№ 5'2015 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
ISSN ON-LINE 2409-6652 _vestnik.mgup.ru
УДК 004.42
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПОИСКА ФОТОГРАФИЙ
Арсентьев Дмитрий Андреевич
доцент кафедры информатики и информационных технологий, кандидат технических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А аёшт@к1-еёи. ги
Малородов Михаил Алексеевич
студент кафедры информатики и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А 79160714 759@уа. ги
Аннотация. Рассматриваются фотобанки, их возможности, а также возможности их применения в образовании.
Ключевые слова: фотобанк, развитие, возможности, образование, фотостоки, Royalty Free, лицензия, фотографии.
Фотобанк — это банк графической информации, который обеспечивает взаимодействие между фотографами и их клиентами. Фотобанк продает фотографии как знаменитых мастеров, так и фотолюбителей и получает определенный процент от каждой сделки.
Искусство фотографии было актуально с первых дней своего существования. В связи с развитием предпринимательства все больше компаний нуждалось в визуальном материале для оформления своих рекламных текстов. Понимание того, что купить уже готовое изображение намного проще и дешевле, чем сделать эксклюзивный материал, а также увеличение количества фотографий у фотографов привели к тому, что в 1960-х гг. впервые за всю историю фотографии появились компании, которые помогали фотографам искать клиентов [1]. Такие компании стали называть себя фотобанками. Крупнейшие фотобанки основаны на базе архивов новостных агентств.
Первые фотобанки образовались в США и Канаде, странах, где наказание за нарушение закона об авторском праве довольно жесткие. С появлением интернета этот бизнес начал быстро развиваться, ведь в Сети постоянно растет количество рекламы, сайтов, журналов и прочего контента, для оформления которого необходимы фотографии.
Благодаря фотобанкам у издателей отпала необходимость содержать целый штат фотокорреспондентов, ведь теперь фотографии можно быстро, удобно и законно приобрести в интернете.
Такие хранилища изображений стали называться микростоками (стоками, фотостоками). Отличительная черта микростока заключается в том, что в таких организациях изображения покупаются по лицензии Royalty Free [2]. Такой тип лицензии позволяет продавать изображения бесконечное число раз (продажи хороших фотографий достигают 500 раз в год). При продаже фотографии все права на изображение остаются у автора. Покупатель платит только один раз в момент совершения покупки. Потом он может использовать изображение много раз
без необходимости платить за каждое использование фотографии.
Достоинства Royalty Free лицензии:
• дешевизна фотографий (обычно 1-10 долл.);
• огромный выбор фото (архивы крупных фотобанков насчитывают более 1000 изображений);
• простота покупки;
• возможность использования изображения по своему усмотрению.
Недостатки лицензии Royalty Free:
• фотографии не являются эксклюзивными (их могут купить десятки человек);
• возможные ограничения, накладываемые на тираж и способы использования изображения. Extended Royalty Free - тип лицензии, при котором
покупатель может использовать изображение как часть коммерческого проекта. В разных фотобанках этот тип лицензии определяется по-разному [3]. Стоимость фотографии, приобретенной по этой лицензии, составляет 5-50 долл.
В отличие от микростоков, традиционные фотобанки (макростоки) рассчитаны на профессиональных фотографов и покупателей (крупные издательства, рекламные агентства). В макростоках стоимость фотографии рассчитывается в зависимости от возможности применения данного изображения и тиража. Как правило, цена одной фотографии может достигать десятков тысяч долларов. Клиенты макростоков также получают список с указанием предыдущих публикаций изображения — досье продаж, — что позволяет создавать эксклюзивный материал. Такие методы совершения покупки регламентируются лицензией Right managed (Rm). Традиционные банки работают только с профессионалами, они подобны закрытому клубу с ограниченным доступом. Лицензия Rights Managed подразумевает последовательное использование фотографии разными покупателями.
№ 5'2015 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
ISSN ON-LINE 2409-6652 _vestnik.mgup.ru
Преимущества Right Managed для покупателей:
• известны все предыдущие использования этой фотографии.
Преимущества Right Managed для фотографов:
• точная информация о покупателе и методе использования изображения;
• высокая цена изображения;
• обязательное упоминание имени автора (копирайт).
К недостаткам Right Managed для покупателей можно отнести:
• сложный и малопонятный алгоритм ценообразования;
• возможность использовать изображение только в целях, которые были предварительно оговорены.
К недостаткам Right Managed для фотографов можно отнести:
INFORMATION SYSTEMS SEARCH PHOTOS
Dmitry Andreevich Arsentyev
Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A
Mihail Alekseevich Malorodov
Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A
Annotation. This article discusses the photobanks, their opportunities, and the possibility of their use in education.
Keywords: photobank, developing, opportunities, photostock, Royalty Free, license, photos.
• очень редкие продажи из-за высокой цены и конкуренции;
• необходимость отслеживать продажи изображения в других RM-фотобанках.
•
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ландэ Д.В., Снарский А.А., Безсуднов И.В. Интернетика: Навигация в сложных сетях: модели и алгоритмы — M.: Либроком (Editorial URSS), 2009. — 264 с.
2. Маннинг К., Рагхаван П., Шютце X Введение в информационный поиск. — Вильямс, 2011.
3. Колисниченко Д.Н. Поисковые системы и продвижение сайтов в Интернете. -М.: Диалектика, 2007. — 272 с.