться на аналитическую парадигму. Так, определение Всемирной организации здравоохранения трактует здоровье через категорию «состояние» и связывает его с физическим, душевным и социальным благополучием, а не только с отсутствием болезней и физических недостатков [2]. Под соматическим (физическим) уровнем понимают совокупность статических (морфологических) и динамических (функциональных) физических свойств конкретного лица, которая позволяет ему адаптироваться к окружающей действительности. Психологическое здоровье — это такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, формировать собственные модели поведения при реализации биологических и социальных функций. Социальное здоровье человека опирается на формы поведения личности, дающие адекватное существование человека в обществе с точки зрения их согласованности при реализации материальных, духовных и социальных задач [3].
С уровнем физического развития (ФР) взаимосвязаны другие параметры здоровья. Практически любое заболевание, неадекватное питание, дефекты ухода и воспитания, неблагополучие окружающей среды отражаются на процессах роста и развития [4]. Важно, что ФР отражает не моментальную характеристику состояния, а его динамику. С этих позиций ФР понимается как процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма. ФР в каждый период жизни — это ком-
плекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность [5].
Развитие и рост ребенка — непрерывный процесс с возможными вариациями индивидуальных темпов нормального физического развития. Детерминируется рост и развитие факторами наследственности. Генная регуляция обмена веществ и энергии дополняется все более совершенной нейроэндокринной регуляцией, связывающей генетическую программу развития с условиями внешней среды. Так, обеспечивается влияние на рост и развитие средовых факторов: экопатоген-ных, стрессов, социальной депривации, гиподинамии, недостаточности питания, низкого уровня профилактического наблюдения [6]. В связи с этим, ведущие параметры ФР (длина тела, масса, окружность груди) являются ценными показателями, отражающими воздействие на организм ребенка как положительных, так и отрицательных факторов [7]. Если рост человека в большей степени зависит от генетической программы, то для других параметров ФР менее значима наследственность и, соответственно, наиболее тренируемыми физическими качествами являются координационные возможности (ловкость) и общая выносливость. В большой степени поддается изменениям в результате внешних воздействий, питания масса тела. В настоящее время наиболее точные данные о состоянии питания дает анализ весоростовых индексов, наибольшее внимание уделяется индексу Кетле 2 с центильным распределением его по возрасту [8].
Апанасенко Г.Л., на основе параметров физического развития, разработал экспресс-оценку соматического здоровья, определяющую пять уровней успешности физического здоровья: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Методика осно-
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
вана на зависимости между общей выносливостью, объемом физиологических резервов и проявлением экономизации функций кардио-респираторной системы. В качестве критерия резерва и экономизации функций автор рассматривает время восстановления ЧСС до исходного уровня после дозированной физической нагрузки (20 приседаний за 30 сек.). Также используется двойное произведение в покое (ДП), величина которого определяется по формуле ЧСС х САД / 100, а стандартные показатели представлены в справочном материале для педиатров.
В общую формулу оценки физического здоровья включены критерии резерва внешнего дыхания — жизненная емкость легких, отнесенная к массе; мышечной системы — динамометрия более сильной кисти, отнесенная также к массе. Все показатели ранжированы, и каждому рангу присвоен свой балл. Общая оценка соматического здоровья определяется суммой баллов: 3 и меньше — ниже среднего, 4-6 — низкий, 12-15 — выше среднего, 16-18 — высокий. В своих работах Апанасенко Г.Л. доказал наличие зависимости заболеваемости от показателей успешности физического развития [9, 10].
Рост сопровождается качественными изменениями функционирования основных физиологических систем, которые обеспечивают их работу в новых условиях. Чередование процессов роста и дифферен-цировки является естественным биологическим маркером возрастного развития, в каждом из которых имеются свои специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов. Это определяет необходимость соотносить состояние организма, как по морфологическим, так и по функциональным параметрам, на каждом этапе возрастного развития [11].
Контроль за развитием детей и состоянием их здоровья в России осуществляется по методике комплексной оценки состояния здоровья в процессе скрининговых и углубленных медицинских осмотров [12, 13]. На основании четырех критериев (первый — наличие и отсутствие в момент обследования хронических заболеваний, второй — функциональное состояние основных органов и систем организма, третий — уровень достигнутого развития и степень его гармоничности, четвертый — степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям среды) дети относятся к одной из 5 групп здоровья. Поскольку распределение по группам здоровья проводится врачом, основным критерием принадлежности к группе по-прежнему является отсутствие или наличие болезни и степень ее компенсации, диагностика которого зависит от субъективного фактора — квалификации врача. В связи с этим, в различных регионах России доля детей 1-й группы колеблется от 5 до 40 % [2, 14].
Академик Вельтищев Ю.Е., при оценке коллективного здоровья детей, выделяет 4 группы их медицинского здоровья. Автор не разделяет детей с хроническими заболеваниями по степени компенсации, 4-я группа — это дети-инвалиды. По состоянию социального здоровья дети так же разделяются на 4 группы, четвертая группа включает в себя 4 и 5 группы
«социальной дееспособности» по С.М. Громбаху. При этом медицинские и социальные группы могут не совпадать, каждая группировка выполняет свои функции [14].
В рамках системы «здоровье — нездоровье» есть не только две крайние рубрики. Целый ряд симптомов или жалоб, как писал Авиценна, попадает в категорию так называемого третьего состояния, «...третье состояние по Галену, не есть ни здоровье, ни болезнь — либо по причине отсутствия полного здоровья, как бывает с телом стариков, выздоравливающих, и детей, либо по причине совпадения обоих состояний одновременно ...».
Главной особенностью ребенка, его наиболее сущностным свойством, принципиально отличающимся от взрослого, как уже отмечалось, является развитие. К пограничным состояниям развития следует относить критические состояния развития и адаптирующее, дисгармоничное развитие. Пограничные состояния внешне неотличимы от болезней, поскольку сопровождаются и клинической, и функциональной симптоматикой, но этиологически связаны с закономерными для возрастного развития кризисами, при отсутствии внешних отягощающих факторов, прогноз их благоприятный, а лечение не только бесполезно, а и вредно. У детей школьного возраста — это веге-то-сосудистые дистонии и, связанные с ними, асте-но-невротические состояния, патология желудочнокишечного тракта, остеопорозы, тенезопатии, фибромиалгии [15].
Одним из методологических подходов к решению задач оценки здоровья является диагностика третьего состояния, называемая донозологической, которая получила распространение в практике массовых профилактических исследований населения, в том числе детского. Оценка уровня здоровья в донозологичес-кой диагностике, которая основана на представлении о тесной связи между адаптационными возможностями организма и заболеваемостью, позволяет выделять 4 класса состояний:
- состояние здоровья с достаточными адаптационными возможностями организма;
- донозологические состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем;
- преморбидные состояния, которые характеризуются снижением функциональных возможностей организма, и проявляются в виде двух стадий: а) с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма; б) с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но, благодаря механизмам компенсации, проявление заболеваний может быть выражено или находиться в начальной фазе и имеет компенсаторный характер;
- состояние срыва адаптации с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации [16].
■ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Щедрина А.Г. важнейшими элементами здоровья, его признаками (по аналогии с признаками, симптомами болезни) выделила: уровень и гармоничность физического развития, резервные возможности организма, уровень неспецифической резистентности и иммунологической защиты, уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития, способность выводить метаболиты. Каждый из названных признаков представляет собой самостоятельную качественность, которая может иметь количественное выражение. В зависимости от последнего (степени развития, проявления), они могут позитивно или негативно влиять на здоровье как целостное состояние. Признаки, характеризующие здоровье, сами по себе являются целостностями, интегрально отражающими различные стороны здоровья. Они могут быть выражены количественно, соподчинены и логически связаны друг с другом. В отличие от предыдущих исследователей, автор предлагает учитывать сферу разума, сугубо человеческое свойство. Именно через сферу разума следует искать связь здоровья с образом жизни. Без учета личностных качеств, осознанности поведения, степени активности в поддержании здорового образа все профилактические и оздоровительные программы будут иметь «обезглавленный» характер и заранее обречены на неудачу [17].
Школьники — это контингент здоровых лиц, среди которых проводится обязательная диспансеризация, т.е. активное наблюдение, обеспечение правильного развития и сохранения здоровья, а также предупреждение заболеваний [18]. До настоящего времени диспансеризация только обеспечивает данными о распространенности заболеваний и выявление больных. Уровень организации и степень автоматизации не позволяют решать все задачи диспансерного метода и осуществлять эффективный мониторинг здоровья детей [19].
Интенсивно развивающаяся в последние годы информатизация медико-профилактической службы может в перспективе обеспечить сбор, обработку, накопление и хранение полноценной информации о каждом ребенке, начиная с антенатального периода, до момента передачи его под наблюдение во взрослую сеть. При этом достигается интеграция данных, локальные вычислительные сети отдельных подразделений могут объединяться по горизонтальным и вертикальным связям. При этом данные по диспансеризации, получаемые в поликлинике, консультативно-диагностическом центре, стационарах, специализированных центрах, при обследованиях в образовательных учреждениях, будут доступны врачу любого из этих учреждений [20].
Воронцов И.М., описывая автоматизированную систему АСПОН для детей раннего возраста, утверждает, что информационной основой мониторинга состояния здоровья ребенка служит унифицированная и формализованная существующая медицинская документация — дородовые первичные врачебные и сестринские патронажи, эпикриз новорожденного,
этапные эпикризы (форма 112), карта наблюдения за хроническим больным (форма 30). При этом кодированию подлежит только информация об отклонениях от нормы. Благодаря этому, в базе данных накапливается информация о генеалогическом анамнезе, антенальном и перинатальном анамнезе и истории развития и роста ребенка. Таким образом, эпикризы обеспечивают формирование машинного аналога истории развития ребенка. Это позволяет осуществлять функционирование двух подсистем — контроля профилактических осмотров и формирование групп риска. Подсистема контроля массовых профилактических осмотров детей раннего возраста позволяет следить за периодичностью наблюдения, его соответствием декретированным срокам, отмечать нарушения сроков. На практике уже работают созданные автоматизированные информационно-поисковые системы («Диденас», «Аспон-Дт», PRISM, «Кронос», автоматизированные рабочие места врача-педиатра и др.). Подобные системы нацелены на сбор минимально достаточного объема информации в сжатые сроки, ее компьютерную обработку по оригинальным решающим правилам и формирование объективного интегрального заключения в рамках донозологи-ческой и нозологической диагностики. В сочетании с данными об экологической обстановке и социальном статусе, это обеспечит информационную базу компьютерного мониторинга развития детей, основывающегося на концепции континуума переходных состояний здоровья развивающегося организма [20].
Перспективной формой реализации задач охраны и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса на нынешнем социально-экономическом этапе являются программы валеологического мониторинга детей, подростков и педагогов, которая должна служить основой сотрудничества органов образования, здравоохранения, социальной защиты, общественности, школы и родителей. Технология осуществления валеологического мониторинга предусматривает разработку положения о валеологической службе образовательного учреждения; пакета документов по организации валеологической службы; программы пси-холого-валеологической экспертизы учебно-воспитательного процесса, гигиенического паспорта образовательного учреждения [21, 22].
В настоящее время компьютеризируются и совершенствуются системы съема (регистрации параметров) и получения результатов, предложены различные варианты программно-технических комплексов [23, 24]. Работают и созданные на основе теории функциональных систем и положений информационной медицины приборы и комплексы: «Стражи здоровья», «Детектор интеллекта», «Санатрон», полиметричес-кая система интегральной оценки состояния человека [25]. Применяются информационные продукты для хранения и обработки данных о состоянии здоровья [26, 27]. В современных условиях возникла потребность изменения организационных и инструментальных особенностей слежения за состоянием здоровья детей. Мониторинг, как методология научного познания сложнейшего биосоциального явления,
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ■
каким является здоровье, устойчиво внедряется в научно-практическую деятельность медицины и образования [28].
Отношение к здоровью, как к целостному состоянию организма, делает реальной проблему его прогнозирования, сохранения и улучшения. При этом имеет значение достаточно раннее выявление ухудшений общего состояния или работоспособности с таким временем упреждения, которое было бы достаточным для проведения соответствующих профилактических или корректирующих защитных мероприятий [29, 17].
Известно, что медицинский прогноз — это всегда результат творческой деятельности врача, его активного освоения «информационного пространства», связанного с конкретным случаем заболевания. Объектом медицинского прогноза является болезнь. Субъектом выступает человек, в нашем случае — дети школьного возраста. Одним из основных, фундаментальных свойств медицинского прогноза является то, что он может вызвать у субъекта целенаправленную деятельность, которая ведет к изменениям в структуре объекта, «эффект Эдипа». Суть последнего заключается в следующем: как только прогноз становится известным, заинтересованные лица (врач, другие работники службы здоровья в школе, сам обучающийся) предпринимают сознательные действия, направленные на минимизацию отрицательного результата. Это, в конечном итоге, меняет вектор рассматриваемой системы и не дает реализоваться негативному прогнозу [30, 31]. Прогноз обязан предусматривать пути управления системой. Остается актуальной задачей современной медицины, а профилактической особенно, проблема создания прогностических моделей, предусматривающих активное влияние на прогнозируемое явление — здоровье человека.
Большое значение для проведения оценки эффективности работы по улучшению здоровья имеют качественный и оперативный сбор достоверной, объективной информации о его параметрах, формирование базы данных, позволяющей хранить огромные массивы информации и, при этом, реализовывать возможность ее извлечения в необходимых объемах и комбинациях для качественного оперативного анализа. Поэтому в концепцию информационной системы слежения параметров адаптации и здоровья детей школьного возраста и созданную на ее основе модель медико-физиологического мониторинга были включены функциональные дополнительные компоненты системной организации, отображающие входные данные (профилактические, оздоровительные, реабилитационные мероприятия) и выходные данные (параметры здоровья, измененные под их влиянием). Построена данная система по архитектуре клиент-сервер. Информационная база реализована на СУБД (системе управления баз данных) Microsoft SQL Server. Общий принцип работы всех клиентских функций состоит в выполнении запросов, формировании необходимых наборов данных, что позволяет изучить взаимодействие характеристик состояния организма исследуемых детей, оценить эффективность оздоровительных воздействий [32].
Таким образом, несмотря на успехи, достигнутые в информационном обеспечении оценки и контроля состояния здоровья детской популяции, эта проблема сегодня требует дальнейшего изучения и совершенствования уже созданного.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К. Анохин. - М., 1975. - 248 с.
2. Социальная гигиена и организация здравоохранения /под ред. Ю.П. Лисицина. - Казань, 1998. - 697 с.
3. Кураев, Г.А. Психофизиологические представления о формировании, развитии и сохранении здоровья человека /Г.А. Кураев, Б.В. Войнов //Вестник новых медицинских технологий. - 2004. -№ 1-2. - С. 5-6.
4. Вельтищев, Ю.Е. Рост ребенка, закономерности, нормальные вариации, нарушения роста и их коррекция: лекция /Ю.Е. Вельтищев //Рос. вестн. перинатологии и педиатрии: приложение. - М., 1998. - 77 с.
5. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков /В.Р. Кучма. - М.: Медицина, 2001. - 387 с.
6. Воронцов, И.М. К обоснованию некоторых общеметодологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии /И.М. Воронцов //Методология и социология педиатрии: сб. науч. тр. - СПб., 1991. - С. 5-27.
7. Каширская, Н.Ю. Методы исследований физического статуса в педиатрии /Н.Ю. Каширская, Н.И. Капранов //Рос. вестн. перинато-логии и педиатрии. - 2002. - № 6. - С. 26- 30.
8. О подходах к оценке состояния питания у детей /В.В. Юрьев, Н.Н. Воронович, О.Ю. Паршуткина и др. //Педиатрия. - 2004. -№5. - С. 102-105.
9. Апанасенко, Г.Л. Уровень соматического здоровья, его связь с физическим развитием и прогнозирование заболеваемости у подростков /Г.Л. Апанасенко, В.К. Казакевич, Л.Д. Коровина //Валеоло-гия. - 2003. - № 1. - С. 19-24.
10. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология /Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.
11. Баранов, А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков /А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина //Рос. педиатрический журнал. - 2000. - № 5. -С. 5-12.
12. Громбах, С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков /С.М. Громбах //Вестн. АМН СССР. - 1981. - № 1. -С. 29-34.
13. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детских садов и школах: метод. пособие /под ред. Г.Н. Сердюковской. - М., 1995. - 121 с.
14. Вельтищев, Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России /Ю.Е. Вельтищев //Рос. вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. -№1. - С. 5-9.
15. Воронцов, И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача /И.М. Воронцов //Рос. педиатрический журнал. - 1999. -№ 2. - С. 6-13.
16. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей и риска развития заболеваний /Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М., 1997. -237 с.
17. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты /А.Г. Щедрина. - Новосибирск, 2003. - 164 с.
с/^пъи^1явс>^узбассе №1(32) 2008
■ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
18. Большая медицинская энциклопедия /гл. ред. Б.В. Петровский. -М.: Сов. энциклопедия, 1977. - Т. 7. - С. 355.
19. Новые подходы к мониторингу здоровья школьников /А.Г. Румянцев, Д.Д. Панков, С.М. Чечельницкая и др. //Рос. педиатрический журнал. - 2004. - № 3. - С. 4-7.
20. Кобринский, Б.А. Континуум переходных состояний организма и мониторинг динамики здоровья детей /Б.А. Кобринский. - М., 2000. - 155 с.
21. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: уч. пособие. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
22. Физиологические основы здоровья /под ред. Р.И. Айзмана, А.Я. Тернера. - Новосибирск, 2001. - 524 с
23. Айдаралиев, А.А. Комплексная оценка функциональных резервов организма /А.А. Айдаралиев, Р.М. Баевский. - Фрунзе: Илим, 1986. - 195 с.
24. Комаров, Г.Д. Полисистемный саногенетический мониторинг /Г.Д. Комаров, В.Р. Кучма, Л.А. Носкин. - М., 2001. - 343 с.
25. Дмитриева, Н.В. Полипараметрическая технология доклинической диагностики состояния здоровья человека /Н.В. Дмитриева,
О.С. Глазачев //Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. - 2001. - № 6. - С. 41-45.
26. Гусев, А.В. Информационная система в медицине - концептуальная модель /А.В. Гусев., И.П. Дуданов, Ф.А. Романов //Иир://ка-relia.ru
27. Мажаров, В.Ф. Информационно-аналитическая модель социальногигиенического мониторинга на региональном уровне /В.Ф. Мажа-ров: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. - Кемерово, 2002. - 49 с.
28. Баранов, А.А. Социальные и организационные проблемы педиатрии /А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий. - М., 2003. - 512 с.
29. Судаков, К.В. Теория функциональных систем и профилактическая медицина /К.В.Судаков //Вестник РАМН. - 2001. - № 5. -С. 7-14.
30. Пономарев, С.Б. Очерки прогнозирования в кардиологии /С.Б. Пономарев, Л.А. Лещинский, И.Г. Русяк. - Ижевск, 2000. - С. 11-76.
31. Гвишиани, Д.М. Прогностика /Д.М. Гвишиани, В.А. Лисичкин. -М., 1968. - 91 с.
32. Игишева, Л.Н. Системный подход к оценке состояния здоровья и реабилитации в условиях образовательной деятельности /Л.Н. Иги-шева: Автореф. дис. . докт. мед. наук. - Новосибирск, 2006. - 38 с.
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ЗАВИСИТ ОТ УРОВНЯ ГОРМОНА С точки зрения эволюции, мать крайне заинтересована в благополучии своих детей. Тем не менее, у одних матерей инстинкт проявляется сильнее, чем у других. По данным нового исследования, силу любви матери к ребенку можно оценить по уровню гормона окситоцина в крови. Известно, что у животных окситоцин, который также называют "гормоном любви и привязанности", влияет на родительское поведение, выделяется при половых контактах, участвует в поддержании близких отношений. Животные, у которых не выделяется окситоцин, меньше заботятся о своем потомстве, реже вылизывают детенышей. При этом влияние гормона на человеческие отношения изучалось крайне мало.
Группа ученых из Университета Бар-Илан (Израиль) провела исследование с участием 62 беременных женщин. В крови участниц исследования трехкратно измерили уровень окситоцина: в первом триместре беременности, в третьем триместре и в первый месяц после родов. Ученые также наблюдали за процессом общения матери и ребенка: как часто мать смотрит на ребенка, прикасается к нему, разговаривает с ним особым образом и т.д.
На основании этих наблюдений и бесед с матерями ученые делали вывод о силе привязанности к ребенку. Эти данные сопоставили с уровнем окситоцина в крови женщин. Уже в первом триместре беременности уровень окситоцина предсказывал силу материнской привязанности. Женщины с наиболее высоким уровнем окситоцина сильнее всего заботились о своих детях. Играл роль и уровень окситоцина на протяжении беременности и после родов.
Вероятно, окситоцин готовит женщину к роли матери. Этот гормон влияет как на поведенческие, так и на психические аспекты материнской привязанности. Если посмотреть шире, то получается, что в основе формирования привязанности у разных видов лежат одни и те же механизмы.
Источник: www.medlinks.ru